Но не в этом грустное положение дела, а в том, что такая фельетонная грязная клевета представляется как неоспоримый факт государю императору. Еще грустнее, что она представляется государю, пройдя через руки целой длинной серии чинов м и д , и ни одному из них даже и в голову не пришло, что этот фельетон есть не евангельская истина. Донесение писано 17 января, оно должно было дойти до Константинополя около 25, Яковлева оно не застало, но неужели Зиновьеву не пришло в голову вместо того, чтобы давать дальнейший ход донесению едва соскочившего со школьной скамьи фельетониста, послать это донесение обратно в Иерусалим к Яковлеву и потребовать проверки и объяснений. Нет, такой пасквиль, как какая-то непререкаемая истина, посылается дальше, доходит до государя, до Вас. К счастью, что на дороге Вы, а не будь Вас? Оклеветают меня в фельетоне, я по крайней мере могу привлечь к суду клеветника. Оклеветают меня в официальном донесении, я не найду ни суда, ни расправы, мало того, я даже не узнаю. Зло сделано, а клеветник получит одобрительный лист за интересные и содержательные донесения. Согласитесь, Ваше Высокопревосходительство, что при таком положении дел руки опускаются что-нибудь делать. Но возвращаюсь к сути дела. Донесение написано 17 января, за четыре дня до приезда Яковлева в Иерусалим, конца калифата на час Евреинова, а за тем, как смею надеяться, кончились клеветнические донесения, так потешавшие м и д . Во всяком случае, фельетонов, и тем более клеветнических, от Яковлева получать не будем, и донесение Евреинова можно считать последней его парфянской стрелой, за которую он, конечно, получит повышение – чин или орден. Что касается до арх. Рафаила, то я его не защитник, до назначения я его никогда не видал и не я его предлагал. Но в четырехлетнюю его деятельность я к нему внимательно присмотрелся и должен с полной откровенностью высказать мое глубокое убеждение, что он лишь хороший монах и хороший хозяин. Бесспорно, ни ума, ни тонкости, ни 40-летней опытности Антонина у него нет, но все эти качества спасли ли его предшественников? Преосв. Кирилл так и погиб, арх. Леонида спас блаженной памяти митрополит Филарет, арх. Антонина – Вы 1006 . Значит, дело не в уме, опытности или академическом образовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С.-Петербург 11 ноября 1897 г. Подлинник Милостивый государь Валериан Всеволодович При Высочайшем утверждении 27 января 1890 года новых штатов Русской Духовной Миссии в Иерусалиме было между прочим постановлено: «2. Начальник Русской Духовной Миссии определяется и увольняется указом Святейшего Синода, определение и увольнение остальных членов Миссии и служащих при оной зависит непосредственно от начальника Духовной Миссии. 6 . Жительство в доме Духовной Миссии лиц женского пола строго воспрещается». Ныне при исполнении этих двух постановлений встречается следующее затруднение: некоторые из уволенных членов и служащих в Духовной Миссии, а также семейные певчие, ссылаясь главнейше первые на неимение средств к возвратному пути в Россию, а вторые на неполучение квартирных денег, продолжают жить в доме Русской Духовной Миссии, позволяя себе при этом разные поступки, которые не могут быть допускаемы в благоустроенном монастыре. Поэтому, сделав распоряжение о выдаче увольняемым членам и служащим в Духовной Миссии при отъезде их в Россию не в зачет месячное жалованье и путевые деньги для проезда в Россию иеромонахам, иеродиаконам и регенту в размере 268 фр., прочим же служащим в размере 67 фр., а также на выдачу семейным певчим квартирных до 600 фр. в год из остатков от штатных сумм по содержанию Миссии, обращаюсь к Вашему Превосходительству с покорнейшею просьбою сделать зависящее распоряжение, чтобы генеральное консульство в Иерусалиме по заявлениям начальника Духовной Миссии и приеме от него причитающихся денег принимало меры к действительному выселению из дома Миссии как уволенных членов и служащих Миссии, так и семейных певчих. Кроме того, в Русской Духовной Миссии встречается еще один вопрос, значительно мешающий ей в правильном отправлении ее обязанностей и к отстранению которого буду убедительно просить содействия Вашего Превосходительства. На земле, принадлежащей Русской Духовной Миссии, в селении Айн-Карем (евангельской Горней), с разрешения бывшего начальника Миссии, ныне покойного о. архимандрита Антонина, поселилось до ста русских женщин, образуя из себя монашескую общину, причем многими из них, отчасти на собственные средства, отчасти при пособии о. Антонина, были выстроены отдельные домики на общеупотребительных в русских монастырях правилах, что выстроенный таким образом домик составляет неотчуждаемую собственность строительницы до ее смерти и затем переходит в полную собственность Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И, несмотря на все описанные нами недоразумения и шероховатости в сношениях с патриархом, педагогическая просветительная деятельность Палестинского Общества и за годы 1886–1887 продолжала, однако же, делать заметные успехи в Палестине и идти по намеченному пути вперед. Открытая 3 октября 1885 года женская школа в Назарете сразу же завоевала себе полные симпатии местного населения, которое дало этой школе до 85 учениц в первый же год ее существования. Она получает, по предложению В. Н. Хитрово , серьезную организацию и делается предметом особенного внимания Общества: для развлечения детей и обучения их пению высылается сюда фисгармония, а для обучения рукоделию – швейная машина. К первоначальной смете расходов прибавляются дополнительные расходы и цифра их достигает 2,400 руб. Первоначальное помещение школы в доме Кафар-Тануса, получившего в награду 400 фр., за теснотой его, оставляется и подыскивается более просторное, причем с января 1887 г., по распоряжению Д. Д. Смышляева, на содержание школы ассигнуется прибавка в 400 руб. При школе организован был по понедельникам специальный класс чтения Евангелия для приходящих взрослых женщин. Нужно, впрочем, заметить, что успеху этой школы на первых порах в значительной степени содействовала весьма энергичная начальница М. С. Савельева, оставившая в 1888 г. службу в Назарете и замененная С. М. Бакуниной, которая Обшеству принесла потом немало огорчений. 3 сентября 1886 г. был открыт в Назарете пансион для приготовления сельских учителей. Освящение пансиона совершал торжественно владыка назаретский Нифонт. Начальником пансиона назначен был уже давно намеченный Обществом на эту должность А. Г. Кезма. Учеников в пансион было принято, после поверочных испытаний в знании арабского чтения и 4-х правил арифметики, шесть беднейших сирот полными пансионерами и 5 приходящими в возрасте от 12 до 14 лет. Двое из них были – ученики Мждельской русской школы, а остальные – ученики патриаршей школы. 24 мая 1886 г., по ходатайству А. Г. Кезмы, на содержание пансиона ассигновано добавочных 1175 франков. Помещением для пансиона послужило прежнее помещение женской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Итак, здесь Никон причиною оставления им патриаршей кафедры выставляет то единственное чисто случайное обстоятельство, что царь не дал ему управы на Богдана Матвеевича Хитрово, публично ударившего патриаршего стряпчего князя Мещерского. Но, очевидно, эта причина была слишком ничтожна сама по себе и ради нее, конечно, не стоило оставлять патриаршую кафедру. Это хорошо понял Никон и потому в других случаях, чтобы не показаться мелочным и вздорным человеком, постарался указать другие более серьезные причины оставления им патриаршего престола. Так, в письме к Паисию Лигариду, в июне 1662 года, Никон заявляет; он потому оставил патриаршую кафедру, что царь стал гневаться на него, удаляться его, перестал ходить к церковным службам туда, где служил он, Никон, что «прислал к нам в келию единого от своих со многими неправедными словами поносными, и мы-то слыша его прещение и гнев без правды, помыслили дати место гневу, понеже стало быти не у чего, – суд и всякая церковная управления царская держава восприят и нам быти стало не у чего. И по совершении святой литоргии, елико достойно яже о себе, во святой церкви пред Богом и всеми людьми о всем засвидетельствовахом, и до царского величества посылал ключаря, да весть о нашем отхождении, яко ничтоже Божией церкви лукаво сотворихом, и се гнева ради твоего неправедного, повинуясь евангельскому словеси: аще гонят вас из града, бежите во ин град» 1168 ... Значит Никон, по этому его заявлению, оставил патриарший престол не потому, что царь не дал ему удовлетворения за оскорбление его стряпчего, и даже не потому только, что царь на него гневается без правды, напрасно, но, главным —359— образом, потому, что царь отнял у Никона и захватил в свои руки весь церковный суд и все церковное управление, так что патриарху не у чего стало оставаться и он, поэтому, оставил свой престол. В своей грамоте к константинопольскому патриарху Дионисию Никон заявляет, что когда царь не дал ему удовлетворения по делу князя Мещерского, в чем Никон увидел публичное поругание его патриаршего сана, когда царь, вопреки обычаю, перестал ходить к тем церковным службам, которые совершал Никон, когда прислал к нему сказать, чтоб он впредь не смел называться великим государем и царь почитать его более не будет; тогда, говорит Никон, исповедав гнев царя пред всем народом, «яко гневается царь без правды, сего ради и в церковное собрание нейдет», решил удалиться в пустынное место.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каждый из двадцати четырех гимнов в честь Богоматери проиллюстрирован отдельной миниатюрой. Иллюстрация завершает или – чаще – начинает столбец текста и заключена в ограничивающую ее со всех сторон рамку. Краски и золото сплошь покрывают пергамен, усиливая сходство композиций со станковыми произведениями. Миниатюры расположены довольно часто, так как иллюстрируют короткие, вполне определенные части текста. Композиции всех миниатюр отличаются четкостью и строгостью. Художник предпочитает центрический принцип в расположении элементов композиций. Архитектура принимает активное участие в их построении, составляя фон для фигур и тем самым усиливая значение последних. Пещера, перед которой сидит Богоматерь, создает вокруг ее фигуры как бы ореол. Стена, соединяющая постройки, повторяет движение персонажа. Эмоциональная выразительность миниатюр, динамизм их композиций сочетаются с несколько небрежным, но по-своему экспрессивным рисунком. Пропорции фигур далеки от классических. Нижние части тел укорочены, ноги часто согнуты в коленях. Колорит определяется обильным введением золота. Оживление придает введение красного цвета в виде штрихов или точек. В оформлении этой рукописи большую роль играют инициалы зооморфного типа. Они состоят из изображений животных с вытянутыми туловищами, объем которых выявляется светотеневой моделировкой. Птицы и звери изгибами своих тел образуют должные очертания буквы. Часто одно животное выходит из пасти другого: вместе они составляют единый жгут, рисующий букву. Под влиянием инициалов зооморфного типа, распространенных в константинопольских кодексах конца XIV века, возникли подобные заглавные буквы и в особой группе русских рукописей, таких, как Евангелия Хитрово и Кошки в собрании Библиотеки имени В.И. Ленина в Москве, Морозовское в Успенском соборе Московского Кремля и в других. Художники, оформлявшие их, использовали в качестве образца византийские кодексы, привозимые в эти годы в Москву. Лист с заставкой и инициалом. Акафист Богоматери. Третья четверть XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Не стану подробно описывать их дальнейшую одиссею. Важно, конечно, не их учение, аберрации ума человеческого неисчислимы, важны не споры и пререкания их между собою и с евангелическою общиною в Иерусалиме. Важно то, что теперь, через 13 лет, мы имеем в Святой земле немецкую колонию, состоящую из 600 лиц, расселившуюся преимущественно двумя почти равными общинами в Кайфе и Яффе. Когда мне пришлось, в ноябре прошлого года, посетить кайфскую колонию, при виде широких улиц, домов с высокими красными крышами и палисадниками, гостиниц с неизбежною беседкой, столами и скамейками для вечернего пивопития, при виде белокурых и голубооких детей с книгами, тетрадями и неизбежным пеналем, возвращающихся из школы, когда встречавшие приветствовали меня на улице столь знакомым мне: Grüss Gott, я воображал себя перенесенным в любой городок южной Германии, а случайно выглядывающая из-за забора или угла дома, стройная пальма, краса Палестины, казалась какою-то аномалией среди полнейшей германской жизни. Но достаточно взглянуть с вершины Кармеля на окружающие колонию обработанные поля, чтоб понять, что это есть сила и сила, перед которою ничто все усилия епископов и протестантских миссионеров. Благодаря этим колонистам ходят ныне дилижансы между Кайфою и Акрою и можно проехать по колесной дороге до Назарета. Яффская колония прежде всего развела целый лес, до 2000 дерев, противолихорадочных евкалипт; между Яффою и Иерусалимом, везут вас, правда пока еще, в открытом шарабане, но с кучером-немцем, который, покуривая свою коротенькую трубочку, тормозит при спусках и сходит с козел при подъемах, как на любой дороге в швабских Альпах. Встретите по дороге досмотрщика над ремонтом шоссе – вы услышите от него немецкую речь, взойдите по пути в гостиницу – все та же Германия. К этой, если так можно выразиться, культурной пропаганде протестантского мира, следует присовокупить еще разные ученые общества и из года в год повторяющиеся ученые экспедиции и путешествия, важные в том отношении, что поддерживают в образованных классах интерес к Святой земле. Но и не в этом одном их польза, эти сотни европейцев, разъезжающих вдоль и поперек по Святой земле, важны еще более, как проводники политического влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

После отозвания Финна, положение епископа несколько улучшилось. К тому же наступили другие времена, Пруссия отрезвилась от своих мистически-религиозных мечтаний, а главное, добившись иметь в Палестине свое собственное евангелическое духовенство, она исключительно занялась немецкою миссией. Гобат до самой же своей смерти, последовавшей в конце апреля 1879 г., продолжал заниматься своими школами, которые он устраивал на собранный в Англии фонд его имени. Соединенное же епископство потеряло почти всякое значение, и назначение на этот раз Англией, на место Гобата, известного палестинолога Барклая, прошло почти незамеченным. Таким образом, единение протестантских общин, о котором мечтали Фридрих Вильгельм IV и Бунзен, перешло в область неосуществившихся идеалов, а самое епископство оказалось бы крайне несостоятельным даже для политических целей, если на помощь к нему не явились бы протестантские миссионеры и колонии. Быстрое развитие протестантской пропаганды в настоящем столетии поражает даже нас, которых XIX век должен был приучить к неожиданному росту многого. В течение 80 лет, с 1800 года, число частных протестантских миссионерских обществ возросло с 7 до 75, число миссионеров с 170 до 8500, основанных ими школ с 70 до 12 000 с 400 000 учеников, наконец, ежегодные доходы с 300/т. р. до 8/милл. р., из которых 5/милл. р. сбираются в Англии, 2/милл. р. – в Америке и 1/милл. р. – в Германии и Швейцарии. Дробясь на множество самых разнообразных общин, начиная от англиканской до стражей храма, протестантские миссионеры различаются еще более по национальностям. Так и в Палестине, английские и американские протестантские миссионеры существенно отличаются от немецких и швейцарских миссионеров. Первые, преимущественно лингвисты, богословы, изредка врачи, получают большое содержание, так, например, иерусалимский епископ 1200 ф. ст. в год при готовом помещении, живут с родным для них комфортом и смотрят на свою миссионерскую деятельность как на добросовестное исполнение всякой другой служебной обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Уже и теперь эта деятельность, по наблюдению лиц, близко осведомлённых о положении инославных учреждений в Галилее, поселяет тревогу в среде латинских и протестантских миссионерских обществ и заставляет их изобретать новые пути и средства пропаганды. Весьма благовременно было бы именно в настоящую минуту придти с материальною поддержкою к Палестинскому Обществу, чтобы помочь ему в осуществлении стоящей на очереди заботы – учредить в Галилее и Сирии ремесленные и земледельческие школы, в которых туземцы, живущие земледельческим трудом и садоводством и придающие огромное значение техническим познаниям, обучались бы приёмам правильного хлебопашества, разведения и обработки винограда и маслин, а также всевозможным ремёслам. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 275, л. 79–90 об. 286 На верхнем поле помета: «Подлинник передан П. П. Николаевскому 18 октября 1900 г. В. Хитрово ». Фирман был выслан в Назарет в связи с началом строительства, руководство которым было возложено на инспектора галилейских учебных заведений ИППО П. П. Николаевского. 291 Выпускницы бет-джальской женской учительской семинарии, приглашённые на работу в назаретскую женскую школу. 295 Горы на окраине Назарета, связываемые с евангельским рассказом о том, как жители города пытались сбросить Спасителя со скалы. 296 В названии зачёркнуты слова «Императорского Православного Палестинского О-ва» и вместо них впереди перед словом «учреждения» вставлено: «Русские». Авторами записки являются, очевидно, A. A. Стасевич и П. И. Ряжский – инспектор галилейских школ ИППО с 1904 г. 297 По турецким законам иностранцы не пользуются правом землевладения в Империи. (Прим. на поле автора Записки.) 298 Константин Аверино (Avgerino) – русский консульский агент в Хайфе в 1863–1874 гг. Он был греческий подданный, хотя неоднократно ходатайствовал о принятии его в русское подданство. 299 Время трапезы и плата за продовольствие положены следующие: а. От 7 до 9 ч. утра чай или кофе с хлебом – 15 коп. б. В 1 ч. пополудни обед из 3-х блюд – 70 коп. в. В 7 ч. вечера ужин из 2-х блюд – 50 коп. г. От 8 1/2, ч. до 9 1/2 ч. вечера чай с хлебом – 15 коп. д. Самовар, подаваемый в комнату, каждый раз – 10 коп. 300 См. отчёт Н. М. Аничкова о посещении школ общества в 1898 г. [Аничков Н. М. Учебные и врачебные заведения Императорского православного палестинского общества в Сирии и Палестине. – Ч. 2. – СПб., 1901. – С. 7.] 302 Учреждения Императорского православного палестинского общества, в 1895/6 году. Отчёт по командировке Д. В. Истомина. 305 Между прочим, после окончания праздничных и воскресных литургий семинаристы с пением тропаря Благовещения во главе шествия сопровождают митрополита из храма до его покоев. 306 См. «Сообщения ИППО» за 1895 г., VII, 3; 1901 г., I, 2; 1905 г., XVI, Ср. Отчёт Н. М. Аничкова о посещении школ общества, т. II, с. 57–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

3 марта 1851 года Екатерина Александровна Хитрово записала в своем одесском дневнике: «Княгиня (Варвара Алексеевна Репнина-Волконская. – В. В .) было предложила читать Пушкина, но он (Гоголь. – В. В .) не согласился и ради Великого поста стал читать Филарета, «как все искали прикоснуться ко Христу» , что и нам возможно через Причастие». Тем самым Гоголь подчеркнул разницу между светским чтением и духовным. «Что заставило о. Матфея потребовать такого отречения? – спрашивает протоиерей Феодор Образцов, завершая свои воспоминания. – Он говорил, что «я считал необходимым это сделать». Предсмертная агония Гоголя продолжалась очень долго, а такое требование было на одном из последних свиданий между ними. Гоголю представлялось прошлое и страшило будущее. Только чистое сердце может зреть Бога, потому должно быть устранено все, что заслоняло Бога от верующего сердца. «Но было и еще…» – прибавил о. Матфей. Но что же еще?.. Это осталось тайной между духовным отцом и духовным сыном. «Врача не обвиняют, когда он по серьезности болезни предписывает больному сильные лекарства». Такими словами закончил о. Матфей разговор о Гоголе». Искусство, литература всегда имели для Гоголя первостепенное значение. «Не мое дело решить, в какой степени я поэт, – писал он Василию Андреевичу Жуковскому 10 января (н. ст.) 1848 года, – знаю только то, что прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьем всей души моей, что оно должно быть свято. И едва ли не со времени… первого свиданья нашего оно стало главным и первым в моей жизни, а все прочее вторым. Мне казалось, что уже не должен я связываться никакими другими узами на земле, ни жизнью семейной, ни должностной жизнью гражданина, и что словесное поприще есть тоже служба». Известно, однако, что участь человека зависит от его устремлений в этой жизни. « Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет » (Лк. 12, 34). В этом смысле искусство (если говорить о нем как имеющем чисто земные цели), всецело обладающее душой человека, становится препятствием к достижению Царства Небесного. В свете Евангельской истины и следует, видимо, понимать требование отца Матфея об «отречении от Пушкина», то есть от такого искусства.

http://pravoslavie.ru/36616.html

21 мая 2008 г. глава Палестинской Национальной Администрации Махмуд Аббас вручил специальному представителю Президента РФ на Ближ. Востоке, заместителю Министра иностранных дел России и заместителю Председателя ИППО А. В. Салтанову документы о передаче в собственность П. П. о. земельного участка в исторической части Вифлеема. Деловой и просветительский центр на этом участке открыт в 2012 г. Было завершено документальное оформление Иоасафовского участка в Иерихоне. Возвращение этого участка имеет огромное значение, т. к. на нем располагается одна из святынь христианства - евангельская смоковница, или дерево Закхея, под к-рым, согласно Евангелию, произошла встреча Иисуса Христа и мытаря Закхея. Раскопки, проведенные по инициативе П. П. о. на Иоасафовском участке Ин-том археологии РАН при участии палестинского Департамента древностей и культурного наследия, представили уникальный мир христ. Иерихона в визант. период. Торжественно открытый в янв. 2011 г. Президентом РФ Музейно-парковый комплекс в Иерихоне стал долговременной научной площадкой для совместной работы российских и палестинских ученых. В 2016 г. в Москве в Центре П. П. о. начала свою деятельность научная б-ка об-ва, основу к-рой составила личная б-ка Щапова. К 2019 г. готовится воссоздание б-ки на Сергиевском подворье в Иерусалиме. Важное значение для совр. жизни об-ва имеет воссозданная в 90-х гг. XX в. связь с РПЦ. Комитет почетных членов П. П. о. возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , а почетными членами являются митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и др. Среди основных факторов, способствующих расширению русского присутствия на Св. земле - подписание в мае 2007 г. Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ, проложившее путь к единению Церкви и, как следствие, создавшее условия для консолидации П. П. о. К марту 2019 г. на территории РФ действует 41 региональное отд-ние П. П. о., большая часть к-рых работает во взаимном сотрудничестве с епархиями РПЦ. Ист.: Мансуров Б. П. Отчет Палестинского комитета, 1858-1864. СПб., 1866; Отчет Правосл. Палестинского об-ва за 1885-1886 гг. СПб., 1886; Россия в Св. Земле: Док-ты и матлы/Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент.: Н. Н. Лисовой. М., 2000. 2 т.; Хитрово В. Н. Письма о Св. Земле// Он же. Собр. соч. и писем. СПб., 2011. Т. 2: Статьи о Св. Земле/Ред.: Н. Н. Лисовой. М.; Л., 2011.

http://pravenc.ru/text/2578717.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010