Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657. Л. 103) Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657. Л. 103) Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657), лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства. Относится к типу служебных Евангелий (Евангелие (полный апракос) с месяцесловом). Это рукопись большого формата, в 1° (32,2×24,8 см), написанная на пергамене (299 л.) уставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется кон. XIV - нач. XV в. Переплет XVII в.- доски, обтянутые бархатом 2 цветов: с золотисто-зелеными цветами и узорами рытого бархата по атласному малиновому полю. На верхней крышке серебряные, гравированные чернью наугольники с образами евангелистов и средник с изображением Распятия, на нижней - 5 овальных серебряных жуковин. Сведения о происхождении Е. Х. содержатся в пространной вкладной записи боярина оружничего и дворецкого Хитрово в Троице-Сергиев мон-рь. В надписи, выполненной по нижнему полю на л. 3-61, сказано, что Е. Х. было подарено Хитрово в 1677 г. царем Феодором Алексеевичем, а сам Хитрово «сие Евангелие для [из-за] древняго писма далъ въ обитель пресвятыя и живоначальныя Троицы…». На последнем листе той же рукой написано: «Въ лето 6740 (1231-1233)». Вероятно, вклад следует датировать 1679 г. (см.: ВКТСМ. С. 279). Имеющиеся в рукописи др. пометы исторического характера (СКСРК, XIV. 186. С. 327) к этой надписи ничего не добавляют. Е. Х. постоянно хранилось в ризнице Троице-Сергиевой лавры. После национализации монастырского собрания в 1920 г. было передано в Сергиевский филиал Гос. Румянцевского музея и б-ки (хранилось по-прежнему в ризнице лавры). В 1921-1931 гг. оно находилось на выставке древнерус. рукописной книги и искусства XIV-XV вв. в Сергиевском музее (Троице-Сергиева лавра), в РГБ поступило с одной из этих выставок 11 марта 1931 г.

http://pravenc.ru/text/180927.html

II. Ближний Боярин, Дворецкий и Оружейничный Богдан Матвеевич Хитрово, второй ктитор Троицкого Лютикова монастыря В конце XIV века из большой Татарской Орды выехали в Россию при Великом Князе Олеге Ярославиче Рязанском два родные брата, по имени Салах-мир и Едуган- сильно хитр. Сей последний (во святом крещении Андрей, а в иночестве Антоний) был родоначальником Хитровых, прапрадедом Окольничего Елизария Яковлевича Хитрово, сын которого Матвей Елизарьевич (отец Богдана Матвеевича) 28 получил в 1620 году за службы их рода жалованную грамоту и поместья, и в том числе Перемышльского уезда село Григоровское 29 , которое было первым постоянным местопребыванием Хитровых. Здесь-то, надобно полагать, родился любимец двух Царей Алексея и Федора, славный и сильный в свое время Боярин, Дворецкий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово. t Будучи по летам почти ровесником Царю Алексею Михайловичу, он начал свое служебное поприще при дворе его под покровительством сильного вельможи того времени, Царского дядьки, Бориса Ивановича Морозова 30 . Молодой Хитрово сперва служил при дворе в Спальниках или Постельничих (1635), а потом по пожаловании в Стольники находился Воеводой в Темникове (1646), обвел земляным валом город Керенск; обстроил вновь Корсунь (в Симбирской губернии) 1647 году, и за сию службу пожалован (1648 г.) из Стольников в Окольничие и получил 500 крестьянских дворов 31 . Тогда Царь поручил ему обвести валом и город Симбирск. С 1651 года Хитрово управлял сперва челобитным приказом, потом земским и новой чети. В 1653 году января 12, в именины сестры Государевой, Царевны Татьяны Михайловны, Б. М. Хитрово был пожалован из Окольничих в Бояре (см. Дворовые записки под сим годом). В том же году он был отправлен в Польшу вместе с Боярином Князем Борисом Александровичем Репниным, Оболенским и Дьяком Алмазом Ивановым в Посольство к новому Польскому Королю Яну Казимиру. Свита их, говорят иностранные писатели, состояла из 600 человек. Послам сим поручил Царь посредство между Королём и Гетманом Запорожского войска Хмельницким, приглашая Короля принять его с войском в свое покровительство, с обеспечением всех привилегий оного, а главное – истребить в Украйне ненавистную всему народу Унию и обеспечить свободу и право Православной веры, и в тоже время приказал требовать у Речи Посполитой: почему они изменили Царский титул, в противность мирному трактату. Богдан Матвеевич в то время уже имел титул Оружейничего и Наместника Ржевского, как видно из его собственноручной надписи на книге «Беседы Евангельские толкование св. Иоанна Златоустог о», приобретенной им для себя во Львове, во время этого посольства: «7161/1653 года июня в....д, сия книга глаголемая беседы Апостола и Евангелиста Иоанна, а куплена сия глаголемая книга севож году в Литовском городе во Львове, как по указу Великого Государя ходили великие и полномочные послы: Окольничей и Оружейничей 32 и Наместник Ржевский Богдан Матвеевич Хитрово».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Псалтирь Спиридония, или Киевская Псалтирь (Киев, 1397; РНБ. ОЛДП. F 6) Киевская Псалтирь (РНБ. ОЛДП. F 6) . Киевская Псалтирь (РНБ. ОЛДП. F 6) . Псалтирь написана в Киеве московским диаконом Спиридонием. По стилю Киевская Псалтирь выделяется среди всех рукописных книг Древней Руси своей несомненной иллюстративностью. Киевская Псалтирь (РНБ. ОЛДП. F 6). Фрагмент . Ее замечательные по изяществу миниатюры содержатся повсюду: на отдельных листах, на полях, посреди текста, что возводит ее к традиции византийских рукописей XI века. Один из владельцев Псалтири прочертил линии от миниатюр к соответствующим им строкам Священного Писания. Евангелие диакона Зиновия, или Переяславское Евангелие (Переяславль, конец XIV – начало XV вв.; РНБ. F. п. I. 21) Переяславское Евангелие (РНБ. F. п. I. 21). Евангелист Матфей . Переяславское Евангелие (РНБ. F. п. I. 21). Спас в Силах Создана диаконом Зиновием в Переяславле в правление великого князя Василия Дмитриевича. Содержит пять миниатюр, выполненных двумя художниками. Наиболее известна прекрасная миниатюра «Спас в Силах», выполненная в иконописной манере. Евангелие Хитрово (Москва, самое начало XV в.; РГБ. Ф. 304. III. Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. Символ евангелиста Матфея Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. Символ евангелиста Иоанна Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. Евангелист Матфей . Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. Евангелист Иоанн Богослов Замечательное московское Евангелие содержит четыре пары миниатюр, изображающих евангелистов и их библейские символы. Миниатюры красивы, изящны и легки. Очевидно, что написавший их художник в совершенстве владел современным ему палеологовским искусством. Лики евангелистов имеют русские черты. Некоторые исследователи на основании многих признаков предполагают , что они выполнены самим преподобным Андреем Рублевым. Заключение Невозможно говорить о русском искусстве вне его связи с искусством византийским. Зависимость от последнего в большей или меньшей степени существовала до XV века – века окончательного захвата Византийской империи турками. При этом если миниатюры Византии в первую очередь иллюстративны, органично вписываются в текст рукописных книг, технически совершенны, то русские миниатюры выполняют функцию назидательную, б о льшую, чем простая иллюстрация (исключение составляет Киевская Псалтирь). Многие исследователи замечали , что русские миниатюры по манере исполнения больше похожи на фрески, а иногда и иконы (как, например, миниатюры Евангелия Хитрово).

http://pravoslavie.ru/30762.html

Существуют два списка иконы. Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею. Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства. На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче «Троицы» епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней. (по клику икону можно рассмотреть в более высоком разрешении) Иконы Андрея Рублева Читайте также — Он просто видел иной мир Троица Троица, фрагмент Троица, фрагмент Троица, фрагмент Евангелие Хитрово, миниатюра Евангелие Хитрово, миниатюра Евангелие Хитрово, миниатюра Евангелие Хитрово, миниатюра Евангелие Хитрово, миниатюра Евангелие Хитрово, миниатюра Спас, Звенигородский чин Спас, Звенигородский чин, фрагмент Архангел Михаил, Звенигородский чин Архангел Михаил, Звенигородский чин, фрагмент Апостол Павел, Звенигородский чин, фрагмент Царские врата Царские врата, фрагмент Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире Спас в силах Апостол Павел Иоанн Креститель Преображение Господне Крещение Господне Апостол Павел Владимирская Богородица Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023

http://pravmir.ru/ikony-prepodobnogo-and...

3). Весьма существенными для нашей темы являются события 1670-х годов, когда реплики и копии «Киево-Печерского Успения» появляются в иконописи и получают распространение в искусстве Москвы. Наиболее раннее среди известных иконных повторений – «Успение» в Сергиев-Посадском музее, написанное в 1671 г. Симоном Ушаковым и в том же году вложенное в Троице-Сергиев монастырь Богданом Матвеевичем Хитрово, знаменитым московским боярином из окружения царя Алексея Михайловича, оружейничим, главой Приказа Большого дворца 1181 (ил. 4). В нижней части иконы, на поземе, сохранилась надпись: «Писал Симон Ушаков». Сведения о вкладе записаны на серебряной пластине, которая была прикреплена на обороте иконы, а сейчас хранится отдельно: «В лета 6180 сентября в 21 день поставил сей чюдотворный образ Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго ея Оуспения, во обители Пресвятыя и Живоначальныя Троицы в Сергиеве монастыре Богдан, зовомый Иов, Хитрово, до вечнаго поминовения оусопших роду моево». Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, 1673 г., имеется запись об этой иконе, в перечне вкладов Богдана Матвеевича Хитрово: «Во 180-м образ пресвятые Богородицы честнаго и славнаго ея Успения написан с того образа, что во граде Киеве в Печерском монастыре во церкве образ сам изобразися в олтаре. А сей написанный образ устроен золотом и серебром, киот древян резной с коруною золочен сусальным золотом и серебром. Всему окладу, золоту и жемчюгу, и киоту цена 200 рублев» 1182 . Текст свидетельствует, прежде всего, о том, что легенда о святости и чудесном происхождении «Успения» продолжала развиваться. Если в 1660 г. «Успение» было отождествлено с принесенной из Влахерн «наместной» иконой от самой Богородицы, то в 1671 г. то же «Успение» отождествляется с «самоизобразившейся» мозаикой апсиды 1183 . Запись Вкладной книги указывает также на чрезвычайную роскошь и дороговизну оклада и киота этой маленькой иконы, на исключительное значение, которое придавалось этому произведению. Боярин Богдан Хитрово был своего рода меценатом, собирателем 1184 , он знал толк в красоте древних памятников (судя по вкладу Евангелия его имени, то есть знаменитого Евангелия Хитрово с миниатюрами времени Андрея Рублева в тот же Троице-Сергиев монастырь в 1685 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 2013 г. научные выводы акад. О.Г. Ульянова были полностью подтверждены спустя 20 лет (!) в результате технико-технологического анализа миниатюр сотрудниками ГосНИИР (Баранов В. В., Наумова М. М. Результаты новейших исследований миниатюр Евангелия Хитрово и сообщение Троицкой летописи 1395 г//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. 3 (53), сентябрь. Тезисы VII международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси». С. 12-13). Меду тем, В.Н. Лазарев совершенно не заметил, что символика Евангелистов в Евангелии Хитрово (1395 г.) и фальшаке « Спас в силах» абсолютно разная! В Евангелии Хитрово (см. фото) Иоанн – это Орел, Марк – Лев (РГБ. Ф. 304, III, 3/М.8657 (Tpouц.III.3). Л. 1 об., 79): А фальшак « Спас в силах» принадлежит совершенно иной традиции, восходящей к сщмч. Иринею Лионскому (Иоанн – это Лев, Марк – Орел). Разумеется, гениальный иконописец Древней Руси прп. Андрей Рублев († 17.10.1428), подвизавшийся в богословии исихазма, никак не мог писать Евангелистов в одном произведении так, а в другом – иначе))) Такая же символика Евангелистов, как и на рублевских миниатюрах Евангелия Хитрово (Иоанн – это Орел, Марк – Лев), присутствует, например, на целом ряде памятников начала XV в. Илл. Спас в силах. Из деисусного чина. Тверь. Первая половина XV в. 116 х 84. Государственная Третьяковская галерея, Инв. 15053. В то же время символика Евангелистов, как у фальшака « Спас в силах», бытовала длительное время в поздних памятниках XVII в. Илл. Спас в силах. Барельеф. Конец XVII в. 53 х 33,5 х 2,7. Музеи Московского Кремля, Инв. СК-8. Заметим, что Денис Хлебников напрочь игнорирует символику Евангелистов в многочисленных статьях по иконографии «Спаса в силах», допуская фактические ошибки, что якобы «ангел – символ Евангелиста Матфея, а лев – символ Евангелиста Иоанна»?! Странно, что редакции богословских изданий МДАиС, СПбДА и ОЦАД совершенно не замечают столь грубых оплошностей этого автора по специальности «Языкознание и литературоведение» (Хлебников Д.В. Загадки “Переяславского Евангелия” и иконография Спаса в Силах//Исторический журнал: научные исследования. 2019. 4. С. 47-73; Idem. Оригиналы и транскрипции: Деисус со «Спасом в Силах», богослужебные реформы и некоторые особенности «Устава литургии» патриарха Филофея в греческих и славянских рецензиях//Христианское чтение. 2019. 5. С. 45-75; Idem. Генезис колесницы, или О «византийско-западном» наследии в искусстве Московской Руси Христианское чтение. 2019. 6. С. 81-122 etc).

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

5) Лествица Иоанна Лествичника с толкованиями, Московской печати 7155/1647 года в лист. 6) Евангелион (четвероевангелие). Печатан во Львове вторым изданием 7156/1648 г. в лист. Надпись по листам: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь. Року 1659 купил сию книгу рекомую на имя Евангелие Престольное раб Божий Лаврентий до села Стоянец церкви и быть ей в церкви Успения Пресвятыя Всепенорочныя нашей Богородицы и приснодевы Марии за спасение, за отпущение грехов своих, а неотъемлемо от церкви Святой, которой бы мел Священник за ней служити повинен за него Господа Бога просити и преставльшихся сродников его поминати раба Божия Андрея и рабу Божию Анну и Пана Ивана Беражецкаго интралектора илонскаго. Купив злотых 30. « 7) Славянская Грамматика Максима Грека . Печатана в Москве 7156/1648 четверть листа. Прислана от Богдана Матвеевича Хитрово. 8) Кормчая Московской печати 7161/1653 в лист. Дана по завещанию Боярина и Дворецкаго и Оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово и по листам подписана им своеручно. 9) Служебник Московской печати 7163/1655 в четверть с предисловием о исправлении церковных книг и письма Паисия Патриарха Константинопольского к Патриарху Никону 2 экземпляра, по другой без предисловия и письма. 10) Требник Московской печати 1658 года в лист. 11) Октоих в 2-х книгах Московской печати 7164/1666 года в лист. Дан вкладу от Богдана Матвеевича Хитрово при Архимандрите Вениамине лета 7180/1672. Другой Октоих такой же, в коем по листам написано: «7182/1674 года июля в 17 день по Указу Великого Государя дан из Приказа Большого Дворца Перемышльского уезду Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря в церковь Святителя Алексия Митрополита, что в Калуге на монастырском их подворье.» Из чего видно, что сей монастырь имел в Калуге свое подворье, но когда и по какому случаю оно отошло от монастыря, неизвестно. 12) Меч Духовный или проповеди Епископа Черниговского Лазаря Барановича, Киевской печати 7174/1666 года в лист. 13) Жезл Правления, Московской печати 7174/1666 года из книг Богдана Матвеевича Хитрово.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

М., 1993. С. 90-93; Третьяков Н. Н. К вопр. об изображении природы в произведениях Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 191-193; Вздорнов Г. И. Неовизант. орнамент в южнослав. и рус. рукописных книгах до нач. XV в.//ВВ. 1973. Т. 34. С. 232-234; он же. Исследование о Киевской Псалтири. М., 1978. С. 24-26; он же. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 9, 69, 92, 105-112, 136, 378-379 58); Popova O. S. Les miniatures russes du XIe au XVe siècle. Leningrad, 1975. P. 138, 140, 142, 146, 148, 150, 152, 156, 163; она же. Рус. книжная миниатюра XI-XV вв.// Она же. Визант. и древнерус. миниатюры: Сб. ст. М., 2003. С. 285-298; Тихомиров Н. Б. Евангелие апракос («Евангелие Хитрово»)//1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. М., 1988. С. 412-413. 385; Наумова М. М. Перерождение красочного слоя миниатюр «Евангелия Хитрово»//Консервация и реставрация муз. худож. ценностей: Экспресс-информация. М., 1991. Вып. 4/5. С. 46-48; Попов Г. В. Андрей Рублев: Явление мастера: О творчестве художника ок. 1400 г.//Человек. 1992. 2. С. 128-132; он же. Инициалы Евангелия Хитрово и их место в моск. искусстве рубежа XIV-XV вв.//История и теория мировой худож. культуры. М., 1995. Вып. 2: Образ человека в лит-ре и искусстве. С. 39-71; он же. Евангелие Успенского собора - памятник моск. искусства кон. XIV - нач. XV в.//Евангелие Успенского собора Моск. Кремля: [Сб. ст.]/Сост.: Э. Н. Добрынина. М., 2002. С. 15-26; он же. Андрей Рублев. М., 2007. С. 111, 114-115, 118-124, 127, 203-204; Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М., 1995. С. 15-18, 20-21; Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев: Мат-лы к изучению биографии и творчества. М., 2000. С. 35-36; Лосева О. В. Проблемы выявления родственных рукописей и изучение деятельности скрипториев по мат-лам рус. месяцесловов XI - нач. XV в.//Книга и книжное дело на рубеже тысячелетий: IX междунар. науч. конф. по пробл. книговедения: Тез. докл. М., 2000. С. 125-126; Плугин В. А. Мастер «Святой Троицы»: Труды и дни Андрея Рублева.

http://pravenc.ru/text/180927.html

«И во 163/1655 году, ноября в 9 день, отпущен от Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой, и Белой России Самодержца из Вязьмы в Перемышльский уезд Живоначальной Троицы в Лютиков монастырь, Окольничий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово, по обещанию помолитися и с родителями проститися, и приехав в монастырь, дал вкладу на церковное строение по отце своём Матвее Елизаровиче и по прочих своих родителях тысячу рублев денег. А построить на те деньги церковь Живоначальной Троицы, да Благовещения Пресвятой Богородицы». Во 167/1659 году, июня в 28 день, по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержца, были бояре и Воеводы Князь Алексей Никитич Трубецкой с товарищи, на Его Великого Государя службе в Черкасских градех под Конотопом, как изменил Гетман Ивашко Выговский, и в приход крымского Хана убит Окольничий и Воевода Князь Симеон Романович Пожарский. И после смерти Окольничего Князя Симеона Романовича Пожарского, Окольничий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово дал по брате своём по Князе Симеоне Романовиче Пожарском вкладу двери Царские резные на золоте, цена дверям сто рублев». «Во 172/1664 году при Архимандрите Вениамине, прислал Окольничий и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово сосуды церковные серебреные: потир, дискос, блюдца, звезда позолочены. Весу в сосудах два фунта 95 золотников. Да к тому же вкладу колокол весу сто дванадесят пуд, цена шестьсот рублев. Четыре колокола средних, цена пятьсот рублев. Шапку Святительскую, палицу сребреную, цена всей службе сто шестьдесят рублев». «Во 178/1670 году июня в 20 день он же Боярин и Оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово, дал вкладу Евангелие в десть, печати лета 7142/1634. Переплет по обрезу позолочен. Евангелие поволочено бархат по червчатой земле, травы золоты. Цена Евангелию с поволокой двадцать пять рублев. В среднем круге и во Архангелах и во Евангелистах, и во дске, что под Евангелисты, и в кругу что около дски, и что на исподней дске круг, и в наугольниках и в застежках весу серебра три фунта пять золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

М., 2001. С. 99-102, 103, 509; Быкова Г. З. Сравнительное изучение миниатюр Евангелия Успенского собора и Евангелия Хитрово//Евангелие Успенского собора Моск. Кремля. М., 2002. С. 95-117; Петрова Н. Л. Результаты исслед. инициалов рукописи в процессе реставрации//Там же. С. 118-121, 128-129; Турилов А. А. К проблеме датировки Евангелия Успенского собора//Там же. С. 36, 38. Примеч. 6; Смирнова Э. С. Миниатюристы Евангелия Хитрово//Хризограф: Сб. ст. к юбилею Г. З. Быковой/Сост.: Э. Н. Добрынина. М., 2003. С. 107-128; Яковлева А. И. Мастера Евангелия Успенского собора//Там же. С. 131-133, 137, 140, 141, 144, 146, 147; Осташенко Е. Я. Андрей Рублев: Палеологовские традиции в моск. живописи кон. XIV - 1-й трети XV в. М., 2005. С. 42, 60-62, 143-152; Щенникова Л. А. Творения прп. Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007. С. 130-137. Табл. 10-21. Б. Н. Дудочкин Рубрики: Ключевые слова: ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в. БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг

http://pravenc.ru/text/180927.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010