Беседы на Евангелие от Матфея Аудио Беседа 1 Для чего дано свящ. Писание • Когда и как даны были ветхий закон и новый завет • Почему Матфей назвал свой труд евангелием • Почему евангелие было писано четверыми • Незначительные разногласия в повествованиях евангелистов служат доказательством их истинности • В главном и существенном евангелия вполне согласны • Различие целей написания четырех евангелий • Согласие евангелистов подтверждается сродством каждой части их писаний с целым, а равно и принятием их проповеди всею вселенной • Истина еванг. проповеди доказывается превосходством ее над учением философов и ее удобоприемлемостью для людей всякого звания и возраста • Ошибочное мнение о простоте и легкости изъяснения евангелия Матфея • Указание недоумений, представляющихся в самом начале евангелия • Увещание слушателям быть внимательными к изъяснению, с усердием посещать храм вместо зрелищ, изучать относящееся к жизни небесной и наблюдать в храме тишину и молчание. Беседа 2 На Mф. I, 1 . Повторение увещания, данного в конце предыдущей беседы • Описание небесного града • Неизъяснимость рождения Сына Божия, как небесного, так и земного • Величие воплощения • Сын Божий воплотился, чтобы человека сделать сыном Божиим • Христос соединил ветхий завет с новым • Значение имени «Иисус»; его ветхозаветный прообраз • Почему Матфей назвал свое евангелие «книгою родства И. Христа» • Почему он ставит Давида раньше Авраама • Доказательства происхождения Иосифа и Девы от Давида • Почему дается родословие Иосифа, а не Марии • Увещание заниматься духовным учением • Чтение Свящ. Писания необходимо особенно для живущих в миру, как врачевство против пустословия и сквернословия • Действие слова Божия на человека • И одно только слушание Писания полезно. Беседа 3 Другая причина, почему дается родословие Иосифа, а не Марии • Почему евангелист не упоминает об Исаве • Упоминание о порочных предках служит к большему прославлению Воплотившегося, научает нас не стыдиться злонравия предков, если мы добродетельны, низлагает гордость иудеев, величавшихся происхождением от Авраама, и показывает необходимость пришествия Христова • Фарес и Зара служат образом народа еврейского и церкви Христовой • Образом последней служат также Раав и Руфь • Не должно хвалиться не только предками, но и собственными заслугами • Добродетель каждого человека ничтожна сравнительно с его грехами • Забвение добрых дел есть самое безопасное их хранилище • Исповедание грехов • лучший способ умилостивления и благодарения Бога • Смирение есть начало всякого любомудрия и мать всех благ • Образцом смиренномудрия может служить Давид. Беседа 4

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Содержание Предисловие 1. Указания на книги ветхозаветные 2. Указания на книги новозаветные 3. Указания на писания св. Отцов, учителей и писателей церковных О Евангелии от Марка 1. Писатель Евангелия 2. Обстоятельства написания сего Евангелия и первоначальное назначение его 3. Место и время написания сего Евангелия и первоначальный язык его 4. Общий характер сего Евангелия 5. Содержание Евангелия от Марка Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16     Предисловие Читающий Евангелие от Марка и затем от Луки, по прочтении Евангелия от Матфея не может не заметить, что как в выборе предметов повествования, так и в изложении учения Господа все они весьма сходны между собою, даже иногда буквально, тогда как Евангелие от Иоанна весьма заметно отличается от них и в том и в другом отношении. Однако же, это сходство трех первых Евангелий не таково, чтобы исключалось всякое различие между ними, и различие их, действительно, так же легко заметит читатель, как и сходство. Различие это состоит 1) в том, что из обильной и событиями, и учением истории Христа Спасителя они избирают не исключительно одни и те же предметы для повествований, но у каждого из них есть такие сказания, каких нет у других. Так, читающий Евангелие Марково встретит в нем несколько таких повествований, каких он не встречал в Евангелии от Матфея, не находя в свою очередь в нем многих таких сказаний, которые прочитал уже в Евангелии Матфеевом. Точно так же, читая вслед за первыми двумя Евангелиями третье – от Луки, читающий встретится в нем и с такими повествованиями, каких он не читал ни в первом, ни во втором Евангелии, а некоторых из тех, которые он читал там, не встретит в Евангелии от Луки. Большую, впрочем, часть прочитанного им в Евангелии от Матфея он встретит и в двух следующих за ним Евангелиях. 2) Когда все три евангелиста повествуют об одних и тех же предметах, повествования их бывают иногда буквально согласны, или же одни только выражения заменяются другими однозначащими и подобнозначащими; но иногда они и в этом разнятся между собою: у одного евангелиста предметы повествования излагаются полнее, у другого сокращение; у одного с такими частными чертами, у другого с другими, у третьего с иными, которыми и восполняются взаимно сказания их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Археология текста: Сравнительный анализ Евангелия от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции Источник От автора Приступая к этой работе, мы пытались найти такую форму изложения и подачи материала, которая позволила бы донести до читателя, не владеющего ивритом, арамейским и древнегреческим, реконструированную нами картину становления ранней христианской письменности и Благовестия. Поэтому, несмотря на сугубо научное заглавие (археология, сравнительный анализ, семитская реконструкция), это издание адресовано широкому кругу читателей – всем тем, кто любит Священное Писание , интересуется ранней историей Церкви и со вниманием прислушивается к её древней традиции. За исключением двух разделов (гл. 6.1, стр. 19–29; гл. 7.1, стр. 45–51), которые при чтении могут быть опущены, предлагаемый здесь материал не требует специальной лингвистической подготовки. Пользуясь случаем, мы выражаем благодарность протоиерею Валентину Асмусу и доктору филологических наук А. А. Волкову, которые ознакомились с черновиком рукописи и чья поддержка и настойчивый совет «издаваться» придали автору силы довести эту работу до настоящей публикации. Мы благодарим также А. Ю. Виноградова, который с самого начала этого исследования был нашим постоянным собеседником и консультантом и в совместных обсуждениях, с которым проговаривались и уточнялись многие вопросы, разбираемые в данной работе. Настоящая публикация носит предварительный характер и рассматривается нами как возможность продолжить обсуждение обозначенной в ней проблемы с широким кругом заинтересованных читателей. Мы будем признательны каждому, кто откликнется на нашу работу со своими замечаниями и предложениями. Священник Леонид Грилихес , преподаватель МДА, ПСТБИ, МГУ. Собор Пресвятой Богородицы, 8 января 1999 г. Предисловие Если резюмировать в двух словах выводы предлагаемой работы священника Леонида Грилихеса , они таковы: в основе Евангелия от Матфея лежит текст, первоначально записанный по-еврейски (в узком смысле, а не по-арамейски). Это «Протоевангелие» Церкви-Матери стало основой устной – арамейской – проповеди святого апостола Петра, которая была переведена на греческий язык святым Марком.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Беседа 18. Евангелие от Матфея, глава 6, 12. «Отче наш. 5» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея; мы продолжаем цикл бесед по Четвероевангелию. Сегодня мы рассмотрим пятое прошение из Молитвы Господней «Отче наш». Это прошение следующее: Мф.6:12 . «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Первая часть этого прошения есть молитвенное обращение к Богу о грехах наших; вторая часть прошения выражает готовность кающегося принести плод покаяния. В этих двух аспектах мы и будем рассматривать данное прошение. Итак, это прошение исследует вопрос об отношении к нашим долгам, то есть грехам. В Православном Катехизисе сказано: «В Молитве Господней под наименованием долгов наших следует понимать грехи наши. Грех называется долгом, потому что мы всё получили от Бога и должны всё отдать Богу, то есть всё подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием» (417). Причем ответственность пред Богом не есть сугубо частное дело отдельно взятого человека. Мы несем ответственность пред Богом как народ, как члены сообщества, которое называется Государством, как семья, как Церковь . Общественное складывается из личного, а личное – из общественного. Мы не можем совершенно отмежеваться от коллективных грехов общества, к которому мы принадлежим (равно как его светской, так и его религиозной составляющей); точно так же и общество испытывает на себе влияние как наших дурных (грешных), так и наших добрых (праведных) поступков. Поэтому изменение наших отношений с ближними всегда сказывается и на нашем, и на их собственном духовном состоянии. Если, например, мы вернули все наши долги ближним нашим, то мы прекратили наличие напряженного отношения между ними и нами и обрели нравственную свободу и независимость. Еще лучше, если мы сами простили долги другим людям, которые были должны нам. Иными словами, со своей стороны мы должны все сделать, чтобы никому из человеков не быть ничем должным. Вы можете задать вопрос, а что произойдет, если кто-то откажет нам в примирении и не простит нам наших грехов и не примет нашего прощения?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Римский папа «дал новое понимание» 27-й главы Евангелия от Матфея Что отвечают Святые отцы? 15.03.2011 1976 Время на чтение 4 минуты Многие СМИ сообщили, что папа римский подготовил к выпуску свою книгу под названием «Иисус из Назарета: От въезда в Иерусалим до Вознесения». Текста ее еще никто не видел, цитаты не приводятся, но уже сообщено, что папа в этом труде снял с еврейского народа «коллективную вину в гибели Христа»?! И что для этого он «дал новое понимание 27-й главы Евангелия от Матфея» (?!). Трудно комментировать текст, который не видишь перед глазами, но можно попробовать оценить само информационное сообщение. Здесь очень важно отделить политику от метафизики. Если речь идет о недопустимости социальных проявлений религиозного антисемитизма, то есть политических преследований еврейского народа по религиозным мотивам, естественно, с этим, думаю, согласны все здравомыслящие люди. По крайне мере, хочется в это верить. Хотя период массового религиозного антисемитизма, кажется, остался позади, там, в истории средневековой Европы (о России особый разговор). Уже гитлеровский антисемитизм носил, скорее, расовый характер. Если же речь идет о Священной истории христианской Церкви и самом учении Церкви, то вопросов возникает очень много. Отрицает ли папа саму вину соучастников обвинения Христа? Если это так, значит ли это то, что он не согласен со святым Апостолом Матфеем и самими иудеями, взявшими вину за казнь Христа и ее последствия на себя и потомство: «кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27: 25)? Но, может быть, папа полагает, что наказание Божье в отношении потомков тех, кто 20 веков назад взял вину за казнь Христа на себя и детей, завершилось в какой-то период времени, например, после окончания рассеяния и образования государства Израиль? Если так, непонятно, на чем такое убеждение основано? На каких авторитетных источниках? Святые отцы и учители еще единой вселенской Христианской Церкви связывали преодоление вины не принявшими Христа евреями (1) с окончательным возвращением Израиля ко Христу, (2) в «последние времена», т.е. перед самым Вторым Пришествием Спасителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/15/ri...

" по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею " (Матф. 19:3)? ru 08.12.14 1.0 Святаго Астерия Амасийскаго Беседа на слова Евангелия от Матфея: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею (Матф. 19:3)?/[Перевод с греческаго и примечания М. Д. Муретова.]/Журнал " Богословский Вестникъ " , издаваемый Московскою Духовною Академиею. Сергиев Посад: " Типография А. И. Снегиревой». – 1893. – Том II. – Июнь. – с. 383-395. Беседа на слова Евангелия от Матфея: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» (Матф. 19:3)? Прекрасно у христиан и трудолюбцев это сочетание двух дней, — разумею — субботы и дня Господня (т. е. воскресенья), — которое еженедельно повторяется в круговороте времени; ибо как матери или кормилицы Церкви, они и народ собирают и священников заставляют выступать в качестве наставников, а учеников и учителей вместе руководят к попечению о душах. У меня, например, все еще звучит речь вчерашняго дня и засело в памяти то, чем (вчера) мы занимались. Взираю на крест, водруженный пророчеством Исаии, и на одежды Господа, обагренныя кровию как у того, кто выжимает виноград (Ис. 63:2—3), — и на Спасителя, несущаго скорое искупление в деснице Своей. И Соломона созерцаю, производящаго пред нами суд и правду во всей возможной строгости (3 Цар. 3:24). Жалею и о должнике евангельском, который не оказал подобному себе рабу человеколюбия, коим сам воспользовался от Господа (Матф. 18:28), но по безразсудству и жестокости снова навлек сам на себя беду. Вот какими главными предметами занимались мы в прошедший день, как знаете все вы, если только слушали не без надлежащаго внимания. Сегодня опять многое и все — прекрасное предложил нам Дух Святый на сей видимой трапезе. Но я обратил внимание на пустословов и вместе искусителей — фарисеев, и очень пожалел их за испорченность нравов, причем они замышляли перехитрить (самый) Источник мудрости своими вопросами, но потерпели неудачу в предприятии, так как Божество Единороднаго всегда обращает (подобные) вопросы в противное для них. О сем, мне кажется, и Исаия пророчески говорил: (Господь) отвращаяй мудрыя вспять, и советы их обуяяй, и уставляяй глагол раба Своего (Ис. 44:25—26), — и затем Давид: языки своими льщаху: суди им Боже, да отпадут от мыслей своих (Псал. 5:10—11). Впрочем, благодарность нужно воздать им, хотя и врагам, что подвигли Премудрость к ответу, дабы нам, рабам Ея, оставить в нем письменное научение полезному: ибо вот канонизуется брак — главное дело жизни человеческой, — законополагаются точные пределы как (для) заключения, так и расторжения (его), которые пусть выслушают со всем тщанием оба пола, дабы и женская половина научилась свойственному ей, и мужская обязывалась к назначенному для нея.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2751...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 12  голосов:  4.7 из  5) Оглавление В книге доступным языком раскрывается духовный смысл православного богослужения, даются начальные понятия о том, как устроен храм, как следует совершать крестное знамение, что означает священническое благословение, что символизирует свеча, просфора, антидор, артос. Книга поможет людям, делающим первые шаги в храме. О необходимости посещать храм Божий Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, где «невидимо Силы Небесные служат», как сказано в православном песнопении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20), – сказал Он Своим ученикам апостолам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14). «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), – говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Церковь – Небо на земле; совершающееся в ней богослужение – дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях.

http://azbyka.ru/deti/pervy-e-shagi-v-hr...

Содержание Слово к читателю От издательства Из Нового Завета От Матфея Святое Благовестие От Марка Святое Благовествование От Луки Святое Благовестие Словарь общих понятий Комментарии к Евангелию от Матфея Комментарии к Евангелию от Марка Послесловие переводчика Из Ветхого Завета Книга Иова Псалмы Давидовы Комментарии к книге Иова Комментарии к Псалмам Давидовым Ветхий Завет как пророчество о Новом: общая проблема – глазами переводчика Архимандрит Ианнуарий (Ивлев) Мудрость равновесия Список сокращений     В настоящий том собрания сочинений С. С. Аверинцева включены все выполненные им переводы из Священного Писания с комментариями переводчика. Полный текст перевода Евангелия от Матфея и обширный комментарий к Евангелию от Марка публикуются впервые. Другие переводы с комментариями (Евангелия от Марка, от Луки, Книга Иова и Псалмы) ранее публиковались главным образом в малодоступных теперь и периодических изданиях. Читатель получает возможность познакомиться с результатами многолетних трудов одного из самых замечательных современных исследователей – выдающегося филолога, философа, византолога и библеиста. Книга адресована всем, кто стремится понять смысл Библии и интересуется вопросами религии, истории, культуры. Слово к читателю Книга, собравшая под одной обложкой все переводы Сергея Сергеевича Аверинцева из Священного Писания , – ценный подарок любителям чтения Слова Божия. Среди множества появившихся в последнее время попыток перевода Нового Завета на русский язык опыт Аверинцева занимает уникальное место. Из «Послесловия переводчика», помещенного в этой книге, читатель узнает, с каким сознанием ответственности и с каким смирением брался Сергей Сергеевич за этот труд. Если судить по плодам, современные переводчики библейских текстов часто подходят к делу без должного благоговения и приуготовления, без молитвы. Св. Григорий Богослов говорил, что богословствовать может только тот, кто чист или, по крайней мере, очищает себя. Тем более это относится к дерзающим переводить Слово Божие, толковать мысль авторов Нового Завета, которых Отцы Церкви и называли богословами по преимуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю четвертую (Мф.8:5–13) Первый из всех Евангелистов – богоглаголивый Матфей, посем священный Марко, потом Божественный Лука, а последний из всех – наперсник Христов Иоанн писал Божественные Евангелия. И по Божию смотрению, последние нечто умолчали из того, что писали первые, а показали то, что теми было умолчано. Мы сие ясно видим в истории нынешнего Евангелия. Богодухновенный Лука, повествуя о сотнике, хотя описует то, что опущено у Матфея, то есть, о том, что происходило прежде пришествия сотникова к Иисусу Христу: но умалчивает о пришествии сотниковом ко Господу нашему и о том, что он ему сказал, так как Евангелистом Матфеем уже описанное. Сие же дело есть смотрения Божественного промысла весьма чудное: ибо оно сим образом испровергает то подозрение, что аки бы един Евангелист списал свое Евангелие с Евангелия другого. Видим еще тут же и другое Божия промысла гораздо чуднейшее дело, то есть, Божественных Евангелистов совершенное согласие в главных и существенных частях повествований и предложений, хотя в разные времена и на разных местах писали они священные свои Евангелия. Доказательством сего есть сия же ныне чтенная Евангельская история. Ибо главное и существенное оной содержание есть вера сотникова и всемогущество Господня повеления. А конец имеет тот, чтобы показать нам, что чем выше и совершеннее вера человеческая в Бога, тем вящие и богатейшие изливаются на человека милости Божии. О семь же, согласно с Лукою, и Евангелист Матфей повествует, говоря: Мф.8:5–6 .  Во время оно, вшедшу Иисусу в Капернаум, приступи к Нему сотник, моля Его, и глаголя: Господи, отрок мой лежит в дому ослаблен, люте стражда. Сотник был родом иноплеменник, по должности воин, сто воинов под властию своею имущий, по вере идолопоклонник, но друг народу Иудейскому, для которого и синагогу он построил ( Лк.7:5 ). Раб его, расслаблен и недвижим лежа в дому, столь люто и болезненно страдал, что был уже близ врат смерти. Слыша убо сотник о преестественных чудесах Господа нашего Иисуса Христа и узнав, что Он пришел в Капернаум, во первых послал старейшин Иудейских, как повествует священный Лука, потом друзей ходатайствующих, наконец и сам, пришед к Нему, рассказал о болезни раба своего. Господи! говорил он: – раб мой лежит в дому моем расслаблен, от мучений болезненных люте страждущий. Сие точию сказал сотник: но когда хотел изъясниться и в просьбе о излечении раба, то предварил Богочеловек Иисус прошение его и, прежде нежели сказал он сие: молю, Господи, исцели его, предъобъявил Господь исполнение просьбы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Беседа 36. Путь на Голгофу – Крестный путь Мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим по 27-й главе три темы: 1) Путь на Голгофу – Крестный путь (32); 2) Голгофа (33–56); 3) Погребение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (57–66). Сегодня нам предстоит рассмотреть самый ответственный момент в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его Голгофское страдание, смерть и погребение. Но начнем мы с описания одного из событий Крестного пути. Читаем Евангелие от Матфея, 32-й стих 27-й главы: Мф.27:32 . «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». Перед этим стихом прошлый раз мы читали: « И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие » ( Мф.27:31 ). По римским законам, приговоренный к смерти через распятие должен был сам нести древо к месту казни. Но так как Христос претерпел жесточайшее избиение и не спал целые сутки, Он был изнеможен и несколько раз падал под тяжестью Креста, разбивая в кровь колени. Тогда римляне и выбрали из толпы «случайного» человека и заставили его нести Крест вместо Иисуса. Святитель Лев Великий , папа Римский, так истолковал данный стих: «Не еврей некий, не израильтянин, а чужой по рождению человек был поставлен на службу Господу в момент Его святейшего смирения. Этим несением Креста искупительная жертва безупречного Агнца и полнота всех таинств перешли от обрезания к необрезанию, от сынов по плоти к сынам по духу. Потому говорит апостол: “Пасха наша, Христос, заклан за нас” ( 1Кор.5:7 ). Он отдал Себя Отцу как новую и истинную жертву примирения. Он распят был не в храме, почитание которого теперь пришло к концу, и не в стенах города, который уже был обречен на разрушение, но за городскими стенами – “вне врат” ( Евр.13:12 ). Итак, таинство ветхих жертв прекращается, и новая Жертва возлагается на новый алтарь: Крест Христов – алтарь не храма, а всего мира» 578 . Папа Лев воспринимает взятие Креста Симоном Киринеянином как передачу эстафеты от иудеев к язычником, совершаемую Христом. Ориген видит в этом стихе намек и на нас самих, он пишет о несении Креста Господня Симоном: «И не подобало, чтобы только Спаситель принял Свой Крест, но следовало и нам нести его, исполняя спасительную для нас повинность. И, принимая Его Крест, мы помогли Ему не более, чем сами извлекаем пользу от Его Креста, поскольку Он Сам принимает и несет Его» 579 . Смысл этого истолкования Оригена намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Ориген настаивает на том, что когда мы несем свой собственный крест, то есть сносим те трудности и переживания, с которыми сталкиваемся на жизненном пути, то Христос это делает за нас более успешно, – «поскольку Он Сам принимает и несет Его» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010