К. Никольской , как пример серьезного научного размышления над судьбой протестантизма в России. Завершает Антологию (XII) раздел Приложений, куда включены обширные фрагменты из «Устава Евангелическо-Лютеранской церкви»1832 г., текст ныне действующего «Устава Евангелическо-лютеранской Церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии», а также текст «Социальной позиции протестантских церквей России». Это разновеликие по объемам, разнящиеся по обстоятельствам появления и содержанию документы, но тем они и интересны для сопоставления, сравнения, размышления над эволюцией протестантизма в России. Итак, подавляющее большинство текстов, составляющих Антологию, освещают российский протестантизм, – что и как это было, что и как это есть сейчас, – в ракурсе внешнего взгляда. Говорят, со стороны виднее. Наверное, в этом есть своя правда. То, что сами протестанты переживают и мыслят, оставаясь внутри своего конфессионального сознания, не всегда открывает им, как воспринимаются их сообщества, вера и образ жизни непротестантским окружением. Из приведенных работ, – основательных или поверхностных, исследовательских или публицистических, защищающих или критикующих, – это восприятие, надо полагать, станет более понятным. Но важный смысл обозрения непротестантской рефлексии над темой протестантизма в России еще и в том, чтобы лучше стала понимать себя и «рефлексирующая сторона» в лице ее современных представителей, чтобы обнаружились те грани соприсутствия протестантов и непротестантов в едином пространстве Отечества, которые называются – общая страна, общая история, общие радости и печали, общий путь, общая жизнь. 1 См.: Бачинин В. А. Византизм и евангелизм: Генеалогия русского протестантизма. СПб., 2003; История евангельских христиан-баптистов в СССР/Под ред. А. М. Бычкова. М., 1989; Каретникова М. С. Русское богоискательство: национальные корни евангельско-баптистского движения//Альманах по истории русского баптизма. Вып. 1. СПб., 1997; Курило О. В. Лютеране в России (XVIXX вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

  разделы   рассылка  распечатать Обращение Президента Генерального Синода Евангелическо-Лютеранской Церкви России Владимира Пудова О попытках реабилитации фашизма В прессе по-прежнему продолжают активно обсуждать заявление епископа ХВЕ Сергея Ряховского о недопустимости приравнивания Президентом Украины Виктором Ющенко украинских националистов, воевавших против советских солдат, к ветеранам антигитлеровской коалиции. Они, оказывается, воевали против тоталитарного режима, за свободу Украины " ! Когда в 80 годах прошлого века Президент США Рональд Рейган объявил Советский Союз Империей зла, он все-таки добавил, что, случись так, что на землю напали инопланетяне, мы бы объединились и дали им отпор. Вполне естественно, что перед общим злом все остальные противоречия отступают на задний план. Главное – выжить. Рассуждения Рональда Рейгана не новы. Подобного рода высказывания озвучил еще Уинстон Черчиль, заявив, что он готов объединиться с кем угодно во имя уничтожения величайшего зла человечества – фашизма. И это вовсе не значит, что после устранения общей угрозы старые противоречия снова не выйдут на первый план. Вспомните забавный эпизод из известного многосерийного фильма Адъютант его превосходительства " , когда из бандитского плена совместно, помогая друг другу, бегут красные и белые командиры, и как ощутимо меняется характер их взаимоотношений, когда преследователи отстают. Они начинают выяснять, на чьей они территории и кто у кого в плену. Не побоюсь некоторой пафосности, но, затрагивая тему фашизма, допустимо говорить о том, что во Второй мировой войне в смертельной схватке сошлись не два тоталитарных режима, как сейчас кто-то хочет представить, а, в буквальном смысле, силы добра и силы зла. Не стану также подвергать сомнению тот факт, что и на стороне фашистов, по разным причинам, воевали очень порядочные люди, желающие добра своим странам и народам. Но эти их субъективные оценки ничего не меняют в оценке объективного процесса. Объективно они воевали на стороне сил зла, угрожающих судьбам всего человечества, – это аксиома, которая не подлежит переосмыслению. Побойтесь Бога! Если бы в свое время Советский Союз вместе с другими странами антигитлеровской коалиции (многие из которых никак нельзя назвать тоталитарными!) не остановили расползание коричневой чумы по планете, сейчас в мире не было бы никакой свободы и демократии.

http://religare.ru/2_35951.html

Открылся XIII кинофестиваль " Невский благовест " ноября 2019 В культурно-просветительском кинофоруме участвуют представители Русской Православной, Римско-Католической, Армянской Апостольской Церквей, Евангелическо-Лютеранской Церкви России и Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии. С самого основания главными принципами были отсутствие конкурсного показа и свободный вход на все мероприятия. В программу включены киноработы религиозного содержания, фильмы о проблемах современной жизни: социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, борьбе с наркоманией и алкоголизмом, утрате нравственных и культурных ориентиров у молодежи. В этом году фестиваль посвящен 1050-летию преставления равноапостольной княгини Ольги. Было зачитано приветствие участникам и гостям кинофорума митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия . Председатель оргкомитета, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий приветствовал гостей и отметил, что с каждым годом число поклонников фестиваля растет. " Кино, которое мы показываем, всегда актуально. Ответы на духовные и мирские вопросы, которые находят авторы фильмов, важны для будущих поколений. Основа христианского фестиваля не в различиях между конфессиями, а в том, что нас объединяет, от этого аудитория становится больше. Отбор для показа среди предложенных фильмов идет исключительно на основе пользы духовной, христианского подхода к жизни и всего того, что христианин может узнать из Евангелия. И если после просмотра фильма хотя бы один человек получит подсказку или ответ на волнующий вопрос, то можно считать, что цели своей фестиваль достиг " , - сказал владыка. Руководитель проекта Раиса Евдокимова рассказала, как отбирались фильмы для показа. Было отсмотрено около 400 кинолент, среди них много дебютных работ молодежи. Формат фестивального кино - короткометражный, 15-20 минут. В 2019 году в фестивале участвуют более семидесяти фильмов. В рамках показов сформированы программы. " Подвижники " - фильмы о реставраторах, меценатах, врачах, учителях. " Свеча памяти " - работы, посвященные Великой Отечественной войне и тому, как она отзываются в жизни современного человека. " Дебют " - фильмы начинающих режиссеров.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

634 . Церковным Попечителям для пособия в хозяйственных делах церкви и в действиях по церковной полиции подчиняются Церковные Старосты из поселян (Bauer-Kirchen-Vormьnder, Sechsmдnner oder Unter-Kirchen-Vorsteher); в сие звание назначаются благонадежные поселяне во всех сельских и колонистских приходах. В тех, где Проповедники суть вместе и Церковные Попечители, сии Церковные Старосты подписывают с ними донесения высшему начальству о состоянии имущества и хозяйственных дел церкви. Церковные Старосты в С.-Петербургской губернии (Ингерманландии) и колониях избираются приходом на три года и утверждаются Проповедниками как Церковными Попечителями; в Прибалтийских губерниях они назначаются имеющими в том приходе недвижимую собственность и утверждаются также Церковными Попечителями по истребовании мнения Проповедника. О избранных дается знать всему приходу. Число сих Церковных Старост из поселян определяется по пространству прихода и большему или меньшему числу принадлежащих к оному поместий, деревень или колоний. 635 . По окончании трехлетия Церковные Старосты из поселян могут быть снова избраны в сию должность. За неспособностию они могут быть уволены во всякое время Попечителями. 636 . Особые в некоторых местах предоставленные Церковным Старостам из поселян преимущества на время отправления ими сей должности сохраняются ими и на будущее после 28 Декабря 1832 года время. III. О Главных Церковных Попечительствах и Инспекциях. 637 . Главные Церковные Попечительства (Ober-Kirchen-Vorsteher-Aemter) составляются из Председателя, с званием Главного Церковного Попечителя, одного светского и одного духовного члена. 638 . Главные Церковные Попечители избираются дворянством в губерниях Лифляндской и Эстляндской и на острове Эзеле из Ландратов, а в Курляндской, Виленской и Гродненской из тамошних имеющих недвижимую собственность, дворян Евангелическо-Лютеранского исповедания. Светские Заседатели, которые также должны быть Евангелическо-Лютеранского исповедания, избираются дворянством из среды его на три года; по окончании трехлетия они могут быть избраны снова.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

  разделы   рассылка  распечатать В.С.Пудов Обращение " Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания " России С глубокой скорбью российские лютеране переживают случившиеся в последнее время в Осетии и Абхазии, а также с болью в сердце смотрят на трагедию грузинского народа. Тем более, что братоубийственный конфликт случился между братскими христианскими православными народами. Наши собратья по вере так же живут и в Осетии, и в Абхазии и в Грузии. И все они одинаково ценны в глазах Бога и в наших глазах, как братья и сестры во Христе, независимо от места проживания, национальности и вероисповедания. Война – это всегда беда и всегда она порождает массу негативных последствий. Никто не готов признать свою неправоту. Во всех бедах всегда виновата другая сторона и единственный выход – убрать оппонента. Как Каин, который убил Авеля. И его духовные дети и последователи продолжают идти по тому же кровавому пути. Убил за что? За то что путь Авеля был в глазах брата не таков как его. Убивают почему? Потому, что не могут понять и принять другое мнения. У Грузии сегодня своя правда, которая заключается в желании отстоять территориальную целостность. Не будем вдаваться в подробности не легитимности притязаний Тбилиси на земли абхазов и осетин. Это вопрос юристов и историков. Хотелось бы сконцентрировать внимание на человеческом аспекте трагедии. В свое время Христос сказал своим последователям и продолжает говорить нам со страниц Евангелия: " Суббота для человека, а не человек для субботы " . Ради религиозной идеи, вернее даже ради того как понимали ее фарисеи, которые готовы были лишить жизни человека, не соблюдавшего субботу так, как считали правильным соблюдать ее они. Территориальная целостность, даже если она и оправдана с точки зрения права, что в случае с Грузией весьма спорно, не может быть аргументом , если это ведет к гибели и страданиям людей. 26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. В основе этого не простого решения было желание предотвратить дальнейшие бедствия и гибель жителей данных регионов. Из двух зол выбирают меньшее. Если есть возможность сохранить семью, нужно бороться до конца, но если совместное проживание чревато смертоубийством, то лучше все-таки разойтись и сохранить друг другу нервы, а возможно и жизни.

http://religare.ru/2_57378.html

На собственные средства Епархиальным управлением было отремонтировано 70% площади кровли, часть кровли Митрополичьего корпуса над парадными залами капитально отремонтировано благотворителем в лице Балтийской строительной компании. Всего было отремонтировано 4.067 м2 кровли. На собственные средства Епархиального управления и при финансовой помощи благотворителей, таких как генерал Салов Олег Альбертович, княгиня Голицына, Найвальт Игорь Александрович, Лапин Алексей Станиславович и др. было отреставрировано 12 парадных залов и лестница Митрополичьего корпуса с полной заменой систем отопления, водопровода, канализации, освещения, паркетных полов, штукатурки, реставрацией росписей потолков, лепного декора, позолоты, окон и дверей. Общая площадь отреставрированных помещений 1026,9м2. Установлено 50 дубовых оконных рам и 20 металлопластиковых со стеклопакетами. Воссоздано 860м2 высокохудожественного наборного паркета из 6 сортов дерева. В трех залах смонтировано оборудование кондиционирования воздуха, в одном зале - притяжная вентиляция. Отреставрировано 4 камина. В Просфорном корпусе создается гостевой дом на 18 номеров на деньги благотворителей в лице Североэльбской Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии и собственные средства Епархиального управления. На сегодняшний день капитально отремонтирован 2-й этаж Гостевого дома на 12 номеров для 23 постояльцев общей площадью 383м2. В Духовском корпусе отремонтированы помещения и смонтировано оборудование для просфорно-пекарного производства, подаренное Санкт-Петербургскому епархиальному управлению Североэльбской Евангелическо-Лютеранской Церковью. Общая площадь производства составила 600м2. Также в Духовском корпусе отремонтированы помещения и организована благотворительная трапезная общей площадью 476м2. Отремонтированы помещения епархиального гаража общей площадью 313м2. В Митрополичьем корпусе отремонтированы помещения и открыт оптовый церковный магазин общей площадью 216м2 и Епархиальный архив общей площадью 155,2м2. В Митрополичьем корпусе отремонтированы помещения для Епархиальных отделов: Миссионерского, Молодежного, Отдела по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, Отдела религиозного образования и духовного просвещения, трехгодичных Свято-Иоанновских богословских педагогических курсов общей площадью 893,6м2. Работы по ремонту и реставрации помещений епархиальных отделов проводились на средства благотворителей, привлеченных руководителями вышеперечисленных отделов и Епархиального управления. Во всех вновь реконструированных помещениях Епархиального управления смонтирована охранно-пожарная сигнализация.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Б. О молитве в домах 16. Всякий хозяин дома имеет право, для себя и семейства своего, назначать время общей домашней молитвы, но только ни мало сим не препятствуя кому либо присутствовать при Богослужении общественном. 17. Частные молитвенные собрания, выходящия из пределов семейственного или домашнего общего моления, дозволяются не иначе, как с разрешения Консистории и с ведома местного Гражданского Начальства. При сем должны быть наблюдаемы следующие правила: 1. Чтобы в сих собраниях никто не имел права проповедывать (frei Vortraege zu halten) или совершать Св. Таинства, и чтобы все действия оных ограничивались чтением Св. Писания без всяких толкований, или же одобренных Консисториями рассуждений духовного содержания, равномерно без всяких прибавлений и толкований... 2. Чтобы сии собрания назначались не во время общественного Богослужения, и ни в каком случае не могли сделаться поводом к предосудительным в Христианском обществе расколам, или к какому либо нарушению Церковного, или же гражданского порядка. Глава III. О СОВЕРШЕНИИ ТАИНСТВ И О ДРУГИХ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ 21. Если родители, или, за неимением оных, ближайшие родственники, без достаточных причин и не смотря на увещание Проповедника, пропустят определяемый ... для крещения младенца шестинедельный срок, то для сего, и токмо на сей случай, от Консистории назначается особый Попечитель, обязанный немедленно представить младенца к Святой купели. 33. Обряд конфирмации совершается над юношами обоего пола не ранее 15-ти и не позднее 18-ти летнего возраста. 44. Иностранцы и все находящиеся в дальнем расстоянии от прежнего своего местопребывания, могут быть по желанию допускаемы к совершению покаяния и к Св. Причащению в том Евангелическо-Лютеранском приходе, в коем имеют жительство. Если не известно с точностию, принадлежат ли они к Евангелическо-Протестантской Церкви, то от них требуется письменное о сем объявление. 49. Совершение обряда бракосочетания для принадлежащих к Евангелическо-Лютеранской Церкви в России есть необходимое условие действительности законного супружества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году в К. было зарегистрировано 14 религ. объединений, в т. ч. 6 общин Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), 3 лютеранские общины, а также общины адвентистов седьмого дня (АСД; см. Адвентисты ) и церковных меннонитов. В 1974 г. из 516 религ. орг-ций, зарегистрированных в К., 222 состояли только из немцев, в т. ч. в ЕХБ - 64 орг-ции (5 тыс. чел.), лютеранских - 109 (7,8 тыс. чел.), меннонитских - 14 (2 тыс. чел.), пятидесятнических - 14 орг-ций (0,9 тыс. чел.). К сер. 80-х гг. XX в. ок. 600 религиозных объединений в К. целиком или частично состояли из немцев (40 тыс. верующих). Кроме того, имелось большое число незарегистрированных общин (в 1966 - 88 общин (2957 чел.), в 1972 - 83 (3733 чел.), в 1976 - 113 (4335 чел.), в 1986 - 44 общины (1404 чел.)). Среди основателей протестант. общин и пасторов - Г. А. Цильке, Р. Э. Отто, Ф. Ф. Шефер, И. Г. Ризен, К. Зайлер, Р. Р. Миллер, Д. Воземиллер, Е. И. Бахман, Х. Х. Вундер и др. Массовая эмиграция нем. населения из К. в Германию в 1989-1999 гг. (ок. 800 тыс. чел.) привела к изменению численности, конфессионального и этноконфессионального состава протестант. общин. Так, общее количество лютеран. общин в К. уменьшилось: в 1989 г. их было 171, в 1998 г.- 110. Лютеранство представлено Евангелическо-лютеранской церковью в Казахстане (80 религ. объединений; 21 культовое сооружение), которая является членом Всемирной лютеранской федерации . Членами Евангелическо-лютеранской церкви являются не только немцы, но и представители др. национальностей. В 1992-1993 гг. руководство лютеран. общинами в К. осуществлял епископский визитатор, в 1993 г. лютеран. общины были объединены в суперинтендантство, в 1996 г. основано еп-ство с центром в Астане. Первым епископом Евангелическо-лютеранской церкви в К. стал Р. Р. Мозер (с 2005 - Ю. Т. Новгородов). Учрежден ряд пробств. Действует лютеран. ДС в Астане. Баптисты в К. объединены в организации Евангельских христиан-баптистов Союза церквей ЕХБ (314 религ. объединений; 190 культовых сооружений) и Евангельских христиан-баптистов Совета церквей ЕХБ (48 незарегистрированных религ.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Известно, как благосклонно относился к протестантам Петр Великий: в 1694 г. он сам положил основной камень, при построении в Москве каменной кирки, вместо прежней деревянной; иногда он и сам посещал кирки и, как видно из одной Gesangbuch, сам пел там церковные песни и был нередко восприемником при крещении детей у немцев 107 . В эпоху немецкого владычества, при императрице Анне Иоанновне, протестантское влияние сделалось, разумеется, еще сильнее: немцы свободно строили в России свои кирки, выписывали для них пасторов и заводили школы. Однако всякая пропаганда протестантства у нас была строго запрещена. Во внутренние дела протестантских общин правительство наше вообще не вмешивалось. Даже после покорения при Петре Великом губерний Эстляндской и Лифляндской, оно никаких распоряжений по устройству протестантской церкви не сделало, предоставив ей руководствоваться прежними узаконениями, изданными шведскими королями, и ограничилось тем, что поручило высший надзор за делами лютеран Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел. – В 1805 г., вследствие беспорядков в управлении духовными делами протестантов, повелено было Юстиц-коллегии составить новый церковный лютеранский устав, который был издан под названием «литургическаго учреждения». В 1810 г. было учреждено главное управление духовными делами иностранных исповеданий, распространившее свои действия и на дела протестантов. Но так как во внутренней жизни протестантских общин часто происходили несогласия и беспорядки, указывающие на отсутствие центрального церковного органа, то правительство, в виду интересов самих протестантов, пришло к заключению о необходимости учредить в России для евангелического вероисповедания епископское достоинство и евангелическую государственную генеральную консисторию, которой должны быть подчинены все консистории. Назначение епископа состоялось вскоре после издания указа 20 июля 1819 г. об учреждении генеральной консистории; проект же устава евангелическо-лютеранской церкви в России был составлен лить в 1831 г., а утвержден и введен в действие в следующем 1832 г. Устав этот 108 , составленный по тщательном обсуждении и заключающий в себе собрание постановлений, издавна имевших силу в евангелическо-лютеранской церкви и почти повсеместно соблюдавшихся в Европе, встретил общее сочувствие всех протестантов как у нас в России, так и заграницей. § 50. Современное устройство евангелическо-лютеранской церкви в России

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

В июне 1964 г. на квартире у профессора Кауко Пииринена был прием с участием протоиерея Е. Амбарцумова, доктора философии М. Виднес, супругов Саарло, пастора Мауторинена с супругой и магистра Коукконена. Хозяин выступил с предложением пригласить на обучение на богословском факультете университета Хельсинки 2–3 студентов от Московской Патриархии, также было решено пригласить в Финляндию кого-нибудь из профессорской корпорации Московской и Ленинградской духовных школ для чтения лекций в Хельсинкском университете . В 1964 г. новым архиепископом Турку вместо ушедшего на покой Илмари Саломиеса был избран епископ епархии Хельсинки Мартти Симойоки (1908–1999). В феврале того же года, еще будучи епископом Хельсинки, по приглашению глав Евангелическо-лютеранских Церквей Эстонии и Латвии архиепископов Яна Кийвита и Густава Турса он впервые посетил Советский Союз. Его сопровождали декан богословского факультета Университета Хельсинки Аймо Николайнен и пастор Самуэль Лехтонен. Программа пребывания состояла из посещения Ленинграда, Таллина, Тарту, Риги и Москвы. Помимо встречи с лютеранским духовенством, были и встречи с православными епископами Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером) и Рижским и Латвийский Никоном (Фомичевым) . Во время же своего первого официального визита в Советский Союз как примаса Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии в мае 1967 г. на приеме, устроенном патриархом Алексием I, Мартти Симойоки предложил развивать контакты между двумя Церквями в форме двустороннего диалога . Стоит особо отметить, что архиепископ Мартти Симойоки лично был очень расположен к православию, постоянно интересовался новостями Русской Православной Церкви и ежемесячно получал из ОВЦС «Журнал Московской Патриархии» на английском языке . «Он стал инициатором назначения специальной комиссии для поощрения наших отношений с Церквами социалистических стран. Вследствие чего у нас установлен очень сердечный контакт с Православной Церковью России, а богословская дискуссия приняла постоянный характер» , — писал его секретарь пастор Мауну Синнемяки в 1972 г. Сам же архиепископ говорил: «У православных братьев я научился больше прежнего любви к Истине» .

http://bogoslov.ru/article/5697574

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010