В июле 1917 г. в Петрограде состоялась лютеран. конференция, к-рая разработала проект церковной конституции и решила провести в нач. 1918 г. Генеральный синод. Но после Октябрьской революции начался длительный период гонений и преследований. При этом в 1925-1934 гг. в Ленинграде существовала лютеран. семинария. Власти постепенно закрывали лютеран. церкви. В окт. 1939 г. была закрыта последняя действовавшая в Л. о. кирха в приходе Хаапакангас в дер. Юкки. Десятки тысяч финнов, немцев и эстонцев в 30-х - нач. 40-х гг. XX в. были депортированы в отдаленные вост. районы страны, пасторы расстреляны (из них 4 чел.- 15 нояб. 1937). В 1941-1944 гг. на оккупированной территории были возобновлены богослужения в нек-рых финских кирхах. С приходом советских войск все кирхи были вновь закрыты, а немцам и финнам запретили проживать в Л. о. Лишь в 1977 г. открылась фин. кирха в Пушкине, а с кон. 80-х гг. XX в. началось активное возрождение Евангелическо-лютеранской церкви, Л. о. стала главным районом ее деятельности в России. 26-29 сент. 1994 г. в С.-Петербурге состоялся I Генеральный синод Евангелическо-лютеранской церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ), к-рый утвердил переработанный Устав Церкви и выбрал епископа. Канцелярия главы Церкви, которая в наст. время называется Союз Евангелическо-лютеранских церквей, размещается в петербургской Петрикирхе. С 1992 г. в С.-Петербурге выходит печатный орган ЕЛЦ «Der Bote/Вестник», а в апр. 1997 г. в дер. Новосаратовка Всеволожского р-на начала работу Теологическая семинария. В 2015 г. в Л. о. существует 21 лютеран. община (19 приходов принадлежат к Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии). Они входят в Западно-Ингерманландское и С.-Петербургское пробства (последнее включает и приходы С.-Петербурга). Приходы Западно-Ингерманландского пробства находятся в пределах исторической области Ингерманландия, и только приход в г. Луга - за ее пределами. Из обл. приходов С.-Петербургского пробства в Ингерманландии находятся только Колтушский в дер.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

236. Проповедники не иначе могут быть лишены Духовного сана, ниже отрешаемы от должности, как по формальному Судебному приговору, или же особому Высочайшему повелению. 254. Если Евангелическо-Лютеранский Проповедник присоединит к своей Церкви Члена Церкви Греко-Российской, то немедленно отрешается от должности, лишается сана и предается светскому Суду, для поступления по законам. За совершение брака, когда одна из сочетающихся сторон исповедует Греко-Российскую веру, за крещение детей от таких смешанных браков, без надлежащего на то особенного дозволения, и вообще за совершение каких-либо духовных треб членам Церкви Греко-Российской, если сие сделано Проповедником с ведома, а не по извиняемой обстоятельствами ошибке, он отрешается от должности, и впредь уже не может быть определен ни к какому Евангелическому приходу. 255. Проповедник, без надлежащего дозволения присоединивший к Евангелическо-Лютеранской Церкви члена одной из других, пользующихся в России равною свободою исповедания своей веры, Христианских Церквей, отрешается от должности. За исправление духовных треб членами сих Церквей, без надлежащего на то дозволения, если сие сделано им не по ошибке, а с ведома, особливо же когда при том обнаруживается намерение побуждать к перемене веры, Проповедник наказывается отрешением от должности. 256. Проповедник, присоединивший к Евангелическо-Лютеранской Церкви Еврея, Магометанина или Язычника без надлежащего на сие дозволения, или хотя и с дозволением, но без наблюдения, при самом его введении в Христианство , постановленных на сие правил, наказывается в первый раз строгим выговором, а потом отрешением от должности. Глава VI. О ВЫСШИХ ДУХОВНЫХ САНОВНИКАХ 264. Число Пробстских Округов в России, составляемых по соображению с местными обстоятельствами из большого или меньшого числа Евангелическо-Лютеранских приходов, назначается ныне следующее: три в Ингерманландии, восемь в Лифляндии, восемь в Эстляндии, семь в Курляндии, один в губернии Виленской, два в колониях Саратовских и два в Немецких колониях Южного края.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Консисториальные синоды созываются ежегодно генерал или супер-интендентом из пасторов своего округа, так что одна половина пасторов должна собраться в первый год, а другая – на следующий. В синоде присутствуют также члены консистории и могут присутствовать кандидаты в пасторы и светские члены. Место и время съезда синода зависит от президента. Цель этих синодов – совещание членов об улучшении церковных учреждений своего быта, взаимные сообщения о местных особенностях и т. п. Заседаниям ведется протокол, который представляется генеральной консистории. Генеральная консистория есть высшее учреждение в России по делам Евангелическо-Лютеранской церкви (кроме Привислинской консистории – она самостоятельна0. Закавказская консистория находится в ведении пастора, подчинённого Генеральной консистории. Она состоит из светского президента, духовного президента, двух светских и двух духовных членов (все лютеранского исповедания). Президент и вице-президент назначаются Государем; на места духовных членов все местные консистории представляют кандидатов Министру Внутренних Дел, кандидаты же в светские члены избираются порядком, вышеизложенным для избрания членов в местные консистории. Светские и духовные члены утверждаются, по докладу Министра Внутренних Дел, – Государем. Члены эти выбираются на три года, но они могут быть выбраны и на следующее трёхлетие. При Генеральной консистории состоит прокурор и канцелярия. Прокурор назначается по соглашению Министра Внутренних Дел с Министром Юстиции и имеет значение прокурора старых коллегиальных учреждений. Все лица, находящиеся в составе канцелярии генеральной консистории, числятся на государственной службе. Генеральная консистория, по своему значению, есть высшее центральное правительственное учреждение Евангелическо-Лютеранской церкви, имеющее: 1) права надзора за действиями местных консисторий, генерал-супер-интендентов в отправлении ими своих обязанностей; 2) значение высшего судебного учреждения: она имеет право ревизовать судебные дела, производящиеся в местных консисториях; к ней поступают апелляции на решения местных консисторий; она есть первая инстанция и решает окончательно частные жалобы по делам церковным, жалобы пасторов и кандидатов на духовные должности, на членов консисторий; она есть вторая судебная инстанция по делам брачным; разрешает браки, не допускаемые общими правилами Евангелическо-Лютеранской церкви; 3) Генеральная консистория есть высшее совещательное учреждение правительства по делам Евангелическо-Лютеранской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Место и время съезда синода зависит от президента. Цель этих синодов – совещание членов об улучшении церковных учреждений своего быта, взаимные сообщения о местных особенностях и т. п. Заседаниям ведется протокол, который представляется генеральной консистории. Генеральная консистория Генеральная консистория есть высшее учреждение в России по делам Евангелическо-Лютеранской церкви (кроме Привислинской консистории – она самостоятельна). Закавказская консистория находится в ведении пастора, подчиненного Генеральной консистории. Она состоит из светского президента, духовного президента, двух светских и двух духовных членов (все лютеранского исповедания). Президент и вице-президент назначаются Государем; на места духовных членов все местные консистории представляют кандидатов Министру Внутренних Дел, кандидаты же в светские члены избираются порядком, вышеизложенным для избрания членов в местные консистории. Светские и духовные члены утверждаются по докладу Министра Внутренних Дел, – Государем. Члены эти выбираются на три года, но они могут быть выбраны и на следующее трехлетие. При Генеральной консистории состоит прокурор и канцелярия. Прокурор назначается по соглашению Министра Внутренних Дел с Министром Юстиции и имеет значение прокурора старых коллегиальных учреждений. Все лица, находящиеся в составе канцелярии генеральной консистории, числятся на государственной службе. Генеральная консистория, по своему значению, есть высшее центральное правительственное учреждение Евангелическо-Лютеранской церкви, имеющее: 1) права надзора за действиями местных консисторий, генерал-суперинтендентов в отправлении ими своих обязанностей; 2) значение высшего судебного учреждения: она имеет право ревизовать судебные дела, производящиеся в местных консисториях; к ней же поступают апелляции на решения местных консисторий; она есть первая инстанция и решает окончательно частные жалобы по делам церковным, жалобы пасторов и кандидатов на духовные должности, на членов консистории; она есть вторая судебная инстанция по делам брачным; разрешает браки, не допускаемые общими правилами Евангелическо-Лютеранской церкви; 3) Генеральная консистория есть высшее совещательное учреждение правительства по делам Евангелическо-Лютеранской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

По русским уставам духовных дел христиан иностранных исповеданий, при каждом католическом епископе должна существовать консистория с определенными в законе личным составом и кругом ведомства, а равно консистории существуют в русских армяно-григорианский епархиях, точно также с определенным личным составом и с законноопределенным кругом дел. Католические консистории имеют совещательный голос при епископе. В армянских консисториях, применительно к порядку производства дел в эчмиадзинском синоде, епископ имеет решительный голос только в чисто духовных делах, в прочих же делах, голос его, как председателя, в случае равенства голосов, дает перевес, и следовательно, если голос его оказывается в меньшинстве, исполнительную силу получает мнение большинства коллегии. Наконец консистории существуют в русской евангелической церкви, как коллегиальные учреждения, подчиненные евангелическо-лютеранской генеральной консистории. Кроме консисторий, в консисториальных округах, для надзора в особенности, существуют генерал-супер-интенденты и суперинтенденты. В знак особой монаршей милости и в награду за долголетнюю усердную службу, генерал-супер-интендент может быть возведен в почетное звание евангелическолютеранского епископа. Но в Финляндии, по шведскому образцу, имеются постоянные епископы с находящимися в их управлении епархиями. Духовные дела христиан евангелическо-реформатского исповедания, в других губерниях, кроме западных (где действует виленский синод и виленская коллегия), выдаются местными евангелическо-лютеранскими консисториями, в которых, при рассмотрении и решении реформатских духовных дел, присутствуют, вместо духовных членов евангелическо-лютеранского исповедания, один или двое пасторов и столько же церковных страшин евангелическореформатского исповедания. Жалобы же на решения этих консисторий поступают в лютеранскую генеральную консисторию, в которой также ad hoc присутствуют, вместо духовного вице-президента, одного светского и двух духовных членов лютеранского исповедания, два светских и один духовный член реформатского исповедания. § 83. Церковная организация местных подразделений епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Патриаршее приветствие участникам XIV богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии 18 сентября 2008 г. 16:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру , главе Евангелической Церкви Финляндии Архиепископу Турку и Финляндии Юкке Парма и участникам XIV богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии «Свобода как дар и ответственность. Права человека и религиозное воспитание в христианской перспективе» (Санкт-Петербург, 18-24 сентября 2008 года). Текст послания Предстоятеля Русской Православной Церкви приводится ниже полностью. Досточтимый Архиепископ Турку и Финляндии Юкка Паарма! Ваше Высокопреосвященство Владыка митрополит Владимир! Дорогие участники диалога! Сердечно приветствую вас по случаю открытия очередного богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии. На протяжении многих лет отношения между нашими Церквами проникнуты взаимным уважением и пониманием, что находит выражение в различных формах межхристианского сотрудничества. Важнейшей частью этих добрых взаимосвязей являются богословские собеседования. Доктринальный диалог между нашими Церквами, история которого насчитывает без малого сорок лет, всегда рассматривался нами как процесс совместного глубокого осмысления богословских и общественных проблем, в разное время встававших перед христианами. За годы, истекшие с начала диалога, многое изменилось — как в жизни наших Церквей и стран, так и во всем мире. Именно поэтому представители наших Церквей на собеседовании в 2002 году сочли правильным подвести итог сделанному и наметить будущие перспективы диалога. В частности, было решено «сообща исследовать область христианской антропологии, включая православный и лютеранский взгляд на свободу человеческой воли и ее связь с домостроительством спасения». Собеседование, которое проходило в Финляндии в 2005 году, было посвящено теме «Христианский взгляд на человека в современной Европе. Спасение, вера и современная общественная реальность». Тема нынешнего собеседования — «Свобода как дар и ответственность. Права человека и религиозное воспитание в христианской перспективе» — продолжает глубокое осмысление проблем, которые стоят в центре дискуссии о ценностях и этике, развернувшейся сегодня среди людей, именующих себя последователями Христовыми.

http://patriarchia.ru/db/text/461674.htm...

Таким образом, по воззрениям римских каноников, только признание папы дает силу конкордату; в его власти признать или не признать конкордат. Конкордаты имеют только тогда значение, когда папа дает на это буллу. Обнародование его в государстве не имеет никакого юридического значения. Конкордат – папский законодательный акт. Воля, лежащая в основе этого акта, – единолична. От папы же зависит продлить действие конкордата. Однако при нынешнем развитии государственного начала такое определение силы действия конкордата невозможно. Установилось мнение, что государству принадлежит вся полнота власти, и без согласия верховной власти ничто не может иметь силы. Доказательством того, что конкордат без признания правительства не имеет силы, может служить следующий исторический факт: русское правительство, два раза заключив конкордаты с папами в 1818 и 1848 г. о положении Римско-Католической церкви в пределах Империи, в настоящее время отменило оба конкордата. в) Третье мнение самое справедливое. – Конкордат есть закон государства относительно его подданных католического вероисповедания, составленный по предварительному соглашению правительства с Римской Курией. Обращаясь к нему, мы видим, что и практика оправдывает такое определение. Что это есть чисто государственный акт, без согласия Верховной власти, не имеющий никакого значения, видно и из того, что в конституционных государствах даже при условии согласия Государя, этот акт приобретает силу только после согласия палат. Были примеры, что нижняя палата утверждала подобного рода законопроект, верхняя противилась и конкордат не получал силы. Существуют видоизменения этих трех изложенных мнений, но они не представляют ничего существенного. В России, кроме того, источником канонического права служит Устав Римско-Католической церкви (XI т. Св. Зак. Р. И. и прод.), куда вошли многие положения конкордата 1848г. В. Особенные источники права евангелической церкви Для евангелическо-лютеранской церкви источниками права служат: Символические книги, в которых изложено отличительное вероучение этой церкви. Они содержат в себе символы: 1) Заимствованные из Римско-Католической церкви – апостольский, никейский, со вставкой Filioque и афанасьевский; 2) Составленные ими самими: Аугсбургсоке исповедание (1530 г.), Апология его (1531 г.); Шмалькальденские члены (1551 г.); Большой и малый катехизис Лютера (1528 и 1529) и образец согласия (Formulae concordiae). В них изложены основания вероучения и до некоторой степени нравоучения лютеранской церкви. Отношение этих книг к праву такое же, как и вообще Св. Писания – государственные законы. В России таким источником права служит Устав Евангелическо-Лютеранской церкви (XI г. Св. Зак. Р. И.) и некоторые другие узаконения; 3) Определения, постановления или инструкции консисторий генеральной и особенно окружных; 4) Наконец, определения и постановления Синода, одобренные правительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Заседателями могут быть и прелаты, и просты члены капитулов – каноники. Одновременно присутствуют только четыре заседателя: два от епархий, подведомственных могилевскому архиепископу и два от епархии варшавской архиепископии. Дела в коллегии решаются по большинству голосов; при равенстве голосов, голос председателя дает перевес; но обжалования разного рода из могливеской епархии (за исключением дел брачных и других духовных), поступающие в коллегию, как в высшую инстанцию, решаются в ней без присутствия могилевского митрополита. В делах же относящихся к догматам веры и каноническим правилам, в особенности в делах брачных, высшая судебная власть признается за римским папой, который делегирует одного из соседних епископов в качестве второй инстанции, для рассмотрения дела, решенного в той или другой епархии, а в высшей инстанции сам он осуществляет церковную власть. При коллегии состоят прокурор и канцелярия. По делам административного характера коллегия подчинена министру внутренних дел, по делам судным, не касающимся веры или канонических правил, подчинена правительствующему сенату и министру юстиции. б) Центральное учреждение евангелическо-лютеранской церкви в пределах России есть еквангелическолютеранская генеральная консистория в С.-Петербурге, состоящая из светского президента, духовного вице-президента, двух светских и двух духовных членов и находящаяся в тех же отношениях к министру внутренних дел, прав. сенату и министру юстиции, как и римско-католическая духовная коллегия. При консистории состоят прокурор и канцелярия. По усмотрению министра внутренних дел, с высочайшего разрешения, может быть созван генеральный евангелическолютеранский синод из депутатов от всех консисториальных округов; председательствует в нем один из светских его членов. Управление духовными делами евангелическо-реформатских общин западного края принадлежит виленскому евангелическо-реформатскому синоду и виленской евангелическо-реформатской коллегии. Синод составляется из всех почетных особ реформатского исповедания духовного и дворянского званий западного края однажды или дважды в год для решения важнейших церковных дел, текущие же дела ведаются коллегией, которую составляют: президент (светское лицо), вице-президент (духовное лицо) и шесть членов (трое духовных и трое светских).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

666 . Рассмотрение дел о лишении кого-либо прав патронатства принадлежит светским судам, но прежде определения о сем они обязаны требовать заключения духовного начальства. 667 . Споры о том, кому в приходе принадлежит право патронатства, предварительно рассматриваются в Главных Церковных Попечительствах и равных с ними местах, управляющих церковными экономическими делами; они стараются примирить спорящих; но в случае неуспеха предоставляют формальное разбирательство сих споров также надлежащим светским судам. Глава двенадцатая. Наказ духовенству и начальством Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи I. О учении. 668 . Евангелическо-Лютеранские Консистории, Генерал-Супер-Интенденты, Супер-Интенденты и Пробсты обязаны в подведомственных им округах строго наблюдать, чтоб учение Церкви их было сохраняемо и исповедуемо во всей его чистоте и сообразно с признанными ею Символическими книгами (ст. 134); они должны всеми мерами и во всяком случае стараться, чтобы подчиненное им духовенство проповедовало и объясняло слово Божие во всем согласно с правилами Церкви, отнюдь не уклоняясь от оных и не распространяя противных оным мнений. Если дойдет до сведения Пробстов, или же Супер-Интендентов или Генерал-Супер-Интендентов, что некоторые Проповедники обнаруживают уклоняющиеся от учения Церкви мнения, то они обязаны сначала стараться удерживать их лишь кроткими, Христианскою любовию одушевленными увещаниями, и, посредством точных, на Священном Писании основанных, объяснений разрешая все их сомнения, обращать на путь истины. 669 . Если дойдет до сведения Евангелическо-Лютеранской Консистории, что в ее округе находится в руках читателей сочинение, содержащее в себе явно неприязненное опорочивание догматов веры, исповедуемых Евангелическо-Лютеранскою Церковию, и могущее произвести общий соблазн между ее членами, тогда, по тщательном рассмотрении и соображении сих сведений, она имеет донести о том Генеральной Консистории. При сем донесении должно быть представлено, кроме экземпляра обвиняемой книги, и основанное на точных доказательствах мнение Консистории, с означением тех мест сочинения, кои достойны порицания, а буде нужно и слов Священного Писания и объяснений Символических книг, кои в сем сочинении неприличным образом опровергаются. Генеральная Консистория представляет о сем, с своим заключением, на усмотрение Министерства Внутренних Дел.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В Латвии зарегистрировано 14 Церквей и религиозных объединений Рига, 4 июля 2007 г. Согласно последним данным Управления по делам религии (УДР),  в 2006 году на территории Латвии действовали 14 Церквей и религиозных объединений, которые включают себя 719 общин и приходов. В отчете за прошлый год нет сведений о Римско-Католической Церкви Латвии, т.к. на нее правило о ежегодной подаче данных не распространяется, согласно решению Конференции латвийских епископов от 18 мая 2006 года. Как сообщает Благовест-инфо , по  информации УДР, в 2006 году в собственности религиозных организаций Латвии находилось 769 церквей и культовых зданий. Из них – 300 принадлежат Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви, 119 – Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ), 69 – староверам, 14 – баптистам, 24 – адвентистам седьмого дня, 21 – пятидесятникам, 7 – «Новому поколению», 7 – «Армии спасения», 9 – методистам. Кроме того, в общей сложности в Латвии служат 703 священника. Среди них лютеранских – 164, баптистских – 79, евангельских – 60, православных – 79, староверческих – 46, адвентистов седьмого дня – 37, «Свидетелей Иеговы» - 38. В «Новом поколении» насчитывается 16 пасторов, у пятидесятников – 56. В течение года на служение в Латвию приезжали и зарубежные священнослужители. Больше всего их было у Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов ) – 57. За ними следуют пятидесятники – 39, евангелисты – 34, «Свидетели Иеговы» - 22, «Армия спасения» - 13, баптисты – 11. Приезжали в Латвию также священники в ЛПЦ –4 священнослужителя, один к диевтурам, один к немецким лютеранам, 11 – к евангельским христианам.  В 2006 году больше всего браков было заключено в Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви – 1 202. В ЛПЦ скрепили себя узами брака 328 пар. Кроме того, еще 41 брак зарегистрирован у баптистов, 23 у адвентистов седьмого дня, 14 у староверов и 6 у методистов. По информации УДР, в 2006 году на территории Латвии действуют 304 лютеранских общины, 119 православных приходов, 93 баптистских общины, 68 староверческих, 51 адвентистов седьмого дня, 48 пятидесятнических, 33 евангельских, 15 мусульманских общин, столько же общин у церкви «Новое поколение». Еще 12 общин зарегистрировано у диевтуров (язычников), 4 у мормонов, 3 у реформаторов, 2 у англикан. У кришнаитов – 11 общин, у методистов – 13, и иудеев – 13, у евангельских христиан – 8. Также в Управлении по делам религии отметили, что в Латвии служат 18 лютеранских капелланов, 7 баптистских, 15 пятидесятнических, 1 старообрядческий и 2 капеллана из Церкви адвентистов седьмого дня. 4 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23001.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010