— Будет ли Святейший Патриарх во время визита встречаться с представителями других христианских конфессий, с представителями Совета Церквей Эстонии, с главой Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии? — Предполагается встреча с главой Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии архиепископом Андерсом Пыдером. — Могла бы поддержка со стороны братских христианских конфессий способствовать решению имущественного вопроса? — У меня нет ответа на этот вопрос, но убежден, что такие встречи нужны и полезны, потому что перед христианами в современном мире стоит общая миссия. Когда мы встречаемся с представителями иных христианских конфессий, мы говорим, прежде всего, о том, что нас объединяет, — это стремление сохранять традиционные духовно-нравственные ценности христианства. И здесь у нас обширное общее поле для взаимодействия с Евангелическо-Лютеранской Церковью Эстонии, с которой мы поддерживаем теплые отношения. — Хотел бы снова коснуться вопроса взаимоотношений с так называемой Эстонской Апостольской Православной Церковью Константинопольского Патриархата , которую возглавляет митрополит Стефан. Во время Вашего визита в Таллин Вы имели общение с митрополитом Корнилием, который возглавляет Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата, а также с митрополитом Стефаном. У меня даже сохранились снимки — Вы за дружеской беседой, как и положено братьям-христианам. Какие последствия имела эта встреча? — Хотел бы сказать, что моя встреча с архиепископом Стефаном, на мой взгляд, была очень дружественной и корректной. Более того, мы договорились о каких-то возможных совместных шагах. Однако уже после этой встречи я получил довольно резкое письмо, в котором, по сути дела, все наши договоренности сводились на нет. Мне показалось, что тон этого письма был совсем другим, чем тон нашей встречи. Конечно, мы будем работать в направлении нормализации отношений, но думаю, этот процесс будет небыстрым. — Когда я находился в Москве в ожидании встречи с Вами, из Эстонии пришла весть о том, что митрополит Стефан побывал в мэрии Таллина, встретился с мэром Эдгаром Сависааром и заявил, что в сентябре этого года по приглашению властей Эстонии, на государственном уровне, в страну прибудет с официальным визитом Константинопольский Патриарх Варфоломей . 6 сентября мэрия Таллина собирается дать торжественный прием в честь Патриарха Варфоломея, в ходе которого, очевидно, будут подняты вопросы статуса Эстонской Апостольской Православной Церкви. В то же время известно, что до сего дня мэрия Таллина и лично г-н Сависаар активно помогали Московскому Патриархату — в частности в строительстве храма в Ласнамяэ. Что Вы можете сказать по этому поводу?

http://patriarchia.ru/db/text/3041760.ht...

Проект собора принадлежит проф. Академии художеств архит. М. Т. Преображенскому. А. Н. с.- это построенный в неорус. стиле, трехапсидный, крестово-купольный в плане храм (58 ´ 51 кв. м; высота ок. 58 м) с пятиглавым завершением. главный престол освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского, юж. придел - во имя прп. Сергия Радонежского, сев.- во имя св. равноап. кн. Владимира. Собор выстроен из известняка и облицован кирпичом, его отличает богатое декоративное убранство, к-рое придает всему облику храма торжественно-нарядный вид. Фасады украшены мозаиками работы архит. А. Н. Фролова. Роспись интерьера выполнена по эскизам Преображенского. Иконы для иконостасов написаны в 1889-1899 гг. в мастерской акад. А. Н. Новоскольцева, по его же эскизам исполнены витражи центрального алтаря с изображениями Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи. В апсиде главного придела помещена композиция «Причащение апостолов», выполненная М. М. Васильевым по образцу алтарной мозаики собора Св. Софии Киевской. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. Икона св. блгв. кн. Александра Невского из Александро-Невского собора в Таллине. Кон. XIX–haч. XX в. После образования Эстонской Республики автономная Эстонская Церковь в 1923 г. вошла в юрисдикцию К-польского Патриархата. Были образованы Таллинская епархия с эст. приходами и Нарвская - с преобладанием русскоязычной паствы, в юрисдикции к-рой находился А. Н. с. В 20-х гг. XX в. в Эстонии началась кампания за снос А. Н. с.- «памятника русского насилия». В 1924 г. поднялся вопрос о перестройке А. Н. с. и всей территории Тоомпеа в «Пантеон эстонской независимости». Проект не был реализован. В окт. 1928 г. в Гос. Собрание был внесен законопроект о разрушении собора к 1 мая 1929 г. 23 окт. 1929 г. еп. Печерский Иоанн (Булин), неск. пасторов Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии , представители правосл. населения Эстонии и даже лютеранская общественность направили главе гос-ва и председателю Гос.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

Церковь, которая несет свое пастырское служение среди народов России, Украины, Белоруссии и многих других на просторах исторической Руси, сегодня особенно страждет и особенно молится за скорейшее прекращение междоусобной брани, за торжество справедливости, за восстановление братского общения и преодоление всего того, что, накопившись с годами, и привело в конце концов к кровопролитному конфликту. Верим, что все святые, в земле Российской просиявшие, — в данном случае, употребляя уже принятое выражение «в земле Российской», имеем в виду Русь, всю Русскую землю, Русь Святую, — сегодня вместе с нами возносят молитвы ко Господу о том, чтобы водворился мир на земле, чтобы наступило примирение братских народов и, что самое главное, восторжествовала справедливость, потому что без справедливости не может быть прочного мира». Господин Кюйт заявил, что слова Патриарха можно рассматривать как очевидную деятельность по влиянию и оправданию агрессии Российской Федерации на Украине. Слово нашего Патриарха возбудило и других высокопоставленных эстонских чиновников — премьер-министра Кая Каллас, министра внутренних дел Лаури Ляэнеметса. А также председателя Эстонского совета церквей Эстонской евангелическо-лютеранской церкви архиепископа Урмаса Виилмы, который расценил обращение Предстоятеля Русской Церкви как оправдание насилия. Ну хорошо, думайте себе на здоровье, что хотите, но митрополит Евгений тут причём? А при том, что его нужно публично унизить. Упомянутый выше Ильмо Ау цинично заявил, что решение аннулировать вид на жительство для митрополита будет зависеть от его позиции по ситуации на Украине. То есть выступит митрополит Евгений публично против Патриарха Кирилла, оставят его в покое, не выступит – выдворят из Эстонии. Это называется «демократия по-эстонски», а еще «невмешательство светской власти в дела церковных организаций». Впрочем, ненависть к Русской Церкви уже открыто выплёскивается и растекается по всем странам Прибалтики. Напомним, что совсем недавно власти Латвии в порыве русофобии и жгучей бесовской ненависти к Православию и ко всему русскому вознамерились отделить Латвийскую Православную Церковь от Московского Патриархата. Продолжается ожесточённое давление на митрополита Виленского и Литовского Иннокентия.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/ta...

Волнения в городах нашли отклик также и в крестьянской среде. В октябре 1525 г. магистр Ордена писал: «Мы озабочены тем, что в Ливонии из-за лютеранства и других обстоятельств может вспыхнуть восстание, так что мы все пребываем теперь в довольно большой опасности» . Дворянство опасалось и того, что антикатолические и антифеодальные волнения крестьян могут получить поддержку из России. В некоторых крупных городах, таких как Ревель, Дерпт и Нарва, среди эстонцев усилились прорусские настроения и образовались даже «русские партии», которые надеялись на помощь со стороны России. Насколько распространенными стали идеи сближения с Россией, можно судить по тому, что даже Рижский архиепископ И. Бланкенфельд писал русскому царю, чем навлек на себя гнев Ордена и вскоре вынужден был уехать из Ливонии. Напуганные волнениями дворяне-помещики, вначале симпатизировавшие лютеранству, видевшие в нем средство освобождения от Римской курии, теперь встали на защиту католической Церкви. Летом 1525 г. на ландтаге харьюские помещики стащили с церковной кафедры лютеранского проповедника С. Тегетмайера и, грозя ему расправой, кричали: «Ты предатель, ты обманщик, хочешь лишить нас земли и крестьян!» . Реформационное движение ремесленников и крестьян было разгромлено общими усилиями католической Церкви, прибалтийского дворянства и богатых немецких купцов. Ревель. Гравюра. XVII в. Однако уже в 30–50-х гг. дворяне-помещики стали постепенно переходить в лютеранство, так как видели в этом единственный путь к достижению большей самостоятельности, освобождению от опеки католической Церкви и Ордена, надеялись получить церковные и принадлежавшие Ордену земли. Сдерживать этот процесс правители Ливонии уже не могли, лютеранская церковная Реформация распространялась весьма быстро. Пасторы на местах выбирались помещиками из своей среды и полностью от них зависели, что давало возможность более эффективно использовать Церковь против местного населения. Многие городские и повсеместно, без исключения, сельские приходы стали лютеранскими, «хотя владетельные князья, орденмейстеры и епископы сами лично и духовенство их Ордена остались верны католической Церкви». Переход из католичества в лютеранство «не произошел насильственно, а наоборот, последовал путем договорного соглашения» . Начало этому было положено 1 апреля 1532 г. Согласно договору Рижского архиепископа Вильгельма с лифляндскими сословиями, они получили право призвать в свои церкви евангелических лютеранских проповедников. Принятие помещиком лютеранской веры распространялось и на крестьян, их согласия никто не спрашивал. С приходом лютеранского пастора на место католического священника эстонских крестьян записывали в лютеран. В связи с этим они ничего не выиграли и ничего не потеряли, а помещики-дворяне и богатые бюргеры приумножили свои состояния.

http://sedmitza.ru/lib/text/430133/

Мицкевич, председатель Отдела международных связей и протокола Первопрестольного Святого Эчмиадзина архиепископ Натан Оганесян (Армянская Апостольская Церковь), митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений, епископ Даугавпилсского диоцеза Алпе Эйнарс (Евангелическо-лютеранская церковь Латвии), митрополит Виленский и Литовский Иннокентий, заместитель председателя Централизованной религиозной организации Евро-Азиатский Дивизион (отделение) Генеральной конференции ЦХАСД О.Ю. Гончаров, викарий Астанайской епархии епископ Каскеленский Геннадий, представитель РОСХВЕ в Азербайджане А.В. Неретин, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил, член правления Союза ЕХБ Узбекистана Р.А. Хайбуллин, временный управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, президент Союза церквей ЕХБ Таджикистана К.С. Абдуллаев, глава Администрации Начальствующего епископа РЦХВЕ И.И. Боричевский, ректор Сретенской духовной семинарии, наместник Сретенского монастыря в Москве архиепископ Верейский Амвросий, настоятельница Зачатьевского женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа). В завершение первого пленарного заседания митрополит Иларион сказал: «Я хотел бы еще раз сказать о том, что Евангелие — это книга, которая объединяет нас всех, и для каждого из нас Евангелие является руководством к жизни. Я думаю, что мы можем еще многое сделать для того, чтобы Евангелие стало известным как можно большему числу людей. Есть простые способы донесения евангельских истин до людей, которые мы не всегда используем. Например, бесплатное распространение Евангелия. В Русской Православной Церкви есть такой проект, его курирует Фонд святителя Григория Богослова: мы напечатали совместно с Издательством Московской Патриархии и раздали бесплатно в общей сложности около миллиона экземпляров Нового Завета. Причем книги раздаются не каким-то случайным людям — мы не стоим в метро и не вручаем Евангелие всем проходящим, хотя и такие акции осуществлялись, в частности, в Москве студентами Сретенской семинарии.

http://patriarchia.ru/db/text/5522190.ht...

Это, конечно, только обещание – но вон как с другими обещаниями-то получается. Вот бывалая ястребица и разнервничалась. В Европу новые веяния из-за океана, доходят как-то не быстро. В Эстонии, например, как о великом достижении сообщают о регистрации однополой пары в качестве супругов. А архиепископ Эстонской евангелическо-лютеранской церкви Урмас Виилме осудил высказывания одного пастора, который во время поминального богослужения заявил, что погибшие эстонские солдаты воевали не за гомосексуализм, прием беженцев и слепое претворение в жизнь поступающих из Брюсселя распоряжений Европейского Союза. Архиепископ, может, и сам не думает, что за гомосексуализм и слепое претворение, но, видимо, накрыло радужной волной то ли от Госдепа, то ли из Брюсселя, вот он, бедный, и старается. В старой Европе – хуже того. Итальянский католический архиепископ в сердцах заявил на днях, что «через 10 лет мы все станем мусульманами из-за собственной глупости. Италия и вся Европа встала на путь язычества и атеизма, принимаются законы, идущие против Бога, появляются традиции, которые точно соответствуют язычеству. Весь этот моральный и религиозный декаданс на руку исламу. У нас слабая вера. Церковь сегодня работает плохо, семинарии пустые», добавил архиепископ Либерати. Он также отметил, что Италия наряду со всей Европой стала скопищем мигрантов в последние 10 лет. «Какой смысл в таком количестве мигрантов, которые вместо благодарности за то, что мы их кормим, выбрасывают еду, только и делают, что сидят в мобильных телефонах, еще и устраивают у нас забастовки … Давать деньги мигрантам, шатающимся по городу, не только не правильно, но и морально вредно, поскольку мы только попустительствуем их образу жизни, но и поощряем их поведение», сказал архиепископ. Как строить отношения в этом добром духе, стало вдруг непонятным многим и у нас. Петербургская власть объявила о намерении передать под управление Церкви Исаакиевский собор не позднее 1 марта 2019 года. «Объект передается в безвозмездное пользование на срок 49 лет».

http://radonezh.ru/analytics/yanvarskie-...

С 1945 г. был настоятелем Никольской ц. на ул. Вене и заместителем председателя Нарвского епархиального совета прот. Иоанна Богоявленского (впосл. еп. Таллинский Исидор ). 6 марта 1945 г. присутствовал при торжественном возглашении акта о воссоединении с Московской Патриархией русско-эст. духовенства и мирян Эстонской епархии, чин совершал Псковский архиеп. Григорий (Чуков) ( Алексий II, Патриарх. 1999. С. 561). Затем И. был настоятелем Александро-Невского кафедрального собора и городским благочинным, а также председателем Нарвского епархиального совета. В 1945 г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1952 г. овдовел. 17(20?) дек. 1955 г. в Сергиевском храме ТСЛ был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь особо почитаемого им св. Иоанна Крестителя архим. Пименом (Извековым ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 22 дек. возведен в сан архимандрита. 25 дек. хиротонисан во епископа Таллинского и Эстонского. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в московском Богоявления соборе в Елохове ; ему сослужили Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич) , Алеутский и Североамериканский архиеп. Борис (Вик) , вик. Ленинградской епархии Лужский еп. Роман (Танг) . И. часто посещал епархиальные храмы, в т. ч. и отдаленные (в Лелле, Мярьямаа). Обладал ораторским даром, проповедовал на рус., эст., латыш., франц., нем. языках. Поддерживал добрые отношения с архиепископами Евангелическо-лютеранской церкви в Эстонии и Латвии Яном Кийвитом и Густавом Турсом, а также с руководителями др. Церквей и религ. объединений. Принимал в Таллине участников Пражской конференции христианской молодежи (дек. 1960 - янв. 1961). С 25 мая 1958 по 14 авг. 1961 г. также временно управлял Рижской и Латвийской епархией. Часто приезжал в Ригу, совершал богослужения во мн. приходах, иногда на латыш. языке. Присутствовал в Ленинграде на погребении Ленинградского и Ладожского митр. Елевферия (Воронцова ; 31 марта 1959). В 1960 г. принимал в Риге делегацию Всемирного Совета Церквей . 17 июля 1961 г. принял участие в ежегодных торжествах в ТСЛ. 14 авг. 1961 г. назначен на Горьковскую и Арзамасскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В период хрущёвских гонений на Церковь И. препятствовал закрытию храмов под видом «затухающих», комплектуя штаты церквей. Важно было не оставлять храмы без священников, что служило поводом к закрытию. И., несмотря на сопротивление, представлял уполномоченному Совета по делам РПЦ (с дек. 1965 - Совет по делам религий ) по Горьковской епархии на утверждение кандидатов из своей и др. епархий, уговаривал служить священников, уже вышедших за штат. При И. из 50 храмов, расположенных в Горьковской обл., было закрыто только 4. Часто служил в церквах епархии, во время служб произносил проповеди, что вызывало недовольство со стороны властей. В служебном докладе уполномоченного Совета по делам РПЦ сказано, что И. «личным примером... несомненно, побуждает духовенство к проповедничеству».

http://pravenc.ru/text/469452.html

Отвечая на вопрос эстонского радио, не связана ли поездка Его Святейшества с непростыми отношениями эстонского государства и Православной Церкви в Эстонии, митрополит Иларион сказал: «Сам по себе визит Святейшего Патриарха не задуман как попытка решить определенные вопросы, для решения которых, возможно, потребуются еще долгие годы. Прежде всего, Патриарх едет к своей пастве. Патриарх — как всегда при посещении тех стран, где проживает наша православная паства, — едет с вестью любви и поддержки. И православный народ ожидает этого визита с большой радостью и энтузиазмом. Думаю, что те вопросы, которые пока остаются нерешенными, будут подниматься на всех встречах Патриарха с государственным руководством. А нерешенным остается, прежде всего, вопрос о церковной собственности. Причем эта собственность имеет разный статус. Есть государственная собственность и собственность муниципальная — поэтому в каждом случае вопрос должен решаться по-своему. Мы убеждены, что не должно быть неравенства между юрисдикциям. Не должно быть такого, чтобы одна юрисдикция владела своими объектами на правах собственности, а другая только арендовала их временно у государства. И мы будем работать над тем, чтобы было достигнуто справедливое решение этой проблемы. Мы положительно оцениваем те решения, которые достигнуты к настоящему моменту, но считаем их промежуточными». Митрополит Иларион также сообщил, что в рамках визита запланирована встреча Святейшего Патриарха с главой Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии архиепископом Андерсом Пыдером. Однако на вопрос, могла бы поддержка со стороны братских христианских конфессий способствовать решению имущественного вопроса, он ответить затруднился. «У меня нет ответа на этот вопрос, но убежден, что такие встречи нужны и полезны, потому что перед христианами в современном мире стоит общая миссия. Когда мы встречаемся с представителями иных христианских конфессий, мы говорим, прежде всего, о том, что нас объединяет, — это стремление сохранять традиционные духовно-нравственные ценности Христианства. И здесь у нас обширное общее поле для взаимодействия с Евангелическо-лютеранской церковью Эстонии, с которой мы поддерживаем теплые отношения», - сказал он.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/14/na...

Интерконфессиональный Совет Эстонских Церквей имеет целью развитие диалога между Церквями по вопросам, к которым имеется взаимный интерес, а также развитие диалога Церквей с государственными органами. Мы не собираемся объединять церкви в одну, но мы объединяем усилия тех церквей, которые заинтересованы в решении того или иного конкретного вопроса, и при этом готовы сотрудничать друг с другом в этом направлении. Совет не берет на себя никаких функций Церквей, но пытается находить то, что в их общих интересах. Ведь многих христиан волнуют одни и те же явления и тенденции в жизни людей. И если они совместно выскажут свое мнение, оно может быть лучше услышано государственными органами. Насколько мне известно, государство также ценит такую возможность узнавать мнение Церквей. В рамках Протокола о взаимных интересах Совета Церквей Эстонии и правительства Эстонской Республики мы имеем регулярные контакты и консультации с премьер-министром и другими министрами. В этой ситуации государство не начальник над Церквями или над Советом Церквей, а партнер, и мы говорим с ним прямо и критично. – Расскажите, пожалуйста, о важнейших сферах взаимодействия Церквей и государства. – На примере нашей Евангелическо-Лютеранской Церкви скажу о проблеме, которая в большей или меньшей степени касается всех Церквей. У нас очень большие церковные помещения, а приходы там – маленькие. И если у нас не хватает денег на ремонт реставрацию, нужна поддержка государства. У нас есть разработанная на десять лет программа по элементарной реставрации церквей, на осуществление которой надо 700 тысяч эстонских крон. Но каждый год мы получаем примерно по 15 тысяч. Очень мало... И вот тут встает вопрос: выделяемые государством деньги – это помощь приходу, или это средства, направляемые на сохранение помещения как объекта культуры, как памятника. Здесь в церкви уникальный орган фирмы " Walcker " , и вопрос, это для прихода он или для народа? Нужно сохранять органы, иконы – чтобы церкви действовали, и чтобы памятники культуры сохранились для следующих поколений. А для этого и Церквям, и государству предстоит еще немало совместно поработать.

http://religare.ru/2_35321_1_21.html

Стороны обсудили широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес, а также перспективы дальнейшего развития сотрудничества между Русской и Антиохийской Православными Церквами. На полях Ассамблеи также прошли встречи председателя ОВЦС с митрополитом Берлинским и Германским Марком и епископом Штутгартским Иовом , с главой Церкви Англии Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби , делегацией Коптской Церкви во главе с митрополитом Лос-Анжелесским Серапионом, генеральным секретарем Всемирного евангельского альянса Т. Ширрмахером , архиепископом Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии Урмасом Вийлмой и другими лицами. Также прошли встречи Патриаршего экзарха Юго-Восточной Азии митрополита Сингапурского Сергия с генеральным секретарем Глобального христианского форума доктором Кейсли Эссамуа, делегацией Совета церквей Индонезии во главе с пастором Гомаром Гултомом, а также с генеральным секретарем Совета церквей Малайзии Джонатаном Джезудасом. Состоялось совещание сопредседателей Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью Патриаршего Экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и митрополита Североамериканского Захарии Мар Николовоса. В ходе Ассамблеи прошли выборы нового состава Центрального комитета и Исполнительного комитета Всемирного совета церквей. Кроме того, был заслушан доклад митрополита Волоколамского Антония о прошедшем 19-24 сентября 2022 года в Москве четвертом заседании Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью , в ходе которого были подведены итоги работы за время, прошедшее с момента предыдущего заседания Комиссии в 2019 году в Каире. Несмотря на длительный период карантинных ограничений, успешно реализован ряд совместных проектов по всем имеющимся направлениям сотрудничества, в том числе: контакты между представителями монашества; разработка паломнических программ; проведение научно-богословских консультаций; взаимное оказание содействия в пастырском окормлении соотечественников в Египте и России; сотрудничество в академической, медийной и социальной сферах.

http://mospat.ru/ru/news/89716/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010