В 1530–1550-х гг. в лютеранство стали постепенно переходить дворяне-помещики, так как видели в этом единственный путь к достижению большей самостоятельности, освобождению от опеки католической Церкви и ордена, надеялись получить церковные и принадлежавшие ордену земли. Сдерживать этот процесс правители Ливонии уже не могли, лютеранская церковная Реформация распространялась весьма быстро. Многие городские и повсеместно сельские приходы стали лютеранскими, «хотя владетельные князья, орденмейстеры и епископы сами лично и духовенство их ордена остались верны католической Церкви». Переход из католичества в лютеранство не произошел насильственно, а наоборот, «последовал путем договорного соглашения». Начало этому было положено 1 апреля 1532 г. Согласно договору Рижского архиепископа Вильгельма с лифляндскими сословиями, они получили право призвать в свои церкви евангелических лютеранских проповедников. Принятие помещиком лютеранской веры делало протестантизм обязательным для его крестьян, с приходом лютеранского пастора на место католического священника эстонских крестьян записывали в лютеране. Последним событием, утвердившим Реформацию в Ливонии, явилось решение ландтага в Вольмаре 17 января 1554 г. Оно было подписано архиепископом Вильгельмом, епископами Дерптским Германом, Эзельским и Курляндским Иоганном, Ревельским Фридрихом и орденским магистром Генрихом фон Галеном и предусматривало, что всякий беспрепятственно и свободно исповедует свою веру до всеобщего христианского Собора, что ни один пастор или церковнослужитель не может быть определен на должность проповедника и пастыря, если не имеет свидетельства о хорошем образовании, достойном поведении и христианском посвящении. Тем самым правители Ливонии даровали всем Ливонским землям свободу религии. Протестантство было уравнено в правах с католичеством. Когда в 1561 г. южная Эстония попала в зависимость от Великого княжества Литовского, католическая Церковь не стала начинать спора с прибалтийскими дворянами по вопросам вероисповедания. Польский король Сигизмунд Август грамотой от 28 ноября 1561 г. признал неприкосновенность лютеранской Церкви в Лифляндии, гарантировал ее права на землю и другие владения и повелел даже вернуть или возместить то имущество, которое лютеранские церкви потеряли во время войны. Шведское правительство не только признало все права лютеранской Церкви в северной Эстонии, а после ухода поляков также и в южной Эстонии, но и позаботилось о том, чтобы весь ущерб был действительно возмещен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председатель ОВЦС принял участие в торжествах по случаю 20-летия архиерейской хиротонии митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия 15 сентября 2010 г. 17:01 15 сентября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся в Эстонии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, принял участие в совершении Божественной литургии в таллинском кафедральном соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского. Богослужение было приурочено к 20-летию архиерейской хиротонии митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия . Митрополиту Корнилию и митрополиту Илариону сослужили председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий , викарий Эстонской митрополии епископ Нарвский Лазарь , наместник Псково-Печерского Успенского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Успенского монастыря города Липецка игумен Митрофан (Шкурин), помощник председателя ОВЦС священник Димитрий Агеев, референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), клирики Эстонской митрополии, гости из других епархий. За литургией молился викарий Рижской митрополии епископ Даугавпилсский Александр . Поздравить митрополита Корнилия также пришли архиепископ Эстонской Евангелическо-лютеранской церкви Андрес Пыдер, посол Российской Федерации в Эстонской Республике Ю.Н. Мерзляков. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к юбиляру, зачитав поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В дар от Святейшего Патриарха владыка Иларион преподнес митрополиту Корнилию панагию, а от себя лично — икону Пресвятой Богородицы «Не рыдай Мене, Мати». Затем юбиляра поздравили: от имени духовенства и мирян Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата — епископ Нарвский Лазарь, от имени митрополита Рижского и всея Латвии Александра и от себя лично — епископ Даугавпилсский Александр , от митрополита Псковского и Великолукского Евсевия и от Псково-Печерского монастыря — наместник этой обители архимандрит Тихон. Представительница Пюхтицкого Успенского женского монастыря огласила поздравление владыке Корнилию от настоятельницы этой обители игумении Варвары (Трофимовой). В ответном слове митрополит Корнилий поблагодарил Святейшего Патриарха, митрополита Илариона, собратьев архипастырей, духовенство и простых верующих за поздравления и молитвы. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1275737.ht...

В 1985 г. в СССР было зарегистрировано 1068 римско-католич. приходов (из них более половины в Литве). На западе Украины существовало значительное количество нелегальных общин греко-католиков (униатов), начавших с 1987 г. кампанию за легализацию Украинской греко-католической Церкви . 1 дек. 1989 г. состоялась встреча Г. с папой Римским Иоанном Павлом II , в ходе к-рой были достигнуты договоренности об установлении офиц. отношений между СССР и Ватиканом и о восстановлении в СССР структур католич. Церкви. Были учреждены апостольские администрации для европ. и азиат. частей России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Число римско-католич. приходов в СССР достигло 1286. С осени 1989 г. на Украине в условиях обострения межнациональных отношений и активизации националистических орг-ций массовый характер приняли захваты униатами правосл. храмов. В янв. 1990 г. Украинская греко-католическая Церковь получила в СССР легальный статус. Несмотря на неоднократные обращения РПЦ, в т. ч. и лично к Г., к лету того же года при потворстве местных властей большинство правосл. храмов в зап. областях Украины было захвачено греко-католиками. Лютеранская церковь в СССР в 1985 г. насчитывала 580 приходов, в основном находившихся в Эстонии и Латвии. Лютеран. священнослужители принимали активное участие в движениях за полный суверенитет Эстонии и Латвии и их выход из СССР, что привело к отстранению части пасторов от церковной службы. Из-за увольнения большинства преподавателей на время был закрыт теологический ин-т в Риге. Весной 1989 г. Синод Евангелическо-лютеранской Церкви Латвии избрал новое церковное руководство и, ссылаясь на изменившиеся политические условия, потребовал от гос-ва прекратить вмешательство во внутренние дела своих общин. Позднее такие же изменения произошли в Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии. К 1990 г. число зарегистрированных лютеран. приходов выросло до 619. С 86 до 94 увеличилось к 1990 г. количество приходов Реформатской церкви в Литве и на территории Закарпатской обл. Украины. В сер. 80-х гг. ХХ в. в СССР насчитывалось 53 зарегистрированные и ок. 100 незарегистрированных общин меннонитов, объединявших этнических немцев. С началом массовой эмиграции советских немцев число зарегистрированных меннонитских общин практически не изменилось (55 в 1990) и в дальнейшем стало сокращаться. Оставшиеся меннониты примкнули к баптистам.

http://pravenc.ru/text/166175.html

Арри Кугаппи, еп. Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии Арри Кугаппи, еп. Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии В пределах Ингерманландии продолжали действовать молитвенные группы, собиравшиеся на кладбищах и в частных квартирах. Поскольку лютеран. приходов было немного, таинство Крещения мн. ингерманландцы принимали в правосл. храмах, однако православными себя не считали. По лютеран. представлениям, человека делает христианином таинство Крещения, правильно совершенное - обычно в младенчестве - в любом христ. храме, а лютеранином - обряд лютеран. конфирмации в сознательном возрасте. До сих пор значительную часть прихожан Е.-л. ц. И. составляют крещенные в РПЦ. С 1961 г. фин. литургию начали служить в Нарве и ингерманландцы прилегающей территории Ленинградской обл. могли посещать. Пастор Нарвского прихода Эльмар периодически служил в Петрозаводске, и после долгих проволочек власти зарегистрировали Петрозаводский приход в каноническом подчинении Эстонской церкви: 1-я легальная литургия была отслужена 2 февр. 1970 г. В авг. 1975 г. представители СССР подписали Заключительный документ Хельсинкского совещания, и правовые нормы, касавшиеся свободы совести, стали для СССР международно-правовыми и не поддающимися такому произвольному толкованию, как прежде. 11 дек. 1977 г. была освящена лютеран. церковь в г. Пушкин, хотя до революции она была немецкой, теперь ингерманландцы впервые после войны получили ограниченную возможность воссоздать приход в пределах собственно Ингерманландии. Молодежную группу при этом приходе посещали Арво Сурво и Арри Кугаппи, ставшие впосл. инициаторами воссоздания Е.-л. ц. И. Арво Сурво был направлен на обучение в Таллин, и в дек. 1987 г. архиеп. Эстонии Куно Паюла рукоположил его в пастора. В февр. 1988 г. по его инициативе началось возрождение Губаницкого прихода. 14 мая 1989 г. представители 5 приходов Ингерманландии подписали в Губаницах декларацию о воссоздании Финской евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, «полностью самостоятельной во внутренней жизни», хотя и «признающей авторитет» Эстонского архиеп.

http://pravenc.ru/text/186847.html

Предстоятель Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата прибыл на Эстонскую кафедру 18 июня 2018 г. 11:57 16-17 июня 2018 года в таллинском кафедральном соборе святого благоверного великого князя Александра Невского митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений совершил первые богослужения в качестве Предстоятеля Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. 16 июня вечером митрополит Евгений возглавил всенощное бдение. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков ( Польская Православная Церковь ), епископ Нарвский и Причудский Лазарь , викарий Рижской епархии епископ Елгавский Иоанн , викарий Таллинской епархии епископ Маардуский Сергий , а также представители духовенства Эстонии, Польши, Литвы. 17 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений возглавил в Александро-Невском соборе Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Виленский и Литовский Иннокентий , архиепископ Белостокский Иаков, епископ Нарвский Лазарь, епископ Елгавский Иоанн, епископ Маардуский Сергий, а также духовенство Эстонии, Польши, Литвы. На богослужении присутствовали архиепископ Эстонской Евангелическо-лютеранской церкви Урмас Вийльма, архиепископ Андрес Пыдер (ЭЛПЦ), а также настоятельница  Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря игумения Филарета (Калачева) . По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен, затем епископ Нарвский Лазарь от лица духовенства Эстонской Православной Церкви обратился с приветственным словом к митрополиту Евгению и преподнес в дар крест и две панагии. Митрополит Иннокентий также поздравил митрополита Евгения с совершением первых богослужений на Эстонской кафедре и подарил Виленскую икону Божией Матери. Митрополит Евгений поблагодарил архиереев, духовенство и верующих за совместную молитву и попросил всех молиться о том, чтобы Господь даровал силы для предстоящего служения на Эстонской кафедре. Официальный сайт ЭПЦ МП /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5223369.ht...

«Как я буду объясняться с паствой, кому я смогу доказать, что не я виноват в закрытии, что решение было принято до меня, – говорил я Я.С. Кантеру. – Никто меня и слушать не будет, при ком закрыли – тот и виноват». Мне удалось убедить его отказаться от немедленного закрытия монастыря и храмов. Церковь в Эстонии получила небольшую передышку, но самое главное было впереди – надо было оградить монастырь и храмы от посягательств властей. Атеистическая власть, будь то в Эстонии или в России, понимала и принимала во внимание только политические аргументы, в те тяжелые для Церкви годы у нас было не так много способов убеждения, и наиболее действенным часто оказывалось положительное упоминание той или иной обители или храма в иностранной печати. Этим путем я и пошел. В начале мая 1962 г. появилась возможность привезти в Пюхтицы первую делегацию евангелическо-лютеранской Церкви ГДР из восемнадцати человек, они побывали в монастыре и затем опубликовали статью с фотографиями обители в немецкой газете «Нойе цайт». Затем появилась возможность привезти в монастырь протестантскую делегацию из Франции, представителей Христианской мирной конференции (ХМК) и Всемирного совета Церквей (ВСЦ). Около года опасность закрытия Пюхтицы еще сохранялась, но после такого активного посещения монастыря иностранными гостями вопрос о разорении обители больше не поднимался. Удалось отстоять и таллиннский кафедральный Александро-Невский собор, который тоже, казалось, был обречен. 9 мая 1962 г., в светлые дни пасхальной радости, а Пасха в 1962 г. приходилась на 16(29) апреля, преставился мой отец протоиерей Михаил Ридигер, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери, почти двадцать лет отдавший священнослужению в Таллиннской епархии. Хоронил я его в субботу 12 мая, сразу после похорон ко мне подошел уполномоченный по делам Русской Православной Церкви и предложил подумать о том, какому из таллиннских храмов стать новым кафедральным собором, я с недоумением спросил: «А как же Александро-Невский кафедральный собор?» И услышал в ответ, что городская молодежь решила переоборудовать собор в планетарий и это вполне достаточное основание, чтобы главный православный храм Эстонии был закрыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм в таллинском районе Ласнамяэ 16 июня 2013 г. 17:15 16 июня 2013 года, в неделю 6-ю по Пасхе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма в честь образа Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», построенного в крупнейшем таллинском районе Ласнамяэ. В храме и на территории, прилегающей к нему, Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали тысячи людей. Для тех, кто не смог попасть внутрь храма, была организована видеотрансляция богослужения. Сразу же после освящения храма в нем была совершена Божественная литургия. Святейшему Владыке сослужили председатель  ОВЦС   митрополит Волоколамский Иларион ,  митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий ,  епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр ,  епископ Нарвский и Причудский Лазарь , глава  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, клирики  Эстонской Православной Церкви . Богослужение совершалось на церковнославянском и эстонском языках. В числе молившихся за богослужением были глава  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , настоятельница Пюхтицкого монастыря   игумения Филарета , президент ОАО «Российские железные дороги», председатель Попечительского совета  Центра национальной славы  и  Фонда Андрея Первозванного   В.И. Якунин . Среди присутствовавших в храме были мэр Таллина Эдгар Сависаар и архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Андрес Пыдер. В честь торжества в новоосвященный храм из Пюхтицкого монастыря была принесена чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. После богослужения к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. «Ваше Святейшество! — сказал он в частности. — Рад приветствовать Вас в храме, который заложил Ваш предшественник — Святейший Патриарх Алексий , а Вы завершили начатое дело и заложили святыню — мощи святых в этот святой храм».

http://patriarchia.ru/db/text/3051784.ht...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Начало восстановительных работ в эстонской лютеранской церкви святого Яна (Иоанна) на улице Декабристов, 54а ознаменовано 12 марта закладкой капсулы.   В церемонии приняли участие генеральный консул Эстонской Республики в Санкт-Петербурге Кристен Лахтейн, главный епископ эстонской Евангелическо-лютеранской Церкви Андрес Пыдер и другие гости из прибалтийской страны. " У лютеранской и православной Церквей длинная история совместного существования. А также одна общая задача - обогащать Санкт-Петербург духовно и культурно " , - сказал епископ Андрес Пыдер. В капсулу, заложенную в одну из стен, среди прочего, поместили флаг Эстонии, юбилейные монеты обеих стран, а также купюру в 10 эстонских крон, на которой помещен портрет бывшего пастора церкви Якоба Хурта.  Согласно государственному заказу, реставрацией здания займется эстонская строительная компания " Facio Ehituse AS " . Работы завершатся в 2010 году, когда церкви исполнится 150 лет. Кроме богослужений, в здании планируется проводить концерты. Для этого здесь оборудуют зал на 400 человек. В культовом здании будут соседствовать Эстонское культурное общество и библиотека. К началу реставрации вышла книга Вероники Махтиной " Эстонская церковь Святого Иоанна в Петербурге " , в которой, в частности, рассказывается, что до 1930 года храм принимал 800 петербургских лютеран. Презентация издания состоится в апреле. " Вода живая " , 12.03.09

http://old.aquaviva.ru/news/2009-03-12/1...

В 1965-1982 гг. на территории СССР легально действовали следующие религ. орг-ции. Наибольшее число верующих объединяла в себе Русская Православная Церковь, против к-рой в первую очередь была направлена репрессивная политика гос-ва. Число приходов РПЦ постепенно уменьшалось, сократившись с 7523 в 1966 г. до 7007 в 1981 г., офиц. поводом для закрытия храмов служило в основном сокращение населения деревень. Число епархий сократилось с 73 в нач. 60-х гг. до 67 в 1974 г. при числе правящих архиереев в 1974 г.- 58. Грузинская Православная Церковь имела к нач. 80-х гг. 45 приходов, расположенных на территории Грузинской ССР. К нач. 70-х гг. в СССР насчитывалось более 300 старообрядческих приходов. Католич. церковь в СССР в 60-70-х гг. имела общины (в 1976 - 1070) в основном в местах компактного проживания католиков - в Литве и Латвии, зап. областях Белоруссии, Украины и Молдавии. Армянская Апостольская Церковь имела приходы на территории Армении, Азербайджана, Грузии, РСФСР (в нач. 80-х гг.- 38 действующих храмов). В 1961 г. произошел раскол Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), вызванный несогласием нек-рых общин с политической линией руководства ВСЕХБ. «Инициативники» обвинили руководство в соглашательстве с властями и вышли из ВСЕХБ, образовав Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), к-рый не был признан властями. В 70-х гг. во ВСЕХБ входило ок. 3 тыс. общин, в СЦЕХБ - свыше 400. Приходы Евангелическо-лютеранской церкви действовали в основном на территории Латвии, Эстонии и Литвы (в сер. 80-х гг.- 580 общин). К нач. 80-х гг. в СССР существовало 86 зарегистрированных реформатских общин, представлявших Евангелическо-реформатскую церковь Литовской ССР и Реформатскую церковь Закарпатской обл. Украинской ССР. Методистская церковь в СССР действовала на территории Эстонии (в сер. 80-х гг.- 15 приходов). Общины меннонитов объединяли этнических немцев, проживавших в ряде областей Зап. Сибири и республиках Ср. Азии; к сер. 80-х гг. действовали 53 общины, число незарегистрированных общин составляло ок. 100. К сер. 80-х гг. в СССР насчитывалось 235 зарегистрированных орг-ций христиан веры евангельской - пятидесятников , число незарегистрированных общин многократно превышало число действовавших легально. В 1981 г. произошло объединение общин адвентистов седьмого дня, действовавших на территории СССР, число общин увеличилось со 159 в 1968 г. до 342 к сер. 80-х гг. К сер. 70-х гг. в СССР было зарегистрировано 181 объединение иудаистов, столько же общин действовало без регистрации, 2 орг-ции буддистов (ок. 15 существовали без регистрации).

http://pravenc.ru/text/153403.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл освятил храм в таллинском районе Ласнамяэ 16 июня 2013 г. 17:15 16 июня 2013 года, в неделю 6-ю по Пасхе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма в честь образа Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», построенного в крупнейшем таллинском районе Ласнамяэ. В храме и на территории, прилегающей к нему, Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали тысячи людей. Для тех, кто не смог попасть внутрь храма, была организована видеотрансляция богослужения. Сразу же после освящения храма в нем была совершена Божественная литургия. Святейшему Владыке сослужили председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр , епископ Нарвский и Причудский Лазарь , глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, клирики Эстонской Православной Церкви . Богослужение совершалось на церковнославянском и эстонском языках. В числе молившихся за богослужением были глава Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , настоятельница Пюхтицкого монастыря игумения Филарета , президент ОАО «Российские железные дороги», председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин . Среди присутствовавших в храме были мэр Таллина Эдгар Сависаар и архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Андрес Пыдер. В честь торжества в новоосвященный храм из Пюхтицкого монастыря была принесена чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. После богослужения к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. «Ваше Святейшество! — сказал он в частности. — Рад приветствовать Вас в храме, который заложил Ваш предшественник — Святейший Патриарх Алексий , а Вы завершили начатое дело и заложили святыню — мощи святых в этот святой храм».

http://patriarchia.ru/db/text/3047986.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010