Прим. Питейные заведения должны находиться на расстоянии не ближе 40 саж.; бани и кузницы - не ближе 25 саж., а все прочие строения - не ближе 10 саж. Церковные дома могут быть и ближе; но тогда они не могут быть отданы в аренду для мирских жилищ или мирских потребностей (Строит. Уст. 29; реш. Сената 1 Мая 1886 г., - см. Ц. В. 40). Еврейские синагоги должны быть не ближе 100 саж. от церкви по одной с ней улице, и не ближе 50 саж. по другой (Мн. Госуд. Сов. 1844 г. Ин. 26). в) Древнее право убежища. В древности государственные греко-римские законы наделяли христианские храмы правом убежища (jus asyli), по которому виновный в преступлении, пришедший в храм, не мог быть взят из него силой. Епископы, принимая виновного под защиту Церкви, ходатайствовали за него перед светским правительством, испрашивали для него пощаду от смертной или членовредительной казни. Такое право побуждало судей рассматривать дела подсудимых тщательнее, справедливее решать их, и смягчало жестокость прежних законов. Феодосий Великий отнял у церквей право убежища для государственных преступников; Аркадий совсем упразднил его (причем первой жертвой отмены этого закона стал сам ее инициатор - вельможа Евтропий). Феодосий 2-й опять восстановил право убежища, и даже распространил его на притворы и церковные дворы. Юстиниан I ограничил его, не позволив пользоваться им при некоторых тяжких преступлениях, и вообще высказывал мнение, что это право должно даваться не тем, кто причиняет обиды, а тем, кто их терпит. (Novell. 17 с. 7). В русской Церкви право убежища заменялось в древности тем, что иерархи могли ходатайствовать перед государями о смягчении наказания несчастным виновным и печалиться об опальных. О священных вещах Почтение к св. Храму и благоговение к совершающимся в нем священнодействиям должно распространяться и на те принадлежности храма, или вещи, которые предназначены для употребления при священнодействиях. Те из этих вещей, которые непосредственно соприкасаются со святыми Дарами (такие как: потир, дискос, звездица, лжица, дарохранительница), а также сам престол, антиминс, напрестольные крест и евангелие, покрывала на престоле, св. мощи, - почитаются священными; наши законы причисляют к свящ. вещам еще и копья (употребляемые при проскомидии), образа и украшения при них, покровы св. сосудов, покрывала жертвенника. Церковный устав не позволяет прикасаться к ним никому, кроме священнослужителей. Прочие вещи, освящаемые для употребления при богослужении (напр. ризы, купель, кадильница и т. п.), называются освященными. К освящ. вещам наши законы причисляют также богослужебные книги, ковши, кропила, ризы, облачения аналоев, паникадила, установленные в них свечи, лампады, водосвятные чаши и т. п. Таким правом пользовался в ветхом завете храм Божий; им наделялись и капища в языческом мире у Греков и Римлян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Изображения детски грубы, но, что обращает на себя внимание, не лишены известной стильности, и в ней мы видим явную копировку невежественным и неумелым резчиком грубого западного (а не византийского) скульптурного оригинала. Это видно и в нимбах, которых окружность набита как бы гвоздиками (как в средневековых западных скульптурах), и в головах, сих однообразным округлым овалом, мелкою штриховкою волос, характерно-грубым рисунком погрудных фигур и особенно ясно в одеждах или облачениях мучеников, в способе держать книгу, открытую перед грудью или в правой руке и пр. и пр. А это обстоятельство, в свою очередь, имеет свое значение, при сопоставлении с западными формами религиозных изображений в миниатюрах Сербского Мирославова Евангелия, современного нашему памятнику, и для истории славянского искусства и для оценки общей роли византийского и западно-римского искусства в их распространении по Европе. Характерно здесь и то, что вся орнаментация древохранительницы выполнена, хотя варварски, по византийскому образцу: и гнезда камней, и скобочки для жемчужных нитей, и ажурные полубусины из гладкой скани, посаженные по концам креста, и весь ансамбль устройства воспроизводит константинопольские образцы XI – XII столетий. Какую выставку роскоши и художества представляли некогда византийские мощехранительницы, мы можем теперь только гадать, так как греческие источники – к чему было говорить о том, что всем известно – согласно молчат о том, а немногие, сохранившиеся от древней Византии, драгоценности в ризнице св. Марка искажены временем и переделками. Но если мы обратимся даже к позднейшим заметкам паломников и путешественников, особенно западных (Антоний Новгородец перечисляет только самые мощи и вообще говорит о святыне почти исключительно, но и западные, видимо, не могут оценить художественной обделки, разве со стороны ее материала), то найдем, во-первых, следы этого былого богатства и, во-вторых, то важное обстоятельство, что этого рода вещи и изделия почти не изменились по формам и в современной утвари греческих монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Серебряными и золотыми пластинами оковывали патриаршие деревянные посохи, символы власти. В нояб. 1627 г. такой О. на посох патриарха Филарета (Романова) изготавливали патриаршие жалованные мастера В. и И. Васильевы; в окт. 1630 г. мастер В. Васильев оковывал серебром детали нового патриаршего посоха, из пальмового дерева, включавшего золоченый верх с крестом, 4 яблока, 9 трубок и наконечник ( Троицкий. 1914. С. 40-41). О. XVIII - нач. XX в. На серебряных О. рус. икон Нового времени, как правило, отпечатаны клейма: города, пробирного мастера, владельца ювелирной мастерской, фабрики или торгового дома, а также - именник (личное клеймо) мастера, позволяющие точно датировать эти произведения и, кроме того, связать их с определенным художественным центром, мастерской. На О. в XVIII-XIX вв. делали надписи. Начиная с XVIII в. на иконах перестали делать ковчег, поэтому изменилась форма О., нарушилась его структура. С этого времени О. изготавливали из больших тонких серебряных пластин прямоугольной формы с накладными венцами и с просечными открытыми участками для иконописных ликов и рук. Слитки металла прокатывали в тонкие серебряные и золотые пластины на механических вальцах, что позволяло получить листы для цельнометаллических О. на храмовые иконы, напрестольные Евангелия и др. В XVIII - нач. XX в. наряду с ручными приемами широко применялись технологические операции, связанные с машинным производством: штамповка, вальцевание, гальванопластика, гильоширование и др. О. 1-й пол. XVIII в., как правило, декорированы растительным орнаментом, характерным для произведений предыдущего столетия, в сочетании с барочными мотивами - чеканными связками плодов, травами, ягодами и цветами. Часто отсутствует четкая граница между полями и светом иконы, а размеры металлических венцов не совпадают с размерами и формой иконописных нимбов. На серебряных О. икон 1-й трети XIX в. в стиле русского классицизма находят отражение эстетические идеалы античной классики. Поля, венцы и свет украшали чеканным или гравированным растительным орнаментом.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

2) В построенную ныне приходскую и имеющую быть соборную церкви одеяния священнические, церковные сосуды и прочую церковную утварь (кроме требуемых книг), а именно: в каждой церкви по потиру с дискосами, с блюдцами, звёздами, копиями, и покровцы, и напрестольные евангелия евангелисты, и на оболочку бархат, по ковчегу на запасной агнец, по кресту напрестольному, по кадилу, по чаше водосвятной с финиками, по укропнику, по дорнику, две шапки архимандричьи, из которых едина б имела быть праздничная, вторая панихидная, по три ризы праздничных с подризниками, по три епитрахили с поручьми, по три пояса, по три ризы повседневных с подризниками, и епитрахили, и поручи, и пояса, по двое стихарей диаконских с орарями и поручами, да одежды на престол и на жертвенники, и к местным образам по пяти лампад, выносных подсвечников по три, на расходы по стопе писчей бумаги, також и колокола соблагоизволено б было, устроя по потребе, отправить от Правительствующего Сената, откуда и из каких доходов заблагорассужено будет, понеже Святейший Синод на таковые расходы денежной суммы не имеет. 3) Книги: два евангелия напрестольных, два апостола, две псалтири со восследованием, два октая осьми гласов, два года миней месячных, две минеи общие, два устава церковных, два требника больших, два служебника, две ермологии, четыре табели о молебствиях, четыре книжицы о молебном пении в высокоторжественные дни о Восшествии на Всероссийский престол и Коронации Её Императорского Величества, две книжицы с ектениями о победе на супостат, три книжицы панихидных – отпустить безденежно из Московской типографии и отдать для пересылки ко оному архимандриту, кому надлежит, с распискою; что же предреченный архимандрит требует четьих-миней и кормчей книги, и в тех книгах дальной нужды при отправлении церковнослужения не находится, к тому ж оных и сыскать купить трудно, а в типографии их не имеется, и для того в том ему отказать. 4) Во определённое священников и церковных причетников число представляемого от архимандрита Никодима Ленкевича пребывающего при нём иеродиакона Каллиста, ежели по достоверному свидетельству явится, что он у состоявшихся в 730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всему приходит конец. Однажды я был вызван к начальнику Школы. В беседе со мной он предупредил о создавшемся весьма опасном положении в связи с приближением советской армии. Полковник предложил мне со всем причтом покинуть данный  район, вывезти тем или иным путем церковное имущество, которое я сочту нужным, и двигаться на запад, навстречу приближающейся американской армии. О том, какова была судьба остающихся, он мне ничего не сказал, но на мой вопрос, поставленный ему по данному поводу, сообщил мне следующее: весь личный состав Школы должен будет разойтись и искать себе убежище там, где это будет возможным, если, конечно, не последует каких-либо специальных распоряжений командования о соединении с остальными Вооруженными Силами КОНРа. На мое возражение о моей пастырской ответственности и невозможности в связи с этим покинуть в момент опасности мою паству, начальник Школы ответил, что так как все курсанты рассыпятся по разным местам, то данный вопрос практически отпадает, но ему очень бы хотелось, чтобы все духовенство находившееся в Школе немедленно ее покинуло. Он очень обеспокоен нашей судьбой, ему будет значительно легче, если нас не будет здесь и он хочет иметь хоть какую-нибудь гарантию, вернее надежду, на наше спасение от надвинувшейся опасности. Поэтому он убедительно просит и приказывает мне немедленно, вместе со всем причтом, покинуть замок и взять направление на Мариенбад, где, по его мнению, мы имеем реальную надежду попасть на территорию, по его предположению в ближайшие дни занимаемую американскими войсками. Кроме меня в школе в это время находился о. Николай П., ждавший напрасно назначения, но никогда не служивший со мной, предположительно из известной предосторожности, регент и псаломщик. Я вернулся к ним и сообщил о приказе начальника Школы. Весть о его распоряжении быстро разнеслась, т. к. канцелярия начала готовить соответствующие документы для проезда в Мариенбад. Но проезда никакого не было, ибо средства передвижения уже не работали и их вообще не имелось. После краткого обсуждения создавшегося положения,  мы решили идти пешком. Возник вопрос о церковном имуществе. При передвижении пешком унести его на себе было бы довольно трудно, или даже просто невозможно. Поэтому я взял с собой только то, что должен взять каждый священник при подобном положении. Я взял с собой запасные Св. Дары, антиминс, священные сосуды, напрестольное Евангелие, крест, облачение и в дополнение ряд небольших икон, а также несколько богослужебных книг. Мы уложили за малым исключением все это в большой чемодан. Он был достаточно тяжел и унести его было трудно. Тогда мой псаломщик где-то раздобыл ручной «ваген», т.е. небольшую тележку, употреблявшуюся местным населением для перевозки мелких предметов в домашнем быту и хозяйстве. Чемодан был поставлен на тележку и оказался как раз максимальной нагрузкой для этого транспортного средства.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-voennog...

Образ Тайной Вечери, писанный на холсте, высокой академической работы – дар неизвестного благотворителя; образ положения во гроб Христа Спасителя тоже хорошей академической работы. Плащаница на белом атласе, высокой академической работы; за написание ее заплочено разными благотворителями 300 р. асс.; над нею сень, в виде балдахина, у коей занавес малинового бархата с золотыми кистьми и шнурами; сень, со всеми принадлежностями, кроме занавесы, обошлась в 300 же р. ассигн. Достопримечательные напрестольные вещи: Дарохранительница серебряная, 84 пробы, позлащенная, вес 2 фунта. Осеняльные кресты: 1) серебряный, позлащенный, со стразами и иконами, писанными по финифти, вес. 1 ф. 26 зол., пожертвованный с.-петербургской купчихой Анисьей Евстай. Жадимировской; 2) такого же достоинства, вес. 1 1/4 фун. Священные сосуды четверы серебренные: 1-е весом 3 ф., 12 зол., 84 пробы, с прибором, ярко и густо вызолочены, с изображениями по финифти 478 ; 2-е, пожертвованные Амвросием, митрополитом новгородским. Евангелий 6. Более замечательные: 1) На александрийской бумаге, обложенное зеленым бархатом; верхняя доска серебряная, 81 пробы, с иконами, густо вызолоченными, пожертвовано после пожара монахиней Маргаритой (Белоусовой). 2) с серебряными же иконами – дар митрополита Амвросия. 3) напечатанное в 1657 г., при патриархе Никоне . Ризница (т. е. помещение под нее) устроена в верхнем этаже Успенского храма в 1821 г., хотя и отдельно от церкви но ход в нее из храма же; здесь помещаются шкафы с облачениями для престолов, жертвенников и священно церковнослужителей. Одежд всякого рода имеется весьма достаточно; все в надлежащей целости и опрятности; более заслуживают внимания: парчевая одежда среднего престола, несколько фелоней с епитрахилями, парчевых, с золотыми гасами вокруг; все они жертвованы, но только первые известно, кем, именно: с.-петербургской купчихой Варварой Андрев. Варвариной, пожертвовавшей в память своего мужа Алексея Ив., умершего в 1831 г., в цвете лет. Всех же фелоней – по словам одного иерея – столько, что можно менять их в каждый день и надевать другую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Территорию постепенно приводим в порядок. Для водоснабжения будем бурить скважину, — делится планами священнослужитель. — Грандиозных спонсоров у нас нет. Все, что вы видите, делается руками самих прихожан. Провизии, слава Богу, достаточно. Двадцатитонную фуру гуманитарной помощи из Центральной России оплатила фирма с Курил, название которой я прежде и не слышал. Продукты раздали всем желающим, но часть мешков с крупами еще осталась. Потом пришла машина с продовольствием от военных и с предметами личной гигиены из Москвы. К сожалению, ранен в бою сам храм: реактивным снарядом пробита центральная алтарная апсида. В алтаре разбились семисвечник и дарохранительница, повреждены Евангелие и напрестольные кресты. Случилось это на пике наступления ополчения, так что в храме в тот момент никого не было». Повреждения, что и говорить, серьезные. Но в сравнении с полностью разбитым и сожженным супермаркетом «Ciльno» буквально напротив не кажутся страшными. В каком-то смысле повезло. При этом жизнь в приходском доме не замирает. Регент копирует ноты для певчих, рабочий замеряет окна для замены разбитых пулями стекол, мирно трудятся повара и уборщицы. Электричество, правда, пока подается от генератора. Возможно, такое быстрое и по-своему деловитое, несмотря на выгоревшие жилые кварталы вокруг, восстановление приходского хозяйства обусловлено горьким опытом, полученным отцом Михаилом в январе 2015 года. Тогда, во время очередной острой фазы «горячего» конфликта между Украиной и самопровозглашенной республикой, в результате боестолкновений в пригородах Мариуполя у нескольких прихожан Князь-Владимирского храма погибли родные и близкие. Кто больше виноват в тех обстрелах, разобраться трудно. Но жертвы есть жертвы. Их память чтят прихожане, а попутно и сами помогают городу возвращаться к мирной жизни. Князь-Владимирский приход стал базой для размещения добровольцев столичной  Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского . «После того как фронт отдалился от города, мне довелось познакомиться с главным врачом больницы Алексеем Заровым, — говорит отец Михаил. — Поскольку у нас есть возможность разместить группы добровольцев (пускай пока в частично отделанных помещениях), мы начали тесно сотрудничать с Алексеем Юрьевичем и в вопросах медицинской помощи населению».

http://patriarchia.ru/db/text/5949545.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАМОНИЧИ Семья книгоиздателей, внесших значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Литовском великом княжестве (ВКЛ) в посл. четв. XVI - 1-й четв. XVII в. Издателями являлись двое из 3 сыновей преуспевающего виленского купца И. Мамонича (среди прочего торговавшего книгами) - Лука (Лукаш) Иванович († 1606) и Кузьма Иванович († 1607). Братья занимали важные гос. должности: Кузьма в 1577, 1583, 1595 и 1601 гг. избирался виленским бурмистром; Лука был назначен старостой г. Дисна, в 1585 г. занял пост скарбного (казначея) ВКЛ. К маю 1574 г. они создали в своем доме в Вильно «Друкарню Мамоничов» («Друкарню дому Мамоничов»), просуществовавшую дольше, чем др. частные типографии в Юго-Зап. Руси,- почти 50 лет (с перерывами). В 1574-1623 гг. вышло из печати ок. 85 изданий, среди к-рых - богослужебные и библейские книги, офиц. документы, законодательные акты, учебные пособия и др. Типография М. объединила вокруг себя православных меценатов из Вильно (братья Иван и Зиновий Семеновичи-Зарецкие и др.) и др. мест (князья Константин Константинович Острожский и А. М. Курбский ). В деятельности типографии М. выделяют 3 этапа. На 1-м этапе (1574-1576) в типографии М. трудился приехавший в Литву из Москвы печатник Петр Мстиславец . Подготовленные им книги: Евангелие (30 марта 1575), Псалтирь (16 янв. 1576), Часовник (1574-1576) - по достоинству орнамента, гравюр, по качеству бумаги, по уровню набора превосходят все последующие издания М. Шрифт Мстиславца красив и четок, ориентирован на литургический полуустав московских рукописей. Впосл. отлитый Мстиславцем шрифт копировали везде, где печатались напрестольные Евангелия. В послесловиях к указанным изданиям Мстиславец благодарил своих покровителей М., которые во всем «изобильно его довольствовали». На 1-м этапе типография М. не испытывала давления со стороны правительства. Однако вступление в 1576 г. на польск. престол ревностного католика Стефана Батория побудило М., не желавших рисковать своим положением, остановить книгопечатание и расстаться с Мстиславцем, к-рый обратился в связи с этим в суд. М. были присуждены изданные книги, Мстиславцу - типографское оборудование и денежная компенсация. Однако решение суда исполнено не было, и в течение неск. лет типография М. стояла опечатанной.

http://pravenc.ru/text/2561792.html

Примечательной особенностью О. Е. являются знаки экфонетической нотации - указания декламационной интонации при литургическом чтении Писания (преимущественно знак телия - обозначение паузы, а также знаки кремасти, оксия, двойная вария, апостроф, ипокрисис). Подавляющее большинство знаков (361), написанных темно-вишневой краской и золотом,- исконные, 90 киноварных знаков имеют более позднее происхождение. Экфонетические знаки являются обязательными для греч. апракосов VIII-XIV вв., в слав. рукописной традиции встречаются крайне редко. Среди известных слав. рукописей Евангелия экфонетическая нотация представлена только в Куприяновских (Новгородских) листках X-XI вв. (?) (РНБ. F.n.I.58.), к-рые обнаруживают поразительную близость к О. Е. также и в лингвотекстологическом отношении. Между текстами этих древнейших памятников нет ни одного грамматического разночтения, есть лишь одно лексическое, к-рое может быть интерпретировано и как орфографическое в Мф 24. 33:   (в О. Е.- Л. 146б) -   (Куприяновские листки) ( Алексеев. 2017). Существуют разные точки зрения на соотношение 2 этих памятников. Ф. Ф. Фортунатов считал, что обе рукописи имеют общий старослав. протограф, при этом язык О. Е. древнее языка Куприяновских листков. В. А. Мошин высказал предположение о том, что Куприяновские листки являются фрагментом того кодекса, который послужил протографом для О. Е. Впосл. эта гипотеза получила обоснование в результате осуществленного под рук. Алексеева исследования слав. рукописной традиции НЗ. Исследование позволило высказать догадку, что оригинал О. Е., фрагменты к-рого дошли в Куприяновских листках, был изготовлен в 1-й пол. X в. для болг. царя Симеона и хранился в царской б-ке в Преславе, перевезенной впосл. в полном составе в Киев. Кн. Изяслав Ярославич, покровительствовавший своему родственнику Остромиру, мог способствовать тому, чтобы для возведенного в Новгороде в 1045-1050 гг. Софийского собора (по образцу Софии Киевской) была изготовлена копия напрестольного Евангелия с киевского оригинала.

http://pravenc.ru/text/Остромировом.html

Чинъ храма, творимаго Храму совершену бывшу, приходит от архиереа посланный, емуже повелит, прежде единаго дне или больши, и предуготовляет потребная к освящению, как внутрь олтаря, так и во всем храме, а наипаче дабы престол был на четырех столпах, пятый столпец посреди с ящиком: ящик бы был посреде под престолом, вышиною пол-аршина: престол высотою аршина, и шести вершков, а широтою по мере олтаря: дска напрестольная по мере престола, жертвенник такой же высоты, ширина и длина по мере олтаря. Ца верху у столпов престольных вынять ящики на четверть вершка, где_быть воскрмастиху: на техже столпах, от полу уступя вершка с два, вырезать зазубриной для утверждения верви: а вкруг престольной дски вырезать же на четверть вершка, где быть верви: на дсках, на престольной и на жертвенной, по углам чтобы было проверчено, где быть гвоздям, и сделать гнездышка, где будут гвоздинныя шляпки, чтоб гвоздинныя шляпки были в равенстве со престольною дскою, також и на столпах, навертеть, чтоб гвозди шли прямо: к утверждению престола четыре гвоздя, а к жертвеннику сколько надобно: цетыре камня, коими прибиваются гвозди: срачица на одеяние престола, и другая на жертвенник. На обязание престола вервь в шестьдесят аршин, и верхнее одеяние на престол и на жертвенник: пелены, чтоб покрыть престол и жертвенник, воздухи, платы, которыми престол отирать: занавес к царским дверем, два илитона на престол и на жертвенник: воды розовой, и вина церковнаго по стклянице: кропило, коим кропить: святое миро и стручец: четыре губы, отирать ими престол: губа во антиминс, губа во святую чашу: ящичек оловянный на святыя мощи под престол: архиерею свеща, и свещы на роздачу прочым духовным, и миряном: ладон росной и простой: две свещи выносныя большыя: хоругви, аще суть: вкруг церкви чтоб было чисто. Таже снимается дска со столпов, и поставляется на десней стране к стене, и замечается, как ей быть по прежнему на столпах престольных. Потом пред царския врата поставляется стол, и постилается скатерть: поверх скатерти постилается пелена, и полагается святое Евангелие, и честный крест, и поставляются святые сосуды, лжицы, копие, пелены, воздухи, вервь и одеяние на престол и на жертвенник, гвозди, губы, и покрываются пеленою и поставляются по углам четыре подсвещника: а другой столец поставляется в олтаре к горнему месту, и стелется пелена, и поставляется на столец святое миро, вино церковное, вода розовая в сткляницах, стручец, кропило, камение, которыми гвозди прибивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010