А.И. Никольский Евангелия 2 . Евангелие-апракос , в лист, 222 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 218, 220–222. Рукопись начинается чтением в четверг второй недели по Пасхе. 3. Евангелие-апракос , в лист, неполное, 162 л., в два столбца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете. Нет листов между 143 и 144. На полях внизу листов 1–16 приписка скорописью: «Сия книга – евангелие напрестольное Вологодского уезда церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы что в Коданове». 4. Евангелие-апракос , в лист, неполное, 161 л., в два столбца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга – евангелие напрестолное церкви архангела Михаила что на Пухице». 5 . Евангелие-апракос , в лист, без начала и конца, 164 л., полууставом второй половины XV в., листы (1–61, 68–164) и первой половины XVI в. (62–66), с разрисованными буквами, без переплета; 67 л., чистый. Начинается чтением на пятницу 3-й недели по Пасхе, оканчивается 8-м страстным евангелием. 6 . Евангелие-апракос , в четвертку, неполное, 336 л.л., полууставом XV в., с красивыми заставками и разрисованными буквами, в дощатом с парусиною переплете, разбито. Пробел между листами 36 и 37, 297 и 298. На полях внизу листов 1–13 приписки скорописью: 1) «Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца, что на Харитонове»; 2) «Положил Степан Борисов сын Берьдяев в дом Благовещенья святей Богородице и к великому святителю Христову чудотворцу Николе на Харитоново по своих родителей безвыносно». 7 . Евангелие-апракос , в четвертку, 278 л.л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга евангелие напрестольное церкви Николая чудотворца что в селе...» 8 . Евангелие-апракос , в четвертку, неполное, 177 л., полууставом разных почерков первой половины XV в., в поврежденном дощатом переплете, разбитое. На полях внизу листов 1–18 об. приписка скорописью: «Сие евангелие напрестольное от церкви великомученика Георгия что на Очеве, отобрано на Вологду». Первые четыре листа писаны крупным полууставом XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никольское. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Николаевская церковь села Никольского-на-Стрельне, каменная, с такой же колокольнею. Начата построением в 1782 г., а окончена и освящена: теплая 7 дек. 1788 г.; холодная 7 декабря 1794 г., устроена тщанием гр. Гавриила Иван. Головкина, при участии прихожан. Ограда кругом церкви каменная, крытая железом. Кладбище в церк. ограде. Престолов 2: в теплой во имя свят. Николая, в холодной в честь Смоленской иконы Божией Матери. Иконостас в холодном храме в стиле Рококо, современный храму, пятиярусный, сплошь вызолоченный червонным золотом в 1908 г, в том же году все иконы вновь переписаны с золотою чеканкою; по бокам храма (в задней части в нишах) устроены деревянные хоры. В алтаре на престоле имеется серебряный вызолоченный, местами эмалированный пятиглавый ковчег с надписью: " Сей ковчег пожертвован в память noceщehiя св. храма Преосвященнейшимъ Александром, епископом Костромским и Галичским, 21 июня 1887 г. " . Другой ковчег серебряный, вызолоченный с чеканкою 1794 г. Третий серебряный вызолоченный с финифтянными изображениями. Напрестольное Евангелие большого формата в серебряном окладе, печатано 1735 г. 14 ноября при императрице Анне Иоанновне, с надписью по листам: " Сия книга Ebahreлie напрестольное новоисправленое куплено Яросл.у., Закоторожскаго стану села Никольскаго, что на Стрельне, в церковь святого Николая Чудотворца " . На переднем листе имеется 12 изображений из страданий Господних, а в середине Воскресение Христово с разнообразными печатными надписями в стихах; одна из них под изображением воскресения: " Что воини вамъ мечи стража поможетъ; Христосъ бо Сынъ Бoжiй крестомъ вся превозможетъ " Изречения в стихах имеются под евангелистами. Другое Евангелие напрестольное в серебряном 84 пр., вызолоченном окладе с круглыми клеймами на лицевой стороне, для четырех евангелистов и воскресшаго Христа; печатано 1847 г. 5 июля. Малый сосуд (чаша) серебряный, вызолоченный с надписью на краях дна " 1760 г., декабря 6 дня, в память иже во святыхъ отца нашего Николая Mupлukiйckoro Чудотворца " . 

http://sobory.ru/article/?object=18875

Владыки обители Вкладная книга Тихоновой пустыни, в лист, в ветхом кожаном переплете, писана на простой бумаге полууставом, а в конце старинною скорописью. На обороте заглавного листа находится следующая надпись: «Книга, Пресвятой Богородицы честного и славного ее Успения Тихонова монастыря, вкладная. Лета (1666) списана с прежней вкладной книги слово в слово». Вклады А) Царские. Дано в сей монастырь, в дом Пречистой Богородицы честного и славного Ее успения и Преподобного отца игумена Тихона: великого государя жалованья, блаженной памяти государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея России, евангелие престольное письменное, в десть, оболочено бархатом зеленым, евангелисты басменные, позлачены, да ризы тафтяные, двоеличны, оплечье бархатное, зеленое, на золоте 53 . В) Частные. 1) Дал вкладу сын боярский постник Уваров: евангелие печатное, напрестольное, в десть большие бумаги, оболочено бархатом рытым, по белой земле, травы червчатые. Да он же постник Уваров дал другое евангелие печатное, напрестольное, в десть, оболочено бархатеею, евангелисты медные; да псалтирь, книгу печатную, с возследованием, да епатрахиль, да поручи бархатные червчатые; да коня гнеда иноходца, да жеребца в вороне чала 5 лет. Да он же постник Уваров дал колокол весом десять пуд за 40 рублей. 2) Дал вкладу Роман Афанасьевич Бегичев ризы камчатые рудожелтые, оплечье атлас золотной, по лазоревой земле, опушка дороги полосатая. Да коня, рыжа за 15 рублей. Да к образу Успения Пречистой Богородицы пелену камчатую червчату на золоте, обложену атласом пестрым по белой земле. Да епитрахиль, да поручи, той же камки. Да он Роман Бегичев, по Илье Дмитриевиче Бегичеве дал коня гнедого белоногого за 30 рублей. 3) Дал вкладу Ефим Клементьевич Бегичев коня солового за 15 рублей, да он же Ефим Бегичев, дал коня в темно бура, задние ноги по щетку белы, да по сыне своем убиенном Василии Ефимовиче дал жеребца, литовских лошадей, вороного 4 лет за 40 рублей при игумене Ионе (упом. под 1661,1672 и 1680 годами).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Утварь церковная Утварь церковная не отличается особенным богатством, но и не бедна и очень достаточна в сравнении с другими переславскими монастырями. В настоящее время считается 12-ть Евангелий; напрестольных серебряных крестов 6; богослужебных сосудов при совершении таинства причащения 6; дарохранительница 1, – кадил серебряных 5; крестов наперсных серебряных 10; блюдо серебряное 1; сосуд для освящения хлебов (серебряный) 1; серебряных сосудов для водоосвящения 2. Нет надобности входить в подробности описания каждой вещи, – для сего существует церковная опись. В настоящем описании мы представим в подробностях те из них, которые более важны других или по своей ценности, или древности, или лицам жертвовавшим. К таковым вещам относятся: 1. Евангелие в лист, на александринской бумаге с золотым обрезом, в окладе чеканном серебряном золочёном. На задней дске написано: сие Евангелие построил Святой Троице и Пресвятой Богородице и Чудотворцу Даниилу вкладчик Князь Иван Петрович Борятинский по своей душе и по сродниках своих в вечное поминовение при настоятеле той же обители Архимандрите Варфоломее в лето ЗСА (1693) Марта в 25 день. Во вкладной монастырской значится, что оно стоило тогда 350 рублей 11 алтын 4 деньги. 2. Евангелие в лист на полу-александринской бумаге, обложено сребром, – в средине Спасов образ, а по углам Евангелисты. Пожертвовано (как видно из вкладной книги) Архимандритом Варфоломеем в 7194 (1686) году. 3. Напрестольный крест с мощами, кругом обложен серебром гладким травчатым, на кресте Распятие Господне, – а над распятием Херувим – серебряные, литые, вызолочены; вокруг креста обнизано крупным жемчугом в 214 зёрен; весу в нём 4 фунта и 5 золотников г]. Надпись на нижнем конце его: «лета 7165 построил сей крест Архимандрит Варфоломей». 4. Напрестольный серебряный вызолоченный крест с финифтяными изображениями, осыпанными стразою с вычеканною на обороте надписью: «усердное приношение граждан города Мценска в 1856 г. лето». 5. Потир серебряный и при нём – дискос, звездица, два блюдца и лжица – серебряные. Весу в них 3 фунта и 33 золотника г]. На потире написано: «3PVS (1688) года сии сосуды дал вкладчик Переславля-Залесского в Данилов монастырь Боярин Князь Иван Петрович Борятинский».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

V. Иконные оклады. Скань, чокань и эмаль в металличесних украшениях окладов. Оклады напрестольных Евангелий. Резные образки. Ковчежцы для хранения частиц Животворящего Древа, мощей и св. даров. Кресты, лампады, кацеи Афонские ризницы по многим причинам не богаты церковною утварью: один – два шкапа, с немногими полками, вполне удовлетворяют обиходным целям; что касается древних утварей, то, если они не помещаются в той же ризнице, их укрывают в башне, вместе с библиотекою, или в укромных скевофилакиях на хорах, хотя такие случаи исключительные. Но, помимо ризниц, множество икон в древних окладах, древних крестов, ковчежцев и пр. еще доселе держится на престолах церквей и приделов, на церковных стенах, по полкам в темных притворах и трапезах. Ватопед, Ивер, Хиландар, Лавра сохраняют много древних икон в алтарях, в шкапах, иногда за стеклами, иногда на простых полках. Между этими иконами некоторые сохранили свои металлические оклады, венцы, цаты: этот иконный убор вообще важен для истории орнамента, доселе мало известного в византийском (многосоставном) искусстве, а афонские иконы представляют довольно полный подбор окладов, хотя и сильно разрушенных, и достаточно ранний, хотя не первоначальный. В самом деле, металлическая оправа икон, если и явилась ранее X века, то составляла в этот период ряд одиночных явлений, стала же типическою именно в период X – XII столетий, и афонские иконы, хотя и сохранились от этой эпохи в немногих экземплярах, однако, представлены прекрасными образцами, а, затем среди афонских окладов металлической утвари XIII – XIV веков, представленная множеством предметов, повторяет типы основного предшествующего периода. Причина этого, крайне несложная, заключается в том, что металлические шаблоны и формы, однажды вырезанные, или отлитые, держатся и доселе в мастерских подолгу, почти столетиями, а в древности и того больше, как напр. в период, последующий за латинским завоеванием, которое для слабой Греции и Византии имело значение погрома. Мы уже имели случай при описании 91 древних эмалей и также икон, хранящихся в ризницах грузинских монастырей 92 , обращать внимание на древние оклады византийского типа и греческого происхождения, украшенные по полям тонкими орнаментальными разводами и рисунками, а по рамам рельефными и эмалевыми пластинками и представляющими архитектонические композиции фигур Спаса с Апостолами, Святых, Господских и Богородичных праздников, окружающих центральную икону. Чудно украшенная эмалями Хахульская (Гелатскаго монастыря) икона Б. Матери и обрамленный превосходными чеканными рельефами и узорными пластинками из басмы складень Анчийской иконы Спаса в Тифлисе, конечно, подражают византийским образцам, а басменные узоры оттиснуты греческими шаблонами, которые продавались точно так же, как теперь продаются латунные шрифты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В.Березин, В.Добронравов Первый благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих 15 сел: Архангельского (пог.), Афанасьевского, Богородского-Чечкина, Волокобина, Воскресенского-Сергиева, Всехсвятского (пог.), Георгиевского на Тезе, Дроздова, Ильинского-Телешева (пог.), Китова, Красного, Кузнецова, Семенова-Высокова, Студенцов и Якиманского (пог.). Архангельский погост Описываемый погост расположен на реке Тезе и находится от уездного города в 11 верстах, а от губернского города – в 110 верстах. Церковь в погосте в старинные времена существовала в честь Архангела Михаила, чем объясняется и самое название погоста; время основания ее неизвестно; но можно с достоверностию предполагать, что она существовала здесь уже в XVI столетии. Ясно же Архангельская церковь упоминается в писцовых книгах 1629 года, составленных Афанасием Вековым 12 . В этих книгах церковь описана так: «в Шуйском уезде в Борисоглебской волости погост Архангельский на реке Тезе, а на погосте церковь Собор Архангела Михаила да придел Николая Чудотворца деревянная. Вверху в церкви Архангела Михаила образов в Деисусе двенадцать образов на прозелени, да на престоле образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия на золоте, крест большой выносной, двери царския и сень и столбец на золоте, да местных образов – образ Архангела Михаила, да образ Собор Архангела Михаила на золоте, образ Пресвятыя Богородицы Казанския на прозелени, образ Пресвятыя Богородицы на золоте, образ Страстотерпца Георгия на золоте, сосуды церковные белые, Евангелие напрестольное письменное тетр, да в приделе у Николы Чудотворца образ в Деисусе, семь образов на прозелени, да на престоле образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия, и крест большой выносной на золоте, да местных образов образ Николы Чудотворца Можайского на золоте, да пред образы девять свечь местных, да книги Евангелие напрестольное тетрадь письменное, шестодневец, две триоди цветная да постная письменные, Апостол печатной тетрадь, минея общая печатная, пролог письменный, псалтырь и кануны письменные, святцы с тропари и кондаки письменные, часовник письменной, паникадило медное, да кадило медное ж, сосуды церковные белые, да на колокольнице три колокола да клепало, а в церкви образы и в ней все церковное строение мирское».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Ризница В главной описи Тихоновой пустыни значится напрестольных евангелий три, из них наиболее замечательны: 1) Евангелие в лист, на полуалександрийской бумаге, златообрезное, обложено ветхим рыжим бархатом, печатано в Москве 1748, при императрице Елизавете Петровне. Верхняя и нижняя дска и две застежки обложены серебром с позолотою, чеканной работы, с изображениями на лицевой дске, в средине Воскресения Христова, а на углах четырех евангелистов. Вокруг дски вычеканено в виде бордюра с изображением по углам херувимов. На нижней дске изображение Богоматери всех Скорбящих радости с Предвечным Младенцем, держащей в правой руке скиптр; по углам дски звездочки с полу ножками, вокруг вычеканено в виде бордюра. На застежках изображение апостолов Петра и Павла. Весу в окладе 3 ф. 90 золотников. 2) Евангелие в полулист, московской печати 1694 года, окладное. На верхней дске средник и наугольники серебряно- позолоченные, а на задней средник решетчатый четырех- угольный плоский Оклад 1825 года. Кресты. В главной описи значится напрестольных крестов три: 1) Крест серебро-позолочен четырехконечный небольшой с изображением (резьбою в глубь), распятия Христова, обнизан вокруг жемчугом средней величины и украшен 4 камнями: два аметиста и два изумруда, в верху креста приспособлен особый киотец с изображением Господа Саваофа, на обороте написано: часть ризы Господней положена в средине креста. Кроме сего, внутри креста вложены частицы св. мощей разных угодников Божьих, имена коих означены в надписи на обороте креста: « Млеко Богородицы 48 , мощи св. Григория богослова , мощи апостола Андрея, апостола Варнавы, апостола Анания, Григория Нового, Стефана Нового, без серебреника Дамиана, мученика Кириака, св. Тихона, Николая Чудотворца, Михаила Синадского, Игнатия Богоносца , Иакова Персского, Игнатия апостола Тимофея, мученика Артемия, мученика Акепсима, Георгия Нового, мученицы Феклы, риза пр. Пафнутия, Воровского, апостола Варфоломея. Вес крест вставлен в особый киот в виде иконы, лицевая сторона коей покрыта окладом серебряно позолоченным с изображением на 4 углах (резьбою вглубь) 4 евангелистов, а икона вставлена в серебряный ящик со стеклянною крышечкою. Пожертвован, в память проживавшего некоторое время в здешней пустыни и скончавшегося тут же от холеры в 1855 году отставного штаб ротмистра Сергея Кирилловича Нарышкина, наследником его А. Д. Башмаковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Синжаны. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью приходъ. Село Синжаны, при прудах, находится в 15-ти верстах от уездного города и в 110-ти от губернского. По писцовым книгам 1628—30 гг. село Синжаны значится за князем Иваном Борисовичем Черкасским, как „приданая " его вотчина, поступившая от боярина Василия Петровича Морозова; в селе церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи — строение мирское; при церкви священник и дьячок... Тому же вотчиннику принадлежали деревни Данилова и Софронова, которые и в настоящее время входят в состав Синжанского прихода... В окладных книгах 1676 года о Синжанском приходе имеются следующие сведения: „ селе Синжанах церковь Предтечи; у той церкви двор попа Максима, дьячков, в придходе: двор боярский, а в нем живет прикащик, 27 дв. крестьянских и 6 бобыльских... " . Вышеупомянутая Предтеченская церковь существовала в Синжанах до 1780 года; к этому времени она настолько обветшала, что служить в ней стало опасно. Поэтому, с благословения епископа Владимирского Иеронима, вместо неё была построена новая деревянная церковь. Немного ранее этого, именно в 1772 году, в Синжанах была построена теплая деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Вместо деревянных церквей в 1863 году начат постройкою каменный храм: трапеза была окончена и освящена в 1868 году, а главный храм только В 1881 году. По построении каменного храма деревянные церкви были разобраны. Престолов в новом храме три: главный во имя Живоначальныя Троицы, в трапезе: в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Иоанна Предтечи. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебвыми книгами церковь снабжена достаточно. От прежнего времени в церкви сохранилось только напрестольное Евангелие со следующей надписью: " лета 7165 августа 29-го приложил от себя сию святую книгу и душеспасительную и вводящую в царство небесное всех православных христиан и в жизнь вечную Евангелие напрестольное в Муромском уезде, село Синжаны, в церковь Усекновения Честныя главы Св. пророка и Предтечи Крестителя Госдодня Животворящаго Креста и собору Архистратига Михаила, уроженец, что был в мире диакон Иван Алексеев, а во иноцех а бархат на Еваигелии, Евангелисты серебряны позолоченные и с застежками и с жуками, и с аз многогрешый чернец радел и собирал и прихожан и всяких людей и Московских строилось Св. а приложил при священнике Измаиле Иванове и ему пожааловал на и на во св. своих молитвах незабвенно учинит, a по смерти душу мою поминать и родителей моих.... "

http://sobory.ru/article/?object=14549

V. Ризница. Священные и несвященные предметы, остающиеся от преподобных Сергия и Никона I. Напрестольные (воздвизальные) кресты II. Евангелия напрестольные III. Богослужебные сосуды IV. Воздухи и покровы на богослужебные сосуды V. Одежды на престол и жертвенник VI. Иконы VII. Панагии VIII. Митры IX. Богослужебные ризы X. Покровы на раки преподобных Сергия и Никона XI. Пелены подвесные к иконам XII. Плащаницы пасхальные XIII. Кадила, ладонницы, архиерейские посохи, блюда, чаши, ковши и некоторые вещи, относящиеся к церковной утвари, которые, вышед из употребления, сданы в ризницу на хранение XIV. Нецерковные вещи, хранящиеся в ризнице Ризница находится сзади Троицкого собора, отделяясь от него узким проходом (или, если проход принимать, как он принимается, за вторую паперть Троицкого собора, будучи соединяема с последним этою второю его папертью). О здании ризницы мы сказали в предшествующей главе (с. 241–242), а здесь мы скажем об ее содержании, или о хранящихся в ней священных предметах и вещах. Ризница Троицкого монастыря, насколько есть в ней предметов дорогих и драгоценных (насколько она есть ризница, так сказать, праздничная), составилась, подобно ризницам других монастырей, наибольшею частию из приношений и вкладов. Естественно, что в монастырь самый почитаемый, каков был и есть Троицкий, и вклады были делаемы и делаются самые богатые. А по сей причине совершенно естественно, что и ризница монастыря, составлявшаяся из таковых вкладов в продолжение пяти столетий, представляет богатство необыкновенное. Груды золота и серебра, масса драгоценных каменьев и жемчуга, самые дорогие, какие только могли быть приготовляемы и приобретаемы у нас, материи, возможно совершенные образцы вышивательного (золотошвейного) искусства – вот перед чем невольно разбегаются глаза у обозревателя ризницы и при созерцании чего вырываются невольные восклицания удивления. Но должно быть еще принимаемо, что старая ризница сохранилась до нас не в совершенной своей целости. Кроме того, что иное обветшало, иное переделано, иное по приказанию высшего начальства отдано в другие места, существуют основания допускать еще отдел иного, которое при стечении несчастных обстоятельств и без всяких обстоятельств было

http://sedmitza.ru/lib/text/438579/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Слово Евангелие (от греч. εαγγλιον — благая весть, благовестие) — 1) Благовестие Христово (апостольское, христианское ( 1Кор.15:1 )) о наступлении Царства Божия , о спасении человеческого рода от греха и смерти; 2) Книга (всего таких Книг — четыре), излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, учении, обетованиях, спасительных страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа . Первоначально, в греческом языке классического периода, слово евангелие имело значение «воздаяние (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть». Далее так стала называться сама радостная весть. Позднее слово евангелие приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах евангелие  обозначает проповедь самого Иисуса Христа ( Мф.4:23 ; Мк.1:14-15 ), но чаще всего евангелие – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести. Евангелие – книги Нового Завета , в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа . Евангелие – это четыре книги, названные по именам авторов-составителей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными . Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора. Однако структура из четырёх Евангелий была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем Святые Отцы и Учители Церкви написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить, например, святителя Иоанна Златоуста , жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского , жившего в XI веке. Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной Литургии, молебнов на некоторых церковных Таинствах и требах. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. Богослужебное Евангелие разделено на фрагменты (зачала). В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. Всё ли разрешено, что не запрещено в Евангелии?

http://azbyka.ru/evangelie

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010