Близость стиля миниатюр к фрагменту раннего фрескового убранства главного собора в Новгороде (Константин и Елена) может свидетельствовать о работе одной группы мастеров, что уже предполагалось исследователями. 323 Мстиславово Евангелие (ГИМ, Син.1203) относится к следующему периоду, к раннему XII в. Однако, поскольку его миниатюры скопированы с Остромирова Евангелия, 324 имеет смысл рассмотреть их рядом. Кодекс, переписанный и украшенный по заказу новгородского князя Мстислава поповичем Олексой Лазоревичем в 1103 г., предназначался для храма Благовещения, возведенного князем на Городище в своей резиденции. Мстиславово Евангелие кроме собственной художественной значимости необыкновенно важно и в том отношении, что доказывает происхождение Остромирова Евангелия из Новгорода, дополнительно свидетельствуя о его принадлежности кафедральному собору. Как это видно из анализа новгородской архитектуры первой трети XII в., именно Софии, переставшей ему принадлежать, князь стремился подражать в своем строительстве. По-видимому, и внутреннее убранство Софийского собора, и напрестольное Евангелие стали образцом для Благовещенского храма на Городище. При внешней точности воспроизведения оригинала миниатюры Мстиславова Евангелия совсем не сосредоточены на символической значимости каждого мотива и формы отличающей кодекс Остромира. На первой миниатюре исчезает лев, подчеркивавший четкость и замкнутость формы четырехлистника; совершенно «съедена» отчетливость форм в обрамлении Марка: архитектурный стаффаж и здесь и в остальных двух миниатюрах (Лука и Матфей) разрастается, получая известную самостоятельность. Казалось бы, обилие стаффажа должно было привести к плотности, чрезмерной «забитости» изображений. На самом деле – наоборот: обилие дополнительных элементов не уничтожает, а лишь подчеркивает пространственную свободу и необыкновенно возросшую роль «пустого» фона – новое качество, появившееся в миниатюрах 1103 г. Именно поэтому все архитектурные формы лишены громоздкости, выглядят легкими и подтянутыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как шла исповедь – говорить не буду. Впечатление получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи – страстной и греховной – меня привело в изумление и я решительно недоумевал: нужно ли напоминать мне как духовнику о грехах, может быть, им неведомых, и как расположить к раскаянию в неизвестных для них грехах… Протоиереи Афанасии Беляев в 1910 году      Без 20 минут 10 час. пошел в покои Их Величеств. Там женская прислуга проводила в спальню и указала на маленькую комнату в углу – молельню, где и будет происходить исповедь Их Величеств. В комнате еще никого не было. Прошло не более двух минут, вошли бывший государь, его супруга и Татьяна Николаевна. Государь поздоровался, представил государыню и, указывая на дочь, сказал: «Это дочь наша Татьяна. Вы, батюшка, начните читать молитвы, пред исповедью положенные, а мы все вместе помолимся». Комната-молельня очень маленькая и сверху донизу увешана и уставлена иконами, пред иконами горят лампады. В углу, в углублении, стоит особенный иконостас с точеными колонками и местами для известных икон, пред ним поставлен складной аналой, на котором положено и старинное напрестольное Евангелие, и крест, и много богослужебных книг. Принесенные мною кресты и Евангелие я не знал, куда положить, и положил тут же на лежащие книги. После прочтения молитв государь с супругою ушли, осталась и исповедалась Татьяна Николаевна. За нею пришла государыня, взволнованная, видимо, усердно молившаяся и решившаяся по православному чину, с полным сознанием величия таинства, исповедать пред святым Крестом и Евангелием болезни сердца своего. За нею приступил к исповеди и государь. Исповедь всех троих шла час двадцать минут. О, как несказанно счастлив я, что удостоился по милости Божией стать посредником между Царем Небесным и земным. Ведь рядом со мною стоял тот, выше которого из всех живущих на земле нет. Это до сего времени был наш Богом данный Помазанник, по закону престолонаследия 23 года царствовавший русский православный царь. И вот ныне смиренный раб Божий Николай, как кроткий агнец, доброжелательный ко всем врагам своим, не помнящий обид, молящийся усердно о благоденствии России, верующий глубоко в ее славное будущее, коленопреклоненно, взирая на Крест и Евангелие, в присутствии моего недостоинства высказывает Небесному Отцу сокровенные тайны своей многострадальной жизни и, повергаясь в прах пред величием Царя Небесного, слезно просит прощения в вольных и невольных своих прегрешениях. После прочтения разрешительной молитвы и целования Креста и Евангелия, своим неумелым словом утешения и успокоения какую мог я влить отраду в сердце человека, злонамеренно удаленного от своего народа и вполне уверенного до сего времени в правоте своих действий, клонящихся ко благу любимой родины?

http://pravoslavie.ru/95392.html

В Петербурге мужчина украл в храме дорогое Евангелие и крест и продал их за 500 рублей 16 августа, 2023. Новостная служба Суд смягчил ему наказание благодаря настоятелю храма 16 августа. ПРАВМИР. В Петербургском храме Преподобного Сергия Радонежского, на Крестовском острове, в марте этого года мужчина похитил с аналоя напрестольный крест и Евангелие. Это были личные вещи настоятеля храма, и стоили они почти 50 тысяч, сообщает пресс-служба прокуратуры Петербурга. «Общий ущерб, причиненный настоятелю храма, составил 47 тысяч рублей. Но подсудимый отдал крест и книгу в скупку и получил всего 500 рублей», — говорится в сообщении ведомства. Поскольку мужчина возместил полностью ущерб, а настоятель храма отказался от претензий к похитителю, то суд смягчил наказание. Петербуржцу назначили два года условно с испытательным сроком два года. Приговор пока не вступил в законную силу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 августа, 2022 19 апреля, 2022 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 31 января, 2024 31 августа, 2023 16 апреля, 2023 12 апреля, 2023 2 сентября, 2022 14 августа, 2022 19 апреля, 2022 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-peterburge-muzhchina...

В том же году были напечатаны: Канонник, Часослов, Служебник и Триодь постная; в 1657 г. – Евангелие напрестольное, в первый раз изданное с разделением на главы и стихи, Апостол, Ирмологий, Псалтирь следованная; в 1658 г. Служебник, Требник и Псалтирь следованная (последняя дважды). В виду важности содержания, Требник был рассмотрен на соборе. Все эти книги предварительно печатания исправлялись. Исправление производилось так: брали книгу, употреблявшуюся в обычной греческой церковной практике, и переводили её на славянский язык, затем проверяли этот перевод по древним греческим и славянским спискам и исправляли согласно с ними. Патр. Никон не принимал в этом деле непосредственного участия, так как совсем не знал греческого языка и не мог следить за справою с греческих книг, а доверил все дело справщикам. При этом никаких руководящих начал, никакого определённого плана и метода, которыми они могли бы руководствоваться в деле исправления книг, установлено не было и потому личному усмотрению, и разумению их давалось слишком много места, а это неизбежно вело к неустойчивости самой книжной справы. Справщики проверяли переводы ныне по одним древним спискам, а завтра – по другим, сегодня находили нужным внести одно, а завтра – другое, одному казалось лучшим в старых списках то, а другому – другое, почему-то, что одни справщики находили лучшим и вносили в исправляемые книги, другие заменяли другим, по их мнению, ещё более лучшим. При таких порядках неизбежно должны были явиться разности и несогласия в книгах, и действительно различные выходы Служебника все разнились между собой, что невольно смущало многих. А так как в исправлении этих книг принимал деятельное участие Арсений Грек, человек подозрительный и ненадёжный в вере, то недоверие к исправленным книгам ещё более увеличивалось и давало основание противникам исправлений утверждать, что книги не исправляются, а портятся, что в них внесены разные новшества и даже ереси 33 . В таком именно смысле они и объясняли потом всякое новое, не согласное со старым, место, неточное, малопонятное слово или выражение, даже типографскую ошибку и собственное недоразумение или недомыслие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Нечто в этих замечаниях имеется резонное, напр., замечание о баллах, которые по Закону Божию ставятся почти бесцельно, потому что можно иметь и неудовлетворительный балл по Закону Божию и беспрепятственно перейти в следующий класс. Должно или не ставить отметок по Закону Божию, или же ставить и придавать им должное значение, что не дает возможности относиться к Закону Божию, как «к закону», которого будто бы достаточно немного «позубрить». Только дело в том, что ставление баллов, равно как требование дисциплины, а тем более аттестаты, с влиянием их на служебные права и преимущества, все это находится вне власти законоучителей, заинтересованных разве только в дисциплине церковной. Что касается наказаний за незнание уроков по Закону Божию, то мы не знаем, почему бы законоучители должны быть всегда чужды этой воспитательной меры, после недействия мер кротких? И сам Божественный учитель Христос, употреблял в дело вервие. Равно непонятно, почему не одобряются Марковым спрашивания? Конечно хорошо по-отечески беседовать, но не худо и воспроизведение этих бесед, причем неизбежны разного рода наводящие вопросы. Repetitio mater studiorum est. Справедливо Марков замечает, что в наших школах недостаточно знакомят с Евангелием. Но опять причина сего не в одних законоучителях. Издревле у нас как-то будто не осмеливались читать эту напрестольную книгу, перед которою как перед важнейшею святынею мы клянемся во всех клятвах, перед нею присягаем и на верноподданство царю. Отсюда идет убеждение, что эта книга должна читаться в церкви только. Нигде это прямо не выражается, но жизнь показывает это. Что касается законоучителей, то они стараются познакомить учеников с этою священною книгою, и даже издают книги, специально направленные к удовлетворению этой нужды. Итак, говоря вообще, нападение на законоучительство духовных также несправедливо, как и другие нападения на духовенство. Разумеется, есть исключительные лица из среды законоучителей, как и среди всякого рода учителей и даже профессоров, которым нет дела до наилучшего преподавания, но когда же по исключениям судят об общем отношении к делу своему той или другой среды людей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

§63. Есть прекрасный обычай, чтобы жених и невеста приступали к приятию благословения брака не иначе, как » натощак “, подобно тому, как это вообще принято по уставу по отношению к Таинству Причащения. Само собою разумеется, что для этого все браки должны быть совершаемы всегда в свое время, т.е. тотчас после обедни (Сравн. выше Отдел. VIII, §58). Иначе браки, совершаемые поздно, могут доводить до изнурения постящихся и заставлять невоздержных если и не уклоняться от вкушения пищи до брака, то по крайней мере заявлять неудовольствие на тяжесть или продолжительность пощения. Впрочем если бы жених или невеста, в случае предстоящего позднего Венчания их брака, по слабости здоровья, или по непривычке поститься, обратились к священнику с просьбою, чтобы он разрешил им подкрепить свои силы пищей до брака, то священник не должен никому отказывать в этом, внушая только им, чтобы подобного рода приятие пищи было не делом каприза, а настоящей необходимостью и совершаемо было с должною христианскою умеренностью и благоразумием. §64. Совершение Брака предваряется последованием так называемого «обручения“. Обручение никогда не должно быть отделяемо от Венчания, как это допускаемо было иногда прежде, а оба эти чинопоследования должны быть совершаемы вместе, за одним разом, непосредственно одно после другого (Указ Св. Син. 1775 г. августа 5 дня; Собр. Закон. 14357, §3). Исключение из этого допускается у нас только для лиц императорского царствующего дома (Св. Зак. т. I, Зак. основн. ст. 143. 145). Случается иногда, что жених или невеста, или родители их обращаются с просьбою ко священнику, чтобы он положил обручальные кольца молодых, для большего их освящения, в алтаре на св. престоле, и для этой цели предварительно вручают их священнику или до начала обручения, или во время самого его совершения. Священники не имеют основания отказываться от исполнения этого обычая, чтобы не оскорбить религиозное чувство брачующихся, тем более, что он даже прямо заповедывается напр. в требнике П. Могилы («и взем иерей перстня два, полагает я на десной стране св. трапезы“); некоторые священники кладут эти перстни не на самом престоле, а на напрестольном Евангелии; потом, когда придет время, священник выносит их из алтаря, «взем я от св. трапезы“ и обручает брачующихся (Требн. Могилы, ч. I, стр. 397, 401).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Себя же он выдавал за иеромонаха Стефана, уверяя своих последователей, что, «пребывая на Афоне в посте и непрестанной молитве, он изнемог и ради смертного часа, принял там монашество и посвящен в иерейский сан». Он имел у себя священническое облачение, напрестольный крест и евангелие, кадило и все богослужебные книги. В свои общины Подгорный набирал, обыкновенно, только молодых девиц и вводил монастырский строй с общей молитвой, общим столом и общими занятиями – днем; а по ночам, особенно, под воскресные и праздничные дни, в каждой общине были устраиваемы собрания для чтения книг и пения хлыстовских песен, а сам Подгорный изгонял своими молитвами бесов из некоторых своих последовательниц. Главным сотрудником Подгорного по устройству женских общин был схимонах Пантелеймон, лет 30 от роду, красивый и здоровый мужчина, бывший крестьянин села Ямного, Богодуховского уезда, по ремеслу кузнец, Петр Важенко. Но, кроме него, и многие другие мужчины были постоянными посетителями ночных собраний, происходивших в общинах Подгорного. Показное благочестие и мнимые чудотворения, соединенные с благотворительностью, при энергичном содействии странствовавших повсюду с полумонашеским видом последовательниц Подгорного, создали его славу и возбудили к нему общее внимание. Всякого рода пожертвования стекались к нему с разных сторон. Но скоро стали распространяться и дурные слухи, настойчиво утверждавшие, что последователи Подгорного на ночных собраниях предаются разврату. Жалоба одной крестьянки за изнасилование ее несовершеннолетней дочери заставила епархиальное начальство обратить внимание на деятельность Подгорного. Произведенным следствием Подгорный был уличен в крайне предосудительных поступках: под личиною внешнего благочестия, он распространял в среде темных и легковерных людей лжеучение, подрывавшее основы семейной жизни, уважение к церкви, ее священнодействиям, таинствам, духовенству; между тем, сам вел жизнь безнравственную, погрязая в необузданно-грубом разврате, ради чего собирал женщин и девиц в общежитие, пользуясь их доверием, растлевал и насиловал их, не стесняясь никаким возрастом 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Фотий со своей сподвижницей графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, его почитательницей. Она перестроила обитель, поднесла в дар настоятелю и монастырю чудные бриллианты, изумруды, украшенные или священные сосуды, напрестольные и архимандричьи кресты, панагии, Евангелия и т. д.. Мы видели эти ценности и восхищались ими. Даже в нас они возбуждали чувство национальной гордости, что же говорить о верующей массе, которая молилась за литургией, когда употреблялись эти драгоценности. А чудная колокольня с массой колоколов, из которых наибольший весил 1000 пудов (16000 кг.). Чудные настоятельские покои с обилием мебели, ковров и часов. Громадные благоустроенные братские корпуса. Этой обители нет теперь, как и от других обителей земли Новгородской остались только здания, населенные людьми, чуждыми христианской культуры. Это обители: Тихвинская, Валдайская, Белозерская и другие с их драгоценностями. Противные христианству речи раздаются в этих зданиях, где раньше молились и каялись, твердою стопою следуя заветам Спасителя. Из-за погони в обильной земле за хлебом, салом и мясом, народ бросил духовную пищу Христову и потерял всё свое достояние. А что сказать о Патриаршей ризнице, которой мы управляли около полутора лет (1904–1905 гг.)? Мы варили св. миро в трех тяжелых серебряных вызолоченных котлах, переливали его после отстоя гущи (из 30 веществ) в два других тяжелых серебряных вызолоченных котла, а оттуда разливали его в 36 больших серебряных кувшинов — все это громадная ценность. А сколько в Патриаршей ризнице было золота, серебра, драгоценных камней на крестах, митрах, Евангелиях и священных сосудах, жемчуга на облачениях, плащаницах и покровах и т. д.. Мы говорили о том, «что видели своими глазами, что рассматривали и что осязали руки наши» ( 1Ин. 1:1 ). Ведь это было национальное достояние. Ведь это не «попам» принадлежало, но только ими тщательно охранялось и передавалось от поколения в поколение. На этих ценностях воспитывалась гордость народная, национальное самосознание.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

РГБ. Ф.247. Рогожс. Л. 363–364 Глава об инокинях из Скитского устава РНБ. Погод. 876. Л. 310–312 об. Приложения к главе 8 Правила о диакониссах, выработанные Предсоборным Присутствием Диакониссами называются православные христианки, изъявившие желание быть постоянными служительницами Церкви Христовой и принявшие на такое служение посвящение от архиерея. Причисляясь к клиру церковному, диакониссы служат храму Божию и приходу. Служение храму состоит в трудах по соблюдению чистоты в нем, по содержанию в исправности священных облачений и церковной утвари и вообще в содействии благолепия храма Божия. Примечание.Для уборки алтаря диакониссам, как посвященным, дозволяется входить в оный, но воспрещается касаться престола и напрестольной утвари. Присутствуя за богослужением, диакониссы наблюдают за поведением в храме женщин и детей, помогают подносить детей к причащению, в случаях крещения взрослых лиц женского пола диакониссы прислуживают при крещении таковых и, вообще, содействуют порядку при богослужении. Служение приходу состоит в том, что диакониссы прилагают усердное попечение о научении неведующих христианского учения, особенно женщин, готовящихся к святому крещению, и о вразумлении заблуждающихся, но при этом они должны быть по своим познаниям правоспособны к сему и во всем поступать по указанию пастырей Церкви. Диакониссы помогают священнику и приходскому Совету в заботах и трудах по призрению сирот увечных воинов, и вообще в делах благотворительности содействуют в изыскании на это средств, посещают квартиры бедных и больных, входят в их положение и по возможности облегчают тяготу их жизни. В тех приходах, где есть богадельни, приюты, больницы и другие благотворительные учреждение, диакониссы могут служить в таковых учреждениях или иным способом содействовать благосостоянию их. Имея такие святые обязанности, диакониссы для поддержания в себе ревности служения Господу и святой Церкви должны быть прилежны к молитве и слушании Слова Божия. Для сего каждый день начинают и оканчивают чтением положенных молитв, присутствуют, по возможности, за каждым богослужением, а в случае невозможности, должны восполнять это опущение диаконисс чтением Евангелия, Псалтыри и положенного церковного правила.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Происхождение кодекса представляет собою вопрос большого научного интереса. Существует представление о том, что именно христиане придали этой форме документа широкое употребление. Кодексы в виде дощечек или листов пергамена широко употреблялись в Риме в качестве записных книжек. Возможно, именно в такого рода блокноте было впервые записано Евангелие от Марка, чем объясняется его сравнительная краткость и малая литературная связь отдельных эпизодов. 15 Преимуществами кодекса по сравнению со свитком являются экономность, поскольку используются обе стороны писчего материала, легкий поиск нужного в тексте места, удобства для странствующих миссионеров при переноске книги. Возможно также, что победе кодекса способствовало то, что Четвероевангелие было невозможно вместить в один свиток, тогда как в кодекс оно вместилось. 16 Необходимость этого возникла во II в., когда нужно было сохранить канонические Евангелия, отделив их от множества других документов, претендовавших на такое же положение. К миссионерским маюскульным кодексам относятся двуязычные греко-латинские и греко-коптские рукописи, в которых текст на втором языке написан либо параллельным столбцом (как в кодексе Безы, 05), либо подписан под словами греческого текста (подстрочное, интерлинеарное расположение). Пергаменный маюскульный кодекс стал как бы официальной формой текста после Миланского эдикта 313 г. Согласно Евсевию Кесарийскому (Житие Константина IV.36), около 331 г. император Константин заказал ему изготовить 50 полных экземпляров Библии , чем, возможно, и обусловлено появление в эту эпоху таких кодексов, как Ватиканский, Синайский и Александрийский, ценных для приведения в известность всего корпуса библейских текстов, их сохранения, но непригодных для богослужебного использования. 17 В дальнейшей истории византийской письменности полная Библия в одном переплете неизвестна вплоть до эпохи книгопечатания. Некоторые роскошно выделанные кодексы писаны серебром по листам пергамена, окрашенного в багряный цвет (напр., Пурпурный кодекс, 022, СПб., РНБ, Гр. 537, VI в., Синопский кодекс, 023, Paris, Bibl. Nat., Suppl. вг. 1286, VI в.). В качестве напрестольного Евангелия кодексы заключались в дорогие переплеты (оклады); они представляли собою предметы пожертвования церквам и монастырям (так называемые «вкладные рукописи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010