Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сиро-яковитская церковь ап. Марка в Иерусалиме [Греч. Μαρα; лат. Maria] (I в.), св. равноап. (пам. греч. 30 июня и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых), мать ап. Марка . В кн. Деяния св. апостолов о М. говорится, что она проживала в Иерусалиме и предоставила свой дом для собраний христиан. Когда Ангел Господень освободил ап. Петра из темницы, тот «пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян 12. 12). О М. сказано, что она была матерью упомянутого в НЗ спутника ап. Павла в его 1-м миссионерском путешествии Иоанна Марка, племянника ап. Варнавы (Деян 12. 25; 13. 5; Флм 1. 24; Кол 4. 10; 2 Тим 4. 11 - Fitzmyer. 1998), отождествляемого в церковном Предании с евангелистом Марком (см., напр.: Euseb. Hist. eccl. III 39. 13 - Левинская. 2008. С. 173-174). Однако нек-рые поздние церковные авторы рассматривали это отождествление как предположение (см., напр.: Theoph. Bulg. Exp. ad Act. 12. 12). М. была состоятельной благодетельницей первохрист. апостольской общины, владелицей богатого дома как одного из мест, где собирались иерусалимские христиане (ср.: Деян 2. 46). Она могла принимать большое число людей, и у нее была как минимум одна служанка, Рода (Деян 12. 13). По всей видимости, она была вдовой, т. к. нигде не упоминается имя ее мужа и отца Марка. Также высказывается предположение, что ее дом мог быть передан ей в наследство или составлял ее приданое, в противном случае владельцем дома должен был выступать ее сын ( Бокэм. 2015. С. 412). Дополнительные сведения о М. содержатся в более позднем источнике - «Похвальном слове ап. Варнаве», написанном мон. Александром Кипрским (кон. V - нач. VII в.; наиболее вероятно - 2-я пол. VI в.). В нем повествуется, как ап. Варнава уверовал во Христа при виде чудес, совершённых Им в Иерусалиме, и обратил в христианство М. Она отправилась в Иерусалимский храм, где проповедовал Спаситель, упала перед Ним на колени и умоляла Его удостоить ее дом благословения.

http://pravenc.ru/text/2562078.html

Св. Евангелие от Марка написано было в Риме спустя десять лет по вознесении Христовом. Сей Марк был ученик и последователь Петров, которого Петр называет даже сыном своим, разумеется, духовным. Назывался он также и Иоанном: был племянник Варнавы: сопутствовал апостолу Павлу. Но большею частию находился при Петре, с которым был и в Риме. Посему верные в Риме просили его не только проповедовать им без писания, но и изложить для них дела и жизнь Христа в писании: он едва согласился на это, однако написал. Между тем, Петру открыто было Богом, что Марк написал Евангелие. Рассмотрев сие Евангелие, Петр засвидетельствовал, что оно истинно. Потом послал Марка епископом в Египет, где он своею проповедию основал в Александрии церковь и просветил всех живущих к полуденной стране. Отличительные черты этого евангелия суть ясность и отсутствие всего неудобовразумительного. Притом, настоящий евангелист почти сходен с Матфеем, хроме того, что короче, а Матфей пространнее, и что у Матфея в начале упоминается о рождестве Господа по плоти, а Марк начал с пророка Иоанна. Отсюда некоторые не без основания видят следующее знаменование в евангелистах. Бог, седящий на херувимах, которых писание изображает четвероличными (Иезек, I, II), преподал нам четверообразное евангелие, оживляемое одним духом. Итак у каждого из херувимов одно лицо называется подобным льву, другое - подобным человеку, третье - орлу, а четвертое - тельцу: так и в деле евангельской проповеди. Евангелие от Иоанна имеет лицо льва: ибо лев есть образ царской власти: так и Иоанн начал с царственного и владычественного достоинства, с Божества Слова, сказав: в начале бе Слово, и Бог бе Слово. Евангелие от Матфея имеет лице человека: потому что оно начинается с плотского рождения и вочеловечения Слова. Евангелие от Марка сравнивается с орлом: потому что оно начинается с пророчества об Иоанне: а дар пророческой благодати, как дар острого видения и прозрения в отдаленную будущность, можно уподобить орлу, о котором говорят, что он одарен самым острым зрением, так что он один из всех животных, не смежая очей, взирает на солнце. Евангелие от Луки подобно тельцу: потому что начинается с священнического служения Захарии, возносившего фимиам за грехи народа: тогда приносили в жертву и тельца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1065...

Скачать epub pdf 2. Евангелие от Матфея Первым среди четырех и в рукописной традиции, и в современных изданиях Нового Завета стоит Евангелие от Матфея. Его нередко называют Евангелием Церкви, прежде всего потому, что в ранней Церкви оно пользовалось значительно большей известностью, чем Евангелия от Марка и Луки. В начале II века на него уже ссылался Игнатий Богоносец , а в первой половине III века Ориген написал на него полный комментарий. В IV веке полный комментарий на него составил Иоанн Златоуст . По сравнению с Евангелием от Марка Евангелие от Матфея значительно длиннее, прежде всего благодаря включению большого количества материала, отсутствующего у Марка (в частности, родословной и повествований о рождении Иисуса в главах 1–2, Нагорной проповеди в главах 5–7). Автор Евангелия – иудей, хорошо знакомый с иудейской средой и традиционным для этой среды толкованием Ветхого Завета. Обильное цитирование Ветхого Завета характерно и для других евангелистов, однако Матфей выделяется среди них тем, что наиболее последовательно проводит мысль об исполнении ветхозаветных пророчеств в жизни Иисуса как обетованного Мессии. Существует гипотеза о том, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском языке. Она основывается на вышеприведенных словах Папия Иерапольского («Матфей записал изречения на еврейском наречии, и переводили их кто как мог»), а также на ряде других древних источников, включая сочинения блаженного Иеронима . Что именно представляли собой эти изречения, остается загадкой. Существуют некоторые апокрифические «Евангелия» (такие как «Евангелие от Фомы»), написанные в форме изречений Иисуса. Однако по содержанию эти изречения существенно отличаются от тех, что вошли в канонические Евангелия. Можно ли отождествить изречения с Нагорной проповедью и другими поучениями Иисуса, вошедшими в Евангелие от Матфея? Однозначного ответа современная наука не дает, хотя Нагорная проповедь, несомненно, представляет собой цельный материал, содержащий прямую речь Иисуса и вставленный в повествовательную ткань Евангелия. Нельзя исключить, что когда-то этот текст существовал отдельно – может быть, и на еврейском языке. Однако никаких следов существования еврейского текста Евангелия от Матфея до настоящего времени обнаружить не удалось. Греческий текст этого Евангелия не содержит в себе признаков перевода с иного языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сегодня у метро «Китай-город» невысокий худенький улыбчивый паренек протянул мне книгу. Протянул с очень неожиданными и необычными словами: «Пасхальный подарок Русской Православной Церкви». Человеку, привыкшему к тому, что у метро раздают откровения какого-нибудь синюшного индуистского божества, или распихивают протестантские брошюрки, такие слова слышать, прямо скажем, непривычно. Подарком оказалась прекрасно изданная тонкая журнального формата книжка: «Евангелие от Марка». Полный текст Евангелия с цветными иллюстрациями – иконы, фотографии Святой Земли, мест, где развиваются события соответствующей главы. Праздничная и очень удобная для чтения книга. Почему Марк – я понял сразу. Это, в каком-то смысле самое яркое и убедительное для малорелигиозного человека из Евангелий. Там мало поучений и проповедей, с которыми возбужденное сознание невера сразу начинает спорить. Там максимум действия. Большую часть Евангелия Христос творит чудеса, творит одно за другим — слепые прозревают, расслабленные ходят, немые говорят, бесы изгоняются из человека и входят в свиней, бури умиряются одним словом Спасителя. Оно всё – единый порыв, единое свидетельство о Силе Божией, которой не может противостоять ничто земное, ничто сатанинское. Евангелие от Марка – это «солдатское Евангелие», Евангелие Христа Победителя, победителя зла, греха и болезни этого мира. И не случайно, что символом Марка является торжествующий царь зверей – лев. Именно такое, сильное Христианство, и нужно сегодняшнему человеку, который вечно на бегу. Христианство не стоящее рядом и тоном ментора одергивающее человека, а потом занудствующее «Мы же предупреждали», а ломающее наш привычный порядок жизни и перестраивающее его, как угодно Богу, сокрушающее окружившее нас зло — сокрушающее любую немощь, лишь бы мы верили. Времени у меня было немного, и я стал следить, как кто реагирует. Большинство, озабоченное серым пасмурным днем и своими мыслями, дефилировало мимо на скорости танка, даже, кажется, не замечая, что именно им дают. Это, кстати, проблема, – говорить с людьми в дождь, нравится нам это или нет, очень тяжело. Другие брали, заговаривали с раздатчиками, благодарили. Таких, как мне сказали, с утра набралось около шести тысяч.

http://pravoslavie.ru/36666.html

Евангельские известия о воскресении Христовом Ф. Смирнов. «Воскресное чтение», 1882 Кто внимательно стал бы сравнивать известия четырех евангелистов об этом событии во всех подробностях, тот может встретиться с некоторыми разностями и даже противоречиями в их рассказе, которые, казалось бы, трудно примирить. Так, святой Матфей (ст. 28) рассказывает о двух женах, Марии Магдалине и другой Марии, матери Иакова, что они, пришедши рано ко гробу, нашли его пустым и получили от ангела весть о воскресении Иисуса Христа вместе с поручением ученикам, чтобы они спешили в Галилею, где и увидят Воскресшего. То же повторяет этим двум женам Сам Иисус Христос, явившийся им на обратном пути. И одиннадцать учеников спешат в Галилею, видят там Господа на горе и получают Его последние повеления. Кроме этого одного явления ученикам, у евангелиста Матфея ни о каком другом не говорится; даже кажется, будто другого явления прежде этого и быть не могло, так как некоторые из учеников, увидев Воскресшего, усомнились (ст. 17). Евангелист Марк (16:1) начинает рассказ, подобно евангелисту Матфею, только к двум Мариям присоединяет еще Саломию; три жены видят ангела, сидящего во гробе, и после услышанной от него вести бегут с таким страхом, что не смеют никому ничего сообщить. Только Марии Магдалине, по рассказу евангелиста Марка, явился Иисус, и она одна видела Его – о других же женах не говорится. Но к этому у евангелиста Марка присоединяется явление Иисуса Христа двум ученикам на дороге, когда они шли в Эммаус, о чем святой Матфей не упоминает, и затем явление Господа одиннадцати возлежавшим, вероятно, на пасхальной вечери. Хотя сказанное Воскресшим в этом случае (Мк. 16и др.) согласно с тою речью, какую евангелист Матфей влагает в Его уста, когда говорит о явлении ученикам на горе в Галилее, однако евангелист Марк ни одним словом не дает заметить, что они произнесены в Галилее, хотя и упоминает о повелении ангела ученикам идти туда. Скорее кажется, будто как явление это, так и все следовавшее за ним по рассказу евангелиста Марка, совершилось в самый первый вечер по воскресении, и притом в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Крэйг Кинер (протестант) ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ ВВЕДЕНИЕ Авторство. Древняя традиция, подтвержденная свидетельствами II в. и ранним появлением книги с таким названием (см. обсуждение проблемы авторства во введении к ком-мент, к Евангелию от Марка), говорят в пользу того, что автором этого Евангелия и Деяний святых Апостолов был Лука, спутник Павла в миссионерских путешествиях. Хотя внимание, уделяемое медицинской терминологии, использованной в этом Евангелии, несколько преувеличено, для этого имеются некоторые основания, согласующиеся с традиционным представлением об авторстве Луки. Дата и цель написания. См. введение к коммент. к Книге Деяния святых Апостолов. Евангелие от Луки и Деяния святых Апостолов составляют единое двухтомное произведение, и некоторые его важные особенности проявляются в Книге Деяний более отчетливо, чем в Евангелии. Историческая обстановка. Лука обращается к читателям греческого мира или к говорящим по-гречески представителям высшего римского общества. Его читатели – состоятельные и образованные люди, которые, вероятно, нуждались в подкреплении своей веры или аргументах, необходимых для ее защиты. См. коммент. к 1:3,4 и введение к коммент. К Деяниям святых Апостолов. Жанр. См. введение к Евангелиям в настоящем комментарии. Если другие Евангелия ближе по жанру к греко-римским биографиям, то Евангелие от Луки, составляющее наряду с Деяниями святых Апостолов единое двухтомное произведение, во многих отношениях ближе к греко-римскому историческому, чем биографическому жанру. Поскольку Лука широко пользовался материалами Марка, многие отрывки сходного содержания я рассматриваю более подробно в коммент. к Евангелию от Марка. Весть книги. В Евангелии от Луки основное внимание уделяется служению Иисуса отверженным, язычникам, бедным и женщинам; акцентируя эти темы, автор подготавливает почву для рассказа о проповеди Евангелия язычникам во втором томе, Книге Деяния святых Апостолов. Действие этого Евангелия разворачивается на пространстве от Галилеи до Иерусалима (хотя все повествование заключено между сценами в храме), а затем от Иерусалима «до края земли» – в Деяниях святых Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

На Кресте совершилось спасение всего мира и каждого из нас. Вечером 30 марта 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке пассию – богослужение, посвященное воспоминаниям о Страстях Христовых. Владыке Илариону сослужили клирики прихода. Прочитав главы из Евангелия от Иоанна, в которых описаны Страсти Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Троих из четырех евангелистов – Матфея, Марка и Луку – называют синоптиками, то есть совместно смотрящими. Это связано с тем, что их повествования очень похожи между собой: по своему содержанию синоптические Евангелия во многом повторяют друг друга, и существует даже предположение ученых, что все три евангелиста пользовались одним и тем же письменным источником. Другие ученые говорят, что первым было Евангелие от Марка – самое краткое – которое после уже дополнили два других евангелиста. Как бы там ни было, когда мы читаем Евангелия одно за другим, особенно если сравниваем те или иные повествования  у трех евангелистов, то находим у них очень много общего. Четвертое Евангелие – от Иоанна – стоит особняком, ибо по стилю и содержанию отличается от синоптических. Как гласит Предание Церкви, которое подтверждается и современной библейской наукой, Иоанн писал свое Евангелие намного позже других евангелистов, когда Евангелия от Матфея, Марка и Луки уже были написаны и известны. И, так же как и Лука, который писал для того, чтобы дополнить уже известные повествования, Иоанн хотел восполнить три Евангелия тем, что еще не было сказано. В Евангелии от Иоанна очень много того, о чем вообще не рассказывается в других Евангелиях. Именно Иоанн целиком описывает беседу Спасителя на Тайной вечере, во время которой Христос давал Свои последние наставления ученикам; именно он приводит последнюю молитву Спасителя на той вечере, когда Господь молился о Своих учениках и обо всем мире; именно Евангелист Иоанн оглашает те подробности из рассказа о Страстях Христовых, которые отсутствуют у других евангелистов. Апостол Иоанн донес нам три из семи слов Спасителя на Кресте.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lyu...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Идти вслед на Христом 11.03.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Пассия Слово на Пассии. Евангелие от Марка Прежде Страстной седмицы мы слышим слова о Страданиях Христовых, потому что весь наш Пост — крестный. Смысл всего нашего Поста (а не только Крестопоклонной недели) заключается в том, чтобы мы увидели Крест Христов и сумели ему поклониться. Это может быть дано нам только по дару Христа. Слова, которые мы слышим в Евангелии, бесконечно таинственны, глубоки, благодатны и спасительны для нас. Мы можем размышлять над каждой строкой Евангелия, и нам не хватит для этого всей нашей жизни. И всему человечеству не хватит для этого никаких жизней, даже если оно все свое время посвятит только тому, чтобы размышлять над тем самым главным и единственным, от чего всегда и во веки веков будет зависеть человеческая судьба. В Евангелии от Марка мы снова видим страшную картину толпы, пришедшей взять Христа. Эта толпа — тот самый народ, который приветствовал Христа, грядущего во Иерусалим, крича: «Осанна Сыну Давидову!» Этот народ стал толпой, как становится толпой любой народ, когда среди него нет Бога. Кипящая страхом и волнением толпа, которая позже будет кричать: «Распни Его!», сейчас является, вооружив себя дрекольями, чтобы взять Того, Кто Сама кротость, Кто «льна курящегося не угасит». Народ, потерявший Бога и ставший толпой, может выбрать вместо Христа только Варавву-убийцу — вполне демократически, большинством голосов. Вот то, что, по словам святых отцов, будет в последние времена, когда избрание будет не просто навязанным, но совершенным самими людьми. Те, кто отвергает Христа и готов Его предать, в конечном итоге всегда готовы принять антихриста. Читая Евангелие от Марка, мы должны уделить особое внимание Петру — первоверховному ученику Христову, потому что Марк был учеником апостола Петра, и Евангелие, написанное им, — запись проповедей апостола Петра о Спасителе. Именно Петр на Тайной Вечери сказал, что если даже все предадут Христа, все разбегутся и отрекутся от Него, то он не отречется. Он как бы не слышит слов Христа: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня», потому что он весь исполнен преданности Христу и готовности положить за Него свою душу. Он исполнен уверенности, что нет такой силы, которая могла бы его в этом поколебать.

http://moral.ru/passia_marc/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, священномученик Век: XIX — XX Почитается Церковью: как Святой Дата Рождения: 1878 Дата Смерти: 1937 Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под на Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под началом настоятеля, владыки Феодора (Поздеевского). Хиротонию будущего мученика Григория (Лебедева) возглавил Патриарх Тихон, который сопроводил церемонию следующими словами, обращенными к верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину». Находился в тюрьме в 25–26 гг. После обнародования Декларации митр. Сергия ушел в иосифлянскую оппозицию. Митр. Сергий, желая удалить оппозиционера из Ленинграда, назначил его на Таврическую кафедру. Однако св. Григорий (Лебедев) ушел на покой. Жил в Коломне, с 1931 — в Москве, с 1932 — в поселке Жаворонки Московской области, с 1933 — в городе Кашине. Работал над богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям («Евангельские образы»; из них наиболее известна его работа «Благовестие святого евангелиста Марка (духовные раз­мышления)»). Направлял письма своим духовным чадам. Григорий (Лебедев) продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию. В апреле 37 года вновь арестован. В сентябре Григория (Лебедева) расстреляли. Введение   Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления Глава 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

прот. Димитрий Сазонов Святитель Василий, епископ Кинешемский. Взгляд на духовно-нравственное состояние паствы и преодоление духовного кризиса в 20-х – 30-х годах ХХ века по «Беседам на Евангелие от Марка» Источник Скачать epub pdf Ценным духовным пособием для формирования православного религиозного мировоззрения, учебником для духовной борьбы с богоборчеством и безбожием пришедших к власти в результате октябрьского переворота 1917 года стали труды святителя Василия, епископа Кинешемского, в частности его печатный труд «Беседы на Евангелие от Марка». В нем владыка показал главную причину российской смуты – отступление человека от Бога, но также указал путь к возрождению человека. Автор данной публикации кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры им. святых Кирилла и Мефодия протоиерей Дмитрий Сазонов размышляет над значимостью рассматриваемого труда и его актуальностью сегодня. Многим людям трудно подчас понять и оценить всю глубину слова Божия – Евангелия – без мудрого пастыря и наставника. Такое руководство является основным фактором становления мировоззрения человека, общества, и если брать шире – государства. Наставниками в деле познания Христовой Истины, примером своей жизни способствовавшими становлению мировоззрения не только своих современников, но и у нынешнего поколения, являются новомученики и исповедники российские ХХ столетия, многие из которых стали проповедниками Евангелия, засвидетельствовавшими истинность его слов своими страданиями и жизнью, ставшими проводниками веры во времена новых гонений на Церковь в 60-е годы ХХ века. Среди свидетелей Евангелия своей особой духовной мощью и стойкостью в отстаивании принципов Евангелия выделяется личность святителя Василия, епископа Кинешемского (Преображенский, 1876–1945), причисленного к лику святых новомучеников на Архиерейском соборе в 2000 году. Оценивая духовную ситуацию, сложившуюся накануне революционных и последовавших за ними событий, осознав их духовную сущность и определив свой путь преодоления влияния безбожной власти как путь духовной борьбы, обозначенный апостолом Павлом словами: «… наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6:12 ), поняв богоборческую сущность «бесов» революции, епископ Василий решает всю свою энергию, всю свою жизнь посвятить народному просвещению ( Мф. 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010