Quaest. ad Tahl. LXII, PG.90, 657BC, p.231 (cap. quing. IV, 64). Ср. Евагрия, Cap. pract. 56, PG.40, 1233C-D; р. п., с.579 [с.109, гл.84] 621 Сар. theot. II, 53 [р. п. I, 244]. Quaest. et dubia 19, PG.90, 800C, p.306; Quaest. ad Tahl. XXXIX, PG.90, 392B-C, p.86 [р. п. II,121]; Ambigua, PG.91, 1401D-1404A, f.259a; см. прим.5 и выше, гл.«Грехопадение человека», прим. 28. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893А; р. п. II.3,27. 622 Cap. de charitate I,92; IV, 15. 44 [р. п. I,106,136,138–139]. 623 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 724C-D. p.268–269 (cap. quing. V,9.10); 709A, p.260 (cap. quing. IV, 97). Orat. Dom. expositio, PG.90, 888C, p.353 [р. п. I,192]; 901D, p.362. Ep.2, PG.91, 400B, p.223. 624 Cap. de charitate II,83, 98 [р. п. I,118,121]. 625 Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 397C, p.90 [р. п. II,125]; LXIV, 709B, p.260 (cap. quing. IV,98). Ambigua, PG.91, 1117A, f.140b; 1381B, f.25 Ib. Св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. horn. IX, PG.44, 972A; р. п. III,245; De virgin. 8, PG.46, 353B-C; р. п. VII,324. Преп. Дорофей, Doctrina X, 4, PG.88, 1728BC; р. п., с.123. 626 Cap. de charitate II,32 [р. п. I,111–112]. Ambigua, PG.91, 1084A, f.125a. Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 724C-D, p.268–269 (cap. quing. V,9). Евагрий, Cap. pract. 65, PG.40, 1240A; р. п., с.582 [с.120, гл.1]. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893А; р. п. II. З, 27. Преп. Дорофей, Doctrina III, I, PG.88, 1625D; р. п., с.50 (совесть). 627 Ambigua, PG.91, 1129В, f.146a. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 681B, p.244; LXIV, 725D, p.270 (cap. quing. V,13); LI,4777B, p.134. Св. Григорий Богослов, Or.14, n.27, PG.35, 893A; р. п. II.4,27; Or 49, n.6, PG.36, 364D; р. п. III,227. 628 Ambigua, PG.91, 1116C-D,1113D, f.140a. 139a-b Ср. Cap. de charitate III,72 [р. п. I,130]. 629 Ambigua, PG.91, 1113C-D. 1157D-1160A, f.139a-b. 159b. Св. Григорий Нисский, De virgin. 4, PG.46, 348A; р. п. VII,316. 630 Ambigua, PG.91, 1204D-1205A, f.179b-180a (cap. quing. V, 80. 92). 631 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 725B, p.269; XXXIX, 392B-C, p.86 [р. п. II,121]. Св. Григорий Богослов, Or.45, n.12, PG.36, 640AB; р. п. IV.3, 133. О естественном и писанном законе см. у св. Григория Богослова, Or.40, n.6, PG.36, 364D; р. п. III, 227; преп. Дорофея, Doctrina I,1, PG.88, 1620АВ; р. п., с.20; ср. у св. Афанасия Великого, De incarnatione Dei Verbi 12, PG.25, 117A; р. п. I.2, 206. 632

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

В каком то непонятном противоречии с констатированным нами фактом стоит редкое упоминание о Леонтии и его сочинениях в церковно-исторической литературе. Многие авторы несравненно меньшего ранга, чем Леонтий, снискали себе благодарную память потомков, о них говорили, их цитовали, вследствие чего они и получили историческую определенность. Совершенно неожиданно Леонтий Виз. оказывался у своих современников и потомков если не в полном забвении, то в значительном затмении. Его личность не только не нашла себе специального биографа, но не удостоилась и более или менее ясного, определенного упоминания. Его сочинения, не смотря на их многочисленность и высокие внутренние достоинства, по-видимому, не встретили себе радушного приема на страницах ученых писателей и историков. О нашем Леонтии ни слова не говорит церковный историк Евагрий, который с многими подробностями повествует об эпохе Иустиниана, о монофиситском, несторианском и оригенистическом движениях, о вождях этих движений и борцах против них 375 . Также странно и молчание о Леонтии Максима Исповедника , который несомненно стоит в тесной зависимости от Леонтия, говорит языком последнего, проводить идеи его в своих сочинениях. В средине VI в. писал свою церковную историю Псевдо-Захария, который между прочим дает благоприятный отзыв об Ефреме, патр. антиохийском. Затем во 2-й половине VI в. жил и писал Иоанн Ефесский († 586), составившей тоже церковную историю (до 585 г.), вторая часть которой сохранилась в рукописях Британского Музея 376 . Продолжателем его истории (до 631 г.) был Кир Батнский, который, как монофисит, интересовался и занимался историей монофиситства. Он имел уже несомненные побуждения отметить Леонтия, как ревностного борца против монофиситов 377 . Однако и эти историки проходят молчанием нашего Леонтия и его сочинения. Ничего не говорить о нем также и имп. Иустиниан, которому всего ближе надо было бы знать Леонтия и всего естественнее упоминать о нем в своих богословских трактатах, так как наш автор в сущности преследовал туже самую цель, какую – и император. Что же все это значить?! «Случайно то, что этот муж без традиции», говорят некоторые ученые исследователи Леонтия 378 . Но случай, представляемый в качестве причины известного явления, показывает просто – или намеренное уклонение от разумного объяснения, или незнание такового. Итак, попытаемся дать здесь те или другие соображения для уяснения этого факта умолчания о Леонтии Виз. многими даже из тех, кто необходимо должен был бы о нем говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Мы уже знакомы с концепцией, лежащей в основе этого совета: бесы внимательно наблюдают за всем, что мы делаем и говорим. Даже когда внимание наше рассеяно и мы не осознаем смысла слов во время псалмопения, их однако слышат демоны и трепещут! 628 . Почему это так, объясняет один отрывок из Евагрия: «Притаиваются, наблюдают за моими пятами»: дабы познать через наблюдение то, что мы делаем. Ибо бесы вовсе не «сердцеведцы» 629 . Только Тот, Кто «создал/сердца всех их/», может знать их. Поэтому единственным «Сердцеведцем» 630 называется по праву лишь Бог 631 . Бес был и остается «чужестранцем», который лишь окольным путем получает доступ к нашему «сердцу», что составляет центр нашей личности. Он знает из опыта, т.е. через пристальное наблюдение, что это «сердце», из которого исходят и «злые помыслы» 632 , открывает себя через тот «язык тела», который мы по большей части не осознаем. Обнаруживая вполне современную остроту восприятия, Евагрий утверждает, что бесы делают выводы о состоянии нашего сердца из наших жестов, нашей мимики, тона нашего голоса, короче говоря, из всего внешнего нашего поведения и приноравливают к этому и свою тактику 633 . Это единство души и тела мы должны к нашей выгоде использовать и в молитве! И не только по отношению к выслеживающим нас бесам, но в особенности по отношению к противлению нашего собственного колеблющегося и неверного сердца. Как и слезы, повторяемые метания, даже если они совершаются лишь телом, разбивают то «окаменение» и ту «бесчувственность», что, кажется, убивают в нас всякую духовную жизнь. Так таинственным образом тело, что воистину являет собой «икону» внутреннего душевного состояния ( Ориген ), распрямляет собой в конце концов и противящуюся душу... 6. «...и каждый день возлагай крест свой на себя» 634 (Лк.9:23) Один из древнейших, исключительно христианских жестов, не ограниченный, однако, лишь сферой молитвы – это крестное знамение, или точнее, «запечатление» или «осенение» себя (знаком креста). При всяком действии, при входе и выходе, одеваясь и обуваясь, умываясь, садясь есть, зажигая свет, укладываясь спать, усаживаясь, принимаясь за какое-нибудь дело, которым мы обычно занимаемся, мы запечатлеваем на нашем лбу маленький знак (креста) 635 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

О нашем Леонтии ни слова не говорит церковный историк Евагрий, который со многими подробностями повествует об эпохе Юстиниана, о монофизитском, несторианском и оригенистическом движениях, о вождях этих движений и борцах против них 426 . Также странно и молчание о Леонтии преп. Максима Исповедника , который, несомненно, стоит в тесной зависимости от Леонтия, говорит языком последнего, проводит идеи его в своих сочинениях. В середине VI в. писал свою церковную историю Псевдо-Захария, который, между прочим, дает благоприятный отзыв об Ефреме, патриархе Антиохийском. Затем, во 2-й половине VI века, жил и писал Иоанн Ефесский († 586 г.), тоже составивший церковную историю (до 585 г.), вторая часть которой сохранилась в рукописях Британского музея 427 . Продолжателем его истории (до 631 г.) был Кир Батнский, который, как монофизит, интересовался и занимался историей монофизитства. Он имел уже несомненные побуждения отметить Леонтия как ревностного борца против монофизитов 428 . Однако и эти историки обходят молчанием нашего Леонтия и его сочинении. Ничего не говорит о нем также и император Юстиниан, которому ближе всего надо было бы знать Леонтия и естественнее всего упоминать о нем в своих богословских трактатах, так как наш автор, в сущности, преследовал ту же самую цель, что и император. Что же все это значит? «Случайно то, что этот муж без традиции», – говорят некоторые ученые исследователи Леонтия 429 . Но случай, представляемый и качестве причины известного явления, показывает просто или намеренное уклонение от разумного объяснения, или незнание таковой». Итак, попытаемся дать здесь те или другие соображения для уяснении этого факта умолчания о Леонтии Византийском многими даже из тех, кто необходимо должен был бы о нем говорить. Лоофс указывает на замешанность Леонтия Византийского в оригенистическом движении как на причину пренебрежения к нему православных его современников и ближайших преемников на писательском поприще. «Бестрадиционность Леонтия всего лучше объясняется тем, что он скомпрометировал себя этим оригенизмом», – говорит Лоофс 430 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Григорий Нисский , 19, 459–461). Источник. Гнев по природе назначен на то, чтобы воевать с демонами и бороться со всякою греховною сластью. Потому Ангелы, возбуждая в нас духовную сласть и давая вкусить блаженства ее, склоняют нас обращать гнев на демонов; а эти, увлекая нас к мирским похотям, заставляют воевать гневом с людьми, наперекор естеству, – чтоб ум, омрачившись и обессмыслев, сделался предателем добродетелей (авва Евагрий, 88, 599). Гнев есть страсть самая быстрая. Он приходит в движение и воспламеняется против тою, кто онеправдовал, или кажется онеправдовавшим. Он все более и более ожесточает душу, особенно во время молитвы похищает ум, представлял живо лицо опечалившее. Бывает, что он иногда, закоснев в душе и изменившись во вражду, причиняет тревоги ночью, терзание тела, ужасы смерти, нападение ядовитых гадов и зверей. Эти четыре явления, бывающие по образовании вражды, сопровождаются многими помыслами, как всякий наблюдатель найдет (авва Евагрий, 88, 631). Источник. ...Если кто от яств и питий воздерживается, а гнев злыми помыслами раздражает в себе, то он подобен преплывающему море кораблю, у которого кормчим сидит бес. Потому, сколько сил есть, надобно смотреть за этим нашим псом и обучать его, чтоб он волков только терзал, а не кусал овец, показывая всякую кротость ко всем людям (см.: Тит. 3, 2 ) (авва Евагрий, 88, 655–656). ...Свирепый гнев причиняет великие несчастья, как самому преданному этой страсти, так и ближним. Источник. угрожает геенною и огнем геенским (см.: Мф. 5, 22 ) (свт. Иоанн Златоуст , 44, 433). Ничто так не помрачает чистоту души и ясность мыслей, как гнев необузданный и выражающийся с великою силою (свт. Иоанн Златоуст , 44, 433). Источник. ...Пылкость гнева заключает в себе некоторое удовольствие и даже сильнее всякого удовольствия овладевает душою, низвращая все ее здравое состояние (свт. Иоанн Златоуст , 44, 434). Источник. Опьянен также и одержимый гневом, у него и лицо раздувается, и голос делается хриплым, и глаза наполняются кровью, и ум помрачается, и смысл теряется, и язык трясется, и взор блуждает, и уши слышат одно вместо другого, потому что гнев сильнее всякого вина ударяет в мозг и производит в нем бурю и неукротимое волнение (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

629 Послание Анастасия I, епископа города Рима к Иоанну, епископу Иерусалимскому, о деле Руфина.//Задворный В. История римских пап. Т. 1. От св. Петра до св. Симплиция. М., 1995, с. 197. 630 см. Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1954). – Брюссель, 1964, с. 189. 631 Danielou J. Origene. Paris, 1948, p. 62. 632 Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества//Богословские труды. Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академии. М., 1986, с. 346. 633 Danielou J. Origene. Paris, 1948, p. 41. 634 Цит. по: Nautin P. Origene. р. 440. 635 Цит. по: Nautin P. Origene. р. 143. 636 Цит. по: Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, сс. 521–522. 637 см. Nautin P. Origene. Sa vie et son oeuvre. – Paris, 1977, р. 137. 638 Цит. по: Nautin P. Origene. р. 142. 639 Nautin P. Origene. р. 105. 640 Покровский А. И. Соборы Древней Церкви эпохи первых трех веков. Сергиев Посад, 1914, с. 289. 641 Nautin P. Origene. р. 108. 642 блаж. Иероним Стридонский. Книга против Иоанна Иерусалимского//Творения. ч. 4. Киев, 1880, сс. 317–318 643 Сидоров А. И. Евагрий Понтийский : жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. – М., 1994, с. 36. 644 Сидоров А. И. Евагрий Понтийский: жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. – М., 1994, с. 39. 645 Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице – М., 1999, с. 402. 646 св. Кирилл Александрийский. Послание к монахам в Фуе. Цит. по: Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, с. 525.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Эта кажущаяся путаница, или колебание, тем не менее, весьма показательна. Речь идет о серьезной богословской проблеме присутствия Святого Духа: он приходит извне, но д то же время принадлежит нашему «я». Таким образом, он – мой «дух» и Дух 628 . 2. Дух и душа Жить согласно Духу Исходя из двусмысленности этого понятия, трудно описать, что духовные писатели имеют в виду, когда говорят о «духе человеческом». Исчерпывающее обобщение всей традиции можно найти у Феофана Затворника 629 . Эта «высшая часть души» соединяет нас с Богом: дух – «сила, которую Бог вдохнул в лицо человека в момент сотворения; душа – низшая сила или часть той же силы, предназначенной совершить дела земной жизни» 630 . «Дух объединяет в себе чувство божественного, голос совести, надежду на лучшее и в то же время сознание всего, что мы совершаем и ведаем» 631 . Практические следствия такого учения о духе очевидны. Поскольку дух есть как бы душа нашей души, жить по духу и подчиняться его требованиям станет высшей нормой христианской жизни: «Если мы удовлетворяем потребности духа, они наставляют человека, как согласовывать с ним остальные потребности; и ни удовлетворение души, ни удовлетворение тела не противоречат духовной жизни, а напротив, участвуют в ней. В результате воцарится совершенная гармония всех движений и проявлений помыслов, чувств, желаний, стремлений, впечатлений и удовольствий. Это – рай!» 632 . Таким образом, человек весь испытывает влияние духа. Однако его голос воистину личностный; там, где он дает «почувствовать» себя, там «духовные смыслы» и прежде всего совесть, утверждает преп. Феофан. Духовное чувство Учение о «духовных чувствах» восходит к Оригену 633 . Евагрий в полемике отстаивает способность νος непосредственно постигать предмет, что считалось привилегией чувств 634 . Наиболее чудесным из чувств для ноэтика, как Евагрий, является духовное видение, которое открывается в сиянии Святой Троицы во время молитвы; прочие чувства в той или иной мере могут заменить собой видения, то есть за неимением божественного видения они позволяют различить слова Бога 635 или читать их в творении 636 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Т. е. внутри. 625 Никифор Безмолвных. О хранении сердца (Цит. по: Добротолюбие священного трезвения. Т. 5. Изд. 2–е. М., 1900. С. 249—250). 626 Там же (С. 250—251). 627 Об этих авторах см., в частности: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно–христианская мистика. С. 295—297, 318—320; Его sice. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 11—16; Дунаев А. Г. Предисловие к кн.: Путь к священному безмолвию. С. 10—14. 628 1 Фес. 5:17. 629 Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим 1—4 (Цит. по: Добротолюбие священного трезвения. Т. 5. Изд. 2–е. С. 216—218). 630 Григорий Полома. Триады I, 2, 3 (Цит. по: Св. Григорий Полома. Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 43). 631 Макарий Египетский. Духовные беседы 15, 20 (PG 24, 589 В). 632 Григорий Панама. Триады I, 2, 3 (С. 43—44). 633 Там же I, 2, 6 (Там же. С. 46). 634 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 4, 9. 635 Григорий Палама. Триады I, 2, 7 (С. 47—48). 636 Там же 1,2, 8 (С. 48–49). 637 Евагрий. О молитве 36. После осуждения Евагрия на V Вселенском Соборе трактат «О молитве» был надписан именем Нила Синайского. См: Hausherr I. Le " De oratione " d " Evagre le Pontique en syriaque et en arabe. — Orientalia Christiana Periodica 5. Roma, 1939. P. 7—71; Hausherr I. Le " De oratione " de Nil et Evagre. — Revue d " ascetique et de mystique 14. Paris, 1933. P. 193—199. 638 Исаак Сирин. Том 2–й. Беседа 14, 11—14 (Цит. по: Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Пер. с сирийского. М, 1998. С. 107—108). 639 О внешних формах молитвы см., в частности: Габриэль (Бунге), иеромонах. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов. Рига, 1999. С. 121—172. 640 Т. е. молитва «Отче наш». 641 Т. е. Иисусова молитва. 642 Деян. 4:12. 643 Симеон Солунский. О священной молитве (Цит. по: Добротолюбие в русском переводе. Т. 5. С. 443—445). 644 XIII веком датируется первая известная рукопись этого произведения. На славянский язык оно было переведено в XIV веке. Вопрос об атрибуции и точном нрсмени появления этого памятника однозначно не выяснен, однако ученые связывают его появление с афонским исихазмом. См.: Козлов Максим, протоиерей. Акафист в истории православной гимнографии. —Журнал Московской Патриархии 6, 2000. С. 84—85. 645

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

312 Качественное отличие обусловлено тем, что в мистическом опыте на человека действует энергия обожения, происходит фундаментальное преобразование человеческой природы. 318 В библейско-патристической традиции под благоутробием понимается благосердие; сильно упрощая, можно сказать, что благоутробие предполагает благожелательность и благотворительность во всем, до конца. 323 Что означает созерцание Света издали? Возможно, для понимания этого будет полезен следующий текст Софрония Сахарова : «Он Своею рукою достиг меня в моем гибельном полете в бездне мрака и возвел в то “место”, из которого я увидел Свет Его Царства. Когда окончилось сие вневременное видение, я оказался в среднем состоянии: я видел еще Свет, но как бы вдали, и вместе ясно помнил и ощущал в себе небытийный мрак. И дух мой был в ужасе от “прошлого” моего, и душа потянулась к святому Свету, предавшись покаянному плачу» ( Софроний (Сахаров) , архим. Таинство христианской жизни. Указ. изд. С. 217). 324 Подобный опыт прелести описывает Евагрий, говоря о бесстрастных подвижниках, то есть как раз об исключительно опытных исихастах, которые проходят испытание действием ложно-мистических прилогов, созерцаниями странного света. 333 Софроний подчеркивал созерцательный характер данного опыта у Силуана, отмечая, что «видение продолжалось мгновение, без слов». Данная цитата приводится по аудиозаписи, на которой содержится беседа Софрония; в последние годы жизни Софроний регулярно проводил беседы с монахами и паломниками, приезжавшими в Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе. Часть бесед была расшифрована и издана, данная беседа пока остается неопубликованной; она носит условное название: «Беседа о современной системе богословского образования». 336 Мы заключаем слово «воспоминание» в кавычки, поскольку как уже говорилось, в буквальном смысле опыт экстасиса не допускает воспоминания. 344 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви//Мистическое богословие. Указ изд. С. 249. 345 Св. Григорий Палама . Триады в защиту священно-безмолвствующих. Указ. изд. С. 282–283; Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Указ. изд. Σ. 631. Здесь философско-богословское понятие ипостасности означает не персональный, но онтологический и, можно сказать, экзистенциальный момент. См. о понятии ипостаси у Максима Исповедника и в патристических текстах других авторов: Х.Урс фон Бальтазар. Вселенская литургия//Альфа и Омега. 1999. 1 (19). С. 97–100, 104–106.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

Без обмана делай дело свое, брат, ибо так прилично верным, и обретешь благодать в трудах своих (прп. Ефрем Сирин , 30, 209–210). Источник. Если хочешь, чтоб ни в чем не обманул тебя противник, то веруй, что все, сделаешь ли что, или помыслишь, не сокрыто от Бога (прп. Ефрем Сирин , 30, 503). Источник. Если увидишь обман, не тотчас обличай (прп. Ефрем Сирин , 31, 631). Источник. Нетверд голос у обманщика, смутна речь его; непрестанно меняется цвет лица у того, кто строит козни и расставляет сети (прп. Ефрем Сирин , 34, 275). Источник. ложь свою слагает с истиною, чтоб обман его оставался прикровенным (прп. Ефрем Сирин , 34, 306). вовлекает нас в хитрословие, чтобы человек оправдывал себя, когда и виновен, извинял себя в грехе и беззаконии, а извинением и виновностью усугублял свое бедствие (прп. Ефрем Сирин , 34, 306–307). Если вознамерится пленить тебя неправдою, великий оплот тебе – правда (прп. Ефрем Сирин , 34, 354). ...И лжеапостолы страдали за Христа, и они благовествовали о Царстве Небесном... (прп. Макарий Египетский , 67, 264). Источник. ...Ложь есть какое-то рождающееся в уме представление о не сущем, будто бы существует то, чего нет... (свт. Григорий Нисский , 18, 266). Источник. Праздник Божий – истинное ведение, кто же внимает лжи и заблуждению, тот умрет дурною смертью (авва Евагрий, 89, 610). Ложь – гнусное бесчестие человека; избежим обвинения, вызываемого ложью; не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, боясь не встретить к себе более веры даже и тогда, когда говоришь истину; тот, кто оказался лжецом в одном, уже не стоит того, чтоб ему верили, даже и в том случае, если бы когда он сказал правду... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 925). Обман благовременный и учиненный с добрым намерением такую приносит пользу, что многие, не воспользовавшись этим средством, часто терпели наказание (свт. Иоанн Златоуст , 46, 29). Источник. ...Когда увидишь, что кто-нибудь, увлекаясь собственными соображениями, станет противоречить Божественному Писанию, устранись от него, как от безумного... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 80). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010