Но это самое наше раздвоение, или колебание между оправдывающим нас Господом Иисусом и нашей личной праведностью, в которой хочет видеть нас Христос, и составляет наше непонимание существа христианства, стесняющее и можно сказать, умерщвляющее нашу духовную жизнь в самом её источнике и основании. Христианство действительно требует от нас совершенной чистоты и святости, ибо в предписаниях его читаем: Что же Мя зовете, Господи, Господи: и не творите, яже глаголю вам ? 626 Не всяк, глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех 627 . Не слышатели закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся 628 . Позвавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите; зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь 629 . Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, да в них ходим 630 ; яко чада света ходите...и не приобщайтеся делом не плодным тьмы, паче же и обличайте. Бываемая бо отай от них, срамно есть и глаголати 631 . Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз приму вы: и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, Господь Вседержитель 632 . Но все эти требования христианского вероучения, хотя составляют в нем необходимую и неизменную сторону в приложении к нашей нравственной жизни, однако эта сторона является здесь как дело второстепенное и последующее, или лучше сказать, как одна цель, к которой верующие должны только стремиться и приближаться по мере своих сил и благодатных дарований Духа Святого, подаваемых им через веру в Господа Спасителя, о чем яснее высказывает свою мысль св. апостол Павел в послании к колосаям [колоссянам – прим.ред.]: «И Он, т. е. Христос, есть глава тела церкви; Он начаток, первенец, из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворить чрез Него кровию креста Его и земное, и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертию Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою; если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которой я, Павел сделался служителем» 633 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

– Вполне независимое рассуждение. Однако важность его не только в признании этого формального факта. Тезисы Буддея сводятся к тому, что поскольку в Завет включены животные, постольку он относится более к царству природы, чем к царству благодати, радуга же, будучи поставлена знаком Завета как естественное природное явление существовала, конечно, и до потопа также. В «Начертании…» акценты уже переставлены: видимым образом Завет относится к царству природы, но подлинная цель его в царстве благодати. Радуга обращена не столько к воспоминанию послепотопного примирения, сколько к будущему Царству Христову, о чем свидетельствуют тексты Иез.1:26–28 (А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом…) и Откр.4:3 (…и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду). Еще более решительное выражение эти мысли находят в «Записках…» Завет есть обновление царства веры и благодати. Животные вводятся в него не как участники, но лишь как причастники приносимых им (Заветом) благ. Свидетельством того, что Завет имеет значение «таинственное и благодатное», выступает именно радуга. Будучи естественным явлением до потопа (как вода до крещения), она, соединившись со словом Завета, составляет таинство Завета. «Слово и таинство суть существенные принадлежности Церкви». На первый взгляд святитель здесь повторяет сакраментологию «Theologia Christiana» с ее учением о ветхозаветных Таинствах или митрополита Платона, в Большом Катехизисе утверждающего, что благодеяния, приобретенные заслугами Христовыми, «подаются Церковью, во-первых, словом Божиим… во-вторых же… чрез употребление Таин» 630 : слово «возжигает веру», а Таинство «совершает и подтверждает», будучи знамением благодати, установленным для того, чтоб «употреблением его обещание евангельское подать и подтвердить» 631 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Значение ума в возникновении чувства страха Божия, как видно из вышесказанного, состоит в осознании страшной близости Бога к человеку и непосредственного участия Его в направлении и конечных судьбах человеческой личности и общественной жизни. Как зеркальная гладь воды в ясный день отражает в себе солнце и согревается солнечным теплом, так человеческое сердце, пронизываемое мыслями о Боге Вседержителе, Судии и Мздовоздаятеле, отражает свой ответ на них чувством смирения. За смирением следует сердечный страх Господень 628 , чистый, пребывающий вовек 629 . 2 Чувство страха Божия в первоначальном выражении представляет собой боязнь наказания от Бога в настоящей и загробной жизни 630 . Апостол Павел назвал эту форму богобоязненности рабским страхом 631 . Моисеев закон возбуждает именно этот страх позволением воздавать друг другу злом за зло и неумолимыми определениями смерти за нарушение заповедей закона 632 . Так как чувство страха Божия не только естественно, но и благодатно, то смягчение в человеке сердечной рабской боязни Бога по страху наказаний совершается Духом Святым. По мере опытов послушания и верности воле Божией Святой Дух дает человеку особое сердце, чтобы боялись Бога 633 , и рабский страх его претворяет в сыновний. Об этом апостол Павел говорит: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления». Святой Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии...«, и Им мы взываем: »Авва, Отче " 634 . Сын боится своего отца по любви к нему, страшится огорчить его. Подобным образом усыновленные Богу через Господа Спасителя во Святом Духе боятся оскорбить Божию любовь. Сыновний страх пред Богом – дар от Господа и поставляет на стезях любви 635 . В любви нет страха рабского, так как дал нам Бог духа не боязни 636 . Совершенная любовь изгоняет (рабский) страх, потому что в страхе (таком) есть мучение; боящийся не совершен в любви 637 . Случайные личные грехи немощи вызывают в любящем Бога печаль и страх, насыщенный любовью. Этот страх не имеет в себе ничего рабского, но выражает сильную боязнь человека разлучиться с любимым Господом по причине грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В безумии опять говорю то, что и прежде говорил: не был ли я послушником? Не имел ли игумена, эконома, духовного и плотского отца и братий по духу и по плоти? Между ними я пребывал, как в огне, привлекаемый туда и сюда, и борясь против двух противоположных жизней. Но избавиться сего не мог ничем иным, как только терпением и исповедью, и тем, что все грехи приписывал себе, что они мои; ибо ничто не может умирить смущенную душу, как терпение. А вы все такие же, как и были. Довольно сказанного. Вы искушаете меня, когда я вас поучаю, и пренебрегаете мною, как невеждою и незнающим того, чему вас поучаю; между тем как и малым детям ясно, что вы действуете по побуждению диавольскому и не смиряетесь под крепкую руку Божию, где отрада, покой и жизнь без попечения. Вы думаете, что исповедуетесь, но делаете это неискренне; это не исповедь, а словопрение и взаимное обличение, как на мирском судилище, к погибели душ ваших, к унижению моего сана и ко вреду всех слышащих. Думаю, что сказанное мною вас опечалило; и вижу, что скорбите; но я потому и беседую, что болезную о вас; притом в день суда Божия и ответ должен отдавать за каждого из вас. И так как написано: «се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6:2), то отъимем, братия, лукавство от душ наших, научимся добро творить, будем чисты пред Богом, освятившим нас, прежде нежели придет день Господень страшный и грозный, в который и за праздное слово отдадим ответ; ибо смерть так близка к нам, как тень наша, дабы нам получить жизнь вечную, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    См. Патрологию, том. 99, стр. 631.    Это место исправлено по Латинскому переводу. Поучение 86. На Воздвижение Креста. О том, что мы не должны ...    Братия и Отцы! Мы бываем в великой радости, когда настанет Владычний праздник, и весьма справедливо; ибо мы тогда просвещаемся, размышляя и рассматривая таинство его, как и теперь в Воздвижении Честного и Животворящего Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

«Возлюбленные, прибавляет Петр, 627 ожидая дня этого потщитесь явиться пред ним, неоскверненными и непорочными в мире, и долготерпение Господа нашего почитайте спасением как и возлюбленный брат наш Павел, но данной ему премудрости написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие писания». В этом должно видеть указание на послание Ап. Павла к Евреям, которое было им обнародовано в то же самое время. Апостол Павел о Новом и Старом Заветах Апостол Павел противопоставляет в нем Ветхий Завет Новому, объясняя, что Новый Завет превосходнее потому, что основателем его Сам Сын Божий, тогда как Ветхий установлен был ангелами, или посланниками Божиими. 628 Если же Ветхий Завет, основанный на первосвященстве человеческом, был обязателен, то тем обязательнее Новый, который Божественным Первосвященником своим имеет Самого Сына Божия. 629 Иисус несравненно превыше Моисея; тот был служителем Божиим, а Иисус Единородный Сын Божий. «А потому Иудеи и не должны упорствовать и предпочитать Моисея Иисусу Христу. 630 Новый Завет действительно есть тот окончательный покой, в который должен войти народ Израильский, потому что Завет этот соединяет его с Богом, в лице Божественного Первосвященника своего, примирившего нас с Богом. 631 Первосвященник этот не таков, как были первосвященники иудейские, избираемые из людей; но действительно может быть ходатаем пред Богом и есть совершение всех древних прообразовательных первосвященников. 632 Павел, стараясь доказать превосходство Нового Завета и священства его над Ветхим Заветом и над его священством, 633 выводить то же самое учение из событий ветхозаветных, которые были только прообразованиями событий Нового Завета, и доказывает, что древние праведники спасались одной только верой в грядущего Мессию 634 Этого-то Мессию имеют Евреи перед глазами своими, в лице Иисуса Христа, и к Нему-то должны они прилепляться, чтобы остаться верными ожиданиям отцов своих. 635 Послание свое оканчивает Павел, давая Евреям несколько нравственно-христианских советов. 636 Он объявляет им, что общий собрат их, Тимофей, на пути в Рим, и что в лице его он увидится с ними со всеми; 637 упоминает же про ученика этого для того, чтобы напомнить им как он некогда обрезал его в доказательство тому, что хотя и не соглашается подвергать обрезанию язычников, но не находит ничего предосудительного, когда обряд сей наблюдают Иудеи. Марк становится евангелистом, закончив свой труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Вопреки указанной неопределенности прав и обязанностей иудейских старейшин, вообще их обществевно- государственного положения, христианские пресвитеры по Св. Писанию имеют точныя и определенные свойства. Христианские пресвитеры получают пресвитерское звание не по каким-либо родовым преимуществам, наследственным правам, а, исключительно, через апостольское рукоположение. Дееписатель повествует, что св. Павел и Варнава проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере и (поучая), что многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие. Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и передали их Господу, в Которого уверовали 625 . Рукоположение апостольское, а не иное дает право быть пресвитером церкви. Христианские пресвитеры, получив свои права через апостольское рукоположение, были подчинены Апостолам, в особенности, Апостолу, их рукоположившему. Ап. Павел, например, призывает к себе пресвитеров, дает им наставление, как они должны поступать, чего должны оберегаться 626 . Из этого наставления ясно открывается, что христианские пресвитеры управляют не земным обществом, как старейшины иудейские, а Церковью Господа Бога 627 , что они хранители не юридических постановлений, а воли Божией 628 , что в своей деятельности они основываются не на внешнем законе, а на слове Божием 629 , что они совершенно чужды аристократизма, а должны поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать 630 . Пресвитерство, как видно, имеет связь не со старейшинством иудейским, а со служением апостольским, со служением, в котором наиболее полно и совершенно выразилось высочайшее духовно-нравственное начало. 3. Христианские пресвитеры имеют непосредственное отношение не к иудейским старейшинам, а к Апостолам и их преемникам-епископам. Ап. Петр 631 называет себя сопросвитером (συμπρεσβτερος) 632 и этим показывает, что пресвитеры, как и он, Апостол, имеют своей главнейшей, даже, единственной, обязанностью исполнение воли Божией, относительно спасения человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, – питайтесь одной христианской пищей, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие; но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Незнающий охотно принимает ее и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть. Глава VII. Берегитесь от еретиков Поэтому берегитесь таких людей. А это удастся вам, если не будете надмеваться и отдаляться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей. Кто внутри алтаря 630 , тот чист, а кто вне его, тот нечист, т. е., кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист совестью. Глава VIII. Против козней диавола укрепляйтесь кротостью, верой и любовью Не то, чтобы знал я что-нибудь подобное среди вас, но предостерегаю вас, мои возлюбленные, предвидя казни диавольские. Посему, стяжавши кротость, утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа. Никто из вас да не имеет ничего против ближнего своего. Не подавайте поводов язычникам, чтобы из-за немногих неразумных не было хулимо все благочестивое общество. Ибо «горе тому, чрез кого всуе в ком-нибудь имя Мое хулится» 631 Глава IX. Не слушайте отвергающих Христа, истинно родившегося, умершего и воскресшего Потому не слушайте, когда кто будет говорить вам не об Иисусе Христе, Который произошел из рода Давидова от Марии, истинно родился, ел и пил, истинно был осужден при Понтии Пилате, истинно был распят и умер, ввиду небесных, земных и преисподних, – Который истинно воскрес из мертвых, так как Его воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни. Глава X. Если Христос страдал не истинно, то я напрасно ношу узы А если иные, как некоторые безбожники, т. е., неверующие, говорят, что Он страдал только призрачно, – сами они призрак, – то зачем же я в узах? Зачем я пламенно желаю бороться со зверями? Зачем я напрасно умираю? Значит, я говорю ложь о Господе? Глава XI. Бегайте смертоносных произрастений еретиков

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

«Давай благочестивому, – советует книга Иисуса, сына Сирахова, – и не помогай грешнику. Делай добро смиренному и не давай нечестиво­му: запирай от него хлеб и не давай ему... ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. Давай доброму и не помогай грешнику» 628 . Но, несмотря на подобные ограничительные предписания, невозмож­но, сказали мы, с уверенностью утверждать, что долг милостыни не имел в Ветхом Завете всеобщего значения. Совесть верующего предстояла пе­ред лицом такой совершенной святости, чистоты и любви, что в верую­щем сердце находился живой источник правды высшей, сравнительно с правдой закона. Если Иосиф Обручник был назван «праведным» за то, что его правда была выше правды закона 629 , то в известном смысле это же можно сказать и о милостыне. В то время как лицемерие книжников и фа­рисеев делало из закона преграду добру и, в частности, извратило в корне учение о милостыне 630 , совесть истинно верующего видела за оградой за­кона бесконечный горизонт на пути служения к ближнему. И мы слышим в учении ветхозаветного мудреца не только указание на границу милосер­дия, но и призыв возвышаться над этими преградами. «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою... Господь воздаст тебе» 631 . Множество предписаний и советов подавать милостыню и вообще благотворить нуждающимся не содержит никаких указаний на ограничение лиц, которым должно благотворить 632 . Поэтому, думается, слово Христа Спасителя о помощи всякому нуждающемуся, с особенной ясностью высказанное в притче Господа о милосердном самарянине, не могло показаться слушателям призывом к нарушению закона. Таким образом, законные ограничения долга творить милостыню в отношении лиц, требующих помощи, не имели, видимо, абсолютного значения. Точно так же не имело такого значения и то наставление вет­хозаветной мудрости, по которому нужно было творить милостыню от избытка, но не до скудости: помогай человеку по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же 633 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

От соединения с благодатью происходит преображение тварного мира. Свт. Ириней Лионский учит: «Как дикая маслина, если не будет привита, остаётся бесплодною для владельца по своему дикому свойству и как бесплодное древо посекается и в огнь бросается: так и человек, пока не примет он чрез веру привития Духа, продолжает быть тем, чем был прежде; будучи плоть и кровь, он не может наследовать Царствия Божия» 629 . Св. Макарий Великий даёт такое сравнение: «Как тело без души мертво и ничего не может делать: так и душа, без небесной души, без Божественного Духа, мертва для Царствия, и без Духа Святаго не может совершить ничего угодного Богу» 630 . В другом месте он говорит: «Если душа не получит в сем мире духовного освящения посредством твердой веры и молитвы; если не соделается причастною Божественного естества и не приимет благодати, при содействии коей могла бы исполнять все заповеди свято и неукоризненно, то останется неспособною к Царствию Небесному» 631 . Благодать необходима на всех этапах жизни человека. Она «вживляет» его в Бога. В прощальной беседе с учениками Господь говорит: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). Из всего сказанного можно заключить, что благодать есть божественная сила, возрождающая, укрепляющая и совершенствующая человека. Она освящает человека и действует во внутреннем единстве с его духовной природой, совместно с естественными силами и способностями человека. Благодать не изменяет сущности человеческой природы, но преображает способ её существования. Спасение без благодати невозможно. Вопросы: 1. Почему после совершения Искупления каждый отдельный человек ещё не является спасенным? 2. Что такое освящение, чем оно отличается от магических ритуалов? 3. Как соотносятся благодать и божественная природа? 4. Что такое благодатные дары и плоды, как соотносятся эти понятия? 5. Является ли благодать исключительным достоянием Бога Духа Святого? Задание: Посредством доступной вам православной догматической литературы выясните итоги богословских споров свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

И ныне, Господи (Ты – Отец наш, мы же – брение, и все – дела рук Твоих), не прогневайся на нас сильно и не вовремя не воспомяни грехов наших, но призри, Господи, ибо мы все – народ Твой. Град Твой святой стал пуст, и слава Сиона сожжена, и все славные наши [люди] [Col. 1853] пали, и все это Ты потерпел, Господи, и смирил нас сильно, потому что мы не ходили по пути благому, но вослед грехов наших; но пощади, Господи, народ Твой и наследие Твое и избавь нас от руки врагов наших имени Твоего ради, чтобы знала вся земля, что Ты – Господь Бог наш, могучий в битве, и милости Твои из рода в род получает народ отчаявшийся. Но мы, грешные, о Владыка Человеколюбец, не знаем, о чем молимся, будучи землей и пеплом. Имеем же Утешителя [Ходатаем] за нас к Твоей благости – Пречистое Твое Слово, воплощенного и распятого за нас, Которого через утробу милости Твоей Ты послал воззвать Твое собственное создание. Сам Он, истребив бывшее о нас рукописание (ср. Кол. 2:14 ), стал умилостивлением за грехи наши ( 1Ин. 2:2 ). И Дух Твой Святой тоже предстательствует за нас не рабски, но богоприлично и человеколюбиво, заботясь о собственном творении Твоем. Помяни, Владыка, столь великую к нам благость и Крест Единородного Сына Твоего и ниспошли нам милости Твои и благодать и дар Духа Твоего Святого, чтобы благим Его пришествием руководить нас творить благоугодное Тебе и достигнуть вечной жизни. Посему мы, недостойные, Владыка, дерзаем просить ради вневременного Сына и Слова Твоего Отчего, Господа нашего Иисуса Христа, рекшего: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят ( Мф. 7:8 ). И еще: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него ( Лк. 11:13 ). Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. /Перевод, комментарии П. К. Доброцветова. Редакция перевода Д. Е. Афиногенова 199 Монофизитский патриарх Антиохии Афанасий I Гаммоло (погонщик верблюда) в 595–631 годах. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010