В аскетической традиции принято считать, что диета (diaita) 266 должна состоять из скром­ной, дешевой, легко приготовляемой пищи невысокого качества. Следует избегать дорогих яств, на приготовление которых уходит много времени. И на то есть основания: Пышность яств услаждает глотку, но питает недремлющего червя распущенности [страстей] 267 . Увлеченность редкими, роскошными блю­дами – не что иное, как маскировка блудной страсти, которая зачастую является ее началь­ной формой. Кроме того, такой рацион вре­ден для здоровья, что доказано современной диетологией. Также и  гостеприимство, которое на Ближ­нем Востоке считалось священным долгом (особенно среди монахов), не должно стано­виться поводом к злоупотреблению. В этой связи Евагрий весьма оригинально истолковы­вает слова Христа, обращенные к Марфе:... Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно 268 – как совет не увлекаться чрезмер­ными приготовлениями к трапезе 269 . Соответ­ственно, не следует слишком часто отлучаться из келлии для трапезы на стороне. Лучше отка­заться от встречи с братией, если такая встреча вместо духовного общения может дать повод к нескромному пиршеству 270 . Особенно важным Евагрий считает огра­ничение в питье, что можно счесть удивитель­ным, учитывая жаркий климат пустыни: Недостаток воды весьма способствует целомудрию. И пусть тебя в этом убедят триста израильтян, победивших вместе с Гедеоном Мадианитян 271 . Евагрий дает этот совет как средство про­тив блудной страсти 272 , связь которой с чрево­угодием мы уже не раз отмечали. Впрочем, он сам получил этот совет от одного из древних отцов. Строгий и равномерный пост, сопряженный с любовью, быстро приводит монаха в гавань бесстрастия 273 . Этой равномерности в пище Евагрий при­дает большое значение. Так, он обращается с увещанием к диаконисе Севере: Не говори: сегодня поем, а завтра не буду есть, – потому что не с благоразумием делаешь это. Ибо телу твоему будет нанесен вред и ты будешь страдать от боли в желудке 274 . То, что здесь имеется в виду под рав­номерной, сбалансированной, но вме­сте с тем «сухой» и строгой диетой, зави­сит сразу от нескольких факторов. Так, умеренное употребление жидкости было нормой для пустынников. В этом отно­шении Евагрий придерживался совета сво­его святого наставника – Макария Алек­сандрийского. Вероятно даже, что Евагрий постился излишне строго, так как после многих лет непрерывной аскезы, за три года до смерти, его постигло заболевание моче­вых путей (или почек), вследствие чего он вынужден был перейти на более щадя­щую диету 275 . Должно быть, уроженцу север­ных краев было нелегко свыкнуться с обыча­ями египетских феллахов 276 . Ученик Евагрия Палладий, северянин по происхождению, также повредил своему здоровью, подвиза­ясь в пустыне. Однако, несмотря на все это, Евагрий придает данному правилу большое значение:

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

«Сосредоточение на мысли нейтрализует её: вместо того, чтобы быть занятым самой мыслью, ум занят размышлениями о мысли, и это вытесняет её. Другими словами, можно заставить замолчать мысль посредством умственной деятельности другого рода. Евагрий часто даёт такие советы. В целом, говорит он своим читателям, сознательная и осознанная умственная деятельность является ключом к заглушению помыслов. Иногда Евагрий предлагает сосредоточиться на других мыслях, не имеющих этих негативных последствий. В одном отрывке, например, он наставляет своих читателей задуматься о своей собственной смерти, нечестии мира, страданиях тех, кто находится в аду, судном дне и будущих наградах праведников» 224 . Поскольку некоторые помыслы полностью несовместимы друг с другом, можно изгнать один другим. Молитва – это особый вид умственной деятельности, который рекомендует Евагрий как средство блокирования помыслов. Евагрий наставляет своих читателей непрестанно молиться 225 . Связанная с этим техника – это запоминание отрывков из Библии 226 . Евагрий написал целый трактат, в котором перечислял библейские стихи, используемые при нападках со стороны каждого из помыслов. Евагрий также рекомендует аскезу: голод, жажду, уменьшение времени сна 227 . Достижением Евагрия Понтийского было соединение эллинистического философского понимания страстей с отточенными приёмами, которым он научился у искусных практиков египетского монашеского движения. Результатом стала систематическая и педагогически ориентированная модель духовной жизни, в которой постоянное внимание к страстям было необходимым условием молитвы и правильного отношения к другим людям 228 . По определению Евагрия Понтийского , аскетическое делание (πρακτικ) очищает страстную часть души, хотя каждая из трёх частей имеет свои страсти 229 . «Все греховные страсти и пороки возбуждаются в душе дурными или нечистыми помыслами .., от которых и следует очистить ту или иную силу души для того, чтобы она исцелилась и вместо страстей приобрела соответствующие ей добродетели (Pract.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти иррациональные энергии требовали особой осторожности в управлении. Легко возбуждаемые, они с готовностью перехватывали контроль у ума. Евагрий описывает это, когда отмечает, что ум должен доминировать во всех разумных существах, но только у ангелов это осуществляется правильно. Люди обычно контролируются вожделеющей частью, а демоны полностью подчиняются яростной. На самом деле, однако, человеческая ситуация нестабильна, с цикличностью доминирования вожделеющей и яростной частей по мере того, как моменты ясного понимания уступают место навязчивым идеям 206 . Таким образом, Евагрий Понтийский различает три части в душе: разумную (ум), яростную и вожделеющую. Две последние части Евагрий Понтийский называл иррациональными, неразумными, они – «царство страстей», и они перехватывают контроль у ума. Страсти «привязывают» ум к чувственному миру. Система восьми помыслов Евагрия Понтийского Вторым инструментом Евагрия была система «восьми „родовых“ дурных помыслов (γενικτατοι λογισμο), которыми объемлются все остальные помыслы» 207 . Первые три помысла могут быть сопоставлены с вожделевающей частью души, следующие три – с яростной, а последние два – с рациональной, или интеллектуальной, частью. Их последовательность основана на наблюдаемых взаимосвязях между конкретными мыслями 208 . Евагрий Понтийский перечисляет их в порядке происхождения друг от друга: «прежде всего, низшую, вожделеющую часть души следует освободить от помысла чревоугодия (γαστριμαργα) и рождающихся от него помыслов блуда (πορνεα) и сребролюбия (φιλαργυρα); затем яростную – от помыслов печали (λπη), гнева (ργ) и уныния (κηδα); наконец, разумную – от помыслов тщеславия (κενοδοξα) и гордыни (περηφανα)» 209 . Восемь искушающих помыслов сами по себе не являются грехом: «Иметь такую мысль – не обязательно греховно. Поддаться мысли – вот что греховно» 210 . Евагрий говорит: «Грех для монаха – это [свободное] согласие [воля] мысли к запретным удовольствиям» 211 . В другой главе он говорит: «Будут ли все эти мысли беспокоить душу, не зависит от нас. Однако задерживаются они или нет, пробуждают наши страсти или нет – это зависит от нас» 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

родовых) духовных пороков, происходящих от внушения бесами. Эта система, основополагающая в духовной практике христианского Востока называется учением о восьми главных лукавых помыслах, или пороках. Благодаря опытному духовному ведению Отцы разработали эту систему так, что подвижник, предохраняясь и последовательно преодолевая (в смысле уменьшая его воздействие на дух и тело) каждый из этих пороков, достигает состояния так называемого бесстрастия и чистой молитвы. Попробуем кратко проследить, истоки возникновения восьмиричной схемы в ее историческом генезисе. 3.4.«Восемь» главных греховных помыслов: исторический генезис этой системы. Учение о «восьми» страстях, или пороках, приобрело большое значение в монашеско- аскетической литературе, примерно с конца IV века, и возникло в пределах этого столетия. Первый писатель, у которого встречается восьмеричная схема, был Евагрий Понтийский († ок. 399) 365 . У этого «философа в пустыни», содержится эта схема с более или менее сопровождающимися комментариями каждого из восьми пороков. Ранее Евагрия таковая схема (с твердой установкой именно восьми пороков) у христианских писателей не находится 366 . Но был ли Евагрий первым, кто учил о восьми главных помыслах? В начале ХХ века проф. Зарин считал, что Евагрий «был первый», кто кодифицировал, зафиксировал и раскрыл схему восьми пороков 367 . Но в настоящее время установлено, что Евагрий мог опираться на Оригена и те списки пороков, которые можно найти у последнего. 368 Именно у Оригена Евагрий позаимствовал и «символику борьбы с пороками как завоевания Ханаана под предводительством Иисуса Навина», который суть прообраз Христа. Ибо перед Израилем – народом Божиим предстало «семь народов, враждебных народу Израильскому», эти семь народов – суть семь пороков, предстоящих пред подвижником, после того как одолел он, с Божьей помощью, египтян. 369 Но с другой стороны, система Евагрия все-таки оригинальна, поэтому тезис Зарина и его современника Цёклера о том, что именно Евагрий первый кодифицировал восемь пороков остается в силе и в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

instit, lib. IX, с. 4; p. 355). Но этот же писатель в своих дальнейших рассуждениях о печали говорит, что в нас самих, в сердце, сокрыты семена и вещества пороков вообще и печали в частности (1. с. с. 5 и 6; р. 355–356); эти-то семена и служат внутренними причинами (intestinis motibus. И. Кассиан, Collat. V, с. 3; p. 611), приводящими в движение страсть печали. Под сими семенами разумеются страсти и страстные помыслы; ибо, по выражению преп. Нила Синайского , «печаль не может возобладать над бесстрастием» (De octo spirit, malitiae, с. 12; p. 1157 А.: παϑεας δ ο κατισχσει λπη). Главнейшими внутренними причинами порочной печали служат: а) любовь (γπη) к миру, – главный возбудитель этой страсти; все другие причины суть только видоизменения его. «Любящий мир ( γαπν τν κσμον) много будет печалиться» ( Нил Синайский , 1. с. р. 1157 В.). в) Пристрастие ( προσπϑεια); ибо демон печали ставит свою сеть там, куда подвижник склоняется своим пристрастием ( Евагрий Понтийский , Capit. practic. с. 10; р. 1224; И. Лествичник, Λγ. II; p. 656 С.). Налегающие на подвижника после отречения от видимого вещества великая нищета и скорбь ( μεγλη πτωχεα κα ϑλψις) благоприятствуют нападению демона печали ( авва Исаия , Λγ. 17, с. 9). с) Страстность и неудовлетворённость страстных желаний (στρησις τν πιϑυμιν, Евагрий Понтийский , Περ τν κτ λογισμν, с. 5; р. 1272) вследствие лишения любимого предмета (π τ στερσει το γαπωμνου, И. Лествичник, 1. с.). Евагрий Понтийский предлагает наглядное объяснение происхождения печали по причине неудовлетворённости желаний. Помыслы, приводя на память дом, родителей, прежний образ жизни, образуют или возбуждают в душе желание насладиться удовольствиями, какие могут доставить воспоминаемые предметы; но невозможность пользоваться ими при настоящем образе жизни повергает подвижника в печаль (Евагрий, 1. с. р. 1272; Нил Синайский , Ad Eulog. с. 3; р. 1141 D. συγγενεας μνμη). Поэтому чревобесный монах печалится о яствах, сребролюбивый – о деньгах и материальных убытках, гневливый – о невозможности отомстить обидчику, славолюбливый – о своём бесславии ( Нил Синайский , 1 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

150 В «Послании о вере» Евагрий уточняет смысл, в каком он применяет слово «бог» в отношении к людям: они суть «боги» по благодати. – 90. 151 В одном из посланий Евагрий как бы удостоверяет собственным духовным опытом это положение, высказывая свою радость по поводу преуспеяния инока Руфина и отмечая, что такое преуспеяние возможно лишь через осуществление заповеди братской любви ( Ин.13:35 ). Ибо тот, кто совершает преступление против любви, тот совершает грех против Христа, Который есть «наша Любовь » (см.: Evagrtos Ponmikos. Briefe aus der Wüste, S. 254–255). – 90. 152 В этой краткой сентенции Евагрий как бы резюмирует суть монашеского отречения от мира. Авва Фалассий выражает ту же мысль несколько иначе: «Тот любит безмолвие, кто не питает страсти к мирским вещам ( μ πσχων πρς τ το κσμου). И тот любит людей, кто не любит ничего из человеческого» (PG 91; 1433). Схожая мысль встречается и в «Главах о любви» преп. Максима Исповедника : «Монахом является тот, кто удалил ум свой от материальных вещей и пребывает в Боге через воздержание, любовь, псалмопение и молитву» (Творения преподобного Максима Исповедника , кн. 1, стр. 114). Характерно и образное сравнение у аввы Дорофея мира с кругом, а Бога с центром этого круга. Радиусы же, соединяющие окружность с центром, – пути жизни человеческой. Приближение к центру, т. е. уход или отречение от мира, соединяет людей друг с другом и с Богом, и, наоборот, удаление от центра разлучает людей друг с другом и с Богом. Согласно авве Дорофею , в стремлении к центру и состоит «природа любви» ( φσις τς γπης) (см.: Dorothee de Gaza. Oeuvres spirituelles. Ed. par L. Regnault, J. de Preville (Sources chrétiennes, 92). P., 1963, p. 286). – 90. 153 Эта глава развивает мысль предыдущей и одновременно оттеняет их первейшей заповедью Христовой – любовью ко всем людям без исключения, даже к врагам. Примечательно, что Евагрий называет «врагами» только «духов злобы», а не людей, враждебных нам («зримых врагов»). Последних Евагрий именует «благодетелями», поскольку обиды и оскорбления, наносимые ими, делают душу смиренной и избавляют её от гордыни и тщеславия (см.: Evagrios Pontikos. Briefe aus der Wüste, S. 265–266). – 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Евагрий Понтийский , ученик св. Григория Богослова , переносит его идеи на почву исихастской аскезы. «Став первым систематизатором аскезы, Евагрий отчетливо проводит идеи св. Григория. Путь духовного восхождения в аскетическом делании разделяется им на два большие этапа, Praxis и Theoria, деятельность и созерцание, очевидным образом соответствующие очищению и созерцанию у Назианзина; в широком смысле, главное содержание Praxis, покаяние и борьбу со страстями, можно рассматривать как очищение. …Прохождение этих этапов принимается в качестве необходимой предпосылки богословствования. Высшая стадия практики, Феория, соотносима с Боговидением, и Евагрий утверждает: «Кто не видел Бога, не может и богословствовать» (Гностические главы). В известнейшие основоположения исихастской аскезы вошло другое утверждение» 1294 : «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов» 1295 . «Евагрию принадлежит и термин «умная молитва», которую он понимал как «непрерывное общение разума с Богом " » 1296 . Развивая эти мысли, Евагрий Понтийский пишет: «2. Душа, очистившись полнотою заповедей, приуготовляет незыблемое положение ума, делая его способным воспринять искомое состояние; 3. Молитва есть беседа ума с Богом; 36. Молитва есть восхождение ума к Богу; 37. Если с пылом жаждешь молиться, отрекись от всего, чтобы наследовать все; 64. Тогда как прочие производят в душе помыслы, мысли и представления, пользуясь изменениями тела, Господь делает противоположное: Он входит в сам ум и влагает в него ведение о тех вещах, какие Ему угодны; посредством же ума Он унимает и невоздержанность тела» 1297 . «У Евагрия концепция совершенствования как гнозиса и молитвы, как «умного делания», была связана с его антропологией: человек, падший ум, призван вернуться в свое первоначальное состояние чистой умственной деятельности. Поэтому Евагрий сумел написать весь свой замечательный небольшой трактат о молитве, практически не упоминая о Христе, поскольку Он для него – лишь ум, равным которому человек призван стать. «Чистая молитва» монаха направлена не ко Христу. Тот, кто знаком с метафизикой Евагрия, не удивится, узнав, что Воплощению не отводится никакого места в его учении о духовной жизни, суть которого может быть обобщенно выражена в следующем высказывании: «Держи себя как невещественный перед Невещественным, и ты уразумеешь» 1298 . Монашеская молитва , по Евагрию, укладывается в рамки оригенистской эсхатологии; это «начало невещественного и единообразного знания» 1299 , которое составляет высшую цель тварных умов и будет даровано им во время их «апокатастасиса», возвращения в состояние первоначального единства» 1300 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Евагрианская практика «чистой» молитвы, понимаемой как стояние в присутствии Бога без вторжения мыслей или образов любого рода, возможно, оказала на традицию такое же влияние, как и учение о восьми мыслях и бесстрастии 243 . «Евагрий необычен тем, что он рекомендует практику аскезы не просто как средство покорения тела и освобождения разума, чтобы увидеть Бога, но, в частности, как средство заглушить помысел» 244 . Таким образом, наша мысль, вступая в контакт с вожделеющей или яростной частью души, активизирует деструктивное участие этих частей, рождая страсти. Евагрий Понтийский выстраивает систему основных общих помыслов, привязывая их к частям души, а также указывает на инструменты противодействия: развитие внутренней бдительности, анализ, традиционные аскетические дисциплины поста, бдения, молитвы и т. д. В целом, говорит он своим читателям, сознательная и осознанная умственная деятельность является ключом к заглушению помыслов. Список использованных источников и литературы 1 . Дунаев А.Г. Евагрий Понтийский /А.Г. Дунаев, А.Р. Фокин //Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия». Режим доступа: (дата обращения: 29.09.2020). 2 . Евагрий Понтийский . Творения. [Электронный ресурс]/ Сидоров А. –1994. – Режим доступа: maxima-library.org/year/b/51704?format=readhtml (дата обращения: 11.12.2020). 3 . Aijian J. Recovering the Conceptual Unity of Evagrius’ Acedia Acedia//Heythrop Journal. [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: http://www.academia.edu/38975178/Fleeing_ the Stadium Recovering the Conceptual Unity of Evagrius Acedia (дата обращения: 16.12.2020). 4 . Alciati R. The Ascetic Knowledge: The Importance of Sense-Perception in Ancient Christian Asceticism. [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: (дата обращения: 11.12.2020). 5 . Blossom S. A Disciplined Mind in an Orderly World//Mohr Siebeck. [Электронный ресурс]. Tubingen, 2016. 235–256 р. Режим доступа: (дата обращения: 03.01.2021). 6 . Dedon T. Spiritual Warfare and the Struggle for Apatheia: Evagrian Influences on Lorenzo Scupoli. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Lorenzo_Scupoli. (дата обращения: 01.01.2021). 7 . Dysinger L. An Exegetical Way of Seeing: Contemplation and Spiritual Guidance in Evagrius Ponticus//Studia Patristica. [Электронный ресурс]. Oxford, 2013. 31–50 р. Режим доступа: (дата обращения: 03.01.2021). 8 . Guillaumont А., Guillaumont С. Le texteveritable des «Gnostica» d’Evagre le Pontique//Revue de l’histoire des religions. [Электронный ресурс]. 1952. Vol. 142, no 2. P. 156–205. Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/23665941?seq=1. (дата обращения: 11.12.2020).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кассиан, 1. с. Евагрий Понтийский , 1. с.). 5) На случай продолжительной старости, старческих немощей и неспособности к труду (И. Кассиан, 1. с. р. 297 В.; Евагрий Понтийский , 1. с.; Нил Синайский , Ad Eulog. с. 3; р. 1141 D.: φιλαργυρα... πολυετας μντις. Его же Περ τν κτ τς κακας λογισμν, р. 1449 D.: сребролюбие предсказывает γρας μακρν). 6) Для подаяния нуждающимся и бедным вообще (Евагрий, Rer. monac ration, с. 4; p. 1256 А; Нил Синайский , Περ διαφρων πονηρν λογισμν, с. 22; р. 1225 А.); ибо, говорит любостяжательный монах, блаженне есть паче даяти, нежели приимати ( Деян 20:35 ), забывая о словах Спасителя, повелевающих ( Мф. 19:21 ) всё продать и раздать нищим (И. Кассиан, 1. с. с. 1 6; р. 306–307). Существом всех этих доводов открываются нам другие (кроме указанных) причины зарождения и развития сребролюбия среди иноков; оно происходит от недостатка веры (ξ πιστας) в промышление Божие ( Нил Синайский , р. 1449 ВС.; И. Лествичник, Λγ. 16; р. 924 D.: φιλαργυρα... πιστας ϑυγτηρ), надежды на Бога ( Нил Синайский , р. 1452 Α. – И. Дамаскин 1. с. с. 5; p. 81) и любви к Нему (Евагрий, Capit. pract. с. 7; р. 1224; И. Кассиан 1. с. с. 1; р. 292). В аскетике бл. Диадоха вопрос о причинах, в силу коих некоторые иноки заболевали любостяжением, не обсуждается с такой обстоятельностью, с какой он рассматривался вышепоименованными писателями; но в ней встречаются многие замечания, объясняющие условия, порождающие сребролюбивую страсть. Эти замечания кажутся нам достаточными для утверждения, что в вопросе о происхождении и природе этой болезни он держался той же теории, какая обстоятельно раскрыта была особенно св. Григорий Нисским . Если, по учению бл. Диадоха, несребролюбие состоит в сильном желании не иметь, то сребролюбием будет называться сильное желание обладать тем, что ошибочно считается благом. Все блага, к обладанию которыми стремится душа, бл. Диадох разделяет, как замечено было выше (Исследования. К сноске на истинные или будущие – небесные, и мнимые или настоящие, житейские.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Будучи вооружен против гнева, ты никогда не допустишь вожделения. Ведь это оно дает пищу гневу и замутняет духовное зрение, разрушая таким образом молитвенное состояние. Евагрий Понтийский О молитве, 27. Предстать в молитве пред Богом — значит оказаться в свете — тихом и полном значения, как взгляд ребенка. Тогда человек чувствует, что его оценивают, судят, и сам он судит себя — и осадок в его душе растворяется. Но можно ли молиться, можно ли избежать демона печали, если ты в гневе ранил брата своего? Если ты столкнешься с противоречащим тебе и разжигающим гнев и если в раздражении и гневе ты почувствуешь желание ответить тем же, вспомни о молитве и ожидающем тебя суде, и сразу же беспорядочное волнение успокоится в тебе. Евагрий Понтийский О молитве, 12. Речь идет не только о сохранении внешнего спокойствия — ибо чувство обиды хуже, чем взрыв гнева, — но о том, чтобы позволить Духу умиротворить душу. Дух Святой умиротворяет душу, гнев же вносит смуту в сердце. Ничто не противостоит так пришествию Духа в нас, как гнев. Иоанн Лествичник Лествица, 8–я ступень, (6 (18)). Я видел тех, кто казался спокойным… но под видимостью невозмутимости лелеял в себе обиду. Их я считаю более ничтожными, чем тех, кто не удерживает гнева. Их мрачный характер прогоняет Голубя [Святого Духа]. Иоанн Лествичник Лествица, 8–я ступень, 17 (20). Тогда человек достигает «кротости» сильных — будь то в пустыне или среди людей. Кроткий человек, живущий в мире, выше гневного и несдержанного монаха. Евагрий Понтийский Монашеское зерцало, 34. Однако речь вовсе не идет о том, чтобы разрушить наступательную энергию человека, лишить его мужественности, принудить ко все отрицающей отрешенности. Эта энергия может быть обращена во благо, когда мы трезво применяем ее против ненависти и глупости. Гнев более, нежели другие страсти, имеет обыкновение смущать и волновать душу. Но иногда именно он оказывается очень полезным для нее. В самом деле, когда мы трезво применяем его против заблуждений или глупости, для разоблачения и спасения, тогда мы добавляем душе благости, так как содействуем Божественному благу и справедливости. Более того, возгораясь гневом против зла, мы сообщаем мужество женственной части души… Итак, кто сдержанно использует гнев из ревности к правде, тот получит большее воздаяние, нежели никогда не волновавшийся гневом по лености души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010