В 1938–1939 гг. археологи раскопали в Танисе погребение фараона Шешенка, где нашли в полной сохранности его мумию с золотой маской на лице. Канал Езекии 32. После гибели Израиля Иудея осознала опасность, угрожающую ей со стороны Ассирии. Царь Езекия срочно стал укреплять городские стены и готовился к защите Иерусалима. Он позаботился также о постоянном водоснабжении города. Старый канал иевусеев, вероятно, к этому времени пришел в негодность. Библия сообщает (4 Цар. 20:20), что Езекия велел пробить в скале новый канал, по которому вода из источника поступала прямо в Иерусалим, где ее собирали в цистерну. Как это часто бывает, канал Езекии был обнаружен совершенно случайно. В 1800 году группа арабских мальчиков играла над прудом Силоэ. Один из них свалился в воду и, плывя к противоположному берегу, обнаружил в скале узкий проход. Это был канал в полкилометра длиной, который был проложен через известковую скалу к западной части города. Археологи исследовали канал и подтвердили, что это был, в самом деле, канал Езекии.  Пленение вавилонское  33. После разрушения Ниневии и гибели Ассирии Иудея попала под власть Ново-Вавилонского царства. Историческая картина падения Иудейского царства, описанная в четвертой книге Царств, во второй книге Паралипоменон и в книге пророка Иеремии, оказалась подтвержденной вавилонскими клинописными таблицами. Так, например, в вавилонских документах найдено подтверждение библейского рассказа об иудейском царе Иехонии, которого Навуходоносор угнал в плен в Вавилон. Библия свидетельствует, что когда на вавилонский престол вступил Евилмеродах, он выпустил Иехонию из тюрьмы и поселил в царском дворце, «… и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне; и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его» (4 Цар. 25:28–29). В 1933 году в вавилонском архиве были найдены записки управляющего дворцом о выдаче продовольствия различным резидентам, находящимся у царя на иждивении. В списке. числится царь Иудеи Иехония, пять его сыновей и восемь человек службы. Таким образом, археология еще раз доказала, что Библия права.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

В целом у первого Исайи Мессия предстает как грядущий во славе Царь, побеждающий всех врагов и производящий суд над народами. Мессия, по мысли Исайи, будет по духу и по крови потомком Давида и его отца Иессея, " отраслью и ветвью от корня Иессеева " : " И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится... Он будет судить бедных по правде... и духом уст Своих убьет нечестивого "/11, 1-4/. Сей Божественный помазанник не просто рассудит по справедливости всех иудеев, с их врагами и между собой, но Он установит наконец-таки в Израиле потерянное райское царство, где " волк будет жить вместе с ягненком... и теленок, и молодой лев ... будут вместе, и малое дитя будет водить их... не будут делать зла и вреда... ибо земля будет наполнена ведением Господа "/11, 6-9/. Тема суда не только над отдельными людьми, но и над народами постоянно встречается у пророков, и если более ранние пророки говорят о том, что все народы будут наказаны Ягвэ за свое язычество или нападение на Израиль, то со временем зазвучит другая мысль: все народы, даже врагов, Ягвэ приведет через Израиль к подлинному богопознанию. В то время, как Исайя прозрел грядущего в Израиле Царя-спасителя, реальные цари, сменявшие друг друга на троне, своим нечестием не давали никакого повода для подобных ожиданий. Единственным человеком, правление которого стало счастливым временем для Исайи (а пророк счастлив, когда видит, что люди слушают и верят Богу), стал Езекия, воцарившийся в Иудее на три десятка лет. История взаимоотношений царя и пророка сложная, ибо при дворе, как это обычно бывает, были и сторонники Исайи, и корыстолюбивые клеветники, но в итоге, особенно после того, как по молитве Исайи царь был спасен от смерти/см. 38 гл./, он признал пророка истинным рупором Божий. Езекия был ревнителем веры в Ягвэ, и не только боролся с язычеством, но даже разрушал многочисленные жертвенники в честь Ягвэ, видя в них также опасность разжижения памяти о Нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Времена судей Израилевых представляют целый ряд происшествий, в которых открывается и та же судьба. И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа … и Он предал их в руки врагов. Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым ( Суд.3:7,9 ). Здесь видно, между прочим, и то, каким образом достается иногда победа и нечтущим Бога. Она не им, собственно, дается, а отъемлется у сотворивших злое перед Господом и заслуживших наказание и упадает в руки народов, служащих орудием наказания до тех пор, пока вновь не будет возвращена принявшим наказание и исправление. Так, израильтяне идолопоклонствуют, и их разоряют мадианитяне. Но Гедеон, побуждаемый Ангелом, заменяет жертвенник Ваалов алтарем Истинного Бога, и вслед за тем с тремястами безоружных одним ночным военным кличем: «Меч Господа и Гедеона!» производит в стане мадианитян смятение и междоусобие, вследствие которого уже не нужно сражаться, а только преследовать и истреблять неприятельское войско (Суд. гл. 6–7). Кто не знает Давида и его пастушеской пращи, которая против Голиафа и филистимлян была победоноснее войска и военных орудий? Сила была не в праще и камне, но в имени Господа Саваофа, Бога, Которым вооружен был Давид ( 1Цар.17:45 ). Была и такая война, в которой главное сражение, решившее судьбу ее, дано было на словах, и в которой несправедливо нападающий враг был возвращен тою же дорогою, которою пришел ( 4Цар.19:33 ), без оружия и ратоборства со стороны потерпевшего нападение. Сеннахирим, царь Ассирийский, напал на Иудею; взял крепости и, не встретив своему войску препятствий, дошел даже до Иерусалима. Иудейский царь Езекия уже признал свое бессилие и умилостивлял победителя данью. Но Сеннахирим домогался совершенного порабощения иудеев и, чтобы низвести до последней степени упадок духа их, вздумал поколебать их надежду на Бога и для того словесно и письменно пустил в Иерусалим стрелы богохуления: Пусть не обманывает тебя Бог твой, на которого ты уповаешь ( 4Цар.19:10 ). Езекия понял, что война переносится с земли на Небо, и в храме перед Богом, развернув богохульное рукописание, молился и говорил: Открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить (Тебя), Бога Живаго! ( 4Цар.19:16 ). Бог ответствовал через пророка Исаию, что Сам будет охранять Иерусалим. И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч ( 4Цар.19:35 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvoslov...

Действительно человек, вооруженный непоколебимым упованием на Бога, заставляет Его весь мир изменить с его естественными законами. Мы уже видели тому пример, говоря о Езекии. По его желанию солнце повернуло свое течение на десять степеней назад: если верить Птолемею, то солнце во время равноденствия движется со скоростью триста шестьдесят пять тысяч двадцать три мили, из которых каждая степень требует часа времени для пробега; когда солнце на десять степеней воротилось назад, то есть на десять часов, то оно совершило отступление назад в три миллиона шестьсот пятьдесят две тысячи двести тридцать миль 3 652 230 миль.  Явление это чудно и удивительно, но оно, по воле Божией, совершилось мгновенно, солнце как бы кто дернул назад за привязанную к нему веревку. Упование на Бога у Езекии обнаружилось в силе своей в другой раз, когда Сеннахирим, царь Ассирийский, окружил многочисленным войском Иерусалим. Езекия, укрепляя город Давидов, более всего укреплял в народе упование на Бога, говоря: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним; потому что с нами более защиты, нежели с ним: с ним мышца плотская (человеческая сила), а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться в войсках наших против врагов»; и укрепил он народ свой надеждой на Бога, и открылась чудная помощь Божия: Господь послал Ангела, и он истребил всех и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского, и он со стыдом возвратился в землю свою (ср.: 2Пар 22,7–8,21 ; Ис з7,16–17,20–21). Седекия же, царь, не последовал примеру Езекии, хотя имел и больше войска, чем Езекия. Причиной погибели Седекии было упование на свое могущество, нежели на Божие.  2  То же самое погубило и иудейского царя Асу: тридцать шесть лет царствовал Аса благочестиво и был весьма любезен Богу, но после лишился милости Божией по той причине, что надежду свою возложил не на Бога, а на человеческие силы. Хотя даже дело Асы, по человеческому рассуждению, казалось не заслуживающим и малейшего наказания, ибо какое это преступление? Он послал Венададу, царю Сирийскому, серебро и золото, говоря: союз да будет между мною и тобою, как был между отцом моим и отцом твоим; вот, я посылаю тебе серебро и золото: пойди, расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтоб он отступил от меня; что же здесь несправедливого? Однако ж пророк Ананий сказал Асе: так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей: ...ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Епископ наложил на свою паству трехдневный пост. -Не убоимся наглого супостата, - сказал он, - но все упование возложим на Господа Бога. Христиане, заполнив храмы, слезно умоляли Спасителя и угодников Божиих избавить их от смертельной опасности. Накануне решительного штурма епископу явился Архистратиг Божий Михаил. -Смело выходите из города и атакуйте супостата! - сказал он. - Я буду с вами! Как только открылись городские ворота и воины-христиане выступили на врага, раздался страшный гром, засверкали ослепительные молнии; огненные стрелы в одну секунду поразили более шестисот воинов-язычников. Остаток войска обратился в паническое бегство. Христиане преследовали врагов, восвояси вернулись лишь жалкие остатки. Вот еще одно свидетельство. Это произошло во времена благочестивого царя Иудейского Езекии (II-й век до Рождества Христова). Ассирийский царь Сеннахерим вторгся в его владения и стал у стен Иерусалима. Положение было отчаянное; всем были известны дикие бесчеловечные нравы подступившего врага. Езекия обратился к Господу с молитвой: «Господи, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня. И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас из руки его (Сеннахерима), и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (4 Цар. 19, 15-16; 19). Вот что ответил Господь Своему верному рабу: «Не войдет он (Сеннахерим) в сей город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Цар. 19, 32-34). По повелению Господа Архангел Михаил вошел ночью в ассирийский стан и поразил сто восемьдесят пять тысяч (!) воинов. Сеннахерим, увидев случившееся, пришел в неописуемый ужас и стремительно бежал прочь. Архистратиг Божий Михаил может и ныне, как и много веков назад, прийти на помощь тем, кто его призывает. Богобоязненный царь Езекия молился один, а нас, православных христиан, тысячи и тысячи. Усердно, как и он, помолимся архистратигу Михаилу, чтобы он огненным мечем поразил не 185 тысяч бандеро-нацистских вояк, которые подняли гордые главы против России, а 285 тысяч. И как только это произойдет, сатанинский украинский режим сразу поймет, что с нами Бог, и не стоит идти против рожна.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/02/...

-З Ведь сказано: «Когда [он стал силен], вознеслось сердце его на погибель, и делал неправду о Б221 Господе, Боге своем, и вошел в церковь Господню покадить на жертвеннике кадильном. И вошел вслед за ним Захария архиерей и с ним иереев господних 80, говоря: – He твое, Озия, кадить Богу, но иереям, сынам Аароновым, освященным . Выйди же из святыни, так как отступил ты от Господа и не будет тебе это во славу от Господа, Бога Израилева. И, разгневался он на иерея, и кадильница в руке его, и явилась проказа на челе его пред иереями дома Господня. И отринули его оттуда. Да и сам он поспешил уйти, потому что обличил его Господь. И сидел прокаженный/102в в доме своем до смерти своей, потому что отлучен был от дома Господня» ( 2Пар. 26:16–21 ). При нем было там (земле)трясение великое, когда огромная скала, отколовшись, упала на равнину на 40 Глава 56 После Озии же царствовал Иоафам, сын его, и сделал правое перед Богом, и умер, процарствовав 16 лет (742–735). Глава 57 После Иофама же царствовал Ахаз, сын его, и сделал злое перед Богом, и умер, процарствовав 16 лет (735–715). Против него воевал Факей, царь Израильский (735–732), убивший в один день сильных мужей его 100 тысяч и женщин и детей пленивший 300 тысяч. Б222 Глава 58 После Ахаза царствовал Езекия, сын его (715–687), и сделал правое перед Богом, и умер, процарствовав 29 лет. При нем был Моисеев медный змей, и иудеи кадили ему в числе других мерзостей. И159 И уничтожил его Езекия ( 4Цар. 18:4 ), так же как и книги Соломоновы о притчах и песнях, в которых было написано о растениях и всех животных родословие,/102г как сказано было. В те времена Ромул и Рем царствовали в Риме и была известна Сивилла Эритрейская, то есть с Красного И ассирийский царь, захватил царство Израилево в Самарии и пленил десять его колен. Глава 59 И поднялся на Езекию преемник Салманассаров, и так как много похвалялся [против Господа] и против народа Его, был призван «Разрушающий советы племен [и советы князей], и Отметающий замыслы народов» ( Пс. 32:10 ), и «мудрецов Возвращающий вспять и совет их Высмеивающий» ( Ис. 44:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И они сказали ему: так говорит Езекия , – не царь, не гордящийся именем власти. День скорби и наказания и поругания день этот: скорби нашей, наказания Божия, поругания врагов. И делает уподобление женщине, мучащейся родами и страдающей вследствие того, что она дошла до родов, но не может родить и сказать: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего ( Ис. 26:18 ). Далее следует: может быть услышит Господь Бог твой слова Рабсака . Ибо мы не осмеливаемся назвать Господа всех, вследствие гнева которого мы столько терпим, нашим Господом, но называем твоим Господом. И в том мы полагаем надежду на отмщение, что живого Бога хулит почитатель мертвых идолов. И поносили словами, которые слышал Господь Бог тай . Итак вознеси нашу униженную молитву : не за весь народ, который уже погиб, но за остаток, который осаждается. И когда пришли слуги царя Езекии к Исаии : опять не назвал пророком, чтобы по-прежнему сохранить смирение. И предупредил их Исаия; ибо тем же духом, которым он знал будущее, слышал он и отсутствующего царя, и говорит, что они должны ответить господину своему, смирившись чрез эту уверенность в знании. Скажите , говорит, господину вашему , который служит вашим господином; ибо мой Господь так говорит: не бойся слов, которыми поносили не тебя, а Меня. Но Я не говорю всего того, что сделаю с царем ассирийским, чтобы не казаться хвастающимся Своею силою, [а только то], что дан будет ему дух, не Божий, а противный. И услыхав весть, он возвратится в землю свою, и падет в ней от меча, чтобы Езекия услыхал о двух вещах, одинаково желательных для него, – что он будет избавлен от осады и опасности и что враждебный и раздраженный царь умрет в своей земле. Если кто-либо спросит: почему в книге пророчества история, описанная в книгах Царей и Дней, кажется смешанною; тот пусть примет во внимание, что с историею соединено пророчество, как об освобождении города, так о погибели ассириян и возвращении солнца на десять часов и продлении времени на пятнадцать лет, что составляет и пророчество и историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Из ст. 17 можно видеть, что заклание агнца пасхального, согласно и первоначальному законоположению о Пасхе ( Исх.12:6 ), как и заклание всякой жертвы вообще, даже при святилище (( Лев.1:5 ); «Толковая Библия» т. I, с. 411) было делом самих собственников-приносителей, исключая случаи ритуальной их нечистоты, когда заклание совершали левиты. Вкушение всякой святыни, следовательно и пасхальной трапезы, в нечистоте ритуальной прямо запрещено было в законе ( Лев.15:31, 22:4 ; Чис.9:6 ). Неочистившиеся израильтяне (ст. 18), давно уже порвавшие связь с законным культом Иерусалимского храма, вкушая пасху в таком состоянии, оказывались нарушителями закона. Но Езекия в осознании того, что воссоединение их с храмом важнее подробностей ритуала, молится за них Иегове о прощении их не вполне сознательного греха; в этом случае благочестивый царь уподоблялся великому Моисею в его ходатайстве за согрешивший при Синае народ израильский ( Исх.32:30 ). В обоих случаях выдающиеся люди Ветхого Завета поднимались значительно выше среднего уровня религиозно-нравственного сознания, возвышались почти до высоты евангельских понятий. Соответственно с этим, в том и другом случае последовало благодатное прощение Богом грехов народа ( «простил» – стих 20; евр. «исцелил» – ирпа; греч. σατο, т.е. грех, как духовную болезнь; ср. ( Пс.40:5 )), а также отвратил наказание смертью и т.п.. 2Пар.30:23 .  И решило все собрание праздновать другие семь дней, и провели эти семь дней в веселии, 2Пар.30:24 .  потому что Езекия, царь Иудейский, выставил для собравшихся тысячу тельцов и десять тысяч мелкого скота, и вельможи выставили для собравшихся тысячу тельцов и десять тысяч мелкого скота; и священников освятилось уже много. 2Пар.30:25 .  И веселились все собравшиеся из Иудеи, и священники и левиты, и все собрание, пришедшее от Израиля, и пришельцы, пришедшие из земли Израильской и обитавшие в Иудее. 2Пар.30:26 .  И было веселие великое в Иерусалиме, потому что со дней Соломона, сына Давидова, царя Израилева, не бывало подобного сему в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как только лагерь разбит, главнокомандующий отправляет своих людей в город с предложением начать переговоры. Езекия не решается идти сам, но уполномочивает на них Элиакима, Шебну и царского советника Иоаха. Они встречаются с ассирийским командованием у северо-восточной стены города. Народ и иудейские воины высыпают на стены, чтобы наблюдать за переговорами. «Рабшак», военный министр Синахериба, замечает это и говорит громким голосом на еврейском языке так, чтобы все его слышали. Это тонкий расчет. Он знает, что простые горожане меньше других боятся завоевателей: мщение карательных походов в основном распространялось на знать и военачальников, да и в плен уводили прежде всего оружейников, мастеров, опытных строителей. «Передайте Езекии, — кричит рабшак, — так говорит великий царь Ассирийский: на что ты так твердо рассчитываешь? Неужели ты думаешь, что пустых слов достаточно, чтобы воевать, и не нужны ни мудрость, ни сила? На кого ты, собственно, уповаешь, что отложился от меня? Быть может, ты думаешь опереться на Египет, этот надломленный тростник, который вонзится в руку каждого, кто захочет опереться на него, и проколет ее? Таков и фараон, царь Египетский, для всех надеющихся на него. А если вы скажете мне: «На Ягве, Бога нашего, мы уповаем», то ведь Он — Тот самый, чьи жертвенники и высоты Езекия упразднил, сказавши Иуде и Иерусалиму: «Перед этим только алтарем поклоняйтесь в Иерусалиме». В ставке Синахериба хорошо знают о религиозной реформе — ассирийская разведка была тогда лучшей в мире. Поэтому рабшак старается воздействовать и на религиозные чувства иудеев, которые, как он слышал, без особого восторга встретили реформу. Знает ассириец и о том, что у Иерусалима мало защитников. «Побейся об заклад с господином моим, царем Ассирийским, — глумится рабшак над Езекией, — я дам тебе две тысячи коней; усадишь ли ты на них всадников? Как же тебе одолеть даже наместника, слугу господина моего? И все-таки ты уповаешь на Египет из-за колесниц и конницы! И притом разве без согласия Ягве я пришел на это место, чтобы разорить его? Сам Ягве сказал мне: «Пойди на страну и разори ее».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

– Но по удалении Сеннахерима из страны не было уже во внешних судьбах царства иудейского такого события, которое заставляло бы жителей Иерусалима «всякий день трепетать от ярости притеснителя, как бы он готов был истребить» (51:13), и сосредоточивало бы на себе все внимание жителей Иерусалима. Грозные суды Господа, кроме того, смирили надменность народа, какая была особенно во дни царя Озии (2 гл.); народ увидел также тщетность своих надежд на силу Египта; жители страны узнали, что «всякая плоть трава» и «народ трава» (40:6–8). Оставалось теперь внушить, что спасение заключается в уповании на Господа и укрепить веру в Него. Это было тем более необходимо, что царь ассирийский с надменностью называл обольщением то самое «спасение Божие», которое пророк Исаия призван был проповедовать. «Да не обольщает вас Езекия», возглашал Рабсак народу: говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей? Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей?» (36:18–20). И царь Езекия, подобно пр. Исаии, должен был утешать и укреплять дух народа: «будьте тверды и мужественны», увещевал он военачальников... ( 2Пар.32:7–8 ). «Не бойтесь и не страшитесь царя ассирийского, с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам». Следовало в ответ на надменную речь царя ассирийского показать народу, что сила Господа, сотворившего небо и землю, не может быть сравниваема с силою народов (40:21–31; 41:1 и др.): ибо «всякая плоть трава, и вся красота ее, как цвет полевой» (40:6); что «сын человеческий умирает» (51:12), что идолы народов «ветер и пустота» (41:29). Только уверовав в силу и всемогущество Господа, увидев ничтожность князей и народов с их идолами, «робкие душой» могли обратиться. Уверовав в Господа, они не будут уже трепетать пред мыслью о плене, необходимом для нравственного обращения народа: так как Израиль, избранный «раб Господа», и в самом унижении от народов «не останется в стыде».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010