Так, с точки зрения веры, решение принятое Ахазом было губительным для Иудеи. Без веры нет и Божьего народа. А если нет Божьего народа, то нет смысла и в существовании внешних атрибутов – царя и царства. Дж. Алек Мотьер так обрисовал тяжесть сложившейся ситуации: «Проявив неверие, Ахаз превратил себя и всех будущих потомков престола Давидова в марионеточных царей, подвластных сначала Ассирии, а потом Вавилону, а падение Иерусалима в 586 г. до н.э. окончательно уничтожило царство и монархию так, что (с христианской точки зрения), ко времени рождения Эммануила, потомок царского рода Давидова оказался никому не известным плотником из Назарета ( Мф.1:16 )! Так Исайя предвосхитил развитие истории на много веков вперед, потому что рожденный Эммануил унаследовал лишь память о былом царстве и давно несуществующую корону, и все из-за одной ошибки Ахаза». 45 36 глава Исайи рассказывает о том, как царь Ассирии Сеннахирим захватил вес укрепленные города Иудеи и направлялся теперь к Иерусалиму. Царь послал нолевого командира, чтобы сначала сломить Иерусалим на поле пропагандистской борьбы. Обратите внимание, в каком месте начинается эта словесная битва: «на дороге к полю Белилыцика – там, где начинается водоток Верхнего пруда» ( Ис. 36:2 )! Теперь царь Иерусалима – сын Ахаза, Езекия. Какой выбор был у Езекии на этот раз? Он мог капитулировать, но это маловероятно. Он мог сразиться с ассирийцами в одиночку, но это было бы нецелесообразно; он уже потерял все сельскохозяйственные территории. Он мог бы найти союзников и вместе с ними выступить против Ассирии. Можно было создать коалицию с Египтом на юге. Кстати, он так и поступил. Взгляните на слова ассирийского командира: «Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него» (36:6; см. 37:9). Яблоко от яблони. Езекия поступил как Ахаз. И тот и другой столкнулись с духовным кризисом, проявившемся в принятии политического/военного решения. Обратился ли Ахаз за помощью к Господу? Нет! А Езекия? Вот, что говорит текст:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

В 715 году на престол вступил сын Ахаза Езекия. Благочестивый царь приблизил к себе Исайю и часто пользовался его советами. Пророк вдохновил его на реформу культа, которая очистила храмовое богослужение от пережитков язычества (4 Цар 18,1-8). После смерти ассирийского царя Саргона (705) подчиненные ему цари стали вновь готовиться к войне против империи. В этом был заинтересован и Египет, вторая великая держава, соперник Ассирии. Езекия, невзирая на протесты пр. Исайи, включился в эту опасную игру. При его дворе приобрел большое влияние князь Шевна, который толкал царя на войну, уверяя его, что объединенная коалиция с помощью Египта одолеет Ассирию, тем более, что против нее начал военные действия царь Вавилона Мардук-аплуиддин (библ. Мердеах Баладан). В конце концов Езекия согласился возглавить борьбу, собрав под свои знамена царства и княжества Сирии-Палестины. Пророк Исайя тщетно протестовал — к его советам больше не прислушивались. В те дни он писал: Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, Заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху… Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают! (30,1; 31,1) Задачи религиозной реформы были подменены задачами военно-политической борьбы. Тем временем новый царь Ассирии Синахериб (библ. Сеннахирим) готовился к ответному удару. Он осуществил карательную экспедицию в Вавилон и двинулся на запад. В 701 году он оккупировал Иудею и осадил Иерусалим. В анналах ассирийского царя мы читаем: «Езекию, иудея, который не склонился под мое ярмо, — 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200 150 человек от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей и мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер» (ХДВ. 80, 1,214).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Всю эту речь Рабсак намеренно произносит очень громко на разговорном языке Иудеев того времени, чтобы все слова его слышали воины и граждане, стоящие на стенах. Когда же посланные от Езекии просят его говорить по-Арамейски 105 , а не по-Иудейски, чтобы люди, стоящие на стене не понимали слов переговаривающихся, то Рабсак с весьма большою дерзостью и презрением к обычаям всяких переговоров, ведущихся между государствами, -обращается к народу с речью, прямо старающеюся возмутить народ против Езекии, пользуясь притом невольным указанием, которое ему дают посланные Езекии, прося его говорить по Арамейски. – Он говорит Елиакиму, что он послан не только к Езекии, но и ко всему народу: „И встал Рабсак и возгласил громким голосом по-Иудейски, и сказал: слушайте слова царя Ассирийского. Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия… и пусть не обнадеживает вас Господом (Иеговой), говоря: спасет нас Господь и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского. Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей и пусть каждый пьет воду из своего колодезя...пока я не прийду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля.... ....Спасли ли боги народов, каждый свою землю от руки царя Ассирийского.... неужели Иегова спасет Иерусалим от руки моей? И молчал народ.... потому что было приказание царя: не отвечайте ему“ 106 . Замечательно, что Рабсак не смеет скрыть того, что подчинение царю Ассирийскому все-таки окончится переселением всех жителей на дальний восток. За тем Рабсак, блуждающий во тьме язычества, перечисляя покорение других народов, излагает взгляд Ассириян, – очень известный нам по их надписям, – на это покорение, а именно, что в основании силы Ассириян лежит победа их богов и преимущественно Ассура над богами других стран, и поэтому он осмеливается указывать, что если другие боги не спасли других народов, то и Иегова не спасет Иерусалима. Мы видим еще, что Езекия имел осторожность предупредить народ, находящийся на стенах, чтобы он молчал и не отвечал ничего. Послы же Езекии, слыша хулы Рабсака прекратили всякие переговоры и разорвав в знак скорби одежды свои, пошли доложить Езекии о словах Рабсака. 4Цар. 19:1 ; „Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем и пошел в дом Господень “.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Израильские ученые расшифровали надписи VIII века до нашей эры, где упоминается Библейский царь Езекия Иерусалим, 30 декабря 2022 г. Обнаруженная в Иерусалиме каменная табличка с надписью, где упомянуты деяния Библейского царя Езекии. Фото: Эли Шукрон      Израильский профессор древней истории заявил, что недавняя расшифровка надписей, где перечисляются достижения праведного Езекии, 13-го царя Иудеи из династии дома Давида (годы правления: 715-687/686 до н.э.), который упоминается в Библии (4-я книга Царств, главы 18-20; 2-я книга Паралипоменон, главы 29-32), является «одним из важнейших археологических открытий в Израиле за всю историю», сообщает “CBN News”. На расшифровку надписей у двух ученых ушло более 10 лет после того, как они начали исследовать каменную табличку, обнаруженную во время раскопок в Национальном парке «Город Давида» в Израиле в 2007 году. Профессор Гершон Галиль из Института библейских исследований и древней истории Хайфского университета и Эли Шукрон из Исследовательского института Библии и древней истории обнаружили, что надписи VIII века до нашей эры на фрагменте камня размером с ладонь включают не только имя царя Езекии, но и список его деяний за первые 17 лет правления. К ним относятся его поручение сделать купальню в Силоаме и высечь туннель, чтобы обеспечить доступ к водам источника Гихон. Считается, что это действие помогло спасти город, когда ассирийский царь Сеннахирим (годы правления: ок. 705/704-681 до н.э.) попытался его захватить, как описано в Библии. «Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды [и да не укрепятся]» (2 Пар. 32:2-4). В стремлении опередить Сеннахирима две бригады иудейских рабочих прорыли Силоамский туннель с обоих концов и встретились через два года в центре.

http://pravoslavie.ru/150267.html

Но на Иудею дерзает напасть ассирийский царь Сеннахирим, жесточайший и могущественнейший правитель. Езекия попытался откупиться от него, но задачей Сеннахирима было полное уничтожение Иудеи и всего еврейского народа. Захватив почти все города страны, он осадил Иерусалим. Придворные его, главой которых был еврей – отступник Рабсак, стали у стен Иерусалима, и Рабсак громко закричал по-иудейски: – Слушайте, что говорит вам царь ассирийский! Вам не на кого опираться! Египет не поможет вам! Да и на Господа зря вы надеетесь. Кто из богов земель этих спас их от моих рук? Так неужели Господь спасет вас от рук моих? Народ молчал и не отвечал ни слова. А люди Езекии пришли к нему в разорванных от горя одеждах и пересказали ему все хулы царя Ассирии. Тогда Езекия послал просить молитв у пророка Исаии, на что тот ответил: – Так говорит Господь: не бойся слов, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского. Вот Я пошлю на него дух, и он услышит весть и возвратится в землю свою. И там Я поражу его мечом. Ассирийский царь вынужден был на некоторое время отойти, чтобы сразиться с фараоном, и прислал письмо царю Езекии, в котором вновь хулил Творца. В великом горе Езекия пришел в Храм и, развернув перед святилищем письмо Сеннахирима, молил Бога о помощи. Не успел он прийти из Храма, как его встретили посланники Исаии, который передал слово Господа: – О чем молился ты Мне против Сеннахирима, Я услышал. Вот слово Господа о нем: Кого ты порицал и поносил? И на Кого возвысил голос и поднял высоко глаза твои? На Святого Израилева. Ты хвалился тем, что разрушил великие города и сделал народы маломощными. И возгордился, хотя и знал, что Я заранее предопределил совершиться этому. Сядешь ли ты, выйдешь, войдешь ли – Я все знаю, знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надменность твоя дошла до Моих ушей, Я вложу тебе в нос Мое кольцо и в рот Мои удила и верну тебя в свою землю. Ибо из Иерусалима выйдет остаток и спасенное из горы Сиона (речь шла тогда об апостолах, ради которых был спасен город – прим. авт.). Ревность Господа Саваофа сделает это! Я буду охранять город этот и спасу его ради Себя и ради Давида, раба Моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

4 . Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых. „У Меня отмщение и воздаяние“, глаголет Господь ( Втор. 32:35 ). И в учении Нового Завета Апостол Павел провозглашал: „Бог поругаем не бывает“ ( Гал. 6:7 ). Езекией руководит чувство „возревнования по Господе“ 1224 . Он сам бессилен, но Господь всемогущ, – Он услышит хулы и – „Его будет отмщение и воздаяние“. Вот что он посылает сказать Исаии, прося его молитвы. В первой части стиха останавливает наше внимание имя Бога живого, выражение, редко встречающееся в книгах Ветхого завета 1225 . Здесь оно употреблено не только как перифраз имени Единого „вечно живущего“ т. е. Иеговы, но еще как прямое противоположение богам мертвым, несуществующим, на которых указывал Рабсак. Во второй части стиха Езекия употребляет выражение: „вознеси молитву твою“. Кей (Isaiah in loco) полагает, что, по всей вероятности, в этом выражении отражается воспоминание о воздеянии рук Моисея во время битвы с Амаликитянами 1226 . Езекия испрашивает у Исаии неослабленной, настойчивой, упорной молитвы, подобной молитве Моисея, о тех, которые еще в живых и могут бороться во славу Иеговы против хулителя. Повидимому, Езекия просит молитв пророка не за одних Иерусалимлян, а за всех оставшихся в живых, не только в Палестине, но и уведенных в плен, памятуя пророчество главы XI, „Господь.... возвратит Себе остаток народа Своего....“ (и см. далее до ст. 16). Исаии открывается Господом, что царь Ассирийский возвратится в землю свою, и ему приказано успокоить Езекию. 5 . И пришли слуги царя Езекии к Исаии. 6 . И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. 7 . Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечем в земле его. Это первый ответ Исаии Езекии; второй более ясный ответ дается царю ниже ст. 21 – 35, в ответ на молитву царя во храме. В первом читаемом нами пророчестве, во-первых, Езекии посылается успокоение души его; он трепещет, слыша хулы, но пророк именем Господним говорит, что „нападение извне“ не поставится ему в грех . Во-вторых, ему объявляется, чтобы он не боялся и силы царя Ассирийского, ибо Господь „пошлет в него дух“. У Исаии в пророчестве о Египте ( Ис. 19:14 ), мы видели, что Господь посылает на присужденного к гибели „дух опьянения“, или как в 3Цар. 22:22–23 на Ахава „дух заблуждения“ 1227 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  В своем сопротивлении Шебне Исайя был не один: даже среди знатных людей Иерусалима образовалась группа сторонников пророка. Ее возглавлял Элиаким-бен-Хелкия, о котором пророк открыто говорил, что он, а не Шебна, должен быть правителем дворца, владетелем «ключа Давидова». Исайя разоблачал перед всеми честолюбивые планы Шебны. Этот сановник использовал свое положение для того, чтобы постепенно превратиться во всесильного временщика, правящего от имени царя. Он даже приказал высечь себе гробницу близ царских усыпальниц в доказательство своего всесилия при дворе [ 2 ]. Шебна, стремясь искупить первую неудачу, всячески внушал Езекии мысль о необходимости военного союза против Ассирии. Но решающим оказалось давление соседних царей. Послы прибывали в Иерусалим непрерывно: от Тира, от филистимлян, от аммонитян. Казалось, поднимается все побережье. Египет, как всегда, слал письма с обещанием помощи. Езекии предлагали возглавить союз. Перед всем этим Иудейский царь не смог устоять. Шебна торжествовал. Были, отправлены послы к фараону Шабако. Города один за другим отказывались выплачивать Ниневии дань. Один лишь Пади, царь филистимского города Экрона, наученный горьким опытом, отказался принять участие в коалиции. Но сами же экронцы, восстав, арестовали Пади и под конвоем отвели в Иерусалим к Езекии. Это был открытый вызов Синахерибу: его верный вассал низложен, закован в цепи и брошен в темницу мятежниками. Езекия в это время, вероятно, уже прекратил высылку дани и знал, что корабли сожжены. Все надежды были теперь на единство союзников и помощь фараона. Исайя был отстранен, его советов не спрашивали. Он заперся в доме со своими учениками и не показывался в общественных местах. Пророк был охвачен горем и гневом. Второй раз дело реформы гибло на глазах; Езекия вступил на путь, свидетельствующий о неверии в помощь Ягве. Во времена Ахаза Исайя осуждал договор с Ассирией, но теперь он оказался противником тех, кто замышлял с ней войну. Помазанник Господень Езекия променял слово пророка на посулы фараона и на советы преступных «князей». Через своих учеников Исайя распространял по городу грозные пророчества, направленные против коалиции: Горе непокорным сынам, говорит Ягве, Которые совещаются, но без Меня, заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху. Не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силой фараона и укрыться под тенью Египта… Надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, И на всадников, потому что они сильны, А на Святого Израилева не взирают и к Ягве не прибегают. Все они будут посрамлены… Ибо так говорит Владыка Ягве, Святой Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы. В тишине и уповании крепость ваша, но вы не захотели. Ис 30, 1-2, 15; 31, 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Благочестивый царь в глубокой скорби своей чувствует, что настала минута в жизни его и царства, когда разум, данный Богом человеку оказывается недостаточным для борьбы с бедствием; но кроме того уши его слышали хулы, произносимые врагом человечества посредством уст Рабсака против Владыки, Творца, Бога завета. Ассириянин осмелился приравнивать Его, „Вечно живущего“ к языческим богам. Сердце Езекии разрывается от горя и бессилия своего, и он несет печаль свою пред Господа, в руках Которого вся судьба и людей, и царств и радость или скорбь сердца человеческого. Верным своим Господь подает утешение и силу во время скорби, и они не изнемогают под бременем печали; а те, которые не умеют или не хотят воззвать к Богу, предоставляются Им собственным своим ничтожным человеческим силам 107 . „День скорби, день наказания настал“, говорит Езекия ( 4Цар. 19:3 ). Он очень хорошо понимает, что человеческими средствами нельзя спасти город: узнав, что Иерусалим не отворяет ворота его посланным, Сеннахерим конечно пошлет большой отряд войск для взятия его, который мог прибыть к городу через несколько дней от Лахиса, и взять город приступом, чтобы пред решительным сражением с Египтянами не оставить в тылу своей армии враждебной ему крепости. В эти минуты великого искушения Езекия посылает лиц, говоривших с Рабсаком, и священников к пророку Исаии. Святой старец 108 в это время находится в Иерусалиме. К нему приходят во вретищах посланные от царя, передают ему горе царя и прибавляют следующие слова, раскрывающие бездну скорби богобоязненных душ, слышавших хулу на святейшее имя 109 : „Так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить 110 . Может быть услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых“. Сами они отомстить не могут, и это составляет сильнейшее горе их.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И не называет имени страны, потому что он не мог найти землю одинаковую с землею обетованною, но обещает подобную. Ибо каждый привязывается к тому [месту], в котором родился. Некоторые думают, что он обещает им землю индийскую, которая была подобна земле иудейкой как по положению, так и по произведениям. К этому он присовокупляет: Ст. 19 и след. Где бог Емафа и Арфада? Где бог Сефарваима? Избавили ли они Самарию от руки моей? Кто из всех богов земель этих спас землю свою от руки моей, чтобы, Господь мог спасти Иерусалим от руки моей? Но они молчали и не отвечали ему ни слова. Ибо царь приказал им говоря: не отвечайте ему. Это показывает, что Самария служила всем этим богам и что поэтому она была взята. Если же, говорит, не смотря на защиту стольких богов, мы легко покорили десять колен; то во сколько легче мы победим вас или, лучше, один только Иерусалим, охраняемый одним Богом? И весь народ молчал и ничего не отвечал ему, потому что получили приказание от царя не отвечать ему. По истине праведен был Езекия, во всем поступавший с верою и благоразумием. Он приказал не отвечать богохульствующему ассириянину потому, чтобы не вызвать его на большее богохульство. Поэтому написано: не возгнещай углия грешнику ( Сир. 8:13 ); и в псалме читаем: внегда востати грешному предо мною, онемех и смирихся, и умолчах от благ ( Пс. 38:2–3 ), и еще: положи,Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия ( Пс. 140:3–4 ). Глава XXXVII. Ст. 1 и след. И пришел Елиаким, сын Хелкиин, начальник дома, и Совна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии, в разодранных одеждах, и передали ему слова Рабсака 44 . И было, когда услышал царь Езекия, он разодрал одежды свои и покрылся вретищем и пошел в дом Божий. И послал Елиакима, начальника дома, и Совну писца и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии, сыну Амоса, пророка, и они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и поругания день этот, ибо дети дошли до родов, а нет силы родить [или у рождающей].

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили, да и дети и дети детей до сего дня поступают также, как поступали отцы их. Они служили одновременно и Богу и своим богам, которых они поставили в этом месте». После смерти Ахаза воцаряется Езекия, царь Иудейский. «Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме… И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» ( 4Цар. 18:2–4 ). «На Господа Бога уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города» ( 4Цар. 18:5–7 ). «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их» ( 4Цар. 18:13 ). Езекия обращается за помощью к Исаие пророку и по молитве Исаии, Господь услышал и царь Ассирийский отступил от Иуды. Пророк Исаия в данном случае является обличителем Езекии. И он сказал, что придет время, когда Вавилоняне обратятся из союзников Иудеи в ее врагов и будут хищнически завоевывать Иудею. В 20-й главе говорится о том чуде, которое произошло с Езекией. Езекия просил знамения и по молитве пророка, тень на солнечных часах возвратилась обратно на 10 ступеней. Чудесность этого события несомненна. Если открыть книгу пророка Исаии глава 32, стих 8, то там говорится: «Передвину не только тень, но и солнце». Каким образом произошло это событие? До сих пор нет рационального объяснения. Мы говорили о чуде, которое было при Иисусе Навине («стой, солнце и луна!»), но тому чуду мы могли найти объяснение, показать, как это реально могло произойти. Здесь же именно видна подлинная власть Бога над силами природы, Господь в силах показать, что он владыка и неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010