7 . Вот Я вложу в него дух 529 , и, услышав весть, он возвратится в страну свою и падет от меча в земле своей. 8 . И возвратился Рапсак, и нашел царя Ассирийского при осаде Ловны, и услышал, что 530 царь Ассирийский ушел от Лахиса. 9 . И вышел Фарака, царь Ефиопский, воевать с ним; и, услышав о сем, возвратился 531 и послал послов к Езекии сказать: 10 . Так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обольщает тебя Бог твой, на которого ты надеешься, говоря: не будет предан Иерусалим в руки царя Ассирийского. 11 . Или ты не слышал, что сделали цари Ассирийские, как они погубили всю землю? И ты ли избавишься? 12 . Боги языческие избавили ли тех, которых погубили отцы мои: Гозан, и Харран, и Расем, которые находятся в стране Феемафи? 13 . Где цари Емафа и где Арфафа и где 532 города Епфаруема, Анагугана 533 ? 14 . И взял Езекия письмо от послов, и прочел его, и вошел в храм Господень, и развернул его пред Господом. 16 . И помолился Езекия Господу так: 16 . Господи Саваоф, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты Бог – один царь 534 всех царств вселенной, Ты сотворил небо и землю. 17 . Приклони, Господи, ухо Твое, услышь, Господи; открой, Господи, очи Твои, воззри, Господи, и усмотри, и услышь 535 все слова Сеннахирима, которые он послал для поношения Бога живого! 18 . Истинно, Господи, опустошили цари Ассирийские всю землю и страны 536 их. 19 . И побросали идолов их в огонь, ибо это не были боги, но дела рук человеческих, – деревья и камни, – и истребили их. 20 . Ныне же, Господи Боже наш, спаси нас от руки их, да знают все царства земли, что Ты (Господь) 537 Бог един. 21 . И послан был Исаия, сын Амосов, к Езекии и сказал ему: так говорит Господь Бог Израилев: слышал Я, о чем ты молился Мне о 538 Сеннахириме, царе Ассирийском. 22 . Вот слово, которое Бог изрек о нем: похулил тебя и поругался над тобою, девица, дочь Сиона, покивал головою на тебя, дочь Иерусалима. 23 . Кого ты укорял и разгневал? И на Кого возвысил голос свой? И не поднял на высоту глаз твоих к Святому Израилеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

LI. Благочестивое царствование Езекии Когда Израиль сделался жертвой своих беззаконий, в Иуде восстал Царь, подобный Давиду, по следам коего ходил пред Господом, во все дни своей жизни, так что ни прежде сего, ни после, не восставало Царя в Иерусалиме, равного ему благочестием: – это был сын преступного Ахаза, Езекия, двадцать девять лет царствовавший в святом граде. В первый месяц своего правления открыл он двери храма, заключенные отцом его, и созвав священников и Левитов, сказал им: «послушайте меня, Левиты, очиститесь и очистите дом Бога отцов наших, извергните всю нечистоту из святилища; ибо отцы наши отступили от Бога нашего и отвратили лицо от Его скинии, заключили врата, угасили светильники, не курили более фимиама на алтаре Его и не приносили Ему всесожжений. Посему разгневался Бог Израилев на Иуду и Иерусалим, и предал их врагам на поругание и погибель, и вот отцы наши были поражены мечем, а дети наши и жены отведены в плен, где и теперь находятся. И так, вы имейте в сердце своем желание исполнить завет с Господом, чтобы Он отвратил от нас гнев свой, ибо вас избрал Бог для своего служения.» Священники и Левиты исполнили волю Цареву, прежде очистились сами, потом очистили двор храма от всех мерзостей языческих, и внутренность его, алтари и сосуды, в течении восьми дней. Тогда Езекия велел им принести в жертву, по семи тельцов, овнов, агнцев и козлов, за грехи народа и за царство, за Иерусалим и за весь Израиль. Священники возложили руки на козлов, обреченных за грехи людей, и пролили кровь их пред алтарем, молясь о всем Израиле, ибо за грехи всего народа приносил всесожжение благочестивый Царь. По заповеди Давида и Пророков, Гада и Нафана, опять вострубили трубами священники; и Левиты заиграли на орудиях мусикийских, воспевая хвалебные гимны, и, как недоставало жрецов для принесения многочисленных жертв, Левиты помогали им. По окончании всесожжения, преклонился Царь, со всем народом, пред Богом отцов своих, и возвеселился духовной радостью, о исполнении священного долга.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Господь сказал мне: пойди на землю ту и разори ее . И это служит доказательством: конечно, я не мог прийти сюда без воли Господа; а так как я пришел и взял многие города и [только] часть Иерусалима остается неприкосновенною: то очевидно, что я пришел по Его воле. В некотором толковании я читал, что этот же самый Сеннахирим взял Самарию: но это вполне ложно. Ибо священная история повествует, что в первый раз Фул, царь ассирийский, при царе израильском Менаиме, опустошил десять колен. Второй Феглаффелласар, при Факее Израильском, сыне Ромелии, пришел в Самарию. Третий Салманассар, при Озии, царе израильском, взял всю Самарию (4Дар. 15, 17). Четвертым был Саргон, завоевавший Азот ( Ис. 20 ). Пятым был Асараддон, который, переселив израильтян, отправил в землю иудейскую самаритан, как стражей ( 4Цар. 17 ). Шестым Сеннахирим, который взяв Лахис и прочие города иудейские, осадил Иерусалим ( 4Цар. 18 ). Другие же думают, что один и тот же называется многими именами. Ст. 11. и след. И сказал Елиаким, и Совна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим на сирском языке, потому что мы понимаем его: не говори с ними по иудейски в слух народа, который на стене. И сказал им Рабсак: разве к господину твоему и к тебе послал меня господин мой, сказать все слова эти, – не к людям ли более, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу ног своих с вами? И встал Рабсак и возгласил громким голосом по-иудейски и сказал: слушайте слова царя великого, царя ассирийского. Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может спасти вас, и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: спасая спасет нас Господь, не будет город этот отдан в руку царя ассирийского. Не слушайте Езекию, ибо так говорит царь ассирийский. Обвинение Рабсака служит свидетельством об Езекии, что он, по взятии всех городов иудейских, уповал на Господа и говорил народу: не страшитесь и не бойтесь царя ассирийского, ибо с нами гораздо сильнейшие, нежели с ним. С ним плотская сила, а с нами Господь Бог наш, который есть помощник наш и который ратоборствует за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Здесь содержатся речи пророка Исаии, произнесённые им – в утешение Израилю – в то время, когда Иудея опасалась нашествия ассирийского царя при Езекии. С того времени как Ахаз послал Феглаффелласару большое количество золота и серебра, прося за то помощи против сириян и израильтян, ассирийский царь считал иудейского царя обязанным уплачивать ежегодную дань в ассирийскую казну. О такой невольной обязанности иудейского царя заставляет думать 2Пар.28:20 : царь ассирийский был в тягость ему вместо того чтобы помочь ему. Преемник Ахаза, Езекия, навлёк на себя гнев ассирийского царя, по-видимому, тем, что отказался исполнять принятое Ахазом обязательство: по крайней мере, когда Сеннахерим, вступив в Иудею, начал брать город за городом, Езекия посылает сказать ему: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу ( 4Цар.18:14 ). За то, что ассирийский царь хотел лишить независимости и царство иудейское, в котором Царём в собственном смысле слова был Господь, пророк Исаия угрожает Ассуру поражением от Святого Израилева, а Израилю обещает освобождение, и верующему в Господа остатку его спасение. Спасение совершено будет Отраслью от корня Иессеева, которая силой почивающего на ней Духа Господня утвердит на земле господство истины и правды и под знамя которой соберутся все израильтяне из разных стран, куда они были изгнаны, на Сион, где будут жить, радостно благословляя Господа. Произнесение всех речей, содержащихся в этом отделе, нужно отнести ко времени позднее взятия Самарии Саргоном (722 г. до Р. Хр.): об этом взятии упомянуто в Ис.10:11 , как о совершившемся уже событии. В Ис.10:5–19 пророк предсказывает горе Ассуру 1) за то, что он, посланный Богом только для наказания и вразумления Его избранного народа, хочет, однако же, совсем покорить его своей власти (5–11), 2) за то, что он не хотел понять, что без воли небесного Вседержителя он не мог бы совершить стольких завоеваний (11–15). 3) Господь поразит высокомерного завоевателя, приблизит его к погибели (ст. 16–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

И подкрепился народ словами Езекии, царя иудейского ( 2Пар.32:2–8 ). 2. И послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего. (И посла царь Ассирийск Рапсака от Лахис в Иерусалим к царю Езекии с силою великою и ста у водоважды купели вышния на пути села кнафеова). В то время, когда Езекия укреплял Иерусалим, Сеннахирим находился у города Лахиса, на юго-западной границе Иудеи с Египтом, на дороге из Иерусалима в филистимский город Газу. 57 Находясь, с одной стороны, перед наступающим сильным египетским войском, а с другой – имея позади себя укрепленный Иерусалим, Сеннахирим опасался нападения иудейского царя Езекии, а потому потребовал сдачи Иерусалима и для сего послал сильное войско, во главе которого стоял главный вождь – Рапсак (или Раб-шак, что и значит – главный начальник). Подступив к Иерусалиму, войско сосредоточилось «у водопровода верхнего пруда, на дороге поля белильщика», именно на том месте, где отец Езекии, нечестивый Ахаз, встреченный пророком Исаией, отверг предложенное им утешение и великое знамение об Еммануиле: и где пророк предсказал «дому Давида» нашествие грозного войска ассирийского. Пророчество Исаии теперь очевидно оправдалось со всей точностью. 3. И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель. (И изыде к нему Елиаким сын Хелкиев домостроитель, и Сомнас книгочий, и Иоах сын Асафов памятописец). Грозный ассирийский полководец, сознавая всё превосходство своих сил, готовился к битве (ст.5 и дал.). Между тем Езекия решился на переговоры, как это он делал и прежде. Но, как царь Израиля и раб Бога истинного, он не желал унижаться перед гордым воеводой царя языческого и потому не вышел к нему сам, а послал представителей своего правительства. Это были: Елиаким – домостроитель или главный управитель во дворце, а вместе с тем заведовавший и всеми богатствами государства; Сомнас или Севна – царский писарь, в обязанностях которого было вести всю переписку по всем отраслям государственного управления, и Иоах – памятописец (летописец), составлявший описание важных событий, с целью сохранить память о них для научения и руководства отдаленным потомкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но пророков никто не слушал. Царь со своими князьями был верен лишь проассирийской политике, а простой народ вполне довольствовался той синкретической религией, которую насадил Ахаз. В итоге Исаия был вынужден уйти в подполье: «он отошёл от общественной деятельности и вплоть до смерти Ахаза делился своим учением лишь с небольшой группой близких друзей» 104 . Но усилия этих людей Божиих не пропали даром. «Постепенно вокруг Исаии и его учеников образовалась своего рода „партия реформ“. В неё входили люди, которые не желали пассивно наблюдать за событиями, но стремились внедрить в маленькой стране дух Моисеева Завета» 105 . Скорее всего, членом этой партии и учеником Исаии был и наследник престола Езекия, что объясняет его усердие в борьбе за истинную веру. Решительная борьба с культом «воинства небесного» и другими культами началась после воцарения Езекии в 715 году. В первую очередь он возобновил храмовые богослужения: В первый же год царствования своего, в первый месяц, он отворил двери дома Господня, и возобновил их ( 2Пар.29:3 ). Далее он приступил к ревностному искоренению идолопоклонства, чему было посвящено почти всё его царствование: Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змия... на Господа, Бога Израилева, уповал он; и такого, как он не было между всеми царями иудейскими и после него и прежде него ( 4Цар.18:4–5 ). Всё это время Езекия находился под сильным влиянием пророка Исаии: «благочестивый царь приблизил к себе Исаию и часто пользовался его советами» 106 . Во многом именно благодаря огромному влиянию пророка на народ реформы Езекии прошли столь успешно и без серьёзного сопротивления со стороны недовольных. К сожалению, после смерти Езекии в 686 году к власти пришёл его сын Манассия, который свёл на нет все его начинания. Сорокалетнее царствование Манассии (686–642) стало одним из самых мрачных периодов для истинной веры – это было торжество язычества. В его правление могущество Ассирии достигло зенита (он был современником 3 сильнейших ассирийских царей: Сеннахирима (705–681), Асаргаддона (680–669) и Ашшурбанипала (668–635/627)) 107 . И неудивительно, что царь под влиянием сильной проассирийской партии выбрал путь полной покорности Ассирии. «В те годы многим в Иудее, вероятно, казалось, что власти Асура не будет конца, что нет ни на небе, ни на земле той силы, что могла бы её обуздать и смирить. Неудивительно поэтому, что в Иерусалиме сторонники Ассирии ходили с высоко поднятой головой» 108 . Покорность Иудеи Ассирии была полной, как в политике, так и в религии. О внешних отношениях с империей нам известно из ассирийских хроник: Манассия был верным вассалом, исправно платил дань, поставлял солдат и строительные материалы в Ниневию 109 . А о религиозной политике царя нам известно из Библии (см.: 4Цар.21:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обращаясь с молитвой к Богу, Езекия представляет Его царем, и что Он, как царь, восседает на престоле, который поддерживают херувимы и окружают серафимы, как это созерцал и пророк Исаия (гл.6); называет Его Господом Саваофом, т.е. «Господом сил» или небесных воинств. Как царь небесных воинств, Иегова есть единый царь над всеми царствами. Ему принадлежит эта верховная власть потому, что только Он единый есть творец неба и земли, а следовательно и всякого человека, как бы он ни был властен, и всякого царства, как бы оно ни было могущественно. Между тем Сеннахирим, суеверный поклонник бездушных идолов, дерзнул порицать Бога живого, единого истинного. И если прежде цари Ассирийские опустошили всю землю, которой теперь обладают, и все страны их, т.е. области, теперь принадлежащие им, а вместе с тем взяли и богов – покровителей этих стран – литых идолов и расплавили их, или деревянных истуканов и сожгли их, и так уничтожили их, ибо это не боги, а произведение человеческого искусства, и если через это цари ассирийские возвысились выше других царей и богов их: то теперь, когда цари ассирийские выставляют свое могущество против истинного Бога, царя неба и земли, порицают Его всемогущество, угрожают гибелью Его помазаннику и народу Божию, – теперь Господь имеет благоприятное время наказать гордого Сеннахирима, поразить его, и через то, как он, так и подвластные ему царства, узнают и прославят единого Бога – Иегову. Эта слава Божия откроется для всех тем очевиднее, что Сеннахирим не только сказал, но и написал о себе, что он непобедим, а Езекия и его Бог перед ним совершенно бессильны и беспомощны. – Глубоко мудрая молитва благоговейного царя, непоколебимо преданного Богу, удостоена вторичного ответа Божия через великого посланника Божия – Исаию, в своем пророческом видении, непосредственно предстоящего престолу Господа – Саваофа (гл.6). 21. И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского. (И послан бысть Исаиа сыт Амосов ко Езекии и рече ему: сия глаголет Господь Бог Исраилев: слышах, о нихже молился ecu ко мне о Сеннахириме царе Ассирийстем).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пророк Исаия I Пророк Исаия был проповедником веры и спасения в царстве Иудейском. Господь в чудесном видении призвал его к пророческому служению. Об этом видении и призвании сам Исаия рассказывает так: – Я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Вокруг Него стояли шестикрылые серафимы. И взывали серафимы друг другу, и восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: вся земля полна славы Его!» И сказал я: – Горе мне! погиб я! Человек я, с нечистыми устами, и среди таких же людей живу. И вот, глаза мои видели Господа! Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с жертвенника Божия и прилетел ко мне. И коснулся уст моих углем, и сказал: – Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое очистилось. И вопросил Господь: – Кого послать Мне и кто пойдет для Нас? И я тотчас ответил на это Господу: – Вот я: пошли меня, Господи». И послал Господь Исаию на проповедь к греховному народу Иудейскому. II В то время царем Иудейским был Езекия. Он был царь благочестивый. В первый же год своего царствования, он велел отворить двери забытого храма Господня: там давно уже не было ни жертв, ни курений, ни возжжения светильников. По зову царя, собрались священники и левиты: вынесли из храма все нечистое, вымыли и вычистили все сосуды и священные вещи. Царь сам пришел на освящение храма. Была принесена жертва Богу. Весь народ молился с царем Езекией; певцы пели псалмы Давидовы, трубили трубы и играли хоры музыкантов. Вскоре после того, совершена была Пасха и праздник опресноков. И была радость во всем Иерусалиме и Иудее. Такой священной радости не было в народе со времен царя Соломона. III В четырнадцатый год царя Езекии, Ассирийский царь Сеннахирим пошел войною на Иудею, взял несколько укрепленных городов и угрожал Иерусалиму. Тогда послал к нему Езекия послов и сказал: – Я покоряюсь... Уйди от меня, а какую наложишь дань, я уплачу. Сеннахирим наложил большую дань золотом и серебром. И пришлось отдать ему все золото и серебро Соломонова храма. Но этого мало было царю Ассирийскому. Он все-таки послал отряд войска к Иерусалиму. Стоя перед стенами Иерусалима, ассирийский военачальник поносил Бога иудеев и кричал народу:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Царь Езекия, услышавши это, разорвал на себе одежды и, покрывшись вретищем, пошел на молитву в храм; а царедворцев своих, также одетых во вретища, послал к пророку Исаии просить в этих трудных обстоятельствах его ходатайства пред Богом, Который, без сомнения, слышал хулы Ассириянина. Исаия сказал посланным: «скажите государю: Господь говорит: не бойся слов, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Он услышит весть: и Я пошлю в него дух, который заставит его возвратиться в землю свою, а в его земле Я поражу его мечем». В самом деле, к Сеннахириму пришло известие, что из верхнего Египта поднялся на него войною Фарака (Тирака), царь Ефиопии и Фиваиды. В это время царь Ассирийский осаждал Ливну, к которой он отступил от Лахиса. Сюда же возвратился к нему и Рабсак. Будучи вынужден покинуть Иудею, чтобы защитить свои пределы, Сеннахирим написал к Езекии письмо, в котором осмеивал его упование на Бога и утверждал, что его Бог так же бессилен, как и боги тех народов, которых разорили Ассирийские цари. Езекия, взявши письмо из рук послов, прочитал его и тотчас пошел в храм; там он развернул его пред Господом и стал молиться: «Господи, Боже Израилев, Ты един Бог над всеми царствами земли; Ты сотворил небо и землю. Приклони ухо Твое; открой очи Твои: воззри и услышь слова Сеннахирима, который прислал хулить Бога присноживущего. Действительно, цари Ассирийские опустошили народы и земли их и богов истребили огнем, но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень. Ты же, Господи, Боже наш! спаси нас ныне от руки его: тогда все царства земные узнают, что Ты, Господи, един Бог». Тогда Исаия пророк послал к Езекии сказать: «так говорит Господь, Бог Израилев: Я услышал молитву твою касательно Сеннахирима, царя Ассирийского. Он не войдет в этот город и даже не пустит в него стрелы, не подступит к нему со щитом и не насыплет против него насыпи; а тою же дорогою, которою пришел, и возвратится, потому что Я буду охранять этот город ради Себя и ради Давида, раба Моего». И действительно, в следующую же ночь Ангел Господень поразил в стане Ассирийском 185,000 воинов. А языческий историк Геродот, рассказывая о походе Ассириян, упоминает об одном весьма замечательном обстоятельстве, что в одну ночь мыши, в несметном количестве, перегрызли все ремни у щитов и тетивы у луков в войске Ассирийском: значит, лишили его всякой возможности пускать стрелы и держать щиты. Таким образом, Сеннахирим должен был снять свой стан и отступить с жалкими остатками своего войска. Он возвратился в Ниневию. Кончина этого богохульника была ужасна: его убили двое собственных его сыновей, когда он молился во храме бога своего, Несераха 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Царь иудейский Ахаз (сын Иоафама) тяжко грешил перед Господом. Он наделал идолов Ваала, совершал перед идолами жертвы и курения на высотах и холмах, и под всяким ветвистым деревом; и в долине сынов Еннома проводил через огонь даже сыновей своих 450 . За это Бог предал его Рецину, царю сирийскому, и Факею, царю израильскому, которые опустошили его царство. Рецин и Факей сговорились даже лишить Ахаза царства и истребить род Давида, и пошли к Иерусалиму. Затрепетало сердце царя Ахаза и сердце народа его. Но по повелению Божию пришел к Ахазу пророк Исаия и сказал: «Не бойся Рецина и Факея, этих двух дымящихся головней: замысел их не сбудется. Чтобы удостовериться в этом, проси себе у Господа знамения (какого-либо чуда) или в глубине, или на высоте». Неверующий Ахаз сказал: «Я не буду просить; не буду искушать Господа». Тогда Исаия сказал: «Господь сам даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (с нами Бог)». Этими словами Исаия предсказал, что Пресвятая Дева из рода Давида родит Богочеловека, потому не должно опасаться, что род Давида будет истреблен до рождения на земле Богочеловека. Действительно, Рецин и Факей хотя осадили Ахаза в Иерусалиме, но одолеть не могли и удалились от Иерусалима. Несмотря на это, Ахаз, не надеявшийся на Бога, обратился к царю ассирийскому Феглаффелласару с униженной просьбой защитить его от врагов, назвал себя рабом его и послал ему сокровища храма Господня, дома царского и князей. Царь ассирийский послушал его, завоевал Дамаск, убил царя сирийского Рецина, завоевал северо-восточные земли израильского царства, но и самому Ахазу был в тягость 451 (Ахаз царствовал 16 лет, из которых более 2-х лет был соправителем отца; 4Цар. 16, 15:29; 2 Парал. 28; Исх. 7:1–14 ). Езекия. Его дела благочестия, избавление от Салманассара и Сеннахирима. Исцеление от болезни. Пророчество Исаии о плене вавилонском Царь иудейский Езекия, сын Ахаза, делал угодное Господу, точно так, как делал Давид. Он разбил идолов, истребил даже медного змея, которого сделал Моисей, потому что народ совершал каждение ему; повелел отворить храм Господень и очистить его, потому что он был оставлен в небрежении и заперт, и восстановил в нем Богослужение в том виде, в каком оно совершалось при Давиде.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010