Часть V. Евхаристия: Богословие Архиепископ Тихвинский Константин. Таинство евхаристии: богословские аспекты 1 Священное Писание и раннее христианство Неразрывно связанное с Воплощением Сына Божия, Голгофской Жертвой и Воскресением, таинство Евхаристии было замыслено Богом прежде творения мира. «Не тленным серебром или золотом искуплены вы... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира», – говорит ап. Петр ( 1Петр.1:18–20 ) 4 . Евхаристия была прообразована вкушением плодов от Древа Жизни в раю и предуказана в ветхозаветных жертвах. Прообразами Евхаристии были также хлеб и вино Мелхиседека, вынесенные им как «священником Бога Всевышнего» навстречу Аврааму ( Быт.14:17–20 ), трапеза Премудрости, описанная в книге Притчей ( Притч.9:5–6 ), очищение уст пророка Исаии ( Ис.6:6–7 ), манна в пустыне ( Исх.16:1–19 ) и вода, высеченная из скалы ( Исх.17:1–7 ). Ветхозаветная символика Евхаристии нашла свое отображение в чинопоследовании Божественной литургии свт. Василия Великого , где в молитве после великого входа сказано: «Якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеова и Ааронова священства, Самуилова мирная; якоже приял еси от святых Твоих апостол истинную сию службу – сице и от рук нас грешных приими Дары сия во благости Твоей Господи». Сокровенные указания на будущее Таинство таинств содержатся и в пророческом провозвестии Ветхого Завета. «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» – возвещается в пророчестве Малахии ( Мал.1:11 ). Недаром именно это пророчество составляло существенную часть раннехристианского учения о Евхаристии – его приводят автор «Дидахе» (14 гл.), мч. Иустин Философ (Диалог с Трифоном иудеем. 41), сщмч. Ириней Лионский (Против ересей. IV. 29. 5), когда свидетельствуют, что Жертва Евхаристии заменила собой все ветхозаветные жертвы. В Новом Завете о содержании таинства Евхаристии подробнее всего говорится в 6-й главе Евангелия от Иоанна, в которой повествуется о совершенном Господом Иисусом Христом чуде умножения хлебов, Его ночной молитве и переходе через Галилейское море и приводится связанная с этими событиями беседа Христа в Капернаумской синагоге, содержащая, в том числе, следующие слова: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:51–56 ). На этих словах основана вера Церкви в необходимость Евхаристии для спасения и в подлинность евхаристических Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

ПРОСКОМИДИЯ, или акт приношения и приготовления вещества для таинства евхаристии принадлежит к тем частям литургии, которые при позднейшем образовании современного состава восходят в своей основе к апостолам. Естественною необходимостью иметь для таинства хлеб и вино объясняется ее существование в апостольской литургии, а связь последней с агапами, или вечерями любви ручается за то, что приношения были делом не одних служителей церкви, но и всех верующих. Устрояемые на общий счет, они обязывали каждого своего участника являться с доступными для него приношениями, одна часть которых назначалась для братской трапезы, а другая – для таинства евхаристии. И действительно, насколько было сильно влияние агап на практику литургических приношений, об этом можно судить потому, что вызванный ими обычай являться на собрания не только с хлебом и вином, но и другими предметами питания – молоком, медом и т. п. имел место на литургии после ее отделения от вечерей любви. Показателем этого являются третье и четвертое апостольские правила, 24 правило III карфагенского собора и памятник III–IV в. «Testamentum Domini nostri Jesu Christi». Все они запрещают приносить на евхаристию какие либо иные продукты, кроме хлеба и вина. «Если епископ или пресвитер, говорит третье апостольское правило, вопреки установлению Господа относительно жертвы, приносит к алтарю что-нибудь, другое, напр., мед, молоко, или сикеру вместо вина, или насекомое, или летающее, или какое-нибудь животное, или овощи, то поступающий против постановления да извержется» 1 . «В таинстве тела и крови Господней. замечает 24-ое правило карфагенского собора, ничего не следует приносить, кроме того, что преподал сам Господь, т. е. кроме хлеба и вина с водою». Тот же самый смысл имеет постановление «Testamentum " a: «намеревающиеся креститься да не приносят с собою ничего, кроме одного хлеба для евхаристии» 2 . Совершившееся с течением времени отделение евхаристии от агап не сопровождалось какими либо существенными изменениями в практике приношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

священноисповедник Василий Малахов Часть I Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии. Постепенная выработка термина пресуществление Едва ли какое-либо другое слово, после μοοσιος, вызывало столько споров и разногласий в богословской литературе, как термин пресуществление. В XVI, XVII и XVIII вв.,– эпоху развития протестантизма и его борьбы с католичеством,– по вопросу о пресуществлении писались многочисленные, нередко очень обширные 1 трактаты, где противники (католики и протестанты) всячески изощрялись доказать правоту своего воззрения на таинство Евхаристии. Литература по этому вопросу собранная у Госпиниана 2 и Кислингия 3 , автора всех споров сводилась к одному: было ли в древней церкви учение о пресуществлении или нет. Католики, конечно, стояли за, протестанты – против. Протестанты во главе с Лютером доказывали, что учение о пресуществлении – явление позднейшее, неизвестное церкви первых ΧΙ вв., и что самый термин, выражающий это понятие (transsubstantatio), появился лишь после отделения западной церкви от восточной 4 . При этом, по воззрению протестантов, понятие и термин пресуществление стоят в тесной, неразрывной связи: появление первого (понятия) немедленно же вызвало и появление второго (термина). Вооружаясь против римско-католического учения о пресуществлении Св. Даров, протестантизм вместе с тем затрагивает и церковь православную, которая в данном вопросе согласна с церковью Латинскою. В виду этого православные с давних пор и на соборах, и в своих символических книгах, и в частных сочинениях старались опровергнуть заблуждение протестантов. В нашей русской богословской литературе вопрос о Евхаристии вообще и пресуществлении в частности получил усиленную разработку в последние 2 – 3 года. Мотивом послужило старокатолическое движение и выдвинутый им на очередь вопрос о Евхаристии. Русские исследования о пресуществлении ведутся в двух направлениях, богословско-философском и догматико-историческом. Выразительницами первого направления могут служить статьи гг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pre...

Содержание От издательства Предисловие Введение I. Семья как школа любви II. Семья освящается благодатию Святого Духа III. Брак и евхаристия IV. О молитве супругов Религиозное воспитание Часть 1 Часть 2 Воспитание любви и милосердия Трудовое воспитание VI. Образование, наука, искусство Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 VII. Христианский быт Ритм дома Отец и мать Молитва Телевизор Праздники Пост VIII. О домашнем богослужении Место богослужения Богослужебные круги Схемы богослужения и пособия IX. Брак честен, ложе нескверно X. Блуд и прелюбодеяние XI. Брак и современное общество (для родителей взрослеющих детей и для духовников) Часть 1 Часть 2 XII. Семья и дом священника Заключение Воспоминания об отце Часть 1 Часть 2     От издательства Автор этой книги, протоиерей Глеб Каледа , профессор, доктор геолого-минералогических наук, прожил долгую и счастливую жизнь, исполненную трудов, опасностей и лишений. Трудился он всегда, с полной ответственностью, не стараясь избежать перенапряжения. К опасностям привык с отроческих лет, когда, будучи вполне сознательным членом гонимой церкви, разыскивал в Подмосковье преследуемых священников или семьи арестованных за веру, чтобы наладить им помощь, и передавал им пусть скромное, но спасительное для их жизни воспомоществование. Всю войну проведя на фронте рядовым, он по-христиански, без трепета смотрел в лицо смерти, ибо видел жизнь вечную. Уже в зрелом возрасте он решил взять на себя нелегкий крест тайного священничества. И всегда с легкостью и твердостью отказывался от всего, что считал лишним для жизни православной семьи – от поисков путей к легкой и успешной карьере и к материальному изобилию. Он был счастлив в семейной жизни. Вступил в брак с дочерью своего расстрелянного духовника, с которой его связывали долгие годы духовной дружбы и общие дела на благо гонимого церковного народа, – и этот брак, основанный на незыблемом фундаменте, стал благословением его жизни. Шестеро детей вошли в домашнюю церковь и через нее – в Церковь , где и поныне пребывают, трудясь для нее по мере своих сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_48731.html 18 декабря 2007 Святая Евхаристия в исторической перспективе и современной церковной практике (круглый стол на радио " Град Петров " ) Часть 1 Источник:  в красках Протоиерей Александр Степанов: Сегодня мы затронем тему, значение которой для жизни Церкви, для жизни каждого верующего человека невозможно переоценить. Сегодняшний наш разговор будет посвящён Таинству Евхаристии, главному Таинству Церкви, центру её мистического бытия. К сожалению, в нашей современной жизни большинство верующих, наполняющих сегодня наши храмы, не проходили какой-то систематической подготовки, научения, как это было когда-то в Церкви, скажем, в дореволюционный период. И в семьях традиционно люди воспитывались в церковном русле. Вот сейчас далеко не всеми людьми Таинство Евхаристии воспринимается как центр их собственной духовной жизни и Таинство, которое, собственно, созидает Церковь как тело Христово. На мой взгляд, сейчас среди церковных людей преобладает такой благоговейно-индивидуалистический подход, как к личному акту освящения в этом Таинстве. Так вот, вследствие этого, конечно, возникает очень много проблем, связанных с практической жизнью верующего человека. А именно, как часто следует приступать к Таинству Святого Причастия, как часто следует участвовать тем самым в жизни Церкви, актуализуя это участие в этом Таинстве? Каким образом верующий человек должен подготовить себя, чтобы достойно причаститься? Ибо у апостола Павла мы читаем о том, что некоторые уже причащаются недостойно. Значит, такое тоже возможно. Так вот, эта тема стала сейчас, может быть, особенно актуальной в силу того, что в разных приходах, в разных храмах, и особенно в монастырях подходы к Святому Причастию очень сильно разнятся. И большинство священников, которые сейчас практикуют, сталкиваются с тем, что когда их чада бывают в других храмах, совершая паломнические поездки, бывая в других городах или в монастырях, к ним предъявляют какие-то абсолютно неожиданные для них требования в порядке подготовки и возможности участия в Таинстве Евхаристии.

http://religare.ru/2_48731_1_21.html

ПРОСКОМИДИЯ Проскомидией называется первая часть литургии. В этой части приготовляются, особо установленным священнодействием, вещества для Таинства Тела и Крови Христовой и совершается предварительное поминовение членов Церкви перед приготовляемой жертвой. Греческое слово проскомидия значит приношение. Так называется первая часть литургии не потому, что в ней приносилась Таинственная жертва Богу, – которое совершается на литургии верных, – а потому, что приготовляемые в ней для Тайнодействия вещества приносятся, или посвящаются, Богу через отделение их от обыкновенных хлеба и вина и через священнодействия и молитвы, так что они становятся для нас священными еще до совершения над ними Тайнодействия и уже не могут быть смешиваемы с обычными хлебом и вином. 1 . На проскомидии приготовляются пшеничный хлеб и красное виноградное вино, употребленные Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери при установлении Таинства Евхаристии. Этот хлеб называется просфорою , от греческого слова приносить, т.е. просфора есть приносимый дар Богу. Почему она так называется? Потому что в древности этот хлеб был избираем для совершения Евхаристии из многих хлебов домашнего приготовления, которые были приносимы в храмы по усердию верующих, отчасти для Таинства, отчасти для употребления за трапезой братолюбия после литургии, а также для содержания членов клира. Также в христианской древности просфорой назывался не только хлеб, но и другие дары, приносимые для совершения богослужения и содержание клира и бедных. С течением времени обычай принимать приносные хлебы домашнего приготовления прекратился. Отчасти потому, что не всегда можно было из множества выбрать пригодные для Таинства, отчасти потому, что вышли из употреблений трапезы братолюбия (агапы) и изменились способы содержания духовенства. Что же касается прочих приносимых даров, то те из них, которые нужны для богослужения, и до сегодняшнего дня нередко приносятся в церковь , например, виноградное вино, ладан, масло, но уже не именуются просфорами. Это наименование осталось только за хлебами для Евхаристии, хотя вместо приносных домашних хлебов принято употреблять для этого Таинства специально заготовляемые при монастырях и церквях просфоры. Заготовление их в монастырях составляет особое послушание. При прочих церквах печением просфор обычно занимаются лица женского пола, или так называемые просфирни, которые избираются из вдовиц 5 , или жены священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Главным делом Иринея Лионского как богослова была борьба с гностицизмом, захлестнувшего тогда Церковь. Ириней Лионский противопоставил гностическому эзотеризму, лишавшему большинство людей духовного знания, равнодоступность Божественного  Откровения, усвояемого в зависимости от свободы и желания человека, а не от его «происхождения». Защищал благость и красоту творения против гностиков, видевшими мир как ошибку демиурга или деградацию высших духовных сил. Мир, как учит Ириней Лионский, а через него сама Церковь, – прекрасен и должен быть спасён, он не тюрьма, не ужасное место, из  которого надо выбраться. Соответственно защищал и благость Творца, Который по свободе и любви творит мир. В этом же русле Ириней превозносит человека, как неразрывный синтез души и тела, человек немыслим без тела, поэтому оно воскреснет (гностики презирали телесность): «слава Божья в полностью раскрывшемся человеке», ибо руками Отца, т.е. через Сына и Духа, человек, а не часть человека, создается по подобию Божию. Душа же и дух могут быть частью человека, но никак не человеком; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию». По мысли Иринея, Дух имманентен человеку, целиком пронизывает душу и тело. И тело тоже участвует в Богообщении. В центре мысли Иринея – Боговоплощение, Бог ставший человеком, плотью, ставший единым  со своим творением. Евхаристия – основа Церкви, т. к. сообщает Бога, и учение Церкви поверяется по ней. Церковь едина и неизменна в Евхаристии и Предании, сохранённом от апостолов. Пример такого единого видения  Иринеем Лионским человека, как благого единства души и тела, блага Творения, Боговоплощения, Спасения и Евхаристии в его полемике с гностиками: «Безрассудны вовсе те, которые презирают устроение Божие и отрицают спасение плоти, и отвергают ее возрождение, говоря, что она не участвует в нетлении. Но если не спасется она, то значит и Господь не искупил нас своею кровию и чаша Евхаристии не есть общение крови Его, и хлеб, нами преломляемый, не есть общение тела Его. Ибо кровь может исходить только из жил и плоти и прочего, что составляет сущность человека, которою истинно сделалось Слово Божие и искупило нас своею кровью». Важно, что Ириней Лионский один из первых Отцов Церкви кто отчетливо учивших о первостепенном значении Девы Марии в деле спасения (без неё творение не откликнулось бы свободно на зов Божий и Боговоплощения не произошло бы): «Ева оказала непослушание и сделалась причиною смерти и для себя и для всего рода человеческого; так и Мария чрез послушание сделалась причиною спасения для Себя и для всего рода человеческого» — т. е. первые люди свободно отклонились от Бога, Мария -«причина спасения» свободно возвращается (и вместе с ней всё человечество) к Нему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Скачать epub pdf Тайные молитвы Литургии – Алексей Сергеевич, прежде всего, давайте поясним читателям, что «тайные» в данном случае не означает «секретные». У Православной Церкви, как известно, есть Таинства, но нет тайн. Любой прихожанин при желании может ознакомиться с текстами тайных священнических молитв и получить, наконец, представление о том или ином богослужении в целом. Но почему, все же, принято произносить эти молитвы про себя? – Процесс ухода части молитвословий из слышимых в неслышимые начался примерно в VI веке и закончился в VIII. Это объяснялось охлаждением религиозного чувства и евхаристического рвения в верующих: люди переставали со вниманием слушать длинные молитвы пресвитеров, поэтому молитвы становились тайными. VI веком датируется новелла императора Юстиниана, в которой он резко критикует зарождающуюся практику тайного чтения молитв Литургии. Тем не менее тайное чтение молитв в Церкви закрепилось и сохраняется. – Значит, тайное произнесение молитв – своего рода икономия, снисхождение к духовной немощи верующих? Это непривычно: мы ведь уже имели достаточно случаев понять, что Церковь , напротив, сшита нам на вырост. – Да, это уступка. И не единственная. Для примера: молитва Ефрема Сирина за великопостными службами когда-то совершалась с шестнадцатью земными поклонами, а теперь лишь с четырьмя. Все каноны на утрене когда-то принято было петь, теперь же мы поем лишь ирмосы и катавасии. Церковь идет навстречу людям, которым не под силу слишком напряженный и непрерывный духовный труд. – Много ли теряют верующие, которым этот пласт богослужения – тайные молитвы – совершенно неизвестен? – Конечно, и не имея представления о тайных молитвах, можно быть добрым христианином и участвовать в Таинствах. К тому же многознание не говорит еще о высокой духовности. Но, если мы чувствуем потребность по-настоящему проникнуть в содержание Литургии, утолить свою жажду от ее неисчерпаемого источника – тогда мы должны видеть ее целиком, а не отчасти. И даже не только потому, что в этих молитвах содержатся важнейшие богословские смыслы. Дело еще и в том, что слышимое нами во время Евхаристического канона – это во многих случаях обрывки фраз. Канон – это целостный текст, и лишь меньшая часть этого текста произносится иереем вслух. В результате мы зачастую не понимаем сути тех или иных слов. Например, когда из-за закрытых Царских врат раздается «…победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще…» – что это, к кому это относится? Мы не ведаем, потому что не слышали предшествующего текста первой молитвы Евхаристического канона, а в нем говорится об ангельских силах, предстоящих Богу, а начинается фраза так: «Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и (хотя и) предстоят Тебе тысячи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими… (…) победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…» – начиная со слова «победную» мы уже слышим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Часть IV. Евхаристия: литургические аспекты Протоиерей Леонид Грилихес. Прообразы Евхаристии в трапезах Ветхого Завета Слова Спасителя, которые Он произносит в капернаумской синагоге: «Я есмь хлеб жизни» ( Ин.6:48 ), «Я – хлеб живой, сошедший с небес» ( Ин.6:51 ) – вызывают возмущение и споры среди иудеев. Они выглядят настолько странными, что, по свидетельству евангелиста Иоанна, «многие из учеников Его отошли от Него» ( Ин.6:66 ). Как видно из евангельского повествования, возражение иудеев вызывает именно то, что Господь «хлебом жизни» называет Свою собственную Плоть (особенно возмущает иудеев призыв есть Плоть и пить Кровь Иисуса), тогда как сами понятия «хлеб с небес» ( Ин.6:33 ), «хлеб жизни» ( Ин.6:48 ), «хлеб живой» ( Ин.6:51 ), похоже, не вызывают никакого протеста или недоумений. Забегая вперед, можно сказать, что евангельское выражение «хлеб жизни», равно как и другое выражение из Первого послания ап. Павла к Коринфянам – «чаша благословения» ( 1Кор10:6 ), были известны и имели хождение в иудаизме времени Второго храма. Эти выражения содержатся, в частности, в иудейском грекоязычном апокрифе «Иосиф и Асенефа», где несут важную смысловую нагрузку. Конечно, представление о Евхаристии, как она была установлена Господом Иисусом Христом на Тайной вечере, представление о Евхаристии как новом величайшем даре Божественной благости в Ветхом Завете отсутствует – и попросту невозможно в нем. Однако тема пищи – тема питания, вкушения пищи, тема совместных и культовых трапез – занимает заметное, если не сказать – одно из центральных мест в ветхозаветной религиозной практике. Роль вкушения, каковой она предстает в библейской и межзаветной литературе, выходит далеко за рамки обычного физиологического насыщения и имеет целый ряд аспектов: социальных, ритуальных, культовых и т. п. С другой стороны, через пищу (т.е. насыщение или, напротив, голод) определяется отношение Бога к человеку, Его благосклонность или наказание. Всё это делает пищу одним из доминирующих символов Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

4. Богословие, положительное и отрицательное Часть первая. Исторические тенденции 1. Экзегетические традиции 1. Византийское Богословие после халкидона. 2. Философские тенденции 3. Проблема оригенизма 4. Псевдо-дионисий 5. Литургия 2. Христологический вопрос 1. Монофизиты 2. Строгие диофизиты 3. Халкидониицы-кирилловцы 4. Оригенисты 3. Иконоборческий кризис 1. Возникновение движения 2. Иконоборческое Богословие 3. Православное Богословие образов: Иоанн дамаскин и седьмой вселенский собор 4. Православное Богословие образов: теодор студит и никифор 5. Долговременная значимость вопроса 4. Монахи и гуманисты Феодор студит Фотий (ок. 82o- ок. 891) Михаил пселл (1о18–1о78) Суды над Иоанном италом (1о76–1о77, 1о82) 5. Монашеское Богословие 1. Истоки монашеского мышления: евагрий и макарий 2. Великие Духоносные Отцы 3. Противление светской философии 4. Христианская вера как личный опыт: симеон новый Богослов 5. Теология исихазма: григорий палама 6. Экклезиология: канонические источники 1. Соборы и Отцы 2. Имперское законодательство 3. Кодификация церковного права 4. Авторитетные толкования и критика 5. Синодальные и патриаршие постановления 6. OIkonomIa 7. Раскол между востоком и западом 1. «филиокве» 2. Иные противоречия 3. Авторитет в церкви 4. Два понимания первенства 5. Значение схизмы 8. Столкновение с западом 1. Круг кантакузина 2. Гуманисты и томисты 3. Богословы-паламиты: николай кавасила 4. Флоренция 9. LeX orandI 1 1. Великая церковь в константинополе 2. Литургические цели 3. Гимнология Часть вторая. Доктринальные темы 10. Творение 1. Создатель и создания 2. Божественный план 3. Динамизм творения 4. Освящение природы 11. Человек 1. Человек и Бог 2. Человек и мир 3. Первородный грех 4. Новая ева 12. Иисус Христос 1. Бог и человек 2. Искупление и оБожение 3. Theotokos 13. Святой Дух 1. Дух в творении 2. Дух и искупление человека 3. Дух и церковь 4. Дух и свобода человека 14. Триединый Бог 1. Единство и троичность 2. Ипостась, сущность, энергия 3. Живой Бог 15. Сакраментальная теология: жизненный цикл 1. Количество таинств 2. Крещение и миропомазание 3. Покаяние 4. Брак 5. Исцеление и смерть 16. Евхаристия 1. Символы, образы, реальность 2. Евхаристия и церковь 17. Церковь в мире 1. Церковь и общество 2. Миссия церкви 3. Эсхатология Заключение Антиномии Библиография

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010