Однажды за ней пришли, но Евфросиния Антоновна была в отлучке - ей сообщили о приходе милиции добрые люди, у которых она ютилась. Посоветовали скрыться. «Бегут те, кто виноват, а прячутся трусы!.. Сама пойду». Три раза ходила она в комендатуру. Два раза ее разворачивали - то начальника не было, то еще что-то. Только в третий раз велели забираться в грузовик, который едет в город. Именно этот момент Евфросиния Антоновна сравнивает с монашеским постригом - три раза упали ножницы, но она все три раза не отказывалась от своего намерения. «Машина тронулась. Я перекрестилась». Жертва была принесена. И вот Евфросиния Антоновна уже в вагоне для скота едет в ссылку в Сибирь со своими односельчанами. Самым тяжелым для нее были не теснота даже, а страдания окружающих. И еще - невыносимый стыд, потому что нужду можно было справлять только на глазах у всех. Некуда спрятаться. Человек, исполненный достоинства, Евфросиния Керсновская начала догадываться, что в новых обстоятельствах бесправия и унижения главное - это человеческое достоинство не потерять. То есть не лгать. Не изворачиваться. И всегда следовать христианским заповедям. Я - не убийца На Суйгинском лесоповале (Томская область), куда привезли Керсновскую и ее попутчиков в 1941 году, царили холод и голод. Начальствовал над ссыльными некий Дмитрий Алексеевич Хохрин, директор леспромхоза. Этот Хохрин чужую жизнь ни во что не ставил. Ни разу не смолчала Евфросиния Антоновна, когда он бесчинствовал, однако взамен получала только непосильные нормы выработки. В конце концов Хохрин снял ее с довольствия, видимо, желая, чтобы она погибла от голода... Однажды у нее, доведенной до отчаяния, возник порыв Хохрина убить. Зарубить топором - отомстить за всех, кого он замучил, избавить от него землю. Она не смогла - словно ангел отвел ее занесенную для удара руку, как сама она вспоминала впоследствии. «Я - не убийца». Убийство стало бы нарушением всех принципов, которых Евфросиния Антоновна придерживалась неукоснительно. А именно - только Господь может распоряжаться жизнью того, кого Он создал. И жизнь звероподобного Хохрина - тоже только в руце Божией. Законы волчьей стаи

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Но и на этот раз надежды обманули полочан. Киевский митрополит Платон не только присоединился к мнению своего предшественника, митрополита Арсения, по вопросу о перенесении мощей преподобной Евфросинии, но и даже усилил его возражения против перенесения мощей преподобной Евфросинии. Он, между прочим, писал, что перенесение невозможно по следующим соображениям: во-первых, если допустить это перенесение, то нельзя будет воспрепятствовать перенесению на родину и других святых останков мощей, погребенных в Киево-Печерской лавре после кратковременного пребывания в ней, в случае ходатайств о том, а это может грозить лаврской святыне, и лавра может утратить значение в смысле центра религиозной жизни русского народа; во-вторых из истории бывших в древнее время перенесений мощей усматривается, что если эти перенесения и допускались, то мощи переносились не из центра в окраины, а, наоборот, из окраин в центры. На оснований этих возражений митрополита Платона и сделанных ранее его предшественником, митрополитом Арсением, Св. Синод указом от 1903 г. снова отклонил ходатайство полоцкого епархиального начальства о разрешении перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк и тем самым окончательно лишил полочан всякой надежды на исполнение когда-либо их заветного желания. Дальнейшие архипастыри полоцкие и не поднимали этого вопроса... В последние годы полоцкими церковными и гражданскими деятелями был снова поднят вопрос о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. На этот раз дело было поведено особенным образом. Прежде чем испрашивать благословения Св. Синода и согласия киевского архипастыря и Киево-Печерской лавры, заручились одобрением миссионерского съезда, бывшего в Киеве летом 1908 года и признавшего в качестве одной из весьма важных и необходимых мер борьбы с католичеством в северо-западном крае перенесение мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. На основании этого постановления миссионерского съезда, было возбуждено из Полоцка соответствующее ходатайство пред Св. Синодом. Последний 30 апреля 1909 года потребовал чрез киевского митрополита от духовного собора Киево-Печерской лавры отзыва по вопросу о возможности перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva Slujirea Patriarhului la biserica cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina” din Kotlovka, or. Moscova. Hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov Патриаршее служение в московском храме преподобной Евфросинии в Котловке. Хиротония архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского 2 iulie 2017 20:28 La 2 iulie 2017, în Dumininca a 4-a dup Cincizecime, Sanctitatea Sa Patriarhul Moscovei i al întregii Rusii Chiril a svârit rânduiala sfinirii mari a bisericii cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina a Moscovei” din Kotlovka, or. Moscova, i Dumnezeiasca Liturghie în locaul nou sfinit. În timpul Liturghiei Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a condus hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov, vicar al Eparhiei Pskovului. Serviciul de pres al Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii Album foto «Slujirea Patriarhului la biserica cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina” din Kotlovka, or. Moscova. Hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov Патриаршее служение в московском храме преподобной Евфросинии в Котловке. Хиротония архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского» Album foto «Slujirea Patriarhului la biserica cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina” din Kotlovka, or. Moscova. Hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov Патриаршее служение в московском храме преподобной Евфросинии в Котловке. Хиротония архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского» Album foto «Slujirea Patriarhului la biserica cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina” din Kotlovka, or. Moscova. Hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov Патриаршее служение в московском храме преподобной Евфросинии в Котловке. Хиротония архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского» Album foto «Slujirea Patriarhului la biserica cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina” din Kotlovka, or. Moscova. Hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov Патриаршее служение в московском храме преподобной Евфросинии в Котловке. Хиротония архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского»

http://patriarchia.ru/md/db/text/4947940...

Радуйся, Креста всеоружием оградившеся, враги побеждавшая; Радуйся, молитвою пламенною услаждаяся, с Господом непрестанно пребывавшая. Радуйся, яко светом Христовым просвещенное сердце имела еси; Радуйся, яко любовию Христовою навечно уязвилася еси. Радуйся, во Владычни пречистые длани надежды своя возложившая; Радуйся, сугубый венец от Христа Жизнодавца достойно приявшая. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 5 Боготечную звезду в тебе явленную найти тщашеся, искаше тя повсюду благочестивый отец твой и братию моляше да откроет по молитвам я Господь твою участь, Евфросиние святая. Ты же, днем и нощию ко Господу молилася еси, да не откроет Господь никому же о тебе в сем житии, и Бог тя слышаще, ты бо пела еси Ему верно: Аллилуиа. Икос 5 Видевши игумен обители идеже подвизалася еси ты, мати наша Евфросиние, яко отец твой велиею печалию по тебе истаяваем бысть, посли его к тебе в келию, да утешение от тебе приимет, яко мняше тя исполненною Духа Святаго. Мы же, таковую милость Божию на тебе зряще, восхваляем тя звании сими: Радуйся, светом Триипостасным еще в земном житии осиянная; Радуйся, небесный чертог еще на земли себе уготовившая. Радуйся, разум богоносный денно и нощно стяжавшая; Радуйся, добротою благочестия чистее злата блистающаяся. Радуйся, сияния Божественнаго ныне насыщающаяся; Радуйся, нощь жития всемудро прошедшая, день невечерний постигшая. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 6 Проповедницею истиннаго боговедения и велией любви ко Христу явилася еси, премудрая Евфросиние, егда любовь отца своего земнаго не презревая, обаче в печали по тебе с любовию дочернею его тепло утешая, Отцу Небесному взывала еси слезно: Аллилуиа. Икос 6 Возсияла еси, блаженная Евфросиние, зельными трудами и воздержанием тело твое удручающи тридесять и восемь лет, в уединенном житии воспевая ко Христу победную песнь над враги видимыми и невидимыми. Всего же величествия деяний твоих изрещи не могуще, малую мзду хвалебную воздаем тебе сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Очевидно, Евфросин говорил не о гонениях от антихриста, о которых говорили его противники. А в таком случае последовательность требовала отрицать всякую мысль о царстве антихриста, потому что никакими ссылками нельзя было доказать, что бывали «беды жесточайшие», чем «беды» от антихриста. Между тем инок Евфросин принадлежал к числу тех толковщиков, которые, отрицая бытие в мире самого антихриста, признавали необходимым утверждать, что настала пора бежать от «печати» антихриста. «Как ложь красуется праведным наречением! – взывал он, обличая самосожигателей. Христианом свойственно зело, еже печати антихристовы до конца опасатися. Вси бо, рече, поклоняющиеся зверю и иконе его, и приемлющие начертание на руце десней или на челе, мучени будут пред Агнцем и пред ангелы его огнем и жупелом, и дым мучения их во веки веком восходит. Да тем ли то блюстися, что своими руками самим себя губити?». 324 Ограничиваться такими замечаниями значило лишь сбивать читателей с толка, так что с этой стороны полемика Евфросина не была достаточна для цели. Иное дело – другие частности этой полемики. Тут картина была нарисована вполне ярко, чтобы производить сильное впечатление. Прежде всего Евфросин указывал проповедникам самоистребления, что они потому и не идут по пути истины, что не ведают Писания. «Иже имать тщание в испытании и прочитании божественного писания тому много и открыется – истины и правды Божией знание. А вы бедные, все на тетрадках пали, а книги все попрали». И еще: «вы жил книжных не копаете, но на малых тетрадках почиваете». Припоминая свои свидания с проповедниками самоистребления, Евфросин писал: «припамятуй, Поликарпе, твое духодейство: добра-де книга, да нагодушие в ней есть, а за се и недостойна приятия». Иронизируя, Евфросин прибавлял к этому от лица своих противников: «на что нам книги? в книгах мы не знаем, а в тетрадках разумеем: в книгах закрыто, а в тетрадках все открыто». – Вопрос неизбежно должен был затронуть авторитет протопопа Аввакума. Евфросин припомнил разговор Мины с иноком Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Радуйся, нищету Христову вольно возлюбившая; Радуйся, сего ради богатство исцелений от Бога приявшая. Радуйся, яко росою воздержания пламень страстей погасила еси; Радуйся, яко Жениху Слову честное девство в дар принесла еси. Радуйся, тем же в чертог славы Христом введенная; Радуйся, со Ангелы и со лики святых веселящаяся. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 7 Хотяй душу твою в селениих райских упокоити, возвести тебе Господь, праведная Евфросиние, день отшествия твоего к Нему. Ты же, отцу своему земному тайну жития своего поведавши, ко Отцу Небесному потекла еси, воспевая Ему: Аллилуиа. Икос 7 Дивная тайна о тебе открыта бысть Господем игумену и братии святыя обители, идеже ты подвизалася еси, святая Евфросиние, да прославится Бог, явивший крепкую силу Свою в немощней плоти твоея. Молися о нас, мати преподобная, Господу Иисусу Христу, да сподобит и нас скончавши праведно житие свое, достигнути спасения и водворитися со святыми Его, вопиющих к тебе: Радуйся, иго легчайшее Христово от юности понесшая; Радуйся, лучами чудес твоих страстей вещь попалившая. Радуйся, одеяние иноческое, яко ангельское, носившая; Радуйся, исткану свыше ризу себе светозарную исходатайствовавшая. Радуйся, огнем Божественныя любве сердце свое согревавшая; Радуйся, росою благодати Божественныя душу свою орошавшая. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 8 Странное чудо и непостижимое явися от святых мощей твоих, Евфросиние преблагая, егда некоему от братии, иже бе слеп на единый глаз, по лобзании тела честнаго твоего, отверзеся око его. Видя исцеление сие, вся братия величала есть милость Божию, воспевая: Аллилуиа. Икос 8 Всем была еси в назидание святым житием твоим, мати преподобная, яко в женстем естестве мужескую крепость имела еси и победила еси супостата диавола. Подавай и нам крепость на подвиги и труды во славу Божию, восхваляющим тя: Радуйся, яко святыя мощи твоя благоухания исполнишася; Радуйся, яко тех благоуханием мы ныне наслаждаемся.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

21. Крестьянка того же села Василиса Семеновна Агафонова, 50 лет, сообщила: В 1903 году я две недели страдала сильной головной болью при общей слабости всего тела и получила исцеление от своего недуга лишь после того, как я, сходив к доктору и принесши от него порошки, предварительно сходила на колодезь блаженной старицы Евфросинии, из которого испив и умывшись, вдруг сделалась вполне здоровой, а порошки так и остались без употребления. 22. Крестьянка того же села Пелагея Михайловна Бодрова, 38 лет, сообщила: В1907 году у меня сильно болели глаза, голова и сердце так часто билось, что я иногда еле могла дышать. Теперь я, благодаря матушке Евфросинии, здорова, – брала воду из колодезя блаженной старицы, которую и пила, кропила ею глаза, и обдавала всю себя. От головной же боли и сильного сердцебиения я была исцелена во сне, который видела однажды так: стою я будто у реки Пращенки, около колодезя старицы Евфросинии, и вижу три пещерки задернутые белыми занавесками, Вдруг из одной пещерки выходит стриженная, седая, с желтоватым лицом женщина, суровая на вид и одетая как священник в полном облачении только без ризы, а в руках у ней – в правой маленький сосудик, а в левой – жестяной венчик, и она будто идет ко мне. Мне стало так страшно, что я упала лицом к земле, а в это время эта женщина, наложивши мне венчик на голову, сказала: «Чего ты ищешь? Что ты ходишь к другим, а ко мне не придешь? Купи мне на гробницу лампаду и хотя фунт масла». С этими словами я проснулась и почувствовала себя совершенно здоровой, какой чувствую себя и доселе. Видение это тем более поразительно, что Бодрова никогда не видала портрета блаженной старицы, а когда уже после этого события увидала писанный масляными красками портрет старицы, то признала в нем явившуюся ей во сне и исцелившую ее женщину. 23. Проживающая на Мышегском заводе, Тарусского уезда, Калужской епархии, Татиана Антоновна Шпорина, 62 лет, сообщила следующее: В 1902 году я страдала сильным головокружением, достигавшим такой силы, что я не могла даже сразу лечь в постель. Однажды мне пришло в голову сходить в Колюпаново и отслужить по старице Евфросинии панихиду, что я и исполнила, после чего немедленно тут же в церкви почувствовала, что дурнота из головы моей как бы выходит, а в скорости и совершенно прекратилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С архимандритом Полоцкого Богоявленского монастыря Григорием 40 , отправившимся в Москву за получением мира, 22 числа послал я в Петербург А. Н. Муравьеву образ преп. Евфросинии, при чем писал ему: «В вашей молитвенной храмине, между множеством древних и святолепных икон, я не приметил изображения преп. Евфросинии, княжны Полоцкой. Для восполнения сего недостатка, пользуясь благоприятным случаем, препровождаю к вам при сем икону 1308 г. преп. Евфросинии – список с довольно древнего образа, находящегося в Полоцкой обители, где преподобная совершала свои молитвенные подвиги и где на память по себе оставила драгоценный Крест. Вместе с тем посылаю службу и краткое Житие преп. Евфросинии. С истинным утешением и душевным умилением прочитал я в «Православном Обозрении» ваши «Впечатления кончины и погребения митрополита Московского Филарета» 41 . Нельзя не принести вам душевной благодарности за эту художественную и трогательную картину. В последнем письме вашем ко мне, вы предлагаете, между прочим, чтобы я открыто, хотя, и осторожно, возвестил о моих душевных скорбях. Не почитаю это удобным; да и трудно в коротких словах передать все, что приходится мне испытывать в настоящем моем положении. Если бы вам, по вашему доброму ко мне расположению и участию, угодно было получить хотя некоторое понятие о моих служебных затруднениях и огорчениях, то в этом может отчасти удовлетворить вас податель сего письма. Ему близко известны мои обстоятельства». За дар и за письмо А. Н. не остался у меня в долгу. Он писал мне от 1-го марта: «Сейчас был у меня ваш архимандрит и, казалось, остерегался быть слишком многоглаголивым, а быть может это есть природная Белорусская молчаливость. Приношу вам благодарность за прекрасную икону препод. Евфросинии, которой, действительно, у меня не было. Она последует за мною и в Киев, куда совсем переселяюсь после Пасхи, опустеют мои гостеприимные палаты, коими вы так любовались. Они нужны для нового владыки, ожидаемого в исходе мая, ибо Пасху проведет в Иркутске. Жаль что не могу его дождаться, но я должен спешить в Киев для работ по укреплению Андреевской горы 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален прп. Евфросинии, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прп. Евфросинии, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прп. Евфросинии (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава» – прп. Евфросинии, глас 8-й: «О, блаженнаго изволения!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Архангела Гавриила...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». На часах – тропарь и кондак прп. Евфросинии. На Литургии блаженны прп. Евфросинии, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии; кондак храма. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и прп. Евфросинии. Апостол и Евангелие – дня, среды (под зачало) и прп. Евфросинии. В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры прп. Евфросинии, глас 8-й и глас 2-й – 8. «Слава» – прп. Евфросинии, глас 5-й: «Ублажим ныне…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. Паримии прп. Евфросинии – 3. На стиховне стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – прп. Евфросинии, глас тот же: «Втайне Богу…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…». По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...».

http://patriarchia.ru/bu/2021-07-20/

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны прп. Евфросинии (по дважды). Полиелей. Величание прп. Евфросинии и избранный псалом. Седален прп. Евфросинии по полиелее, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен прп. Евфросинии, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»; стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Евангелие прп. Евфросинии. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобныя матере нашея Евфросинии...». Стихира прп. Евфросинии. Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и прп. Евфросинии на 8. Примечание. Согласно указаниям, содержащимся в службе прп. Евфросинии в Минее, канон Богородицы заимствуется из Октоиха, из службы повечерия в четверг вечера 6-го гласа: «Приими, Дево...». Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален прп. Евфросинии, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прп. Евфросинии, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прп. Евфросинии (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава» – прп. Евфросинии, глас 8-й: «О, блаженнаго изволения!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Архангела Гавриила...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради...». На часах – тропарь и кондак прп. Евфросинии. На Литургии блаженны прп. Евфросинии, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии; кондак храма. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – «Предстательство христиан...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-07-20/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010