Хочется поделиться своими впечатлениями с родными, которые почему-то не очень одобряют новое «увлечение», а то и у виска покрутят пальцем, назовут «фанатиком.» Здесь необходимо вспомнить слова Христа Спасителя: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. 264 У каждого должна произойти личная встреча со Христом, каждый добровольно должен избрать путь к Отцу Небесному. Единственное средство, которым мы можем приблизить воцерковление ближних, – наши усердные молитвы о них, как говорил отец Зосима: «Придет время, когда Бог его по молитвам нашим призовет к вере, – он сам попросит и водички святой, и просфорочки, и крестик. Насильно вешать кресты не нужно, чтоб не срывали, не кощунствовали. Насилие, помните, – грех. Никогда насилие не делайте, а молитесь за всех несчастных, чтоб их Господь призвал, чтоб они сами надели эти кресты, сами стремились к покаянию, сами попросили святой водички и святой просфорки. Никогда, ни в чем никого не насилуйте, насильно не тащите в храмы Божии сужиков, баб своих и прочее» 265 Немаловажен здесь и личный пример. Необходимо явить духовные плоды своей церковной жизни, чтобы родные увидели положительные перемены и сами захотели подобным образом измениться к лучшему. О любви к врагам Новое учение принес в наш мир Христос Спаситель о любви к врагам. Жестокий мир современников Его пришествия во плоти не знал пощады обидчикам. Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу... 266 – таков был закон. И то, что говорил Господь, призывая быть совершенными, как Небесный Отец, казалось безумием: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. 267 Пример этой совершенной любви показал нам Сам Христос, с Креста молясь за своих распина- телей. Взирая на нашего Подвигоположника, отец Зосима проповедал христианскую любовь: «Врагов ваших любите. А любить как? Это молиться прежде всего должны, с любовью сердечной, с теплотой. Думать: «Какой глупый человек! И чего враждовать, и чего не хватает, да вразуми его, Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть Тайна креста Евфросинии Полоцкой Личное расследование Алексея Буховецкого Алексей Буховецкий   10:25 21.02.2023 863 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлены автором Я веду собственное расследование исчезновения белорусской святыни – креста преподобной Евфросинии Полоцкой. Проводя расследование, разговаривал со многими людьми. В первую очередь с теми, кто близко знал матушку Ольгу. Так я узнал – крест преподобной Евфросинии вполне может быть здесь – в Полоцке! На прошлой неделе я встретился с Верой Федоровной, которая, по сути, была лучшей подругой инокини Ольги, а когда монахиня стала совсем немощной – помогала ей по хозяйству. Встреча проходила дома у Веры Федоровны. Конечно же, расспрашивал о кресте Евфросинии. Запись беседы дополнительно сохранял на диктофон. Тайны Богоявленского собора в Полоцке – Вера Федоровна, расскажите, что Вы знаете о кресте Евфросинии Полоцкой? Вы же долгое время находились рядом с матушкой Ольгой. Что она говорила Вам о месте, где может быть спрятана реликвия? – Матушка всегда говорила, что крест преподобной Евфросинии Полоцкой здесь, в Полоцке, – начала свой рассказ Вера Федоровна. – В те времена матушка Ольга была певчей на хорах в Спасо-Преображенской церкви. В храм приходили люди и с собой приносили крест. Это были пожилые монахини. Они всем давали прикладываться к кресту. Прикладывалась и Ольга. Тогда никто не знал, что это за крест. Потом уже стали говорить, что это крест Евфросинии. Он очень был похож на настоящий. – Значит, матушка Ольга видела крест и даже прикладывалась к нему? – Да, не только видела, но и прикладывалась к кресту. А когда узнали, что святыня хранится за Полотой (река в Полоцке), то стали ходить туда – поклонялись и исцелялись. Было это где-то в 70-х годах прошлого столетия, – продолжала Вера Федоровна свой рассказ. – В те годы было большое гонение верующих, и крест прятали. Слушая рассказ, я вспомнил, как лично спрашивал матушку Ольгу о месте, где может находиться крест Евфросинии. И она мне ответила: «Алексей, крест здесь, в Полоцке! Я знаю это точно!».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/21/ta...

Тебе вси заступницу имамы, преподобная мати наша Евфросиние:/не престай убо о нас молити Господа,/да не лишени будем Чертога Его Небеснаго.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яко звезда светозарная, показалася еси, мати Евфросиние,/блуждающих во мраце путеводящая,/во искушениих и вражиих наветех скорая и надежная помощница.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Доброта Иаковля, юже возлюби Бог/и в Нюже вселитися изволи Слово Божие,/земных слава и грешных прибежище Ты еси, Богородице Чистая.  Песнь 6 Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой, Многомилостиве.  Припев: Преподобная мáти Евфросиние, моли Бога о нас. Возсиявши, яко солнце, богосиянными лучами, преподобная Евфросиние,/струи изливаеши исцелений всем,/похваляющим твоя постническия труды и дивныя подвиги.  Припев: Преподобная мáти Евфросиние, моли Бога о нас. Ублажаем и чтим твою память святую и молим тя присно:/помяни и нас, мати Евфросиние, у Престола всех Царя.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Егда токмо узрела еси, преподобная Евфросиние, третицею/написанный образ явльшагося тебе Архистратига,/и абие разрешишася узы языка твоего,/и прославила еси Господа, творящаго дивная чудеса.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Вся хотением составивый Бог и содержай всяческая словом,/Твоима рукама держится, Пречистая,/Иже Божественным Существом неописанный.  Кондак, глас 2 Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/и тело твое постом и бдением изнуривши,/непрестанными молитвами Богу угодила еси,/преподобная Евфросиние,/и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/слепому прозрение и многим недужным исцеление даровала еси./Темже радостно взываем, глаголюще:/слава Богу, прославляющему святыя Своя. Икос Приидите, постническое сословие и чистоты усерднии хранителие,/песньми духовными воспоим преподобную Евфросинию,/красоты мира сего возненавидевшую, временную княжения славу оставльшую,/во обители, ею созданней, образ монашествующим показавшую,/многими бдении и постом тело свое удручившую,/и многих ради подвигов еще в житии сем дар исцелений от Бога приявшую,/и по смерти исцеления неоскудно источающую всем,/с верою приходящим к честней раце мощей ея./Темже радостно взываем, глаголюще:/слава Богу, прославляющему святыя Своя. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Лариса. Ах, дело сделано; можно только жалеть, а исправить нельзя. Входит Евфросинья Потаповна. Явление третье Огудалова, Лариса и Евфросинья Потаповна. Евфросинья Потаповна. Уж откушали? А чаю не угодно? Огудалова. Нет, увольте. Евфросинья Потаповна. А мужчины-то что? Огудалова. Они там сидят, разговаривают. Евфросинья Потаповна. Ну, покушали и вставали бы; чего еще дожидаются? Уж достался мне этот обед; что хлопот, что изъяну! Поваришки разбойники, в кухню-то точно какой победитель придет, слова ему сказать не смей! Огудалова. Да об чем с ним разговаривать? Коли он хороший повар, так учить его не надо. Евфросинья Потаповна. Да не об ученье речь, а много очень добра изводят. Кабы свой материал, домашний, деревенский, так я бы слова не сказала; а то купленный, дорогой, так его и жалко. Помилуйте, требует сахару, ванилю, рыбьего клею; а ваниль этот дорогой, а рыбий клей еще дороже. Ну и положил бы чуточку для духу, а он валит зря; сердце-то и мрет, на него глядя. Огудалова. Да, для расчетливых людей, конечно… Евфросинья Потаповна. Какие тут расчеты, коли человек с ума сошел. Возьмем стерлядь: разве вкус-то в ней не один, что большая, что маленькая? А в цене-то разница, ох, велика! Полтинничек десяток и за глаза бы, а он по полтиннику штуку платил. Огудалова. Ну, этим, что были за обедом, еще погулять по Волге да подрасти бы не мешало. Евфросинья Потаповна. Ах, да ведь, пожалуй, есть и в рубль, и в два; плати, у кого деньги бешеные. Кабы для начальника какого высокого али для владыки, ну, уж это так и полагается, а то для кого! Опять вино хотел было дорогое покупать в рубль и больше, да купец честный человек попался; берите, говорит, кругом по шести гривен за бутылку, а ерлыки наклеим какие прикажете! Уж и вино отпустил! Можно сказать, что на чести. Попробовала я рюмочку, так и гвоздикой-то пахнет, и розаном пахнет, и еще чем-то. Как ему быть дешевым, когда в него столько дорогих духов кладется! И деньги немалые: шесть гривен за бутылку; а уж и стоит дать. А дороже платить не из чего, жалованьем живем. Вот у нас сосед женился, так к нему этого одного пуху: перин да подушек, возили-возили, возили-возили, да все чистого; потом пушного: лисица, и куница, и соболь! Все это в дом, так есть из чего ему тратиться. А вот рядом чиновник женился, так всего приданого привезли фортепьяны старые. Не разживешься. Все равно и нам форсить некстати. 

http://azbyka.ru/fiction/bespridannica-o...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранная Богом от благочестиваго рода для прославления имени Господнего своим житием непорочным, святая преподобная Евфросиние, к чистым стопам твоим припадаем и умиленно тя просим: простри ко Господу Богу руце своя и умоли за нас Творца всяческих, да помилует нас в сем житии, вопиющих тебе: Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Икос 1 Ангелом святым уподобившися, богобоязненнии родителие твоя, преподобная Евфросиние, печалуяся о безплодии своем, непрестанно Господа моляху, да послет им чадо во утешение. С высоты небесныя преблагий Господь на милосердие, моления и пощения рабов Своих взирая, благоволи, по молитвам игумена, благословити благочестиваго отца твоего Пафнутия и разрешися неплодие матери твоея. Мы же, с родителями твоими, прекрасная Евфросиние, рождению твоему радующеся, воспеваем ти: Радуйся, у Господа родителями твоими со слезами вымоленная; Радуйся, родителем твоим Господом за милосердие и смирение дарованная. Радуйся, утешением им неизреченным ставшая; Радуйся, ими благочестию и праведности наученная. Радуйся, с младых лет в православной вере воспитанная; Радуйся, заповеди Божии в сердце своем сохраншая. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 2 Видя девственную чистоту жития твоего, преподобная Евфросиние, велие благоразумие твое и красоту лика твоего, многия от благороднейших и знатнейших семейств Александрии желаху имети тя супругою своих сынов. Отец же твой Пафнутий, на волю Божию всецело полагаяся: «Да будет тако, яко же есть угодно Господу!», хвалы Ему пел неустанно: Аллилуиа. Икос 2 Разуму своему просвещения свыше прося, пришедши Пафнутий со дщерию своею во обитель, рекл игумену о чаде своем: «Аз приведох к тебе, святый отче, дщерь мою, ея же ми Бог даровал есть по молениям твоим; прошу тя, отче, помолися о ней, хощу бо отдати ея в замужество». Ты же, благоразумная Евфросиние, к ногам старца припадая, просила еси его: «Прошу тя, отче, помолися о мне, да спасет Господь душу мою», о замужестве ничуть не помышляя. Научи же и нас о небеснем помышляти паче, нежели о земном, воспевающих ти сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

13 ноября 2013 г. 19:30 Памятник святым Димитрию Донскому и Евфросинии Московской торжественно откроется в Москве 19 ноября На ближайший вторник, 19 ноября, в российской столице намечено освящение и торжественное открытие памятника святому благоверному князю Димитрию Донскому и его супруге Евдокии (преподобной Евфросинии Московской). Бронзовая скульптурная группа, изображающая супругов, их сына Василия и еще одного младенца на руках у княгини, появится на территории храма преподобной Евфросинии на Нахимовском проспекте столицы. Как рассказал «Церковному Вестнику» настоятель храма протоиерей Алексей Ладыгин, в настоящий момент отливка монумента общей высотой 4 метра в подмосковном Солнечногорске завершена, в Москву для монтажа его намечено доставить 18 ноября. «В свое время идею этого памятника одобрила Московская городская Дума, но бюджетного финансирования не предусмотрели, - напомнил о. Алексий. - Поэтому нам пришлось заниматься этим исключительно на средства жертвователей». Общая смета памятника составила 6 миллионов рублей. Предварительно приход храма провел закрытый конкурс проектов, по итогам которого лучшей признали работу скульптора Дмитрия Кукколоса. В окончательном проекте учтены замечания Искусствоведческой комиссии Московской Патриархии. Как рассчитывают инициаторы установки памятника, тот напомнит москвичам об атмосфере подлинно христианской любви, царившей в семье Димитрия и Евдокии. Освятит памятник по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла руководитель управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк . Начало торжества 19 ноября в 16.00 в домовладении 8 по Нахимовскому проспекту. 13 ноября 2013 г. 19:30 HTML-koд для сайта или блога: Памятник святым Димитрию Донскому и Евфросинии Московской торжественно откроется в Москве 19 ноября На ближайший вторник, 19 ноября, в российской столице намечено освящение и торжественное открытие памятника святому благоверному князю Димитрию Донскому и его супруге Евдокии (преподобной Евфросинии Московской). Бронзовая скульптурная группа, изображающая супругов, их сына Василия и еще одного младенца на руках у княгини, появится на территории храма преподобной Евфросинии на Нахимовском проспекте столицы. e-mail: @

http://e-vestnik.ru/news/pamyatnik-evfro...

Ума твоего око, преподобне отче, от страстей мглы очистив,/Пресвятому Духу приятно селение явися,/чистым блистанием соделал еси, Богоблаженне Евфросине. Твердостию разума укрепляемь, всеблаженне Евфросине,/различная мечтания врагов обличил еси, мудре,/и гордыню тех возвышенную низложил еси, преподобне. Рачитель сый милостиваго Христа своего, отче Евфросине,/некоему иноку, в раскаяние впадшу о даннем сребре на сооружение обители твоея,/ты же повелел еси отдати,/и, взем, отъиде в ину обитель, и ослепе, и приводим с верою./Ты же, отче, милостивно наказуя, Божиею благодатию даруеши ему прозрение, якоже при купели. Богородичен: Иже прежде век рождейся от Отца/напоследок неизреченно из утробы Твоея пройде/и обожи наше естество, Мати Дево,/Иже преподобных лики яве изводяй. Седален, глас 8. Подобен: Премудрости: От юности, блаженне, вся оставль красная же и лепотная,/усердно последовал еси Христу, звавшему тя, со сверстником своим./Постом, отцы преподобнии, тело свое изнурили есте,/в молитвах безпрестани бдяще./Темже тя, отче, Всеведый Господь добре устрояет пастыря Своим овцам словесным./Евфросине и Серапионе, отцы Богоноснии,/молите Христа Бога грехов оставление подати/чтущим любовию святую память вашу. Слава, и ныне, Богородичен: Яко Деву и едину в женах: (зри 15 мая) Песнь 4 Ирмос: Духом провидя, пророче Аввакуме, Словесе воплощение,/проповедал еси, вопия:/внегда приближитися летом – познаешися,/внегда приити времени –покажешися./Слава силе Твоей, Господи. Закон Божий сохраняя невредно, преподобне,/чистоту и смирение ты от младенства имел еси,/и житие нескверно, и нрав милостивей, отче досточудне Евфросине. Возвысил еси к Богу сердечное желание, и смирил еси пагубныя страсти,/и лукавствия бесов низложил еси, преподобне Евфросине,/иночествующим недвижимое основание. Звезда светлая явися в концех, пустыню же град сотворил еси/и множество ученик собрал еси,/Христу сраспялся еси, крест свой на рамо взем,/воздержанием сам себе изнурил еси, святе Евфросине,/моли непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелом святым уподобившися, богобоязненнии родителие твоя, преподобная Евфросиние, печалуяся о безплодии своем, непрестанно Господа моляху, да послет им чадо во утешение. С высоты небесныя преблагий Господь на милосердие, моления и пощения рабов Своих взирая, благоволи, по молитвам игумена, благословити благочестиваго отца твоего Пафнутия и разрешися неплодие матери твоея. Мы же, с родителями твоими, прекрасная Евфросиние, рождению твоему радующеся, воспеваем ти: Радуйся, у Господа родителями твоими со слезами вымоленная; Радуйся, родителем твоим Господом за милосердие и смирение дарованная. Радуйся, утешением им неизреченным ставшая; Радуйся, ими благочестию и праведности наученная. Радуйся, с младых лет в православной вере воспитанная; Радуйся, заповеди Божии в сердце своем сохраншая. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 1 Избранная Богом от благочестиваго рода для прославления имени Господнего своим житием непорочным, святая преподобная Евфросиние, к чистым стопам твоим припадаем и умиленно тя просим: простри ко Господу Богу руце своя и умоли за нас Творца всяческих, да помилует нас в сем житии, вопиющих тебе: Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Молитва преподобной Евфросинии Александрийской О, святая преподобная мати наша Евфросиние! Ныне светло память твою празднующе, умиленными сердцами восклицаем ти: ты послушалася еси благаго Учителя Господа нашего Иисуса Христа, глаголющаго в Евангелии: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик, и всем житием своим последовала еси Ему. Испроси нам, мати наша Евфросиние, силы и действа Святаго Духа, во еже искоренити всякий грех в нас живущий и сотворити души наша в храмы Божии; воспламени сердца наша любовию ко Господу да исполним уста наша ко славословию Его и совершим хождение наше пред лицем Божиим во всяком благочестии и чистоте, да небесным предстательством твоим спасаеми узрим славу Божию, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

761  По житию, Евфросин ходил в Константинополь ещё будучи юношей: см. лист 34 sqq речи Евфросина посланным Иова, откуда он навык двоить песнь аллилуия, в которых не говорится это прямо, но ясно даётся знать, и лист 88 оборот, где сам автор жития прямо говорит, что Евфросин ходил к Царьграду, на вопрос к патриарху об аллилуии, „в юности своей”. А Василий в этом случае, допуская явную хронологическую несообразность, переделывает автора жития (путешествие в Царьград юноши, Псковского поселянина, „на вопрос” к патриарху, независимо от всего, не особенно вероятно: но автор жития именно затем и посылает Евферосина в Царьград юношей, что иначе это путешествие уже не было – бы в самый прекрасный цвет благочестия в Константинополе и задолго до его взятия Турками, как нужно было представлять дело автору). 762  Автор жития не сообщает, в каком году умер Евфросин, а относительно возраста говорит, что в „глубоце старости”, – лист 71. Василий, на основании сведений, им самим полученных в монастыре Евфросиновом, которые он не выдаёт за достоверные („якоже неции поведают в него обители о нем”) и которые на самом деле не отличаются достоверностью (Евфросин, по его словам, вручил перед смертью игуменство Игнатию, тогда как на самом деле игуменом был Харлампий), говорит, что Евфросин скончался в 1481г., будучи 95 лет от роду. Достоверно известно, что Евфросин был жив в 1472 году и что он скончался не ранее правления Новгородского архиепископа Феофила, который занимал кафедру с 1471г. по 1480, см. запись на рукописи, писанной в монастыре Евфросиновом и находящейся в числе рукописей, приобретённых Румянцевским Музеем от Пискарёва, – по каталогу Викторова и духовное завещание Евфросина в Актах Экспедиции I, Принимая, что Евфросин скончался в 1480г., лет 90, получим, что время 20-летней юности началось для него в 1410г., а Фотий занимал митрополичью кафедру с 1409 по 1431год. 764  Православный Собеседник стр. 141 начало. Этот Иов, т. е. действительный Иов писем неизвестного псковича, нет сомнения, есть тот священник Иов, который в 1422 или 1425г. приходил к митрополиту Фотию послом от Псковского духовенства, – Памятники Павлова col. 427. Относительно прозвания его столпом сравнить отзыв архиепископа Геннадия о митрополите Спиридоне Сатане: „сей человек в нынешняя роды беяше столп церковный, понеже измлада извыче священная писания”. Когда автор жития говорит, что Иов умер после Евфросина, т. е. наделяет его слишком большим долголетием, то очень может быть, что говорит неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Тяжело было жителям земли полоцкой выслушать этот отказ в единственной и дорогой их святыне. Но они, уповая на милость Божию, снова не перестали ходатайствовать о возвращении им принадлежащих по праву св. останков преподобной Евфросинии. На этот раз они прибегли к помощи светской власти. В 1864 г. на имя главного начальника северо-западного края, графа Муравьева, поступило ходатайство от 13 волостей Полоцкого уезда, а также от мещан города Полоцка, просьба ο предстательстве его пред государем императором, чтобы со стороны его последовало Высочайшее соизволение на перенесение из киевских пещер в г. Полоцк св. мощей преподобной Евфросинии. Граф Муравьев, признавая это ходатайство заслуживающим уважения, отношением от 30 марта того года просил дать по поводу его заключение полоцкого архиепископа. Последний сообщил его сиятельству, что он с своей стороны уже ходатайствовал об этом пред высшей церковной властью, но получил отказ, хотя и до настоящего времени признает необходимость и огромную важность в интересах православия перенесение мощей преподобной Евфросинии в г. Полоцк. В 1866 г. на полоцкую епископскую кафедру был назначен московский викарный епископ Савва, человек в высшей степени энергичный и великий ревнитель древнего православия. Еще пред отправлением своим из Москвы в Витебск летом 1866 года преосвященный Савва, по собственным его словам, беседовал с московским митрополитом Филаретом о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк и просил его содействия в этом деле. После некоторых возражений митрополит Филарет согласился поддерживать преосвященного Савву и уполномочил его начать от имени его переговоры об этом предмете с петербургским митрополитом Исидором. Но переговоры эти не имели никакого успеха. Митрополит Исидор с каким-то раздражением и даже гневом на московского митрополита встретил слова преосвященного Саввы о мощах преподобной Евфросинии. Он даже прямо советовал преосвященному Савве оставить однажды навсегда мысль о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010