5. Никто да не обольщает себя тем, что нашел что-либо: ибо не позволительно корыстоваться и найденным. Второзаконие глаголет: «Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь,» — так говорит Второзаконие (Втор 22.1—3). В книге же Исхода не только о найденной кем-либо собственности брата, но и врага, речено; возвращением да возвратишь оную в дом господина ея (Исх 23.4—5). Если же не позволительно в мире корыстоваться от небрежного и роскошествующего, и о своей собственности не пекущегося брата или врага, то кольми паче от бедствующего, избегающего врагов и по нужде оставляющего собственность.    6. Иные же обольщают себя, удерживая найденную чужую собственность, вместо своей утраченной. Таким образом, поскольку ворады и готфы поступали с ними вражески, то они для других соделались ворадами и готфами. Сего ради послали мы к вам брата и состарца Евфросина, дабы он, по примеру здешнего образа действования, и там ввел подобный; и от кого надлежит принимать обвинения, и кого должно отлучать от молитв.        7. Возвещено также нам нечто невероятное, случившееся в стране вашей, без сомнения, от людей неверных и нечестивых, и не познавших даже имени Господа: словно некоторые дошли до такой лютости и бесчеловечия, что содержат у себя в неволе некоторых убежавших из плена от варваров. Пошлите кого-либо в страну для изыскания сего, да не падет молния на творящих это.        8. Если которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, что были понтийцами и христианами, и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, также указывали неведущим варварам пути или дома, — таковым должно преградить вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, вместе сошедшись святые Отцы, и прежде них — Дух Святой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3065...

— Господин, отец мой — христианин и верный слуга Божий, матери моей нет уже в живых. Родитель мой, имеющий большое богатство, желает выдать меня замуж, чтобы не пропали все его сокровища, я же не хотела бы осквернять себя мирскою суетою, но боюсь ослушаться отца моего и потому не знаю, что мне делать. Всю предыдущую ночь я провела без сна, умоляя Бога, чтобы Он ниспослал мне милость Свою. А при наступлении утра захотелось мне позвать к себе одного из отцов подвижников, дабы услышать от него слово назидания и указания, как мне следует поступать. Умоляю тебя, отче, научи меня пути Господню, ибо я знаю, что ты мне послан от Бога. Тогда старец начал поучать ее так: — Господь говорит во святом Евангелии: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Не знаю я, что тебе сказать больше сего. Если ты можешь вынести борьбу с плотью, то оставь всё и беги от мира сего, как Израиль от работ фараона. А наследников богатства отца твоего весьма много: церкви, монастыри, больницы, странноприимные дома, сироты, вдовы, странники, заключенные в темницы и взятые в плен. Отец твой может раздать имение, кому захочет, сама же ты позаботься о душе своей. На сие девица сказала ему: — Я надеюсь на Бога и на твои молитвы, отче, ибо думаю, при помощи свыше, посвятить себя Богу. — Не медли с сим намерением, дочь моя, — ответил ей старец, — ибо кто отлагает совершение богоугодного подвига, тот, обыкновенно, потом раскаивается в таком замедлении; время и теперь покаяться. Святая Евфросиния сказала старцу: — Для того я и попросила тебя, отче, придти ко мне; я хотела, чтобы ты исполнил желание сердца моего, и, помолившись о мне, благословил и постриг меня. Тогда старец встал, помолился и постриг, по Божьему соизволению, Евфросинию в иночество, возложив на нее схиму. При сем он сказал ей: — Бог, даровавший спасение всем святым Своим, да хранит тебя от всякого зла. После того он отправился в свою обитель, радуясь и славя Бога. Между тем Евфросиния стала размышлять в сердце своем:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕВКИЙ ВРУНТИСИОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Левкий Врунтисиопольский ( V в.), епископ , исповедник , святитель . Память 20 июня . В миру Евтропий, родился в городе Александрии от благочестивых родителей Евдикия и Евфросинии. Мать умерла, когда отроку было 11 лет, а отец принял монашеский постриг в монастыре святого Ермия и взял сына с собой в обитель. Мальчик воспитывался под духовным руководством игумена Никиты и опытных монастырских старцев. Он оказался очень способным, прекрасно изучил Священное Писание. Евтропий рос тихим, кротким и послушливым отроком. Когда ему исполнилось 18 лет, скончался игумен Никита. Братия монастыря единогласно избрала игуменом Евтропия, хотя он еще не был пострижен в иночество . Считая себя недостойным руководить кем бы то ни было, Евтропий отказался. Семь лет монастырь святого Ермия оставался без настоятеля. За эти годы Евтропий, подвизаясь в монашеских подвигах, достиг высокой степени духовной жизни. Однажды Евдикий вместе с двадцатипятилетним сыном святым Евтропием отправился на праздник Успения Божией Матери в почитавшуюся всеми церковь Успения в окрестностях города Александрии. На праздновании присутствовал Еллий, епископ Елиопольский , со своим клиром. Одновременно он посетил монастырь, которым управлял игумен Феодор. В том же монастыре остановились и отец с сыном. Ночью Евдикию было откровение о его скорой кончине и о том, что его сын будет епископом и просветит светом Христовой веры город и землю Врунтисиопольскую в Италии. В этом видении Евтропию было предсказано новое имя - Левкий, означающее " Прииде на него Дух Господень " . В день праздника в церкви Божией Матери епископ Еллий услышал глас с Неба, благословивший Левкия на архипастырский подвиг, и приказал архидиакону спросить молящихся, кто носит это имя. Потом с любовью благословил святого Левкия и его отца.

http://drevo-info.ru/articles/10903.html

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 424 Нельзя сказать, что католический Запад действует согласно духу евангельскому, христианскому. Отделившись от Вселенской Церкви, он перетягивает на свою сторону сначала умы и души, а затем и канонические территории исконно православных народов. Об этом отец Зосима говорил следующее: «Идет путем скорбей Церковь Христова до сего дня. Гонения, ненависть, духовные расколы в Церкви, ненависть к единству Церкви, хоть святые отцы и заповедовали нам: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь " ». 425 «Печаль только за Украину нашу: в сатанинском безбожии, в нищете, в национализме сатанинском пребывает сейчас Украина, во злобе к земле Русской пребывает, антирусская пропаганда несется. Против русского языка восстают, какой-то западенский язык нам навязывают, который и сами они мало понимают, – полупольский, полумадьярский, полу Бог знает какой, полурумынский, смесь какая-то, полунемецкий язык этот. Нападение на веру православную, расколы, тьма какая-то, смерч какой-то над Украиной стоит тяжелый, только лишь надежда на Русь Святую». 426 Проблема еще видится в том, что элита, управляющая государством, удалена от жизненных интересов простого верующего народа, который не только не хочет отделения от Матери-Церкви, но и готов жизнь свою положить за ее единство. Одним из таких ревностных представителей Святой Руси является святой преподобный Лаврентий Черниговский , говоривший: «Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь !» Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не Церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная, Святая Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя Церквами, не Церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще одна девушка открыла близость Христа в тяжелой болезни, в которой осталась без помощи многочисленных обеспеченных и воцерковленных родственников, правда, путающих Радоницу и Масленицу… Мать ее убеждена, что та лишилась рассудка. Как эти истории напоминают житие юной Предславы — преподобной Евфросинии Полоцкой, чья память уже совсем скоро (5 июня по новому стилю), которая слишком серьезно, по мнению ее безутешных родителей, приняла к сердцу слова Христа о следовании за Ним. Они были взволнованы, напуганы, возмущены, наконец – но потом и им открылся Христос и Его весть в ее небывалой новизне, и они были обрадованы той несказанной радостью, что отразилось в новом имени их дочурки Предиславы – Евфросиния, благорадование, радость священная… Мать многострадальной Таисии, игумении Леушинской (весьма верующая и благочестивая, считавшего свою дочку «вымоленным ребенком») которая, как и вся ее семья, была против избранного ею пути, сказав: «Если ты не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй мне никогда этих слов». Но на смертном одре мать произнесла о дочери-монахине: «Она вечная за нас молитвенница, ее Царица Небесная избрала Себе». И, если в вас не проснулся тот ребенок, которого Христос, поставив посреди, привел ученикам в пример, то приводить своего ребенка ко Христу опасно для вашего кажущегося благополучия. Свободный и Всемогущий Бог может сделать все, что возжелает – Он может зажечь искру любви к Себе в сердечке вашего дитяти, Он может привлечь его к Себе любовью Крестной. Даже если вы боитесь страданий, страстей и Креста, а просто хотите выполнить древний полезный для детей обряд, который, на самом деле – погружение в смерть Христову. И, быть может, тогда вы сами, пережив боль и страх, поймете, идущие вслед за чадом своим, которое уже не ваше, а Христово, что такое Таинство Крещения, через которое когда-то прошли и вы…             Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 

http://pravmir.ru/nashi-deti-i-otrok-hri...

За Божественной литургией в обители схиархимандрита Зосимы всегда можно услышать ектению об уврачевании раскола, об обращении отпавших от Церкви чад. Наверняка и сокровенные молитвы батюшки были устремлены к Богу об искоренении вражды и воцарении в Церкви мира и любви: «Нам остается всем только молиться о раскольниках, скорбеть о уклонившихся в секты, в расколы, в сатанинский, хохляцкий этот жуткий раскол автокефализма. Да призови, Господи, сотвори чудо, чтоб они, заблудшие, поняли, пришли к познанию истины, покаялись и соединились с Матерью нашей Святой Русской Православной Церковью». 161 Богатство Бог испытывает одних богатством, иных бедностью. И неизвестно, какое из испытаний является более тяжелым. Преподобный Анатолий Оптинский так отвечает одной из своих духовных чад: «Вот ты до такой степени увлеклась миром, что и разум потеряла: ты говоришь, что богатым легче спастись, а Господь сказал: «Неудобно богатым войти в Царство Небесное!» 162 Благодари Бога, что не богата». 163 Но и в бедности можно завидовать, быть корыстолюбивым, жадным, роптать на Бога. А будучи богатым можно быть милостивым, сострадательным, благотворительным. Само по себе богатство не является пороком, но страстное отношение к нему и неправедное использование – несомненно греховно. Об этом отец Зосима говорит так: «Богатство никогда не было пороком, если праведным трудом наживается, не бандитизмом современным наживается, а праведным, добрым трудом наживается; но всегда, еще в Ветхом Завете Господь сказал, десятую часть от имения твоего отдай бедным, нищим. Благотворителям богоугодно – в храм Божий. Вот куда надо отдать эту десятую часть от имения. И Бог давать тебе успех будет, и богатство твое умножаться будет». 164 Делами благотворительности от своего состояния богатые люди спасаются. И эту возможность, конечно, им дает Бог. Священное Писание об этом говорит так: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны. 165 В духе евангельском и батюшка Зосима поучает: «Бог мудро спасает и богатых людей, которые творят благие дела, благотворительностью доброй занимаются, помогают храмам, нищим, убогим помогают, бедным, в несчастье людям помогают, питают людей, и это и есть – Богу все возможно». 166

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затем Евфросиния, опасаясь, как бы отец не узнал ее, так как она вела с ним слишком продолжительную беседу, сказала Пафнутию: — Господин мой, иди теперь домой с миром. Внимая сим речам, Пафнутий и плакал, и радовался, ибо сердце его пламенело естественною любовью к Измарагду и много пользы получил он от бесед с ним; затем он пошел к игумену и сказал ему: — Один Бог знает, отче, какую пользу получил я от сего инока, и по благодати Божией, его слова наполнили мое сердце такой радостью, как будто бы я нашел любимое чадо. После сего Пафнутий, попросив всех иноков молиться за себя, возвратился домой. — А Измарагд прожил в той обители тридцать восемь лет, проводя богоугодную жизнь; по прошествии сего времени он впал в тяжкую болезнь, после которой и предал Господу свою душу. Еще до преставления его, Пафнутий опять пришел в монастырь на поклонение и для посещения братии. После обычной беседы с игуменом, он сказал ему: — Отче, если возможно, позволь мне повидаться с братом Измарагдом, ибо я очень люблю его. Игумен, призвав Агапита, поручил ему отвести Пафнутия к Измарагду. Когда Пафнутий вошел в келлию его и увидел Измарагда лежащим на постели в сильной болезни, то припал к его ложу и стал говорить с горькими слезами: — Увы мне! Где сладкие слова твои, где обещания твои о том, что я увижу погибшую дочь мою? Вот, я не только не вижу ее, но лишаюсь и тебя, моего утешителя. Увы мне! Кто теперь утешит старость мою? К кому я пойду, и кто будет отрадою в печали моей? Я плачу и душевно скорблю о разлуке с тобою; вот уже тридцать восемь лет, как я не вижу дочери своей и не получаю ниоткуда вестей о ней, да и дорогой мой Измарагд покидает меня, — Измарагд, о котором я так сильно радовался, как будто бы я нашел свою погибшую дочь. И чего мне теперь ожидать? Где найти себе утешение? Остается мне одно: сойти в гроб с своею печалью! Видя, как неутешно рыдал Пафнутий, Измарагд сказал ему: — Зачем ты смущаешься и убиваешься от сильной печали? Разве не крепка рука Господня? Или разве есть что-либо невозможное для Бога? Итак, перестань печалиться. Вспомни, что Господь некогда явил Иакову живым Иосифа, о котором он рыдал, как о мертвом; тот же Бог утешит и тебя. Теперь же прошу тебя об одном: останься здесь три дня и не покидай меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И Владыка, и его сестра очень интересовались космическими достижениями. Дневники монахини Евфросинии пестрят записями о запусках космических кораблей. Космонавтов она знала по именам, молилась об их благополучном возвращении на Землю. «Эли продолжала энергично интересоваться физикой, астрономией, науками о Земле. В самых восторженных тонах она рассказывает о космонавтах, о том, какая была с ними пресс-конференция… Президент Академии наук акад. Келдыш заключил свое слово тем, что сказал: «Через 30–40 лет наша теперешняя совершенная наука будет казаться дикарским челноком, на котором катались первобытные люди!» В то же время она неукоснительно выполняла монашеское правило и пятисотницу». Эли пишет: «Наслаждалась игрой на пианино. Читала сегодня в послании св. апостола Иоанна: «Дабы вы знали, что, веруя в сына Божия, имеете жизнь вечную… И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас… Знаем и то, что получаем просимое от Него». Какое дерзновение и надежду дарят эти слова! Весь день я лежа читала книгу «Ядерная астрофизика» о ядерных частицах. Это помогает читать статьи о звездах… Вчера запустили «Союз-6» с двумя космонавтами. Сегодня – «Союз-7» с тремя космонавтами…» «После обеда я улеглась и стала читать интереснейшие статьи о Венере и ракетах: «Венера-5» и «-6», которые братик вырезал мне из газет. Наши ракеты прибыли на Венеру, вошли в ее атмосферу». Эли не забывала отметить, что «Аполлон-10» уже четвертый день летит к Луне: «Сегодня он должен облететь Луну и быть в 15 километрах от нее!» Через несколько дней делает запись в дневнике о благополучном возвращении «Аполлона». «22 декабря мы услышали по радио, что американцы полетели на Луну! Американцы на этот раз ограничились тем, что делали кольца вокруг Луны, но не сели на нее. 24 декабря их начальник – космонавт и в то же время методистский священник – читал в космосе несколько строчек из Книги Бытия». Интерес к освоению космоса в то время проявляли многие служители Церкви. Стремление прикоснуться к замыслу Творца соседствовало с гордостью за успехи своего народа. Митрополит Нестор (Анисимов) , не один год отсидевший в лагерях, пишет в письме родным: «…Поздравляю вас с Новым годом, принесшим великую СЛАВУ нашей дорогой Родине! Поздравляем с грандиозной победой русского, советского, гения – запуском спутника. Ура, ура и слава!» Его близкие рассказывают, что он следил за полетом первого спутника и гордился тем, что первой была НАША СТРАНА.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

И еще: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день ( Ин.12:48 ). Благой Бог уже всё совершил для нас, возлюбленный: явился на земле, принял образ раба, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:7–8 ); и это сделал Господь славы, держа все словом силы Своей ( Евр.1:3 ), восстановив нас от тления, перешедшего к нам от первозданного [Адама], и не только это, но и обожив нас чрез святую плоть Свою, так что мы удостоились называться и братьями Его (ср. Евр.2:17 ), и сотелесными Ему ( Еф.3:6 ), и сопричастниками и сонаследниками Его. Поэтому нам должно блюсти себя со всею внимательностью. Среди сетей ходишь ты, обращаясь в городе; смотри, чтобы не попасть в них. В страхе Господнем пусть будет обращение с добрыми мужами; избегай живущих неосмотрительно, избегай юношеских шуток и забав; избегай душепагубных пиршеств и пьянства. Никакое гнилое слово да не исходит из уст твоих, а только доброе для назидания слушающих ( Еф.4:29 ). Не старайся обогатиться, ибо наг пришел ты в этот мир, наг и отыдеши ( Иов.1:21 ). Не люби славы здешнего мира, ибо она проходит, как дым. Одно только люби благо, чтобы иметь сердце, чистое от скверного греха, чтобы получить Царство Небесное и избегнуть вечного осуждения. Соблюдай данные тебе заповеди; преклоняй ухо свое к бедному, когда рука твоя имеет, чем помочь, подавай нуждающемуся. Две лепты бедной вдовы превзошли всё, что бросали в сокровищницу ( Мк.12:43 ). Клятва пусть не бывает в устах твоих, ибо клянущийся не спасется, хотя бы по-видимому он исполнил все заповеди. (655) Посещай человека в темнице ( Мф.25:36 ), чтобы и тебя посетил Господь. Молись непрестанно и пой в сердце, чтобы в тебе обитал Дух Святый. К чему нужно стремиться Вот немногие из многих выражений любви, заповеди благие, которые да сподобимся оба мы соблюсти и спастись во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь. 460. К игумении Евфросинии (II, 115) 1362 Как прекрасно письмо твоего почтения, выражающее скорбь о кончине преподобной матери и вместе не забывающее о надежде! Подлинно, как оставаться совершенно без скорби и без слез при разлуке с умершими предосудительно (ибо это знак бесчувственности), так, с другой стороны, чрез меру сокрушаться печалью свойственно не имеющим надежды Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И как горе было бы Пантелеймону, так горе бывает и большей части детей, у которых хотя и один из родителей ходит по пути нечестия. Ибо если несомненная истина, что и большая часть возрастных способны скорее перенимать злое, чем доброе, то про малолетних, при худом воспитании их, и говорить нечего. Они – трость ветром колеблемая, они – воск, на котором и малейшее давление отпечаток делает. Будем же помнить это и ту страшную ответственность, которой подлежать будем, если худому научим детей. «А кто, – говорит Господь, – соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф.18:6 ). Аминь. 346. Господь споспешествует спасению добрых В книге Деяний Апостольских читаем, что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян.10:35 ). Что это значит? То, что если в душе какого человека сохранилась чистая мысль, по самому свойству своему стремящаяся к Творцу; есть святое желание любить Его всем сердцем и служить Ему во все дни жизни; есть при этом чистая совесть, неумолкающая наставница на все благое и правое, – такому человеку Господь всегда открывает Себя и так или иначе неисповедимыми путями Своего Промысла всегда приводит его к спасению. Эту истину мы можем видеть на св. великомученике Пантелеимоне в отрочестве его и юности. Как слышали вы в предыдущем слове, он в детском возрасте с усердием внимал наставлениям своей благочестивой матери-христианки и, насколько возможно было по его детскому возрасту, от нее истины Евангельские усвоял. Видели также, что по смерти матери он возращен был в идолопоклонстве. Теперь еще узнаем из жития его, что он был «добронравен и благоглаголив и всем любезен». И Господь призрел на чистую душу отрока, коснулся ее и привлек к Себе. Вот как совершилось это Божественное научение. Св. Пантелеимон отдан был отцом в научение врачебному искусству к славному в то время врачу Евфросину и ходил учиться к нему. По пути к своему учителю, Пантелеимону приходилось проходить мимо одного убогого дома, в котором жил престарелый христианский священник Ермолай.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010