По существу, и вторую заповедь о любви к ближнему надо расчленить на две. Господь говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Таким образом, надо различать безопасность и пользу для души и то же для тела. Таким образом, основные заповеди христианина надо расположить в такой последовательности: 1) Любовь к Богу. 2) Любовь к ближнему, проявляемая в заботе о душе ближнего. 3) Любовь к ближнему, проявляемая в заботе о теле ближнего и его материальных нуждах. И при всяком деле надо поступать так, чтобы исполнялась прежде всего наивысшая из заповедей. При этом ради исполнения более высокой заповеди можно, по нужде, пренебрегать низшей. Так, Господь говорит, что «кто оставит... братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей... ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29). Здесь пренебрежение второй заповедью — любви к ближнему ради исполнения первой — любви к Богу. Когда свв. мученицам Вере, Надежде и Любови надлежало или умереть, или принести жертву языческим богам, то захотела ли мать их София спасти их тела? Нет — ради спасения души она ободряла их и укрепляла в подвиге. Спасая их души, она пренебрегла спасением их тела. Господь сказал: «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 40-42). Однако в исполнении и этой заповеди также нужна рассудительность, и к исполнению просьб ближних нельзя относиться формально, т. е. без рассудительности исполнять все просьбы. Так, совершенно очевидно, что христианин должен отвечать отказом на такие просьбы, как помочь обидеть ближнего, самоубийце — достать яд или пьянице — водки и т. п. Случаи отказов в просьбах мы знаем и из жизни святых. Так, например, в житии Иоанна Златоустого имеется описание такого случая. Императрица Евдокия позвала к себе богатого гражданина Феодорика и просила его дать взаймы денег, объясняя свою просьбу потребностью больших расходов на войско и для раздачи неимущим. Зная, что просьба царицы продиктована ее сребролюбием, Феодорик не исполнил ее просьбы, а обратился за советом и помощью к св. Иоанну. Последнему удалось защитить Феодорика от притязания царицы. После этого Феодорик свое богатство пожертвовал на пропитание странников, бедных и больных, что вызвало гнев и озлобление царицы на св. Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Посему преподобный непрестанно поучал всех апостольскими словами: – Внимайте тщательно, братие, как вы приступаете к причащению: «Да испытывает же себя каждый из вас, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» ( 1Кор.11:28–29 ), ибо сия святыня приуготовлена для святых, а не для оскверненных, – и если вы имеете чистую совесть, то «кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся» ( Пс. 33:6 ). Когда святейший Ювеналий снова занял свой престол и стал исправлять возникшее в церкви беспорядки, царица Евдокия, увлеченная вышеупомянутым Феодосием в Евтихиеву ересь, колебалась в мыслях, не зная, какого держаться исповедания, и послала в Антиохию к преподобному Симеону Столпнику , прося у него полезного совета и наставления. Он же написал ей следующее: – Знай, что дьявол, видя богатство твоих добродетелей, просил, «чтобы сеять» тебя «как пшеницу» ( Лк.22:31 ), и чрез того губителя Феодосия растлил твою боголюбивую душу; но дерзай: ибо не оскудела вера твоя. Я же весьма удивляюсь тому, что, имея источника вблизи, пренебрегаешь им, и тщилась почерпнуть той же воды издалека: ты имеешь там богоносного Евфимия, следуй его учению, – и спасешься. Получив от преподобного Симеона такое послание, царица немедленно стала расспрашивать о преподобном Евфимии. Узнав же, что он никогда из пустыни не выходит в город, она задумала выстроить столп в восточной пустыне, на высоком холме, в расстоянии тридцати стадий от лавры Евфимиевой 810 , чтобы иметь возможность там часто видеть преподобного и услаждаться его поучениями; выстроив столп тот, она поселилась в нем в уединении. Она послала к преподобному Евфимию вышеупомянутого Анастасия, бывшего тогда хорепископом после Пассариона, и Косму крестохранителя, умоляя, чтобы он позволил ей видеться с ним; они же, пришедши, не нашли его в лавре, ибо он давно уже ушел в Руву. Взяв с собою преподобного Феоктиста, они пошли с ним в ту пустыню и, нашедши его, много умоляли идти к царице, спасти ее заблудившуюся душу, – и лишь с трудом убедили старца идти к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Совершая, напр., поездку по Херсонскому уезду с окружным миссионером о. Михайловским, я посетил старую хлыстовку села Снегиревки Евдокию Луцкину. Долго скрытничавшая хлыстовка наконец разговорилась со мной. – Что, бабушка, – спрашиваю, – верно ли, что в Николаеве есть истинные пророки: Баканов, напр., Марченко, Кальто и другие? – Какие там пророки, – отвечает Евдокия, не зная, кто я! – Когда-то, давным-давно, может, и были, а теперь не пророки, а шарлатаны: говорят, какой-то миссионер все радение у них пробыл, а они его и не узнали. Что же это за пророки? Если бы они были пророки, то дух сейчас же открыл бы им, кто у них в собрании. Так справедливо рассуждают и в других местах благоразумные сектанты, знающие из Св. Писания, что в числе многих других признаков истинных пророков Божиих им принадлежит и совершеннейшее знание, доходящее до ведения сокровеннейших тайн сердца человеческого. Вот библейские примеры, убеждающие нас в этом. Слуга пророка Елисея, по имени Гиезий, взял тайно у исцеленного пророком от проказы сирийского военачальника Неемана талант серебра и две перемены одежд н, желая свой поступок скрыть от Пророка, спрятал все это у себя дома. «Когда он пришел, читаем в 4 книге Царств ( 4Цар.5:25–27 ), и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий!? И сказал он: никуда не ходил раб твой. И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? Время ли брать серебро и брать одежды?.. Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег». Таким образом, пророк Елисей, как истинный пророк Божий, узнал с какой целью тайно уходил обманувший его слуга. Отчего пророки Баканова, да и он сам, не узнали с какой целью приходил к ним я с Недобоем? Очевидно, оттого, что они не пророки, а лжепророки, обманывающие сами себя и других таких же невежественных в вере людей. «Некоторый муж, читаем в книге Деяний ( Деян.5:1–10 ), именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Хочется выразить большую признательность Татьяне Велк-Углановой. Она собирала свидетельства о старицах для очерков «Схимонахиня Серафима (Бирюлёвская)», «Старица Любовь (Измаиловская)», «Старица Евдокия Диева», помогла найти материал о старице Серафиме (Павлово-Посадской) и подвижнице Вере Емелиной. От всей души благодарю всех, кто помогал доставать необходимую для работы литературу, кто молитвенно поддерживал нас. Слава Богу, за всё! К сожалению, мы не располагали всей необходимой информацией. Будем весьма признательны всем, кто пришлёт нам ссылки на статьи и книги, свои свидетельства и воспоминания о старцах и старицах, имена которых не вошли в сборники. Введение «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».( Мф. 5:14–16 ) Иеродиакон Николай (Сахаров) в статье «Учению архимандрита Софрония (Сахарова) о старчестве…» пишет, что по учению греческих отцов: «…Старец играет роль посредника между послушником и Богом … Для этого старец непременно должен обладать, наряду со множеством иных необходимых добродетелей, и даром духовного рассуждения, то есть способностью распознавать в молитве волю Божию, что позволяет его ответам носить исключительно духовный, «пророческий» характер. Как посредник в сообщении божественной воли, старец считается продолжателем дела Самого Христа и причитается к лику пророков наравне с Моисеем (ср. Исх. 4:13 )… (В России) духовное наставничество достигло меры старчества в житиях прп. Серафима Саровского и монахов Оптиной Пустыни … (Возрождение старчества в русской монашеской традиции обычно связывают с именем преп. Паисия Величковского (1722–1794 гг.))». В послании святого Апостола Павла к Галатам сказано: «…Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ). Даром духовного рассуждения, способностью распознавать в молитве волю Божию обладали и старицы последних времён, по Промыслу Божиему им суждено было играть роль посредника: одним между Богом и сестрами в монастырях, другим – между Богом и страждущими в миру. Прозорливых стариц называли матушками, к ним обращались люди со своими духовными нуждами, у них искали утешение в горе, получали благословения на предстоящие важные перемены в жизни, к ним спешили верующие люди со своими телесными недугами. По молитвам подвижниц страждущие обретали душевный покой, получали исцеление…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евдокия Илиопольская (+ ок. 152 - 170 ), игумения , преподобномученица . Память 1 марта . Была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна (89-117). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к Евдокии из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей. Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание , и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде. Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и о загробной жизни. Слова монаха пали на добрую почву. Уверовав во Христа всем сердцем, Евдокия приняла крещение , все свои сокровища раздала бедным и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре. Живя много лет в этой обители, Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы и очищения души. С годами она достигла духовной зрелости и была возведена в игуменьи своей обители. Приняв начальственную должность, Евдокия направила свои силы на добрые дела. Она кормила и одевала странников, посещавших ее обитель, исцеляла больных своими молитвами. Так Евдокия 56 лет подвизалась в добрых делах и иноческих подвигах. В 152 году она мученически закончила свою праведную жизнь. За распространение христианской веры Евдокию оклеветали в колдовстве и обмане. Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и обезглавили. Тропарь Правостию умною душу твою при­вязавши в любовь Христову,/тленных и красных и временных забытием претекла еси,/яко Слова ученица,/пощением страсти первее умертвивши,/страдальчески второе врага посрамила еси./Тем Христос сугубых венцев сподоби тя,/славная Евдокие, преподобная страстотерпице,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Использованные материалы   По другим сведениям - около 160 - 170 года Редакция текста от: 26.11.2013 03:13:31 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/9442.html

Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде. СВЯТАЯ ЕВДОК ИЯ была самар янкой по рождению. Жила она в Или ополе Финик ийском (на восток от Лив анских гор и на север от Палестины во времена Римского императора Тра яна (89-117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к Евдокии из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей. Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Г ерман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде. Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и о загробной жизни. Слова монаха пали на добрую почву. Уверовав во Христа всем сердцем, Евдокия приняла крещение, все свои сокровища раздала бедным и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре. Живя много лет в этой обители, Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы и очищения души. С годами она достигла духовной зрелости и была возведена в иг уменьи своей обители. Приняв начальственную должность, Евдокия направила свои силы на добрые дела. Она кормила и одевала странников, посещавших ее обитель, исцеляла больных своими молитвами. Так Евдокия 56-ть лет подвизалась в добрых делах и иноческих подвигах. В 152-ом году, при императоре Антонине, она мученически закончила свою праведную жизнь. За распространение христианской веры Евдокию оклеветали в колдовстве и обмане. Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и там обезгл авили.

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenica-ev...

Евангельским духом было проникнуто воспитание детей царской семьи. После рождения царевича или царевны Евдокия Лукьяновна заказывала написать для каждого икону Ангела Хранителя. Она приучала детей к усердной молитве, часто водила на церковные службы к Причастию не только в придворные церкви, но даже в приходские. В дни Ангела детей щедро раздавала нищим милостыню. Во время болезни детей она усердно молилась, заказывала заздравные молебны в монастырях и храмах Москвы и других городов, отдавала распоряжение принести к себе в хоромы чудотворные иконы из московских храмов для совершения перед ними молебнов с водосвятием, раздавала заздравные милостыни. Как и было принято в те времена, царица Евдокия вела замкнутую жизнь в кругу семьи, приближенных боярынь и служанок. Царицу и царских детей народ никогда не видел: поездки совершались только в закрытых экипажах, при этом царица и царевны закрывали лица дорогими плотными тканями. Совершив утреннее правило в своей комнате, государыня обычно выходила к обедне в одну из домовых церквей. До обеда царица Евдокия занималась рукоделием: вышивала церковные облачения в свои домовые церкви, соборы и монастыри, а также одежды для супруга и детей. В покоях царицы умелыми мастерицами под надзором государыни изготовлялись вышивки, белье и даже детские игрушки. Евдокия держалась в стороне от государственной жизни, была далека от интриг и борьбы враждующих при дворе партий Евдокия держалась в стороне от государственной жизни, была далека от интриг и борьбы враждующих при дворе партий. Через царя, которому Евдокия была во всем верным помощником и другом, она служила вверенной ей Богом стране. Недаром еще при обручении царь сказал своей невесте, что Господь в ее лице избирает матерь русскому народу. Евдокия Лукьяновна много занималась делами милосердия. Многочисленные вдовы и сироты через дьяка подавали царице челобитные, прося помощи в своем бедственном положении. Ознакомившись с челобитными, добрая царица Евдокия старалась выполнить просьбы, ибо, пройдя сама через страдания, понимала страдания других.

http://pravoslavie.ru/156480.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВДОКИЯ ЭЛИЯ АФИНАИДА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. царица Евдокия. Мраморная инкрустация (X-XI в., Константинополь). Стамбул, Археологический музей Евдокия Элия Афинаида, Старшая ( 400 - 460 ), императрица Восточно-Римская , святая благоверная Память 13 августа (Греч. ) Родилась в Афинах в 400 году, дочь Леонтия Софиста, язычника и учителя риторики. Была необычайно красива и хорошо образована отцом. В 421 г. она осталась практически без средств к существованию, так как Леонтий умер, все состояние завещав ее братьям, а ей оставив лишь сто золотых, на том основании, что " ее от всех забот избавит счастливый случай, удача, какой не выпадало на долю ни одной женщине " . Тогда Афинаида, привыкшая к обеспеченной жизни, отправилась в Константинополь , к своей тетке, вхожей во дворец. Та устроила племяннице аудиенцию у Пульхерии , сестры императора Феодосия II Малого , которая так пленилась ее красотой, умом и красноречием, что сделала ее своей придворной дамой и убедила креститься . Император, увидев Афинаиду, влюбился без памяти. Вскоре ее крестил сам патриарх Аттик с именем Евдокия. 7 июня 421 года Евдокия стала супругой императора, а 2 января 423 года была объявлена августой . Император Феодосий горячо полюбил свою жену. К несчастью для него, впоследствии между двумя глубоко почитаемыми им женщинами, Пульхерией и Евдокией, испортились отношения. В высшей степени важно, что царица Евдокия осталась незамешанной ни в одну политическую или придворную интригу и ни разу не позволила себе резких мер против преобладающего влияния августы Пульхерии. В 437 г. в Константинополе дочь Феодосия и Евдокии царевна Евдокия сосватана была за Валентиниана III , императора Западной империи. Это было важное политическое событие, сулившее для Восточной империи расширение ее политического влияния на Западе. После этого события царица Евдокия предприняла путешествие ко святым местам. По пути в Иерусалим она посетила Антиохию , где она оказала поистине царскую щедрость, назначив 200 ф. золота на исправление бань и приказав расширить городские стены на казенные средства, за что благодарные жители воздвигли ей статую.

http://drevo-info.ru/articles/13121.html

Но опять же: мы за благословением обращаемся, а сами не слушаем — делаем по-своему… Сестра не послушала старца — поехала. Приехала, а муж себе новую жену нашёл. Но Анастасия уезжать не захотела, сняла квартиру в надежде, что муж вернётся. Муж не вернулся… Анастасия нагоревалась там вдоволь, да и потом вернулась домой ни с чем». «Однажды как-то моя двоюродная сестра Евдокия, которая жила в другом доме, пролежала всю ночь в своей постели и не уснула: всё лежала да думала, а думы у неё были горькие, тяжёлые, даже страшные. Наступило утро. Встала Евдокия с постели и к нам пришла: проходит мимо старца (всего один только раз мимо него прошла), а отец Илья вдруг ей и говорит: «Хватит тебе, Евдокия, ходить, остановись! А то ты сегодня ночью где только не побывала: и блудила, и вешалась, и под поездом побыла!» А Евдокия никуда не ходила ночью; ни разу даже не поднялась; в постели своей лежала, только мысли были плохими, страшными. Схимонах Илья открыл все её тайные страшные помыслы… Действительно, Евдокия ночью, лёжа на кровати, думала о своём ухажёре, который заставлял её страдать душой; всю ночь она провела в страстных, греховных мыслях. И решение своих проблем Евдокия увидела в самоубийстве: повеситься или броситься под поезд». Прасковья Федоровна Сухина свидетельствует: «Схимонах Илья вообще как-то особенно трогательно, душевно относился к шахтёрам за их опасный, тяжёлый труд; жалел шахтёров и молился о них Господу. Вот и Дуся уходила на шахту, а старец, как отец о дочери, молился всегда о ней Богу. Однажды вернулась Евдокия домой из шахты, а отец Илья говорит ей: «Дуся! А я сегодня у вас на шахте был: пришёл, попросил шахтёрскую одежду, лампу, и спустили меня в шахту. А у вас вагон перекинулся, и десятник вас ругал». Евдокия ничего не могла понять: старец рассказал ей, что произошло сегодня в шахте, в её смене; рассказал так, будто действительно опускался в шахту и эту аварию видел своими глазами. Отец Илья так подробно и точно описал происшедшую в шахте аварию, что Евдокия поверила, что схимонах-старец, которому было уже за 100 лет, принимавший людей, часто сидя на своей кроватке, седой и слабенький, действительно побывал в шахте.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-iliya-make...

Богородичен: О нас молящи Сына Твоего не престай, Дево, Человеколюбца Бога,/Тя бо надежду стяжахом/и Твоим предстательством избавляемся бед, и страстей,/и прегрешений, и болезней, верою Тя славящии. Преподобномученица Евдокия Преподобномученица Евдокия жила во II веке в финикийском городе Илиополе (ныне Баальбек, Ливан). Самарянка по происхождению, она носила греческое имя (Евдокия означает «благоволение») и вела образ жизни языческой гетеры. Отличаясь редкой красотой, Евдокия не стыдилась торговать своим телом. Она привлекала самых богатых и знатных юношей, скопила большое богатство и даже пользовалась почетом у местных властей. Однажды некий инок, по имени Герман, возвращаясь в свою обитель через Илиополь, остановился на ночлег по соседству с домом Евдокии. В ту ночь Евдокия была одна в спальне. Окна спальни выходили к стене, за которой Герман читал вслух свое молитвенное правило. Благодать Божия коснулась ее сердца. Евдокию особенно поразили слова о Страшном Суде Господнем и о наказании в будущей жизни для грешников. Ее устрашила несоизмеримая малость жизни здешней, проводимой в греховных страстях и пороках, по сравнению с жизнью будущей, в которой ей грозит возмездие. Наутро она просила позвать к себе Германа. Герман, придя к Евдокии и прозрев в ней душу пробуждающуюся, заговорил о том, что богатство ее неправедно, ибо нажито в блуде и в потворстве чужой греховной похоти, что сама ее жизнь нечиста и что очиститься от скверны грехов можно лишь слезами покаяния. Слова инока оживили душу грешницы. В то время христиане жили в Илиополе сравнительно спокойно; на зов Евдокии к ней в дом явился пресвитер, чтобы наставить ее в правилах благочестия. Евдокия прежде всего желала получить хоть какое-то представление о блаженстве Небесном, ради которого стоит оставить блага земные. И вот, по совету пресвитера и инока Германа, Евдокия затворилась у себя в спальне, отказалась от пищи и мысленно обратилась к Всевышнему. И когда она лежала крестообразно ниц, молилась и плакала о грехах своих, вдруг яркий и ровный свет осиял ее. Некий светлый муж взял ее за руку и вознес в селения горний, в область несказанно прекрасного, чудного света. Множество людей в белых ризах встретили ее с ликованием, как сестру, такая же радость наполняла и Евдокию. И услышала она глас Господень, обращенный к Архистратигу Михаилу: – Тебе говорю, Михаил, хранитель Моего завета, отведи жену сию туда, откуда ты взял ее,– пусть совершит свой подвиг, ибо Я Сам буду с нею во все дни ее жизни...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010