Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМОГЕНА (Варвара Капитоновна Кадомцева; 4.12.1870, с. Мокрый Мичкас Нижнеломовского у. Пензенской губ. – 10.06.1942, Онеглаг, Архангельская обл.), прмц. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Из крестьянской семьи. В 1885 поступила в Нижнеломовский Успенский жен. мон-рь, где была пострижена в мантию с именем Г. После закрытия обители в нач. 1920-х гг. поселилась в Нижнем Ломове, долгое время зарабатывала на жизнь поденной работой, а затем переехала в родное село. В 1930 г. переехала в Москву. С 1931 г. работала уборщицей в Ц. Преображения Господня на Богородском кладбище. Г. была арестована 5 окт. 1937 г. как «участница группы антисоветски настроенного монашества», обвинялась в ведении «антисоветской агитации, распространении контрреволюционных провокационных слухов о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство и скорой гибели советской власти»; заключена в Бутырскую тюрьму. 11 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорена к 10 годам заключения в ИТЛ. Скончалась в лагере, погребена в безвестной могиле. Имя Г. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2007 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-18620. Лит.: Дамаскин (Орловский), игум. Преподобномученица Гермогена (Кадомцева)//Московские ЕВ. 2008. 1-2. С. 171. Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Бучинёва Евдокия Тимофеевна; 1885 - 1931), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Перевозникова Евдокия Александровна; 1880-1937), мон., прмц. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Синицына Евдокия Ефремовна; 1879-1938), мон., прмц. (пам. 7 марта и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Ткаченко; † 1918), мон., прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕНА (Асташикина Елена Васильевна; 1878 (1882)-1937 ?), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/1616212.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ (Рыкова Мария Сергеевна; 1892, Москва - 27.09.1937, близ г. Чимкента Южно-Казахстанской обл.), прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. Время и обстоятельства принятия монашеского служения неизвестны. Имела начальное образование. В 30-х гг. ХХ в. проживала в Чимкенте, где 23 июня 1937 г. была арестована по обвинению в «принадлежности к контрреволюционному центру церковников». Проходила по следственному делу с группой сосланных в Казахстан священнослужителей и монашествующих во главе с Омским архиеп. сщмч. Алексием (Орловым) . На допросе заявила, что не состояла в контрреволюционной орг-ции и не проводила контрреволюционной работы. 26 авг. того же года Особой тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. приговорена к расстрелу. Была казнена вместе с мон. прмц. Евдокией (Перевозниковой) и похоронена в Лисьей балке близ Чимкента в месте массового погребения лиц, репрессированных органами НКВД. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ РК по Чимкентской обл. Ф. 1. Д. 02455. Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Бучинёва Евдокия Тимофеевна; 1885 - 1931), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Перевозникова Евдокия Александровна; 1880-1937), мон., прмц. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Синицына Евдокия Ефремовна; 1879-1938), мон., прмц. (пам. 7 марта и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Ткаченко; † 1918), мон., прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕНА (Асташикина Елена Васильевна; 1878 (1882)-1937 ?), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2562098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИНА (Шувалова Неонилла (Нионина) Андреевна; 28.10.1866, с. Барановка Красноярского у. Астраханской губ.- 19.11.1937, г. Чимкент (ныне Шымкент Южно-Казахстанской обл., Казахстан), прмц. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. Из крестьянской семьи. До 1917 г. подвизалась в одном из мон-рей, где приняла монашеский постриг с именем Нина. Затем проживала в Чимкенте. 10 сент. 1937 г. арестована по обвинению в участии в «контрреволюционной организации церковников». Проходила по групповому делу вместе с иером. прмч. Гавриилом (Владимировым) и свящ. сщмч. Анатолием Бержицким. Была расстреляна вместе с ними по приговору Особой тройки при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 19 нояб. 1937 г. Похоронена в безвестной общей могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 г. Арх.:Архив КНБ по Южно-Казахстанской обл. Д. 0745. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Бучинёва Евдокия Тимофеевна; 1885 - 1931), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Перевозникова Евдокия Александровна; 1880-1937), мон., прмц. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Синицына Евдокия Ефремовна; 1879-1938), мон., прмц. (пам. 7 марта и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Ткаченко; † 1918), мон., прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Декалина Екатерина Дмитриевна; 1875-1938), прмц. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Константинова Екатерина Григорьевна; 1887-1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2577667.html

22 сент. 1937 г. А. была вновь арестована по подозрению в активном участии в контрреволюционной подпольной группе церковников. И в этот раз на допросах она держалась мужественно, не признала своей вины и никого не выдала. А. была расстреляна по приговору тройки УНКВД по Ярославской обл. от 7 марта 1937 г. Место захоронения неизвестно. Реабилитирована 25 мая 1989 г. Прославлена Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-11367, С-12136, С-12017. Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА (Ежова Анна Ивановна; 1885-1937), прмц. (пам. 16 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Бучинёва Евдокия Тимофеевна; 1885 - 1931), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Перевозникова Евдокия Александровна; 1880-1937), мон., прмц. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Синицына Евдокия Ефремовна; 1879-1938), мон., прмц. (пам. 7 марта и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Ткаченко; † 1918), мон., прмц. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕНА (Асташикина Елена Васильевна; 1878 (1882)-1937 ?), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/115556.html

В июне 1935 г. Н. был отправлен в ссылку, к-рую отбывал в с. Ленинском (ныне Казыгурт) Южно-Казахстанской обл. Он общался с др. репрессированными священнослужителями, трижды приезжал к митр. сщмч. Кириллу (Смирнову) , также сосланному в Казахстан, организовал хоровой кружок, писал роман. 23 июня 1937 г. Н. арестовали и заключили в тюрьму г. Чимкента. В тот же день были арестованы еще 19 чел. по следственному делу об организации «контрреволюционного центра церковников». К осени 1937 г. по этому делу были арестованы 64 чел., в т. ч. митр. Кирилл (Смирнов), митр. Иосиф (Петровых) , еп. Евгений (Кобранов) , архиеп. сщмч. Алексий (Орлов) , схиархим. прмч. Елевферий (Печенников) , прот. сщмч. Владимир Смирнов , иером. прмч. Иоанн (Лаба) , иером. прмч. Иларион (Цуриков) и его брат мон. Иоанн, игум. прмц. Ева (Павлова) , мон. прмц. Евдокия (Перевозникова) , мон. прмц. Мария (Рыкова) . Н. был обвинен в руководстве контрреволюционной орг-цией церковников из числа ссыльного духовенства в Каракатском р-не и с. Ленинском, в «агитации пораженческого характера, написании контрреволюционного романа». Виновным себя не признал и отказался отвечать на вопросы следователя. Н. был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 4 нояб. 1938 г. и похоронен в общей могиле в Лисьей балке близ Чимкента. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по Южно-Казахстанской обл. Д. 02455. Лит.: Смирнова М. Д. Сщмч. Николай Толгский//Календарь храма Благовещения Пресв. Богородицы. М., 2011. 11. С. 1-8; Толгская Н. В. Имена в «Noмuhahiu»: О священническом роде Толгских. М., 2011. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/Толгская.html

На новом месте пребывания о. Неофита условия были более суровыми: «Пишу при лампадке, без керосина. Доволен был одиночеством и спокойствием. Питание пока почти черные сухари без горячего и приварка. Но и это только пока. А там что Бог даст. Занятия пока не променяю на питание». В этом же письме о. Неофит касается церковной политики митрополита Сергия. В 1931 г. начал выходить «Журнал Московской Патриархии». В первом номере в статье «О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его Заместителя» приводилось обоснование необходимости существования при Заместителе Синода. На это указывал о. Неофит епископу Афанасию, спрашивая, не упоминал ли о статье владыка Кирилл. Что касается писем митрополита Кирилла о. Неофиту, то в них постоянно уделялось внимание сложившейся церковной ситуации 30 . 2 (15) апреля 1934 г. митрополит Кирилл получил объяснение о. Неофита на 1й стих 1го псалма, прилагавшееся к письму от 30 марта (12 апреля). Рукопись «Мыслей о страхе» и «Мыслей о стыде» о. Неофит переслал митрополиту Кириллу маленькой посылкой в мае 1934 года из г. Углича, куда переехал на жительство после сибирской ссылки. Прочитав «Мысли о стыде», святитель Кирилл написал о. Неофиту 24 мая (6 июня) 1934 года о том, что «окончил чтение их с искренним желанием, чтобы переживаемый и нами стыд был бы нам стыдом покаянным» 31 . Помощница владыки монахиня Евдокия (Перевозникова), по его словам, так же как и он, «восхищалась симфонией мыслей… с библейским текстом». В этом письме митрополит Кирилл писал о. Неофиту: «Заботница, которую я познакомил со многими из прочитанных мыслей Ваших… свое впечатление от слышанного вслух выражает молитвенным слезным обращением ко Господу, да сохранит силы Ваши для продвижения и расширения этого великого дела Вашей иноческой жизни» 32 . Актуальными для современной о. Неофиту церковной ситуации были слова из «Мыслей о стыде»: «Не всегда люди являются носителями правды. Угождение людям сильным и славным, не освященное правдой, ведет ко греху. Страх и стыд пред этими людьми удаляет от добра. Это страх и стыд не греха пред правдой, а страх и стыд добра пред человеческой силой» 33 .

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

640 В источнике: «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка». 642 12 апреля 1932 г. Временный Патриарший Священный Синод вынес постановление о на­граждении Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) правом совершать богослужения с предношением креста, честь, которая присваивается обычно первоиерархам (см.: Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. М., 2001. С. 124). 646 См.: Акты Святейшего Тихона... С. 696–699 (документ под названием «Письмо неизвестно­го иерарха к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Горьковскому Сергию (Страгородскому) о вопросах, связанных с порядком местоблюстительства в Православной Рус­ской Церкви». В «Актах Святейшего Тихона...» неверно предполагается авторство митрополита Иосифа (Петровых) . 647 Имеется в виду архимандрит Неофит (Осипов; 1875–1937), бывший секретарь святого Патри­арха Тихона, со времен зырянской ссылки связанный узами дружбы с митрополитом Кириллом и епископом Афанасием. 651 Чумаков Александр Павлович – келейник епископа Василия, разделявший с ним все трудно­сти изгнания и тюремного заключения. 653 Вероятно, Екатерина Александровна Книшек, духовная дочь Владыки Василия, председатель церковного совета. 655 Монахиня Евдокия (Перевозникова Евдокия Александровна), преподобномученица, келей­ница митрополита Кирилла (Смирнова). 656 Святитель Афанасий осенью 1933 г. навестил своего друга по Московской духовной академии протоиерея Владимира Пылаева (расстрелян в 1937 г.), проживавшего в г. Старая Русса, который по указаниям святителя Афанасия написал первую икону Всем русским святым и ждал возвраще­ния Владыки из ссылки, чтобы показать ее (см.: Молитва всех вас спасет. С. 582). 657 В письме к протоиерею Павлу Дашкееву от 29 октября 1954 г. епископ Афанасий сообщал: «Среди правил поместного Карфагенского Собора есть одно приблизительно такое: Если православный епископ не ревнует о возвращении православным захваченного донатистами цер­ковного имущества, то все епископы поместной церкви прерывают с ним общение и он должен довольствоваться общением только с своей паствой. Таким образом устанавливается возмож­ность такого положения, когда к православному, благодатному, не отлученному и не запрещен­ному епископу, не достаточно энергично действующему в защиту интересов церкви, применя­ется как бы своеобразный церковный бойкот со стороны других епископов и их паств. На этом правиле в начале 30-х годов я и м[итрополит] Кирилл основывали нашу тогдашнюю позицию. Мы поминали одного первоиерарха М[итрополита] П[етра] и не поминали временно за него управлявшего церковными делами, как никогда не возносилось во всей епархии имя викария, хотя бы и управлявшего епархией за отсутствующего или епарх[иального] архиерея» (Мо­литва всех вас спасет. С. 384–385). По-видимому, это правило имеет в виду митрополит Кирилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

месяцами позже. Срок ссылки К. заканчивался в кон. 1924 г., однако разрешение явиться в Усть-Сысольск за документами на проезд к месту постоянного жительства он получил только в марте следующего года. Узнав о смерти 7 апр. 1925 г. свт. Тихона, К., не имевший сведений о новом завещательном распоряжении патриарха, предполагал, что митр. Агафангел - 1-й кандидат в местоблюстители. К. решил не преодолевать трудности начавшейся весенней распутицы и остался ожидать парохода (Там же. С. 337). Ввиду отсутствия в Москве К. и митр. Агафангела Архиерейское совещание РПЦ 12 апр. 1925 г. утвердило патриаршим местоблюстителем митр. Петра. В мае 1925 г. К. с 1-м пароходом прибыл в Усть-Сысольск, где узнал о происшедших в Москве событиях. Позднее он вспоминал, что ему было непонятно, почему его отсутствие в Москве могло быть препятствием к исполнению обязанностей патриаршего местоблюстителя, но он признал решение собрания епископов и имел каноническое и молитвенное общение с митр. Петром как с 1-м епископом страны (Там же. С. 338). Из Усть-Сысольска К. намеревался выехать в Москву, но был отправлен без объяснений в новую ссылку в отдаленное сел. Переволок Ижмо-Печорского у. Коми (Зырян) автономной обл., где он пребывал в полной изоляции от событий общецерковной жизни. В этой и последующей ссылках К. сопровождала мон. Евдокия (Перевозникова) . Между тем 5 дек. 1925 г. митр. Петр составил завещательное распоряжение на случай своей кончины, в к-ром, согласно воле почившего патриарха Тихона, указал К. 1-м кандидатом в патриаршие местоблюстители. Также в качестве кандидатов были указаны последовательно митрополиты Агафангел (Преображенский), Арсений (Стадницкий) и Сергий (Страгородский). 10 дек. 1925 г. митр. Петр был арестован. В соответствии с его распоряжением от 5 дек. на случай невозможности по к.-л. обстоятельствам отправлять обязанности патриаршего местоблюстителя их временное исполнение перешло к Нижегородскому митр. Сергию (Страгородскому). Воспользовавшись невозможностью митр. Сергия из-за подписки о невыезде прибыть в Москву, 22 дек.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Евангельским духом было проникнуто воспитание детей царской семьи. После рождения царевича или царевны Евдокия Лукьяновна заказывала написать для каждого икону Ангела Хранителя. Она приучала детей к усердной молитве, часто водила на церковные службы к Причастию не только в придворные церкви, но даже в приходские. В дни Ангела детей щедро раздавала нищим милостыню. Во время болезни детей она усердно молилась, заказывала заздравные молебны в монастырях и храмах Москвы и других городов, отдавала распоряжение принести к себе в хоромы чудотворные иконы из московских храмов для совершения перед ними молебнов с водосвятием, раздавала заздравные милостыни. Как и было принято в те времена, царица Евдокия вела замкнутую жизнь в кругу семьи, приближенных боярынь и служанок. Царицу и царских детей народ никогда не видел: поездки совершались только в закрытых экипажах, при этом царица и царевны закрывали лица дорогими плотными тканями. Совершив утреннее правило в своей комнате, государыня обычно выходила к обедне в одну из домовых церквей. До обеда царица Евдокия занималась рукоделием: вышивала церковные облачения в свои домовые церкви, соборы и монастыри, а также одежды для супруга и детей. В покоях царицы умелыми мастерицами под надзором государыни изготовлялись вышивки, белье и даже детские игрушки. Евдокия держалась в стороне от государственной жизни, была далека от интриг и борьбы враждующих при дворе партий. Через царя, которому Евдокия была во всем верным помощником и другом, она служила вверенной ей Богом стране. Недаром еще при обручении царь сказал своей невесте, что Господь в ее лице избирает матерь русскому народу. Евдокия Лукьяновна много занималась делами милосердия. Многочисленные вдовы и сироты через дьяка подавали царице челобитные, прося помощи в своем бедственном положении. Ознакомившись с челобитными, добрая царица Евдокия старалась выполнить просьбы, ибо, пройдя сама через страдания, понимала страдания других. Дьяку она диктовала, а тот записывал, кому и сколько следовало дать денег, кому оказать содействие в каком-нибудь деле. Она заступалась перед мужем-царем за невинно осужденных, нередко спасая их от смерти. По праздникам от имени государыни возле церквей раздавалась милостыня, а также посылалась праздничная милостыня в тюрьмы. В хоромах царицы жили девочки-сироты, в судьбе которых Евдокия Лукьяновна принимала самое живое участие. Став взрослыми, они были выдаваемы ею замуж за добрых дворовых людей, которым царица предварительно устраивала смотрины. Она внесла большой вклад в восстановление Мещовского Свято-Георгиевского монастыря, в некрополе которого были похоронены ее предки. До конца своей жизни Евдокия не переставала оказывать благодеяния подданным.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/21/...

Между тем рыбак, устрашенный видением, взяв жену и свое имущество, отплыл обратно в село, где прежде жил. С этого времени никто из мирских людей не дерзал селиться на острове (113, 20). Один из прежних знакомых преподобной мученицы Евдокии, именем Филострат, вспомнив о прежней греховной жизни ее, по суетному искушению диавола, облекся в монашеское одеяние и, взяв с собою немного золота, пришел в то место, где пребывала Евдокия. Войдя к ней с желанием убедить ее вернуться к прежней жизни и увидев Евдокию в смиренном виде, на войлочном ложе на полу, он с гневом сказал ей: «Что это значит, Евдокия? Кто тебя, бывшую в царском положении и воеводском могуществе и блестяще жившую в величайшем городе, прельстил обратиться к такому смирению и отказаться от всех твоих дел и имений? Ныне весь наш город рыдает по тебе. Послушай меня, госпожа моя Евдокия, и не презри всех обращающих через меня свои просьбы к тебе, и пойди со мною; отринув сию смиренную одежду, голод и губительное подвижничество, возвратись к прежней жизни и наслаждайся, как прежде. У тебя нет никого гонящего или унижающего тебя. Зачем ты раньше времени губишь себя?..» С негодованием слушала Евдокия его слова. Когда тот, высказав все, хотел выйти, она, гневно взглянув на него, дунула ему в лицо, сказав: «Да накажет тебя Господь Иисус Христос, праведный Судия, рабою Которого я, недостойная, удостоилась называться, и да не даст тебе возвратиться туда, откуда ты пришел, поскольку ты сын диавола». При этих словах он упал и испустил дух. Видя это, девы начали говорить между собою: «Что же это значит, человек тотчас умер от дуновения ее, очевидно, она угодила Богу больше нас. Ибо если бы она не обладала таким великим даром, то не умер бы человек от дуновения ее. И что нам делать ныне? Царь, как язычник, услышав сие, может послать войско и сжечь монастырь наш». Одна из них сказала: «Помолчим сей вечер, а ночью помолимся Господу, и Христос откроет нам причину происшедшего». Когда миновала ночь и девы хотели начать псалмопение, блаженная Евдокия узрела в видении Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего ей: «Встань, Евдокия, прославь Бога твоего и, преклонив колена и помолившись, воздвигни пришедшего к тебе по внушению диавола; тогда познаешь силу Христа, в Которого ты уверовала, ибо по совершении тобою сего знамения большая благодать снизойдет на тебя». Блаженная Евдокия, пробудившись и усердно помолившись Господу в течение многих часов, воскресила умершего. Филострат, воскреснув и немного придя в себя как бы от сна, узнал, какою силою он воздвигнут, и, бросившись к ногам блаженной, умолял ее, говоря: «Молю тебя, праведная Евдокия, истинная раба Великого Бога, прими меня, кающегося в нечестивых словах, которыми я согрешил пред тобою, ибо я познал, сколь сильному Богу служишь ты». Блаженная Евдокия говорит ему: «Иди с миром путем твоим, поскольку Господь посетил тебя милостью Своею, и ты не чуждайся веры в Бога моего» (108, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010