до 800 миллионов в 1930 г. Но после 1932 г. численность и СВБ, и его изданий начала падать. Ряд периодических изданий перестал выходить, и даже «Безбожник» исчез на два года (в 19361939 гг.). Поскольку издательская политика и даже формальная запись в члены большевистских организаций определялись не спросом предложением, то такое сокращение масштабов деятельности СВБ в 30-е гг., очевидно, было политическим решением, принятым на самых верхах. После ликвидации НЭПа существование СВБ как общественной организации стало анахронизмом, особенно с принятием политики полного разгрома религии и физического уничтожения духовенства в 19371939 гг. Итак, при всех временных перерывах и срывах, именно этот период (19291939 гг.) можно назвать третьей фазой советской антирелигиозной политики. Годы 19391941 Четвертой фазой следует считать эпоху от присоединения новых территорий на западе в 19391940 гг. и вовлечения СССР во Вторую мировую войну до, пожалуй, нового удара в хрущевские годы. В 19391941 гг. после фактически полного уничтожения видимой стороны религии агрессивность официальной политики и антирелигиозной пропаганды в средствах массовой информации несколько поубавилась. И тут дело было не только в том, что атеизм почил на лаврах победы, да и вышеприведенные данные о религиозности в стране ставили саму эту победу под вопрос. Дело было прежде всего в том, что после 1 сентября 1939 г. запахло военной угрозой и для СССР, а неудачная советско-финская война, с колоссальным количеством не только погибших, но и сдавшихся в плен, да и частыми убийствами комиссаров солдатами, внушали беспокойство за дух армии после уничтожения офицерского корпуса в чистках 19371938 гг., вселяли сомнения в готовности воевать «за мировой пролетариат». А тут еще были присоединены обширные территории на западе, с благоустроенной местной церковной жизнью, и преимущественно православным населением всюду, кроме Галичины, где большинство населения составляли униаты и Прибалтики, где преобладали лютеране (в Латвии и Эстонии), и католики (в Литве).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интересно, что здесь Синод встал горой за архиерея, доказал его невиновность, а Чебышева уличил в присвоении огромных синодальных сумм. На этом он погорел и в 1774 г. был заменен глубоко верующим православным статским советником С.В. Акчуриным. С него и через следующего обер-прокурора А.И. Наумова (после 1786 г.) идет полоса гармоничных отношений между синодскими епископами и обер-прокурорами, которая оборвется уже при Александре I. Новый тип обер-прокуроров соответствовал и перемене настроения императрицы после Пугачевского бунта и террора Французской революции. Вряд ли эти потрясения превратили ее в благочестивую богомолку, но ее изначальное легкомыслие и вольнодумство они явно поубавили, и к Церкви Екатерина стала относиться, по-видимому, с большим уважением. Начало духовного пробуждения В это же время в глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в его почти забытой в России форме старчества. Идет этот процесс от старца Паисия Величковского , ученика Киевской академии, который, не окончив ее, ушел в молдавские монастыри, а оттуда на Афон. Там он стал знаменит по своей духовной жизни, приобретя более 800 учеников. С ними он занялся переводом на славяно-русский язык греческих Отцов Церкви. Его ученики понесли и старческо-исихастскую монашескую школу и святоотеческие труды в Россию. Часть из них основала или, вернее, возродила Оптину пустынь, которая уже в начале XIX века стала и средоточием духовности, и центром переводов и возрождения святоотеческого богословия в России, в значительной степени с помощью своих учеников из высшего света славянофилов братьев Киреевских, Хомякова, Аксаковых, Самарина и пр. Так возрождение подлинного православного богословия в Русской Церкви началось не в латинизированных семинариях, а на периферии и среди богословствующих мирян. Однако и в центре, в официальной Церкви, атмосфера тоже менялась. Поклонником трудов св. Паисия был митрополит Петербургский Гавриил (Петров). Он поддерживал монашеское возрождение, находился в переписке со старцем Паисием и способствовал напечатанию его «Добротолюбия».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главной богословской экспрессией севера и северо-востока, однако, стали храмостроительство и иконопись, достигшие там и национального своеобразия, и художественно-духовного совершенства, в то время как на юге и юго-западе мы видим творчество непосредственно византийских мастеров или прямое им подражание, за которыми последовали разруха и упадок веков, и затем уже чисто западно-барочное под влиянием Польши возрождение веков. Там же не появилось самостоятельной и художественно значительной иконописной традиции. Что касается севера и северо-востока, то татаро-монгольское нашествие и там уничтожило, и надолго прервало традиционные русские ремесла: захватывались и насильно увозились в Среднюю Азию каменщики, резчики, мастера по художественной эмали, финифти и пр. Но иконописцы не были нужны ни татарам-язычникам, ни татарам-мусульманам. Кроме того, татары относились с большим уважением к православию, освобождая духовенство и монастыри от налогов. Все это способствовало не только сохранению, но и развитию, совершенствованию мастерства иконописи и фресок. С падением школьного дела киевской эпохи исчезала и проповедь из богослужений, за редкими исключениями, как например, проповеди Серапиона, епископа Владимирского. Правда, в православном богослужении не было такой крайней необходимости в проповеди, как на Западе, где проповедь хоть как-то проясняла молящемуся смысл совершенно непонятного латинского богослужения. Проповедь в основном заменялась чтением «Толкований». Настоящее возрождение проповеди в России начнется лишь после Смутного времени с появлением движения боголюбцев. Пределы преемственности Руси от Византии Возвращаясь к домонгольской эпохе, надо упомянуть и так называемую светскую литературу той эпохи. Светская она только относительно, так как почти каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучительностью. Самым замечательным литературным произведением той эпохи было конечно «Слово о полку Игореве», непревзойденное по богатству языка и поэтической образности в допушкинской русской словесности. Советское литературоведение пыталось превратить его в памятник языческой литературы. Но это искажение. В нем действительно сильны моменты пантеистического характера, предчувствий неудачи похода на основании природных явлений, но наряду с этим нередки обращения к Богу, и все произведение проникнуто христианским мировоззрением. Да и сам факт воспевания не гордой победы, а в какой-то степени даже заслуженного поражения Игорева похода на половцев 1185 г. с подтекстом, что поражение нужно для смирения, является наказанием за спесь, самонадеянность, все это чуждо язычеству и отражает христианское жизнепонимание (сравните с празднованием Покрова, о чем было выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А протестантизм в это время делал большие завоевания, особенно среди знати: в собственно Польше это было лютеранство, а в Литве кальвинизм и антитринитарный анабаптизм. Протестанты открывали по всей стране отличные немецкие школы, абитуриентам которых открывался доступ в протестантские университеты Германии и соседней Пруссии. Школы были клерикальные, переводившие своих учеников в протестантизм. А с востока, как было сказано выше, территориальной неприкосновенности Польши угрожала православная Россия. Таким образом, протестантизм стал отождествляться с Германией и ее угрозой стране, а православие с Россией. Следовательно, подлинным поляком мог быть только католик: католичество стало отождествляться с национальной принадлежностью и государственной лояльностью, что неизбежно повело к утеснению православных и протестантов, а затем и к прямым на них гонениям. Опасаясь угрозы Польше через протестантизм и православие, король Сигизмунд-Август II пригласил в Польшу, иезуитов в 1564 г. для создания сети иезуитских школ и академий, т.е. университетов. Поскольку для содержания этих школ король подарил иезуитам колоссальные доходные земельные наделы, образование в иезуитских школах стало бесплатным, в отличие от протестантских, и официально иезуитские школы были секулярными, не требовавшими от своих учеников перехода в католичество, что тоже выгодно их отличало от протестантских училищ. Так, русско-литовская знать, отправлявшая раньше своих детей в протестантские школы, что привело к массовому переходу русского дворянства в кальвинизм, теперь переориентировалась на иезуитские академии, через которые, при гораздо более тонком окатоличении учеников, чем это делали прямолинейные протестанты в отношении своей веры, русское западное дворянство довольно быстро было окатоличено. Другой причиной ухудшения положения православных в Литве XVI века было распространение польского крепостного права на Литву после 1569 г., которое не знало никаких ограничений власти барина над крестьянином, даже в вопросах жизни и смерти, не говоря уж о праве барина на новобрачную крестьянку в ее первую брачную ночь. Так что массовый побег западнорусского крестьянства к казакам, особенно в Запорожье, и через Днепр в Слободскую Украину, и последовавшие за этим восстания с конца XVI и в течение всего XVII, а отчасти и XVIII века, вызывались не только религиозными, но также и социально-экономическими причинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на протест Комиссии, «ни одна из трех церквей не возвращена верующим». Дело, по-видимому, закончилось объяснением председателя местного РИКа, что открытие храма в Арзамасе вредно, так как там «монашеского и поповского элемента... около 1000», и любая уступка верующим чревата религиозной активизацией. В этих же документах Комиссии, которые как будто заступаются за верующих, проскальзывает и косвенное оправдание жестокого подавления православных и их прав; в частности, указывается, что духовенство и верующие активисты пытаются использовать в целях оживления религии сталинскую Конституцию, дающую духовенству право участвовать в выборах, а также «всесоюзную перепись населения». Речь идет о переписи 1937 г., во время которой в последний раз задавался вопрос о вере в Бога. Верующих по ней оказалось более 50 процентов населения: 44 процента среди грамотных и 74 процента среди неграмотных. По возрастным группам результаты были следующими: в младшей группе (1619 лет) верующих оказалось почти 35 процентов, в средней (2029 лет) почти 40 процентов назвали себя верующими, а в старшей возрастной группе (более 40 лет) к верующим принадлежало абсолютное большинство. Среди верующих около 80 процентов назвали себя православными и более 8 процентов мусульманами. Эти и прочие данные этой забракованной переписи стали доступными только теперь. И это помогло понять, откуда вдруг в 19371939 гг. в выступлениях и писаниях Ярославского появились данные о 50 процентах верующих: 1/3 среди городского и 2/3 среди сельского населения. Естественно, он не указывал источник своих сведений, которые шли вразрез с недавними хвастливыми заверениями Союза воинствующих безбожников, что СССР становится страной полного атеизма, что среди молодежи более 90 процентов атеистов... Показатели неоконченной переписи были очень невыгодны, и не только в связи с данными о числе верующих, но и в большей степени расхождением между официальным (180 миллионов) и реальным (162 миллиона) числом жителей страны; иными словами, за 10 лет, прошедшие после переписи 1926 г., террор и его последствия падение рождаемости из-за уничтожения или отправки в лагеря миллионов потенциальных отцов и матерей, унесли не менее 18 миллионов жизней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 864 г. франки, под командой князя Людовика Германского, оккупировали Моравию, заставив Растислава признать себя вассалом франкского императора. Византия не могла помочь моравам в борьбе с германцами, так как ей в это же время пришлось отражать нападения болгар и агрессию с востока. Кирилл и Мефодий могли надеяться только на заступничество папы, который тоже стремился остановить агрессию франков. Когда братья-миссионеры прибыли в Рим в 867868 гг., папа Адриан II официально одобрил богослужение на славянском языке, назначив Мефодия епископом Моравии, Панонии (современная Венгрия), в которую, по-видимому, включалась и часть Хорватии. Тем не менее по возвращении в Моравию Мефодий был германцами брошен в темницу на два с половиной года. Небольшое число славяноязычных храмов с византийским обрядом, возможно, сохранилось до новых времен в Карпатских горах на восток от Кракова, в нынешней Лемковщине и Словакии. Во всяком случае, так свою генеалогию ведут униаты и православные тех районов. Однако большинство миссионеров под давлением гонений последовали за своим учителем в Константинополь в 886 г. Именно они, по-видимому, явились первыми распространителями массового христианства среди болгар и сербов. Самыми известными учениками были Климент и Наум, которые открыли знаменитую славянскую академию первый славянский университет, с 3 тысячами студентов в Охриде. Академия стала центром и источником славянского миссионерства, и вероятно оттуда вышло большинство крестителей и учителей Руси в конце X и в XI веках. В Болгарии процесс обращения был противоположен моравскому. Воинственные болгары часто нападали на Грецию, и были постоянной угрозой самому существованию Византии, создав свое царство на самых ее северных рубежах. В начале 860-х гг. болгарский царь Борис заключил союз с Людовиком Германским, обещая принять христианство от франкского духовенства, чтобы избегнуть византийского вассальства, ибо в те времена принятие христианства обозначало вхождение в то, что Оболенский называет Византийским содружеством, а официально в Римскую империю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В условиях нынешней «моды на религию» и широко распространенной невежественности богословской, историософской, философской, смешанной с унаследованными от марксизма идеологическими мифами, бурно разрослись псевдоправославные и псевдохристианские мифы, а безвременье, которое переживает сегодня Россия, впрыскивает в этот религиозно-идеологический винегрет еще и дух упрощенного эсхатологизма, ожидания конца света со дня на день. На этом фоне возникают такие тоталитарные оккультные секты, как Богородичный центр, Белое братство и другие, как доморощенные, так и приходящие в Россию из-за рубежа (секта кришнаитов, Универсальная религия Муна). С другой стороны, страну захлестывают самые примитивные формы американских евангелических сект, проповедующих, например, богословие богатства упрощенную форму кальвинизма, учения о предопределении судьбы человека Богом (то есть отвергающего изначальную свободу личности) и о том, что профессиональный и материальный успех человека в этом мире является признаком Божьего избранничества и предопределяет Жизнь вечную. 76 Тот успех, который имеют американские проповедники, хотя он и не пропорционален их колоссальным усилиям и материальным затратам, объясняется, во-первых, притягательностью всего американского для некоторых слоев современного российского общества, а во-вторых, непонятностью православного богослужения, тем более на церковнославянском языке, и отсутствием в большинстве русских приходов людей, которые приветствовали бы случайно заходящих в храм, вводили бы их в курс богослужения, давали бы им почувствовать себя в храме как в родной семье; не говоря уж о необходимости открытой и широковещательной проповеди православия на площадях и стадионах, как делают сектанты. Вполне понятно беспокойство Русской Православной Церкви и ее руководства по поводу этих экстремистских сектантов. Интересно, что Московской патриархии понадобилось гораздо больше времени, чтобы публично осудить Белое братство и Богородичный центр, чем протестантских сектантов, хотя изуверство, насильственное программирование, а следовательно, психическое травмирование молодежи Белым братством, Богородичным центром и им подобными группами были налицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он утверждал, что нет отдельного русского языка, а лишь славянский в двух вариантах возвышенном и вульгарном. И перевод Священного Писания на вульгарный диалект славянского является чуть ли не богохульством. А массовое издание его на таком «диалекте» еще больше принижает Писание: делает доступным в каждом доме. Листы священной книги начнут использоваться в качестве оберточной бумаги, непочтение поведет к распространению вольнодумства, ересей, атеизма. Особенно Шишков и реакционный митрополит Петербургский Серафим выступали против перевода Пятикнижия с еврейского оригинала, мотивируя это расхождением оригинала с церковнославянским текстом и отсутствием возможности проверить подлинность перевода. По их совместному настоянию напечатанный перевод Пятикнижия был полностью сожжен. Поддерживаемые Синодом Шишков и Серафим выступали и против филаретовского «Катехизиса», главным образом из-за перевода молитв на русский язык и вообще из-за того, что язык катехизиса (предназначенного для начальных школ!) слишком близок к разговорному. В конце концов катехизис удалось спасти, но только после восстановления церковнославянского текста молитв и архаизации русского текста учебника синодской комиссией. Закрытия ненавистного Фотию, Серафиму и Шишкову Библейского общества и прекращения русского перевода Священного Писания они добились уже при Николае I, который, однако, распорядился непроданные экземпляры не уничтожать, а распространять через тюремное духовенство среди заключенных. Забота «благочестивейших православных» государей о духовном просвещении своих подданных как нельзя лучше представлена назначением на пост министра просвещения в 1828 г. князя К.К. Ливена, активного члена закрытого Библейского общества с первого дня его существования. Ливен принадлежал к секте Моравских братьев и, став министром, возродил Немецкое библейское общество в родной Прибалтике, но не Русское и не в остальной империи, министром просвещения которой он был по должности! Духовные нужды собственно России ни российского министра, ни его царственного покровителя не интересовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Там же.     Никон (Рклицкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония. Т. 6. С. 164—165.    Цит. по: Поспеловский. Русская Православная Церковь. С. 126.    Там же.     Стратонов И. А. Русская церковная смута (1921—1931)//Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в ХХ столетии. М., 1995. С. 123.     Поспеловский. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С. 238.     Рар. Плененная Церковь. С. 22—23.    Церковный вестник. 1927. 3. С. 4—5.     Евлогий. Путь моей жизни. С. 619—620.     Никон (Рклицкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония. Т. 7. С. 218—219.    Там же.     Антоний. Письма. С. 106—107.     Евлогий. Путь моей жизни. С. 598—599.    Там же. С. 623.    Архив ОВЦС.    Там же.     Евлогий. Путь моей жизни. С. 623.    Там же. С. 625—626.    Там же. С. 627.    Там же. С. 623.    Архив ОВЦС.    Там же.     Евлогий. Путь моей жизни. С. 627.     Антоний. Письма. С. 238.     Евлогий. Путь моей жизни. С. 394.    Акты. С. 309.    Цит. по: Поспеловский. Русская Православная Церковь. С. 247.     Антоний. Письма. С. 114.     Евлогий. Путь моей жизни. С. 630.    Там же. С. 632.    Там же.     Антоний. Письма. С. 258—262.    Цит. по: Цыпин. История. С. 214.     Евлогий. Путь моей жизни. С. 643.     Поспеловский. Русская Православная Церковь. С. 249.    Там же. С. 250.    Цит. по: Антоний. Письма. С. 19.    Там же. С. 22.     Евлогий. Путь моей жизни. С. 39—40.     Зеньковский Василий, прот. Пять месяцев у власти. Воспоминания. М., 1995. С. 210—211.     Антоний. Письма. С. 129.    Деяния Второго всезарубежного Собора. Белград, 1939. С. 490—550.    Цит. по: Троицкий. О неправде. С. 95.     Поспеловский. Русская Православная Церковь. С. 203.    Там же. С. 224.    Правда о религии. С. 290—292. (вкладыш).     Евлогий. Путь моей жизни. С. 664.    Там же. С. 665.    Там же. С. 666.    Церковная жизнь. 1 апреля 1942 г. 4. С. 51.     Граббе. Правда о Русской Церкви. С. 189.     Поспеловский. Русская Православная Церковь. С. 219.     Григорий (Граббе), еп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

832 Там же. С. 22. 833 Евлогий . Путь моей жизни. С. 39—40. 834 Зеньковский Василий, прот . Пять месяцев у власти. Воспоминания. М., 1995. С. 210—211. 835 Антоний . Письма. С. 129. 836 Деяния Второго всезарубежного Собора. Белград, 1939. С. 490—550. 837 Цит. по: Троицкий . О неправде. С. 95. 838 Поспеловский . Русская Православная Церковь. С. 203. 839 Там же. С. 224. 840 Правда о религии. С. 290—292. (вкладыш). 841 Евлогий . Путь моей жизни. С. 664. 842 Там же. С. 665. 843 Там же. С. 666. 844 Церковная жизнь. 1 апреля 1942 г. 4. С. 51. 845 Граббе . Правда о Русской Церкви. С. 189. 846 Поспеловский . Русская Православная Церковь. С. 219. 847 Григорий (Граббе), еп . Завет святого Патриарха. М., 1996. С. 333. 848 Евлогий . Путь моей жизни. С. 667—668. 849 Там же. С. 666—667. 850 ЖМП. 1945. 9. С. 9—12. 851 Там же. С. 13. 852 Там же. С. 5—6. 853 Троицкий . О неправде. С. 98. 854 Там же. 855 Цит. по: Граббе . Правда о Русской Церкви. С. 147. 856 Цит. по: Поспеловский . Русская Православная Церковь. С. 252. 857 Граббе . Правда о Русской Церкви. С. 156—157. 858 Поспеловский . Русская Православная Церковь. С. 239. 859 Митрофан, еп . Хроника одной жизни. М., 1995. С. 281. 860 Там же. С. 312. 861 Цит. по: Поспеловский . Русская Православная Церковь. С. 235. 862 Православная Русь. 1974. 17. С. 1. 863 Там же. 28 сентября 1974 г. 18. 864 Русская мысль. 2 сентября 1988. С. 12. 865 Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 2. С. 385—386. 866 Митрофан . Хроника. С. 358. 867 Там же. 868 О религии и Церкви. М., 1981. С. 115. 869 Цит. по: Сосуд избранный. История российских духовных школ. 1882—1932. СПб., 1994. С. 234. 870 Там же. С. 258. 871 Там же. С. 265. 872 Там же. С. 259. 873 Цит. по: Журавский А. В . Казанская Духовная Академия в последний период ее существования//Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции. 17—19 октября 1995 г. Казань, 1996. 874 Цит. по: Сосуд избранный. С. 283—284. 875 Кирилл, архиеп . Богословское образование в Петербурге-Петрограде-Ленинграде//БТ. Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академии. 1986. С. 21.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010