В Византии же продолжается Богоуподобление императорского титула. Знаменитый канонист XII века Вальмасон утверждает, что император обладает епископским достоинством. Болгарский архиепископ Димитрий Хаматиан пишет в XIII веке: «Царство установлено Богом ... Царь равноценен с Богом». Солунский архиепископ Симеон в XV веке называет царя владыкой Церкви и причисляет его к духовенству. 5 Если последняя цитата явно пахнет ересью, то предыдущая прямое богохульство. Так что нашим православным, перед тем как зачислять всех инославных христиан в еретики и «запрещать» с ними молиться, и даже вкушать совместно трапезу, следовало бы подумать о собственных ересях. Император Юстиниан и церковно-государственная «Симфония» При императоре Юстиниане в VI веке формируется доктрина о «симфонии», согласно которой император и его правительство принимают на себя заботу о всех светских и земных нуждах христианского государства и христиан так сказать, «об общем благе». Церковь же, в лице ее священства, исполняет роль духовного советника императора и его чиновников на всех уровнях, неся ответственность нравственного порядка в обществе, вынося прещения, отлучая отступников всех рангов, включая и императора. Казалось бы, достигнуто равновесие. Но во-первых, физической силой обладает лишь император, а нравственное ограничение этой силы имеет значение только при глубоко верующем правителе. Во-вторых, как указывает замечательный русский канонист начала века Н.А. Заозерский , между довольно непосредственным, и по-человечески понятным культом Константина и «симфонией» Юстиниана была большая разница не в пользу последнего. Ибо, кто такие были высвобожденные Константином из катакомб христиане и их епископы? Часто беднейшие из бедных, самые низы римского общества. «И вот среди таких-то представителей corpus " a chiistianorum выступает со скромной совещательной ролью знаменитый греко-римский император». Заозерский видит в этом революционном акте Константина, Богом данное ему особое понимание необходимости христианской нравственности для цементирования и духовного оздоровления империи 6 «симфонию» Церкви и государства, в отличие от эпохи и действий Юстиниана, когда, согласно его 6-й новелле, речь шла уже о союзе представителей иерархии и государственной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покойный профессор протопресвитер Александр Шмеман в своем кратком, но блестящем «Историческом пути православия», уподобляя мистические видения Константина павловскому пути в христианство , указывает, что если Константин и до своего крещения считал себя, и воспринимался подданными христианином, то получается, что император стоит как бы над Церковью. Для него вроде бы не обязательно то, без чего никто другой не может считаться христианином крещение. Допущением такого исключения языческое обожествление императора привносилось в христианство, становилось своего рода цезаропапистской ересью. 3 Как же могла Церковь принять такую ересь? Исторически и психологически ее проникновение легко понять. После трех столетий жесточайших периодических гонений христиане были не только узаконены Константином, но в 391392 г. двумя эдиктами император Феодосий объявил язычество вне закона, превратив империю «официально в христианское государство». 4 Надо помнить, что это были еще первые века христианства, когда пришествие Христа ожидалось конкретно со дня на день. В этих условиях легализация христианства воспринимается в апокалиптическом контексте как царство богоизбранного царя накануне второго пришествия. Христианский император есть Божий ставленник недаром Константин назвал себя перед Отцами Никейского Собора «епископом внешних дел Церкви». И вот христиане, которые еще недавно шли на смерть за отказ оказывать божеские почести языческому императору, теперь с той же готовностью оказывают почти такие же почести императору-христианину. Феодосий (379395) уже формально разделяет империю на Западную и Восточную, переносит собственную столицу в Константинополь, благодаря чему восточное христианство в гораздо большей степени связывается с империей и культом императоров, чем западное, находившееся вдали от нового главного центра империи. А менее чем через столетие Западная империя перестает существовать. Создавшийся имперский вакуум на Западе фактически постепенно занимает архиепископ Западного Рима папа римский, а с этим de facto на Западе со временем место «симфонии» займет цезаропапизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует подчеркнуть, что автор является светским историком, и поэтому ряд богословских аспектов затронутой им темы остались вне поля его зрения. Тем не менее книга написана корректно, со знанием предмета исследования, с привлечением широкого круга источников, в том числе многочисленных архивных материалов. Автор совершенно справедливо указывает на трагизм положения Российской Церкви в условиях государственного пленения. Жаль только, что эта очевидная для добросовестного исследователя истина все еще не получила всеобщего признания. В заключение хотелось бы от имени издательства выразить признательность члену редакционной коллегии «Материалы по истории Церкви» профессору Д. В. Поспеловскому за помощь в подготовке к печати этой книги. Илья Соловьев Введение История России и Русской Православной Церкви неразделимы. Особенности развития государственно-церковных отношений постепенно привели к огосударствлению Церкви, бюрократизации ее управления. Церковная жизнь оказалась в тесной зависимости от политического курса правительства, его внутренней политики. Изменения государственной политики неминуемо сказывались на церковной администрации, духовенстве, всех структурных элементах Церкви. Неразрывная связь с государством и охранительная роль, которую отводило Церкви самодержавие, были причиной того, что многие и многие реформы так или иначе изменяли ее жизнь. В XIX в. Церковь все чаще и чаще фигурирует в планах правительства в качестве одного из основных проводников и исполнителей намечаемых преобразований. Особенно это относится к сфере нравственного воспитания и начального народного образования. Не стала исключением и эпоха Александра II. Крупнейшая – и первая из его реформ – отмена крепостного права не мыслилась без участия церковной администрации и приходского (особенно сельского) духовенства, что заставило правящие круги обратить на Церковь самое серьезное внимание. Последующие реформы так или иначе затрагивали ее. В свою очередь, Церковь тоже реагировала на перемены, пытаясь адекватно ответить на колоссальные изменения в жизни народа. Однако инициативы духовенства контролировало, направляло или гасило государство. Оно выдвинуло свою программу и провело в Церкви те преобразования, которые отвечали понятиям правительства Александра II об интересах России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

« Церковь утонула в государственной организации, и государство... соединилось с Церковью , и преобразовалось в христианское государство». Чтобы добиться этого единства, Юстиниан развернул жесточайшие гонения на язычников. «Этот ревнитель православного государства, пишет Заозерский, пролил столько крови, как никто из последующих государей», этим, несомненно, нанося колоссальный моральный ущерб христианству. И в-третьих, надо помнить, что если Рим (будь то Западный или Восточный) был централизованным государством, то ранняя Церковь состояла из множества независимых друг от друга маленьких епархий, так что и в этом смысле «симфония» была весьма неравной. Правда, с легализацией Церкви начинается ее постепенная централизация, создание иерархических структур и «поместных» Церквей во главе со столичными архиепископами, которых Юстиниан в государственных документах начинает называть патриархами, очевидно желая поставить на особый государственно-иерархический пьедестал своих церковных «партнеров». В документах вселенских соборов эти же архиереи названы архиепископами, а не патриархами. 7 Как известно, и среди патриархов, называемых только старшими среди равных по отношению к остальному епископату, образуется своя иерархия старшинства. Папа, патриарх старого Рима, получает первенство среди равных, патриарх нового Рима Константинополя, следует сразу за ним по старшинству и т.д. Поскольку, в отличие от четырех восточных патриархов (Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского), на Западе только один папа Римский, среди всей сутолоки новых варварских князьков и королей, принимающих у него христианство, и в своих ссорах друг с другом, ищущих его поддержки, или наоборот, шантажирующих, чтобы действовать его авторитетом, он превращается в некоего квази-императора Западной Европы, постепенно подводя квази-богословские доводы под свое первенство. И уже не только первенство старшего брата, но и право своей власти над остальными патриархами, равно как и права гражданско-политической власти, создавая собственное, папское государство, и стремясь подчинить себе прямо или косвенно отдельных феодальных властителей. Восточные патриархи этих полномочий папы не признают. Отсюда начинаются схизмы, которые закончатся разрывом 1054 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поспеловский Д.В. Некоторые вопросы отношений церкви, государства и общества в дореволюционной России//Грани. Журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1983. 128. С. 157–214. Поспеловский Д.В. Православная российская церковь и Гражданская война//Гражданская война в России: перекресток мнений. М.: Наука, 1994. – 377 с. Поспеловский Д.В. Церковь и общество накануне революции. URL: (4.10.2012). Правдин А. Об отношениях донских казаков к власти воронежских епископов в период церковной зависимости их от воронежской епископской кафедры//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 164–176, 276–288. Предтеченский А.И. В защиту русского православного духовенства от современных обвинений и нареканий. СПб., 1863. – 226 с. Преображенский И.В. Отечественная Церковь по статистическим данным с 1840–41 по 1890–91 гг. СПб., 1901. – 236 с. Приклонский С. Крестьянский мир и приходской причт//Северный Вестник. 1885. Кн. 1. С. 42–64. Кн. 2. С. 77–95. Прокофьев А.В. Приходская реформа в царствование Александра II//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: материалы. М., 1999. С. 100–107. Раевский А. По вопросу об улучшении быта сельского духовенства//Православное Обозрение. 1863. Кн. 4. Римский C.B. Российская церковь в эпоху Великих реформ. (Церковные реформы в России 1860–70-х годов). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 1999. – 568 с. Римский С.В. Православная церковь и государство в XIX веке. Ростов н/Д, 1998. – 334 с. Римский С.В. Церковная реформа Александра II//Вопросы истории. 1996. 4. С. 32–48. Римский С.В. Основные этапы развития церковно-приходской школы Донской епархии// Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе. Сборник научных статей. Издательство Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, Ростов н/Д, 2000. С. 17–21. Римский С.В. Русская православная Церковь в XIX веке: Ученые записки Донского юридического института. Т. 7. Ростов н/Д, 1997. – 384 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрофанов Г., протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1900 – 1927. СПб., 2002 Мосс В., Православная Церковь на перепутье (1917 – 1999). СПб., 2001 Никон (Рклицкий) , архиепископ. Антоний (Храповицкий) и его время. Н. Новгород. 2004. Кн. 2 Николаев А. П. Государственная Дума в Февральской революции: очерки истории. Рязань. 2002 Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х – конец 1870-х гг.) М., 2006 Ореханов Г., иерей. На пути к Собору: Церковные реформы и первая русская революция М., 2002 Остова Е. С. Церковь  и Временное правительство//Вопросы истории. 1964. 6 Осипова Е. С. Октябрьская революция и православная церковь //Вопросы научного атеизма. М, 1980. Вып. 25 Павлов А. С. Курс церковною права. СПб., 2002 Пайпс Р. Россия при старом режиме. М, 1993 Носпеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX в. М., 1995 Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996 Поспеловский Д. В. Размышляя над книгой//Церковно-исторический вестник. 6 – 7 Регелъсон Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996 Реши Дж Д. Политические судьбы Российской губернии: 1917 год в Саратове. Саратов, 1995 Римский С. В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. М., 1999 Розов А. И. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб., 2003 Рогозный П. Г. «Вотчина» епископа Никона (Енисейская епархия в 1913 – 1917 гг.)//История повседневности. Источник. Историк. История. СПб., 2003. Вып. 3 Рогозный П. Г. «Церковная революция» и выборы архиереев//Исторические записки. М., 2004. Т. 17 (144) Рогозный П. Г. «Церковная революция» в Орловской епархии: К изучению социально-политической борьбы внутри Российской Православной Церкви после Февральской революции.//Новая политическая история. Источник. Историк. История. СПб., 2004. Вып. 4 Рогозный П. Г. Церковная революция в Тверской епархии//Провинциальное духовенство дореволюционной России. Тверь, 2005 Рогозный П. Г. Церковная «смута» и выборы в Рязанской епархии//Рязанская старина. Рязань, 2006

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исключением является молодой исследователь М. В. Никулин: он рассматривает некоторые аспекты реформ в кратких сообщениях на научных конференциях и в заключительной 4-й главе кандидатской диссертации «Православная Церковь в общественной жизни России. Конец 1850-х – конец 1870-х гт.» (М., 1997). Его работу отличает широкая источниковая база, внимательное отношение к предшествующей историографии. Но он не ставит целью изучение реформ, а обращается к ним постольку, поскольку это необходимо для решения задач, связанных с изучением отношений Церкви и общества. Видимо, этим и объясняется влияние Г. Фриза на оценки событий и деятелей, причастных к реформам, находящимся в центре нашего внимания. 1 Римский С. В. Русская Православная Церковь в XIX веке. Ростов-на-Дону, 1997; Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX веке. Ростов-на-Дону, 1998. См. также его статьи «Казачество, религия, терпимость»//Международная жизнь. 1992. 2; «Казачество и православие»//Дон. 1994. 1; «Церковная реформа 60-х–70-х гг. XIX столетия»//Отечественная история. 1995. 2; «Конфессиональная политика России в Западном крае и Прибалтике в XIX столетии»//Вопросы истории. 1998. 3 и др. 2 См., например, рецензию профессора Д. В. Поспеловского в журнале «Вопросы истории». 1998. 10. 3 Начальные народные училища и участие в них православного русского духовенства. СПб.. 1865; Правила о церковно-приходских училищах православного духовного ведомства. СПб., 1865; О начальных училищах и участии в них православного духовенства. СПб., 1866; По вопросу о обеспечении духовенства Юго-Западного края и отмене натуральных повинностей по Западным епархиям. СПб., 1866; О усадебных землях для причтов сельских церквей. СПб., 1866; О переходе построенных священноцерковнослужителями на церковных усадебных землях собственных домов к их преемникам. СПб., 1867; Об учреждении Приходских Попечительств при православных церквах города Санкт-Петербурга. СПб., 1867; Об улучшении быта духовенства в Астраханском казачьем войске.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

235 Верховской С. Несколько богословских вопросов, связанных с халкидонским догматом. Православная мысль. вып. 9. Париж, 1953, с. 35. 240 Сомнение в непогрешимости своих предшественников, кажется, только однажды проявило себя в действиях римских пап: через четыре года после официального разрыва только что избранный папа Стефан IX, сопровождавший кардинала Гумберта в той печальной поездке 1054 года, направил в Константинополь посольство, которое «было, как кажется, выражением сознания самого папы Стефана, что кардинал Гумберт жестоко оскорбил греческую Церковь и что, во всяком случае, если на ком, то на папе, личном свидетеле горестного разрыва между двумя половинами христианского мира, лежит обязанность возобновить прерванные между ними отношения» (Катанский А. История попыток к соединению Церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868, с. 44). Впрочем, пока посольство еще было на пути в Константинополь, папа Стефан скончался и послы были отозваны... 241 Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. Спб., 1898., С. 279. 243 см. Греческая и латинская традиции об исхождении Святого Духа//Страницы. Журнал Библейско-богословского Института св. апостола Андрея. 1996, 1, с. 145. Соответственно, можно лишь поразиться тому мужеству и той безграмотности, с которыми русские фило-католики (формально оставаясь православными священнослужителями) отстаивают тот догмат, который перестали защищать сами католики. Прот. Иоанн Свиридов, например, решил напасть на проф. Д. Поспеловского за то, что он согласно процитировал воспроизведение оксфордским богословом, православным епископом Калистом традиционно-православного мнения: в Троице «все исходит от Отца». В результате в глазах прот. Свиридова еп. Калист, проф. Поспеловский и даже Папский совет оказались еретиками: «Поразительны и богословские рассуждения профессора, рассуждающего о филиокве. Ссылаясь на высказывания еп. Калиста Уэра, он не замечает, как сам скатывается к древней доникейской ереси монархиан, утверждая, что в Святой Троице «все исходит от Отца» (прот. Иоанн Свиридов. Рецидив «провинциального конфессионализма»//Церковно-общественный вестник 7 (Приложение к Русской мысли от 16.1.97). Это тот случай, когла русский протоиерей оказался большим католиком, чем сам Римский Папа. Кстати, «монархиане» просто отрицали Троицу и либо утверждали, что во Христе воплотился Отец, либо вообще не считали Христа Богом (см. Андреев И. Д. Монархиане

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Архангельский А.С. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883. I. мандрований Гр. Сов. Сковорода. Киев, 1926. Бобринский Гр. П. Старчик. Григорий Сковорода. Жизнь и учение. Париж, 1929. Боголюбов В.Н. И. Новиков и его время. М., 1916. Верховский П.В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. В 2 т. Ростов н/Д., 1916. «Восемнадцатый век. Исторический сб., издаваемый по бумагам фамильного архива князем Федором Алексеевичем Куракиным», под ред. В.Н. Смолянинова. В 2 т. М., 19041905. Иконников В.С. Арсений Мацеевич , историко-биографический очерк. Русская старина, 24–26, 1879 г. Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви, т. II. Ключевский В. Курс русской истории, ч. 4., М., 1958. Лебедев А. Святитель Тихон Задонский . СПб., 1896. Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. «Огни», 1916. Розанов Н.П. Московский митрополит Платон. М., 1913. Толстой Д.А. Римский католицизм в России. Историческое исследование. В 2 т. СПб., 1876. Флоровский Г. Пути русского богословия. Четвериков С. Молдавский старец Паисий Величковский . ИМКА-Пресс, 1988. Чистович И. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. Юзов И. Русские диссиденты: староверы и духовные христиане. СПб., 1881. Bolshakoff S. Russian Nonconformity. Philadelphia, Westminster Press, 1950. Cracraft J. The Church Reform of Peter the Great. Stanford U. Press, 1971. Crummey R.O. The Old Believers and the World of Antichrist. Madison, Milwakee, the University of Wisconsin Press, 1970. Freeze Gr. The Russian Levites. Parish Clergy in the 18th Century. Harvard U. Press, 1977. Gorodetzki N. St. Tikhon Zadonsky. London, 1951. Müller A.V. The Spiritual Regulation of Peter the Great. Seattle, 1972. Papmehl K.A. Metropolitan Platon ov Moscow. Newtonville, Mass., Oriental Research Partners, 1983. Pierling P. La Russie et le St. Siege. 5 vols. Paris, 1886. Smirnoff E. Russian Orthodox Missions. London, 1903. Smolhsch I. Geschichte der russischen Kirche, 17001917. Leiden, 1964. Глава 7. Церковь и государство в дореформенную эпоху XIX века

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1868 г. Иннокентий был поставлен на кафедру митрополита Московского. Но Аляскинскую миссию он не забывал даже после продажи Аляски Соединенным Штатам создал Сибирский миссионерский комитет, преобразованный затем в Российское императорское миссионерское общество, особой заботой которого стало распространение православия среди туземцев Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Духовенство и богословски образованные миряне, работающие под управлением Общества, обеспечивались приличным содержанием и пенсией, что давало возможность отбирать лучших миссионеров. Таким образом, и после продажи Аляски миссия не только не захирела, но продолжала расти и обращать в православие и атабасков, и эскимосов. Иннокентий также основал на Аляске православную и учительскую семинарии. Некоторые ученики этих школ, алеуты, доучивались затем в России, некоторые стали русскими морскими офицерами. Преемники митрополита продолжали его дело; и еще в начале XX века американский губернатор Аляски доносил президенту Теодору Рузвельту, что за все время владения Аляской американцы ничего не сделали для туземцев, что все туземные школы русские и являются частью русской православной миссии. Китай С продажей Аляски Американская миссия Русской Православной Церкви стала первым выходом русского православного миссионерства за пределы империи, если не считать Пекинской миссии в Китае. Последняя была создана для духовного обслуживания русских казаков, взятых китайцами в плен в 1685 г. вместе с их священником о. Максимом Леонтьевым после разгрома русского острога Албазин. Император китайский их обласкал, сделал казаков своими гвардейцами и дал им придворные чины, соответствующие дворянским. Им была предоставлена возможность обзавестись китайскими женами, и казаки быстро ассимилировались, но веру, благодаря наличию священника и предоставлению им для молитвенных нужд буддийского храма, превращенного в церковь , они сохранили, хотя и весьма поверхностно. В 1695 г. митрополит Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) в своем послании о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010