Святоотеческое зеркало И все же повторюсь: то, что и священники зачастую не весьма начитаны в святых отцах, не только и не столько вина, сколько симптом и беда. Я вижу, насколько непросто бывает убедить вчерашних школьников, сегодняшних семинаристов в том, что чтение святых отцов — самое важное и самое нужное. 12 декабря, 2012 И все же повторюсь: то, что и священники зачастую не весьма начитаны в святых отцах, не только и не столько вина, сколько симптом и беда. Я вижу, насколько непросто бывает убедить вчерашних школьников, сегодняшних семинаристов в том, что чтение святых отцов — самое важное и самое нужное. Я не очень часто захожу в светские книжные магазины. Но все же захожу. И какой бы необходимостью или же просто интересом ни было это вызвано, каждый раз удивляюсь: что за макулатура стоит на стеллаже (или лежит на столике) с самыми ходовыми изданиями? Самое ходовое — самое «раскрученное», а по содержанию — самое острое, самое «жареное» и нередко — самое примитивное. Читать классику, тем более русскую, не то чтобы немодно, это вроде бы даже как-то чудно сегодня. До того чудно, что любящие ее представляются окружающим чудаками… А я, размышляя об этом, думаю о другом: не выглядят ли в наши дни такими же чудаками в глазах своих братьев и сестер верующие люди, излюбленное чтение которых — святые отцы? Святоотеческое наследие — чтение в современной церковной среде не самое распространенное. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить тиражи отеческих книг и всевозможных «Урожай растим с молитвой» или «Молитвослов православной женщины». Нет, святоотеческие творения нередко приобретаются, занимают свое место на книжных полках… Но далеко не всегда место на полке обеспечивает место в жизни и место в сердце. Даже среди читающих, стремящихся к познанию своей веры прихожан мало кто по-настоящему начитан в отцах. Наиболее ревностные знают «Лествицу», «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея, почитывают святителя Игнатия и святителя Феофана. Но обширнейшее море аскетической литературы остается и для них неисследованным, таинственным и… бесконечно далеким.

http://pravmir.ru/svyatootecheskoe-zerka...

В журнале письма публиковались попарно в форме вопроса-ответа, однако архимандрит Георгий (Тертышников) в приложении к кандидатскому сочинению разделил переписку на две части, разместив в разных рубриках: «Письма Феофана Затворника к разным лицам» и «Письма духовных лиц к епископу Феофану» (См.: Иеромонах Георгий (Тертышников). Письма епископа Феофана к разным лицам, не вошедшие в VIII изданий. Приложение к кандидатскому сочинению. В 2-х ч. Ч. 1. Загорск, 1973. С. 35–75. (Машинопись)). Мы воспроизводим именно этот вариант размещения писем и публикуем ответы епископа Аркадия на с. 581. Примечания к письмам принадлежат издателям «Христианского чтения». В Берлинское братство Изд. по: Письмо епископа Феофана-Затворника в Берлинское братство//Душеполезное чтение. 1904. Т. III. С. 589. Письмо предварялось обращением в редакцию: «Давно уже я имел намерение прислать в редакцию «Душеполезного чтения», где помещаются, почти не прерываясь, письма приснопамятного епископа Феофана, можно сказать, предсмертное письмо его ко мне, по поводу избрания его почетным членом нашего Братства. Письмо писано от 29 дек[абря] 1893 года, а 6 янв[аря] 1894 года Владыка уже отошел ко Господу! Вот это письмо, хранимое Братством как благословение и молитвенная память великого подвижника, сочетавшего в своем лице подвиги иноческие с величайшею ученостию, оставившего, подобно святителю Тихону, власть епископскую как служение трудносовместимое с обетами истинного монашества! Посольской в Берлине церкви протоиерей Алексей Мальцев ». Афонскому монаху Владиславу Изд. по: Письма преосвященного Феофана-Затворника к Афонскому монаху о. Владиславу, в Москве//Душеполезное чтение. 1899. Т. II. С. 642–648; Т. III. С. 143–150, 288–300, 508–513. Без комментариев. В. С. Д. Изд. по: Письма преосвященного Феофана-Затворника к В.С.Д.//Душеполезное чтение. 1902. Т. I. С. 432–433. Письмо сопровождалось сноской: «Автор прислал в редакцию «Душеполезных чтений». Имелся в виду – адресат. В. Т. Изд. по: Наставления сомневающейся в силе поминовения умерших. Неизданные письма святителя Феофана//Душеполезный собеседник. 1908. Январь. Вып. 1. С. 24–29.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

737 Проф. А. А. Бронзов. «О столкновении обязанностей». Христ. чтение, 1897. Февраль. С. 318. Другие примеры столкновения обязанностей из греко-римской трагедии и философии см.: Robert Kübel. «Christliche Ethik», Th. II. München. 1896, s. 119–120. 741 Кроме цитир. соч. о «collisio officiorum» см.: проф. А.А. Брозова соответствующую статью в XII-м томе «Богословской энциклопедии». СПб, 1911. С. 317–323 и статью В.И. в XXV-м томе «Энциклопедического словаря» Брокгауза. СПб., 1895. С. 704–705. 742 См. статью прот. В. Сперанского «Мысли бл. Августина о лжи». Душеполезное чтение, 1876. Август и сентябрь. 743 См. А. З-ва. «Казуистика и судьба ее в римско-католической церкви. Очерк из истории римско-католической морали». Вера и разум, 1890. 4. Эта статья составлена по книге Делингера и Рейша «Geschichte der Moralstreitigkeiten in der romisch – catholischen Kirche seit dem XVI Iahrhundert»... Auf Grund ungedruckter Aktenstücke... Band. Nordlingen, 1889. 744 См. А. З-ва. «Бенигнизм и аттриционизм. Очерк из истории римско-католической морали». Вера и разум, 1890. 11. Статья составлена также по Деллингеру и Рейшу «Geschichte der Moralstretigkeiten in der romisch-katholishen Kirche seit dem XVI lahrhundert»... 745 Hirscher. «Ueber das Uerhältiss der Evangelius zu dem theologischen Scholastik». 1823, s. 185. 746 Ibid. s. 191. Разбору казуистической морали посвящена превосходная статья проф. Н.С. Суворова «Казуистика и пробабилизм» в «Юридическом Вестнике», 1889, 11. 747 См. проф. А.А. Бронзов. «Аристотель и Ф. Аквинат в отношении к их учению о нравственности». СПб., 1884. С. 126 и дал., 224 и дал. 750 О. И.Л. Янышев. «Пр.-христ. учение о нравственности». С. 82–85. Ср.: проф. А.А. Бронзов. «Нравственно-безразличное и дозволенное». Христ. чтение, 1897. Январь. С. 115–120. 754 С. Савинский. «Нравственный облик Христа» (Перевод брошюры проф. Ф.Г. Пибоди: «Der Charakter Iesu Christi»). Христианин, 1909. Декабрь. С. 740–741. 755 «Иисус Христос – чудо истории». Пер. с нем. СПб., 1896. С. 63. «Попытка начертать полный образ Христа, – пишет Н. Егоров, – скорее может быть свойственна фантазии рационализма, старающегося видеть во Христе лишь выдающегося человека, чем строгому уму беспристрастного богослова-мыслителя». См. Правос. собес. 1900. Февр. 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Есть несколько больших журнальных статей, которые являются отголоском его недолговременного пребывания на кафедре педагогики. Таковы: «О значении впечатлений раннего детства в деле воспитания детей» (Душепол. Чтение. 1869, II-я, кн. 5, 3–23 и 1870, кн. 2, 57, 7; 1871, кн. 1–4; отд. М., 1879) или еще: «Можно ли признать высшим принципом воспитания правило: воспитывай человека сообразно с его природой?» (Приб. к Твор. Свв. Отцев. 1883, XXXII и отд. с. 49). Но особенно много пришлось потрудиться П. Ив-чу в —16— области нравственно-назидательного экзегезиса. К этому отчасти его располагало и постоянное участие в выпусках журнала «Душеполезное Чтение», покойный основатель которого и вместе с тем первый редактор его прот. В. П. Нечаев (впоследствии епископ Костромской Виссарион) весьма высоко ценил сотрудничество проф. П. И. Казанского. В этом именно журнале помещена была большая часть толкований П. Ив-ча на псалмы 354 . Не чужд был П. И. в своих литературных работах и «откликов на современность». Об одном из таких откликов по поводу нападок на духовенство и на духовную школу в начале восьмидесятых годов мы уже упоминали выше. Еще более типична в этом смысле статья покойного «По поводу забастовок в наших учебных заведениях» (Душепол. Чтение. 1905 и отд. М., 1905, с. 37). Когда в памятном 1905 году почти все наши высшие учебные заведения охватило забастовочное движение, П. И. много скорбел душой и как бывший профессор высшей духовной школы, и как отец. Результатом его тяжелого раздумья и скорбных переживаний, связанных с этим явлением, и было появление названной статьи. Как бы кто ни смотрел на основную позицию, занятую покойным в этом вопросе, искренность его взглядов и чистота его побуждений, которые руководили им при составлении этой статьи, не могут подлежать ни малейшему сомнению. В самые последние годы П. И. сделал опыт (и, по-видимому, удачный) перевода на русский язык из немецкой апологетической литературы. Разумеем переведенную им с немецкого и после напечатания в Душеполезном Чтении, выпущенную

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

РЕЛИГИИ, ЕРЕСИ, СЕКТЫ, ЭКУМЕНИЗМ. Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотека] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] < автор название > А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ТЕМЫ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Библия, толкования Апологетика Богословие, догматика Основы православия Наставления, советы, проповеди Жития и жизнеописания Семья, брак, воспитание детей Православие и медицина Религии, ереси и секты Жизнь и смерть Конец света Наука и религия Чудеса и знамения Культура кино и СМИ Интервью О России Козни лукавого Острые проблемы Православие и интернет Художественная литература Документы, справочники Разное ХРОНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ, ЕРЕСИ, СЕКТЫ, ЭКУМЕНИЗМ Коломиец Виктор Антигороскоп статья Поскольку распространение гороскопов и всего, что связано с ними приобрело значительный характер, а содержащиеся в гороскопах сведения имеют непосредственное влияние на жизнь, психику и души людей, призываю вас, уважаемые читатели, отбросив предвзятости и сомнения, внимательно рассмотреть данный феномен с точки зрения его полезности или вреда и дать ему нравственную оценку. Астрология: вводная статья Материал подготовлен на основе книг Кеннета Боа «Лабиринты веры» (М., 1992, с. 143–151), Пола Куртца «Искушение потусторонним» (М., 1999, с. 517–523) и Роберта А. Морея «Астрология и христианство» (Новосибирск, 1997), а также с использованием материалов дискуссии на Интернет-форуме диакона Андрея Кураева (темы 509, 527). Информационно-консультационный центр св. Иринея Лионского Астрология: наука будущего или суеверие прошлого? Статья содержит письмо, автор которого пытается обосновать научность и объективность астрологии, а также возможность совместить ее с Православием, материалы круглого стола в Центре св. Иринея Лионского, а также ответ православной христианки, в течение нескольких лет до своего обращения практиковавшей астрологию.

http://zavet.ru/t09sekt.htm

Деятельность Смоленского Попечительства о народной трезвости и его уездных Комитетов активно продолжалась в первые годы XX века. Сплоченная работа всех его членов позволяла проводить народные чтения, открывать чайные и содержать ночлежные дома 23 . Среди лиц, которые получали книги для народных чтений и следили за правильностью работы Комитетов, как и в предыдущие годы, на первом месте стояли священнослужители. Интересен список литературы, рекомендованной для народных чтений. Кроме Евангелия, житий святых, святоотеческих наставлений духовенство выписывало журналы «Странник», «Приходское чтение», «Душеполезное чтение», «Нива», газеты «Русская земля», «Русское чтение» и др. 24 В начале XX века в русском обществе сформировалось мнение о необходимости тесного сотрудничества государства и Церкви в антиалкогольном движении. Началась подготовка к проведению Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. Съезд проходил в Санкт-Петербурге с 28 декабря 1909 г. по 6 января 1910 г. В его работе активное участие приняло православное духовенство. На заседаниях съезда в трех секциях «Алкоголь и человеческий организм», «Алкоголь и общество», «Меры борьбы с алкоголизмом» было заслушано более 90 докладов. Работа съезда получила высокую оценку российского общества. Второй такой съезд состоялся в августе 1912 г. в Москве. Инициатором его проведения и основным участником было духовенство. Постановление, выработанное делегатами, определило, что наилучшим способом борьбы с алкоголизмом является создание братств и обществ трезвости при церквях и монастырях. Священнослужителей обязывали требовать от прихожан соблюдение обетов трезвости, служить молебны, проводить беседы о вреде пьянства 25 . Проведение съездов несколько оживило замершую было на периферии борьбу с пьянством. В июне 1910 г. депутаты смоленского епархиального съезда духовенства предложили ряд мер для борьбы с народным пьянством. Наиболее важными из них, на наш взгляд, являлись следующие: 1) Перенесение торговли вином с воскресных дней на будни. Этим священнослужители пытались вернуть у прихожан уважение к святости воскресных и праздничных дней.

http://pravoslavie.ru/38062.html

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ЭТОТ НЕВЕРОЯТНЫЙ МИР Е. Морозова, Православие.Ru Мироздание невероятно хорошо приспособлено для существования человека. Не только химический состав атмосферного воздуха, особенности растительного мира, необыкновенные свойства воды, размеры и характер движения Земли, Луны, Солнца и многое другое таковы, что они обеспечивают жизнедеятельность человека на земле, но даже " свойства нашей Вселенной критичны к численным значениям ряда фундаментальных физических констант , даже небольшое изменение которых повлекло бы далеко идущие последствия, которые сделали бы проблематичным само существование человечества. Первыми поставили этот вопрос Артур Эдингтон и Поль Дирак " . " Вот еще один пример проанализированный Ф. Хойлом. Своим " горением " наше Солнце, и другие звезды обязаны так называемому " углеродному " термоядерному циклу, в ходе которого из трех ядер гелия синтезируется ядро углерода и выделяются значительные количества энергии. Сама возможность этого цикла обусловлена существованием у ядер входящих в реакцию элементов метастабильных энергетических уровней - резонансов (мы не будем глубоко вдаваться в физику процесса). Отличайся хоть ненамного их расположение от реально существующего в ту или иную сторону - и не пошла бы реакция, т.е., грубо говоря, не светили бы звезды или, в другом случае, выгорел бы весь углерод, превратившись в кислород и далее в железо... Ф. Хойл комментирует это так: " Если бы вы хотели образовать углерод и кислород примерно в равных количествах в ходе звездного нуклеосинтеза, то должны были бы задать два уровня резонансов, причем именно там, где эти уровни найдены... Здравая интерпретация фактов дает возможность предположить, что в физике, а также в химии и биологии экспериментировал " сверхинтеллект " и что в природе нет слепых сил " 3] . Данные науки свидетельствуют о том, что " наша Вселенная не является ни единственно ни даже наиболее вероятной из всех возможных; наоборот, она может быть самой невероятной из всех " .

http://zavet.ru/somn-1.htm

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Ссылки] [Гостевая] < автор название > А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ТЕМЫ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Библия, толкования Апологетика Богословие, догматика Основы православия Наставления, советы, проповеди Жития и жизнеописания Семья, брак, воспитание детей Православие и медицина Религии, ереси и секты Жизнь и смерть Конец света Наука и религия Культура, кино, СМИ О России Козни лукавого Православие и интернет Художественная литература Документы, справочники Разное ХРОНОЛОГИЯ КАТАЛОГ ПО АВТОРАМ КАТАЛОГИ: по темам по названию по авторам по хронологии А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я - СБОРНИКИ БЕЗ АВТОРОВ ИЛИ АВТОР НЕИЗВЕСТЕН Астрология: вводная статья Материал подготовлен на основе книг Кеннета Боа «Лабиринты веры» (М., 1992, с. 143–151), Пола Куртца «Искушение потусторонним» (М., 1999, с. 517–523) и Роберта А. Морея «Астрология и христианство» (Новосибирск, 1997), а также с использованием материалов дискуссии на Интернет-форуме диакона Андрея Кураева (темы 509, 527). Информационно-консультационный центр св. Иринея Лионского Астрология: наука будущего или суеверие прошлого? Статья содержит письмо, автор которого пытается обосновать научность и объективность астрологии, а также возможность совместить ее с Православием, материалы круглого стола в Центре св. Иринея Лионского, а также ответ православной христианки, в течение нескольких лет до своего обращения практиковавшей астрологию. Беременность, воспитание, игра и игрушки [статья] В статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания младенцев и отроков. Советы беременным. Как быть с детьми в Храме. О выборе игр и игрушек для детей. О современных игрушках, компьютерных играх, о требованиях к игрушкам и о многом другом. Великий пост: памятка для христианина. Дьявол и его нынешние лжечудеса и лжепророки.

http://zavet.ru/book/avt/

п. Затем пусть начнет приготовленную статью читать или рассказывать. Если при этом по себе будет чувствовать, что назначенное для чтения или рассказа исполнилось удовлетворительно, то – слава Богу: он может идти с этим же в другой и третий дом. На следующий раз пусть приготовит другую статью и поступит так же. Чрез это мало-помалу приобретается навык беседовать изустною речью, или живым словом. Год от году у священника будет увеличиваться запас материала для бесед. Годов через пять он уже способен будет говорить с прихожанами живым словом и убедительно если не в храме, то по домам и во время внебогослужебных собеседований. Обходя дома своих прихожан, он постепенно возбудит в них охоту к слушанию его душеполезных бесед. Можно ожидать, что в тот дом, куда священник намерен будет прийти для чтения или беседы, будут приходить сперва родственники хозяев или ближайшие соседи, а потом дойдет и до того, что дом, предназначенный для беседы, будет наполнен и переполнен желающими слушать чтение или беседу. Здесь удобно будет приучать слушателей и к церковному пению. Таким образом, чрез несколько лет могут быть оглашены проповедью прихожане всех селений прихода, и не останется дома, где не было бы слышно слово о спасении. Тогда явится возможность устроить внебогослужебные чтения в избранном для сего школьном или другом помещении или же в церкви, и для слушания будут собираться уже не один или двое, а десятки и сотни прихожан, которые уже не будут тяготиться продолжительностью или скучать от однообразия чтений, ибо здесь будет не одно чтение, но и пение или чтение, восполняемое живою беседою и объяснением прочитанного. Теперь несколько слов о церковной школе. Говорят, чья школа, того и политика. Значит, где школа принадлежит Церкви, там чрез школу будет проникать церковность и в народ; если в школе преобладающее влияние будет принадлежать пастырю, то и приход пойдет за пастырем, а следовательно, пойдет к Церкви, а не от Церкви, как нередко, к сожалению, бывает теперь. Школьники – будущее стадо пастыря-священника, которое он должен пасти, питать духовно, взамен того от стада своего получать для себя питание телесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

11. Историческое значение церковно-приходской школы для православной России. Речь, произнесенная 14 февраля 1899 г. на годичном общем собрании членов Московского епархиального училищного Кирилло-Мефодиевского братства//Душеполезное чтение. 1899. Ч. 2. С. 90–107. Отд. изд.: М., 1899. 12. Основы правильного воспитания//Душеполезное чтение. 1898. Ч. 3. С. 543–547. Отд. изд.: М., 1898. Речь в день 25-летия 5-й Московской женской гимназии 28 сентября 1898 г. 13. Памяти Ф. А. Багрецова, регента Чудовского хора певчих//Душеполезное чтение. 1899. Ч. 2. С. 497–503. Отд. изд.: М., 1899. 14. Сила Молитвы//Душеполезное чтение. 1899. Ч. 2. С. 493–496. Отд. изд.: М., 1899. 15. Чем объяснить отношение к Святой Православной церкви формальное одних ее членов и равнодушное других: Публичное богословское чтение, произнесенное в зале Синодального училища в Москве 3 ноября 1899 г.//Душеполезное чтение. 1899. Ч. 3. С. 733–743; 1900. Ч. 1. С. 29–47. Отд. изд.: М., 1899. 16. Что спасло Россию в смутное время самозванцев?//Душеполезное чтение. 1900. Ч. 3. С. 528–544; 1901. Ч. 1. С. 68–76, 237–248, 378–391. 17. Чему и как учили первые наши пастыри церкви? М.. 1900. 18. Из московской старины. На память о Московском Большом Успенском соборе//Душеполезное чтение. 1902. Ч. 1. С. 267–276, 590–599; 1902. Ч. 2. С. 220–228; 1904. Ч. 3. С. 27–39, 367–372; 1907. Ч. 2. С. 68–76, 367–374, 514–522. Церковная школа по мысли святителя Филарета, митр. Московского//Душеполезное чтение. 1904. Ч. 3. С. 189–193. В отд. вып.: «Из Московской старины». Ч. 2. С. 14–18. 19. Праздник Богоявления и празднование памяти святителя Филиппа в старой Москве//Душеполезное чтение. 1906. Ч. 1. С. 11–18. 20. Успенский собор в Москве. Устройство его отопления//Русский архив. 1908. Отд. изд.: М.: Университетская типография, 1908. 21. О женском образовании//Душеполезное чтение. 1910. Ч. 1. С. 21–27. 22. Настоятели Московского Большого Успенского собора. (Со времени учреждения Св. Синода)//Богословский вестник. 1912. 3. С. 531–542. 4. С. 773–784. 5. С. 227–239.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010