Неудобства, вами встречаемые, служат доказательством, что дела ваши не худы и солоны врагу. Он и воздымает горы препон. Мужайтесь и крепитесь!    Будьте здоровы и веселы! — Что же вы мне ничего не сказали про библию греческую — Александрийскую, изданную у нас Лазаридами — в 20 годах! Можно ее где достать? — И как! Она была кажется в Синодских лавках. Посмотрите.    Благослови вас, Господи, всещедрым Своим благословением!     Ваш богомолец Еп. Феофан. 9 июня 1876 г. Письмо 1107. Среди трудов по составлению Добротолюбия и толкований    Милость Божия буди с вами!    Ныне получил я зараз два письма ваши — одно от 5 июля, другое — от 3 августа. — Где это было июльское-то? — А я хотел уж и объявление писать о пропаже без вести    Вы все около красавиц! — Пригрелись. А теперь не знать, где вы, на родине, или в Питере? Пишу в Питер.    Очень жаль, что оной греческой библии не обрелось; но искать ее в Греции нечего. — Потерпим.    Отпечатанные листы «Добротолюбия» присланы. — Читаю не спешно. Присмотрюсь, что там такое в 210—211 стр.?    О молитве — что придется по сборнику, все будет помещено.    Что такое вы разумеете под умною молитвою? — Скажите, пожалуйста, чтоб я мог при случае видеть, какие статьи могут относиться к сему предмету, и как их озаглавить. — Сочинять же или статью писать об этом для сборника не приходится; ибо сборник будет весь из статей богомудрых отцов, а не от нашего грешного мудрования.    Во второй том сборника предполагаются уставы. Они уже готовы — св. Пахомия, св. Василия великого, св. Венедикта. Сюда же думал и св. Кассиана. Но его писания — одни составят целый том; потому его лучше особо отпечатать или яко 3-й том, или яко второй выпуск второго тома. Сие якоже изволит издатель.    Я здоров. Слава Богу! Подвигаюсь понемножку по посланию к Римлянам. Послание второе к Коринфянам или все или половину пошлю в «Душеполезное Чтение». Просят. Леность одолела, и к Римлянам едва ли скоро кончу. Оно очень мудрено.    В «Душеполезное Чтение» — еще послал несколько строк. Это будет конец и богословия больше не буду писать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

3 . Церковное и светское законодательство относительно монастырей и монашества, что актуально и при разработке принципов и норм современной правовой системы. 4 . Монастыри и монашество накануне и в период первой мировой войны; монашеский съезд 1909 г. 5 . Монашество и культура; роль монастырей как центров духовной культуры. 6 . Исследование отдельных монастырей. 7 . Изучение за рубежом истории и современного состояния русского монашества. 8 . Ряд проблем и тем требует междисциплинарных исследований с привлечением других научных центров: восточные и византийские, особенно афонские истоки русского монашества; монастыри Урала, Сибири, дальнего Востока; монастырская жизнь в старообрядческой среде; особенности монастырского природопользования и хозяйствования; философия и психология православного иночества в сопоставлении с инославными и инорелигиозными аскетическими традициями. Предлагаемые очерки написаны сотрудниками Центра по истории религии и Церкви Института российской истории РАН при финансовой поддержке Международного фонда Джорджа Сороса. Н. В. Синицына 18 Леонид (Поляков), архим. Афон в истории русского монашества//Богословские труды. 1970. Т. V. С. 5–24. 21 Круглое А. В. На службе миру – на службе Богу//Душеполезное чтение. 1902. Октябрь. С. 186–193; Евдоким, архим. Иноки на службе ближним//Богословский вестник. 1902. Ноябрь. С. 305–358; Декабрь. С. 576–600; Светлов П. Я./Богословский вестник. 1903. Т. I-III. С. 1–39, 247–277,463–498; Никон, архим. Еще об идеале монашества//Душеполезное чтение. 1903. Т. I. С. 107–120; Он же. Делание иноческое и дело Божье//Там же. 1903. Т. И. С. 330–355; Четвериков С. На службе Богу – на службе ближним//Там же. 1903. Т. I. С. 452–460; Алексей (Воскресенский). Нужно ли преобразовывать монастыри в благотворительные учреждения//Там же. Т. X. С. 339–350. Читать полностью Источник: Монашество и монастыри в России. XI-XX века. : Ист. очерки/Рос. акад. наук. Ин-т рос. истории; [Отв. ред. Н.В. Синицына]. - Москва : Наука, 2002. - 344, с. ISBN 5-02-008779-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Странно! Все это имею и я под руками, и даже в свое время сделал разбор Библии Мандельштама, помещенной в Духовной беседе; знаю и талмуд, и уж, конечно, не хуже почтенного Л. Н., трудившегося большею частию над составлением романов и теперь бросившегося в чуждую ему область – Богословию. – Позволительно думать, что г. Тол...ой не знает талмуда, изучение которого требует многих лет, а романисту едва ли было время заняться этим делом; знай он талмуд, он никак бы не мог отрицать чудес Христовых, о которых свидетельствует Талмуд. Скорее всего, что он черпал сведения безверия к изданию Исповеди из омута прежних ересей, лжеучителей всех веков и времен, и превзошел их тактикою и красивым словом, как романист. Никто из прежних Богоотступников не писал Исповеди о своем заблуждении, никто не кричал на всю Россию, что вот де Христиане, каюсь я, что живу не так, как вы: «не исповедаю Христа Сыном Божиим, не признаю Его чудес и проч.». Исповедь ли это христианина? Это какое-то кощунство. Истинный христианин, если имел несчастие впасть в искушение и соблазниться чем-либо в вере, исповедается единому Богу пред священником и говорит: «согреших и беззаконовах пред тобою, Господи! помози моему неверию!» А то ли делает восхваляемый вами писатель? Он щеголяет безверием и отличается еще тем от прежних еретиков – учителей, что постоянно трактует о Евангелии, о том, как должно жить христианину по Евангелию, а сам отрицает Евангельское учение в корне. Ибо что такое Евангелие, как не благовестие о Христе Иисусе, – как Спасителе мира, Сыне Божием; так и свидетельствует Евангелие о Христе: и се, глаз из облика глаголющий: «сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мф.17:5 ). А почтенный Л. Н. Т...ой никак не может усвоить себе ту истину, что Христос – Сын Божий и Спаситель мира, и тем не менее объявляет себя поклонником Евангелия, с одной стороны искажает, переделывает Евангелие по своему, а с другой страшится до такой степени нарушить букву Евангельскую, что готов за нее распинаться. Вот доказательство: два года тому назад читаем в журнале «Душеполезное чтение»: в одном уездном городе Тульской губернии происходило заседание отделения Окружного Суда; подлежало разсмотрению какое-то уголовное дело с участием присяжных. В список присяжных попал один господин из высшего сословия. Он был на лице, но отказался от участия в исполнении обязанностей присяжных, заявив, что не может принять эту обязанность по своим религиозным убеждениям и по сему случаю заплатил сто рублей штрафу (Душеполезное чтение январской книги 1886 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Теми чтениями слушающий часто трогается, но впечатление также часто легко и теряется; ибо человек не имеет достаточно времени для того, чтобы обдумать слышанное и хорошо напечатлеть в глубине сердца. Но читающий добрую книгу останавливается, когда хочет, и где хочет, и столько, сколько хочет – сколько нужно. Как немного постоявший подле огня, немного и согревается, а стоящий пред огнем долго, не только согревается, но может и воспламениться; так и чтение и слушание временное быстро течет и только слегка согревает, а чтение постоянное вносит в читающего такую теплоту, которая разваряет и очищает его. При чтении каждый имеет время обдумать читаемое, и приложить к себе то, что читает. Таким образом, в духовных книгах как-бы в зеркале, человек может видеть себя, каков он и куда идет. Это зеркало говорит свободно н не льстит никому: каждый ясно тут видит свои недостатки. Так многополезно чтение духовных книг! Не говорим уже о том, сколько отрады, радости и утешения доставляет чтение душеполезных книг. Но и священные книги нужно читать умеючи, а не как попало; иначе и они не принесут нам никакой пользы. Как же читать их? Опытные в этом деле люди предлагают для него следующие правила: «1) перед чтением должно упразднить душу от всего. 2) Возбудить потребность знать то, о чем читается. 3) Обратиться молитвенно к Богу. 4) Читаемое следить со вниманием, и все слагать в отверзстое сердце. 5) Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. 6) Очевидно, что читать должно весьма медленно. 7) Прекратить чтение, когда душа не хочет уже чтением питаться, – сыта значит. 8) Если, впрочем, поразит душу какое место, стой на нем, и не читай более. 9) Лучшее время для чтения слова Божия – утро; житий – после обеда; святых отцов – незадолго пред сном. 10) Можно, следовательно, касаться всего понемногу каждый день. При таких занятиях постоянно должно содержать в мысли главную цель – напечатление истин и возбуждение духа. Если это не приносится чтением или беседою, то они – праздное чесание вкуса и слуха, пустое совопросничество.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

...Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных (преп. Антоний). ...Ничто столько не утешало душу мою, и не успокаивало ее, как всегдашнее чтение книг духовных, которые попеременно я прочитывал, а некоторые места, замечая, и повторял, дабы долее в памяти моей могли сохраниться. Ибо и овечки, по насыщении своем, обыкновенно прежнюю пищу пережевывают, подая тем пример, дабы и мы, вкушая нетленную пищу, то есть, читая или слушая слово Божие, оное почаще пережевывали, сиречь со вниманием и рассуждением в памяти своей слышанное обносили и нравственность свою поправляли (преп. Антоний). Лучшим руководством будет для вас чтение жития святых (преп. Варсонофий). ...Жития святых представляют незаменимое чтение, которое так благотворно действует на душу, особенно читаемое на славянском языке. В настоящее время часто славянский язык не понимают, а между тем, он гораздо красивее и богаче русского языка. Один знаток сравнивает славянский язык с русским и говорит, что между ними такая же разница, как между дворцом и трактиром... В миру чтение житий святых, а особенно на славянском языке, совсем оставили, вы же не следуйте обычаям века сего, а занимайтесь этим спасительным чтением (преп. Варсонофий). ...Посылаю вам... три брошюрки: 1) советы ума своей душе, 2) о вещах, возбраняющих ко спасению, с душеполезными беседами блаженного старца Зосимы и 3) толкование на «Господи помилуй». Объем этих книжечек по видимому очень малый, но содержание их велико, весьма велико. В них, хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение при­способлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство. ...Прочитывать в каждую неделю хоть по одной из этих книжиц и таким образом делать в каждый месяц, потому что сказанное в этих духовных книжках долго не удерживается в памяти. А почему не удерживается, объявил причину нам покойный 80-летний старец, архимандрит Моисей, сказав вопрошавшему о сем: «книги эти дела требуют» (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

ЧТЕНИЕ Святоотеческие книги – руководство в прохождении духовной жизни Читайте отеческие книги и занимайтесь их учением, оно пригодится к познанию своей немощи и к приобретению смирения, терпения и любви и вразумляет нас, как противиться страстям, как очищать сердце свое от сего терния и насаждать добродетели (IV, 78,194). Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию; и познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а на смиренные Бог призирает ( Пс. 112, 6 ) и дает им Свою благодать ( Притч. 3, 34 ) (I, 177,352). О чтении книг отеческих я не могу дать точного назначения; оные писаны не по ученой системе, а просто о различных страстях и добродетелях, как противиться первым и стяжавать последние. Есть и высокие предметы для совершенных. Ты, читая книги, что доступно твоему уму и приличествует к твоему устроению, то и усвоивай себе; а что превышает твое понятие, то, прочитав, оставляй так, не вникая в глубину разумения: оно по времени может открыться; для младенцев твердая пища неудобна. Книги читай с начала начиная, продолжай сряду, но не все одну, а утром в одной прочти, вечером в другой; читайте не для любознательности, а для научения благочестию и познания своей немощи, а от сего к смирению приходите (I,237,449). Святые отцы свои наставления не просто от ума писали, но из опыта духовной жизни …Они не просто от ума писали, но прежде делом прошли многие скорби и болезни и нам оставили, как богатое наследие и как хранилище надежды, – богодухновенные свои словеса, а мы, воссылая благодарение Господу, даровавшему нам сей дар, будем поучаться в них и, в случае нужды, прилагать к язвам нашим, как целительный бальзам… (II, 84, 133). Читайте отеческие книги: Лествичника, аввы Дорофея и прочих, которые делом сами прошли и нам предали учения ко укреплению в духовной брани, – получите пользу (I, 1, 2). Чтение духовных книг необходимо согласовывать с уровнем духовной жизни каждого

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Наконец, в-третьих, ничто не может так возбудить ревность в человеке, как чтение Евангелия. Однако иногда наше сердце до такой степени охладевает, что, читая Евангелие, мы не чувствуем в сердце никакого огонька, евангельское повествование нас не задевает, не вызывает сопереживания. Мы просто пробегаем текст глазами. При чтении Евангелия нужно особенное участие нашего ума, нашей души. Здесь самое лучшее средство – это просто усердный труд. Чувствуешь ли ты сухость при Иисусовой молитве, чтении Евангелия или Псалтири, на богослужении – неважно, ты должен преодолевать ее усердием. И в случае с чтением Евангелия нужно просто проявить терпение. Если мы будем внимательно и много читать Евангелие, то постепенно сухость уменьшится и в конечном счете отступит. Когда я говорил своему духовнику, что испытываю при Иисусовой молитве сухость, то он отвечал: «Сухо ли, мокро ли, молись все равно». С каким же чувством мы должны читать Евангелие? Наверное, этот вопрос рано или поздно встает перед всяким христианином. Часто бывает, что человек прочитал Евангелие раз или два – и откладывает его в сторону, говоря, что больше он не может его перечитывать: всё известно, это скучно. Мне кажется, Евангелие не может надоесть. Если мы читаем его внимательно, с верой и благоговением, если мы воспринимаем его как нравственное руководство, а не как отвлеченную книгу, то оно не может наскучить. Более того, оно должно всё больше и больше нас увлекать. Евангелие можно сравнить с Иисусовой молитвой. Может ли надоесть Иисусова молитва? Тому, кто не чувствует благодати, она, конечно, надоест. Но если ты чувствуешь в словах Иисусовой молитвы благодать, то она становится тебе приятнее, чем все прочие пространные молитвословия. И если сравнить Евангелие с другими книгами Священного Писания, тем более со святоотеческой литературой, то мы увидим, что от чтения Евангелия мы ощущаем больше утешения и получаем больше пользы, чем от чтения других душеполезных книг. От чтения Евангелия мы ощущаем больше утешения и получаем больше пользы, чем от чтения других душеполезных книг

http://pravoslavie.ru/144431.html

Несмелов Г. О церковных наказаниях по сочинениям Филарета, митрополита Московского. – Томск. 1895. Авдашкевич М., священник. Филарет Московский и его значение на православном Востоке//Странник. СПб., 1905, ч. 2, стр. 697–730. Акинфиев Д. Мессианские пророчества книги Бытия по митрополиту Филарету и святоотеческим толкованиям. – Троице-Сергиева лавра, 1954 (курсовое сочинение). Беликов В.И. Деятельность Московского митрополита Филарета по отношению к расколу. Казань. 1896. Барсов Н.И. Взгляд и деятельность Московского митрополита Филарета//Христианское чтение. СПб., 1883, 34. Его же. Критика сочинений Филарета, митрополита Московского в 30-х годах//Христианское чтение. СПб., 1881, 1112; 1895, 1. Его же. Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета//Христианское чтение. СПб., 1885. Май-июнь. Его же. К биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. (Отношения к Иннокентию митрополита Московского Филарета)//Христианское чтение. СПб., 1884, январь-февраль. Чепин М.А. Митрополит Московский Филарет как гомилет. – Тверь, 1892. Изд. 2., испр. и доп. Пинск, 1894. Ливенский М. протоиерей. Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Московский. Орёл, 1907. Меньшиков А. Воззрения Московского митрополита Филарета по вопросам; о церковном законодательстве, о материальном обеспечении духовенства, о снятии священного сана и о браке. Казань. 1894. См. также//Православный собеседник. Казань. 1894, ч. 1, стр. 27–68, 129–162, 234–261; ч. 2, стр. 122–174. Беляев А. А. К тридцатилетию со дня кончины митрополита Филарета Московского //Душеполезное чтение. М. 1897, ч. 3. Беляев А. А. Архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл. Переписка митрополита Филарета с архиепископом Каменец-Подольским Кириллом, М, 1888, стр. 11, 61, 63, 66, 73–108. Беляев А. А. Митрополит Филарет в письмах к родным//Православное обозрение. М. 1883, март. Его же. Вопросы и события шестидесятых годов и отношение к ним митрополита Филарета//Православное обозрение. М. 1889, сентябрь, ноябрь, декабрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

95 П.  «Нет совещаний духовенства» Неправда! «Русское духовенство, особенно в настоящее время, собирается для дружеских рассуждений и собирается не по официальному приказу, а по своей доброй воле. Кто утверждает противное, тот не имеет понятия о современном положении русского духовенства». П. «Нет совместного действия духовенства и мирян» Деллингер, вероятно, здесь разумеет братства и по преимуществу католические братства. Такие братства, в которых духовенство и миряне действуют сообща, существуют и в русской церкви. П. Впрочем, Деллингеру, вероятно, известно, как заботятся в Риме об этих свободных обществах. Папа Пий IX достаточно ясно выразился на счет этого в своем послании к архиепископу Мюнхен-Фрейзингенскому, от 21 Декабря 1863 года. Такие свободные общества более сообразны с духом Православной, чем малодушной римской церкви. «Нет центров церковной науки и образования» Значит Деллингеру они неизвестны?! Но они все-таки существуют. «Это Духовные Академии в Москве, Петербурге, Киеве и Казани, куда, по экзамену, поступают лучшие семинаристы и где они приготовляются к занятию духовных должностей. А семинарии существуют в каждом губернском городе. Кроме того, в каждом почти уездном городе есть духовное училище; так, например, в Ярославле, главном городе губернии того же имени, существует семинария. В этой губернии десять уездных городов и в каждом (?) из них духовное училище. Кроме того, существуют еще частные духовные училища, открываемые духовенством». П. «Нет свободного обмена мыслей посредством литературных органов» Вероятно, Деллингер не написал бы этого теперь, так как «La Russie orthodoxe et protestante par Fréd, de Rougemont. Genéve 1863 (стр. 59) поименовывает двенадцать духовных журналов (ежемесячно и еженедельно выходящих в свет) и периодических изданий, из которых «Епархиальные Ведомости» выходят даже ежедневно (?). О. Попов указал мне следующие шестнадцать духовных органов: в Петербурге: 1) «Христианское Чтение», 2) «Духовная Беседа», 3) «Дух христианина», 4) «Странник», 5) «Домашняя беседа», 6) «Чтение для детей»; в Москве: 7) «Путеводитель верующего» (?), 8) «Творения Святых отцов» с «прибавлениями», 9) Православное обозрение, 10) «Душеполезное чтение», 11) «Евангелист» (?) и еще несколько названий, которых я не помню; в Киеве: 12) «Воскресное чтение», 13) «Руководство для сельских пастырей», 14) «Труды Киевской Духовной академии»; в Казани: 15) «Православный Собеседник»; в Риге: 16) «Училище благочестия, на русском, латышском и эстском языках.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/svet...

41 Возможно, что Сказание лежит в основе и того греческого оригинала, с которого сделан армянский перевод синаксарной повести о мучении Романа и Давида. (Н. О. Эмин – «Русск. Арх.» 1877 г., кн. III, стр. 273–86; Н. К. Никольский . Материалы для повремен. сп., 289; В. Н. Бенешевич . Армянский пролог о свв. Борисе и Глебе). Во всяком случае, армянская повесть с большим правом может быть названа «простой переработкой» нашего Сказания, чем Несторово Чтение. (Ср. В. Н. Бенешевич , 207). 43 Ср. подробности о детских годах, книжном научении и женитьбе св. Бориса; о количестве войнов, бывших у Бориса, когда он шёл против Печенегов; о том, что Глеб, видя приближение посланных от Святополка, отпустил слуг, и др. 44 «Летописец, содержащий в себе российскую историю от 6360 (852) до 7106 (1598) года». М. 1819. Ср. 43, 44, 46–47 стр. и Чтен. 10, 1–2, 12–17, 12–13. 45 Первая и вторая разновидности проложного жития изданы Н. Серебрянским по рукоп. Моск. Типог. библ. 178 (373) и Моск. Синод. библ. 3. (Древнер. княж. жития. Тексты, стр. 27–31). 46 П. Казанский . Житие свв. Бориса и Глеба – «Душеполезн. Чтение» 1860 г., май, 42; Л. Лавровский. Были-ль перенесены мощи свв. Бориса и Глеба в Смоленск? – «Смоленск. Епарх. Ведом.» 1896 г., 6; С. П. Писарев. Было-ли перенесение мощей свв. мучен. Бориса и Глеба из Вышгорода в Смоленск на Смядынь? – «Смоленск. Епарх. Ведом.» 1887 г., 8–12: Н. Н. Редков. Преп. Авраамий Смоленский и житие, составленное учеником его Ефремом. Смол. 1909, стр. 26–29. 47 По рукописи Архива Св. Синода 1209, XV в., издано С. А. Бугославским: «Отчёт о занятиях в библиотеках Москвы. С.-Петербурга и с. Поречья (гр. Уваровым). К. 1913. стр. 14. 48 По мнению А. И. Соболевского («Христ. Чтен.» 1890 г., 5–6, стр. 797), надписания паримийных чтений «От Бытия чтение» значит: «из былого, из истории». 49 А. И. Соболевский – «Христ. Чтен.» 1890. 5 и 6, стр. 797–98: А. А. Шахматов. Разыскания, стр. 45–54. 51 Иосиф. Подробн. оглавление II. стлб. 139; Д. И. Абрамович. Софийская библиотека. II, 95. Ср. Бодянский. Чтение о житии и о погублении. . . Бориса и Глеба, XXVII и XXVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010