Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (13.02.1872, г. Мариуполь Екатеринославской губ.- 17.12.1964, г. Павлоград Днепропетровской обл.), богослов, публицист, миссионер. Род. в семье матроса. Закончил Екатеринославскую ДС, затем КазДА (1898) со степенью канд. богословия. С 1899 г. исполнял обязанности противосектантского миссионера в Тамбовской епархии, с 1902 г.- в Екатеринославской, с 1903 г.- в Харьковской епархиях. С 1912 г. магистр богословия. В 1912-1913 гг. доцент МДА по кафедре истории и обличения рус. сектантства. Указом Святейшего Синода от 9 июня 1913 г. переведен в СПбДА, где преподавал до 1917 г. В 1912-1916 гг. сотрудник и редактор ж. «Голос Церкви» , в 1915-1917 гг. редактировал ж. «Душеполезное чтение» . В 1918 г. московский епархиальный миссионер-проповедник. За миссионерскую деятельность получил орден св. Анны 3-й степени. 23 окт. 1919 г. арестован в Петрограде, 16 нояб. отправлен в Москву, с дек. 1919 г. находился в Новопесковском и Ивановском лагерях в качестве заложника, после освобождения вернулся в Петроград. В 1920-1926 гг. работал в гос. учреждениях Петрограда (Ленинграда). 26 марта 1927 г. арестован в Ленинграде, 13 янв. 1928 г. приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Йошкар-Олу. В 1933 г. поселился в Павлограде, где организовал архив. После выхода на пенсию в 1937 г. занимался богословием, в 40-50-х гг. писал статьи и заметки для ЖМП. А. в течение многих лет сочетал практическую миссионерскую деятельность с научной. Его работы публиковались отдельными изданиями и в журналах «Миссионерское обозрение» , «Миссионерский противомусульманский сборник» , «Голос Церкви», «Душеполезное чтение», «Церковный вестник» , «Вера и разум» , «Голос истины» . А. занимался изучением рус. сект, в особенности хлыстов , скопцов , духоборов и молокан . В своих работах он стремился к строгой документальности, определял происхождение и подлинность изучаемых материалов. Собранные им данные позволяют осветить многие вопросы зарождения и распространения сектантства в России. В конце жизни А. написал «Курс обличения русских сектантов-рационалистов» (1954, неопубл.), посвященный вопросу интерпретации Свящ. Писания и Свящ. Предания в различных сектах рационалистического толка, а также критике учения баптистов о свободном понимании Библии.

http://pravenc.ru/text/63722.html

Скорби и переживания архимандрита Иосифа были связаны с полемикой по монашескому вопросу. Эта полемика между профессорами Академии и экономом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архимандритом Никоном (Рождественским) началась еще в 1902 году и разворачивалась на страницах журналов «Душеполезное чтение» и «Богословский вестник», причем носила с обеих сторон довольно резкий характер. Профессора подвергли острой критике русское монашество в современном его виде и призвали монахов к деятельному осуществлению заповеди любви к ближнему в виде общественного служения. Архимандрит Никон отстаивал созерцательный характер монашества. Известно, что иеромонах Иосиф также включился в полемику, и в мартовском номере журнала «Душеполезное чтение» за 1903 год было опубликовано его письмо в рубрике «Отклик на современность». Правда, оно было подписано лишь «I». Но текст его дословно повторяет запись в «Дневнике инока» за 1902 год: «Всем, которые призывают монашествующих к служению миру обычными человеческими средствами и силами (устроение школ, больниц и т. п.), нельзя ли ответить следующей весьма поучительною страничкою Евангелия: в дому Лазаря возлежал Спаситель… у ног его – Мария, в порыве сердечной признательности к возлюбленному Учителю, столько Благодетельному, льет драгоценное миро. Поднимается знаменитый протест, начатый столь небеззнаменательно Иудою: «К чему такая трата? Сколько нищих можно бы ценою этого мира облагодетельствовать, и не жестокость ли к нам то, что делается вместо этого благодеяния?!» Известен ответ на это Господа, которому с трепетом должно внимать каждое исполненное истинно-монашеских намерений сердце: «Не дейте ея, в день погребения Моего соблюдет е. Нищия бо всегда имате с собою, Мене же не всегда! " … ( Ин.12:7–8 ). Итак, монах (мы разумеем именно монаха, а не пародию на него) есть сострадатель Господа, льющий пред Ним драгоценнейшие всякого мира постоянные источники слез покаяния, умиления и умилостивления. Монах есть тот, которому сказано: «Оставь мертвым погребать своя мертвецы, хотя бы это был родной отец!» ( Мф.8:22 ). Монах есть тот, о котором сказано: «Не угодно есть нам, оставльшим Слово Божие, служити трапезам, хотя бы это были трапезы для убогих вдовиц» ( Деян.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

С ужасом и изумлением слушал Н. чудного пришельца, не смея его прерывать. «Прости, друг, до свидания в вечности, – промолвил явившийся, – уповаю, что скоро мы свидимся, будем обитать вместе, а пока потрудись ещё для вечного своего спасения», – и с этими словами скрылся за дверью. Набожный Н. усилил свои благочестивые подвиги, предоставив все житейские попечения старшим своим детям. Спустя два года после своего видения, он, коленопреклонённый, на молитве тихо и мирно скончался. («Душеполезное чтение» 1868 г., ч. I). 4 . В одном селе жила почтенная чета: старик, заштатный священник, отец Г., и старушка, жена его. Жили они очень долго на свете и, как говорится, душа в душу между собой. Отец Г. приобрёл своей жизнью уважение у многих в окрестности. Это был человек доброго старого времени, хлебосол, приветливый и ласковый со всяким, а главное, благочестивый и добрый. Но всему бывает на свете конец: отец Г. занемог, слёг в постель, и, напутствованный христианскими таинствами, тихо и мирно перешёл в вечность, оставив горько оплакивавшую спутницу его жизни. Вот уже минул и год после его смерти. Старушка, жена его, накануне годичного о нём поминовения, после разных хлопот, легла немножко отдохнуть. И вот, видит во сне покойного мужа. С радостью бросилась она к нему и начала его расспрашивать: что с ним, и где он теперь находится? Покойник отвечал: – «Хотя я и не обязан с тобой говорить, но так как при жизни не было у меня от тебя никаких тайн, то скажу, что, по милости Божией, я не в аду; скоро и ты последуешь за мной, готовься к смерти через три недели после этого дня». Покойник медленно удалился, как бы не желая с нею расстаться, а старушка, проснувшись, радостно стала всем рассказывать о своём свидании с покойным мужем. И, действительно, ровно через три недели она мирно скончалась. («Душеполезное чтение» 1868 г., ч. I). 5 . В ночь с 28 на 29 сентября снилось мне, передаёт граф М. В. Толстой , будто стою я у себя в зале и слышу – из гостиной раздаются голоса детей. Смотрю, – проходят мимо меня в залу разные дети и между ними Володя, наш недавно умерший сын. Я с радостью кинулся к нему, он улыбается мне своей прежней ангельской улыбкой. Я протянул к нему руки: Володя, это ты? Он кинулся мне на шею и крепко, крепко обнял меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поступила в Шамордино в 1887 году. В 1892 году определена в число послушниц. Несла послушание благочинной по церкви. Кроме этих записок, источниками для жизнеописания стали также другие записки шамординских сестер, которые перечислены самим автором: Записки бесед и изречений о. Амвросия, сделанные верной ученицей покойнаго, N. N. Записки бесед и рассказов о. Амвросия, веденные с 1869 года монахиней М. О-вой. Запись изречений старца, сделанная рясофорной монахиней, Е. Л-вой. Слова батюшки, о. Амвросия. М. И. К-ой. Этими монахинями могли быть: Екатерина Лебедева, из дворян Московской губернии, обучалась в Московском Мариинском институте, поступила в обитель в 1887 году и исполняла должность письмоводительницы, а также Мария Кобякова, из купеческого звания, определена в число послушниц в 1907 году, служила при детском приюте. Воспоминания Шамординских сестёр рисовали облик старца с особенной убедительностью и любовью. Составленные преданными ученицами, эти воспоминания стали одними из основных источников для составления жизнеописания старца. Кроме воспоминаний шамординских сестёр, для составления жизнеописания старца о. Григорий использовал «Историческое описание обители», составленное Леонидом (Кавелиным) , жизнеописания оптинских старцев Льва, составленное Климентом (Зедергодьмом), преп. Макария, составленное о. Леонидом (Кавелиным) , преп. Моисея, составленное о. Ювеналием (Половцевым) , жизнеописание Климента Зедергольма , составленное К. Н. Лентьевым, а также другие материалы, из которых следует отметить публикации о старце Амвросии, появившиеся в печати сразу по его кончине. Отец Григорий работал над жизнеописанием старца быстро и увлечённо. В конце 1891 года он опубликовал небольшую заметку в «Церковных ведомостях» 48 , а с января 1892 года (т. е. через два с половиной месяца после кончины старца) в журнале «Душеполезное чтение» стали печататься первые главы «Сказания о житии оптинского старца, отца иеросхимонаха Амвросия» 49 . Кстати, с декабря 1891 года в журнале «Душеполезное чтение» стали выходить «Изречения старца Амвросия Оптинского , записанные разными лицами себе на память, преимущественно сестрами Шамординской, устроенной старцем, общины» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Кроме того, все чаще в современной жизни мы лишаем себя спокойствия духа и, так сказать, отравляем свое существование крайнею озабоченностью внешним благосостоянием, и отсюда – паникой. Мы боимся ныне всевозможных бедствий. Есть такие, которые приходят в дрожь от каждой грозы, от каждой пожарной тревоги, от каждого малого стука ночью, так что и не спят. Другие напрасно подозревают в себе болезнь, от которой будто бы будет им мгновенная смерть; некоторые, находясь в многолюдном собрании, каждый раз представляют себе, что вот тут случится пожар или обрушится потолок, а в безлюдном месте опять боятся остаться одни, не смеют и пройти безлюдным местом. А как много ныне таких, которые при малейшем поводе выходят из себя, чуть не болеют, если не исполняется какое-нибудь их желание! Пугливость и нетерпеливость этого рода овладевают ныне даже целыми массами людей вроде какой-то эпидемии. Что же за причины чрезмерной боязливости нашей, и пред частыми и общими какими-либо бедами? Это именно – возбужденное состояние во всех, крайняя напряженность нервов, нервная слабость, а главное – упадок веры и страха Божия и отсюда отсутствие преданности воле Божией. Так и возрастает ныне число душевнобольных, которые все в высшей степени нервны, и овладевает многими отчаяние до самоубийства. Примечания: 1 Милонова лично знал настоятель Святогорской пустыни, архимандрит Герман, полагавший начало своей иноческой жизни в Глинской пустыни. Он пользовался доверием Милонова и всю историю его слышал от него лично. Со слов Германа и сообщаются здесь о нем верные сведения. 2 Событие это было рассказано самой дамой священнику, а им было напечатано в журнале «Странник» 1863 г. м. сентябрь. Имя, отчество и фамилия дамы в рассказе не указаны полностью, – указаны только три начальные буквы: А.Н.К. 3 «Странник», 1866. 4 «Душеполезное чтение», 1861. 5 «Душеполезное чтение», 1866, июль. 6 Случается иногда, что люди кончают с собою в расстройстве умственных способностей или в умопомешательстве. Хотя, по-видимому, самоубийство здесь является случайным, но без участия духа злобы и тут не обходится дело. Нужно думать, что предшествующая жизнь человека не была высока нравственно и давала доступ к нему диаволу, и если диавол по тем или другим причинам не успел привести человека к самоубийству в здравом его состоянии, то он нашел возможность сделать это в то время, когда тот впал в умопомешательство. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/grex-kotoryj-ne-budet-p...

«Честь имею приветствовать Вас грядущим великим праздником. Мартовскую и апрельскую книжку Душеполезного Чтения я украсил извлечениями из Вашего «Собрания мнений и отзывов митрополита Филарета». Покорнейше прошу простить мне, что я дерзнул на сие, не спросясь Вас. Если я за сие заслуживаю обличения, я с покорностию приму оное. Если же Вы снисходительно взираете на мою дерзость, то разрешите мне и на будущее время делать небольшие извлечения из Вашего монументального труда. Ваше разрешение мне желательно, потому что оно дало бы мне возможность восполнить пробел в той части программы Душеполезного Чтения, в которой предположено поместить резолюции. О. Архимандрит Григорий 724 отказался снабжать меня этим материалом и тем поставил меня в затруднение. Я был бы весьма благодарен Вам, если бы Вы вывели меня, хотя отчасти, из этого затрудения, позволив мне кое-что перепечатать из Вашего собрания. Позвольте присовокупить следующее: если труд Ваш не закончен и у Вас накопились новые материалы, то, прежде чем составить из них новый том, не угодно ли Вам сообщить их в Душеполезное Чтение. Извините, если я ожесточил просити». На письмо это я отвечал о. протоиерею 5 числа: «Спешу ответствовать на ваше любезное приветствие с праздником взаимным усердным поздравлением. Вы напрасно, любезнейший, просите у меня прощения за помещение в издаваемом Вами истинно душеполезном журнале извлечений из редактированного мною собрания мнений и отзывов в Бозе почившего Святителя Филарета. Издание это не мне принадлежит; оно составляет собственость Св. Синода, или, вернее, хозяйств. управления при нем; мне же принадлежит только труд собирания материалов и редакция при печатании их. За свой труд я с избытком вознагражден Царем; не лишен одна­ко ж награды и от хозяйств. управления: мне пожалован в дар полный экземпляр издания, и притом в казенном переплете, да два экземпляра корректурных я сам себе присвоил. Может быть, перепечатанием документов в своем журнале Вы причините ущерб Хозяйств. Управлению, но мне будете доставлять удовольствие, да я думаю, небесполезно это будет и для вящшего распространения в читающей публике самого издания. Читатели Вашего журнала, прочитывая извлечения из собрания мнений, будут заинтересованы им и охотно будут выписывать его. Издание это поистине достойно того, чтобы им была украшена каждая библиотека церковная, особенно Московской Епархии. После выхода первых двух томов издания, когда я находился еще в Петербурге, Константин Петрович жаловался мне на равнодушие к этому изданию Московского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Карпаю – 2-е к Тимофею. И с леностию такие шашни водятся, что м... Владыка предложил консистории взять книги для некоторых церквей. Если консистория раздобрится, то и нам надо раздобриться. Напишите для сведения, сколько консисториалов... и столоначальников. Будьте здоровы и веселы. Протопопице желаю, сверх того, всяких льгот по хозяйству, чтоб все по маслицу текло. Ваш богомолец Еп. Феофан. 393. О выписке книг для консистории. О письмах против Пашкова О выписке книг для консистории. О письмах против Пашкова: пошли еще два письма в «Душеполезное чтение». 7 июня 1880 г. Милость Божия буди с Вами! Замешкался Алеша с своими книгами. И это вынудило меня просить Владыку, чтоб он распорядился с присланными уже, а другие пришлю по отпечатании их вновь. Ваше письмо с извещением о числе чиновных лиц в консистории пришло после того, как я уже писал Алеше о высылке книг и о приложении по 10 экземпляров каждого наименования на консисторскую братию. Кажется, недостанет. Но, может быть, можно консисториалам всем – всех книг по экземпляру взять, и секретарю тоже... А столоначальникам по одной какой. Тогда, может быть, достанет. Впрочем, не жалко и еще подослать. Справьтесь, пожалуйста, сколько бы еще подослать, чтоб все были довольны,– и поскорее напишите. Я пришлю. У меня еще есть они. Да извольте на этот раз отказаться от подражания старому Чернавскому благочинному. Желаю всем вам предоброго здоровья. Николай Васильев пишет, что питерское иерейство расчувствовалось над письмами моими об еретике... и напечатало его в 20 т[ысячах] экземпляров, чтоб раздавать даром. Другие пишут, что раздается. Это разохотило и еще позадорничать. И пошли уже 2 письма еще в «Душеполезное чтение». Да и еще не конец. Здоровье мое нешто. Глаз все еще видит немного. Благослови вас Господь всех! Ваш богомолец Еп. Феофан. 394. Шутливое наказание протопопу и законоучителю. О поездке в Тамбов Шутливое наказание протопопу и законоучителю. О поездке в Тамбов. О здоровье. Общие благословения и благожелания. 25 окт. 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

2730 Etudes sur la situation intérieure, la vie nationale et les institutions rurales de la Russie par le Baron Auguste de Haxthausen. Hanovre. 1847. Pp. 63–4. У нас под руками экземпляр (из библиотеки Димитрия Феодоровича Голубинского с собственноручной пометкой покойного философа на первом (обёрточном) листе: „Протоиерею Феодору Голубинскому прислал из Вестфалии сочинитель. Получена в октябре 1848 г.“ – Кстати, на этой книге автором поставлен такой эпиграф: L " Europe, От одного берега отстал, к другому не пристал. La Russie, Сижу у моря и жду погоды (Rroverbes populaires russes). Замечательно, что первой из этих пословиц Ф. А. Голубинский, в своей беседе с Гакстгаузеном, характеризовал философию Шеллинга „Признаюсь, – пишет Гакстгаузен, – я был чрезвычайно изумлён, услышав, как глубоко и вместе как понятно русский священник рассуждал о Шеллинге, Гегеле, их направлении и школах. Он расспрашивал меня о жизни и личности многих из ваших немецких учёных, между прочим, о Шлейермахере, Неандере, Гегеле и Шеллинге. Я с своей стороны спросил его, что он думает о Гегеле и его системе Он отвечал, что, по его мнению Гегель много сделал для уразумения, изложения и объяснения всех других философских систем; но что его система, вероятно, не была удовлетворительна как для него самого, так и для его слушателей. Что касается до Шеллинга, то он, по его словам, от одного берега отстал, к другому не пристал“... Очевидно, отзыв Ф.А. Голубинского о Шеллинге покатался Гакстгаузену настолько метким и характеристичным, что с этого типичнейшего выразителя европейской образованности он перенёс его и на всю Европу. 2732 Граф М. Вл. Толстой (ум. в 1896 г.). См. его „Хранилище моей памяти“, Душеполезное Чтение, 1891 г., ч. I, стр. 206. Здесь же сделана и довольно подробная общая характеристика философа с умственной, нравственно-общежительной и служебной сторон. – Ср. к характеристике Феодора Александровича: 1) Душеполезное Чтение, гг. 1890 ч. III, (стр. 390–8 и 552–554) и 1892 ч. III. (стр. 480–2); 2) биографический очерк: „Протоиерей Ф. А. Голубинский“. М. 1855 г. К последней брошюре, к сожалению, ставшей теперь большой библиографической редкостью отсылаем читателя и за более подробными биографическими сведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Борис Ганаго Борис Ганаго. Чудик. Душеполезное чтение для старшего школьного возраста " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Глава I.  Загадочное молчание — ЕСТЬ ИДЕЯ! — обратилась мама к сыну. Серафим вопросительно посмотрел на родителей. — Мы с папой задумали завтра отвезти тебя на все лето к тете Тамаре. —В деревню на все лето? — не поверил своим ушам сын. —Не спеши радоваться, дорогой, — предостерег папа. — Там тебя ожидает ряд трудностей, можно сказать, испытаний. Молодой человек насторожился. Мама пояснила: —Одна из сложностей в том, что тетя Тамара глухонемая: последние годы после странной болезни не слышит и не разговаривает. Мы не рассказывали тебе об этом, так как сами еще не выяснили, что именно с ней случилось. Она, ты знаешь, очень славный человек, добрый и заботливый. С ней тебе будет хорошо. Правда, объясняться придется лишь жестами или писать записки. Мы дадим тебе уйму ручек и пачку бумаги, так что проблема общения разрешима. Живет она в отдельном доме одна. Недалеко речка, где можно, купаться, рядом лес… Мы думаем, что ты там сможешь хорошо отдохнуть после школы и подготовиться к вступительным экзаменам. Как ты на это смотришь? Все обещанное показалось Серафиму привлекательным. Особенно то, что никто не будет допекать его замечаниями, потому он уверенно кивнул: —Я согласен. —Но мы еще не все тебе сказали, сын, — продолжила мама. — Главная опасность, и мы не знаем, справишься ли ты с ней, — это среда, в которой ты окажешься. Деревенька эта особенная, честно говоря, не из лучших. Мат для многих из ее жителей является нормой. А где черное слово, там и черная душа. Почти вся молодежь курит. Ох, если бы ты знал, как я беспокоюсь за тебя! Ты такой впечатлительный, ранимый. К тому же возраст у тебя, как говорится, опасный… Но, увы, у нас так складываются обстоятельства, что…

http://azbyka.ru/deti/boris-ganago-chudi...

   Нам кажется, что чем яснее будет дано понятие о Боге, Его свойствах и совершенствах жизни, тем большую возможность мы будем иметь правильно понять жизнь богосозданных, духовно свободных, разумных тварей. Ибо всякое бытие и всякая жизнь получила свое начало от жизни Единого Бога, Творца всей вселенной, и Его же Божественной жизнью должна существовать всякая тварь, а особенно разумные свободные и духовные твари.    Здесь же мы постараемся хоть немного прояснить Божественную идею, цель создания Богом мира и человека как образа и подобия Божия (Быт. 1:26, 27, 9:6), т.е. выразителя Божественной жизни любви, ее свойств и совершенств. Постараемся также указать причину и последствия отпадения Ангелов и человека от любви в самолюбие, породившее все беды и скорби в жизни, преследующие человека до настоящего времени.    С особенным вниманием мы постараемся выяснить причину и основание обетования Божия о Семени Жены (Быт. 3:14—15) – Спасителе мира, о Его явлении в мир через вочеловечение, или воплощение, указав неизбежность этого боговоплощения для восстановления человечества в единство жизни с Богом и возобновления союза любви с Ним.    Все здесь изложенное мы основываем на учении Божественного Откровения и Св. Отцов и учителей Церкви Православной, а равно и многих христианских писателей последнего времени, не заимствуя, однако, мыслей из учения инославных богословов и учителей тех церквей. Мы руководствуемся в своем сочинении преимущественно учением Св. Библии, потому что она, как древнейшее богооткровенное Писание, известна народам всего мира и пользуется авторитетом в глазах всех благомыслящих людей. Из других источников назовем:    Богородский Я.А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии.    Бронзов. Христианская заповедь о любви./Душеполезное чтение. 1908 г.    Николин. Образ Божий в человеке./Душеполезное чтение. 1908 г. Январь.    Беляев. Любовь Божественная.    Олесницкий. История нравственности.    Кудрявцев. Источники идеи Божества.    Кудрявцев. Религия, ее сущность и происхождение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2625...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010