Человек, увлекшись испытанным плотским удовольствием, не будет ничего иного почитать благом, кроме того, которое с некоторым наслаждением получает чрез тело, и, отвратив совершенно ум свой от стремления к благам бестелесным, весь сделался плотским, гоняясь постоянно за плотскими лишь наслаждениями, так что будет более любить удовольствие, нежели Бога ( 5 . С. 328). Душа, погрязшая в грязи страстей плотских, оказывается чуждой для жизни духовной — ей она недоступна: душа не понимает, не принимает и отрицает вообще духовность. Нет Бога, — в безумии заявляет она ( Пс. 52:2; 13:1 ). Что же касается Иисуса Христа — Спасителя и Господа нашего, то поскольку нынче уже нельзя стало отвергать Его как миф — все-таки историческая Личность 49 ! — то для гордой вседозволенности, для жизни в плотских страстях, более удобным оказалось просто отрицать Божество Иисуса Христа и, следовательно, делать для себя необязательным принятие Его Евангельского учения. «Тело, — по святому Иустину, — есть жилище души, а душа жилище духа». И если душу определять как начало телесной жизни (душа присуща всем живым существам — одушевленным тварям), то дух в душе человеческой служит основой благодатной жизни человека. Пребывающие во грехе изгоняют Дух из своей души и остаются душевными человеками, живущими плотскою, животною жизнью. Чрез покаяние, смирение и жизнь человека по заповедям Божиим — в душу привлекается Дух, и тогда сама душа в человеке одухотворяется, и жизнь человека становится духовной, благодатной — по подобию жизни Божественной. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес. 5:23 ). Здесь апостол Павел различает дух и душу в человеке только как две стороны одной и той же духовной его природы или особо обозначает в душе дух как высшую ее способность» ( 44 . С. 444) 50 . Состоя из тела и души (с духом), человек предназначается к гармоническому развитию составных частей, формирующих его личность.

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

«Что Господь оживляет Церковь своею божественною благодатью, очевидно уже из предшествующей мысли; ибо если Христос есть действительно Глава Церкви, а она тело Его, то как же возможно, чтобы Он не проникал ее своею силою? Это и подтверждает Апостол, когда говорит о Спасителе: и Того даде Главу выше всех Церкви, яже есть тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех ( Еф. 1, 23 ); далее: дабы мы истинною любовью все возращали в Того, который есть Глава Христос, из которого все тело составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любв 10 (4, 15, 16). Кроме того, мысль сия утверждается на обетовании Спасителя ниспослать на землю всесвятого Духа, который бы пребыл в Церкви во веки ( Иоан. 14, 16–17 ). Обетовании, действительно, исполнившемся в свое время ( Деян. 2, 2 ). С тех пор всесвятый Дух, Дух Христов, нисходит, во-первых, на всех христианских пастырей в таинстве священства, и облекает их силою и властью, постоянно в них обитающею ( 2Тим. 1, 14 ), учит, священнодействовать и пасти духовное стадо. Нисходить, во-вторых, на всех верующих в таинстве крещения, где возрождает их и соделывает живыми членами таинственного тела Христова; в таинстве миропомазания, где сообщает им силы для укрепления и постепенного возрастания в жизни духовной, а затем и во всех прочих таинствах. Нисходит, в-третьих, на всех верующих, пастырей и пасомых, или справедливее, постоянно почиет на них (пока они остаются того достойными) своими духовными дарами, как Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия ( Ис. 11, 2, 3 ); постоянно приносит в них (если они не противятся) свои духовные плоды – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22, 23 ) и все прочие добродетели. Всего же яснее и осязательнее мы усматриваем соединение Христа с Церковью и со всеми ее членами в таинстве евхаристии: здесь каждый христианин приискренне приобщается плоти и крови Христовой, а с ними приемлет в себя всего Христа, и каждый после того может сказать по примеру Апостола: живу не токму аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2, 20 ). От сего-то происходит совершенное единение верующих, как со Христом, Главою Церкви, из Него же все тело составы и соузы подаемо и снемлемо, растит возращение Божие ( Кол. 2, 19 ), так и между собою; ибо все они оживляются одним и тем же Духом ( 1Кор. 12, 11, 13 ), живут одним и тем же Христом, и мнози суще, подлинно едино суть тело ( 1Кор. 12, 20 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

13) Христианский закон не есть простая совокупность разнородных заповедей и правил, определяющих каждый шаг человека, он не мертвая буква, а Животворный нравственный дух, выражающийся и открывающийся во множестве, сообразных с ним, нравственных проявлений, которые, как выходящие из одного источника, сводятся к одному основному началу, к любви. Любовь составляет основу происхождения христианской нравственности; она служит важнейшим побуждением во всех возможных действиях христианина и является выражением общего чувства целого настроения христианина. По слову Писания, «Бог любы есть». По любви совершилось Божественное воплощение, для нравственного обновления человечества. В любви, как в светлом фокусе, заключается сущность, или главное начало христианской нравственности: из нее она происходит, ей совершается, к проявлению ее направляется и в полноте ее достижения заключается конечная цель всей христианской жизни. Нет ни одного доброго дела, которое бы так или иначе не входило в понятие любви, и нет, наоборот, ни одного злого дела или даже помышления, которые бы не исключались любовью, не были бы противны ей. Один законник, искушая Господа, спросил Его: «учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душей твоей, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:36–40). В этих словах заключается вечное основание для различения добра от зла. Основание это не вне человека, не в поступках его, а внутри, в способности и наклонности сердца человеческого любить. Господь в приведенном изречении указывает на три рода любви, причем, однако, любовь к себе не названа заповедью, а упомянута только как мера и образец любви к ближнему. И это понятно: любовь к себе так естественна и всеобща, что нет надобности предписывать, заповедовать ее. Св. Иоанн Богослов, с особенной подробностью раскрывший учение о любви, считает любовь существенным признаком христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2:11). Конечно, возможна философия христианская; она встречается там, где ее исследование и выводы проникнуты христианским духом и согласны с его учением. И возможность ее тем более вероятна, что в настоящее время нет ни одного элемента в духовной жизни человека, который бы не был произведением христианства, ставшего основанием исторического развития всей нашей культуры. Но и в этом случае философия и богословие различаются: и Нр. Ф. должна восполняться Нр. Богословием. Прежде всего, философия движется всегда в сфере общих понятий, и потому в Нр. Ф. мы не найдем специального учения об обязанностях христианина (т.е. всего того, что составляет вторую часть Нр. Б.; там есть только первая, общая часть). И в общей части Нр. Ф. не идет так далеко в рассмотрении нравственных понятий христианина, как далеко идет Нр. Б. Напр., в отделе о нравственном законе философия больше рассуждает о законе, как об отвлеченной норме, чем как о выражении личной воли Божией. Или в отделе о добродетели она не занимается изображением личности и дел Христа Спасителя, как совершенного выражения добродетели и источника нравственного возрождения и жизни христианина. Между тем в Нр. Б. это существенная и неотъемлемая часть. Источники Нравственного Богословия Если Нр. Б. исходит из богооткровенного нравственного учения и ставит в центре своих рассуждений богодарованную истину, то, следовательно, главным источником его является Свящ. Писание. Оно, по слову апостола, Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 2:16); оно может умудрить тебя во спасение верой в Христа Иисуса (стих 15). И Сам Иисус Христос свидетельствует: " Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь " (Ин. 6:63). Святой Ипполит пишет: " Как тот, кто хочет изучить мудрость мира, не может иначе достигнуть сего, как изучением философов, так если хотим изучать благочестие, достойное Бога, не иначе, как из божественных писаний, должны изучать его " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

3. Поэтому стойко держитесь со многой любовью и радостью в безупречной вере Христовой и с большой откровенностью исповедуйте ее перед людьми, чтобы и Он исповедовал вас перед Отцом Своим, как сказал: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф 10:32), и всеми святыми ангелами. И блаженны вы, если сохраните чистое исповедание Его. Также и другое благое должен иметь каждый христианин как ученик единой истины Христа, освященный, просвещенный и очищенный святым крещением, помазанием Божественного мира и причастием всесвятого и животворящего Тела и Крови Христовой; и должен подражать Ему и согласно поведению ( polite…a) Его поступать, ибо и Христос прошел через Божественное крещение, так и все, говорит Апостол, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал 3:27); и благодать Святого Духа нося и святое благоухание Христово, как истинное и благовоннейшее миро, должен христианин делами благими умащивать себя и покрывать благовониями, ибо мы Христово благоухание (2 Кор 2:15), как говорит божественный Павел. И ставшие Телом Христовым причастием таинств Его и членами Христа, как снова говорит Павел: вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27), и после: вы храм Бога живаго (2 Кор 6:16), и: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16), и единые со Христом, как сказал Сам Господь: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин 6:56). Потому должен каждый христианин собственное свое тело и члены как Тело и Члены и храм Христа сохранять чистыми Самому Господу. Если же не делает этого, то как Господь Иисус, будучи пречистейшим как Слово Божие и всесвятой Сын и свет истинный от света, восхощет обитать или вообще оставаться в нечистой и замаранной душе? Но если это — необходимость, и по необходимости мы должны творить Христовы заповеди, то подобным образом прежде всего самое необходимейшее есть хранить чистым и непоколебимым исповедание Его. Ибо отдельно от него все — мертво. И как невозможно без краеугольного камня построить дом, ни растение вырастить или произрастить без земли, в которой оно могло бы пустить корни, также без исповедания веры не имеет человек никакой пользы, как говорит брат Господень: вера без дел мертва (Иак 2:26), также и дела без веры. Поэтому, если некто творит благие дела, но не исповедует истинную веру Христову, тот далек от Бога и Христос отрекается от него, как и в Евангелии говорит: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф 10:32–33).

http://pravmir.ru/poslanie-v-podderzhku-...

   4. Еще преимущество блаженства святых состоит в том, что они будут принимать все виды радостей непосредственно от Бога. Теперь христианин знает по опыту, что самые высокие наслаждения суть вместе и самые дорогие, особенно происходящие непосредственно от Духа. Христиане чем более предаются молитве и созерцанию, тем более проникаются жизнью и радостным чувством, потому что они получают все непосредственно от самого Бога. Это не то значит, что нам можно было бы поэтому пренебрегать проповедью, чтением или всяким другим благодатным средством, установленным от Бога, но, пользуясь этими средствами, христианин должен поставить себя выше их. Есть радость и в этих несовершенных общениях, но полнота её состоит в непосредственном присутствии Бога. Тогда мы будем наслаждаться светом без светильника и непрестанным днем без солнца. Город этот не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; слава Божия — сеет его, и Агнец — светильник. Не будет там ночи и не будет нужды в свете от светильника и солнца, потому что Господь Бог будет освещать их, и будут царствовать во веки веков (Апок. 21:23, 22:5).    5. Блаженство это будет совершенно. Радость наша будет без всякой примеси печали. В этой пристани мы будем под зашитою от волн, обуревающих нас здесь. Мы будем свободны от всего злого, как от греха, так и от скорби. На небе не будет совершенно греха. Не войдет туда ничего скверного, не будет там предающегося мерзости и лжи (Апок. XXI:27). Зачем бы Христу умирать, если бы небо могло быть обителью душ несовершенных. Сын Божий пришел для того, «чтобы разрушить дела дьявола» (1 Ин. 3:8). Его кровь и его дух не должны оставлять нас с нашими сквернами. Христианин! Ты на небе не будешь более грешить; не благая ли это весть для тебя, так долго молившегося и трудившегося, чтобы обезопасить себя от греха? Твои желания будут исполнены; ты освободишься навсегда от этого грубого сердца, этих дурных мыслей, которые преследовали тебя при исполнении почти всех твоих обязанностей.    Там мы будем защищены против всех искушений сатаны. Как горько для христианина, хотя бы он не поддавался искушениям, быть непрестанно возбуждаемым к отрицанию своего Господа! Как прискорбно смотреть на себя, подверженного таким страшным возмущениям, осаждаемого такими нечистыми помыслами, — сомневаться иногда в благости Божией, унижать жертву Иисуса Христа, сомневаться в истинности писаний, возмущаться против Провидения! Как горько быть возбуждаемым к тому, чтобы обращаться к предметам мира, увлекаться греховными стремлениями, предаваться плотским удовольствиям и иногда далее отрицать Бога! Как скорбно предаваться этим искушениям, особенно, когда мы сознаем ложное направление своих сердец, знаем, как они восприимчивы воспламеняться от прикосновения к одной из этих искр! Сатана может увлекать нас здесь, но для него недоступен святой град.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Богочеловеке Христе мы видим истинную человеческую душу и истинное человеческое тело, а душа и тело любого другого человеческого существа омрачены, искажены, умерщвлены грехом, смертью, злом и диаволом. Святая человеческая душа, святое человеческое тело в Господе Иисусе Христе, а Он здесь, среди нас, в Церкви Своей, чтобы даровать нам святость тела и души. Действительно, с Него начинает существовать новый человек, святой, богочеловеческий, человек со святой душой и святым телом – человек, который, приобщаясь богочеловеческой жизни Церкви, получает от Господа Иисуса Христа святые благодатные силы посредством Святых Таинств и добродетелей, чтобы смочь с их помощью освятить и тело, и душу и вернуться к первоначальной святости и непорочности. Каждый христианин должен осознавать, что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор. 6:13 ). Поэтому и тело христианина Господь Иисус Христос сделал органической частью Своего богочеловеческого тела, Церкви. И таким образом, соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ). Исторгая из себя всякий грех силой божественной благодати, которая подается в Святых Таинствах и добродетелях, христианин становится храмом Святаго Духа, а его жизнь – непрестанным богослужением, и она вечно остается служением единому истинному Богу и Господу Иисусу Христу в святости и правде (см.: 1Кор. 6:19–20 ). 1Фес.4:4–5 . Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога. Христианина оскверняет любой грех, особенно блуд, поэтому каждый христианин обязан соблюдать свое тело в чести и святости и не дать похоти возобладать над ним, что происходит с языческими народами, не знающими Бога. Но не зная Бога, безбожники, идолопоклонники не знают и человека! Они не знают, чт!о есть человек и каково его предназначение в этом мире. Они не знают, ради чего существует душа и в чем состоит ее вечная цель. Они не знают, чт!о есть тело и каково его вечное предназначение в этой и будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вторая же, это – пустая гордость тем, что, мол, наша вера самая истинная. Не только к иным представителям ветхого завета, но и к иным представителям нового, вполне могут относиться слова Иоанна Крестителя: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 3:7–10 ). А «православный христианин», особенно новообратившийся, как раз, очень склонен забывать о плодах, и принимать всерьез только корни. Конечно, христианин живет взаимной связью с Богом. К Богу он воссылает свои молитвы, а от Бога он получает Священное Писание, Слово Божие. В бездну Божьего милосердия он повергает свои грехи в Таинстве Покаяния. А Бог восполняет его оскудение Своими Телом и Кровью, в Таинстве Евхаристии. Но само слово «таинство» предполагает не только таинственное присутствие благодати в видимых священнодействиях, но и таинственность, целомудрие в общении с Богом. Господь говорил, что и молитва , и пост, и даже милостыня должны быть в тайне, «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:6 ). Это все корни, только они углубляются не в землю, как у растений, а в самое небо, путь в которое начинается в глубине человеческого сердца. И если все это совершается правильно, то непременно, как бы сами собой, явятся и плоды «духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22 ). А как часто, вместо того, чтобы терпеливо выращивать плоды, христианин начинает гордо размахивать корнями! Дескать, я пощусь, молюсь, причащаюсь, а вы, нехристи, этого не делаете! А ведь если корни вырваны из земли, дерево на грани гибели! Заведется такой «православный» в трудовом, например, коллективе, и – только отвращение к христианству вызывает. А когда есть плоды, то люди сами будут спрашивать тебя, а как тебе удается сохранять мирный и радостный дух при всех окружающих тебя скорбях?.. Вот тогда ты о своих корнях, со смирением, и расскажешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Высший пункт христианского религиозного наблюдения изображается апостолом Павлом, когда он говорит: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:15–16 ). Это – более чем математическая точность. Что предлагает Священное Писание, всё это суть откровения, не нуждающиеся ни в каких доказательствах. Вера понимает их и живёт ими, неверие же критикует и ненавидит их, но пребывает в смерти. Там где неверие делает Священное Писание предметом исследования по примеру и методу человеческих наук, там оказывается жалкая обезьянническая мудрость, бред и обман. Ибо у неверия совсем нет того чувства и ума, которому доступно было бы откровение и которое могло бы постигать Божественное. Христианская богооткровенная религия и человеческая наука поэтому ничего общего между собой не имеют, ибо наука занимается тварью, религия же занимается Творцом и его подобием – человеком. Сущность отношения между Богом и человеком получила классическое выражение в слове Иисуса, которое звучит и во всём Ветхом Завете: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ...ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37–40 ). Апостольская же проповедь сводится к словам апостола Иоанна: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Ин.4:10, 19 ). Против этой религии любви к Богу и ближнему ни одна наука не может сделать какого-либо возражения. Никакая наука не может отрицать Бога, но каждая из них вопрос о бытии Бога должна, по крайней мере, оставить открытым и признать, что тот, кто верует в бытие Бога, поступает совершенно разумно, если от всего сердца любит Бога, Творца неба и земли, а ближнего, это подобие Бога, как самого себя. Последним завещанием Иисуса Христа ученикам было: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). Можно ли на земле оставить лучшее и более разумное духовное завещание, как эта заповедь? Кто носит в себе эту сущность христианства, тот и есть истинный христианин. Каждый истинный христианин является образом любви к Богу и ближнему и представляет вместе с тем в своей жизни характеристический знак христианской религии. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Кто этой печати не имеет, тот не есть христианин и не имеет христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Глава 22. Что свойственно христианину? «Вера, действующая любовью» (Гал.5:6). Что свойственно вере? Несомненная уверенность в истине богодухно­венных глаголов, которая не колеблется никаким помыслом, наводит ли его естественная необходимость или прикрывается он видом благочестия. Что свойственно верному? Располагаться в таковой уверенности силою сказанного, и не отваживаться что-нибудь отринуть или прибавить. Ибо ежели «всяко же, еже не от веры, грех есть» , как говорит Апостол (Рим.14:23), а «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17); то все, чего нет в богодухновенном Писании, будучи не от веры, «грех есть» . Что свойственно любви к Богу? – Соблюдать заповеди Его, имея целью славу Его. Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но выгод любимого к пользе душевной и телесной. Что свойственно христианину? Родиться свыше в Крещении водою и Духом. Что свойственно рожденному водою? Как Христос однажды умер греху, так и он должен быть мертв и недвижим на всякий грех, но написанному: «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть… зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:3—4, 6). Что свойственно рожденному Духом? В данной мере стать таким, каков и Тот, от Кого рожден, как написано: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6). Что свойственно рожденному свыше? Совлечься «ветхого человека с делами его» и похотями, и облечься «в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол.3:9), согласно с сказанным: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). Что свойственно христианину? Очиститься от всякой скверны плоти и духа Кровию Христовою, творить святыню в страхе Божием и любви Христовой, не иметь «скверны или порока, или ничто от таковых» , но быть святым и непорочным, и так есть тело Христово и пить кровь. «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1Кор.11:29), Что свойственно тем, которые едят хлеб, и пьют чашу Господню? – Соблюдать непрестанное памятование об Умершем за нас и Воскресшем. Что свойственно соблюдающим таковое памятование? Жить к тому не себе, но Умершему за них и Воскресшему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4075...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010