«Ибо кто отличает тебя? – вопрошает ап. Павел. – Что ты имеешь, чего бы не получил?» ( 1Кор. 4:7 ). И в этом случае, как и во всех остальных, Иисус Христос хочет видеть нас в числе своих последователей. Он о Себе Самом сказал: «Не принимаю славы от человеков» ( Ин. 5:41 ). И христианин должен даже пренебречь мнением о себе людей, когда они потребуют от него измены внутреннему достоинству. Пусть наши добрые поступки возбуждают нарекания, мы должны утешаться мыслью, что хотя «нас в чести и бесчестии, при поруганиях и похвалах почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают» ( 2Кор. 6:8–9 ). Так как все верующие во Христа, купленные дорогой ценой, между собою братья по духу ( 1Кор. 6:11, 19–20 ) и составляют «одно тело и один дух» ( Еф. 4:4 ), то вследствие этого взаимного евангельского общения они должны быть откровенными друг с другом. Ввиду этого христианин должен сносить дурное мнение о себе посторонних с терпением и кротостью, утешаясь вместе с тем надеждой, что когда-нибудь наступит «день посещения» ( 1Петр. 2:12 ), если не на этом свете, то уже обязательно тогда, когда «все мы предстанем на суд Христов» ( Рим. 14:10 . Ср. 2Кор. 5:10 ). Совершеннейший образец терпения и кротости при незаслуженном попрании нашей чести являет нам Сам Спаситель в истории Своих страданий, когда восторженная «осанна» (мф. 21:9) толпы сменялась неистовыми воплями «распни Его» ( Мк. 15:13 ) – той же самой толпы. Имея правильное понятие о чести как одном из важных своих благ, христианин может, а в известных случаях и обязан пещись о поддержании своей чести, хотя, впрочем, это попечение о ней не должно простираться до того, чтобы непременно пользоваться ею и защищать ее всегда и перед всеми. Так, например, добрый начальник обязан защищать свою честь, если самые чистые намерения и самые честные действия его станут перетолковывать в худую сторону и через это лишать его средств делать добро обществу; добрый пастырь должен ревновать о своей чести, если в его жизни начнут изыскивать какие-нибудь соблазны с тем, чтобы подорвать к нему доверие пасомых; всякий добрый христианин должен стать на защиту своей чести, если станут злоумышленно нарекать на его веру и дела и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Павел, когда говорит: «Что сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует о нас» ( Рим. 8:31–34 ). По мере преодоления искушений, по мере того, как искушения становятся безвредными и неопасными для христианина, совершается прогресс в его нравственной жизни, приобретается христианский характер. Но независимо от борьбы и преодоления искушений, в возрожденном христианине постоянно совершается рост духовной жизни, как совершался он в Господе Иисусе Христе. Духовный рост может быть уподоблен росту телесному. Прибавление роста не наблюдается ежедневно, но с известным периодом времени он становится заметным. Так и с духовным ростом. По истечении значительного промежутка времени и мы сами, и окружающие нас люди не могут не заметить происшедшей в нас перемены к лучшему. Перемена сказывается в том, что мы становимся более способны к легкому и совершенному разрешению предстоящих задач, к самоотвержению, к терпению, к прощению обид и т.д. Ап. Павел пишет: всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами ( 2Фес. 1:3–4 ). Все поведение христианина в состоянии освящения можно совместить с понятием верности. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, говорит Дух ( Апок. 2:10 ). Верность совмещает в себе не только сохранение того, что приобретено в нравственном возрождении, но и в приумножении приобретенного. Эта мысль ясно выражена Господом Спасителем в притче о талантах. Опасности в жизни христианина Возможна да и прямо требуется от христианина такая жизнь в состоянии освящения, в которой он всегда остается победителем над врагами своего спасения и над их искушениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Преподобный Макарий Египетский в своем «Слове о хранении сердца» 74 дает такое описание фантастического христианина: «Случается, что некоторые бывают причастниками благодати и живущий еще в них порок хитрит добровольно уступает место и не действует, но заставляет человека думать, что ум его стал чист, и вводит уже его в самомнение и говорит он: «Совершенный я христианин». А потом, когда человек подумает о себе: «я уже свободен» и предается нерадению, тогда кроющийся порок наступает на человека разбойнически, искушает его и низводит до преисподних земли 75 ». У фантастического христианина имеется некоторый опыт благодатных состояний. И это удостоверяет его в том, что он хороший христианин. Потому-то он и доволен своей духовной жизнью. В таком состоянии он не обращает должного внимания на случающиеся с ним падения. Он почивает в комфортном пространстве своей фантазии, ощущая себя христианином, пусть и несовершенным, конечно, но, во всяком случае, неплохим. А воспоминания о его падениях вытесняются из этого пространства в бессознательную область его психики. Они остаются там до тех пор, пока, разбуженные грехом, не навалятся на него все разом. В своих творениях святые отцы согласны в том, что фантазия представляет собой опасность в духовной жизни, ибо она вводит в заблуждение того христианина, который прилепляется к чувственным и вещественным измерениям бытия, к материальному качеству жизни и не преуспевает духовно в исполнении евангельских добродетелей 76 . Фантастический христианин – это ярко выраженный экстраверт. Из-за своего двоедушия он хочет пребывать и в Церкви, и в мирских делах. Все это заставляет его постоянно переживать раскол внутри себя. Поэтому он не тверд во всех путях своих 77 . Часть вторая. Факторы, формирующие фантастическую веру Глава первая. Метаморфозы смысла веры в жизни людей 1. Субъективное понимание духовной жизни Апостол Павел делает акцент на единстве духовного строения Церкви и особенно на единстве ее учения и жизни как Тела Христова, когда пишет: единство духа в союзе мира достигается благодаря тому, что в Церкви одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Считаясь с низким общим нравственным уровнем своих сограждан и, сам Моисей вынужден был предписывать им законы, далекие от совершенства с христианской точки зрения. Законы эти не устраняли зло, а лишь ограничивали его. Таковы были, например, закон об ограничении мести ( «глаз за глаз, зуб за зуб» – Исх. 21, 24 ), закон, защищавший, хотя и недостаточно сильно, права женщины, получавшей развод (см. Втор. 24, 1–2 ). Что касается законов о разводе, существовавших в то время, то Сам Господь указывает причину их несовершенства: «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так» ( Мф. 19, 8 ). Вопрос : Есть ли противоречия между словами Апостола: «ты уже не раб, но сын» ( Гал. 4, 7 ), такими выражениями как: «Павел, раб Иисуса Христа» ( Рим. 1, 1 ) и подобными? Ответ : Нет. В первом случае говорится об освобождении нас Христом от рабского страха пред Богом, который имеет источником ошибочное представление о Боге, как о суровом, не знающем снисхождения, Владыке. О таком именно рабском страхе пред Богом св. ап. и евангелист Иоанн Богослов говорит: «боящийся несовершен в любви» ( 1Ин. 4, 18 ). Во втором же случае подчеркивается дух истинной свободы, которым проникнуто сознание и чувство христианина. Христианин добровольно и радостно всецело подчиняет себя исполнению святой воли Божией, освобождаясь тем самым от любого духовного рабства с этой высшей и всеблагой волей несовместимого (от рабства греху, плотским похотям и т.п.). «Неужели вы не знаете, – говорит ап. Павел, – что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы,… или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» ( Рим. 6, 16 ). Будучи свободен, христианин считает позволенным лишь один вид «рабства» – рабство Христу, за нас умершему и воскресшему, кровию Своею приобретшему нам возможность стать участниками Его святого и блаженного Царства. Освободившись от рабского страха, христианин знает, однако, и всячески воспитывает в себе «страх Божий», приличествующий сыну, который ценит любовь к нему Отца Небесного. Искренняя ответная любовь к Богу находит свое выражение в том, что христианин «боится» чем-либо нанести ущерб этой святой взаимной любви и потому избегает греха, неблагодарности и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Грех человека, находящегося в таком состоянии, – не к смерти, а к покаянию, очищению и прощению, а онтология этого процесса базируется на объективном спасении, совершенном Иисусом Христом. Через покаяние христианин постоянно получает оправдание, которое состоит не только в прощении, но и в ликвидации греха, в очищении от него. Следует оговориться, что мы лишь условно приписываем борьбу с грехом, да и вообще всякий духовный процесс, самому христианину. На самом деле его принадлежность к Царству Божию определяет пребывание в нем Духа Святого, Того Духа усыновления ( Рим.8:15 ), Который владеет христианином в такой степени, что обуславливает единение его с Христом и, следовательно, с Отцом Небесным ( Ин.14:6, 10 ). Именно Этот Дух подкрепляет нас в немощах наших и ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ). Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии, а кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:16, 9 ). Христос живет в возрожденном человеке, соединенный с ним силою Божественной любви, живет в нем действием Святого Духа и Сам борется в нем и через него с силами зла, не насилуя воли, ибо любовью христианин добровольно представляет свой дух и тело Богу в орудие праведности ( Рим.6:13 ). Мало того. Принадлежащий к Царству Божию христианин, пребывая в любви к Богу и наслаждаясь переживанием Его любви, является объектом особого промышления Божия о его спасении. Бог Сам проявляет инициативу в деле спасения принадлежащей Ему новой твари и не только действует Духом Святым через самого человека, но в борьбе со злом направляет его жизнь также внешними средствами, воспитывает его через обстоятельства и события его жизни, нередко наказывая его временными страданиями для того, чтобы обеспечить его конечное спасение. Этот процесс как нельзя лучше нашел отражение в прекрасных, исполненных глубочайшего значения словах апостола Павла: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих ( Откр.14:13 ). Простите слепому, так сказать, отелесненному взору души нашей, когда мы, живые, смотря на разрушающийся образ ваш, плачем и рыдаем. Нам не дано зреть и разуметь того дивного, нового состояния вашего, в которое живодательный Первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ) ввел теперь вас, верных слуг своих ( Ин.12:26 ). Мы плачем и тужим о вашем прежнем образе, потому что не можем не любить его, не I заниматься им, не жалеть о нем. Ибо его единственно мы знаем, его сами на себе носим, его считаем вещественным изображением невещественной мысли Творца, им и через него учимся тайнам своего собственного бытия и бытия всего мира, перед ним изумеваем, как перед нерукотворенной храминой нетленного духа, и перед ним благоговеем, как перед храмом Духа Святаго. Но вы, скинувшие с очей своих повязку телесного зрения, ясно видите теперь, сколько в вашем прежнем образе было некоего непонятного, ничем не устранимого расстройства и всестороннего несовершенства. Дух ваш тайно или явно, но неизменно жаждал жизни полной, свободной, мирной и вседовольной, а в теле скрывались скудость, худость, тревога и немощь. Дух порывался в небо, тело влекло и клонило к земле. Дух горел, и тело тлело! Может быть, большая часть вас не видела конца своему душевному терзанию. Повелением Бога на помощь вам поспешило, наконец, таинство смерти. Дух воспарил в горняя, в отчизну верную и вечно радостную. Братия! Оставим беседу с мертвыми и поговорим с самими собой: все мы некогда умрем, умрем неминуемо. Знаем, - говорит апостол, — что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью ( 2 Кор. 5; 1-2, 4 ). Чьи это — столь отрадные — речи? Какой неложный христианин, исполнитель слова Христова, а не слышатель только ( Иак.1:22 ), говорит подобным образом? И что располагает его иметь такой светлый, радостный взгляд на смерть? Ничто, как любовь Божия, его объемлющая ( 2Кор.5:14 ), перед которой ничего не значат ни настоящее, ни будущее ( Рим.8:38 ). О, если бы всякий христианин был и христолюбец, подобный апостолу; тогда этот успокоительный взгляд на смерть был бы всеобщим, полным и живым убеждением верующих во Христа, всех и, следовательно, нас с вами, оплакивающих в этот печальный день памяти от века почивших отцов и братий наших свое тление и исчезновение из среды живых как величайшее несчастье, как конечное зло! Тогда каждый воздыхал бы о смерти, отягчаемый в теле сем, и, приближаясь к ней, веселился бы и торжествовал, предвидя в ней начало совлечения образа перстного и облечения в образ небесного ( 1Кор.15:49 ), Христа, восставшего от мертвых!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Черты истинного христианина ясно изображены во святом Евангелии: Дух Христов изобразил Себя в сей Богодуховенной книге; Он передал Себя самого – жизнь Свою в этой книге; и христианин, исполняющий все в ней написанное, получит жизнь вечную: «слова Мои суть дух и живот» 16 , – сказал Господь. «Возгревайте дар Божий» 17 , – сказал Апостол, т. е. возгревайте, воспламеняйте, умножайте и оживляйте ваш дух, умерщвляемый грехами. Частыми и пламенными молитвами возгревайте и воспламеняйте благодать Духа Святого. Черты Духа Святого одни и те же – кто бы он ни был: русский или грек, земледелец или воин, чиновник или купец, мещанин или ремесленник; – печать, по которой можно узнать в человеке Духа Божия и духа истинного христианина, должна быть одна, один характер Евангельский, один дух, один образ жизни. Эти черты весьма ясно изображены в послании к Колоссянам: «облекитеся, – пишет св. Апостол Павел христианам, – как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая один другого, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы; более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друга-друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» 18 . Вот вам истинный характер и дух истинного христианина! Смирение, любовь, прощение обид, терпение, полное знание слова Божия, мир души. Все делай во имя Иисуса Христа и согласуй волю свою с волей Божией. Впрочем, читая непрестанно Евангелие и писание пророков и Апостолов, ты найдешь еще более ясных и особенных черт, идущих к лицу истинного христианина. Ты усмотришь ясно, что христианин должен показать полное самоотвержение, – отвержение своей воли, разума, желаний и всяких удовольствий: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и иди за Мною» 19 ; или еще:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

157. Как выражено в Писании, что Святой Дух говорил через пророков, а после Христа – через апостолов? " Ибо никогда пророчество не было произнесено по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Nem. I, 21 ). Пророкам было открыто, «что не им самим, а нам служило то, что было ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес» ( 1Nem. I, 12 ). 158. Являлся ли Святой Дух во образе телесном? При Крещении Спасителя, в знамении открывшейся Троицы, Святой Дух был опознан св. Иоанном Крестителем в голубе, слетевшем ко Христу ( Mk. I, 10 ). Святый Дух сошел видимо: на Божию Матерь и Апостолов в Пятидесятницу, приняв образ засиявших языков пламени над каждым из участников собрания ( Дeяh. II, 3 ). 159. Если Сын Божий запечатлен в нас живым вочеловечившимся образом, то какнм образом может быть в нас запечатлен Святой Дух? Святой Дух является и познается Его действием. В священной истории действия Святого Духа проявлялись: а) в в древнем даре Боговдохновенного Пророчества; б) в Богоматеринстве Пресвятой Девы Марии; в) в Пятидесятницу – в открывшемся даре Апостолов вдохновенно проповедывать; г) в проповеди Апостолов на различных, дотоле им неведомых языках; д) в сверхчеловеческой силе мучеников, подвергнутых мучениям за Христа; е) в сохранении от искажений истин Священного Предания; ж) в соблюдении Церковью Божественной истины з) в ниспослании Даров Духа, т. е. духовных совершенств достойным верующим; и) в Божественной помощи духовно трудящимся – собрать в себе плоды своего духа. Кроме того действие св. Духа проявляется в Таинствах Церкви . 160. Всякий ли христианин может сподобиться действия в нем Святого Духа? Да. Через подвиг молитвы, приходом к Таинствам, терпеливым усвоением Христовых заповедей. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благия давать детям вашим, насколько более Отец Небесный даст Духа Святого просящему у Него» ( Лyk. XI, 13 ). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Kop. III, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бедные! Радуйтесь о богатствах, уготованных вам на небесах! Богатые! Плачьте о своей бедности душевной и о том, что восприемлете здесь утешение ваше. Полюбите милостыню, чтоб спасла вас милостыня, но милостыню давайте щедрую, потому что и к вам Бог был и есть щедр. Сеяй скудостию, скудостию и пожнет, а сеяй о благословении (щедро), о благословении и пожнет ( 2Кор. 9, 6 ). В этой жизни надо всегда надеяться на очищение грехов, хотя мы и грешны, и не отчаиваться, видя в себе бездну зла или грехов. Надежда христианская есть отрешение сердца от всего земного и тленного и устремление и прилепление его к небесному, вечному и Божественному. Она выражается кратко словами священника при литургии. Γορ имеим сердца, и: всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем. Апостол вменял вся уметы быти [рус.: все почитать за сор], да Христа приобрящет [ Флп. 3, 8 ]. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания [ Еф. 4, 4 ]. Верующие – одно тело. Очевидное тому доказательство в следующем: например, молясь по готовым образцам молитв, составленным святыми отцами Церкви, я могу совершенно войти в един дух с ними, так что молитвы будут как бы мое произведение, – так силы и потребности души нашей общи и одинаковы. Дух святого отца, составившего молитвы, тогда бывает во мне, и мой дух в нем. Или точнее: тогда я познаю явно, что един Дух Божий и в нем, и во мне. Един Дух – вот отсюда-то понятны слова Спасителя нашего: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин. 6, 56 ]. Теперь перенеси это на всех подвизающихся на земле верующих: и они все имеют совершенно одни и те же потребности душевные, и они, значит, могут быть как бы одна душа с Богом, с тобою и со святыми Божиими, торжествующими на небесах, и их души может исполнять единый Дух Божий, как и святых Божиих, как и сказано: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? ( 1Кор. 6, 19 ) – и вот в чем заключается единство Церкви, или верующих. Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ]. Не весте 88 ли, что... Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть ( 2Кор. 13, 5 ). По противоположению перенеси это на людей века сего, или на эту церковь лукавнующих: и там своего рода единение духа, только не Духа от Бога ( 1Кор. 2, 12 ), а духа, действующего ныне в сынах противления [ Еф. 2, 2 ]. Смотри, какое единство направления людей века к улучшению и удовольствиям временной жизни, в отрицании духа, в отрицании веры, упования и добрых дел, внушаемых христианским законом. Как удобно неопытному христианину сделаться членом церкви лукавнующих, или членом диавола, вместо члена Христова! Блюдите бо, како опасно ходите [рус.: Смотрите, поступайте осторожно] [ Еф. 5, 15 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В жизни каждого христианина должна быть такая личная Пятидесятница. Каждый христианин, крестившись, должен еще принять особую благодать Св. Духа, особым образом, подобно тому, как это было с апостолами. Учение об этом мы находим в Деяниях апостолов еще несколько раз. Ап. Филипп крестил евнуха, и автор Деяний сообщает нам, что как только он крестил евнуха, и он вышел из воды, на него сошел Дух Святый, и ап. Филипп это видел. После этого ап. Филипп был восхищен от него, он стал невидим. Есть и другое описание: ап. Петр был послан крестить семью римского сотника Корнилия. Он долго не хотел этого делать, потому что вначале апостолы думали, что они посланы только к еврейскому народу и не должны идти к язычникам. Но апостолу был несколько раз явлен сон, где ему спускалось с неба как бы связанное по углам полотно, в котором были чистые и нечистые животные. И был голос: «Петр, встань, заколи и ешь!» А он говорил во сне: «Господи, я никогда не ел ничего нечистого». Ему опять был голос с неба: «Что Бог освятил, ты не скверни». Когда он после этого проснулся, пришли посланные, которые позвали его крестить семью сотника Корнилия, и он понял, что сон предупреждал его, чтобы он не гнушался языческой семьей и окрестил ее. И вот он пошел. И когда пришел, то увидел своими глазами странное явление: эти язычники еще не крещены, но Дух Святой на них уже сошел. Такое сошествие Св. Духа, присутствие Его апостолы или видели своими глазами, или ощущали сердцем совершенно однозначно. Об этом говорят нам и другие места Деяний. Например, как ап. Павел отправился в Азиатскую страну вместе со своим помощником. А дальше говорится, что Дух Святой не пошел вместе с ними. Тогда они вернулись и пошли в другую сторону, и Дух Святой пошел с ними. Они по этому узнавали волю Божию: если Дух Святой идет с ними, то тогда они в Духе, т. е. творят волю Божию. Если же они уклоняются от воли Божией, то Дух Святой сейчас же отходит от них. Такое явное, ощутимое присутствие благодати Божией есть особенное харизматическое состояние древних христиан. И было совершенно очевидно для них, что после крещения требуется еще специальное принятие Св. Духа. Такое низведение Св. Духа на некрещеного происходило обычно через возложение на него апостольских рук. Когда апостолы крестили, они с молитвой возлагали руки на новокрещенного, и на него сходил Св. Дух, и это было для всех очевидно.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010