Обряд погребения Омовение и облачение умершего. Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание. Погребение Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами. Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он – член Тела Христова. В развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий ( 1Кор. 6: 15, 19 ). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием ( 1Кор. 15: 53 ). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности. Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от Богопросвещенных апостолов и первых христиан. Тело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении. Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник. При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой). После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия ( 1Кор. 15: 53 ). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по Воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

     Как простому христианину понять, пребывает ли с ним Дух Святой? Или это удел лишь тех христиан, которые достигли святости? В девятом часу утра, когда народ собирался в Иерусалимский храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как от бурного ветра. Он наполнил дом, где находились апостолы после Вознесения Господа Иисуса Христа, и одновременно над их головами появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Каждый, на кого спускался этот чудный огонь, чувствовал в себе несказанную радость и воодушевление. Он становился иным человеком – полным жизни и горячей любви к Богу. Апостолы начали громко славословить Бога, и тут обнаружилось, что они говорят не только на своем родном языке, но и на других языках, которых раньше не знали и не учили. Так в тот день Апостолы приняли крещение Духом Святым, который сошел на них в виде огненных языков. Еще этот праздник называется Пятидесятница, потому что Дух Святой сошел на апостолов в 50-й день после того, как Господь воскрес. А как ныне христианину разобраться: есть ли с ним Дух Святой, пребывает на нем или нет? В Таинстве миропомазания (одно из семи Таинств Православной Церкви), когда священник помазывает крещеного человека миром со словами «печать дара Духа Святого», Дух Святой сходит на того, кто принимает это таинство. Если человек пришел креститься, значит, он верит во Христа и готов учиться жить по Его заповедям, чтобы соединиться с Ним в жизнь едину. А если не так, говорит святитель Григорий Нисский, если человек принимает крещение, не желая стать христианином, изменить свою жизнь, жить по заповедям, то священник его крестит, а Дух Святой крестить не будет. Здесь встает вопрос о намерениях человека. Есть каноническое правило, принятое в Константинопольской Церкви в XVIII веке, в котором говорится, что, если турки крестят своих детей не ради того, чтобы они стали христианами, а ради других целей, такое крещение считается недействительным. У турок бытовало суеверие, что, если ребенка окрестить, он не будет болеть, от него не будет плохо пахнуть и тому подобное. И вот, если этот ребенок, которого в детстве крестили из земных соображений, в сознательном возрасте захочет стать христианином, гласило правило, его нужно крестить. Наша Церковь не перекрещивает детей, которых в детстве крестили без серьезных намерений, а потом они осознанно пришли в Церковь. Они соединяются с Церковью через покаяние, через исповедание намерения жить по-христиански.

http://pravoslavie.ru/113273.html

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Монах и дух времени 22 Архимандит Захария Захару : Во-первых, я хотел бы поблагодарить Бога, даровавшего мне это драгоценное время, которое я разделяю с вами, и удостоил меня стать причастником даров Святого Духа, которые Бог излил на вас. Так как наша Церковь является не чем иным как соучастием, в дарах благодати. Затем я хотел бы выразить особую благодарность Высокопреосвященнейшему Архиепископу и Митрополиту Андрею, который в течение последних девятнадцати лет различными способами проявлял свою добрую волю, заинтересованность и поддержку по отношению к нашему монастырю. Сейчас мы хотим поговорить о монашеском духе и о духе мира. Как мы только что слышали, в писаниях Святых Отцов, процитированных Высокопреосвященнейшим Андреем, есть много вдохновленных свыше слов о конце времен. Чем ближе к концу, тем большей становится честь, привилегия быть монахом, и даже быть христианином. Святые Отцы говорят нам, что в давние времена, наши отцы славились великими чудесами, воскресением мертвых. Но христиане последних времен, которые сумеют сохранить веру, обретут большую славу на небесах, большую даже, чем те отцы, которые творили эти чудеса. Я хотел бы остановиться только на одном слове Господа из Книги Откровения. Там сказано, что в последние времена «святый да освящается ещё» и «нечистый пусть ещё сквернится» ( Откр. 22, 11 ). Мы всегда должны иметь молитву, подобную этой: «Всемогущий Иисусе, будь ещё милостив к нам, снова и снова.» В первом Соборном Послании святого Иоанна мы читаем: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин. 4, 3–4 ). Итак, дух этого мира, дух времени, есть не что иное, как дух сатаны. Не Бог дал сатане власть над миром, но человек. Ещё в раю, с тех пор как человек отвернулся от Лица Живого Бога и приклонил ухо к лукавым советам дьявола, он не перестал склонять свои ум и сердце ко злу; и посредством всех грехов и беззаконий, совершенных на протяжении веков, он позволил вражеской силе получить все большую власть, и сатане – стать «князем мира сего» ( Ин. 14, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

I. Сердцам всех правоверных, возлюбленные, хорошо известно, что сегодняшнее торжество должно почитаться наравне с другими особыми праздниками, и не сомневаемся мы в том великом благоговении, которое подобает этому дню, ведь Сам Святой Дух освятил его необыкновеннейшим чудом Своего Дара. Считая с того дня, в который вознесся Господь превыше небес, собираясь воссесть одесную Бога Отца, нынешний день будет десятым, но он воссиял для нас еще в тот день, от которого мы ведем отсчет, - в день Воскресения. Заключены же в нем великие тайны ветхих и новых таинств, в которых ясно показано, что милость была предвозвещена через закон, а закон был исполнен через милость. Ибо как некогда еврейский народ был выведен из Египта, и на пятидесятый день после заклания агнца дан был ему закон на горе Сионе (Исх.19,17 и далее), так и после страданий Христа, когда был умерщвлен истинный Агнец Божий, в пятидесятый день после Его Воскресения сошел Святой Дух на апостолов и прочих уверовавших; поэтому без особого труда усердный христианин может постичь, что начала Ветхого Завета подчинились евангельским началам и что тем же Духом дан второй Завет, каким и первый. II. Итак, как свидетельствует апостольское повествование: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян.2,1-4). О, сколь стремительно оказалось слово мудрости и сколь легко усваивалось преподаваемое там, где учителем был Сам Бог! Ведь для усвоения здесь не нужно дополнительное разъяснение, опыт исполнения и время для изучения; и так как Дух истины дышит где хочет (Ин.3,8), то присущие отдельным народам языки сделались общедоступными в устах Церкви. Итак, именно с этого дня возвестила труба евангельской проповеди; именно с этого дня потоки благодати, реки благословений напоили всякую пустыню и всю сушу (Ис.35,6 и далее). И как для обновления лица земли (Пс.103,30) Дух Божий носился над водой (Быт.1,2), и для изгнания изначальной тьмы вспыхивали молнии нового света; так и в сиянии огненных языков принимается огненное красноречие и лучезарное слово Господа, к которому для уразумения и для истребления греха добавились способность озарять и сила опалять.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/629/...

В ряду частных, или относительных, обязанностей христианина к самому себе первой и главной должно служить попечение его о своей душе. Душа есть высшая и совершеннейшая часть человеческого психофизического существа. Уже в повествовании св. Бытописателя о сотворении человека читаем: »создал Господь Бог человека (его тело) из праха земного, и вдунул в лице Его дыхание жизни, и стал человек душою живою« ( Быт. 2:7 ). Если тело человека создано из «праха земного», а душа «вдунута» Богом, есть «дыхание» Его, то ясно, что последняя важнее первого. Все, что есть высшего, благородного, прекрасного в человеке – все это заключается, главным образом, в его душе. Человек есть образ Божий в силу только духовной природы своей. Искупление наше в Иисусе Христе, Сыне Божием, и освящение благодатию Святого Духа, хотя простираются на все естество наше, но, главным образом, относятся к нашей душе и состоят в восстановлении в ней образа Божия. Поэтому Сам Господь учит о превосходстве души человеческой над телом: по Его мысли, душа в такой же степени больше тела, в какой это последнее больше одежды ( Лк. 12, 23 ); «дух животворит, – говорит Он, – плоть не пользует нимало» ( Ин. 6:63 ); по Его учению, достоинство души человеческой стоит бесконечно выше достоинства всего материального ( Мф. 16, 26 ; Мк. 8, 36 – 37 ), следовательно, и человеческого тела. «Нет ничего драгоценнее души – замечает св. Иоанн Златоуст , – душе ничто не равноценно» 421 . Между тем наши неохристиане находят учение св. Церкви о преимуществе духа пред телом ни на чем не основанным. «Мы не можем принять взгляда на дух и тело как на белую и черную кость», – говорят они. – «Мы их обоих одинаково считаем благородными аристократами, рожденными от одного Отца и получившими одинаковые права на привилегированное положение в царстве вечности. В этом смысле они могут называться и равноценными. Если же гегемонию мы отдаем все-таки в руки духа, то не потому, что считаем его эссенциально более чистым и более святым, а просто потому, что плоть при всех ее жизнетворческих талантах не имеет столь выгодно отличающего духовное начало светоча сознания и разума» 422 . Однако можно ли на указанном основании признавать равноценность духа и плоти? Неохристиане, не желая считать дух «эссенциально более чистым и святым» в сравнении с плотью, в то же время признают за духом превосходство над плотью ввиду присутствия в нем «светоча сознания и разума». Но не составляют ли сознание и разум самую эссенцию, или сущность, духа человеческого? Не обусловливается ли и возможность святости только наличностью сознания и разума, которыми обладает дух человека? Что сообщает телу печать первозданной нравственной красоты, как не это «дыхание жизни Божией», дух самосознающий и разумный? Только дух просветляет плоть, отнимая у нее грубую животность 423 . «Светильник для тела есть око» (око духовное, т.е. разум), – говорит Иисус Христос. – «Итак, если око твое будет худо, то все тело твое будет темно» ( Мф. 6:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Отдел третий 1. Символ веры Символ веры есть краткое изложение того, во что должен веровать православный христианин. Символ Веры был составлен отцами первого и второго Вселенских соборов (собраний пастырей и учителей христианской церкви со всех стран, со всей вселенной). Первый из этих соборов (в г. Никее) был в 325 году при св. равноапостольном императоре Константине, второй (в Константинополе) в 381 г. Символ веры состоит из 12 членов, или частей. Семь первых членов были составлены на Никейском соборе, остальные на Константинопольском. О первом члене Все мы, христиане, должны веровать в Бога, ибо без веры невозможно угодить Ему. Но веровать мало: надо открыто, перед всеми признавать, что мы – православные христиане, т. е. исповедовать веру так, чтобы ничто: ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, даже смерть – не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Бог один. Он есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный и всеблаженный. Когда мы говорим о сердце, очах, ушах, руках Божиих, то под сердцем разумеем благость Божию, любовь, под очами и ушами – всеведение Божие, под руками – всемогущество. Бог один по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Троичность Бога, при единстве Божием, есть тайна, которую слабый человеческий ум понять не может. О Святой Троице сказал Сам Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь: «Шедше убо научите вся языки (народы), крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Апостол Иоанн говорит: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух, сии Три суть едино». Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий (Бог Слово) предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца. Все три Лица, или Ипостаси, Пресвятой Троицы суть равного Божеского достоинства: Бог Отец есть истинный Бог, Бог Сын есть истинный Бог, Бог Дух Святой есть истинный Бог. Бог называется Вседержителем, потому что Он все содержит в Своей силе и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление С давних пор, говоря о ступенях (уровнях) истинной веры, СТАРЦЫ имеют в виду: Храм души, сердца и разума каждого, кто принял веру во Христа Спасителя и стремится жить по заповедям Его; Храм семьи — дома, где начинается жизнь верующего и открывается первейшая возможность возлюбить — по заповедям Божиим — ближних своих; Храм церковного прихода, где соборно возносят верующие свои молитвы к Богу и совершаются важнейшие ТАИНСТВА. Одному из таких таинств, Божественному смыслу брака и жизни в супружестве, посвящен труд священника Михаила Труханова . Таинство брака освящает не только совместную жизнь супругов, которые по Промыслу Божию становятся единой плотью (см. Мф.19:5-6 ), но и будущее их потомство. Тема о любви и браке особенно актуальна в наши дни, когда семья — священная ячейка, соединяющая личность и общество, — подвергается особенно жестоким нападкам. Именно в супружестве, которое, как подчеркивает отец Михаил, есть ДАР БОЖИЙ и требует особого сбережения, открывается наиболее полная возможность вновь и вновь реализовать основополагающие христианские заповеди: любовь к Богу и ближним своим. Только на этом пути, особенно в нашей противоречивой действительности, может быть достигнуто не просто «счастье двоих», но и СПАСЕНИЕ, в котором истинно верующие видят смысл своей земной жизни, к которому стремятся по мере своих возможностей. Немного о составе и назначении человека Природа человека трехсоставна: тело, душа и дух. Тело и душа имеются во всех земнородных существах, а дух — только в человеке. Дух — от дыхания Бога Вседержителя. Тело человека является как бы футляром для его души, а душа — футляром для духа. И если душа заведует низменными чувствами чисто животной стороны жизненных отправлений человека, то дух, содержащий в себе образ Божий, осуществляет высшую функцию души — практическую устремленность к достижению человеком Богоподобия 1 . Человек предназначен жить духовной жизнью на земле — жить по-Божьи. Это и бывает тогда, когда в человеке господствующее положение отводится духу: дух управляет и направляет на духовность чувства души, пользуется одухотворенным телом для практического осуществления на земле дел Божиих.

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Слово первое Против новой ереси новгородских еретиков, говорящих, будто у Бога Отца Вседержителя нет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных, и что нет Святой Троицы. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что у Бога Отца Вседержителя есть Сын и Святой Дух, Единосущные и Сопрестольные Ему, и что Святая, Животворящая и Всемогущая Троица еще в древности была засвидетельствована патриархами, пророками и всем Священным Писанием Блаженный и великий апостол, уста Господни, Павел говорит: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им, и один Дух Святой, в Нем все, и мы в Нем» 1 ( 1Кор. 8, 5–6 ). Поэтому каждый христианин должен веровать так, как он был крещен: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в одно Существо, Естество и Божество, в одно Царство, Власть и Силу, и в три Ипостаси, то есть в три Лица, назову их также образами и свойствами. Ибо Ипостась есть одно, Существо же – другое. Существом называют общее для всех трех Ипостасей: ибо три Лица есть одно Естество и одно Существо. Ипостасями же называются соответствующие свойства Естества: ибо одно – Отец, другое – Сын, третье – Святой Дух; разделяются свойства, иначе говоря, Ипостаси, но не Естество, ибо вместе Отец, Сын и Святой Дух – одно Естество и одно Существо. Но Отец нерожден; Сын же рожден от Отца, как свет рожден солнцем, как слово порождается умом. Дух же Святой исходит от Отца. Итак, Отцу свойственны нерожденность и именование «Отец»; Сыну свойственно именоваться Сыном и быть рожденным Отцом; Духу свойственно именоваться Святым Духом и исходить от Отца. И у всех Лиц, или Ипостасей, – одно естество, одна воля, одно действие, одна благодать, одна сила, одна мудрость. Поэтому следует исповедовать одного Бога, а не трех; Лица Божества, в отличие от людей, не отделены друг от друга, не различаются характерами, но вместе Отец, Сын и Святой Дух соединяются друг с другом неслиянно и нераздельно. Каждое Лицо сохраняет свое свойство: Один – отцовство, Другой – сыновство, Третий – исхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Самоконтроль – 1) способность контролировать свои мысли, чувства, желания и поведение; 2) проявление/применение этой способности. Для чего человеку необходим самоконтроль в процессе осуществления христианского делания ? В светской жизни самоконтроль необходим человеку и как индивидууму, и как члену общества. Христианин тоже осуществляет самоконтроль и в отношении себя как индивидуума, и в отношении себя как члена Церкви и члена общества (группы, коллектива, сообщества и пр.). Контролируя свои помыслы , мысли , желания , волеустремления, поступки, поведение, христианин, при содействии Божественной благодати , старается избежать грехов, избавиться от греховных привычек и зависимостей, стремится не ввести в соблазн своих ближних. Разве термин «самоконтроль» встречается в трудах святых отцов? В православной духовной литературе, в том числе аскетической, святоотеческой, в качестве близких по смыслу термину «самоконтроль» употребляются термины «воздержание» и «трезвение» . Контролируя себя, от чего отказывается христианин? Для христианина самоконтроль, в частности, проявляется в борьбе с грехом, самоограничении от «излишеств», препятствующих духовно-нравственному совершенствованию, в обуздании плоти, сосредоточении сил души на деятельном стремлении к Богу и пр. Иначе можно сказать, что самоконтроль проявляется в ограничении себя от тех мыслей и исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей . Не противоречит ли самоконтроль свободе человека? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что вкладывается в понятие «свобода». Если отождествлять свободу со вседозволенностью, то такая форма свободы в Православии недопустима. Ведь любой грешник, не стремящийся освобождаться от власти греха, пребывает в греховном плену, постоянно завися как от внешних искушений, так и от своих собственных греховных привычек, пороков, страстей . Обратим внимание, что, призывая людей в Царство Божье , Господь Иисус Христос обращал внимание слушателей на добровольный характер спасения: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лк.9:23 ). Спаситель также сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:31-32 ). Следовательно, можно сказать, что, ограничивая свою свободу, христианин ограничивает, в первую очередь, ту её сторону, которая обращена в направлении зла, а значит способствует не закабалению, но освобождению человека (от уз и оков греха), в соответствии со свидетельством апостола Павла: «Где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). Всегда ли нужно контролировать себя или это временная задача?

http://azbyka.ru/samokontrol

Беседа 1. Вступительная Во имя Отца и Сына и Святого Духа У каждого христианина есть довольно средств к познанию истин веры и заповедей Божиих. Первые понятия о Боге и святой воле Его дитя христианское получает от родителей, родственников, воспитателей и окружающих его христиан. Далее, святой храм есть лучшее училище для каждого христианина. Одно хождение в храм Божий в воскресные и праздничные дни, которое обязательно для каждого сына Святой Церкви, весьма много служит к наставлению его в законе Божием. Здесь, в чтениях Святого Евангелия, Апостола и других книг Священного Писания и в молитвах и песнопениях многообразно преподается учение веры и благочестия. Кроме того у христианина есть еще невидимые наставники, это во-первых совесть, различающая доброе от злого и побуждающая к совершению добрых дел, во-вторых Ангел хранитель, даруемый каждому при святом крещении, и святые Божии, призываемые им в молитвах, и наконец Святой Дух Божий, вселяющийся в нас в первые дни жизни чрез таинство миропомазания и наставляющий нас на всякое благое дело. Спасение наше зависит не только от знания закона Божия, но по преимуществу от исполнения его. Кто начнет с усердием исполнять то немногое, что знает из закона Божия, тот будет далее наставляем Самим Богом непосредственно и внутренне или по Божию устроению, чрез других людей, и не книжные христиане за благочестивую жизнь удостаивались от Бога такого духовного ведения, что прозревали внутренние помыслы других, предвидели ясно многое из будущего и отличали внушения злых духов от наставлений добрых ангелов. Небольшое семя, если не погибнет от неблагоприятных обстоятельств, возрастает в большое древо; древо приносит в великом изобилии плоды с новыми семенами; так и неполное сначала знание закона Божия, если приводится в исполнение, приносит с течением времени великие плоды ведения духовного. И в обыкновенной жизни тот не научится никакому ремеслу или искусству одними словами, кто сам своими руками не возьмется с усердием за дело. Но как нельзя или весьма трудно научиться какому-либо из искусств земных без способных учителей; так и христианину очень трудно достигнуть духовного совершенства без предварительного усердного изучения истин святой веры и закона Божия. Дух Божий не будет таинственно озарять тех, которые пренебрегают внешними средствами богопознания, предлагаемыми церковью. Посему на всех христианах лежит непременная обязанность стремиться к познанию св. веры теми естественными средствами, которые для них возможны. К числу таких средств принадлежат беседы с христианами тех, на которых возложен долг наставления других в истинах веры. Поэтому мы решились предложить вам, боголюбезные слушатели, ряд собеседований о святой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010