Дмитриевский 1925 – А.А. Дмитриевский . Вселенский Патриарх Константин на Афоне и значение этого события для Церкви Православной. – Вестник Священного синода Православной Российской Церкви. 1925, 1, с. 30–31. Древний Восток 1980 – Древний Восток. Сборник 2. Памяти академика Б.А. Тураева . М., 1980. ДСОП I-IV – Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Вып. 1–4. М., 1918. (Репринт: М., 1994.) Дудинов 1975 – Дудинов 1975. – Список трудов профессора Н.Д. Успенского . – «Богословские труды». Сб. 13. М., 1975, с. 20–25. Духовный регламент 1874Духовный регламент тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца всероссийского... Париж-Брюссель-Лондон, 1874. Духовный регламент 1904 – Духовный регламент всепресветлейшего державного государя Петра Первого ... М., 1904. Евлогий 1994 – Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. Евсеев 1911 – И.Е. Евсеев . Рукописное предание славянской Библии. – Христианское чтение 1911, 5–6, с. 425–450. (Перепечатано: Евсеев 1995.) Евсеев 1995 – И.Е. Евсеев . Рукописное предание славянской Библии. – Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995,      с. 5–28. Жевахов I-II – Товарищ обер-прокурора Св. Синода князь Н.Д. Жевахов. Воспоминания. Т. I-II. М., 1993. Желудков 1956 – Свящ. Сергий Желудков. Литургические заметки. Псков, 1956. (Машинопись). Желудков 103–107 – Свящ. Сергий Желудков. Литургические заметки. Вестник русского студенческого христианского движения 103, с. 63–85; 104–105, с. 61–82. Из Литургических заметок. – ВРХСД 106, с. 15–23; 107, с. 29–41. Париж-Нью-Йорк, 1972–1973. Желудков 1996 – Свящ. Сергий Желудков. Почему и я – христианин. СПб., 1996. Живов 1996 – В.М. Живов . Язык и культура в России XVIII в. М., 1996. Жураковский 1984 – Свящ. Анатолий Жураковский . Материалы к житию. Париж, 1984. Журналы и протоколы I-IV – Журналы и протоколы заседаний Высочайше утвержденного Предсоборного присутствия. Т. I-IV. СПб., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Содержатся лекции по следующим предметам: 1) Священное Писание (архим. Михаила), 2) Догматическое Богословие, 3) Пастырское Богословие, 4) Гомилетика, 5) Педагогика, 6) Конспект по римской литературе. 26. Записки лекций Московской Духовной Академии 1872–1873 г.г. студента М. Д. Ак, А. Вознесенского, Рукоп. 4, 417 л. Лекции по следующим предметам: 1) Психология, 2) Священное Писание , 3) Основное Богословие, 4) Естественно научная Апологетика. 27. Материалы на тему «О власти российских митрополитов и патриархов». Рукопись в листах, на 162 л. Материалы собраны из печатных источников студентом Московской Дух. Ак. А. Вознесенским в 1874 (1875) г. 28. Сборник. Рукопись 8, 209 л., полууст 17–18 в., в переплете. Среди листов ркп. Вставлены рисунки из печатных книг и листы их печатных богослужебных книг. л. 1 Без заглавия. Нач. Аще кто чести хочет первое сию притчу прочитай. Иже спас во евангелии рекл есть о нас. Изыде святи семени своего. л. 3. Слово святого Иоанна Златоустог о о гордости. Нач. Да яко сад не отребляем от хврастия не может творити плоди. л.6. Иже о святых оцта нашего Иоанна Златоустог о слово о самовластии, коея ради выну быхом самовластни. Нач. Слышите убо любимии, то владытце Христу и любовь есть, да быхом его изволением нашим любили. л. 9. О видении апостола Павла слово 117. Нач. Тако глаголет Господь пророком, доколе согрешаете. л. 14. Книга Измарагд глава 162 слово святого отца Кирилла о небесных силах. Нач. От небытия в бытие благи человеколюбец Бог сотворити мира соего перве помысли небесныя силы. л. 17. Того же святого Кирилла слово 113. Нач. Устави же Бог рок человекам житию на землю семь тысяч лет. л. 17 об. Выписки из книги Никона Черныя Горы от слова 29, Исаака Сирина от слова 8, Маргарита от слова 13. л. 18 об Иже во святых отца нашего Ионна Златоустого, яко не все именующиеся христианы суть христиане, но умом прельщаются, слово 13. Нач. Послушаете святители и князи и все судии земстии и вси лиди, юные и старые. л. 22. Книга Стоглав, глава 41, вопросы царя Ивана Васильевича Царский вопрос 21. О средах и о пятницах. Нач. Да до погостом и селом ходят лживыя пророки мужики и женки и девки. (На поле и книга о регламенте о пятницах лист 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

II. Також определить, что оные многочисленные моления, хотя бы и прямые были, однако не суть всякому должные, и по воле всякого наедине, а не в соборе церковном употреблять оных мощно, дабы по времени не вошли в закон и совести бы человеческой не отягощали» (Духовный регламент 1874, с. 13). Это положение подтверждает и принятое Собором 1917–1918 гг. «Определение о круге дел, подлежащих ведению органов Высшего церковного управления», согласно которому ведению Св. Синода подлежали: «1. Охранение текста богослужебных книг, наблюдение за его исправлением и переводом и, с одобрения Церковного Собора, благословение на печатание вновь составленных или переизданных отдельных служб, чинов, молитвословий; 2. Дела, касающиеся богослужебного чина» (ДСОП I, с. 12–13). Относительно контроля над богослужебными книгами предписания «Духовного регламента» практически не отличаются от положений, выработанных Поместным собором 1917–1918 гг. В обоих случаях постулируется жесткий контроль высшей церковной власти над исправлением богослужебных книг и введением в богослужебный обиход новых служб и акафистов. Другим унифицирующим фактором стала наметившаяся еще в XVIII в. тенденция ограничить число типографий, имеющих право издавать богослужебные книги. 5 октября 1720 г. появляется царский указ, запрещающий типографиям Киева и Чернигова предпринимать самостоятельные издания богослужебных книг. Разрешалась лишь перепечатка великорусских изданий при условии недопущения в них «никакой розни и особого наречия» (Харлампович 1914, с. 787). На основе этого указа Синод издает другой указ, согласно которому при переиздании в Киеве или Чернигове богослужебных книг перед началом распространения тиража необходимо послать в Синод два экземпляра ново-напечатанной книги для сличения с аналогичными книгами, напечатанными в Москве или Санкт-Петербурге, «чтобы розни и особого наречия никакого не было» (Харлампович 1914, с. 787). Вплоть до конца синодального периода периодически издавались различные указы, ограничивающие права местных типографий. Краткий очерк истории процесса уменьшения прав местных (Киевская, Черниговская) церковных типографий и закрепления права первых изданий богослужебных книг за Московской и Санкт-Петербургской типографиями см. Матьесен 1972, с. 69–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

111 Смирнов, стр. 62; Татищев, т. 1. стр. 573; Голиков, Деяния Петра Великого, доп. (т. 3, стр. 190–191); Соловьев, т. 13. стр. 332. «При этом, говорит тот же автор, как-то невольно приходят на мысль, с одной стороны, собственные изречения Никона, хотя и сказанные в состоянии раздражения: «не от Царя начало священства приемлется, но от священства на царство помазуются; священство превыше царства есть. Господь двум светилам светить повелел» и пр., а с другой – первые страницы Духовного Регламента» (Патриарх Иоаким, стр. 62–63). 112 Об отношениях Симеона Полоцкого к Патриарху Иоакиму см. у Смирнова (стр. 113–138) и в монографиях о C. Полоцком Л.Н. Майкова (Древняя и Новая Россия. т. 3, 1875, стр. 379–380) и И. Татарского (М., 1886, стр. 300 и др.). 118 История России, т. 13, 382. М. Евгений, напротив, допускает вероятность этого свидетельства (2, 212–215). 119 Самарин. Сочинения. М., 1880, т. 5. стр. 231–237. ( Стефан Яворский и Федор Прокопович). Сочинение это написано автором в 1840–1843 гг. на степень магистра, но только часть его была напечатана в 1844 г., а в полном виде оно появилось лишь в 1880 г. Автор замечает: «Пока все сочинения C. Полоцкого и др. современных ему писателей не будут подробно и внимательно исследованы, нельзя будет определить в точности, в чем именно и до какой степени каждый из них испытал влияние католицизма» (237). Чрезвычайное сочувствие Патриарху Никону выражает и современный католический писатель – Тондини, автор нескольких сочинений, посвященных истории Русской Церкви исходя из указанной точки зрения (особенно см.: Reglement ecclesiastique de Pierre le Grand. Paris, 1874. pp. 8, 36–7, 17–18, 28, 56–60, 73, 109, 173, 188, 198, 234, 245, 249 и др. с извлечениями из Возражений Патриарха Никона , по изд. Пальмера). 120  Быть может, здесь уместно припомнить замечание митрополита Евгения: «Так падают все великие люди, не удерживающие страстей своих, кои в них всегда бывают также великими» (Словарь. т. 2. стр. 131–132; обзор мнений о Никоне. C. 118–134).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

К. Харлампович 8 Протоколы Совета Казан. дух. акад. 1873, 16–17; 73–85; 135–146; 196–198. Журн. Мин. Нар. Просв. 1911, янв.: Совр. летопись (сообщение Д. А. Корсакова). 13 В 1893–5 гг. продано только на 550 р. В иные годы – только на 9 р. (1906), даже на 3 р. 35 к. (1907), или совсем ничего не продавалось (1896). 17 Сокращения произведены в значительные. Если в «Чтениях» рассказ о м. Арс. Мацеевиче занимает 24 страницы, то в «Руководстве» – только две. 21 Православный Собеседник 1873, II, 74–76. Журн. Мин. Народ. Просв. 1918, янв., Современная летопись, 37. 22 П. В. Верховской, Учреждению Духовной Коллегии и Духовный Регламент, I (Ростов на Дону, 1916), I, 27 Значительная часть этой статьи, именно страницы 211–219, 221–222, 223–224, 225, 227–231, 233–234, 239–241, 248–249, 255–256, 259–260. 261–262, 265–266, 267, 293–296, под тем же заголовком перепечатана проф. Н. Я . Аристовым в «Христоматии по русской история для изучения древнерусской жизни, письменности и литературы, от начала письменности до XVI века» (Варшава, 1870), 159–177. 29 «Речь» по содержанию имеет отношение к истории русской церкви, ибо П. В. Знаменский не только видит в имени первоучителей славянских «знамя всеславянского единства», но и предполагает, что семя их благовестия «было брошено в самой русской земле, среди наших предков–русских славян» (369–870). 31 О земском положении новгородского и псковского белого духовенства в период удельно-вечевой есть несколько страниц в статье П. В. Знаменского : «Заметки касательно устройства древней новогородской иерархии» (Прав. Собес. 1863, I, 273–291). 32 Приходское духовенство на Руси (М. 1867). 181. Эти статьи носят заглавие «Законодательство Петра В. относительно духовенства» (Правосл. собес. 1863, II и III). Прочитанная П. В-чем на годичной академической акте 1872 г. речь: «О способах содержания русского духовенства посла реформы Петра В.» была, конечно, не эскизом к диссертации тогда допечатывавшейся, а извлечением из неё. 33 Не смотря на капитальность работы и на значение её в последующем развитии русской церковной истории, она почти не вызвала критических отзывов. Кроме официальной рецензии проф. В. В. Миротворцева, сведшейся только к изложению содержания (Протоколы Совета Казанской дух. академии 1873 г., 79–84), мы знаем только маленькую библиографическую заметку о ней в Вестнике Европы 1874, кн. 4 (библиографический листок).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

При обсуждении Съездом вопроса о злоупотреблениях, допускаемых в расколе и сектах при заключении браков относительно неисполнения требований закона о совершеннолетии, кровном родстве, а также непрочности брачных союзов, противо-сектантскими миссионерами возбужден быль вопрос простирается ли действие закона 1874 года о записи раскольнических браков в особые метрические полицейские книги и на новейших сектантов. Из сообщений миссионеров выяснилось, что в отношении новейших сектантов подобная запись не регламентирована правительственными распоряжениями и местные власти поступают не одинаково. По отзыву Екатеринославского миссионера г. Дородницына, штундисты записывают свои браки в посемейных списках при волостных правлениях. Делопроизводитель Съезда В.М. Скворцов сообщил, что в юго-западном крае штундисты своих браков нигде в правительственных актах не записывают. По сведениям Ставропольского миссионера о. Никольского, баптисты, как и штундисты, лишь изредка записывают свои браки в посемейных списках, чаще же не делают никаких записей; в Херсонской же губернии штундистские браки вносятся в книги, ведущиеся у самих наставников секты, и частью в посемейные списки. Вследствие отсутствия правительственных актов сектанты нередко оставляют своих жен и детей и, присоединяясь к православной Церкви, вступают в новые законные браки. При этом некоторыми членами возбужден был вопрос о том, следует ли признавать законными детей раскольников и сектантов по присоединении родителей их к православной Церкви. В одном из своих заседаний (13-м) Съезд имел суждение по вопросу об отношении православного населения к сектантству, причем выяснилось, что появление сектантства с его злохулениями на Церковь православное население встречает с живою скорбью и проникается на первых порах необычайною ревностью к охранению себя и детей от совращения, вследствие чего нередки случаи составления приговоров, со стороны сельских обществ, о выселения совратителей, как порочных членов общества. Такое воздействие на пресечение сектантства со стороны самого общества оказывает благотворное, отрезвляющее влияние на сектантскую массу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Через несколько лет Прохор стал заговаривать о монашестве и осторожно вызнавал, будет ли мать его против того, чтобы ему пойти в монастырь. Он, конечно, заметил, что добрая его воспитательница не противоречит его желанию и охотнее хотела бы отпустить его, чем удержать в миру; от этого в его сердце еще сильнее разгоралось желание монашеской жизни. Тогда Прохор начал говорить о монашестве со знакомыми людьми, и во многих он нашел сочувствие и одобрение. Так, купцы Иван Дружинин, Иван Безходарный, Алексей Меленин и еще двое выражали надежду идти вместе с ним в обитель. На семнадцатом году жизни намерение оставить мир и вступить на путь иноческой жизни окончательно созрело в Прохоре. И в сердце матери образовалась решимость отпустить его на служение Богу. Следуя церковно-гражданским установлениям духовного регламента, он взял себе увольнение от Курского городского общества (Монастырский архив, отд. XV, 13). Трогательно было его прощание с матерью! Собравшись совсем, они посидели немного, по русскому обычаю, потом Прохор встал, помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил ее родительского благословенья. Агафья дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, потом благословила его медным крестом. Взяв с собой этот крест, он до конца жизни носил его всегда открыто на груди своей. Немаловажный вопрос предстояло решить Прохору: куда и в какой монастырь идти ему. Слава подвижнической жизни иноков Саровской пустыни, где были уже многие из курских жителей и настоятельствовал о. Пахомий, курский уроженец, склоняла его идти к ним, но ему хотелось предварительно быть в Киеве, чтобы посмотреть на труды Киево-Печерских иноков, испросить наставление и советы от старцев, познать через них волю Божию, утвердиться в своих мыслях, получить благословение от какого-нибудь подвижника и, наконец, помолиться и благословиться у св. мощей прпп. Антония и Феодосия, первоначальников иночества. Прохор отправился пешком, с посохом в руке, и с ним шли еще пять человек курских купцов. В Киеве, обходя тамошних подвижников, он прослышал, что недалеко от св. лавры Печерской, в Китаевской обители, спасается затворник по имени Досифей, имеющий дар прозорливости. Придя к нему, Прохор упал к ногам его, целовал их, раскрыл перед ним всю свою душу и просил наставлений и благословения. Прозорливый Досифей, видя в нем благодать Божию, уразумев его намерения и провидя в нем доброго подвижника Христова, благословил его идти в Саровскую пустынь и сказал в заключение (Краткое жизнеописание старца Серафима, изд. Дивеевского монастыря 1874 г., с.7):

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Московского и Коломенского, по учебным и церковно–государственным вопросам»/Сост. А. Гаврилов. М., 1891. 2 т. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно–гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Т. 1. Булгаков С. В. Настольная книга для священно–церковно–служителей. Харьков, 1892; 2–е изд. 1912. Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Ростов–на–Дону, 1916. 2 т. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания. СПб., 1887–1916 (до 1914 г. включительно). Гиновский Я. М. Оглавление законов Греко–Российской Церкви. СПб., 1827–1828. 2 т. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. Государственная дума/Доклады Бюджетной комиссии. III дума. СПб., 1908–1912. 10 т.; IV дума. СПб.; Пг., 1913–1916. 11 т. Государственная дума/Стенографические отчеты. I дума. СПб., 1907; II дума. СПб., 1907; III дума. СПб., 1908–1912. 17 т.; IV дума. СПб.; Пг., 1913–1917. 13 т. Денисов И. Очерк истории Русской Церкви. СПб., 1874. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1893. Т. 4: Синодальный период 1700–1890 гг. «Епархиальные ведомости» (1861–1917, в каждой епархии). Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906–1907. 4 т. Здравомыслов К. Я. 50–летие высочайше утвержденной Комиссии по разбору и описанию архива Св. Синода//Ист. в. 1916. 2. Здравомыслов К. Я. Сведения о консисторских архивах и церковно–археологических учреждениях в епархиях и Проект высочайше утвержденной архивно–археологической комиссии при Св. Синоде и Положение о церковно–архивных комиссиях. СПб., 1908. Знаменский П. В. Руководство по русской церковной истории. Казань, 1870; 1888; 1896; 1912. Ивановский Я. И. Обозрение церковно–гражданских узаконений по Духовному ведомству. СПб., 1883; 1900. Извлечения из всеподданнейшего отчета обер–прокурора Св. Синода (за разные годы).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

С. 81; 11. С. 89; 12. С. 97; 16. С. 128; Архангельский И., прот. Речь при гробе высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 1874. 27. С. 214; он же. Речь над могилою архиеп. Нила на 40-й день по его кончине//Там же. 33. С. 257-258; [Архиеп. Ярославский и Ростовский Нил, † 21 июня 1874 г.]//Там же. 26. С. 201; 27. С. 209-210 (отд. изд.: Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский: Некр. Ярославль, 1874); Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский//Странник. 1874. 7. Отд. 2. С. 38-45; Духовное завещание почившего высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского//Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 16. С. 337-338; К некрологу высокопреосв. Нила//Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 29. С. 231-232; Кончина и погребение высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского//ХЧ. 1874. 7. С. 560-566; Орлов Д., свящ. О пособии духовенству Самарской епархии, страждущему от неурожая хлеба//Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 2. С. 29-31; Распределение покойным преосв. Нилом своего имущества//ХЧ. 1874. 8/9. С. 884-887; Сперанский И., прот. Речь высокопреосв. Нилу, сказанная 7 апр. 1874 г. настоятелем ярославской Всехсвятской ц. после произведения его в сан протоиерея//Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 30. С. 233-234; Тихвинский Н., прот. Речь, произнесенная при отпевании тела в Бозе почившего преосв. архиеп. Нила//Там же. 27. С. 215-216; он же. Слово - в 40-й день по кончине высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 32. С. 249-253; Троицкий И., прот. Слово при погребении высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 1874. 27. С. 210-214; Церемониал погребения почившего в Бозе высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 28. С. 223-224; Лествицын В. И. Монгольские переводы архиеп. Нила//Ярославские ГВ. 1875. Ч. неофиц. 76. С. 5; Орлов В., свящ. Дни 2-4 июня 1861 г., проведенные покойным высокопреосв. Нилом, архиеп. Ярославским и Ростовским, в с. Воскресенском на Обноре Любимского у., где почивают мощи прп.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

121, тоже панихида по ней же; 125, богослуж. на праздн. Вознес.; 129, проводы патриар. Макария; 138, панихида по цар. Евдокии Лукьян.; 139, погребение цар. Марии Ильиничны; 140, панихида; 141, тоже; 142, тоже); IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г.; стр. 110, 112, крестн. ходы), 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 316); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег, 3 руб.); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 83 (Духовн. 1453 г. Вел. кн. Софии, в иноч. Евфросинии), 96 (Духовн. 1472 г. кн. Юрия Василь.), 121 (Духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского), 122 (Духовн. 1486 г., кн. Мих. Андр. Верейского, см. под V), 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 138 (Межев. гр. 1504 г.), 147 (Духовн. 1509 г. кн. Дмитрия Иоаннов.); III, 72 (Чин бракосочет. 1626 г. ц. Мих. Фед. с Евдокиею Лукианов.); “Акты Зап. Р.», IV, 182 (Именн. роспись 1610 г. послам к Польск. королю для приглаш. Владислава; Вознесен. м-ря протопоп Кирилл); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 61 (двор монаст. в с-це Давыдовском старицы Александры, княг. Голицыной), 142 (влад. старицы Рожновой), 143 (влад. м-ря в Горетовом стане Москов. у.), 198 (влад. в разн. станах Москов. у.); “Временник Общ. ист.», 1852 г., XIII, 147 (Приправоч. кн. 1586 г. по Москов. уез.; старица Рожнова); 1853 г., XVII, Новый летописец, 45 (в 1601 г. погребена царица Ирина), 71 (пребывание в м-ре царицы Марфы), 187 (погребены две супруги царевича Ивана Иван., сына Грозного, Александра Сабурова и Парасковья Михаил. Солового, а также Марья Владим. Долгорукова, первая супруга царя Мих. Фед.), 188 (погребена царица Елена, дочь Петра Ив. Буйносова, а в 1626 г. был пожар); 1855 г., XXII, 22 (Чиновник патриар. Иоакима 1674 г.); 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима за 1675 г., 65, 70, 71, 96, 99 (панихиды по царицам); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 16, 19 (Память 1706 г. стряпчему о сборе денег с вотчин), 32, 39 (Память 1718 г. об именном указе принять безвкладно и постричь в монахини м-ря мать бухгалтера посла Дарью Ильину с дочерью); “Чтения в И.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010