поиск:   разделы   рассылка Милена Фаустова Митрополит Ювеналий: Святые Кирилл и Мефодий не только Церковью, но и государством воспринимаются как выдающиеся подвижники Источник:  Благовест-инфо 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия традиционно отметит праздник славянской письменности и культуры. Каждый год центром празднования выбираются разные российские города. В этом году средоточием торжеств станет подмосковная Коломна. Об истоках Дня славянской письменности и культуры и о том, как он будет проходить в этом году, рассказал в беседе с корреспондентом " Благовест-инфо " глава Московской епархии Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. – Как сегодня Православная Церковь оценивает деяния святых равноапостольных Кирилла и Мефодия для современной русской культуры? Митрополит Ювеналий: – После завершения в прошлом веке богоборческой эпохи, в течение которой замалчивались православные духовные корни русской культуры, во весь рост встает подвиг святых Кирилла и Мефодия. Они не только Церковью, но и государством воспринимаются как выдающиеся подвижники. Поэтому День славянской письменности и культуры празднуется в день памяти этих святых угодников. Дело святых братьев – просветителей славян – заложило основы для формирования как культуры нашей, так и самих основ общественной жизни в широком смысле этого слова. Ныне никто не станет спорить об определяющем значении православия для исторического развития нашей страны и нашего народа. В контексте происходящего в последние годы возвращения к отечественному традиционному наследию образ святых Кирилла и Мефодия безусловно служит символом духовного возрождения России. – Кто был инициатором учреждения Дня славянской письменности и культуры? – Празднование памяти святых братьев с древних времен имело место у всех славянских народов, но под влиянием различных исторических и политических обстоятельств забывалось. Так произошло и на Руси приблизительно с XVI века. Интерес к наследию равноапостольных Кирилла и Мефодия постепенно начинает возвращаться в XIX веке. Первым шагом к этому послужил в 1835 г. императорский указ, официально вводивший преподавание славянских языков в университетах Москвы, Петербурга, Харькова и Казани. Официально на государственном уровне праздник был впервые торжественно отмечен в 1863 г., в связи с 1000-летием создания славянской азбуки. С тех пор в нашей стране стали возникать общественные организации, славянские общины, комитеты и братства. В XIX веке к этому дню приурочивали крестные ходы и большие благотворительные вечера.

http://religare.ru/2_41170.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Храмы – это лицо города (+ ВИДЕО) 31 августа 2013 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион, стал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы А.В. Кибовский. 2 сентября, 2013 31 августа 2013 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион, стал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы А.В. Кибовский. 31 августа 2013 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион, стал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы А.В. Кибовский. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о реставрации храмов и памятников культурного наследия. У меня в гостях – глава Департамента культурного наследия города Москвы Александр Кибовский. Здравствуйте, Александр Владимирович! А. Кибовский: Здравствуйте, Владыка! Большое спасибо за приглашение. Очень приятно быть у Вас в гостях, потому что памятники города Москвы в значительной степени, особенно древние объекты, построенные до 1812 года, являются объектами культурного наследия религиозного назначения. Это наши замечательные храмы. Судьба этих объектов, их реставрация является одним из важнейших направлений работы нашего Департамента и одним из приоритетных в работе Правительства Москвы в целом. Всего у нас на территории города 432 объекта религиозного назначения, которые имеют статус памятников культуры. Это колоссальная цифра. Эти памятники представляют не только духовную, но и историческую, а также архитектурную ценность. Надо сразу сказать, что большинство этих объектов передано религиозным организациям. Когда их передавали в 90-х годах, как Вы сами знаете, они были в плохом состоянии. По этими объектами прошлась советская эпоха, и они ее пережили. Сейчас можно удивляться, во что только не превращали храмы. Зачастую люди даже не подозревали, что это храм, – настолько он приобретал вид склада или барака. Чтобы поднять из пепла, из руин этот огромный массив (более 400 объектов), настоятели и приходские общины осуществили титанический труд. Есть уникальные проекты. Например, восстановлен собор Зачатьевского монастыря, где даже удалось сохранить в подвальной части подлинный фундамент того храма, который был взорван в свое время. Надо отдать должное: благодаря этой титанической работе более 300 объектов у нас находятся в хорошем состоянии. Но, конечно, основное внимание должно быть сосредоточено на остальных 100 объектах, состояние которых вызывают тревогу. Мы должны вести совместную работу, что вернуть им достойный облик, чтобы они заняли принадлежащее им по праву место в архитектурной мозаике нашего города.

http://pravmir.ru/mitropolit-volokolamsk...

  разделы   рассылка  распечатать Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы [ Патриарх : документы ] Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года образованы Редакционный совет и Редакционная коллегия по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы. 1. Образовать Редакционный совет по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы в следующем составе: 1. епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации; 2. протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургский духовной академии; 3. протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Зарубежной Церкви; 4. протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 5. архимандрит Иона (Черепанов), наместник Ионинского монастыря г. Киева; 6. иеромонах Димитрий (Першин), руководитель просветительских программ Всероссийского православного молодежного движения, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи; 7. протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии – секретарь Редакционного совета; 8. Беглов Алексей Львович, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук – по согласованию; 9. Вяземский Юрий Павлович – профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры Московского государственного института международных отношений (университета) – по согласованию; 10. Гайденко Пиама Павловна, член-корреспондент Российской академии наук, заведующая сектором философских проблем истории науки Института философии Российской академии наук – по согласованию;

http://religare.ru/2_66583.html

Пн ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 5-6 октября 1999 года 10 2005 р. 13:00 5-6  октября 1999 года под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании Священного Синода 5 октября под председательством Святейшего Патриарха Алексия: СЛУШАЛИ: Информацию Святейшего Патриарха о поступившем от министра культуры Российской Федерации В.К. Егорова приглашении митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, а также епископу Верейскому Евгению, ректору Московских духовных академии и семинарии, и епископу Шацкому Иосифу, викарию Рязанской епархии, принять участие в работе Организационного комитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры в 2000 году, митрополиту Ювеналию — в качестве сопредседателя Оргкомитета. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить участие митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, епископа Верейского Евгения, ректора Московских духовных академии и семинарии, и епископа Шацкого Иосифа, викария Рязанской епархии, в работе Организационного комитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры в 2000 году. 2. Как и в прошлые годы, всем епархиям принять участие в мероприятиях, связанных с празднованием Дней славянской письменности и культуры вместе с Министерством культуры РФ и общественными организациями. СЛУШАЛИ:  Сообщение Святейшего Патриарха о заседании 14 сентября сего года Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение работой, проделанной рабочими группами Юбилейной комиссии. 2. Благословить осуществление представленных планов деятельности рабочих групп Юбилейной комиссии. 3. Призвать всю Полноту церковную активно участвовать в подготовке и проведении юбилейных мероприятий на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха об изменении дизайна ордена Преподобного Сергия Радонежского трех степеней.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4951222...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Определения Священного Синода от 5 октября 1999 года В заседании Священного Синода 5 октября 1999 года под председательством Патриарха Слушали: Информацию Святейшего Патриарха о поступившем от министра культуры Российской Федерации В. К. Егорова приглашении митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, а также епископу Верейскому Евгению, ректору Московских Духовных академии и семинарии, и епископу Шацкому Иосифу, викарию Рязанской епархии, принять участие в работе Организационного комитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры в 2000 году, митрополиту Ювеналию — в качестве сопредседателя Оргкомитета. Постановили: 1. Благословить участие митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, епископа Верейского Евгения, ректора Московских Духовных академии и семинарии, и епископа Шацкого Иосифа, викария Рязанской епархии, в работе Организационного комитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры в 2000 году. 2. Как и в прошлые годы, всем епархиям принять участие в мероприятиях, связанных с празднованием Дней славянской письменности и культуры вместе с Министерством культуры РФ и общественными организациями. Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха о заседании 14 сентября сего года Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. Постановили: 1. Выразить удовлетворение работой, проделанной рабочими группами Юбилейной комиссии. 2. Благословить осуществление представленных планов деятельности рабочих групп Юбилейной комиссии. 3. Призвать всю Полноту церковную активно участвовать в подготовке и проведении юбилейных мероприятий на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях. Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 5 октября 1999 года Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха об изменении дизайна ордена Преподобного Сергия Радонежского трех степеней.

http://mospat.ru/archive/86368-opredelen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Верный часовой К 60-летию замгендиректора Международного Фонда славянской письменности и культуры Леонида Юрьевича Редкого 04.05.2022 1014 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора Сегодня, 4 мая, исполняется 60 лет нашему соратнику, организатору многих патриотических мероприятий, заместителю генерального директора Международного Фонда славянской письменности и культуры (МФСПиК) Леониду Юрьевичу Редкому. Редакция «Русской народной линии» от души поздравляет юбиляра, желает ему здоровья и сил для трудов на благо нашей Матери-Церкви, нашего Отечества и русской культуры. Поздравление в адрес юбиляра прислала в редакцию и известная русская поэтесса, автор и ведущая вечеров русской духовности и культуры, член Правления МФСПиК с 1991 года Нина Васильевна Карташева и другие соратники. Международный фонд Славянской письменности и культуры, все близкие друзья и соратники Леонида Юрьевича Редкого поздравляем его с юбилеем! Биография. Редкий Леонид Юрьевич родился 4 мая 1962 года в городе Петропавловск-Камчатский в семье врачей. Мать, – терапевт, отец – потомственный военный, морской военврач, участник уникальной межтеатровой морской операции по обеспечению первого в истории Военно-Морского Флота СССР подлёдного перехода атомной подводной лодки «К-115» с Северного на Тихоокеанский флот и впоследствии получивший кессонную болезнь в ходе одной из операций по спасению водолазов. Позже родители переехали в Подмосковье, где Редкий Л.Ю. закончил в 1979 году среднюю школу. В том же году поступил в Московский государственный институт путей сообщения (МИИТ) на Факультет технической кибернетики по специальности «Автоматизированные системы управления» и закончил его в 1984 году со специальностью «инженер-системотехник». Однако еще в институте понял, что полученная специальность его не интересует и начал искать свое место в жизни вдали от инженерного поприща. После 90-х, в начале 2000-х, начал пытаться осознать смысл своей жизни, что закономерно и привело к Православной христианской вере. На пути в Храм были встречи с различными сектами, и сравнительное богословие изучалось в «полевых условиях», потому некоторые их сект стали хорошо знакомы и распознаваемы, что помогло в дальнейшей работы в области профилактики и устранении последствий деятельности сект на территории Москвы.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/04/ve...

Кто будет преподавать основы православной культуры? Протодиакон Андрей Кураев: «Если Церковь придет в школу в качестве цензора, решающего, кому из педагогов дать дополнительные подработку и заработок, а кому — нет, есть риск тихого бунта учителей против нас». 26 августа, 2009 Протодиакон Андрей Кураев: «Если Церковь придет в школу в качестве цензора, решающего, кому из педагогов дать дополнительные подработку и заработок, а кому — нет, есть риск тихого бунта учителей против нас». Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, руководитель редакционной комиссии по подготовке учебника «Основы православной культуры», полагает, что за подготовку преподавателей будущего предмета должно отвечать Министерство образования , и у Церкви может быть лишь совещательный голос во всех вопросах, касающихся методики преподавания и личности учителя. Он, в частности, сказал: «Предмет-то все же светский. И ответ на вопрос о подборе преподавателей есть лакмусовая бумажка, показывающая, светский все же планируется предмет или конфессиональный. Кроме того, если Церковь придет в школу в качестве цензора, решающего, кому из педагогов дать дополнительные подработку и заработок, а кому — нет, есть риск тихого бунта учителей против нас. Поэтому Церковь должна пойти на серьезные уступки. Она не должна рассматривать этот проект, как свою собственность». Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев убежден, что готовить преподавателей предмета «Основы православной культуры» (ОПК) для общеобразовательной школы должна Церковь. «Светские педагоги, если они имеют талант и надлежащую подготовку, могут преподавать не хуже, а лучше, чем неподготовленные и педагогически неспособные клирики, но кадры для преподавания Основ православной культуры должна готовить прежде всего Церковь». Протоиерей Владимир убежден, что преподаватели должны закончить православные учебные заведения. «Какова ваше позиция по этому вопросу? Как бы вы ее обосновали?» – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

http://pravmir.ru/kto-dolzhen-prepodavat...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) История русской философии «История русской философии» Николая Лосского — один из лучших трудов по этой тематике. Краткая ёмкая история русской философии. Славянофилы, западники, русские материалисты 60-х годов XIX в., Вл. С. Соловьев, князья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, отец Павел Флоренский и отец Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, Л. Н. Карсавин, последователи марксизма и поэты-символисты — основные пункты этой истории, выделяемые Лосским. ОТ АВТОРА   Издать большую книгу по философии в эти беспокойные дни — нелегкая задача.   Поэтому я выражаю мою искреннюю благодарность всем тем, кто так или иначе способствовал выходу в свет этой книги: духовной православной семинарии св. Владимира в Нью-Йорке и ее декану отцу Георгию Флоровскому, профессору Колумбийского университета Б. Бахметьеву, доктору Я. Зубову, Н. Дуддингтон (Duddington) и Е. Извольской, а также профессору А. С. Кагану (A. S. Kagan), сотруднику Интернэшнл Юниверситиз Пресс в Нью-Йорке.   H. O. Лосский Глава I. PYCCKAЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX b   Русская культура XIX и начала ХХ в. имеет всемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества. Прежде всемирное значение имела культура древней Греции и древнего Рима. В настоящее время такое значение имеет культура Англии, Франции, Германии и Америки. Русская культура в том виде, в каком она существовала до большевистской революции, несомненно, также имеет всемирное значение. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно обратиться к именам Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского или Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, а также остановиться на достижениях русского театрального искусства в области драмы, оперы и балета.   В области науки достаточно упомянуть имена Лобачевского, Менделеева и Мечникова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Разделы портала «Азбука веры» епископ Тихвинский Константин (Горянов), ректор Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, профессор Доклад на международном форуме русской интеллигенции «Культура и общество: взаимные обязательства на пороге нового тысячелетия» Дорогие участники форума! В эти светлые дни, когда продолжается пасхальное торжество, мне хотелось бы приветствовать вас словами: «Христос воскресе»! Этот победный призыв имеет непосредственное отношение к теме нашего форума – культура и общество. Почему, спросите вы? Многие западные философские школы и направления начали свое существование с разговоров о смерти Церкви, продолжили вердиктом «смерть Бога», а кончили смертным приговором культуре и обществу. «Закат Европы», «мировая скорбь», «гибель культуры» – вот их излюбленная песня. В противоположность этим мрачным атеистическим доктринам, заживо хоронящим общество, культуру и целые народы, христианство властно и торжествующе возвещает: «Никто да не убоится смерти, освободила нас Спасителя смерть. Воскрес Христос, и жизнь жительствует». В этих словах святого Иоанна Златоуста Церковь благословляет любую и всяческую жизнь, если только она действительно является жизнью, а не ее греховным извращением, не закамуфлированной смертью; в том числе – приветствуется жизнь культурная и социальная: в греческом оригинале пасхального слова Златоуста говорится: «kai; bivoV politeuvetai» – «жизнь устраивается по общественным законам». К сожалению, в общественном сознании нет-нет, да и всплывает старый «просветительский миф», особенно популярный в XIX-oм и в первой половине двадцатого века, о христианстве, как о темной, антиобщественной и антикультурной силе. На самом деле это – далеко не так. Стоит вспомнить, что слова «культ» и «культура» – одного корня, от латинского cultus – «взращивание, забота, почитание». И это – не случайно, потому что и христианство, и культура идут во многом сходными путями – путем роста, путем зерна, путем Воскресения. Можно смело сказать, что христианство перевернуло мир.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-kultura

Скачать epub pdf Все нравственные искания личности, связанные с тем или иным типом культуры, все различия национального характера, жизни народной определяются особенностями религиозной жизни нации. Даже когда человек вроде бы рвет связь с Богом, коренящиеся в коллективном подсознании, в душе народа религиозные устои незримо определяют жизненный путь и мировидение каждого. Это, кажется, общеизвестно. Но в интеллигентской среде бытует иное мнение: религия признается многими нынешними властителями дум лишь как составная часть культуры – наравне с искусством, народным творчеством и т.д. Многим мнится: раз есть атеистическая культура, то культура вообще намного шире, чем религия. Но ведь культура – это система жизненных ценностей человека и общества, а такая система основана всегда на том, во что человек верит как в ценность. Культура основана на вере, а не наоборот. Русский народ был духовно воспитан в Православии, поэтому в нем и нужно искать истоки русской культуры. Ф.М. Достоевский утверждал: «Понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию». Внедрившись в стихию народной жизни, Православие и явно, и незаметно, а порою и как бы помимо воли определяло миропонимание и поведение каждого, незримо поддерживало и вело человека от рождения до смерти. Система духовных ценностей Православия дана нам в Откровении. Но чтобы эти ценности стали достоянием целого народа, стали основою его культуры, необходимо творческое усилие самого народа. Необходима поддержка огня веры, возжженного однажды в народе. Это может быть лишь результатом соборного делания, но необходимы и люди, которые своею творческою волею направляют такое делание, которые в тяжелейшие моменты истории народа становятся духовными вождями нации, являют силу взять на себя основную тяжесть внутреннего борения целого народа. Мы называем таких людей святыми подвижниками, светочами Православия. И едва ли не первым вспоминаем при этом имя преподобного Сергия. Преподобный Сергий совершил свой подвиг в один из тяжелейших моментов в судьбе русского народа. Да ведь в такие времена и особенной становится нужда людей в подобных духовных вожатых. Нужно, чтобы кто-то дал возможность ослабевшему духом народу почувствовать свои силы, свои возможности, чтобы кто-то указал путь выхода из духовного тупика и повел бы по этому пути. Так уж устроена наша жизнь, что идеал не может быть воплощаем сразу во всех, люди погрязают в грехах и утрачивают способность разглядеть искру света в собственной беспросветной жизни. Но когда появляется человек – носитель идеала святости, то его духовный огонь помогает отчаявшимся понять, что не все погибло, помогает разглядеть: в каждом есть отсвет того сияния, какое исходит от святого и освещает путь, разгоняет тьму безнадежности и отчаяния. Таким был преподобный Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010