р.б.Сергий 3 октября 2012, 19:46 Словами «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор. 15: 46) апостол Павел разъясняет нам, что воскресение человека будет осуществлено в теле духовном, обладающем такими же свойствами как и тело Адама до грехопадения. Ибо прежде апостол Павел сказал: " Так и написано: первый человек Адам стал душею живущего; а последний Адам есть дух животворящий " (1 Кор. 15: 45) и «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;» (1 Кор. 15: 42). Ныне " ...наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу... " - искажающий истину согрешает... Всякий грех удаляет от Бога, повреждает человеческую душу, которая есть БЕЗЦЕННЫЙ ДАР БОЖИЙ. Зигмунд Фрейд и Михаил Булгаков, «которые любили науку, искусство» были талантливыми, образованными и вполне «душевными» людьми, а стали…- апостолами Сатаны, их душевный труд «неизбежно «выстрелил» в самых разных гуманитарных областях»!!! Сама постановка " вопроса иерархичности духовности, душевности и телесности в человеке " является провокационной! Да, " человек троечастен " , потому что сотворен по образу и подобию Божьему. Троица – единосущна и нераздельна! Не может тело человека быть важнее его разума или дыхания! " Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15: 57) Антон 3 октября 2012, 08:49 Замечательная статья! Отец Андрей, спаси Бог! Н.Н. 2 октября 2012, 23:46 ... " Это душевные навыки, вкладываемые воспитанием. Нам этого очень не хватает. Нам не хватает культуры мышления, культуры работы с текстами и обсуждения прочитанного. Нам не хватает всего того душевного труда, который если будет, то неизбежно «выстрелит» в самых разных гуманитарных областях и плодотворно отразится на жизни. " ... Нам этого очень не хватает на определённом этапе, но когда он пройден - нужно своё сердце держать чистым перед Богом. И тогда оно, чистое сердце, подскажет нам, что читать, какую музыку слушать, смотреть ли ту или иную пьессу и т.д., что ответить или посоветовать человеку, в какой момент " дёрнуть за штаны " ...

http://pravoslavie.ru/56418.html

Редакция Русской Народной Линии публикует русский вариант рецензии доцента ПСТГУ П. Ю. Малкова, впервые опубликованный ранее на французском языке на франкоязычном православном сайте " Orthodoxologie " : Peter Malkov: Revue de vidéos sur le portail éducatif de l " Académie de la foi [Академия веры] Знакомство с материалами образовательно-просветительского портала " Академия веры " позиционирующего себя как " первый для Рунета ресурс, посвящённый многостороннему изучению христианского вероучения " , и претендующего на то, чтобы предложить " свежий взгляд на учение и традиции Православной Церкви " , оставило у меня скорее негативное впечатление. С одной стороны, нельзя не приветствовать стремление высокообразованного российского духовенства, преподавателей Московской Духовной академии, ряда деятелей отечественной православной культуры осуществить новую благую попытку донести до современной российской молодежи важнейшие принципы и основы христианской веры. Пусть даже эта попытка и реализуется при помощи весьма непривычных для православной традиции, для церковной среды методов миссии и катехизации. Здесь можно припомнить один из главных миссионерских принципов апостола Павла, который " для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых " (1 Кор. 9: 22). Для авторов подобных проектов всегда очень важно суметь рассказать о поистине сложных вещах просто и доходчиво, при этом отразив в собственных разработках важнейшие стороны христианской веры, тем самым помогая современной молодежи утвердиться в надежде на Господа, окрепнуть в любви к Богу и к ближнему, войти в Церковь Христову. Очень важно здесь держаться и некой " золотой середины " . В подобных проектах вполне допустимо использовать те или иные современные подходы к делу проповеди, давать отсылки на реалии современной секулярной массовой культуры, на которой и воспитывается современная молодежь. Но в то же время авторам необходимо оставаться верными духу Церковного Предания, чистоте православного вероучения, основам христианской нравственности. Ведь, как известно, " от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься " (Мф. 12: 37).

http://religare.ru/2_118504.html

24. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир». – Святой апостол Павел ( Рим.8:6 ). 25. Христианство – новая гносеология, ибо новый дух, новая душа, новое сердце – новая психология. «Не вливают вина молодого в мехи ветхие» ( Мф.9:17 ). Дух Христианства не вмещается ни посредством какой бы то ни было категории в тленные сосуды ограниченного сознания и ума. 26. Где Христос (в Европе): Где родится Христос? В железной ли колыбели, в которой родилось немецкое детище – европейская война? Христианство здесь, христианство там; в пустыне и в городе; в пушках и убийствах, – но Христа моего нет. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» ( Ин.20:2, 13 ). Многие пришли одетые в одежды Христовы, но неся волка в себе. Многие пришли ко мне под именем Христовым, говоря: «Я – Христос», и я познал их, что любви Христовой не имеют в себе... (8. VIII. 1916. – Millis Hotel, Лондон). 27. Дети – это Царствие Божие на земле. Если бы нас вели дети, мы давно бы уже пришли в Царство Божие. И не дастся нам Царство, пока ведут нас книжники и буквоеды. Если бы не было детей, нас давно бы уже поглотила могила. Дети нас оправдывают пред Богом, дети и цветы... Стяжать детский дух в себе, ибо только детский дух взыскует Духа Отеческого, чтобы он вел его и поддерживал. И отсюда: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ). (17. VIII. 1916). 28. Пища моя – книги; буквы поедаю, буквами питаюсь. Книжник и буквоед – отсюда всегда меня терзают голод и жажда. Как будто уши мои убежали от меня, чтобы не слышать Его слова: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 )... Буква убивает, дух животворит. Вся мудрость человеческая, вся наука не суть ли лишь цепочки букв? Человек распался на буквы, человек стал азбукой, и он считает, что стал азбукой всего мира и Бога. Наша культура родилась в типографии. И все культурное поклонствует буквам, этим мелким идолам. И буквы суть ценность и мерило всякой ценности; и даже Бога начали печатать буквами, ибо Он перестал жить для людей и переживаться ими. Типографии стали храмами; царство буквы – вот наша культура. И воцарилась буква, и сейчас она убивает Европу, ибо «буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор.3:6 ). (20. VIII, 1916).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

XIV. Общая оценка внешней культурной жизни католической церкви и принципиальное отличие ее от культурной деятельности православной После всестороннего выяснения существа Католической Церкви, как отпадшей от Истины и потому потерявшей непогрешимость, породившей много, не говоря о второстепенных, заблуждений, основным началом для которых явилось искажение учения о Духе Святом, «Filioque», все другие стороны проявления христианской жизни в Римской Церкви, которые она предъявляет, как осязательное доказательство своей истинности, ставя кажущееся отсутствие или слабое развитие которых в Православной Церкви в недостаток ей и в выражение чрез то ее неправоты, не имеют существенного значения в рассмотрении принципиального вопроса – где Христова Истина – на Западе или на Востоке, ибо в пределах временного бытия, когда совершается самый таинственный процесс выявления победы Истины над ложью и духовному человеческому взору не видно, когда Дух Истины «доставит суду победу» ( Мф.12:20 ), внешняя сторона жизни, хотя бы и с блеском, чаще всего является не отражением внутренней славы, исходящей от Истины, а, наоборот, отражением уклона от нее, серьезной духовной болезнью, быть может попущенной Искупителем, не нарушающим человеческой свободы для того, чтобы чрез этот болезненный, близкий к смертельному, процесс, при сохранении человеческой свободы, выявилась в большем величии слава Божия, как и в болезни Лазаря: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий» ( Ин.11:4 ). Во временных стадиях человеческого бытия, когда оно сильно порабощается плотским началом, люди, не стараясь вникнуть в сущность дела, часто бывают склонны усматривать Истину там, где господствует внешняя сила, выражаемая духовным мечем: «Вы, люди разумные», пишет св. ап. Павел к Коринфянам, называя их Церковью Божиею, святыми, «охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» ( 2Кор.11:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

•  Какой культуры Бог требует от человека? Христос жил в век самого блестящего развития греко-римской культуры, но пользовался ли Он ее плодами и указывал ли Своим последователям на необходимость сближения с нею и работы в пользу дальнейшего ее развития? — Наоборот: 1. Господь Сам родился в яслях, жил в бедности, не имел, где главу преклонить. 2. Господь учил: «Не можете служить Богу и маммоне», «…не заботьтесь… что вам есть и что пить», «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 6, 24, 25, 33; 16, 26). 3. Когда же Его хотели заставить высказаться прямее, дабы вовлечь в мирскую суету и даже обвинить в стремлении ниспровергнуть существующий государственный строй (и установить лучший, для иудеев более приемлемый, чем римский, порядок), то Господь решительно отверг само это предположение. Он отвечал прямо и определенно: «Кто поставил Меня судить или делить вас?», «Царство Мое не от мира сего» (Лк. 12, 14; Ин. 18, 36). 4. Своим последователям Он завещал не рай земной, не «мягкие одежды» (Мф. 11, 8) и «вся благая» вместе с ними (Лк. 16, 25), но крест, скорби, гонения, муки, страдания (Мф. 10, 35–39; Ин. 16, 1–2; 20, 33). 5. А что требует или, по крайней мере, советует Он через Своего апостола? — Отказаться от сладости (даже законной, то есть в браке), до которой так падок мир. Это совет для неженатых. А кто уже имеет семью, тот пусть живет так, как будто бы ее у него нет. Но ведь это же — самые настоящие монашеские требования, и притом обращенные ко всем живущим в миру?! Так пусть же миряне не порицают монахов, убегающих от соблазнов мирских в пустыню: Господь предлагает первым едва ли не большее — жить по-монашески, но посреди мира (1 Кор. 7, 24, 26–27, 29, 40). Таким образом, Бог требует от человека подчинения не нашей индустриальной культуре, а культуре духовной. Отказ от окружающего комфорта и сластей мирских, отказ вплоть до прохождения через Голгофу страданий, поможет человеку достичь истинного прогресса духа. «Будьте святы — (кедошим), αγιοι, — потому что Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   24. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир. — Святой апостол Павел (Рим.8:6).    25. Христианство ­ новая гносеология, ибо новый дух, новая душа, новое сердце ­ новая психология. Не вливают вина молодого в мехи ветхие (Мф.9:17). Дух христианства не вмещается даже и через посредство какой бы то ни было категории в тленные сосуды ограниченного сознания и ума.    26. Где Христос (в Европе): где родится Христос? В железной ли колыбели, в которой родилось немецкое детище — европейская война? Христианство здесь, христианство там; в пустыне и в городе; в пушках и убийствах, — но Христа моего нет: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин.20:2, 13). Многие пришли одетые в одежды Христовы, но неся в себе волка. Многие пришли ко мне под именем Христовым, говоря: «Я — Христос», и я познал их, что любви Христовой не имеют они в себе...» (8.VIII.1916 — Mills Hotel, Лондон.)    27. Дети — это Царствие Божие на земле. Если бы нас вели дети, то мы давно уже пришли бы в Божие Царство. Но не дастся нам Царство, пока ведут нас книжники (букв. «книго-еды», «книго-пожиратели». — Примеч. пер.) и буквоеды. Если бы не было детей, то нас давно бы уже поглотила могила. Дети нас оправдывают пред Богом, дети и цветы... Стяжать детский дух в себе, ведь только детский дух взыскует Духа Отчего, чтобы вел Он его и поддерживал. И отсюда: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф.18:3). — (17.VIII.1916)    28. Пища моя — книги; буквы поедаю, буквами питаюсь. Книжник и буквоед, — поэтому всегда меня терзают голод и жажда. Как будто уши мои убежали от меня, чтобы не слышать Его слова: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин.4:34)... Буква убивает, дух животворит. Вся мудрость человеческая, вся наука не суть ли лишь четки из букв? Человек разложился на буквы, человек стал алфавитом; и он считает, что стал азбукой всего мира и Бога. Наша культура родилась в типографии. И все культурное поклонствует буквам, этим мелким идолам. И буквы суть ценность и критерии всякой ценности; и даже Бога начали печатать буквами, ибо Он перестал жить для людей и восприниматься ими. Типографии стали храмами; царство буквы — вот наша культура. И воцарилась буква, и сейчас убивает она Европу, но только буква убивает, а дух животворит (2Кор.3:6). — (20.VIII.1916)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

                                                преданным тебе собратом. Мюльхайм, 1 июля 1740 г.   (2, III , 11)     Комментарии ( 6): А. Маркелл, Киев 05 апреля 2021г. 09:40 Прелесть, по мысли святитель Игнатия (Брянчянинова), есть повреждение естества человеческого ложью . Это повреждение произошло через грехопадение человека в райском саду при его недоверии Богу и послушании дьяволу (см. Быт. 3: 1–7). С трагического для человека момента такое повреждение стало ему свойственным как в индивидуальном, так и в социальном сознании. Оно проявляется подобным образом — человек упорно не признает правды Божией и охотно принимает дьявольскую ложь. Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги (Быт. 3: 5) — эти слова становятся девизом и частной жизни человека, и общественного развития различных стран и культур, особенно начиная с эпохи Возрождения. Критерием индивидуальной и социальной жизни человека все чаще стают не заповеди, а так называемые права человека на удовлетворение тех или иных похотей. «Все мы в прелести, – пишет святитель Игнатий. – Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос» . Прелесть — состояние ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) и воздействие на душу и тело падших духов субъективно воспринимается человеком как Божественная благодать и, в крайней форме, как святость. Геннадий, Санкт-Петербург 07 апреля 2021г. 17:52 " Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги (Быт. 3: 5) — эти слова становятся девизом и частной жизни человека, и общественного развития различных стран и культур, особенно начиная с эпохи Возрождения. " (с) А у них глаза, разве, не открылись? Разве, они не вступили на путь познания добра и зла? Разве они ( Адам, в частности ) в этом отношении не уподобились Богу ( " одному из Нас " )? " И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. " (Быт.3.22) Как Вы понимаете и трактуете смысл этого отрывка из книги Бытия ( Быт.3.22 )? Как иронию Бога? Но тогда и последние слова - " не стал жить вечно " - тоже надо считать иронией.

http://bogoslov.ru/article/6170051

" Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов. И он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова. Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его " (2 Книга Царств 20-22); " И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил… И встал Давид, и убежал в тот же днь от Саула, и пришел к Анхусу, царю Гефскому… " (1 Книга Царств 21:9, 10); " Тогда выступил в поход Азаил, царь Сирийский, и пошел войною на Геф, и взял его… " (4 Книга Царств 12:17). Библейский Гат знаменит прежде всего как родина незабвенного Голиафа, великана-филистимлянина, побежденного Давидом (1 Книга Царств 17). Конечно, сам сюжет о поединке Давида и Голиафа — легенда. Во второй Книге Царств говорится о том, что Голиафа убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, а в сражении в самом Гате неназванный шестипалый филистимлянин пал от руки Ионатана, племянника Давида. Существует и вариант этой истории в Первой Книге Паралипоменон, где Елханан поразил Лахмия, брата Голиафа (1 Паралипоменон 20:5). Легендарная, в целом, история содержит одно важное упоминание для определения местоположения древнего Гата: после того, как Давид убил Голиафа, израильтяне преследуют филистимлян до Гефа и Екрона (Аккарона) (1 Книга Царств 17:52). Города эти, следовательно, находились рядом. Гат, по всей видимости, был одним из самых больших и наиболее важных городов страны филистимлян — Палестины. На протяжении многих веков Европа была обязана сведениями о филистимлянах исключительно Библии. " Philistine " ( " филистер " ) — интернациональное нарицательное обозначение " тупой, прозаической, часто дотошной личности, которая руководствуется скорее материальными, чем духовными или художественными ценностями " . Очевидно, что эта характеристика исходит из библейских описаний филистимлян, которые оказались в числе самых непримиримых врагов Израиля. Открытия двадцатого столетия заставили взглянуть на культуру этого народа иначе. Как оказалось, она во многом превосходила культуру израильтян. Это был один из т.н. " народов моря " , упоминаемых в египетских источниках. В восточном Средиземноморье они появились в конце Бронзового века (примерно 1200-е годы до н.э.). Потерпев неудачу в попытке захватить Египет, филистимляне обосновались в Ханаане, по предположению ряда исследователей, как египетские наемники. После попытки расширить свою территорию на внутренний Ханаан, отраженной в библейских текстах, они в начале X века были вытеснены, возможно, царем Давидом, в юго-западную прибрежную полосу Ханаана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

В Библии не имеется ни одного свидетельства самоценности национальной принадлежности либо культурной традиции вне их связи с живой верой в Бога. Обличая пришедших к нему фарисеев и саддукеев, для которых богоизбранность Израиля стала восприниматься как национальная исключительность и генетически наследуемый этнический признак, Иоанн Креститель указывал на ничтожность генетической преемственности в передаче Завета: и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ( Мф.3:9 ). Анализируя отношение Библии к феномену народов и наций, нельзя пройти мимо фразы, встречающейся в Евангелии от Матфея, которая может быть интерпретирована как своеобразное признание существования уникальных культурно-исторических и духовных субъектов – «народов». Перед Своим вознесением Христос говорит Апостолам: Итак идите, научите все народы (πντα τ θνη), крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Относимое к народам выражение «крестя их» может свидетельствовать о том, что народы принимают крещение как одно духовное образование, одна культурно-историческая общность, в связи с чем могут восприниматься как носители уникальных духовных черт. Схожую интерпретацию предлагал В.С. Соловьёв в «Русской идее», где философ существенно осовременил данную фразу, истолковав её так, что Христос признал «существование и призвание всех наций» 669 (курсив В.С. Соловьёва ). Однако такое толкование не находит своего подтверждения в святоотеческом наследии. Святитель Иоанн Златоуст толкует фразу «все народы» прежде всего в смысле «все народы, не исключая и иудеев»: «Он ничего не упоминает о иудеях, молчит о прежних происшествиях... Он только повелевает возвестить по всей вселенной Его учение» 670 . Аналогичным образом то, что иудеи, несмотря на предание на казнь Христа, не отринуты от дела спасения, выражено в Евангелии от Луки: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах (πντα τ θνη), начиная с Иерусалима ( Лк.24:46–47 ), то есть проповедь должны услышать сначала иудеи как жители Иерусалима, а потом все остальные народы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее богоматериальный процесс переносится в богочеловеческий организм церкви, где, благодаря теургии, входящим в тело духовного человечества материя, растительная жизнь и животность также постепенно одухотворяются. Но теургия освящает природу и в более широком масштабе, чем тело человека. Благодать таинств не ограничивается тайноводствуемым лицом; она простирается и на материальные элементы тайноводства. Таинствами «обнимается и освящается» не одна нравственная и духовная жизнь человека, но и его физическая жизнь, – более того: ими освящаются и воссоединяются с Божеством начатки материальной природы всего видимого мира» 42 . Наконец, второй член теургического синтеза – человек своей разумно-творческой деятельностью, до земледельной культуры включительно, может совершенствовать природу. Он даже нравственно обязан это делать, так как «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы сынов Божиих: ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне». Как вочеловечившийся во Христе Логос приобщил Божеству человека, так и богочеловек-христианин должен вести тот же процесс обожения дальше – и в свое тело, и во всю окружающую его неорганически-растительно-животную природу, дабы «Бог был всем во всем». Если первое, т. е. обожение тела, совершается посредством аскетизма, то вторая, богоматериализация в природе, путем культуры. Так различным образом подготовляется полное и окончательное торжество жизни над смертью, – имеющий последовать за воскресением человечества апокатастасис твари, когда в космическом процессе, осуществится, наконец, высший, смысл бытия – «всеединство», когда, начавшись, подобно испарениям с поверхности океана – с образования газообразной материи и, постепенно сгущаясь в камень, растение, животное, человека, наконец, Богочеловека – центр мироздания – этот процесс снова, как река, постепенно расширяющаяся и углубляющаяся, вольется в океан божественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010