Патриаршее приветствие участникам V Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» 11 мая 2008 г. 11:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам V Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России». Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! От души приветствую организаторов и участников юбилейного V Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России», проходящего в древних и исконно русских городах Костроме и Галиче.  «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них» (Сир. 3:8), говорится в Священном Писании. Вопросы утверждения традиционных семейных ценностей, защиты материнства и детства являются на сегодняшний день одними из самых актуальных для жизни нашей страны. Для всякого человека, способного к осмыслению ситуации в области семейной жизни и демографии, очевиден кризис, поразивший наше общество и явившийся следствием утраты многовековых традиций духовного и нравственного воспитания, присущих всей многовековой культурно-исторической традиции России. В настоящее время для решения этих насущных проблем, для возрождения былого духовного и государственного величия нашего народа необходимо объединение усилий власти, общественных институтов и Русской Православной Церкви. Добрый пример такого соработничества, выражающий «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), дает проводимый в эти дни кинофестиваль «Семья России», ставший уже традиционным и занявший достойное место среди духовно-просветительских мероприятий, проводимых на Костромской земле. Искренне убежден, что ваш труд принесет добрый плод и явится значительным вкладом в возрождение духовно-нравственных ценностей в нашем обществе, основа которого — российская семья. Призываю Божие благословение на труды участников и устроителей кинофестиваля. «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (Ин. 1:3). +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/407565.htm...

…По моему глубокому убеждению, пьянство начинается с первой увиденной рюмки в руках родителей. «Я культурно пью, а мои дети почему-то пьяницы!» – да ты им сам дал повод, показал пример, дорогу к этой бездне. Недавно у меня была одна бабушка, с горечью говорила: «Батюшка, как же так: я всю жизнь работала, мой портрет на доске почета всегда висел, выпивала только по праздникам, а все пять детей у меня пьют». Спрашиваю, как с духовной жизнью в семье обстояло. «А никак, не до духовной жизни было – работать ведь надо». Ну вот и получили: забыли о Боге, висели на доске почета, ели-пили, женились, выходили замуж, но пришел потоп и погубил всех (Мф. 24: 38–39). Если забываешь о Боге, то никакие доски почета не помогут. Плохие, очень плохие. Но – христиане! – Картина мрачная. Отсюда вопрос: можно ли назвать Россию все еще христианской страной, с таким-то грузом бед? – Конечно, можно. Даже несмотря на все наши грехи. Понимаете, мы все еще осознаем себя недостойными милости Христа, мы все еще чувствуем, воспринимаем себя грешниками, у которых если что-то хорошее и есть, то уж никак не по нашим заслугам, а исключительно по милости Божией. Во-вторых, в нас все еще есть тоска по Небу, поиск Христа. Да, с отступлениями и преступлениями, да, с позором и падениями, но все-таки есть он, этот поиск. Что не дает нам ни малейшего права на превозношение: мол, смотрите, какие мы духовные! Слава Богу, что мы еще окончательно не рухнули в пропасть и пусть дряблыми, трясущимися руками, но Крест несем. Помню, как в 1990-е годы до истерики хохотали мои бывшие коллеги, когда узнали, что, оставляя работу в суде, я становлюсь священником. Считали, что я с ума сошел, байки всякие рассказывали. Сейчас те же самые люди с совершенно другими лицами и настроением приходят в храм. Не могу сказать, что все из них верующие, но, по крайней мере, понимающие важность веры – это точно. Так что не все потеряно. Только благодушествовать мы не имеем никакого права: если мы не будем трудиться над своей душой, своим богоподобным естеством, нас просто смоет, Божий проект «Россия» можно закрывать. Разумеется, Бог «произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26), поэтому все земное преходяще, давайте помнить о наших собственных временах и пределах, но давайте также помнить, для чего нам даны наши времена и пределы нашего обитания. Читаем следующий стих: «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». Вот в чем дело, оказывается: земное отечество – а в нашем случае это Россия – нам дано для поиска и ощущения Бога. Как стыдно будет, если мы откажемся от выполнения этого замысла. Желаю нам твердости и трезвения в этом спасительном поиске.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/17/plohie...

По слову апостола Павла, « Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Основание Церкви и христианской жизни – именно Христос, а не Библия. Протестанты не без оснований отмечали, что некоторые стороны церковных преданий при чрезмерной увлеченности ими могут заслонить собою живого Христа 57 . Но не произошло ли с самим протестантством чего-то подобного? Не заслонила ли Библия им живого Христа? Пишет же баптистский учебник догматики: «Священное Писание достаточно для полноты духовной жизни человека 58 ». Это в корне неверно: для полноты духовной жизни нужен живое общение с Христом, а не слово о Нем. Есть ли Писание единственная форма присутствия Христа в Церкви, в людях, в истории? Что толкуют подлинно христианские богословы? Писание – или Опыт? Экзегетами чего они являются? Текста или сердечной глубины, обновленной Христом в них самих? Поколения протестантских проповедников обречены век за веком только пересказывать прочитанное? Но ведь при каждом повторном пересказе Весть все более тускнеет… Что же способно вновь и вновь зажигать сердца? Ответ один: Дух Святой. Значит, чтобы апостольская проповедь — даже в том виде, в каком она записана в Писании – вновь и вновь звучала, апостолы должны были оставлять в учениках нечто некнижное: Дух и Радость Христову. Предание не только пояснение Писания. Оно является новым и живым опытом присутствия Христа в Церкви. Опыт жизни в Нем рождает новое и новое свидетельство — « О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1:1-2 ). Только потому, что Предание берет исток в живом общении с Богом, оно несет вечно новую и радостную весть. Где собраны двое или трое во имя Христа – там Он посреди них. Просто религиозные или культурные традиции сами собой не реставрируются. Здесь требуется возвращение к тому, откуда берет свое начало всякая традиция, то есть не к навыкам сложившейся культуры, а к живому духовному опыту.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

При духовном озарении истины христианской веры становятся понятными и важными. (Христианство) Человек убеждается, что ни Бог, ни Его откровение ему не нужны. Он счастлив, он сам - бог. (Оккультные учения) Молитва всегда требует внутреннего усилия, собранности и потому сопряжена с трудом - даже для людей, посвятивших себя духовному образу жизни. Поэтому молитва, как и христианская жизнь, является " узким путем, ведущим в жизнь. " (Христианство) Медитация йогов учит расслабляться, ни о чем не думать. В сравнении с молитвой ее можно назвать широким путем, против которого предостерегал Спаситель. Таким образом, христианская молитва и богомыслие, с одной стороны, и восточные приемы йоги и медитации, ведущие к мистическому озарению, с другой стороны, - это два совершенно разных пути, идущие в противоположном направлении и проводящие к совершенно разным результатам. Кодировочные " исцеления " " Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие " (Мат. 7:22-23). ХРИСТОС ПРИШЕЛ для того, чтобы освободить нас от власти дьявола и от рабства греху: " Делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Если же Сын освободит вас от греха, то истинно свободны будете " (Ион. 8:34-35). В таинстве крещения человек сбрасывает с себя цепи порока и получает от Христа силу бороться со своими плохими наклонностями. Нет такой страсти, такого порока, который человек не смог бы преодолеть с Божией помощью. Надо лишь решительно вступить в борьбу с грехом и начать духовно жить - молиться, искренне каяться, причащаться Святых Тайн и просить y Бога помощи. Замечательно то, что в процессе преодоления своих недостатков человек духовно крепнет и растет. В этом внутреннем росте заключается цель нашей земной жизни. На смену христианскому благодатному лечению души ряд современных восточных культов (кришнаиты и др.) и большое количество частных оккультных " целителей " и экстрасенсов предлагают свои лечебные услуги. Они обещают полное излечение от таких тяжких недугов, как алкоголизм, курение, токсикомания, ожирение, необузданная блудная страсть и других. При некотором различии методов лечение производится путем кодировки, в котором совершается оккультное воздействие на психику пациента через сконцентрированную энергию кодировщика. Кодирование, как и прочие магические воздействия, непременным условием ставит открытость, пассивное внимание и безусловное доверие " целителю. " Известны случаи, когда люди, примыкая к какому-нибудь восточному культу и совершая их оккультные процедуры или обращаясь к кодировщику, совершенно избавлялись от своего недуга.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1159...

При этом важно, чтобы формулировки официальных текстов не оставались мертвой буквой, всего лишь благим пожеланием. Чтобы сформулированные идеалы целенаправленно распространялись через произведения искусства, через преподавание в школах. К примеру, далеко не первый год в государственной «Стратегии национальной безопасности» семья именуется одной из духовно-нравственных ценностей нашей страны. Однако в массовой культуре, особенно в молодежной, пока еще доминирует иное представление. Такого быть, конечно, не должно. Идеалы, которые мы можем в ходе диалога предложить государству и обществу, по крайней мере в России, уже прямо содержатся в Евангелии или проистекают из евангельского учения. Не может быть в России таких нравственных идеалов и духовных ценностей, которые бы противоречили Слову Божиему — иначе это уже не будет Россия. Но у нас, православных христиан, есть понимание большего. Духовно-нравственные идеалы, как бы они ни были высоки, наполняются силой и реализуются тогда, когда мы живем в общении со Христом через Святую Евхаристию и совершение добрых дел. Именно этот призыв должен непрестанно звучать от нас с вами, дорогие собратья-архипастыри и пастыри. Конечно, следует говорить о сохранении крепости семьи, о милосердии и взаимопомощи, о делании и возвещении правды, о жертвенности… о многих других добродетелях, которые нам заповедал Господь. Но главная наша проповедь о том, что высшее благо для человека, без которого его жизнь бессмысленна, — это устремление к Богу и пребывание в Нем, исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и к ближнему, так, чтобы вслед за апостолом Павлом мы могли сказать: «все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:8). Дорогие владыки, отцы, братья и сестры, понимаю, что многие люди, в том числе среди наших прихожан, сегодня находятся в смятении. С недоумением и боязнью воспринимаются порой новости, поступающие с фронтов вооруженного противостояния.

http://patriarchia.ru/db/text/5985883.ht...

Протопресвитер Александр Шмеман: О раздвоенности человека (+АУДИО) В христианском понимании человека подлинная его человечность начинается с момента, когда он осознает, что удалился от истинной своей природы, с воспоминания его о потерянном рае. Речь идет, конечно, не о каком-то месте в физическом пространстве, откуда человек был изгнан, а о некоей духовной реальности, которую он ощущает как утраченную. 2 марта, 2013 В христианском понимании человека подлинная его человечность начинается с момента, когда он осознает, что удалился от истинной своей природы, с воспоминания его о потерянном рае. Речь идет, конечно, не о каком-то месте в физическом пространстве, откуда человек был изгнан, а о некоей духовной реальности, которую он ощущает как утраченную. Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности. В этом году портал «Правмир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Неделю за неделей, одно за другим литургические события Великого поста – вплоть до Светлого Воскресения Христова. Откровение о блудном сыне Второе подготовительное к Великому посту воскресенье издревле посвящено в Церкви евангельской притче о блудном сыне. Вот как излагает ее Евангелие от Луки: У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января К вопросу о критериях оценки эффективности катехизаторской и миссионерской деятельности В ноябре 2010 года состоялся IV Всецерковноый съезд епархиальных миссионеров. На пленарном заседании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил одну из актуальных для внутренней миссии задач – выработать критерии оценки эффективности или успешности деятельности миссионеров. Автор данной публикации протоиерей Сергий Стаценко, проректор по учебной части Ташкентской духовной семинарии, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии РПЦ, предпринял попытку частичного освещения этой темы и поиска возможных решений поставленной задачи. Статья « Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? » (Рим.10:14) Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно . (Евр.13:18) Актуальность проблемы Настоящее положение Русской Православной Церкви уникально не только тем, что мы стоим перед решением колоссальной задачи повторной христианизации людей, живущих на канонической территории РПЦ, но и тем, что мы не имеем абсолютно никакого опыта в решении подобных задач, за исключением примеров отдельных энтузиастов-подвижников . Да, наша Церковь имеет славные страницы истории, которые касаются внешней миссии среди иноверцев. Но вместе с тем даже понятие «внутренняя миссия» никогда не подразумевало воцерковления людей выросших в православной культуре. Этот термин означал лишь прозелитическую деятельность внутри государственных границ Российской империи .

http://bogoslov.ru/article/1464615

Теперь центр тяжести извне переносится внутрь человека. Дух человека признается источником общественной, политической и всякой исторической жизни. Возвышение человеческого сердца, нравственное усовершенствование, духовный рост личности становятся главной задачей общества, все остальное имеет второстепенное значение. «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, а все прочее приложится вам, придет к вам само собой», говорит Евангелие. Под «царством Божиим» разумеется совершенная жизнь на земле — жизнь, основанная не на господстве насилия, грубого эгоизма, а на началах всеобщей любви, полной справедливости, признания всех законных прав личности. Наступление этого «царства» обусловлено нравственным перерождением человека, обновлением всего его внутреннего существа. «Истинно говорю тебе, — сказал Иисус Христос Никодиму, — если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Ин. 3:3). В другом месте Иисус Христос говорил: «Царство Божие не придет приметным образом и не скажут: вот, оно здесь, или, вот, там. Ибо вот Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20—21). Это новый идеал; идеал не временный, а вечный. Идеалы Древней Греции и Рима можно было перерасти, потому античный мир и пал. Новый идеал, указанный христианством, не имеет границ; его нельзя достигнуть. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), — вот завет Спасителя людям. Этот завет является залогом бесконечной будущности нашей цивилизации. Новая культура в самом духе христианина, в его неиссякаемой способности совершенствоваться всегда найдет источник своего дальнейшего обновления и развития.    Если наука хочет заменить религию, она должна взять на себя ее обязательства и, требуя предпочтения себе, вынуждается дать человечеству более могущественные средства, указать скорейший путь к осуществлению конечных целей в жизни, чем это делает религия. И наука самоуверенно признает себя способной к этому. Она торжественно провозглашает, что только знание может привести человечество к лучшему будущему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

То же и со словом «стадо». Мы должны посмотреть на это понятие глазами древнего человека. Одним из основных занятий еврейского народа во времена апостола Павла было разведение овец. Можно сказать, еврей рождался и умирал среди овец. Представим себе, что овцы есть органическая часть нашей культуры, нарисуем мысленно стадо овечек и попытаемся почувствовать качество этого образа. Например, беззащитность и зависимость от пастыря. Овцы – животные слабые и робкие, у них нет ни мощных когтей, ни больших клыков. Все, что они могут делать в случае опасности, – блеять, зовя на помощь пастуха. Так же и мы без Бога суть слабые и немощные овечки, могущие лишь призывать своего Пастыря. Или, например, такое качество жизни овец, как общинность. Овцы не живут по отдельности, но всегда в стаде. Эти качества вполне применимы и к Церкви, всегда и во всем уповающей на Пастыря овец Великого, Христа Иисуса, полностью зависящей от Него и являющей силу в своей общинности. В таком контексте и нужно воспринимать слова Павла. Мы можем вспомнить, что и Спаситель говорил нечто подобное: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Здесь нам дается еще одно качество – малочисленность этого стада. Церковь есть малая отара слабых овец духовных, теснящихся друг к дружке, слушающих голос своего Пастыря. Это стадо Спаситель купил для Себя. Овцы в то время были продаваемым и покупаемым товаром. Христос же заплатил за Своих овец духовных немыслимую цену – Свою кровь. В понимании древних, кровь есть средоточие жизни. Согласно Библии, именно в крови обитает душа животных. Получается, Христос отдает за Церковь самое дорогое – Свою жизнь и тем самым покупает себе это малое стадо в вечное владение. Поэтому и призывает пастырей Павел внимать этому стаду, ибо это самая дорогая собственность Господа Бога, которую Он «стяжал... честною Своею кровию». В рассматриваемом отрывке Христос прямо называется Господом и Богом: «...пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Павел называет Спасителя так же, как и в свое время апостол Фома: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Верующему сердцу всегда радостно находить в Писании подтверждения того, что Христос есть истинный Бог наш. Пусть будут посрамлены «свидетели Иеговы», отрицающие божественность Иисуса Христа. Как можно не замечать таких прямых библейских свидетельств? А ведь Евангелие строго предупреждает нас, что Отец «весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:22–23). Предупреждает и псалмопевец Давид: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре» (Пс. 2:12). Да образумит Господь этих несчастных людей, так жестоко ошибающихся.

http://pravoslavie.ru/113051.html

Тогда только будет органическая религиозная всенародная жизнь, о которой мечтают все жаждущие возрождения. А религиозное возрождение не может быть кружковым, сектантским, подземельным, оно должно стать народным и вселенским или его совсем не будет. В истинной церкви не может быть спертого, душного воздуха, именно в церкви народ может дышать самым свежим, бодрящим, свободным воздухом. И храм, воздвигнутый народом своему Богу, должен быть прекрасен и просторен, из него должно раздаваться слово, благословляющее свободную жизнь народа, освящающее его культуру. Христос сказал про Себя: «здесь Тот, Кто больше храма». Он же сказал: «Сын Человеческий господин и субботы». Слова эти, слишком забытые оффициальными слугами церкви, заключают в себе осуждение отвлеченного храмового благочестия, отвлеченной религиозности, отвлеченного клерикализма. А вот как Христос учил о церкви: «Истинно также говорю вам, что если два из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы не попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Значит соединение двух или трех во имя Христово есть уже церковное соединение и, раз Христос присутствует среди них, то значит таинства Христовы могут ими совершаться. В Евангелии нет никаких указаний на то, что благодать священства принадлежит лишь некоторым, лишь рукоположенным священникам, лишь духовному сословию. Понимание церкви, как общества неравного, в котором и не все священники, а лишь члены особой духовной иерархии, грубо противоречит опыту первоначальной христианской общины и не имеет ни исторических, ни философских оправданий. Как не походит мертвящая обрядность вырождающейся исторической церкви на былыя вечери любви, в которых таинство сливалось с жизнью! Протестантизм восстал на привилегии духовной иерархии, утвердил благодать священства за всеми верующими, всеми членами мистической церкви Христовой и этим возродил религиозную свободу, очистил христианство от исторических грехов 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010