Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

57:2. Мир и покой загробной жизни. Эта мысль не совсем ясна, но, вероятно, речь идет о том, что смерть праведника принесет ему мир и покой. Здесь говорится не о надежде на небеса, а об избавлении от жизненных тягот. Шеол предпочтительнее мира, погрязшего в пороках. 57:3. Сыновья чародейки. Упоминаемые в одном ряду чародейство и блуд указывают на ритуалы, связанные с языческим культом плодородия. В Месопотамии волшебство, однако, в целом запрещалось. В Месопотамии, так же как у хеттов, различалась черная магия, которая совершалась чародеем (мужчиной или женщиной), и белая магия, которая совершалась в законном порядке человеком, изгонявшим бесов. По законам Среднеассирийского царства волшебство каралось смертью. Волшебство включало использование снадобий, статуэток и заклинаний, предназначенных вызвать смерть, навести болезнь или принести неприятности жертве. В Египте, по-видимому, не делали различия между черной и белой магией. Небольшое число имеющихся угаритских, арамейских и финикийских магических текстов показывает, что жители этих стран воспринимали магию и волшебство так же, как и в Месопотамии. 57:5. Похоть среди ветвистых деревьев. На древнем Ближнем Востоке рощи являлись природным объектом поклонения и создавали благоприятную среду для совершения языческих обрядов. Священные деревья играли важную роль в популярной религии того времени. В народных поверьях камни и деревья рассматривались как потенциальные места пребывания божества. В хананейской религии они символизировали плодородие (см.: Втор. 12:2 ; Иер. 3:9 ; Ос. 4:13 ), хотя практически нет археологических или литературных данных из хананейских источников, которые могли пролить свет на роль священных деревьев. У хананейской богини плодородия Ашеры ветвистые деревья (в уточненном варианте – «дубы») были ее культовым символом. Культовый алтарь из Фаанаха несет на себе изображение священного дерева, по сторонам которого стоят львы: так обычно представляется богиня Ашера. Плодородие земли обеспечивалось ритуальным совокуплением людей, которое Исайя презрительно называет «похотью к идолам» (букв.: «похоть среди дубов»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Виктор Степанович резко взмахнул пером, и воздух присвистнул. — Для чего служит опахало? — Чтоб на воздух можно было опереться, — сказал догадливый ученик Тюлихов. — Молодец, — похвалил Виктор Степанович. — Опахало, как видите, на стержне или стволе. А толстая, гладкая, пустотелая часть пера называется «очин». Учитель глядел на класс и ждал. Ребята знали: им нужно догадаться, что это значит — очин. — О и чин! — глядя Виктору Степановичу в глаза, принялся за свои догадки Тюлихов. — Очи и ны… Овчи-ны… — Чины, очи и овчины тут ни при чём, — улыбнулся Виктор Степанович. — Вот представьте себе… Он начал говорить, а перед глазами ребят пошло как бы кино. Врезана в бугре полукруглая скамья, выложена зелёным дёрном. Сидит на этой скамье человек в ненынешней крылатой одежде. Смотрит в проём между деревьями, смотрит вдаль. Степь по-осеннему холодная, тёмная от дождей. И сумерки темны, небо забито облаками. Человек поёживается — засиделся. Идёт песчаной дорожкой вдоль пруда, полного чёрной осенней воды. Идёт, трогая рукой шершавые стволы дубов, словно желая им покойной ночи. Перебегает по лёгкому мосту, выгнувшему спину. И вот он — дом. Сбрасывает в передней крылатый плащ, просторными пустующими комнатами проходит в угловую. Свечи зажжены, комната ожидает хозяина. Язычки огня вытягиваются, приветствуя, — хозяин привёл с собою ветер. На столе свежие гусиные перья. Острым ножом хозяин дома очиняет перо. Опускает в чернила, и на пустом листе бумаги ложится за строкой строка: Над лесистыми брегами В час вечерней тишины… Виктор Степанович читает стихи, писанные гусиным пером, рождённые на кончике очина. Ребята знают: это — Пушкин. Эти стихи пришли к Пушкину в Болдино. В Болдино они были с Виктором Степановичем в прошлом году, весной, когда изучали цветы и травы родного края. — А помните, Виктор Степанович, — говорит за всех девочка Вера, — помните, как в пойме, возле Большого Болдина, чибисы на нас кричали? И весь класс на минуту замирает, уходит в ту весну. Большие птицы, сонно размахивая крыльями, кружили над молодым зелёным лугом. Кричали пронзительно, сердито: «Сей-час-мы-вас! Сей-час-мы-вас!»

http://azbyka.ru/fiction/dyadyushka-shor...

Гора Кармил уже после Соломона стала местопребыванием пророков Илии и Елисея. Там пророк Илия низвел с неба огонь на жертвенник и уничтожил жрецов Вааловых. Там же он помолился и пошел дождь после трех с половиной лет засухи. Там укрывались пророки от нечестивой Иезавели. Пурпур, багряница . Пурпурная краска, весьма распространенная на Востоке, добывалась из сока известного рода раковин или улиток Средиземного моря, а иногда из сока насекомого, водящегося в одном из видов дубов. Багряный пурпурный цвет характерен для одеяний царей и других важных особ. Завеса храма и некоторые священнические одежды также окрашивались в пурпурный цвет. Волос Суламифи, как пурпур (7:6), свидетельствует о царственности, возвышенности. Финиковая пальма , по-еврейски, Фамарь (Тамара). Высокое, стройное, прекрасное, благородное дерево. Именно ему уподоблен стан Суламифи. Растет на Святой Земле, в Египте, Аравии и во всей южной Азии. Самые прекрасные пальмы росли в Иерихоне (городе пальм), Енгадди и по берегам Иордана. Плоды – финики употребляются в пищу. Из них изготовляется очень ценный сироп. Листва перерабатывается в материалы. Дерево употребляется в топливо, а из волокон пальмы плетут нитки и веревки. Растет по 200 лет и более. Пальмовая ветвь – символ победы. Пальмовые ветви несли перед победителем при его торжественном возвращении с поля битвы ( Откр. 7:9 ). В празднике кущей евреи, согласно Закону, держали в своих руках пальмовые ветви ( Лев. 23:40 ). Изображение пальмы чеканилось на древних еврейских монетах как эмблема Иудеи. Изображения пальмовых дерев были на дверях храма. Путешественники привозили со Святой Земли пальмовые ветви, почему их стали называть паломниками, а само путешествие к святым местам паломничеством. Вечнозеленая, стройная, прекрасная пальма – символ библейского праведника ( Пс. 91:13 ). Мандрагоры – иначе называют их еще «майским яблоком». Низкое растение с широкими темно-зелеными листьями, с небольшими бледно-зелеными и красноватыми цветками. Плоды величиною с небольшое яблоко, красно-желтоватого цвета, с приятным сильным запахом зреют в мае-июне. Мандрагоры приятны на вкус, оказывают снотворное, иногда дурманящее и возбуждающее действие. Пробуждают плотскую любовь и содействуют разрешению от бесплодия, как в истории с Рахилью ( Быт. 30:14–16 ). Суламифь приготовила своему Жениху приятные плоды любви: «Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный!» (7:14).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Принимать в Киеве короля было сочтено неудобным и встреча с ним императрицы была назначена в Приднепровском местечке Каневе 645 . 22 апреля императрица выехала в Канев по Днепру на галере «Днепр», в сопровождении роскошной флотилии, состоявшей из двадцати двухмачтовых галер и «несметного числа» шлюпок, дубов и челноков. Всё это, расцвеченное флагами, разукрашенное, напоминало, по словам очевидцев, процессию из волшебной сказки. В десятом часу утра 25 апреля блестящая флотилия остановилась у Канева при пушечном салюте с «московских» Каневских гор. Два часа спустя, поджидавший в Каневе императрицу король был приглашён к ней, у неё и отобедал, а вечером угощал у себя в Каневе ужином российских вельмож 646 . Каневское свидание, вопреки всем ожиданиям, не имело никаких существенных результатов. И в заключение обе стороны, так заинтересованные свиданием императрицы с королём, остались недовольны. Преосвященный Виктор имел право покинуть Киев с таким же почти разочарованием и с такой же почти горечью, с какой он выезжал из Варшавы. Он и здесь не добился для своего дела ничего, а между тем был связан обязательством принести присягу на верность королю, его преемникам и речи посполитой 647 . Одно разве только преосвященный Виктор мог вывезть из Киева утешение, – это то, что на окончание своей кафедральной церкви он получил от императрицы отпуск из казённых сумм 24,000 рублей 648 . Латинопольская сторона также выехала из Киева с недовольством, в странном разочаровании 649 . И даже самый беззаботный, по-видимому, человек того времени, французский посланник граф Сегюр, и тот проговорился, что и ему, в конце концов, было «досадно приехать в Киев только для того, чтобы здесь бывать на балах и видеть всё тот же двор» 650 . IX Слова Виктора в одном его письме из Киева, что «отплытие» из этого города её величества для всех, собравшихся в нём, будет «чувствительнейшим отлично цветущего благоденствия ущербом» 651 , оправдались вполне. С отъездом государыни, в Киеве сделалось как-то тихо, пусто, тоскливо и мрачно – после недавнего блеска, шума и всеобщего оживления.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

5:3), кроме домашних животных, и олени, серны и сайгаки. Равным образом говорится, Иер.16:16 , об охотниках, еще чаще о ловцах птиц ( Ос.9:8 Пс.90:3 ). Однако это не говорит о существовании охотников по профессии, так как земледельцы и пастухи, вероятно, столь же хорошо умели ловить дичь, как и охранять стада против диких зверей. ( 1Цар.17:34 и д.). Напротив, в талмудической письменности, где говорится и о торговле дичью, встречаются и профессиональные охотники 64 . 26). О развитии в Палестине лесоводства и горноделия в обширных размерах, по замеченному в § 2, 3, не могло быть речи. Леса в западной половине Палестины были редкостью. Где находилась царская роща, которая, по Неем.2:8 , стояла под надзором одного из персидских чиновников, не говорится; искали ее как в сикоморной роще Давида на иудейской возвышенности, 1Пар.27:28 , так и в садах Соломона при Этаме. По свидетельству Неемии, из нее доставлялось строевое дерево при постройке стен; ср. о постройке храма, Агг.1:8 . Что прочное, но некрасивое дерево сикоморы употреблялось при постройке домов, видно из таких мест, как 3Цар.10:27 ; Ис.9:9 . На берегу Иордана ученики пророческие срубают себе бревна 4Цар.6:2 : впрочем, здесь говорится, вероятно, только об устройстве бревенчатой крыши (σκπη δοκν Сир.29:25 ). Лев.14:45 предполагает, что дома строятся из камней, балок деревянных и глины. В более позднее время Сирах (22:17) хвалит дома, снабженные балками, так как они служили опорой при землетрясении. Для роскошных построек требовалось более дорогое дерево, которое и привозилось извне. Из времени Соломона мы имеем прямое свидетельство, что Израильтяне были незнакомы с искусственным обтесыванием дерева. Напротив, восточно-иорданская страна была по местам богата большими и прекрасными лесами, а что этот источник богатства утилизировался, видно из Иез.27:6 , по какому месту дерево дубов Васана употреблялось на тирской корабельной верфи. Но кому принадлежали эти леса и кому доставалась прибыль с них, мы не знаем 65 . В глубоко лежащих равнинах глинистый рухляк представлял материал, который в виде высушенных на солнце кирпичей употреблялся на постройку домов 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

«Кто исполняет волю Божию из-за страха мук, – говорится далее, – тот... еще новоначальный. Другой же исполняет волю Божию из-за самой любви к Богу... боится отпасть, боится лишиться ее... Исполнение заповедей Спасителя – единственный признак любви к Богу, принимаемый Спасителем». «В покаянии совмещаются все заповеди Божий. Покаянием вводится христианин сперва в страх Божий, потом в Божественную любовь». Святитель Игнатий приводит слова Исаака Сирина : «Покаяние есть вторая благодать». А в покаянии совмещаются самоукорение, терпение, низложение своего «я», ненависть к греху – все, что делает монаха монахом (также и мирянина, как бы иноком в миру). Деятельность о. Игнатия как настоятеля и наставника не ослабевает, но недуги его становятся все более серьезными. «Мое здоровье становится очень слабо, – пишет он сестре своей Елизавете Александровне в январе 1846 года. – Нынешнюю зиму почти постоянно хвораю. Петербургский климат, особливо морские ветры, действуют на мои нервы очень сильно и вредно; пора бы убираться в какой-нибудь тихий уголок, где климат более способствует нашей монашеской жизни... При усилившейся болезненности я стал очень тих и невзыскателен, а потому должность начальника делается мне не по характеру». «За счастие бы счел, если б Господь даровал окончить жизнь где-нибудь в смиренной доле между елей и сосен – не отказываюсь от дубов и прочих деревьев – внимая своему и спасению тех близких, которые со мною в любви ради Бога», пишет он ей же. Всю почти зиму 1845–46 года о. Игнатий не выходил из келлии, его мучила лихорадка с испариной, головные боли, опухание и боль в ногах. При малейшей неосторожности он простужался. В его келлии были сделаны тройные рамы, часто протапливалась печь и при этом он надевал еще толстый подрясник и валенки. Но всю эту зиму, перемогаясь и благодаря Господа, он писал, используя для этого каждую свободную минуту. Он писал очень аккуратным и красивым почерком в тетрадях, складывая их штабелечком на этажерке возле письменного стола, за которым он сидел в старом кожаном кресле... В эту зиму он составлял книгу под названием «Мой дар друзьям моим».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Л. Горемыкина было получено только 14 авг. 1897 г. К 1900 г. на подаренной общине Франтом усадьбе на ул. Рождественской была возведена 2-этажная кирпичная синагога с застекленным куполом (вмещала свыше 1150 чел.). В 1904 г. пензенский купец 1-й гильдии Х. А. Пинес стал учредителем Еврейского благотворительного об-ва. Благодаря активности Пинеса с 1 янв. 1908 г. в доме купца Г. П. Журавлёва на ул. Троицкой (ныне Кирова) открылось Еврейское частное начальное уч-ще, в к-ром обучали по программе гос. начальных народных уч-щ с добавлением изучения Торы и евр. традиции (Там же. С. 56, 60-63). Учителями состояли Е. Ф. Ромис и В. Е. Черняк. Также была открыта детская евр. школа, где преподавали Тору, иврит и общеобразовательные предметы. В 1915 г. на средства, выделенные Г. Б. Левитом и пензенской общиной, в здании на ул. Дворянской (ныне Красная) устроены баня и миква (здание конфисковано в 1918, затем ненадолго возвращено верующим, вновь отобрано до 1922). В 1915-1921 гг. должность духовного раввина пензенской общины занимал И. Б. Дубов. В 1915-1916 гг. в Пензенскую губ. прибыло 7680 беженцев-евреев, эвакуированных из мест военных действий; заботы по их размещению, питанию и оказанию им медицинской помощи взяла на себя община Пензы. Был создан Пензенский еврейский комитет помощи жертвам войны, просуществовавший до 1917 г. (Там же. С. 81). Х. А. Пинес организовал дешевые бакалейные магазины, бесплатную столовую для бедных, беспроцентную ссудную кассу и др. (Там же. С. 83). Беженцы создали целую сеть из 25 молитвенных домов со своим миньяном каждый, к-рые обслуживали прибывшие в Пензу раввины (Там же). Летом 1917 г. в Пензе основана автономная евр. община, к-рая была призвана решать внутриевр. вопросы без вмешательства властей, в июне состоялись выборы в Автономное собрание, председателем к-рого был избран М. А. Гольдштейн (действовало до окт. 1917). В кон. 1917 г. в Пензе имелось отд-ние сионистского движения. В 1920 г. в связи с увеличением хасидов они устроили собственную синагогу в доме на ул.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010