Кто имеет все это, тот воистину безмолвствует ради Бога» 164 . А эти признаки безмолвия старался воплотить в своей жизни преп. Иов Почаевский . Кроме поста, беспрестанной молитвы, коленопреклонений, слез и молчания, преп. Иов до того удручал свою плоть, что, по сказанию Досифея, «от таковаго плоти измождения согнися тело его и даже от костей отпадаше, яко от сего не всуе можаше с апостолом похвалитися: и аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу; име бо ноги вельми от трудов отеклыя и множества ран исполненыя» 165 . А все это показывает, что преп. Иов Почаевский подражал в своей жизни древним пустынножителям, афонским отшельникам и молчальникам и преподобному Антонию Печерскому. Самая «небеси подобящаяся обитель» Почаевская, покровительствуемая Богоматерью, напоминала преп. Иову подобящуюся небеси Афонскую гору и такие же горы Киевские, тоже находивишиеся под особым покровом Богоматери. Но личное расположение преп. Иова к отшельничеству и безмолвию встретило для себя препятствие и в Почаевской обители. Он тайно удалился сюда для уединенных подвигов. «Но, – по словам Досифея, – идеже он всеконечне от усердия утаитися тщашеся, тамо (по словеси Господню: не вжигают светильника и поставляют его под спудом) открыся всей вселенней; зане и ту вскоре от иноков усердным прошением в игумена избран бысть» 166 . Следовательно, значительную часть времени преп. Иов должен был посвящать управлению монастырем. Но обязанности игумена были здесь несколько иные, чем в Дубенском Крестовоздвиженском монастыре, – более практического характера. При преп. Иове Почаевский монастырь постепенно преобразовывался из пустынножительного в общежительный и устраивался, и преп. Иов заботился и о построении каменнаго храма вместо деревянного, и об умножении братии, и обеспечении монастыря фундушевыми записями, и об устройстве в монастыре колодцев, прудов, огородов, садов и т. п, и наконец о защите монастыря от притеснений и обид со стороны недоброжелателей монастыря и особенно протестанта Андрея Фирлея 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

В 1882 году здесь был возведён новый пятиглавый каменный храм Воздвижения Креста Господня, в облике которого преобладали черты украинского барокко. С северной стороны храма находилась небольшая каменная часовня-усыпальница Марии Шейдеман - жены управляющего имением графини Шуваловой. В 1890 году российские власти передали монастырю имущество распущенного кармелитского монастыря в Дубно, храм которого в том же году был реконструирован и стал православной церковью преп. Иова Почаевского http://sobory.ru/article/?object=35017 После восстановления независимости Польши (в 1921 г.) она осталась в руках Православной Церкви и действовала в рамках Волынской епархии ПАПЦ. Однако его постройки были повреждены во время Первой Мировой войны, а это означало, что в общине могли оставаться только десять монахов, и монастырь стал де-факто филиалом Почаевской лавры — даже обязанности настоятеля каждый раз выполнял её наместник. Монастырь зарабатывал на жизнь фермерским хозяйством и приношениями верующих. Его финансовое положение было тяжёлым, к тому же на протяжении всего межвоенного периода монастырь подавал в суд на свою землю, в том числе, с орденом кармелитов. В 1939 году советская власть национализировала земли обители. В ходе освобождения Дубно советскими войсками храм и хозяйственные постройки монастыря получили значительные повреждения. По воспоминаниям же старожилов, в годы Второй Мировой войны на церкви пострадал только верхний купол. В 1949 году председатель Дубенского райисполкома Иван Маркович Колмаков получил распоряжение областного совета закрыть церковь. Такое же распоряжение получили Селиверстов и Магилат и представитель по церквам облисполкома. Десять монахов, живших возле церкви, оказали сопротивление районной власти, но на следующее утро пришли в райисполком и попросили сжалиться над ними и не высылать в Сибирь. В 1955-1963 годах церковь разобрали. В том варварстве согласился принять участие только один из представителей дубенских организаций —  начальник сельхозтехники Варковичи Науменко. Кирпич перевезли в село Варковичи и построили из него ограждение для сельхозмашин. В деревянной церкви сделали птицеферму. Ещё в конце 1950-х годов у церкви стояли красивые мраморные памятники на кладбище. Много могил высоких военных чинов, там хоронили даже из Белой Церкви и Севастополя (из воспоминаний И.М. Колмакова).

http://sobory.ru/article/?object=56789

Первая рака из бука, в которой почивали св. мощи И., в 1842 г. была заменена серебряной, предположительно сооруженной с.-петербургским мастером Ф. А. Верховцевым (пожертвована А. А. Орловой-Чесменской). Однако на ее разных частях обнаружены только клейма с.-петербургского мастера Д. Андреева (в сер. XIX в. имел собственную мастерскую и работал для имп. двора) и пробирера Д. И. Тверского с датой «1842» ( Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв.: (Территория СССР). М., 1995. С. 178, 181. 1171-1172, 1269). На крышке раки отлит рельефный ростовой образ И. в мантии и схиме, со сложенными крестообразно на груди, натуралистично проработанными руками, на голове куколь, глаза закрыты; на нимбе надпись: «                ». На передней стороне раки вычеканено явление И. и Пресв. Богородицы в 1675 г. «в час рати турецкой» (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 97-98, 70). На внутренней крышке раки - фронтальное живописное изображение И. (ок. 1842?) в рост, в островерхом куколе, руки лежат на груди, глаза закрыты, на лице морщины. Волынские святые с прп. Иовом Почаевским. Мозаика на зап. фасаде Троицкого собора Почаевской лавры. Ок. 1911 г. Волынские святые с прп. Иовом Почаевским. Мозаика на зап. фасаде Троицкого собора Почаевской лавры. Ок. 1911 г. В 1875 г. в пещере над ракой И. была поставлена покрытая листовым золотом сень работы А. Прокофьева. Позднее, в 1889 г., над мощами был установлен величественный балдахин (сень с 4 витыми колоннами) из белого каррарского мрамора (работа итал. худож. Л. Менционе), к-рый сохранился до наших дней. Прежний балдахин тогда же был перенесен в Успенский собор лавры вместе со старой деревянной ракой И., но в 1905 г. в связи с расширением дубенского Крестовоздвиженского мон-ря и относящейся к нему пустыни во имя И. на Дубенском о-ве (были приписаны к Почаевской лавре) по просьбе наместника иером. Стефана (Твердынского) старая рака с сенью была перенесена в храм во имя И. при этой обители (Из совр. летописи обители в Дубно//Волынские ЕВ. 1905. 20. С. 670). Дубенский мон-рь подвергся сильным разрушениям в годы первой мировой и Великой Отечественной войн; местонахождение первоначальной раки и сени неизвестна.

http://pravenc.ru/text/578150.html

В. Крестовоздвиженский , 2 кл., на высокой лесистой горе, у бер. р. Ворсклы, в 1 в. от Полтавы. Основан в 1650 г. В 1695 г. был опустошен татарами; в 1709 г. подвергся разорению от шведов. По преданию, здесь была временная квартира Карла XII. В мон. находится замечательная картина „Император Петр I – Победитель“ и хранится в первый раз отпечатанное грузинское Евангелие, неизвестно кем и когда занесенное сюда; печатано оно типографщиком Михаилом Степановичем Опгровлахели в г. Тифлисе в 1709 г. При мон. школа (с 1894 г.), больница и странноприимный дом. К мон. приписана церковь св. Сампсона, в 5 в. от Полтавы, при шведской могиле (см. 27 июня). Е. Мгарский Спасо-Преображенский , 2 кл., близ г. Лубен, на горе, называемой Мгари. Основан в 1624 г. Исаией, еп. Перемышльским. Здесь почивают открыто мощи св. Афанасия, патр. Константинопольского, преставившегося в 1654 г. на возвратном пути из Москвы (см. 2 мая); святитель почивает (по восточному обычаю) в сидячем положении, в кресле, которое обведено великолепной серебряной ракой, почему он известен больше под именем „Афанасия сидящего“. При мон. школа для сирот духовного звания и Спасо-Преображенское братство. Женские: Богословский Преображенский Красногорский , 2 кл., в 3 в. т г. Золотоноши, в местности Красная горка. Основан в 1789 г. на месте мужского мон., существовавшего с XVII в. и упраздненного в 1786 г. В мон. находится явленная икона Божией Матери Дубицкая или Дубенская (по преданию, чудесно явившаяся в XVII в. на дубу) и Корецкая (вырезанная, по преданию, основавшим мон. пустынножителем на коре росшего на монастырской горе дерева, затем, по снятии с дерева, покрытая живописью и вделанная в киот). Ежегодно 24 авг. вокруг монастырской горы совершается крестный ход с Дубенской иконой Богоматери при чтении на 4-х странах света акафиста Всех скорбящих Радости. При мон. школа. Козельщинский Рождество-Богородицкий , общ., в 32 в. от уез. г. Кобеляк, в 71 в. от Полтавы, при с. Козельщине. Основан в 1890 г. из существовавшей с 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

А вот к чему это привело. В 1632 году митрополит Копинский Исаия писал Московскому Патриарху: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается». Верными православию оставались лишь некоторые магнаты вроде князя Острожского. Ну и простые священники, городские ремесленники с их братствами, казаки и крестьяне. Вот такое время досталось преподобному Иову Почаевскому по прозвищу Железо. В трудах праведных Возможно, именно атмосфера гонений на православие и побудила десятилетнего мальчика из благочестивой семьи упросить игумена Угорницкого Спасо-Преображенского монастыря в Карпатах оставить его в обители. Там он со временем принял постриг с именем Иов, а потом и священнический сан. С детства на собственном опыте пройдя школу духовного монашеского делания, он скоро стал для многих духовным авторитетом: за советом к нему приходили даже вельможи. А князь Константин Острожский даже попросил игумена отпустить иеромонаха Иова в свой Дубенский Крестовоздвиженский монастырь. Игумен согласился, и Иов более 20 лет во главе Дубенской братии помогал князю в его просветительском служении: вместе с Иваном Федоровым готовил к печати Острожскую Библию — первый полный славянский перевод. Читайте также: Среди русских святых есть... бывший литовский князь. Рассказываем его интересную историю Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались «наезжать» на Дубенского игумена. Но вся эта кипучая деятельность плохо уживалась с аскетическими подвигами, ради которых Иов подростком ушел из семьи. И в 1604 году он отправился искать уединения в древнюю Успенскую обитель близ Почаевской горы, где издавна селились ревнители безмолвия. «Наставниче монахов и собеседниче ангелов» Но вскоре после его прихода в монастырь тот, с одобрения его благодетельницы Анны Гойской, был преобразован в общежительный, и иноки выбрали Иова настоятелем. При нем начался расцвет Почаевской обители.

http://foma.ru/kak-iz-volyni-pytalis-izg...

В то же время он не хотел оставаться только праздным воздыхателем об общем бедствии; его благочестивая душа искала соответствующей деятельности. С этою целью пр. Иов прежде всего старался поднять уровень нравственной жизни в подведомой себе братии, «ихже свыше данным себе благоразумием, скромностью и частым поучением, а наипаче трудов своих благолепнейшими подвиги более двадесяти лет добре управляше». 315 9 . Преподобный Иов тем более мог действовать с успехом на пользу православия во время своего пребывания на Дубенском острове, что во все это время он постоянно находил для себя надежнейшую опору в лице знаменитого князя Константина Острожского. Известно, что «великолепный вельможнейший из князей князь Константин-Василий был в то же время человек набожный и весьма строю соблюдал православные обряды и обычаи своих предков». 316 «Князь Константин-Василий, пишет один польский писатель, был так набожен, что когда молился, то, дабы ему ничто не препятствовало в молитвах, в церквах, в которых бывал, велел устроить лавки, совершенно закрытые кругом из золотистой, медной бляхи, с небольшими только окошечками на три стороны». 317 Но особенно он любил уединиться для молитвы на Дубенском острове у преподобного Иова. Потому, как только наступал великий пост, князь Константин Насилий тотчас отправлялся в Дубно, и здесь, поселившись в обители преподобного, сбрасывал с себя мирскую одежду и одетый по-монашески, затворялся на всю первую седмицу, пребывая в посте и благочестивых размышлениях. 318 В то же время, с примером назидательной жизни, благочестивый князь, любя обитель Дубенскую преподобного Иова, не щадил для неё и приношений материальных. Из сохранившихся немногих сведений о Дубенском Крестовоздвиженском монастыре известно, что еще прежде, до прибытия преподобного Иова в Дубно, монастырь этот пользовался десятинами с полей Дубенских, простирающихся от предместья Луцкого до Головчич и Садов и другими такими же приношениями «с дворских сел Иванья и Знесеня». 319 В 1599 году князь Константин Острожский присоединил к этому новую фундушевую запись, которою 15 июня пожертвовал Свято-крестской обители преподобного Иова остров честного Креста, Горбачин и Пантемимон-Климент с грунтами, полями и огородами, лежащими на лугу у болот Горбачинских и реки Ивановской, на которых расположена Выгнанка и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

«Посмотри, писал некогда Петр Могила известному отступнику, Дубенскому архимандриту Кассиану Саковичу, посмотри на свою братию униатов, что они делают с монастырями и церквами, которые наделены были имениями... Не говорю о других меньших монастырях, которые вашею унией ниспровергнуты до основания. Пойди только на Волынь; посмотри, что делается в древнем монастыре Жидиченском, и скажи им, сколько там монахов и какой чин содержится? Посмотри на древний монастырь Дорогобужский, не найдешь ли там только архимандрита с послушником? Посмотри и на мирские церкви, до чего доведены они со времени господства ваших униатов? Но с другой стороны посмотри на наши убогие православные монастыри, угнетаемые различными бедствиями; посмотри на монастырь Тригорский (близ Житомира) общежительный, и там увидишь по крайней мере восемьдесят иноков, в великом смирении проходящих тесный путь евангельский. Взгляни еще на братства Виленское, Киевское, Луцкое (Крестовоздвиженское) и другие, как они по благодати Божией процветают в строгом благочестии. И согласись, что как было во времена апостолов среди бедствий, нужд и всяких утеснений, так и у пас православных русских, по слову Божию, сила Божия в немощах совершается» ( 2Кор.12:9 ). Не говорим уже о том, что не многие из областей обширной земли Русской, подобно Волыни, могут похвалиться такою близостью благодатных явлений Божией Матери, которая от лет древних, так сказать, взяла эту землю под свое высшее, материнское покровительство, явившись здесь в столпе огненном, на скале Почаевской (около 1240), и доныне источая оттуда – из гор Почаевских неоскудные дары своей любви и пренебесного милосердия от цельбоносной Стопы своей и от своего чудотворного образа, на пользу и спасение всем к ней притекающим. И чем, как не знамением высшего благоволения Царицы Небесной к нам грешным можно почитать то, что святая её икона Почаевская начинает открывать свою благодатную силу на Волыни именно как раз в то самое время (1597), когда враги православия измыслили на погибель русского народа и русской народности и утвердили свою злосчастную унию на Брестском лже-соборе (1596)? Не иначе, без сомнения, как по устроению свыше, Матерь Божия и потом благоволила отдать даже на время свою святую Почаевскую икону в руки униатам (1720–1730), дабы, и от них прославляемая, она приняла надлежащие почести от самого даже Папы Римского, приславшего золотые диадемы для коронования той иконы (Климента XIV, 1733), и таким образом пред лицом целого света засвидетельствовать, что православие Волынской церкви и её заветная, родная святыня также достойны особого внимания и уважения, как и она сама наша небесная Владычица и заступница усердная.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Это было, спустя немного времени по пострижении Иова в схиму, около 1582 – 83 года. Вскоре после сего он был избран и по настоянию братии поставлен игуменом Дубенского монастыря, и в этом звании пробыл на Дубенском острове, где этот монастырь находится и доселе, более двадцати лет, посвящая все свои силы на служение Господу и родной Церкви православной. Такого рода служение Препод. Иова тем более было необходимо, что в Дубне пришлось ему пережить самое тяжелое и критическое время в истории и жизни юго-западного края России. Это было время церковной брестской унии 1596 г. и последовавших за тем гонений на православие и русскую народность во всех областях Волыни, Галиции, Литвы и Украины, подведомых тогда Польской Речи-Посполитой. Правда под защитою мужественного князя Константина Острожского, Преподобный Иов мог сам лично не испытывать всех ужасов, которыми церковная уния разразилась по своем появлении. Но это не мешало ему принимать эти ужасы сердцем, тем более что зло, порожденное унией, тот же час начало обнаруживаться так явственно и в таких размерах, что не могли не видеть и не сознавать разве только мертвые, да иезуиты и обольщенная ими польская шляхта. Строгий подвижник, Препод. Иов твердо боролся со скорбями времени и жестокие страдания, переносимые православными, не только не ослабляли его благочестия, но напротив еще более поддерживали и возвышали его. Вместе с этим он не желал оставаться только праздным воздыхателем об общем горе. Его деятельная, ревностная душа требовала соответствующей работы. С этой целью Преподобный Иов старался прежде всего поднять уровень нравственной жизни в подведомой ему братии, которую свыше данным себе благоразумием, скромностью и частыми поучениями, а еще более собственным примером довел до того, что, по сказанию летописей, она могла считаться образцом для всех прочих православных обителей того времени. Преподобный Иов тем успешнее мог действовать на пользу православия во все время пребывания своего на острове Дубенском, что находил для себя не только защиту, но и могущественную поддержку в лице князя Константина Острожского. Известно, что князь Константин был человек весьма набожный, и весьма строго соблюдал уставы православной Церкви и обычаи предков. Но особенно любил он уединяться для молитвы на Дубенском острове у Преподобного Иова. Потому, как только наступал Великий пост , князь Константин отправлялся в Дубно, и здесь, поселившись в обители Крестовоздвиженской, сбрасывал с себя мирскую одежду, и одетый по-монашески, затворялся на всю первую седмицу, пребывал в посте и благочестивых размышлениях. В то же время, любя обитель Дубенскую Преподобного Иова, князь не щадил для нее и приношений материальных. Он снабдил его монастырь не только деньгами, но и целыми поместьями, разного рода десятинами с полей Дубенских, и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

и проч. 517 4 .Нужно было необыкновенное благоразумие, твердость воли, много такта и осторожности, чтобы при таких обстоятельствах не только управлять вновь устрояющеюся обителью, но даже лично сохранит веру отеческую. Но преподобный Иов давно уже был искушен в этом деле во время своего двадцатилетнего управления Дубенским крестовоздвиженским монастырем. Потому, сделавшись игуменом почаевским, он сразу обратил свое внимание на все главнейшие потребности обители и таким образом не только упрочил ее благосостояние и неприкосновенность, но и возвысил ее в ряду других современных ей обителей как на Волыни, так и в пределах всего юго-западнаго края России. Прежде всего, без сомнения, для этой цели необходимы были надлежащие средства материальные. Будучи современником Гойской, Домашевских и других, еще не совратившихся в унию и латинство православных обывателей Волыни, особенно в окрестностях Почаевской обители, преподобный Иов святостью своей жизни и примерным благочестием по неволе располагать их сердца к себе и к своему монастырю, и этим многих из них заставлял благодетельствовать обители на украшение храмов Божиих, улучшение быта иноков и т. п. Так, в 1640 году урожденная пани Куликовская, Анна Александровна Добрынская, пожертвовала в обитель преподобного Иова «посаг свой (приданное) – сто злотых, на хвалу Божию, дабы она отправляема была за душу ея по ея смерти». 518 В 1647 году некто Сергей Петрович, мещанин кременецкий, записал на пречистую почаевскую (т. е. церковь Успения) до монастыря полтораста злотых, дабы за душу его Господа Бога молили». 519 В 1648 году урожденный пан Иван Жабокрицкий записал на почаевскую обитель «двести злотых с имения своего Жабокрик с тем условием, чтобы эти деньги под условием отцовского благословения были отданы вельможному в Боге его милости отцу Иоанну Железу, игумену почаевскому, для совершения молитвословий за его душу». 520 В 1649 году урожденный пан Юрий Пузына пожертвовал в обитель пренодобного Иова «злотых сто» с тем, чтобы «иноки, в том монастыре обретающиеся, сорокоусты, т. е. сорок служб Божих (или литургий) по обряду своей церкви отправовали и т. п. 521 Надобно думать, что по мысли же преподобного Иова, Анна Гойская, особым предсмертным завещанием своим от 21 марта 1617 года, снова подтвердила за обителью почаевскою все свои пожертвования, и для большей верности, может быт, по требованию самого же Иова, «облятовала» (заявила) оное в 1620 г. и записала в градских книгах кременецких, 522 и т. и.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

480 Но особенно он любил уединиться для молитвы на Дубенском острове у преподобного Иова. Потому, как только наступал великий пост, князе Константин-Василий тотчас отправлялся в Дубно, – и здесь, поселившись в обители преподобного, сбрасывал с себя мирскую одежду и «одетый по монашески», затворялся на всю первую седмицу, пребывая в посте и благочестивых размышлениях. 481 В тоже время, с примером назидательной жизни, благочестивый князь, любя обитель Дубенскую преподобного Иова, не щадил для нее и приношений материальных. Из сохранившихся немногих сведений о Дубенском Крестовоздвиженском монастыре известно, что еще прежде, до прибытия преподобного Иова в Дубно, монастырь этот пользовался десятинами с полей дубенских, простирающихся от предместья луцкого до Головчич и Садов, и другими такими же приношениями «с дворских сел Иванья и Знесеня». 482 В 1599 году Князь Константин Острожский присоединил к этому новую фундушевую запись, которою 15 июня пожертвовал свято-крестской обители преподобного Иова «остров честнаго Креста, Горбачин и Пантелеимон Климент с грунтами, полями и огородами, лежащими на лугу, у болот Горбачинских и реки Ивановской, на которых расположена Выгнанка и др. 483 10 . Само собою разумеется, что при таком положении своем преп. Иов мог смело, всеми зависящими от него средствами, действовать противу врагов православия, тем более, что, как известно, в лице знаменитого князя Острожского не только пр. Иов, но и вся православная церкове южно-русская имела тогда своего могущественного защитника, которого не только уважал, и даже опасался король Польский (Сигизмунт III), но к которому с почтением относился сам Папа Римский (Климент VIII). 484 А кого уважал и кому покровителтствовал приснопамятный князь Константин, того не могли не опасатся не только униаты, но и сами иезуиты. – Но особенно по примеру своего знаменитого покровителя пр. Иов во время пребывания своего в Дубне старался обращать внимание на распространение церковных книг, которые в то несчастное время составляли, можно сказать, единственную опору для православия против латино- унитских притязаний папизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010