Цельбоносный источник этот в настоящее время находится в соборной лаврской церкви, с правой стороны от входа, у правой колонны. Другою святынею Почаевской Лавры служит чудотворная икона Божией Матери. Эта икона привезена в 1559 году цареградским митрополитом Неофитом и подарена им православной помещице Анне из Козинских Гойской, жене судьи земства Луцкого. Икона сначала находилась в Орле (теперь Урля), имении Гойской, а затем, после многих совершённых ею чудес, была передана Почаевской обители. Вместе с этим Гойская наделила обитель деньгами, угодьями и шестью семействами крестьян для обрабатывания даруемых земель. В 1617 году Гойская скончалась, оставив всё имущество племяннику, лютеранину Фирлею. Последний не только не поддерживал добрых отношений своей родственницы к Почаевской обители, но всегда старался вредить инокам: то он уничтожал межевые знаки фундушевого имения, то сожигал келии и бил монахов, то запрещал им пользоваться водой в своих поместьях и пр. Наконец, в 1623 году он напал на монастырь, расхитил его имущество и унёс с собой икону Божией Матери, подаренную обители Гойской. Не довольствуясь этим, Фирлей приказал своей жене одеться в церковные облачения и заставил её с чашею в руках явиться в кругу пировавших, пред коими та произносила хулы на православие и на святую икону. Но за такое кощунство она тотчас подверглась страшным, доходившим до бешенства припадкам. Видя в этом наказание Божие, Фирлей отдал святыню обители, где она снова начала сиять чудесами. Третью святыню Почаевской Лавры составляют нетленные мощи преподобного Иова, игумена Почаевского. Преподобный Иов, в мире Иоанн, родился от православных родителей, по прозванию Железов, в конце первой половины XVI столетия, в земле Галицкой, в пределах Покутских. Десятилетним мальчиком он оставил мир и поселился в Преображенском Угорницком монастыре. Высотой духовной жизни и сугубыми монашескими подвигами преподобный Иов был известен не только между братией своего монастыря, но этими качествами он обратил на себя внимание и знаменитого поборника православия князя К. К. Острожского. Последний упросил игумена Угорницкой обители отпустить Иова в Дубенский Крестовоздвиженский монастырь, находящийся в обширных владениях князя. Двадцать лет настоятельствовал Преподобный в Дубенском монастыре, служа для братии примером трудолюбия и богоугодного жития. Ища тишины и уединения, преподобный Иов из своего монастыря скрылся в Почаевскую гору. Но здесь братия избрала его своим игуменом, в каковой должности он пробыл пятьдесят лет, предсказав день своей смерти и скончавшись ста лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОВ ПОЧАЕВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иов Почаевский Иов Почаевский (ок. 1551 - 1651 ), игумен , преподобный Память 6 мая в день тезоименитства в иночестве , 28 августа в день обретения мощей, 28 октября , в Соборах Волынских и Галицких (Львов.) святых В миру Иоанн Железо, родился около 1551 года в Покутье в Галиции . В возрасте 10 лет он пришел в Угорницкий Преображенский монастырь , а на 12-м году жизни принял монашество с именем Иова, по достижении совершенного возраста, то есть тридцати лет, возведен в священнический сан, и через малое время удостоен великой схимы , причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, хотя к лику святых он был причислен с именем Иова. Вскоре, по просьбе князя Острожского, был переведен в находившийся в его владениях Дубенский Крестовоздвиженский монастырь , где стал настоятелем и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны римо-католиков и униатов . Много писал в защиту Православия. В начале XVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители . Полюбив святого отшельника, иноки избрали его своим игуменом . Однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении. В обители преп. Иов ввел общежительный устав . Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Ревностно исполняя должность настоятеля, он был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/7706.html

Дубенский замок. Современный вид В этот же период, по мнению ряда исследователей, старец Иоанн пересекался со странствующим просветителем и книгопечатником иеромонахом Павлом (Домжив-Лютковичем, † l634). 151 Кроме того, есть основания полагать, что во время пребывания в Украине старец Иоанн встречался с преподобным Иовом (Желизо, ок. 1551–1651) Почаевским, который был не просто его современником и земляком, но и единомышленником, и старец Иоанн даже мог иметь духовное влияние на него. Дубенская Спасо-Преображенская церковь XVI в. Реконструкция Е. Годованюк Вероятнее всего, преподобный Иов (Желизо) был знаком с Иоанном Вишенским и Иовом (Княгиницким) еще с конца 1580-х годов, когда князем Константином Острожским был приглашен в Острог и Дубно. Здесь, в Дубенском монастыре, он стал игумениарисом (помощником игумена) и благочинным, а затем и игуменом обители, возглавляя ее, как свидетельствует Житие преподобного, более 20 лет (с конца 1580-х по 1605–07 гг.). В ту пору Дубенский Крестовоздвиженский монастырь был важным центром православного монашества, просвещения и полемики с католиками. Это была одна из фамильных обителей князей Острожских. Здесь же князь Константин в монашеском облачении и по монастырскому уставу любил проводить Великий пост . 152 Будучи тесно связан с Острожским кружком и его покровителем, преподобный Иов (Желизо) просто не мог не быть знаком с Вишенским и Княгиницким, служившими в ту пору у князя и выполнявшими важные его поручения церковного характера. Более того, как доказала В. П. Колосова, монашеский постриг Иоанн Вишенский принимал в соседнем Дубенском Свято-Преображенском монастыре, 153 что также подтверждает мнение о давнем знакомстве двух «дубенских» подвижников. Образ свт. Николая – вклад кн. В.К. Острожского в один из дубенских монастырей. Фото В. Каминского 1919 г. На момент возвращения старца Иоанна Вишенского с Афона в Украину преподобный Иов Почаевский по какой-то причине был отстранен от игуменства в Дубенском монастыре. Вместо него настоятелем обители становится отец Виталий из Дубно, автор «Диоптры, сиречь Зерцало, албо Изображение известное живота человеческого в мире». 154 В написанном в Уневском монастыре послании к «старице Домникии» Иоанн Вишенский весной 1605 года сообщает об имевшемся у него в ту пору конфликте с игуменом Виталием, от которого ему довелось претерпеть «поношение и уничижение». Упоминая об этом, святогорец так отзывается о новом дубенском настоятеле: «Сей же глас, мню, в первых пан Виталий, казнодя волынский, отрыгал». 155 Кроме того, старец Иоанн уличил отца Виталия в склонности к «мудрованиям латинским».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 (24) мая Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский Священномученик Александр родился 23 августа 1851 года в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона Феофана Петровского. В 1892 году он окончил четыре класса Волынской Духовной семинарии и в том же году был назначен учителем церковно-приходской школы в селе Княгинин Дубенского уезда , а в 1897 году, оставаясь учителем, был назначен псаломщиком Крестовоздвиженского храма в том же селе. Отец к этому времени умер, и Александр жил вдвоем с матерью, которую очень любил. Вскоре мать умерла, и он, получив полную свободу, стал вести вольный образ жизни, приходя иной раз домой только под утро. Однажды, возвратившись домой на рассвете, он лег спать в своей комнате, расположенной рядом с комнатой матери, где и после ее смерти оставалось все в прежнем порядке. Во сне он увидел, как будто раздвинулась занавеска, разделявшая комнаты, к нему вошла мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». Воспоминание о матери и укоры совести настолько повлияли на Александра Феофановича, что он принял твердое решение изменить свою жизнь. 1 сентября 1899 года он поступил послушником в Свято-Троицкий Дерманский монастырь в Дубенском уезде Волынской губернии и нес здесь послушание учителя и законоучителя при монастырской церковноприходской школе. 9 июня 1900 года он был пострижен в монашество с оставлением того же имени и назначен экономом Дерманского монастыря. 15 августа того же года монах Александр в соборном храме Почаевской Успенской Лавры был рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – во иеромонаха и назначен исполняющим должность ризничего с оставлением за ним прежних послушаний законоучителя, учителя и эконома. 18 ноября того же года иеромонах Александр был назначен исполняющим должность наместника Дерманского монастыря, неся вместе с этим послушания учителя и законоучителя. 16 января 1901 года отец Александр был переведен в Кременецкий Богоявленский монастырь и назначен казначеем монастыря. 6 декабря 1903 года он, кроме того, был назначен казначеем Свято-Богоявленского Братства Волынской епархии.

http://fond.ru/kalendar/415/aleksandr/

По описанию в публикациях XIX - нач. XX в., Д. и., «по своей живописи не уступающая лучшим произведениям церковного искусства, явилась образцом иконописной красоты и изящества». По сохранившемуся воспроизведению иконы можно судить не столько о характере живописи, сколько об иконографии образа. Изображение относится к типу «Умиление». Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, придерживающей Сына обеими руками. Он прильнул к щеке Матери и левой рукой обхватил Ее за шею, правая протянута в жесте благословения. Как полагал краевед из Дубно прот. Николай Молис († 2005), Д. и. представляла собой копию Почаевской иконы Божией Матери . Возможно, икона была выполнена по заказу кн. Константина Острожского или поднесена ему братией Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавры . Икону украшала драгоценная жемчужная риза, служившая «доказательством благоговейного почитания ее православными жителями на Волыни» ( Снессорева. С. 417). Д. и. была утеряна в XX в. По мнению прот. Николая Молиса это могло произойти в первую мировую войну: в 1915 г. с приближением фронта к Дубно правосл. святыни Волыни были отправлены в тыл - Д. и. попала в Житомир, затем след ее затерялся. По другим сведениям, чудотворный образ был утрачен в 1917-1920 гг., когда власть в Дубно многократно переходила из рук в руки. Сохранился список Д. и. По мнению директора Львовской галереи искусств эксперта ЮНЕСКО Б. Г. Возницкого, он был выполнен в 20-30-х гг. XX в.: письмо и бисерное украшение ризы близки к иконописной школе, существовавшей в этот период при Корецком во имя Св. Троицы жен. мон-ре . В 1944 г., после полного разрушения в результате артобстрела Крестовоздвиженского мон-ря, список был перенесен в Ильинский собор Дубно, где пребывает в наст. время. В 1992 г. собор был занят раскольниками (филаретовцами) и удерживается ими доныне. Д. и. приведена в перечне икон Богородицы, почитаемых в России, дни празднования которым неизвестны или сами иконы малоизвестны ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 2. Ч. 2. С. 539); особой службы и тропаря не имеет.

http://pravenc.ru/text/180512.html

В Чебоксарском уезде, в приходских церквах: в селе Сретенском, в селе Богоявленском, в селе Успенском, в селе Введенском. В оных церквах злодеи не только грабили и убивали, но и святые иконы кололи и утварь церковную раздирали. То же самое делали Пензенской провинции: в городе Петровске, церкви Казанския богородицы, в селе Чардыме, в приходской церкви. Нижегородской губернии, в Арзамасском уезде: в селе Черковском, в приходской церкви. Алатырского уезда: в селе Сутяжном, в приходской церкви, в селе Семеновском, в приходской церкви, в городе Курмыше, в соборной церкви Николаевской и Троицкой. Курмышского уезда, в приходских церквах: в селе Шуматове, в селе Шумшевашах, в селе Больших Туванах, в селе Алменеве, в селе Усе. Воронежской губернии, в Нижнем Ломове: в Богородском казанском монастыре. Оренбургской губернии: в Оренбургском предместии, в церкви Георгиевской. На Меновом дворе, в церкви Захария и Елисаветы, святые иконы вынуты из мест своих и повержены на землю, и некоторые расколоты. В загородном губернаторском доме, в церкви святого Иоанна Предтечи то ж учинено. В Сакмарском городке, в Татищевой крепости, в Рассыпной крепости, в Сорочинской крепости, в Тоцкой крепости, в Магнитной крепости, в Карагайской; в приходских сих крепостей церквах, входя, злодеи оклады с икон и всю утварь церковную грабили. Бугульминского ведомства, в селе Спасском, в приходскую церковь въезжали на лошадях и грабили церковную утварь. В селе Борисоглебском и в Канжинской слободе, в приходских церквах то ж делали. Пермской провинции: в разных церквах делали грабежи, а в некоторых и в царские двери входили, как-то: на Юговском Осокина заводе, в селе Крестовоздвиженском, селе Дубенском, на Ижевском казенном заводе, в селе Березовке, в селе Троицком, Олшина тож, Осинского уезда в селе Крылове, на Юго-Камском заводе, в селе Николаевском, в Троицкой крепости. Да сожжены церкви: на Саткинском заводе, в пригороде Осе, на Петропавловском и Боткинском заводах, в Икосове винокуренном заводе, в Златоустовском и Сатковском заводах, в Авзяно-Петровском заводе.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

Но не только спор с Фирлеем требовал судебной защиты: «С успехом вел преподобный Иов и другие судебные дела… в основном по завещаниям. Некоторые благочестивые дворяне завещали монастырю определенные суммы, а наследники отказывались их отдавать. Преподобный Иов судился с ними и почти всегда выигрывал процесс… Следует отметить, что духоносный Почаевский игумен все эти судебные дела вел не ради материальных прибытков, а ради упрочения положения монастыря и чтобы показать силу православной веры. И действительно, можно только удивляться, как Почаевский монастырь в столь трудную годину сумел сохранить и защитить в своих стенах Православие, в то время как ряд других монастырей на Волыни – Дубенские Спасский и Крестовоздвиженский, Дерманский Свято-Троицкий, Жидичинский и другие – переходят в унию». «Подобным же образом поступали и другие святые отцы. Вопреки ложному смирению и неправильно понимаемому отречению от мира они заботились о мирских делах и отстаивали свое положение перед гражданской властью, когда этого требовали интересы вверенной им Богом паствы». Фактическое положение дел показывает, что в случае, если верующие и организации УПЦ прилагают должные усилия и защищают свои интересы в правовом поле, определенный положительный результат присутствует, о чем свидетельствуют многочисленные выигранные судебные споры по искам общин УПЦ. И хотя картина далеко не радужная, так как проблем много и государственная власть в целом нелояльна к интересам УПЦ, на мой взгляд, следует в обязательном порядке использовать все предусмотренные законом и международным правом возможности для легитимного правового давления и взаимодействия с органами государственной власти Украины с целью защиты интересов УПЦ. Икону Божией Матери и участников крестного хода забрасывают яйцами В контексте завершившегося Крестного хода следует отметить, что «речи ненависти» (hate speech), то есть необоснованные и даже обоснованные высказывания, которые могут способствовать росту религиозных и иных противостояний в обществе, признаются мировой правовой и дипломатической практикой как недопустимые явления. Более того, с этим явлением ведется борьба, для чего в странах ЕС созданы специальные институты и правозащитные механизмы, организации и методики, проводятся различные тренинги, программы и курсы для полиции и государственных чиновников с тем, чтобы усилить борьбу с этим явлением, так как там давно осознали, что разжигание ненависти в любой форме может повлечь реальные кровавые столкновения.

http://pravoslavie.ru/96185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание И АЛЕКСИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Образована решением Свящ. Синода от 27-28 дек. 2011 г. путем выделения из состава Тульской епархии. Включена в состав Тульской митрополии . Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Белевский и Алексинский. Объединяет приходы на территории Белевского, Алексинского, Заокского, Ясногорского, Дубенского, Суворовского, Одоевского, Арсеньевского, Плавского, Щекинского, Каменского, Тепло-Огаревского и Чернского районов Тульской области. Решением Свящ. Синода от 27-28 декабря 2011 г. на новообразованную Белёвскую кафедру назначен еп. Каменский и Алапаевский Серафим (Кузьминов) . Кафедральный город - Белёв, кафедральный собор - во имя святой Троицы. Епархия разделена на 9 благочиний: Алексинское, Арсеньевское, Белёвское, Заокское, Каменское, Плавское, Суворовское, Щёкинское, Ясногорское. В Б. и А. е имеется 67 приходов, 4 мон-ря (3 мужских, 1 женский), в клире епархии состоит 71 священник (по сведениям на 2013 г.). При ДУ работают отделы: религиозного образования и катехизации, миссионерский, по взаимодействию с вооруженными силами и казачеством, по взаимодействию с правоохранительными органами и пенитерциарным учреждениям, социального служения, паломнический, информационный, издательский. Епархиальные СМИ включают: Официальный сайт Б. и. А. епархии (http://belev-eparhia.ru), ежемесячную газету " Белёвские ЕВ " , видеоканал на хостинге " YouTube " . Святыни В Макариевом Жабынском в честь Введения Пресвятой Богородицы монастыре под спудом в храме в честь прп. Макария Жабынского почивают его св. мощи. Здесь же находится святой колодец, названный Жабынец. По преданию, колодец появился в 1615 г. по молитве прп. Макария. В Казансков жен. мон-ре в с. Колюпаново находятся мощи св. блж. Евфросиньи Колюпановской и святой колодец блаженной. Монастыри В 2018 г. в Б. и А. е. было 4 монастыря (3 мужских и 1 женский): Белёвский в честь Преображения Господня мужской монастырь (основан ок. 1525 г., в 1921 г. закрыт, в 2008 г. возобновлен, в 2010 г. переименован в Спасо-Преображенский-Крестовоздвиженский муж. монастырь в связи с включением в его состав комплекса зданий бывшего Крестовоздвиженского жен. мон-ря; Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь основан в XVI в., в 1764 г. упразднен, в 1776 г. возобновлен, в 1921 г. закрыт, в 1991 г. открыт); Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь в с. Анастасове (основан в XVI в., в 1931 г. закрыт,в 2002 г. возобновлен; Казанской иконы Божией Матери женский монастырь в с. Колюпанове (основан в 1995 г.). Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 4. С. 6. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/385462.html

Монастырю были переданы имения Горбов и Авдеевка. 7 марта 1628 г. К. получил 17 уволок земли от черниговского капитана Куновского, они были обмерены и подтверждены королевским привилеем от 30 апр. 1638 г. Всего К. было передано ок. 100 уволок земли. К 29 янв. 1635 г. относится его протестация, поданная в Черниговский замковый уряд, по поводу незаконной аренды монастырских озер черниговским бурмистром Асалаем. В Чернигове имели место контакты К. с католиками: ксендз Себастиан Осмольский из Львова ок. 1628 г. жил полгода в Елецком Успенском мон-ре. 16 окт. 1629 г. К. получил от кн. Александра Заславского дубенскую Крестовоздвиженскую архимандритию (см.: Гopih С. М. Mohacmupi Луцько-Острозькоï kih. XV - сер. XVII ст. К., 2012. С. 134). Неизвестно, принял ли К. в свое управление Дубенский мон-рь, бывший до этого православным. К. участвовал в действиях униат. священнослужителей против правосл. Киевского митр. св. Петра (Могилы) . Странствующий архим. Афиноген (Крыжановский), до нач. 30-х гг. XVII в. состоявший в униат. Церкви, впосл. вернувшийся в Православие, 30 марта 1637 г. подал заявление в Луцкий гродский суд. Он сообщил, что в 1636 г. по наущению К., с которым виделся в Чернигове, направил под именем вымышленного греч. епископа Амафузийского Аарона в Черниговский гродский суд протестацию против митр. Петра (Могилы) с ложным обвинением слуг последнего в нападении на себя с целью ограбления. Афиноген писал, что он сделал это по навету униат. Перемышльского еп. Афанасия Крупецкого и Львовского армяно-католич. еп. Николая Торосовича, к-рые «составили и выдумали клевету», в свою очередь «Кирилл Ставровецкий сам своей рукой протестацию написал и в книги черниговские подал» (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. 295. С. 731-732). По всей видимости, митр. Петр (Могила) запретил распространение сочинений К. среди православных (об этом сообщается в письме патриарха Московского и всея Руси Адриана киевскому воеводе от 27 марта 1697; см. ниже). Королевским указом от 3 марта 1643 г. из-за преклонного возраста и плохого здоровья К.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

Подтверждением последней мысли может служить тот самый Дубенский Крестовоздвиженский монастырь, в котором преп. Иов подвизался не одно десятилетие и в котором, по всей вероятности, закончена была рассматриваемая нами рукопись его. На одном Евангелии, писанном в Дубенском Крестовоздвиженском монастыре иеромонахом Арсением между 1539 и 1568 годами, т. е. незадолго до поступления сюда преп. Иова, сохранился полный каталог монастырских книг этого времени. На 13-м листе этого Евангелия, после предисловия к Евангелию от Матфея, сделана следующая приписка: «Прописуем на память православным христианам. Всех книг монастырских Честного Креста в Дубне Арсений придал вечно: евангелия два, октоих, две минеи месячных, 8 служебников, Студит, всех 14 книг. Монастырских книг: евангелие, и апостол, и триоди две, октоиха два, псалтыри две, и устав, служебников два, минеи месячныя четыре, избранные правила святых апостол, Богородичники два, евангелие учительное, сборник. Всех книг монастырских 21. Со всеми книгами 35» 73 . Нет сомнения, что преп. Иов Почаевский воспользовался и этой скудной монастырской библиотекой при составлении своей рукописи. По всей вероятности, из книги «Студит» извлечены им сохранившиеся в его рукописи поучения преп. Феодора Студита . Если под «сборником» монастырской библиотеки разумеется список известного святославова Изборника 1073 года 74 ; то из него заимствованы преп. Иовом богословские вопросы и ответы Анастасия Санаита и сказание св. священномученика Ипполита о 12-ти и 70-ти апостолах. Из остальных монастырских книг могли быть заимствованы преп. Иовом: выписки из Евангелия, Синаксари Никифора Ксанфопула из триоди, правило об извержении священника, емлющаго мзду за приобщение к св. тайнам, из «избранных правил святых апостолов» и вселенских соборов, и др. Но преп. Иов не довольствовался этой скудной монастырской библиотекой и употреблял особенные старания о преумножении ее. Составитель жития преп. Иова говорит о нем, что во время жизни своей в Крестовоздвиженском Дубенском монастыре преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010