А ты кто, что ты судишь ближнего [своего]? Вот вы теперь говорите: «Ныне или завтра мы пойдем в тот город и проведем там целый (quidem) год, и будем торговать и получать прибыль, [это вы], которые не знаете, что будет завтра. Ведь, какова жизнь ваша? Это пар, являющийся на малое время, и потом исчезающий. Вместо того, чтобы говорить: «Если Господь соблаговолит» и: «Если будем живы», то сделаем то, или это. А теперь вы возноситесь в надменности своей. Всякое такое превознесение есть зло. Посему грех тому, кто знает, как делать добро, и не делает [ст. 1, 3, 4; 6–11; 12–17]. [Гл. V:] Богатые! обратите внимание: горько плачьте о несчастиях, которые придут на вас. Богатство ваше покрыто гнилью, и одежды ваши изъедены молью. Золото и серебро ваше почернело, и ржавчина их будет вам в свидетельство, и как огонь поест плоть вашу. Вы собрали гнев [на себя], как сокровище на последние дни. Вот плата рабочих, которые жали на полях ваших, и вопиют, потому что были обмануты вами, и вопли их достигли слуха Господа сил небесных. Вы пиршествовали на земле и в роскоши насыщали сердца свои. В день заклания вы осудили, убили праведника и он не противился вам. Итак, братие, будьте терпеливы до дня пришествия Господа... Будьте терпеливы и вы, укрепите сердца свои, потому что пришествие Господа приблизилось. Не сетуйте братие друг на друга, чтобы не подвергнуться осуждению... А прежде всего не клянитесь ни небом, ни землею, ни какою-либо другою клятвою. Но да будет слово ваше: «Да! Да»! «Нет! Нет»! чтобы вам не подвергнуться осуждению. Если кто из вас скорбит, то пусть молится; а если кто спокоен, пусть поет псалмы. Если-же кто болен, тот пусть приведет к себе пресвитеров Церкви, и они пусть помолятся над ним, помазывая его елеем во имя Господа, и молитва веры спасет немощного, и облегчит его Господь, и если он в грехах, то они отпущены будут ему. Итак, исповедайте друг пред другом грехи свои и молитесь один за другого, чтобы быть здоровыми, ибо многое может постоянная (усиленная) молитва праведного... Братие, если кто из вас уклонится от истины и если кто-либо обратит его, должно знать, что побудивший грешника обратиться от заблуждения его жизни, спасет душу его от смерти и покроете множество грехов. Из послания І Иоанна [Гл. I:] Если будем говорить, что имеем общение с Ним, а ходим во мраке, то мы лжем и не говорим истины; а если мы ходим во свете, как и Он во свете, то имеем взаимное общение, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если мы скажем, что не имеем греха, то обольщаем самих себя и нет в нас истины. Если мы исповедаем грехи наши, то Он праведен и верен, чтобы простить нам грехи и очистить нас от всякой неправды. Если мы скажем, что не согрешили, то представляем Его лжецом, и слова Его нет в нас [ст. 8–10].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

13 Не чудитеся, братие моя, аще ненавидит вас мир. 14 Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата пребывает в смерти. 15 Всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго в себе пребывающа. 16 О сем познахом любовь, яко он по нас душу свою положи: и мы должни есмы по братии душы полагати. 17 Иже убо имать богатство мира сего, и видит брата своего требующа, и затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем? 18 Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною. 19 И о сем разумеем, яко от истины есмы, и пред ним смиряем сердца наша: 20 зане аще зазирает нам сердце наше, яко болий есть Бог сердца нашего и весть вся. 21 Возлюбленнии, аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу, 22 и егоже аще просим, приемлем от него, яко заповеди его соблюдаем и угодная пред ним творим. 23 И сия есть заповедь его, да веруем во имя Сына его Иисуса Христа и любим друг друга, якоже дал есть заповедь нам. 24 И соблюдаяй заповеди его в нем пребывает, и той в нем. И о сем разумеем, яко пребывает в нас, от Духа, егоже дал есть нам. Глава 4 1 Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. 2 О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во Плоти пришедша, от Бога есть: 3 и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во Плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже. 4 Вы от Бога есте, чадца, и победисте тех: яко болий есть иже в вас, нежели иже в мире. 5 Они от мира суть: сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает. 6 Мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас, и иже несть от Бога, не послушает нас. О сем познаваем Духа истины и духа лестча. 7 Возлюбленнии, возлюбим друг друга, яко любы от Бога есть, и всяк любяй от Бога рожден есть, и знает Бога: 8 а не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть. 9 О сем явися любы Божия в нас, яко Сына своего единороднаго посла Бог в мир, да живи будем им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

«Одни убеждались словами Его, а другие не верили ( Деян. 28, 24 ).» Если нашлись такие, что не убедились словами великого апостола Павла, вдохновенного и богопросвещенного учителя вселенной, то что же удивительного, если иные не хотят слушать нас, убогих служителей Христовых? Очевидно, тут дело не только в святой истине и не в силе проповедника истины, а в злой воле человека: люди упорные не хотят знать истину, как она ясна сама по себе и разъяснена вестниками истины. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному ( 1Пет. 2, 23 ).» Вот образ поведения для христианина во время гонений на него. Ныне христианину приходится страдать очень много, имени Христова ради. Но он не должен озлобляться на своих мучителей. Пусть смеются над ним, пусть мучают и даже убивают, отдадим все это в руки Судии Праведного – Господа Бога. Он все видит, все знает, у Него мудрость и сила, и Он все прекрасно рассудит. В том, что всем миром правит наш Милосердный и Всемогущий Бог, в ком одна лишь истина, правда, любовь, главнейшее утешение всех последователей Христа, до скончания века ( Евр. 13, 8 ). «Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией ( 1Пет. 4, 2 ).» Здесь указаны два пути жизни: по страстям человеческим и по воле Божией. Мы видим людей, очень много работающих, не щадящих своего здоровья, – но что ими движет? Страсть корыстолюбия, или гордости, или блуда... И рабы Христовы тоже много трудятся, до самопожертвования, но во имя Бога, во благо людей. Какой путь избрать? Первый, путь по человеческим страстям, – никогда не даст покоя душе человеческой, а только томление, скуку, неудовлетворенность. Второй путь – исполнение заповедей Божиих, после скорбей и трудов принесет душе нашей глубокий мир и радость предощущения вечного блаженства. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией ( 1Пет. 4, 10 ).» У каждого из нас есть свой отличительный дар, полученный нами от Бога. Иной имеет твердый характер, другой – мягкий; один быстрый в своих делах, решительный, иной – осторожный, вдумчивый; у того искусство красноречия, у другого способность научная, третий – опытный в управлении, а иной имеет пастырское сострадание и ревность особенную. Зачем же распределение труда? Почему же у одного человека понемногу разных талантов? Для того, чтобы человек не обособился и не возгордился. Талантливый в одной области человек, в другой бессилен. Этим он смиряется и понимает, что жить без других не может. А взаимная помощь друг другу, зависимость общая – сближает людей, воспитывает в них чувство взаимной любви и преданности.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Еще говорит Нил, что зависть есть печать Антихриста на сердце человека. Зависть глупцов наводняет площади мятежными толпами. Холодная зависть отпетых негодяев руководит глупой завистью «демократических» толп. И вот: «Там целая страна/Наводнена/Убийствами и мятежами/пожарами и грабежами» (Крылов. Сочинитель и разбойник) Этот пожар безумия назван «пиршеством свободы». Его хотят щедро распространять, как и бессовестный сифилитик не стыдится делиться болезнью со здоровыми людьми посредством блуда. И если к вам придут глашатаи бесовской «правды и справедливости», придут, чтоб разжечь в вас зависть и недовольство, то знайте – в случае согласия с проповедниками вы тотчас окажетесь в расстрельных списках. Бесы не любят тех, кто им поддается. Они их используют, презирая. Перед наступлением оного дня безумие зависти и недовольства, быть может, охватит целые континенты, но уже и сегодня и вчера звучали и звучат голоса: «Хочу вот это, как у него», «Почему у них есть, а у нас нету» и прочее. Следует, поэтому, остужать друг друга словами истины и здравого смысла. Но о чем нам говорить, сходясь и собираясь? Попытайтесь говорить о Господе. «У каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование – все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26) Попытайтесь научиться говорить о Господе, не фальшивя, и не съезжая в сентиментальность. Ведь какой-то опыт духовный есть у вас! Не может не быть, если вы христиане. Им и делитесь с осторожностью, подбирая слова. Вот Серафимы в видении Исайи боятся Господа и покрывают крылами лица и ноги. (См. Ис. 6:1-7)Но они любят Его и им сладко говорить о Нем. Поэтому Серафимы взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Видите – они не даже не Богу поют, но «взывают друг ко другу», то есть говорят один другому о Господе. Так нужно поступать и людям. Покажите мне людей, говорящих об истине, и я скажу вам, что в день страха и гибели они будут укрыты Тем, о Ком беседовали со страхом во время мира.

http://radonezh.ru/analytics/neobkhodimo...

Отношение к другому человеку, ближнему, как ценности, проявляется прежде всего во внимательности к нему – в оказании ему каких-то знаков почтения, уважения, любви: «Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам», – говорит апостол Павел ( Евр. 10:24 ). Эта внимательность к другому человеку и есть настроенность, направленность на него, видение его. И Ветхий и, особенно, Новый Завет , воспитывают в людях любовь и внимание друг ко другу. Святые отцы, преподобные проявляют такую внимательность к людям, к каждому человеку как образу Божию. Каждого приходящего к нему старец Серафим Саровский встречал словами «радость моя», а другой ныне живущий старец Кирилл говорит, что «на человека надо смотреть как на икону». Пример внимательности к человеку, даже согрешившему, дает апостол Павел: «Братия! если и впадет человек в такое согрешение, вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга и таким образом исполните Закон Христов» ( Гал. 6:1–2 ). Здесь звучит призыв быть внимательным и к себе – «наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». Рассуждая о роли внимания или внимательности в духовной жизни можно выделить два аспекта: 1) невнимание к обману, греху, лукавым помыслам; 2) внимание в молитве как условие преуспевания в ней. Научая внимательности в духовной жизни, Священное Писание требует отвергаться от греха, зла, не внимать обману и обольстителям. Апостол Павел говорил, что «некоторые отступят от веры, внимая духам-обольстителям и ученикам бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). «Не внимай иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» ( Тит. 1:14 ). «Отойди от зла (не внимай злу) и сотвори благо», – говорит Псалтырь ( Пс. 33:15 ). Внимание к помыслам есть признак жизни, полагал Иоанн Журавский, а отсутствие внимания, рассеянность и кружение помыслов – признак душевной смерти [Журавский Иоанн. 1996]. Такое «невнимание» греху и направленность личности на благо, Бога, ближнего – это свидетельство выбора свободной волей ценностей и помыслов жизни. Внимание и воля всегда тесно связаны, для развития внимания надо развивать волю, и это прекрасно понимали святые отцы. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его» ( Матф. 11:12 ) – поучали они своих духовных чад, призывая к волевому усилию, понуждению себя.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кстати, греки тоже пользуются еврейскими именами, например, свт.Иоанн Златоуст. - Вот имя Федот (т.е. Богом данный), так есть же русское имя Богдан. Назову я так сына, и он с детства будет знать, что он - дитя, данное Богом. И у него вопрос возникнет: «А кто такой Бог? А почему Бог дал вам меня?» И вот уже можно с ним говорить о Боге, о Христе, о Любви. А если сына зовут Федя, возникнут у него такие вопросы? Возможно. Но много позже. Ибо его имя ему ничего не говорит. Сусанна - почему так и не назвать Лилия? О. Владимир: - Когда мы приняли христианство, греки воспользовались этим и привнесли и свои имена. У нас сейчас продолжается та же традиция: когда крестим в Православие татар, казахов, башкир... то даём им имена по святцам, а ведь у них тоже есть свои имена. Был Толгат, стал Анатолий. Хотя это интересный вопрос: почему мы не можем сохранить человеку его имя, каким назвали родители? А может быть, он его прославит! И мы, если бы крестились именами предков, имели бы сейчас небесных покровителей со славянскими именами. Это проблемы, которые перед нами жизнь ставит, и мы должны дерзать их как-то решать. О.Игорь: За истекшее тысячелетие не только имена, но и библейские истины столь прочно вошли в наше сознание, что мы даже не задаёмся вопросами, откуда это. Мы активно пользуемся в общении друг с другом словами и целыми фразами из Священного Писания. Многие русские народные пословицы, поговорки, афоризмы, летучие фразы - этот кладезь народной мудрости - восходят в текстам Священного Писания. Например: «Кто не работает, тот не ест» - «В поте лица твоего будешь есть хлеб...» (Быт.3.19) ; «Друг познаётся в беде» - «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Прит.17.17) ; «Кто сеет ветер - пожнёт бурю» - «Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13.4) ; «Как аукнется, так и откликнется» - «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6.31) ; «Пришла беда - открывай ворота» - «Беда за бедою: вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои, мгновенно - палатки мои» (Иер.4.20); «Шила в мешке не утаишь» - «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф.10.26); «Язык мой - враг мой» - «Язык глупого - гибель для него» (Прит.18.7), «Язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло» (Иак.3.8)...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Отсюда берут начало 2 практики Покаяния и И. в раннехрист. общинах. В отношении повседневных грехов предписывается взаимная молитва членов общины друг о друге: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Ин 5. 16-17). В связи с этим в Иакова Послании приводится наставление, считающееся одним из оснований таинства Покаяния: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного... Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак 5. 16, 19-20). Новозаветные тексты свидетельствуют об ином отношении к смертным грехам: грешник изгоняется из общины, а его отказ от И. и раскаяния рассматривается как ведущий к смерти (Деян 5. 1-11). Во всех ситуациях, к-рые упоминаются в Посланиях ап. Павла, большую роль играет вся община, от решения которой зависит простить грешника или навсегда закрыть ему доступ в собрание (в условиях существования раннехрист. общин, к-рые собирались в домах своих членов, это было сделать легко, просто не пуская такого грешника на порог дома). Именно к общине, а не только к ее священнослужителям обращается ап. Павел, когда увещевает изгнать одного грешника (1 Кор 5) и простить другого (2 Кор 2. 3-11). О необходимости исповедовать свои грехи в церковной общине каждый раз перед общей молитвой говорится в «Дидахе» (Didache. 4. 14). Это наставление входит в состав «пути жизни» - того, что является самым необходимым для спасения. Подразумевается, что тот, кто не исповедал своих грехов, не может открыто исповедать веру вместе со своими братьями и прославить Бога с чистым сердцем. В Didache. 14. 1 также идет речь о регулярной И., которая совершается в связи с воскресной литургией. Здесь упоминается не только коллективная покаянная молитва, но и предшествующее ей примирение с ближним как необходимые условия принесения «чистой жертвы».

http://pravenc.ru/text/675011.html

никакой другой исповеди, тогда совершенно непонятно что означают слова:  друг пред другом? Или заповедь эта дана только лицам духовного звания, могущих принимать исповедь друг у друга? А как тогда понимать такое повеление:  «Если согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему»(Лук. 17; 3). А именно так и следует понимать, как говорит блаж. Феофилакт, что «не то только бывает разрешаемо, что разрешают священники; но и то будет или связано или разрешено, что мы, быв обижены, или связываем или разрешаем». 8 Это же имеет в виду и преп. авва Дорофей, говоря, что « Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся ». 9 Да и само выражение, «Бог простит», является не простой метафорой, а подтверждением очевидной истины, что существуют такого рода грехи, от которых мы способны сами себя очищать. И если этими грехами, которыми и праведник до семи раз падает, все  семь раз в день согрешит против нас ближний наш и  семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, мы можем его очистить от них, простив их ему  (Лук. 17; 4). А если еще учесть, что число семь в Свящ. Писании означает неопределенное множество, как и обиходные наши выражения, вроде таких как «сто раз» или «тысячу раз», то простить можно  не до семи только раз, но до седмижды семидесяти раз и больше (Мф. 18; 22). Если же грех несмертного свойства совершается не перед ближним, но в тайне сердца, перед одним Богом, то и исповедовать такой грех следует естественно перед Ним же одним. Это следует из слов св. Феофана Затворника, когда он говорит следующее: «Что касается до непосредственного прощения, то оно бывает лишь в отношении к грехам, ненамеренно прорывающимся, – каковых больше всего в помыслах и чувствах, меньше в словах и еще меньше – или чуть заметны они – в делах. Ревнитель богоугождения, страхом Божиим проникнутый, как только заметит такой проскользнувший грех, тотчас обращается к Господу, им всегда зримому, сокрушенно кается, осуждая себя, и прощен бывает». 10

http://bogoslov.ru/article/3508452

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010