Умер нищий, и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «Отче Аврааме, умилосердись надо мной и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем». Но Авраам сказал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое, ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того, между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Очевидно, что в этом повествовании Христом сказано многое о бессмертии. Он приподнимает, так сказать, завесу, скрывающую от нас мир духовный, и дает нам взглянуть минутно на состояние душ в загробном мире. Быть может, ни в одном из мест Священного Писания не изображены столь живо различные состояния отошедших и их взаимные друг к другу отношения. Нам дано видеть одновременно небо и ад, и то, что там происходит, поведано нам Тем, Который есть не только «Начальник жизни», но и «Имеющий ключи ада и смерти». Рассмотрим же, что нам сказано Христом относительно той истины, что люди узнают друг друга и что общение между ними возобновится в том мире духовном, который Он раскрывает перед нами в сказанном повествовании. Притча эта учит нас тому, что святые, находящиеся в царстве славы, не только взаимно узнаю друг друга, но что между ними существует самая искренняя дружба и общение, так как мы слышим, что Лазарь не только узнал Авраама, но что ему дозволено было и возлежать на лоне его, то есть дано было блаженство самого преискреннего общения с «отцом верующих и другом Божиим». Далее, мы узнаем из означенного повествования еще и то, что спасенные и погибшие могут узнать друг друга, хотя общения дружбы не может существовать между ними; так богач, находившийся в аду, мог узнать и Авраама, и Лазаря, которые были на небесах, и они также видели его. Но хотя они, таким образом, могли видеть друг друга издалека, все же не было никакой возможности взаимного между ними общения, так как между ними была «утверждена великая пропасть», преграждавшая навеки всякое между ними общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не изобретение ли это дьявола, который хо дит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр 5:8)? Не князя ли века сего прелесть эта, которой он помрачает душевные глаза бедных людей, чтобы им не увидеть света истины Хрис товой (2 Кор 4:4)? Я вам точно говорю и засвидетельствую, что праздник этот – праздник бесовский, и точно смердит идолобесием. Не то же ли и эти люди, новый Израиль, делают, что говорит апостол Павел о людях, вышедших из Египта, ветхом Израиле: Народ сел есть и пить, и встал играть (1 Кор 10:7). Ибо и эти люди сели есть и пить, и упиваться, и встали играть. К тому же, восстали и друг на друга; восстали друг с другом ссориться, друг с другом биться, друг друга ранить, друг друга окровавлять. Из всех обстоятельств этого праздника видно, что был некий древний идол, прозываемый именем Ярило, который в этих странах почитали, пока еще не было христианского благочестия. А некоторые этот праздник, как я от здешних старых людей слышу, называют игрищем. «А давно ли праздник этот начался?» – спрашивал я у тех же стариков. Они мне на то точно сказали, что еще издавна. А потом добавили, что он из года в год усиливается, и так-де люди его ожидают, как годового торжества. И когда он подойдет, одеваются празднующие в самое лучшее платье, и понемногу в нем начинают беситься; туда и малые дети с великим усилием у своих отцов и матерей просятся. Начинается он, как те же мне люди объясняют, в среду или четверг по сошествии Святого Духа, и усиливается в следующие дни. А в понедельник, в первый день этого поста, оканчивается, только с великим бесчинием и умножением нечестия, как я сам заметил с сожалением. Но как бы тот праздник ни назывался, или когда бы ни начинался, или сколько бы дней ни продолжался, однако же, точно я вам объявляю, что сей праздник есть бесовский, смердящий, издает запах идолонеистовства. Потому что праздник христианский состоит в том, чтобы в церковь Божию входить и имя Божие славословить, размышлять о содеянных Божиих благодеяниях и за них сердцем и устами Бога-Благодетеля благодарить. Так и апостол учит, говоря: Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа (Еф 5:18–20). А этот праздник что составляет? Бесчинные кличи, пьянства, драки, кровопролития, скверные и разжигающие к блудодеянию пляски скверных женщин, которых апостол всячески беречься повелевает, говоря: Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим 13:12–13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В нравоучительной части ап. Павел призывает христиан «поступать достойно звания, в которое [они] призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф.4:1-6 ). «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:22-32 ). «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» ( Еф.5:3-5 ). «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» ( Еф.5:11-12 ). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» ( Еф.5:18-21 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Истина – это Сам личный и живой Бог. Второе Лицо Святой Троицы – Иисус Христос , отождествляет истину с Собой: Я есть Истина, путь и жизнь. 2 Истина вечна, неизменяема и абсолютна, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 3 Бог явил Себя людям через Откровение, достигшее полноты в Воплощении, и вольных страданиях Господа на Кресте, упразднившем смерть, и открывшем людям путь бессмертной и нетленной жизни через причастие Божеского естества 4 по благодати. И Откровение, и Воплощение, и жизнь, и особенно, Крестные страдания Иисуса Христа являют делом, 5 что Бог есть любовь, 6 поскольку Иисус Христос умер за нас 7 не по необходимости логической или онтологической, но абсолютно свободно и добровольно, следовательно, Истина есть и Любовь. Божественная любовь порождает у христиан ответную любовь и к Дарователю вечного блага, и к ближним. 8 Поэтому желание приобщить к Нему еще непричастных должно стать естественным для христианина, ибо если так возлюбил нас Бог , то и мы должны любить друг друга, 9 Он пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его… Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. 10 Провозвестие о спасении как даре божественной любви, есть основание миссии, и сама миссия становится внутренней потребностью миссионера. «Горе мне, – пишет апостол Павел, – если я не благовествую». 11 Православная миссия среди еретиков, иудеев и язычников изначально исходила из опытного ведения Истины апостолами, 12 на которых утверждена Церковь . 13 И преемство по отношению к их опыту и вере – апостольство, служит признаком Ее подлинности. 14 Единственно верное знание Истины, Ее познание и идентичность на протяжении столетий, достигается благодаря тому, что Господь Иисус Христос пребывает неотлучно с Церковью по сей день, и Святой Дух хранит учение Христа, и наставляет Церковь на всякую истину 15 до скончания века. 16 В Церкви, как следует из ее многовекового опыта, постижение Истины неотделимо от самой Истины, и Истина своим содержанием и действием формирует как способ Ее познания, так и критерии достоверности, и формы свидетельства о Ней применительно к разного рода заблуждениям. Вот почему вопрос о церковной методологии противосектантской борьбы должен решаться исходя из многовекового опыта Церкви, то есть святоотеческого отношения к заблуждениям. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prav...

   Посему так же, как говорящий ложь оскверняет свои сердце и уста (потому что ложь прилежит неприятелю, ибо диавол — этоотец лжи (Ин. 8:44)), так и глаголющий истину освещается своими душой и телом и всеми членами, ибо истина — Христос. Наставляя непослушный народ, Захария говорит им: глаголите истину кийждо искреннему своему, истину и суд мирен судите (Зах. 8:16). И другой: Устне истинны исправляют свидетельство… хотящие же мира — возвеселятся (Притч. 12:19-20). Истину приобрети и не отступай от премудрости и научения, и истинного же уста исполнятся смехом (Иов. 8:21), то есть радостью. Давид: Господи, кто обитает в жилищи Твоем; или кто вселится во Святую гору Твою? (Пс. 14:1). И прибавляет: Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголай истину в сердцы своем (Пс. 2:5), то есть от сердца. Ибо начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея(Пс. 118:160). Ибо и дела рук Его истина и суд (Пс. 110:7); и: милость и истина предидет пред лицем Твоим (Пс. 88:15); и: наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды (Пс. 44:5). Ибо во устех врагов [Col. 1629] моих несть истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже (Пс. 5:10-11). Говорит же и правдивый Иов: не солгах бо во словесех святых Бога моего (Иов. 6:10). И Приточник: Лучше нищ ходяй во истине, нежели богат ложь (Притч. 28:6); и: творити праведная и истинствовати угодна Богу паче, нежели жертв кровь (Притч. 21:3); Изнесу от устен правая, яко истине поучится гортань мой. Мерзки же предо мною устне лживыя (Притч. 8:6-7). Апостол же: Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф. 4:25), в нелицемерной любви, в слове истины (2 Кор. 6:6-7). Иоанн же говорит: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе (1 Ин. 5:20), ибо глаголющий истину пребывает в Боге. «Посему следует, чтобы из уст человеческих исходила всякая истина, чтобы дух, который Бог поселил в этой плоти, истинным бы обрелся у всех людей, и так прославлялся бы Господь, обитающий во всех людях, что Господь истинен во всяком слове и нет никакой лжи у Него. Лживые же отвергают Господа и становятся обирателями Господа, не отдавая Ему залог, который приняли, ибо приняли дух нелживый. И если они его лживым вернут, то осквернят Божий залог и окажутся обирателями». Ибо хранящий истину может себе жизнь обеспечить, ибо он сохраняется истиной. Посему, очевидно, и по чину, честный отче Евстафие, вам преподнес я слово об истине. Ибо всегда во Христа облеченный, в Нем ты живешь и движешься (ср. Деян. 17:28) — и как истинный человек, и как неистовейший почитатель истины. [Теперь же я дерзну сказать, что это именно тебе объявил Рекший Фоме: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6).] Ему же подобает слава с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Конечно, и среди таких озлоблений невеста Христовой истины и правды найдет к кому обратиться за участием; не все же на живой голос любви, тоскующей по Христовой всеобъемлющей и всеправой истине, останутся безответными гробами, а найдутся и избранные души, которые ответят ей, вначале, по крайней мере, искренним желанием узнать, в чем дело, кого и чего она ищет, а потом и готовностью к соучастию и содействию. Это и изображается далее. «Заклинаю вас дочери Иерусалима!» (говорит озлобленная людьми, но занятая только своим Возлюбленным невеста, обращаясь к подругам, собравшимся, видно, на шум озлобления с участием к ней) «Если найдете Возлюбленного, что же вы скажете Ему? – что я больна от любви к Нему.» Подруги эти, избранные души – соучаствующие возлюбленной, отвечают ей именно выражением своего желания иметь понятие о ее Возлюбленном. «Чем Возлюбленный твой отличнее всякого возлюбленного, Прекраснейшая из женщин? Чем Возлюбленный твой отличнее всякого возлюбленного, Что ты так заклинаешь нас?» Пред подругами возлюбленная описала беспримерную красоту своего небесного Друга, Жениха истины и премудрости, возглавляющего в Себе все небесное и земное, совмещающего в Себе все благое и истинное, а лживое и греховное вземлющего на Себя, и притом раскрывшего эту Божественную, поглощающую всякое духовное безобразие, красоту именно в воспринятом Им человечестве, в самой даже Своей плоти. Таков, а не иной, должен быть общие смысл чувственно-образного описания Его красоты, в существе своем духовной, выражающей в себе всю силу Христовой истины и благодати, – красоты, раскрывающей полноту Божества, обитающего во Христе и телесне ( Кол. 2:10 ). «Уста Его сладость и весь Он красота», – так заключает она свое описание красоты Возлюбленного, открывающего в Себе и своем слове для всякой жизненной среды все благоволение Своего Отца и благоухающего всею полнотою почивающего в Нем Св. Духа. «Вот кто Возлюбленный мой и вот кто Друг мой, дщери Иерусалима»! И эти дочери святого града, града великого Царя небесного, как, по смыслу теократии, назвал Иерусалим сам Господь (Матф.) души верующие, избранные, управляемые Всевышним Царем, как скоро дано им понять или почувствовать, каков Божественный Жених истины и мудрости, сейчас же присоединяются к сгорающей любовью к Нему невесте Его, чтобы вместе с нею искать Его, не удерживаясь ночным мраком неведения и заблуждений человеческих, ни опасностью жестоких оскорблений и озлоблений от самых блюстителей общественного спокойствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Так все верующие во Христа, спасаемые сею верою, тесно между собою связаны, потому что все имеют один источник спасения, т.е. кровь Иисуса Христа, или искупительные заслуги Его. Только ценою Его страдании и смерти освобождаемся от прародительского греха и осуждения за грех; очищаемся от всех наших грехов, соделанных нами до возрождения в святом крещении, и надеемся получить прощение и тех грехов, коим, по немощи нашей растленной грехом природы, после крещения подвергаемся, доколе носим это бренное тело. И кто может сказать, что он не участвует в сем великом даре милости Божией? Кто в праве подумать, что для него не нужна сия очистительная кровь Господа Искупителя? 8 . Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Для всех и всегда необходима цена крови Господа Спасителя мира. Как силою искупительных заслуг Христовых мы возрождаемся в жизнь благодатную, приемлем многоразличные дары Благодати; так только силою искупительных заслуг Спасителя мы и можем, по слову Апостола, ходить во свете, т.е. питать в себе живую веру в Бога, и жить по вере. Без благодатной помощи, даруемой нам за цену крови Иисуса Христа, мы всегда готовы ниспасть во тьму греховную: ибо, доколе живем в этом мире и носим это греховное тело, мы всегда удобопреклонны ко греху, и грешим. Если говорим, пишет Апостол, что не имеем греха: обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили ни делом, ни словом, ни помышлениями или желаниями, то мы обманываем себя; в самообольщении не видим себя, каковы мы на самом деле, не сознаем истины и поступаем не по истине, – и истины нет в нас. Говоря так, святой Богослов показывает, что слова его: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете», не значат того, будто истинные последователи Христовы совершенно чисты от грехов, безопасны от падения; но означают только то, что они, питая в себе живую веру во Христа, ходят пред Богом, как пред находимым Солнцем; помышляя о Его совершенствах и благоговея пред Ним, стараются всегда исполнять заповеди Божии и всеми силами удаляться всяких грехов; а подвергаясь, по немощи, грехам, спешат искренним раскаянием очистить себя от сознаваемых грехов. Для этого Господь и заповедал своим ученикам в молитве всегда просить Отца небесного: и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Народная вера, вера истины и милости в христианских демократиях, пользуется только той защитой, которую имеют и многие суеверия и ложные теории.    Таким образом, Бог оскорблен, а современная свобода обеднена и повреждена без поддержки истины. Но свобода, не освещенная истиной и необлагороженная милостью, грязна и груба. Такая свобода, как и всякая святыня, мстит за себя. Свобода мстит таким образом, что бежит от общества людей, которые лишают ее истины и милости, а ее место занимает ненавистная диктатура и тирания. Познайте истину, и истина вас освободит. От чего освободит? Освободит от всякой лжи, лицемерия, грубости и вульгарности.     Я есть истина. Без меня ничего не можете. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.     Я Отец ваш, Который на небесах, а вы братья между собой.    Если бы это Откровение дошло до Демосфена, он бы по-другому защищал демократию афинскую. И если бы это дошло до эллинского философа Платона, он написал бы мудрые книги о человеческом обществе.    Без веры в Бога ни рабство невозможно вынести, ни свободу удержать.    На вратах любой христианской страны следовало бы написать крупными буквами слова апостола Павла: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал. 5:13).    Следовательно, согласно христианскому учению цель свободы есть добровольное служение Богу и своим ближним, служение по любви. И рабство есть служение хозяину, но не добровольное, а по принуждению, без личного достоинства и ответственности.    Чем больше свободы, тем должно быть больше личное служение и личная ответственность. При этом душа человеческая усовершенствуется и обожается. И Сын человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Он служил.    К несчастью, до сегодняшнего дня свобода главным образом используется для удовлетворения желаний плоти. Но так не может долго длиться, иначе не останется свободы.    На смену нам должно прийти более интеллектуальное, сознательное и совестливое поколение, чем наше, которое будет понимать свободу как святыню, немыслимую без истины и милости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Или вот иной пример:  как, например, с жизнью? Боятся ли постмодернисты ее " всеобщности " ? Опасаются ли они, например, что жизнь человечества продлится сколь угодно долго? Нет? Почему же они опасаются познания истины? Потому ли только, что есть соблазн " владеть ею " ? Но он не исчезнет, если " истину плюрализовать " . Но более того, так много легче " владеть истинами " -- теперь каждый более или менее желающий " может владеть вроде истиной " ... " одной из " ... Просто такие " владельцы " порознь друг с другом... Данненберг Антон Николаевич, Москва 23 августа 2013г. 16:30 Здравствуйте, уважаемый Александр.  И еще:   - ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа  (Ин. 1:17)  - Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин. 14:6)  - Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин. 17:17)  - Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. И тд. и тп. Очевидно, что трактовка истины как относительной, контекстуальной и т.д. в случае с христианством невозможна просто по определению. Парадокс заключается в том, что заявляя, что объективной истины не существует, сами постмодернисты таким образом претендуют на истинность своего высказывания. Собственно, в этом, на мой взгляд, и заключается основная проблема: объявляя догматическое христианство не истинным, сами они полагают, что их трактовка будет истинной. Согласен с Вами. А, вообще же, вся эта история с постмодернистким христианством и попытками его " актуализировать " , " оживить " и прочее - всего лишь версия 2.0 реализации принципа Sola Scriptura, построенная на весьма сомнительной онтологической и эпистемологической основе, да еще и политическим оттенком. Но это мое мнение, разумеется. С уважением, Данненберг А.Н. Александр Жабенко 24 августа 2013г. 13:14 Видите, постмодернизм из всего Евангелия говорит лишь о двух: об искушении Христа в пустыне и о суде у Понтия Пилата. За это внимание можно радоваться о нем, но за частичность и недостаточность ему можно поставить это же в укор.

http://bogoslov.ru/article/3430693

Ситуацию; возникшую после ареста Иисуса, можно охарактеризовать как «треугольник». В качестве ответчика Он предстал не пред одним, а перед двумя истцами: иудейским первосвященником Каиафой и наместником римского императора Тиберия Пилатом. К Иисусу они относились по-разному, и это их отличало друг от друга, но в чем они были схожи, так во взаимной ненависти. Ситуацию, возникшую после ареста Иисуса, можно охарактеризовать как «треугольник». В качестве ответчика Он предстал не пред одним, а перед двумя истцами: иудейским первосвященником Каиафой и наместником римского императора Тиберия Пилатом. К Иисусу они относились по-разному, и это их отличало друг от друга, но в чем они были схожи, так во взаимной ненависти. Треугольник этот представляет собой исключительно ясный и точный символ того, что до сих пор происходит с заблудшим человечеством. По своей выразительности и наглядности он может быть назван «геометрической формулой богоотступничества», расшифровка которой, к сожалению, стала сегодня еще более актуальной, чем две тысячи лет назад. Как все настоящие и глубокие символы она имеет не одно прочтение: если говорить о самых важных, то их тут два. Они представляют собой проекции одной и той же сущности на две разные системы понятий, каждая из которых выявляет определенный ее аспект. Событие, сущность которого нас интересует, состоит в произошедшем в мистическом пространстве отпадении человека от истины и впадении его в ложь, которая сразу же расщепилась на две разновидности. Что же касается первопричины отпадения, то ею была дурно использованная человеческая свобода — первородный грех. ПЕРВАЯ ПРОЕКЦИЯ      Два варианта отвержения истины, воплощенные в Каиафе и Пилате, возникают на разной психологической основе. Это хорошо видно из описания допросов Иисуса в синедрионе и в претории. Посмотрим сначала, как вел себя в качестве следователя Пилат,       «Пилат сказал Ему: итак ТЫ Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на «то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин.18,37).

http://pravmir.ru/sud-nad-iisusom/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010