Итак, братия, будем помнить и хранить наставление Апостола Христова: да любим друг друга, по заповеди Господа Спасителя. Будем помнить, что нелюбящий ближнего пребывает в смерти, а ненавидящий ближнего в сердце своем есть человекоубийца, чуждый благодатной жизни, а потому чуждый и надежды вечной жизни. Да не смущаемся, – если, следуя заповедям Господа Спасителя, будем испытывать ненависть, злоречие, обиды: так было от начала мира; знаем это из истории Каина и Авеля. Но да утешает и подкрепляет нас та истина, что, если мы питаем в душе истинную любовь к Богу и ближним, по заповеди Христовой, то мы имеем в своей душе благодатную жизнь, которая есть залог и предвкушение вечной блаженной жизни, уготованной в обителях небесных. Пример Господа Спасителя да будет всегда пред взорами нашей души. Он, исполняя волю Отца Своего, пострадал и умер за наши грехи, для нашего спасения: так и мы, исполняя заповеди Христовы, должны быть готовы пострадать и умереть за ближних, если этого от нас потребуют христианские обязанности наши. Если, по примеру Господа, мы должны полагать жизнь свою за братьев, то тем более, из любви к ним, должны мы охотно помогать нуждам ближних, по мере возможности: кто имеет много, тот помогай более; а кто мало, тот помогай, сколько может, как внушит ему искренняя любовь к ближнему по Духу Христову. Братия! Да будет по наставлению апостольскому: «станем любить не словом или языком, но делом и истиною.» Аминь. Беседа 13. И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши (1Ин.3:19). И вот по чему узнаем, говорит Богослов, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши. – Мы от истины, т. е. мы познали истину, познали Бога Отца и Господа Иисуса Христа ( Ин.17:8 ); мы рождены от Бога ( 1Ин.3:9 ), и перешли из смерти в жизнь ( 1Ин.3:14 ). И пред Ним, Господом Иисусом, успокаиваем сердца паши. Почему же знаем, что ми от истины? Апостол объяснил это прежде, говоря: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною». И вот почему, продолжает он, мы узнаем, что мы от истины, и успокаиваем сердца наши пред Господом Спасителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Видишь ли, как Он всеми средствами убеждает душу в том, что нужно молиться и о язычниках? И указывая на пользу, которая из этого проистекает, он го­ворит: " дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную " , и – что гораздо важнее этого – это и Богу угодно, мы через это делаемся по­добными Ему, когда желаем того же, чего и Он. Этого доста­точно для того, чтобы склонить даже зверя. Итак, не бойся мо­литься за язычников: и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться об язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследо­вать их. Это и по другой причине достойно одобрения, – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу. Впрочем, если сам Господь хочет дать им спасение, то какая, скажешь, нужда в молитве с моей стороны? Это много пользы приносит и им, и тебе; их располагает к любви, и тебя не допускает до ожесточения; и это имеет силу привлечь их к вере, так как много таких людей, ко­торые вследствие раздоров между собою отступали от Бога. Это он называет теперь спасением от Бога, сказав: " чтобы все люди спаслись " – потому что это и есть во­истину спасение, а без него другое (спасение) ничего великого не составляет, носит только имя и название спасения. " И достигли познания " , – говорит, – " истины " . Какой истины? Именно – веры в Него. Так как еще прежде Он сказал: " чтобы они не учили иному " , то, чтобы на них (иноверцев) не стал кто-либо взи­рать, как на врагов, и не заводил по этому поводу с ними ссоры, он говорит: " чтобы все люди спаслись и достигли познания истины " . Потом, сказав это, он присовокупил: " Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками (ст. 5). Он сказал: " и достигли познания истины " , выражая этим то, что вселенная еще не достигла истины. Потом сказал еще: " Ибо един Бог " , выражая ту мысль, что не много (богов), как неко­торые думают. Сказал, что (Бог) послал и Ходатая, Сына, показывая, что Он хочет, чтобы все получили спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

«Покажите, пишет верующим Иоанн, что вы истинные ученики Христовы, искупленные Его кровью, подражая Учителю, и любя друг друга». Взаимная любовь служит основанием нравственности христианской. Между философами одни отрицали нравственность, не зная на котором из высших воззрений основать понятие о добре, а потому и считали, его только следствием совести, которая не действительнее силы зла; другие же искали оснований добра в природе и принимали за основание нравственности – свободу. Но она служит основанием только нравственности отрицательной, потому что, если уважение к свободе других и препятствует нам делать зло своему ближнему, то нисколько не возлагает еще обязанности делать ему добро. Нравственность, основанная на свободе, логическим последствием своим, имеет только равнодушие и эгоизм. Нравственность же христианская основана на взаимной любви, и ведет к тому, чтобы ближнему своему делать то добро, которое желает самому себе. Иисус Христос научил мир возвышенной истине этой, но мир по сию пору еще не хочет её понять; святой же Иоанн исключительно старался проповедовать взаимную любовь эту, как отличительное свойство истинно христианской нравственности. Христианин познается по двум отличительным качествам; по вероучению своему, тем, что верует только в истины откровенные, без примеси систем человеческих, а по нравственности тем, что любит своего ближнего. Св. Иоанн развивает обе истины эти в своем первом послании. Изложивши основание взаимной любви, он доходит до истины откровенной. «Я написал вам, говорит он, 724 не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?» Этому-то заблуждению и учил Керинф. «Это антихрист, продолжает Иоанн, отвергающий Отца и Сына; всякий отвергающий Сына, не имеет и Отца. И так, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас. Святой Иоанн, как видим, основанием вероучения полагает устное учение Апостолов, которое следует тщательно хранить таковым, как его слышали. Во всех писаниях апостольских, которые только сохранились, находим положительное наставление это. Верность учению, принятому посредством проповеди апостольской, есть единственный способ предохранить себя от всякого лжеучения; Св. Иоанн добавляет: «Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то вы пребудете в Сыне и Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это написал я вам об обольщающих вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Видишь ли, как Он всеми средствами убеждает душу в том, что нужно молиться и о язычниках? И указывая на пользу, которая из этого проистекает, он говорит: « дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную », и — что гораздо важнее этого — это и Богу угодно, мы через это делаемся подобными Ему, когда желаем того же, чего и Он. Этого достаточно для того, чтобы склонить даже зверя. Итак, не бойся молиться за язычников: и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться об язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения, — по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу. Впрочем, если сам Господь хочет дать им спасение, то какая, скажешь, нужда в молитве с моей стороны? Это много пользы приносит и им, и тебе; их располагает к любви, и тебя не допускает до ожесточения; и это имеет силу привлечь их к вере, так как много таких людей, которые вследствие раздоров между собою отступали от Бога. Это он называет теперь спасением от Бога, сказав: « чтобы все люди спаслись » — потому что это и есть воистину спасение, а без него другое (спасение) ничего великого не составляет, носит только имя и название спасения. « И достигли познания », — говорит, — « истины ». Какой истины? Именно — веры в Него. Так как еще прежде Он сказал: « чтобы они не учили иному », то, чтобы на них (иноверцев) не стал кто–либо взирать, как на врагов, и не заводил по этому поводу с ними ссоры, он говорит: « чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ». Потом, сказав это, он присовокупил: « Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками » (ст. 5). Он сказал: « и достигли познания истины », выражая этим то, что вселенная еще не достигла истины. Потом сказал еще: « Ибо един Бог », выражая ту мысль, что не много (богов), как некоторые думают. Сказал, что (Бог) послал и Ходатая, Сына, показывая, что Он хочет, чтобы все получили спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

е. необходима агапическая любовь к братьям. Φιλα в общецерковной экономии (где личности – «три меры муки», а Церковь – «женщина») есть «закваска» , γπη же – предохраняющая от разложения «соль» человеческих отношений: без первой нет брожения, творчества церковного человечества, нет движения вперед, нет пафоса жизни; а без второй – нет безгнилостности, собранности, чистоты и неповрежденности этой жизни, – нет хранения устоев и уставов, нет уклада жизни. В своих пред чувствиях грядущего христианства древность выдвигала и ту, и другую сторону церковной жизни. Нет надобности, конечно, указывать примеры. Полезнее отметить двумя-тремя беглыми чертами, как последующая мысль смотрела на дружбу (говорю: «на дружбу», ибо отношение ее к братству достаточно известно и не нуждается в напоминаниях 724 ). Открывающееся в сознании друзей их мистическое единство проникает собою все стороны жизни их, озолачивает и каждодневное. Отсюда выходит, что и в области простого соработничества, просто товарищества Друг делается величиною большею по своей ценности, нежели последняя того эмпирически стоит. Помощь Друга приобретает таинственный и любезный сердцу оттенок; выгода от него делается святынею. Эмпирическое дружбы перерастает себя, упирается в небо и врастает корнями в земные, ниже-эмпирические недра. Может быть, – да и не может быть, а конечно, – в этом именно лежит причина той настойчивости, с которою и древние и новые, – и христиане, и иудеи, и язычники – восхваляли дружбу в ее утилитарном, воспитательном и житейском моменте. «Двум лучше, чем одному, так как у них есть доброе вознаграждение за труд их; потому что, если они упадут, то один поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лягут двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет пересиливать кто-нибудь одного, то двое противостанут ему. И нитка втрое сплетенная, не скоро порвется» ( Еккл.4:9–12 ). Это – относительно жизненной взаимопомощи. Но далее: взаимным трением и приспособлением друзья воспитывают друг друга: «железо острит железо и человек острит взгляд друга своего» ( Притч. 27:17 ). Самая близость друга радостна: «Масть и курение радуют сердце, но сладкая речь друга лучше душистого дерева» ( Притч. 27:9 ). Друг – опора и покров в жизни: «верный друг – крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что каков он сам, таким делается и друг его» (Сир.6:14–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«Некую новую заповедь, — говорит, — даю вам» (ср.: Ин. 13:34). А если ты не понимаешь слов: «сия есть заповедь Моя» , то призови апостола, который разъяснит тебе их, говоря: «цель заповеди сей есть любовь» (ср.: 1 Тим. 1:5). А какой смысл этой заповеди? Без сомнения, такой: «во всем, как хотите вы, чтобы с вами поступали сыны человеческие, так поступайте и вы сами» (ср.: Мф. 7:12). «Любите , — говорит, — друг друга» , — и такую меру положите: «как Я возлюбил вас» . Но это невозможно, потому что Ты — Господь и любишь рабов Своих, мы же, будучи товарищами друг другу, каким образом возможем так любить друг друга, как Ты любишь нас? Однако, поскольку так сказал Господь, то посмотрим, как это происходит. «Никто, — говорит, — не может иметь больше такой любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (ср.: Ин. 15:13). Любовь Его из того усматривается, что назвал нас друзьями. Но если мы полагаем души свои за Тебя, то разве любовь наша становится равной Твоей любви? Если мы и умираем за Тебя, то мы смертны. Ты же, будучи (вечно) живый, принял на Себя страсть нашей смерти. Итак, каким же образом истолковать эту (заповедь): «как Я возлюбил вас» ? Умрем, — говорит, — один за другого. Но мы, конечно, не пожелаем и жить один вместо другого. Если, — говорит, — Я, ваш Господь и Бог, умираю за вас, то тем более должно вам умирать одному за другого. «Вот Я посылаю вам утешителя» (ср.: Ин. 15:26), ибо говорит: «иного Параклита (Утешителя) посылаю вам» (ср.: Ин. 14:16). Как Сам Он — Бог, так Бог и Тот, Кто посылается. Если бы Он был больше Духа, потому что посылает Его, то также и Дух был бы больше Его, потому что отвел Его в пустыню на искушение (Мф. 4:1). И каким образом сказал: «хорошо для вас, если Я пойду, потому что если Я не уйду, то Утешитель не приидет к вам и не откроет вам всякой истины» (ср.: Ин. 16:7, 13)? Каким образом оказалось благом то, что Господь ушел и, поскольку Он не мог показать всей истины, пришел раб [Дух Святый, Которого еретики называют творением], дабы дать то, чего не дал Господь? И почему первый Утешитель (Христос) не раскрыл всей истины, а второй (Дух Святый) раскрыл нам ее по слову Первого, так как Сей (Христос) есть вся истина? А что Дух назван Господом, о том свидетельствует Писание в следующих словах: «получил Симеон повеление от Духа Святаго, что он не вкусит смерти, пока не увидит Господа Христа, и когда взял Господа на руки свои, сказал: ныне отпускаешь, Господи, раба Твоего по слову Твоему в мир» (ср.: Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Молитва Церкви даже разрешила Петра от уз и освободила его из темницы ( Деян.12:5–10 ). как есть у некоторых обычай; Здесь он делает упрек отделяющимся. но будем увещевать друг друга, То есть друг друга утешая и друг друга наставляя, и научая, и убеждая. «Брат брату помогает и говорит: крепись!» (см. Ис. 41, 6 ). и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Дня кончины. Ибо пока мы, говорит, еще не удаляемся из этого мира, зачем нам разделяться друг с другом? Это было утешением для них, уставших под гнетом испытаний, как и в другом месте говорит: «Господь близко, не заботьтесь ни о чем» ( Флп.4:5–6 ). Евр.10:26 .  Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, Из наиболее полезного он убедил, что мы имеем дерзновение, что мы удостоены прощения; а теперь устрашает наиболее печальным. Смотри, как он снисходителен. «Произвольно грешим», говорит: как будто, если невольно согрешишь, то существует некое умеренное прощение. Заметь также: не сказал: согрешили, но «грешим», то есть нераскаянно пребываем во грехе. Так, если мы не будем пребывать во грехе, но обнаружим раскаяние, то будет прощение. Итак, где те, которые говорят, что здесь отвергается покаяние? «Получив познание истины» – разумеет или Христа, или все догматы . то не остается более жертвы за грехи, Говорит это не для того, чтобы отвергнуть покаяние, как измыслили некоторые 15 , но показывает, что нет второго крещения, а потому нет и второй смерти Христа. Смерть Христа он называет жертвой, как и в последующих словах. Ибо единой жертвой Он усовершил навеки: крещение наше изображает смерть Христа. Посему, как та едина смерть, так и это крещение едино. Итак, что же ты так бесстрашно согрешаешь, когда нет надежды, что ты без труда изгладишь грехи посредством крещения? Итак, вместо этого займись добрыми делами. Евр.10:27 .  но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Смотри, как он как бы одушевил огонь. Как зверь раздраженный не успокаивается до тех пор, пока не схватит кого-нибудь и, пожрав, утолит ярость, так и тот огонь, как бы распаляемый ревностью на нарушителей заповедей Божиих и свирепея за них, кого схватит, того всегда пожирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Сказанное такой имеет смысл: обновляйтесь духовным обновлением в уме вашем, а не телесным и в теле происходящим. И облечься в нового человека. Видишь ли, предмет один, который вовлекает с себя и облекается: но одежды различны, именно: порок и добродетель? Ибо как легко раздеться и одеться, так же легки порок и добродетель, если пожелаем. Почему же представляет порок и добродетель под образом человека? Потому что делами характеризуется человек, и они не менее естества показывают человека — добрый ли он, или злой. Итак, новый человек — это обновленный крещением, который должен быть и крепким, и не имеющим повреждения, и здоровым, ибо все это свойственно молодости. Созданного по Богу, в праведности и святости истины. Этот человек, говорит, создан не по похоти, а по Богу, то есть от Бога то создание, которое Ему благоугодно, в купели не от воды и земли, но в праведности и святости. Ибо в том — сущность такового человека. Правда — вообще добродетель, как обыкновенно мы и называем праведным человеком безупречного. И Господь, говоря: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев (Мф. 5:20), — разумеет здесь всякую добродетель. Святость же есть чистота и исполнение всего должного; как например по отношению к умершим мы говорим: οσαν — когда кто по отношению к ним исполнил должное [ 10 ], и еще φιοσμην (я отделался — все совершил). Но так как в Ветхом Завете говорилось о правде, то он говорит, что она была образом сей праведности. Я же говорю тебе о правде истины и Евангелия. Или в противоположность наружной и лицемерной правде он указал на правду истинную. Хотя сей человек и создан в крещении в правде и преподобии, но ему и теперь следует облекаться ими чрез жизнь и дела. И когда ты слышишь, что должно облечься, то уже помышляй, что никогда не следует разоблачаться, как и сказано: облечется проклятием, как ризою (Пс. 108:18), и Ты одеваешься светом, как ризой (Пс. 103:2). И мы имеем обыкновение говорить: такой-то надел на себя личину такого-то. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Сказав о ветхом человеке вообще, потом описывает его и по частям. И, во-первых, устраняет ложь в отношении друг к другу и, что особенно важно и способно пробудить стыд, потому что мы члены друг другу, — как бы так говоря: неужели глаз, увидев зверя, лжет — ногам и препятствует им бежать? Или же нога, ощутив глубокий ров, скрывающийся под тростником и землей, неужели лжет и не дает знать глазу, чтобы он посмотрел в другую сторону и нашел обход? И вообще во всем ты найдешь то же самое. Посему и мы также не будем лгать друг другу, ибо мы — члены одного тела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Да укрепит нас всех Господь Бог в непоколебимой верности своей православной Церкви!.. Ваш Владыка, Высокопреосвященнейший Прокофий, Архиепископ Херсонский и Николаевский, писал вам, возлюбленные, чтобы вы хранили единение духа в союзе мира. К сему присоединяюсь и я, многогрешный, и молю вас, дорогие мои сотрудники – снисходите друг ко другу в немощах, не осуждайте ближнего, «почитайте один другого высшим себя» (Фuлun.II:3), «носите бремена друг друга и таким образам исполните закон Христов» (Гaлam.VI:2). В Христе Бог вещает всем вам, Его служителям: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Uoah.XIII,34—35). Но как достичь этой любви, спросите, если наше грешное человеческое сердце бунтует против немощей ближнего собрата нашего. «Нужно молиться усердно: хотя и не хочется о тех, к кому чувствуете неприязнь, и благодать Божия смягчит и наше сердце и тех, о ком молимся, как и поучает нас св.Апостол: «признавайтесь друг перед другом в проступках, и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усердная молитва праведного» (Uakob.V,16). Я узнал, что среди вас, возлюбленные, наблюдается легкое отношение к обновленческому расколу: говорить об обновленцах строго и резко, по мнению некоторых из вас, – это признак нелюбви, или как выражаются иные, «нетактично»... Необходимо помнить вам, возлюбленные, что обновленческий раскол – это лютый и злой враг Церкви Божией и Бога. Обновленчество, равно как и католическая ересь, протестанство, самосвятство, ионникиевщина-лубенщина или нынешний ВВЦС, а также и всевозможные секты, это – фальсификация христианства, это подделка истины, лукавая и тонкая. Неверие открыто идет против Бога, а указанные религиозные общества – открывают человеческие души от Церкви Божией Православной, а через это и от Самого Бога, ибо вне церкви Божией православной, Господь не знает Своих верующих (Дeяh.II:47), и кто идет против Церкви Божией Православной, тот идет и против Бога, как о сем свидетельствует святой Киприан Карфагенский: «Кому церковь не мать, тому и Бог не Отец».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В рассматриваемой притче три действующих лица: некий человек (кто-нибудь из вас), внезапно нагрянувший к нему гость и его друг, живущий в той же деревне. Этот друг, вероятно, живет в обычном палестинском доме, не разделенном на комнаты. Все спят в одной комнате, на одной постели, расстеленной прямо на полу: муж, жена, дети. Двери дома крепко заперты. Встать среди ночи и отворить дверь – значит разбудить всю семью, доставить беспокойство близким. Поэтому первая реакция проснувшегося – отказать в просьбе. Но докучливый друг не отступает и в итоге получает просимое: не по дружбе (буквально: «не потому, что он друг ему»), а благодаря своей неотступности. Слово «друг» (φλος) употреблено в притче четыре раза. Может даже показаться, что это притча о дружбе, о законах гостеприимства и взаимопомощи. Однако это не так. Обычную ситуацию Рассказчик разрабатывает таким образом, что она в итоге выводит на иную тему – неотступности в молитве. И оказывается, что все сказанное о дружбе имеет сугубо вспомогательное, иллюстративное значение. Главным пунктом притчи становится неотступность человека, его назойливость и докучливость (термин ναδεια буквально переводится как «бесстыдство»). Именно это качество символизирует то настроение, с которым человек должен обращаться к Богу в молитвах. Поучение, следующее за притчей в качестве толкования, текстуально почти полностью совпадает с поучением из Нагорной проповеди. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что данное поучение Иисус повторял не однажды. Подобно докучливому другу, Он неоднократно и неотступно стучался в сознание Своих учеников для того, чтобы донести до них простые истины, в том числе о том, что нужно всегда молиться и не унывать ( Лк. 18:1 ). Этой же теме Иисус посвятит другую притчу, которую представляется правильным рассмотреть здесь, поскольку по содержанию она близка к притче о докучливом друге: В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010