Филарет, до пострижения Василий Михайлович Дроздов, митрополит московский, родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломне московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством благочестивых и просвещенных родителей, Дроздов в 1791 г. поступил в коломенскую духовную семинарию и пробыл в ней до 1799 г., когда эта семинария, за перемещением коломенской архиерейской кафедры в Тулу, была упразднена, а город Коломна с уездом был причислен к Московской епархии. Довершать свое образование Дроздову, вследствие этого, пришлось в Троицкой лаврской семинарии, находившейся под особым покровительством и ближайшим попечением знаменитого митрополита московского Платона II (Левшина) († 1812). Здесь он учился в философском и богословском классах с марта 1800-го и до нояб. 1803 г. Окончив курс наук с блестящим успехом в этой, стоявшей тогда наравне с академиями, духовной семинарии, Дроздов 21 ноября того же 1803 г., после произведенного ему лично самим митроп. Платоном экзамена, определен был на должность учителя греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Уже во время обучения в семинарии и на первых порах учительства обнаружились необыкновенные духовные дарования Дроздова и его образцово-честное поведение. «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божиего к вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына вашего», писал к родителю Дроздова ректор лаврской семинарии архим. Евграф Музалевский-Платонов. Особенно же блестящий проповеднический талант Дроздова скоро выдвинул его из ряда других учителей и был причиною быстрого движения его по службе. 12 января 1806 г. Дроздов произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митроп. Платон от 4 марта того же года, по прочтении и совершенном одобрении проповеди, писал викарию своему, епископу дмитровскому Августину (Виноградскому) : «А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Служение Амвросия совпало с бедственным дли России 1812 годом. В это время, как и в старину, наша иерархия ознаменовала себя высокой патриотической деятельностью. Св. Синод на спасение бедствующего отечества пожертвовал из своего капитала 1 1 / 2 миллиона. Первенствующий член Синода Амвросий пожертвовал от Александро-Невской лавры и новгородского архиерейского дома на государственные нужды билет в 20.000 рублей. Страшные бедствия, постигшие Россию в это время, пробудили в русских горячее патриотическое чувство. Это чувство спасло Россию от нашествия иноплеменников и возбудило в русском обществе стремление к охранению национальной самобытности. Такое стремление нашло себе твёрдую опору в самодержавных вождях земли русской. Преемник Александра I, государь Николай Павлович, твёрдый ревнитель русской народности и православия, задачей своего царствования поставил охранение начал русской народности. Этому охранительному направлению сообщил силу и жизненность великий иерарх, занимавший первенствующее положение в русской Церкви в продолжение целого полувека, митрополит московский Филарет Дроздов . Филарет, в мире Василий Михайлович, родился 26-го декабря 1782 года в городе Коломне, где отец его Михаил Феодорович был диаконом, а потом протоиереем собора. После домашнего образования В. М. Дроздов в 1791 году поступил в Коломенскую духовную семинарию и учился в ней до 1799 года, когда семинария эта, за перемещением коломенской архиерейской кафедры в Тулу, была закрыта. Довершил своё образование Дроздов в Троицкой лаврской семинарии, которая в то время, благодаря попечениям её начальника митрополита Платона, стояла наравне с академиями. В лаврской семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах до ноября 1803 года. С блестящим успехом окончив семинарский курс, Дроздов митрополитом Платоном был определён на должность учителя греческого и еврейского языков в лаврской семинарии. Необыкновенные дарования и в особенности блестящий проповеднический талант молодого учителя обратили на него внимание семинарского начальства и митрополита Платона. После первой проповеди, произнесённой Дроздовым в 1806 году в Троицком соборе Сергиевой лавры, митрополит Платон писал своему викарию Августину: «А у меня проявился отличнейший проповедник – учитель Дроздов; я сообщу его проповедь , и вы удивитесь». В этом же году учитель Дроздов перемещён был с греческого класса на высший класс поэзии и определён на должность лаврского проповедника, а в 1808 году перемещён на класс риторики.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Статистика Филарет (Дроздов), свт. митр. Московский Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26 декабря 1782 (6 января 1783), Коломна, Московская губерния — 19 ноября (1 декабря) 1867, Москва) — епископ Российской Православной Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Член Российской академии (1818). Крупнейший российский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине. Детство и образование Василий Дроздов родился рано утром 26 декабря (второй день Рождества) 1782 года в семье диакона Успенского кафедрального собора в Коломне. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Дед по матери был протоиереем Богоявленской церкви. Его родитель — Михаил Фёдорович — женился 10 января 1782 года на Евдокии Никитичне, которой ещё не было полных 16 лет; 6 февраля того же года был поставлен диаконом Успенского собора, но жил вначале у своего тестя, при Богоявленской церкви, где и родился младенец. Василий Дроздов, нареченный в честь свт. Василия Великого, родился на 2 недели ранее срока; крещён в Богоявленской церкви 1 января 1783, в день памяти означенного святого. В феврале семья переехала в дом (ныне ул. Толстикова, 52) при церкви Троицы, что в Ямской Слободе, к которой был определён священником отец Михаил. Отец Михаил также преподавал в Коломенской семинарии и им была собрана богатая домашняя библиотека. Когда наступило время обучать отрока Василия грамоте, он переселился в дом своих родителей. 20 декабря 1791 года, 9-и лет, отдан учиться в Коломенскую семинарию. В 1799 году, в одно время с упразднением Коломенской епархии, закрыта была и Коломенская семинария. Бывшим её учеником было дозволено поступить в духовные учебные заведения Московской епархии. По совету отца, Василий Дроздов сдал испытательный экзамен и в марте 1800 зачислен в философский класс Троицкой Лаврской семинарии в Сергиевом Посаде. Вскоре, проявив изрядные способности в изучении языков и риторики, обратил на себя внимание устроителя и патрона семинарии митрополита Платона (Левшина), который проявлял к Дроздову явное благоволение и покровительство. Окончил семинарию в ноябре 1803 года и был назначен преподавателем греческого и еврейского языков. В 1806 году Дроздов стал учителем поэзии; с 1808 года — высшего красноречия и риторики.

http://lib.cerkov.ru/authors/395

Елисавета Федоровна, основательница Марфо-Мариининской обители. См. также статью об основательнице " деятельного " Леснинского монастыря: Н. К. Светлой памяти игумении Екатерины//Путь 1926. 4). 132 Воспоминания. 1992. Т. 1. С. 206 133 Степанов И. Современный монастырь//Утверждения. 1931. 1. С. 83-87. 134 Там же. С. 85. 135 Там же. С. 86. 136 См. Манухина Т. Монахиня Мария//Кузьмина-Караваева Е. Ю. Избранное. М., 1991. С. 424. 137 См. Там же. С. 423. 138 Воспоминания. 1992. Т. 1. С. 159. 139 Воспоминания. 1992. Т. 1. С. 242-243. 140 Там же. 1992. Т. 1. С. 222. 141 Манухина Т. Монахиня Мария//Кузьмина-Караваева Е. Ю. Избранное. М., 1991. С. 424-425. 142 Воспоминания. 1992. Т. 1. С. 222. 143 Манухина Т. Указ. соч. Там же. 144 Воспоминания. 1992. Т. 1. С. 263. 145 См. Гаккель. 1993. С. 57. 146 Вот темы некоторых докладов, сделанных с 1932 по 1935 гг.: " Христианство и террор " (11 декабря 1932), " Вопросы жизни эмиграции " (24 декабря 1932), " Церковное служение в миру " (26 декабря 1932). " На новых путях " (19 февраля 1933), " Русская мессианская идея до славянофилов " (22 февраля 1933), " К чему нас обязывает духовная жизнь в России " (30 апреля 1933), " РСХД и другие течения в эмиграции " (18 мая 1934), " Пути христианской жизни в современных условиях " (29 октября 1934), " Христианский активизм " (2 декабря 1934), " Православное служение в миру " (13 июня 1935), " Что делать " (17 декабря 1935). 147 Воспоминания. 1992. Т. 2. С. 145. 148 Там же. С. 139. 149 См. Соловьев В. Сочинения в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 304. 150 Слова иже во святых отца нашего Иоанна архиеп. Шанхайского. М., Казак. 1998. С. 270-273. 151 Монахиня Мария. Православное дело//Новый град. 1935. 10. С. 113-117. 152 Воспоминания. 1992. Т. 1. С. 170. 153 Монахиня Мария. Православное дело//Новый град. 1935. 10. С. 113. 154 Ср. в статье " О монашестве " : " Люди выбирают между скорбным ликом Христа и радостью жизни. Отрекшийся от скорбного лика Христа во имя радостей жизни верит в эти радости, но трагедия зарождается в момент, когда обнаруживается, что радости эти не очень-то радостны. Радости не дает нам подневольный механизированный труд, радости не дают развлечения, более или менее однообразные, в разной степени треплющие нервы и только, – радости не дает вся жизнь – горькая. Без Христа мир достигает максимальной горечи, потому что максимальной бессмысленности " (Воспоминания. 1992. Т. 1. С. 150). 155

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

1274. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 18 февраля 1992 года: 1. О деятельности ОВЦС в 1991 году. 2. Об Обращении епископата Украинской Православной Церкви к Патриарху Алексию II, Священному Синоду и всем архиереям РПЦ. 3. О заседании Синода Белорусского Экзархата (Журнал 6 февраля 1992 года). 4. Назначить архиеп. Валентина архиепископом Гродненским и Волковысским, освободив от управления Корсунской епархией. 5. Назначить викария Минской епархии еп. Константина епископом Новогрудским и Лидским. 6. Об изменении Постановления Священного Синода от 26 декабря 1991 года по вопросам пенсионного обеспечения и социального страхования священнослужителей. 7. О финансовом положении Московского Патриархата и общецерковном бюджете на 1992 год. 8. Об инициативе правительства г. Москвы по обеспечению финансирования и строительства храма-памятника в честь 1000-летия Крещения Руси. – 1992, 4, VIII-XI. 1275. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 10 июня 1992 года: 1. Об официальном визите Патриарха Алексия II Архиепископу Новой Юстинианы и всего Кипра. 2. Об официальном визите Патриарха Алексия II Патриарху Иерусалимскому. 3. О заседании Синода Белорусского Экзархата от10 мая 1992 года (Журнал 4. Об участии делегации РПЦ в богословском собеседовании с представителями Церкви Англии на тему “Творение Божие и человеческое творчество”. 5. О поездке делегации РПЦ в США. 6. Об участии делегации РПЦ в Девятом богословском собеседовании с представителями ЕЛЦ Финляндии (“Синаппи-9”) по темам: “Апостольское учение в Новом Завете и Древней Церкви”, “Исповедание апостольской веры сегодня”, “Проявление апостольской веры в жизни Церкви” и “Свидетельство апостольской веры миру”. 7. О составе делегации РПЦ для участия в Консультации ВСЦ по проблемам униатства. – 1992, 8, III-IV. 1276. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 июля 1992 года: 1. О заседании Синода Белорусского Экзархата (Журнал от 11 июня 1992 года). 2. О возведении архим. Петра (Карпусюка), духовника Крестовоздвиженского женского монастыря, что в Домодедово, в сан епископа с титулом “Туровский и Мозырский”.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви от 11 июня 1992 года также признал Харьковский Собор следующей формулировкой: " Архиерейский Собор подверг дело митрополита Филарета (Денисенко) всестороннему обсуждению и признал деяния Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви об отстранении митрополита Филарета с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви, о зачислении его в заштат и запрещении в священнослужении, равно как и согласие с этими мерами Священного Синода Русской Православной Церкви, имеющими законное предсудебное значение " . А 26 июня 1992 года Собор Украинской Православной Церкви вновь подтвердил решения Харьковского Собора соответствующим постановлением: " Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноничным и утвердить все его деяния и постановления, которые считать законными " О деяниях Харьковского Собора епископов было сообщено Поместным Православным Церквам, которые признали его решения особыми телеграммами в адрес Патриарха Алексия а впоследствии направили свои поздравления и новоизбранному Предстоятелю Украинской Православной Церкви. Следует упомянуть, что вскоре после решений Собора бывший митрополит Филарет, будучи отстранен от управления Киевской кафедрой, письмом от 30 мая 1992 г. апеллировал к Патриарху Константинопольскому Варфоломею, испрашивая у него аудиенцию в срок с 5 по 15 июня 1992 года. Предстоятель Константинопольской Церкви ответил, что не будет встречаться с запрещенным иерархом до осуществления над ним церковного суда Московского Все дальнейшие апелляции к Главам Поместных Церквей монаха Филарета, лишенного священного сана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 11 июня 1992 года, как уже сказано, не возымели поддержки. 26 августа 1992 г. Вселенский Патриарх направил Патриарху Алексию II письмо, в котором признавал митрополита Владимира Предстоятелем Украинской Церкви и выражал поддержку решению Русской Православной Таким образом, попытки некоторых критиков представить Харьковский Собор 1992 г. как одну из причин раскола в украинском Православии не имеют под собой оснований. Напротив, заслуга отцов Собора состоит в том, что, осудив Филарета Денисенко за ту церковную смуту, причиной которой он стал, они сумели вынести уже существовавший раскол за пределы церковной ограды, тем самым обезопасив пастырей и паству от его пагубы.

http://religare.ru/2_94748.html

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви от 11 июня 1992 года также признал Харьковский Собор следующей формулировкой: «Архиерейский Собор подверг дело митрополита Филарета (Денисенко) всестороннему обсуждению и признал деяния Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви об отстранении митрополита Филарета с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви, о зачислении его в заштат и запрещении в священнослужении, равно как и согласие с этими мерами Священного Синода Русской Православной Церкви, имеющими законное предсудебное значение». А 26 июня 1992 года Собор Украинской Православной Церкви вновь подтвердил решения Харьковского Собора соответствующим постановлением: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноничным и утвердить все его деяния и постановления, которые считать О деяниях Харьковского Собора епископов было сообщено Поместным Православным Церквам, которые признали его решения особыми телеграммами в адрес Патриарха Алексия а впоследствии направили свои поздравления и новоизбранному Предстоятелю Украинской Православной Церкви. Следует упомянуть, что вскоре после решений Собора бывший митрополит Филарет, будучи отстранен от управления Киевской кафедрой, письмом от 30 мая 1992 г. апеллировал к Патриарху Константинопольскому Варфоломею, испрашивая у него аудиенцию в срок с 5 по 15 июня 1992 года. Предстоятель  Константинопольской Церкви ответил, что не будет встречаться с запрещенным иерархом до осуществления над ним церковного суда Московского Все дальнейшие апелляции к Главам Поместных Церквей монаха Филарета, лишенного священного сана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 11 июня 1992 года, как уже сказано, не возымели поддержки. 26 августа 1992 г. Вселенский Патриарх направил Патриарху Алексию II письмо, в котором признавал митрополита Владимира Предстоятелем Украинской Церкви и выражал поддержку решению Русской Православной Таким образом, попытки некоторых критиков представить Харьковский Собор 1992 г. как одну из причин раскола в украинском Православии не имеют под собой оснований. Напротив, заслуга отцов Собора состоит в том, что, осудив Филарета Денисенко за ту церковную смуту, причиной которой он стал, они сумели вынести уже существовавший раскол за пределы церковной ограды, тем самым обезопасив пастырей и паству от его пагубы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2251601...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви от 11 июня 1992 года также признал Харьковский Собор следующей формулировкой: «Архиерейский Собор подверг дело митрополита Филарета (Денисенко) всестороннему обсуждению и признал деяния Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви об отстранении митрополита Филарета с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви, о зачислении его в заштат и запрещении в священнослужении, равно как и согласие с этими мерами Священного Синода Русской Православной Церкви, имеющими законное предсудебное значение». А 26 июня 1992 года Собор Украинской Православной Церкви вновь подтвердил решения Харьковского Собора соответствующим постановлением: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноничным и утвердить все его деяния и постановления, которые считать законными» . О деяниях Харьковского Собора епископов было сообщено Поместным Православным Церквам, которые признали его решения особыми телеграммами в адрес Патриарха Алексия II, а впоследствии направили свои поздравления и новоизбранному Предстоятелю Украинской Православной Церкви. Следует упомянуть, что вскоре после решений Собора бывший митрополит Филарет, будучи отстранен от управления Киевской кафедрой, письмом от 30 мая 1992 г. апеллировал к Патриарху Константинопольскому Варфоломею, испрашивая у него аудиенцию в срок с 5 по 15 июня 1992 года. Предстоятель Константинопольской Церкви ответил, что не будет встречаться с запрещенным иерархом до осуществления над ним церковного суда Московского Патриархата. Все дальнейшие апелляции к Главам Поместных Церквей монаха Филарета, лишенного священного сана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 11 июня 1992 года, как уже сказано, не возымели поддержки. 26 августа 1992 г. Вселенский Патриарх направил Патриарху Алексию II письмо, в котором признавал митрополита Владимира Предстоятелем Украинской Церкви и выражал поддержку решению Русской Православной Церкви. Таким образом, попытки некоторых критиков представить Харьковский Собор 1992 г. как одну из причин раскола в украинском Православии не имеют под собой оснований. Напротив, заслуга отцов Собора состоит в том, что, осудив Филарета Денисенко за ту церковную смуту, причиной которой он стал, они сумели вынести уже существовавший раскол за пределы церковной ограды, тем самым обезопасив пастырей и паству от его пагубы.

http://pravoslavie.ru/53874.html

211 Преп. Иоанн Дамаскин . «Точное изложение православной веры» . М. Ростов-на-Дону.1992. С.147. 212 Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом?/Той повеле, и создашася. Клин. 1999. С.99. 213 Святой Ефрем Сирин . Творения. Т.6. М. «Отчий дом». 1995. С.232 214 Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом?/Той повеле, и создашася. Клин 1999. С. 100. 215 Вот слова Златоуста: «Когда все уже (Бог) устроил и всему дал надлежащий порядок и красоту, когда приготовил роскошную трапезу, полную разных яств и показывающую во всем изобилие и богатство; когда, так сказать, царский чертог блистательно украсил от верха до низу; тогда-то, наконец, создает того, кто имеет наслаждаться всем этим, дает ему власть над всем видимым и показывает, во сколько крат это, имеющее быть созданным, животное превосходнее всего сотворенного, когда Он повелевает всем тварям быть под его властью и управлением» (Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн. 1. СПб.1898. С.110). 216 Вспомним беседу преп. Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни. 217 Преп. Иоанн Дамаскин . «Точное изложение православной веры» . М. Ростов-на-Дону. 1992. С. 145 218 Преп. Симеон Новый Богослов . Творения. Т.1. M. 1892. C.367. 219 Цит. По Отец Серафим (Роуз) . Православное понимание книги Бытия. М. 1998. С. 83–84. 220 Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом?/Той повеле, и создашася. Клин 1999. С.98 221 Размышления о первородном грехе.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992. С. 226–227. 222 Размышления о первородном грехе.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992. С.227. 223 Размышления о первородном грехе.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992. С. 229. 224 Введение в христианскую жизнь.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992. С. 208. 225 Как я верую.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992.С. 156. 226 Как я верую.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992.С. 154. 227 Как я верую.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992. С. 155.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Канонизацией И. можно считать включение его имени в сер. 80-х гг. XX в. в Собор Всех святых, в земли Российстей просиявших (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 370). Имя И. вошло также в Собор Новгородских святых (известен с 1831, празд. возобновлено в 1981) и в Собор Соловецких святых (празд. установлено в 1993). Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 55; Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 108-109; Никодим (Кононов), иером. «Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям», и ист. сведения о церк. их почитании: Агиологические очерки. СПб., 1900. С. 35-36, 102, 109; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах рус. святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. СПб., 1901. С. 18, 169. Е. Н. Андрущенко, Н. А. Андрущенко, Л. В. Мошкова Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) КИРИК (Кириак) (1-я пол. XVII в.), прп., Соловецкий (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), инок Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/200379.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010