291 Список с розыскного дела о Квирине у Востокова в опис. муз. 44. 45. Выписки из сего дела у Терещенки: опыт о канцлерах 1, пр. 184 там же список сочинений Кульмана, взятый из егерова лексикона ученых людей. Грамота в Новгород в собр. грам. 4, 619. 620. 292 Ркп. перевод в новг. соф. библиотеке, а греческий текст в библиотеке моск. дух. академии; письма Митрополита Иова в соф. библиотеке; одно о крещении неверующих в ркп. Толстого 4, 59. 293 Св. Димитрий уже в 1708 г. сочел нужным говорить поучение о поклонении св. иконам (сочин. 2, 56) и о посте (2, 417). В розыске (стр. 161. 211) он также указывал на распространение лютеранских мнений в России. – Стефан Яворский в 1709 г. говорил: «Прииде Матерь Божия увидели, аще отложихом дела темныя, еретическия, армянския, лютеранския». Два слова его в изд. соч. ч. 1. стр. 137. ч. 2. стр. 26. 296 «Последний глас» Патриархи Иоакима в библ. моск. общ. истории 225. Завещание святителя Митрофана в синодал. библиотеке. Замечателен ответ Стефана Яворского на вопрос Петра: что значит образ чудотворный и нечудотворный, когда они одинаково писаны? Государь! шляпа, которую держит [страницы нет] 297 Снегирева памятники 2, 171–177. Соборное определение 1675 г. в ист. иер. 1, 577–610. Соборное уложение 1589 г. 298 Вероятно не прежде 1667 г. наши патриаршие Митрополиты стали облачаться вместо фелони в саккос; ибо а) в сем году восточные Патриархи рязанскому Митрополиту в отличие благословили облачаться в саккос (ист. иер. 1, 574); б) в чине постановления Митрополита Филарета 1619 г. в Патриарха сказано: «новонареченный ста, руки к персем приложив крестообразно под фелоном» (древн. вив. 6, 6); в) сибирскому Митрополиту (прим. 32) в 1675 г. «дан саккос и белый клобук» (древ. вивл. 3, 205). Что касается до митры; то, как говорит и свиток 1667 г. (при служебнике 1668 г.), ее издавна носили в России все Епископы и даже некоторые Архимандриты. О прочем собор. опред. 1675 г. в ист. иер. 1, 578–600. Собор. свиток 1667 г. Киевские Митрополиты, как видно из просьбы 1685 г., по обыклости древней носили крест на митре и пред ними носили крест в дороге. (Прил. к опис. соф. соб. 19. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   «Король Отгон, по апостольской власти, в лето 970 возвел на архиепископство (Магдебургское) Адальберта Трирского, который сначала (prius) поставлен был епископом Руссии (это было еще в 961 г.), но оттуда изгнан язычниками...» (Дитмар у Шлец. 3. 448 (80)). «Мы избрали и послали, – говорит папа, – митрополитом всего живущего за Лабою и Салою склавенского народа достопочтенного Адальберта, бывшего епископом и проповедником в Ругии» (olim Rugis praedicatorem destinatum et missum... Ibid. C. 446 (80); снес.: С. 453).    «Крестишася же при ней и от пришедших с нею многи обоего пола», – пишет св. Димитрий Ростовский в житии благоверной княгини Ольги (июля 11) (30), которое собрал от рукописных древних четьих и летописцев различных.    Constantin Porphyrog. De cerimon. aulae byzant. 2. Cap. 15. P. 594. Bonnae, 1829 (177); П. собр. русск. лет. 1. 26 (97).    См. выше примечание 506.    Блюдо это видел еще в самом начале XIII в. новгородец Добрыня, впоследствии Антоний, архиепископ Новгородский (Сахаров. Исслед. о русск. иконопис. Кн. 2. С. 10 (110)).    Об атом кресте говорится не только в печатных житиях святой княгини Ольги (см.: Пролог (103) и Чети-Мин., июл. 11 (30)) и Степ. книге (с. 25) (57), но и в одном рукописном Прологе XIII или начала XIV в., и говорится в последнем от имени современника: «Иже (крест) ныне стоит в Киеве, во святей Софии, в олтари на десной стране...» (Опис. рукоп. Румянц. музеума. С. 452— 453 (25)). Снес.: Приб. к тв. св. отц. 2. 278 (88).    Летоп. Лаврент. С. 38 (67).    Летоп. Лаврент. С. 34 (67) и Шлецер. 3. С. 387 (80).    «Аще кто хотяше креститися не браняху, но ругахуся тому». Там же (67).    Степен. книг. 1. С. 27 (57).    Там же. С. 30 (57). Снес.: Опис. рукоп. Румянц. муз. С. 601 (25). Крест Ольгин на берегу реки Великой стоял до 1509 г., когда сгорел и заменен другим, стоящим доселе. Толст. Святын. и древн. Пскова. 29, 30, 73, 74 (125).    Степен. книг. 1. С. 32 (57); Чети-Мин. июля 11 (30).    Истор. росс. Татищева. Ч. 1. С. 36 (124). И летописец Переяславл.-Суздал. говорит, что «патриарх даст ей прозвитера» (с. 13) (66).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

151 А. э. 3. 202; 4. 53 А. и. 3. 84 Опис. Троице-Серг. лавры. 172–173 Опис. Савв.-Сторож. мон. 103–114 Опис. Солов. мон. 3. 226 а о прочих названных монастырях см. по указат. в Истор. росс. иерарх. и у Строев. в Списк. иерарх. и настоятелей О настольной грамоте патр. Филарета троице-сергиевскому настоятелю архим. Нектарию от 23 июня 1633 г.— Бычков. Опис. рукоп. импер. Публичн. библ. 2. 226 152 А. э. 3. 331; 4. 37, 322, 325, 328 Дополн. А. и. 2. 64 Иванов. Опис. Госуд. архива старых дел. С. 302 153 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 111, 113; 4. Отд. 4. 332, 345, 350 Забелин. Материалы для истор. русск. иконописи, во Временн. 7. Отд. 2. 5–12 иером. Арсения Истор. свед. об иконопис. в Троиц.-Серг. лавре, в Сборнике на 1873 г., изд. Общ. древне-русск. искуства. Отд. 1. ¤ . 154 Древн. росс. вивлиоф. 4. 363–390 Выходы госуд. 30, 43, 155, 203 Чтен. М. истор. общ. 1861. 1. Отд. 3. 8, 33 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 90 155 А. и. 4. 1 Олеарий в Чтен. М. истор. общ. 1868. 4. Отд. 4. 351 156 Древн. росс. вивлиоф. 3. 155, 178 Также Новгородский митрополит Аффоний не был погребен одиннадцать недель, пока не прибыл для погребения его архиепископ Псковский Макарий (Собр. русск. лет. 3. 189 157 Выходы государей. С. 9 Древн. росс. вивлиоф. 11. 2–10 Чтен. М. истор. общ. 1861. 1. Отд. 3. 28 158 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 165 159 А. и. 3. 137 А. э. 3. 176, 197; 4. 18 Собр. госуд. грам. 3. 133 Уложение. Гл. 25. Ст. 16 160 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 168–188 161 А. э. 3. 177, 226 162 А. и. 3. 92. Ст. 8, 10; 4. 25 А. э. 3. 35 Иванов. Опис. Госуд. архива старых дел. С. 296 163 Рукоп. Моск. Синод. библиот. 173. Л. 148–162 по Опис. 2. 3. С. 356–357 164 Рукоп. той же библ. 279. Л. 248–467 по Опис. 2. 3. Л. 374 165 Списки жития Макария Унженского — в рукоп. Троице-Серг. лавры. 679. Л. 595 и 694. Л. 340 Житие Кирилла Новоезер.— там же. 696. Л. 75 а Слово на открытие мощей его — в Чтен. М. истор. общ. 1864. 3. Отд. 5. 1–11 О житии Анны Кашинской — Бычков. Опис. рукоп. сборн. импер. Публ. библиот. 1. С. 147

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

350 О изображениях Спасителя с царским венцем на древних памятниках, в Описан. Корсунских врат Аделунга, стр. 50. 353 Сведения о мусейных иконах были напечатаны в Записках Отд. Русск. и Слав. Археол., Отд. IV, стр. 21 и 22. В описи Антониева монастыря за 1732 г., при описании раки пр. Антония, записано: «при той же раки в подножии пять образов, да крест чудотворцовы». Подл. Опись в Консист. Архиве, л. 4. 354 Из Евангелистов Лука изображён с тельцом, как и в Остромировом евангелии (1056) и в других древнейших памятниках. Корсунск. врата в Новг. Соф. соборе, Аделунга, стр. 84 и 206. 355 О евангелии Мстислава см. Труды и Летоп. Общ. Ист. и Др. Рос. Ч. III, стр. 62; Записки Отд. Русск. и Слав. Археолог. Т. I, стр. 54 и 55; Истор. Обозр. финифт. и ценинного дела в России Забелина, стр. 57 и 58; а снимок с оклада в Древн. Росс Госуд. Отд. I. 77. 356 Вкладчик митрополит Варлаам хиротонисан в Ростове в 1613 году на место Филарета Никитича и был при венчании на царство царя Михаила Феодоровича, скончался в Москве 2 июля 1632 года, при встрече мощей св. Филиппа митрополита, принесённых из Соловецкой обители. Ист. Росс. Иерарх. Ч. I, стр. 251, изд. 2. 357 По листам надпись современным почерком: книгу пожаловалъ государъ царь и В. князъ Михаилъ еодоровичъ всея въ Новгородъ, въ церковь Святаго и Животворящаго Духа, въ Духовъ монастырь лта (1639) года декабря въ 19 денъ». 358 О воздвизальном кресте упоминается, например, в 1391 году, когда был в Новгороде московский святитель Киприан. Новг. IV лет., стр. 98 и 99. 359 В Новг. 1 летописи стр. 31 об Антонии сказано, что он в 1211 году пришёл из Царьграда и привёз с собой в Новгород гроб Господень, под коим можно разуметь или модель гроба, или же меру оного (в ленте), доселе хранящуюся в ризнице Соф. собора. 360 Ист. Росс. Иерарх. Ч. I, стр. 177 и 178. Описание прежнего креста в Древн. Росс. Госуд. Отд. I, стр. 47 и 48 и в Записках Отдел. Русск. и Слав. Археолог. Т. I, стр. 55, а рисунок с оного помещён в Древн. Росс. Госуд. Отд. I. 25 и 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

217 Христ. Чт. 1870 г. янв. 86. По словам Гильферд. по переписи в 1851 и 1852 г. христиан считалось от 400 до 500 тысячи. Гильф. 106. – Иные насчитывают более 1,500,000 жителей, в числе которых православных до 580,000, католиков 175,000, и мусульман до 400,000. Дух. Бес. 1872 г. 29. 220 Шафар. Слав, древн. т. II, кн. 1. 1849 г. стр. 424. – Первое известие о боснийском жупане встречается около 1080 г. – Там же. 221 Бан– от персидского слова Баян; слово это, вероятно, заимствовано было еще в XI веке от хорватов, а хорватами от персов. Шифар. Слав. Древн. т. II. кн. 1. стр. 124. 231 Майк. 175. 177. 179– 187. Правосл. Обозр. 1870 г., март. 629, и апр. 630. Гильф. т. П. стр. 177. 238 В 1863 г. католики хотели построить церковь в Дувне (в Герцеговине) на земле, принадлежащей сербу; но серб не хотел им продать ее, и, опасаясь, что они отнимут у него силою, предложил туркам купить ее для мечети. Правосл. Об. 1870 г. аир. 642. 239 Христ. Чт. 1870 г. янв. 86. Голуб. 569. В 1855 г. считалось католиков в Яйце 7,688 д. обоего пола, в Скопле 8,746, в Фопнице 8,840, в Тешане 8,886, в Левно 9.519. в Травнике 10,656, в Дервенте 12,285. 247 Гильф. 441. – Христ. Чт. 1861 г. авг. 361. Харач в последнее время равнялся 75 коп.; но с 1856 г. оно удвоен; войнина (2 р.) берется с каждого православного босняка; казания равняется одному червонцу с котла, в котором приготовляется вино из слив; жировица– 6 к. с головы, но теперь она дороже. Гильф. 414. 443. 254 И этот вопль, без сомнения, был вопль души, истерзанной подавляющим горем. Ибо вот что по словам босняков сделали турки к Боснии в короткий срок, в течении 10 дней. «Они заперли в темницы 4,267 самых добрых и благочестивых христиан. Мы считаем только тех, которых знаем; а сколько полонено во всей Боснии, – един Бог ведает. Отняли у христиан все, что только можно было взять, и все, чем можно питаться человеку, так что народ ест древесную кору и умирает толпами. Несчастные малые дети десятками скитаются по городам и селам, прося милостыни, а турки их хватают, мучат, продают в рабство, силою совращают в магометанство, и делают все, что только могут выдумать, чтоб истребить православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

2793 Филиппа Пустынника: 1388 г. в библ. Чудова монастыря (36) (Горск. Опис. Синод, библ. 2. Отд. 2. 459 (254)); 1418 г., писанный для Троице-Сергиевой лавры по воле игумена Никона (25) (Опис. лавры. 154–155 (248)); 1426 г.– в библ. Царск. (207) (Опис. 25 (404)); вообще XV в. в Синод, библ. (36) (Горск. Оп. 2. Кн. 2. 449 (254)) и в Толстов. (86) (Опис. 3 (297)). Василия Великого : XV в. в библ. Толстов. (120) (On. 76 (297)). Феодора Студита : XIV в. в библ. Моск. Дух. Ак. 32 (165); XV в. в Синод, библ. (Опис. 2. Кн. 2. 347 (254)). Максима Исповедника и других в Синод, библ. (41) (283 (254)). Нила – в библ. Толстов. (93) (Опис. 212 (297)). Симеона и Петра Дамаск, в Синод, библ. (71) (Опис. 434 (254)). Григория Синаита в той же библ. (70) (Савв. Указател. 166 (375)). 2794 Кирилла Иерусалимск. в библ. Толстов. (113) (Опис. 5 (297)). Григория Богослова : XIV в. в Синод, библ. два (38) (Опис. 68 и 87 (254)) и в Сергиевой лавре (34) (Опис. 152 (248)), XV в. в Толстов. (121) (Опис. 195 (297)) и Рум. муз. (166) (Опис. 153 (246)). Иоанна Злат. в библ. Толстов. (94) (On. 29 (297)). О Бесед. Григория Двоесл. в списке XIV в. (24) см.: Горск. Опис. Синод, библ. 2. Кн. 2. 236 (254). 2795 Список XV в. в библ. Толстов. (90) (Опис. 171 (297)). О составителе этого собрания поучений и о времени переводаих на славянский язык см.: Горск., и Невостр. Опис. Синод, библ. 2. Кн. 2. 658 и 667 (254). 2796 Первый из этих трех сборников – в Рум. муз. (197) (Опис. 610 (246)), два последние – в Новг. Соф. библ. (Куприан. Обозр. ее в Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 307–310 (312)). 2797 Опис. Серг. лавры. 156–157 (248); Срезневск. Древн. памятн. русск. языка. С. 607 (397); арх. Савв. Указат. Синод, библ. 174, 177, 213 (375); Куприан. Обозр. Новг. Соф. библ. в Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 285, 309 (312); Опис. Рум. муз. 198 (246); Опис. рукоп. гр. Толст. 273 (297). 2798 Архим. Савв. Указат. Синод, библ. 221–222 (375); Опис. Рум. муз. 447 (246); Опис. рукоп. Царск. 319 (404); Опис. рукоп. Толстов. 62, 315 (297); Куприан. Обозр. Новг. библ. в означ. Извест. 51. 305 (312); Срезневск. Древн. памятн. русск. языка. С. 204. 303, 306 (397).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Может быть, в предании о племенах Тасм и Джадис слышится отголосок предания, записанного Страбоном. Авт. 145 Ст. «О Набатеях и их монетах» в Записках Императ. Русск. Археол. Общества, т. II, выпуск второй, СПб, 1886 г., стр. 49–59. 151 Древн. Иуд., кн. XIII, гл. XIII, 3; гл. XV, 2; гл. XVI, 2; – кн. XIV, гл. I, 4; гл. II, 1, 3; гл. V, 1; гл. VI, 4; гл. VII, 1, 3; гл. VIII, 1; – О Войне Иуд., кн. I, гл. IV, 7. 153 О Войне Иуд., кн. I, гл. XIII, 8; гл. XIV, 1, 2; гл. XV, 1; гл. XVIII, 4; гл. XIX; гл. XXIII, 3. 154 Очевидно, этот Силлей упоминается у Страбона под именем Силлая, который сопутствовал Элию Галлу в его походе в Аравию и был причиной неуспешности этого похода. См. выше, гл. II. 155 Древн. Иуд., кн. XVI, гл. VII, 6; гл. IX, 1, 4; гл. X, 8, 9; – кн. XVII, гл. III, 2; гл. Х, 9; – кн. XVIII, гл. VI, – О Войне Иуд., кн. I, гл. XXIV, 6; – кн. II, гл. V, 1. 164 География, кн. 16, гл. 4. В п. 25 той же главы Страбон передает маловероятные рассказы о нравах жителей Счастливой Аравии, вроде того, что братья имели одну жену и что у них допускалось будто бы сношение с матерями, причем прелюбодеи (из другого рода) наказывались смертью. 170 См. Критический разбор мухаммеданского учения о пророках (Казань, 1874 год), стр. 130–131. Миссионер. протимусульм. Сборник, вып. IV. 171 Арабские историки полагают, что египетские фараоны времен Авраама и даже Моисея происходили из рода Амаликов, но с этим предположением едва ли можно согласиться. По Библии, Амалик был сын Елифаза, сына Исавова от Фамны, наложницы Елифаза ( Быт.36:12, 15, 16 ). 174 См. «Первоначально богооткровенная истина единства Божия в древней домухаммеданской религии аравитов». Соч. Е. Н. Воронца. Казань, 1873 г. стр. 20–24. 177 Внешний быт народов с древнейших до наших времен. История одежды, вооружения, построек и утвари народов древнего мира. Т. 1, ч. 1, стр. 122, 123. Москва. 1873 г. 178 Ср. Рососк. Specimer historiae arabum. р.3. Вместо объяснения этого названия с еврейского «макка рабба», как предлагает Дози, гораздо естественнее считать это название чисто арабским, откуда и произошло сокращенное Макка (Мекка).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

П. собр. р. лет. 1. 196–198, 222, 223, 225, 229 Ник. лет. 3. 73 П. собр. р. лет. 1. 199–200, 202, 203; 5. 6 Никон. лет. 3. 42, 59 Акт. Арх. экспед. 1. 6–7 Карамз. 4. 57, 58. Прим. 109, 110 П. собр. р. лет. 1. 200 Карамз. 3. Прим. 364 Ист. росс. иерарх. 6. 941–942 П. собр. р. лет. 1. 204, 226, 227 Ник. лет. 3. 54, 87 Толстов. Древн. свят. Ростова. 18, 67. Изд. 2 См. также прил. 17. Числ. 3 и 5. Здесь кстати заметить, как несправедлива мысль, будто «до конца XIII в. не возникло ни одного монастыря на опустошенных краях отечества» (Пр. Филар. Ист. Русск. Ц. 2. 152. Изд. 2 Ник. лет. 3. 154, 156 Ист. росс. иер. 3. 402; 4. 5 Известно, что в Богоявленском монастыре пострижен 20 лет от роду св. Алексий, митрополит Московский, родившийся к концу XIII в. След., монастырь этот, несомненно, существовал в 1-й четв. XIV в. Степ. кн. 1. 396–397 Ник. лет. 3. 107 Карамз. 4. 152 Ист. росс. иер. 6. 228, 229, 402 Акт. эксп. 1. С. 16 Об Отроче монастыре — Ист. росс. иер. 5. 418 Карамз. 4. 61. Прим. 118 Ник. лет. 4. 15 Акт. эксп. 1. 2, 26 О Богородичном — Ник. лет. 3. 87, 127 Об Архангельском — Карамз. 4. 121 Снес.: П. собр. р. лет. 5. 115 Ник. лет. 3. 123 Ник. лет. 3. 48 Карамз. 4. 70. Прим. 140 П. собр. р. лет. 7. 202 Ник. лет. 3. 154 Степ. кн. 1. 379, 380 Карамз. 4. 148 Снегирев. Памятн. моск. древн. 122–125 Акт. ист. 1. С. 56 Пользуемся Епифаниевым житием святого Сергия по списку нашей библиотеки 42 То же житие с некоторыми сокращениями помещено и в Ник. лет.— 4. 203–239 См. еще прил. 19 . См. прил. 20. Числ. 1. См. прил. 20. Числ. 2. См. прил. 20. Числ. 3. См. прил. 20. Числ. 4. См. прил. 20. Числ. 5. См. прил. 20. Числ. 6. См. прил. 20. Числ. 7. См. прил. 20. Числ. 8. См. прил. 20. Числ. 9. См. прил. 20. Числ. 10. П. собр. р. лет. 1. 232 Собр. госуд. грам. 1. С. 61 См. прил. 19. Акт. эксп. 1. С. 3, 14, 16, 17, 19, 28, 29 Акт., относящ. до юрид. быта древней России. 1. 90–97, 124, 129, 441, 543 Опис. Сергиев. лавры. M., 1857. С. 176–177 Жит. святого Сергия по Сборн. нашей библ. 42. Л. 189–198 Ник. лет. 4. 225 Ист. росс. иер. 4. 382

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

След., монастырь этот, несомненно, существовал в 1-й четв. XIV в. 2292 Степ. кн. 1. 396–397 (308); Ник. лет. 3. 107 (374); Карамз. 4. 152 (301); Ист. росс. иер. 6. 228, 229,402 (234); Акт. эксп. 1. С. 16 (232). 2293 Об Отроче монастыре – Ист. росс. иер. 5. 418 (234); Карамз. 4. 61. Прим. 118 (301); Ник. лет. 4.15 (374); Акт. эксп. 1. 2, 26 (232). О Богородичном – Ник. лет. 3. 87, 127 (374). Об Архангельском – Карамз. 4. 121 (301). Снес.: П. собр. р. лет. 5.115 (351); Ник. лет. 3.123 (374). 2295 П. собр. р. лет. 7. 202 (351); Ник. лет. 3. 154 (374); Степ. кн. 1. 379, 380 (308); Карамз. 4. 148 (301); Снегирев. Памятн. моек. древн. 122–125 (390); Акт. ист. 1. С. 56 (228). 2296 Пользуемся Епифаниевым житием святого Сергия по списку нашей библиотеки 42 (152). То же житие с некоторыми сокращениями помещено и в Ник. лет.– 4. 203–239 (374). См. еще прил. 19. 2309 Акт. эксп. 1. С. 3, 14, 16,17, 19, 28, 29 (232); Акт., относящ. до юрид. быта древней России. 1. 90–97, 124, 129, 441, 543 (229); Опис. Сергиев, лавры. М., 1857. С. 176–177 (248). 2310 Жит. святого Сергия по Сборн. нашей библ. 42. Л. 189–198 (152); Ник. лет. 4. 225 (374); Ист. росс. иер. 4. 382 (234). 2312 Толстого Древн. святын. Ростова. 83–84. Изд. 2 (409); Истор. росс. иер. 3. 424 (234); Муравьев. Жиг. свят. Росс. Церкви. СПб., 1857. Январь. 355 (328). 2314 Житие прп. Сергия. Л. 208–212 (152); П. собр. р. лет. 8. 77–78 (351); Ник. лет. 4. 227 (374); Истор. опис. Симонова монастыря. М., 1843.127–129 (343). 2315 Жит. прп. Сергия. 222 об.– 224 (152); Ник. лет. 4.139, 232 (374); П. собр. р. лет. 6.137; 8. 21 (351). 2316 П. собр. р. лет. 8. 33–34 (351); Ник. лет. 4. 83, 84, 235 (374); Жит. прп. Сергия. Л. 220–224 (152); Граф. Толстого Несколько слов об Успенск. Дубенском монастыре – в Чтен. Моск. ист. общ. 1860.1. Отд. 1. 45–50 (410). 2317 О Петровском – П. собр. р. лет. 8. 31 (351); Ник. лет. 4. 73 (374). О Чудовом – Ник. лет. 4. 7, 69 (374); Полн. собр. р. лет. 8. 13 (351); Степ. кн. 1. 461 (308); Снегирев. Памятн. моск.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1083 Требн. с служебн., ркпп. Соф. библ. 861, л. 15 об. – 163; 875, л. 110–167; Требн., ркп. Чудов, мон. 54, л. 204 об. – 233; Общ. Древн. Письм. CCXII (Q.), л. 156–232 об.; собр. А. И. Хлудова 120, л. 268–354, и др. 1090 Ibid. стр. 341. Автор цитует здесь Служебник, ркп. (XVII в.) Соловецкой библ. 1020, л. 121. 1091 Служ. с требн., ркп. Соф. библ. 861, л. 351–351 об.; ср. Псалтырь, ркп. Кирилло-Белоз. библ. 43 / 300 , л. 467 об. – 468. Греческий подлинник этих предписаний таков: «Διατσσομεν ον, να τος ερες γρφως τ μαρτματα ατν ξομολογεσϑαι κα πντας τος γραμμτα μεμαϑηκτας. Ο’ μοως κα τς ντολς, παρ τν πατρων γγπφως παραδχεσϑαι να μ γνο προστεϑσονται κα λϑην τν μαρτημνων». (Номок. греч. ркп. Моск. Синод, библ. 214, φ. 272; ср. Номок., ркп. Париж. Национ. библ. (du fonds) 393, φ. 187 – об.; у Котелерия. Eccles. Graecae monuments, t. I. Par, 1677, pag. 98 (np. 176–177). 1095 Служ. с требн., ркп. Соф. библ. 846, л. 220–226 об.; Требн., ркп. библ. Чудов, мон. 5, л. 65 об. – 83; Кирилло-Белоз. библ. 817 / 1074 , л. 163 об. – 199; Типогр. библ. 134, л. 335 об., и др. 1096 Служ. с требн., ркп. (XYI в.) Соф. библ. 841, л. 234 об. – 238 об.; Сборн., ркп. (1482 г.) Кирилло-Белоз. библ. 5 / 1082 , л. 57–67. [«По п г л.е т , a w .по не м »; (по поновлении) – «покло .до земли. По п г л.е т . Б г.ъ да простя т , и помилоуе т тя. посемъ г л.тъ м л.тв . разршальноую»]; Требн., ркп. (второй половины XVI в.) той же библ. 527 / 784 , л. 13 об. – 152 об. глетъ» (исповедник)]; – (XVII в.) ркп. Импер. Публ. библ. (Q.I) 625, л. 145–158 об. [«Посе м по п рече т по единой строке, исповдникъ [после то ж глтъ» – л. 149 об.]; – (XVI в.) библ. Троице-Серг. Лавры 234, л. 102–120 об. (Поновление без всякого предварительного замечания, по поновлении же прямо разрешительная формула с возложением рук исповедника на выю духовника – л. 117 об.); – (XVI в.) Кирилло-Белоз. библ. 535 / 792 , л. 161 об. – 182 об. [«Та ж г л.тъ ц.ь, а исповдни к после. Аще ли грамот оуме т , т ъ. сам о себе да г л.тъ», и по поновлении: «Посе м г л.етъ с к по Сборн., ркп. той же библ. 6 / 1063, л. 147–153 [«Та ж глть к перве, а нъ по не м » – и по поновлении – «И рече т ем . с поклонися. и г л.тъ мо л.тв . Требн., ркп. (XIV в.) собр. Погод. 76, л. 118–120 [«г л.еть попъ преди, а нъ после»]; (XVI–XVII в.) Троице-Серг. лавры 227, л. 272–276 об. [Чинъ великом . г л.е т по п ». А исловдник после. г л.итъ... м л.тва»]; Служ. с требн., ркп. (XVI в.) Соф. библ. 852, л. 127–136; Требн., ркп. (XVI в.) библ. Троице-Серг. лавры 226, л. 183–195 об. [ – «И начнетъ ка .тись грховъ свои х » – «с блг .витъ е ., повелитъ ем . пасти»...]; Часослов, ркп. (XVI в.) Кирилло-Белоз. библ. 277 / 534 , л. 263 об. – 324.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010