В каталоге, напечатанном у Ристича, пропущены патриархи Никон и Никодим, и вместо них между Кириллом и Арсением Домин и Данило 4-й. 12) Макарий 1-й. Упоминается под 1557 – 1574 годами (см. Заметки поклонника Св. Горы, Киев, 1864, стр. 125, Записок Географич. Общества кн. XIII, стр. 173, Григоровича Путеш. стр. 189 fin., Turcograeciae Kpyзuя lib. IV, р. 290 и Гласн. XXIII, 244 sqq). Одна из позднейших сербских летописей говорит, что он был брат тогдашнего великого визиря (вероятно, боснийского потурченца, знаменитого Магоммеда Соколли или Соколовича, который из вторых визирей возведен был в великие визири в 1565 г.) и что с дозволением, выпрошенным у правительства через сего последнего, он поновил все сербские монастыри и церкви (Гласн. V, 75; патриарший Печский монастырь действительно был им поновлен, см. Запис. Географ. Oбщ. ibid.). В сопочанском помяннике между Никодимом и сим Макарием нет Арсения и поставлены новые трое: Павел, Феодосий и Феофан (Записок Географич. Общ. XIII, 152). Так как между Арсением и Макарием целый столетний промежуток, то нет сомнения, что в каталогах тут пропуск. 13) Павел. Известно одно только имя (в каталогах). 14) Антоний. По одной из сербских летописей умер в 1574 г. (см. у Майкова в Истории сербского языка стр. 52 npuм. sub. fin.); следовательно, если справедливо показание летописи, как он, так и предшественник его правили не более как по нескольку месяцев (вероятно, он есть тот Антоний, который в 1570 г. был митрополитом герцоговинским и который был племянник патриарху Макарию, Гласн. XXIII, 245). 15) Герасим. Упоминается под 1579–80 годами (см. Гласн. XXIII, 246 fin. и Зarpeбck.Rad I. 177). 16) Савватий. 17) Никанор. Известны одни имена (в каталогах). 18) Иерофей. В каталогах этот патриарх пропущен, но об его существовании свидетельствуют современные записи. Упоминается под 1589 г. и умер, по некоторым показаниям, 17 Февраля 1591 г. (Гласн. XXIII, 247). 19) Иоанн. В первый раз упоминается под 1592 г. (Гласн. XXIII, 247). В 1606 г. сносился с австрийским правительством о свержении турецкого ига (cм. Slawische Bibliomhek Mukлoшuчa и Фидлера т. 2, стр. 288 sqq); умер 14 октября 1614 г. (Arkiv Cakцuhckoro III, 29fin.; еще упоминания о нем у Чапловича b Slavonien und zum Theil Croamien, Pesch, 1819, ч. 2, стр. 217, Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1867 г. кн. 4, III, 125, в Сербском журнале Даница кн. 1862 г. стр. 6 и 31, в Србско-далматинском Магазине 1843 г. стр. 105 fin. Sqq, у Иоакима Вуича в Путешествии по Сербии, у Будиму, 1828, стр. 168. У Григоровича в Путеш., стр. 35 fin., Иосиф вместо Иоанн ошибочно).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

176 Древняя служба св. Кириллу: «сонм еврейский, присоединявшийся к казарам в градах северных, разсеян острым оружием твоего слова». Припомнив то, что по житию проповедники были в Крыму на пути в Козарию и из Козарии, по словам канона, видим, что, хозары, у которых были проповедники, жили на севере от Крыма. 177 Житие Климента: «еще прежде (до пребываниия в Моравии) сотворил он учеником своим владетеля болгарскаго Бориса, возбудил любовь к прекрасному отечественному языку и тогда же одарил его дарами наставлений, которыя твердил ему непрестанно».– Переводчик (стр. 7) тут неверно понял и передал слова подлинника. Сл. Шафарика Древн. IV, 330. 178 Текст синаксаря в Изв. акад. VI, 384. Действительность и время этого события оправдываются и повествованием о перенесении мощей струмницких мучеников в Брегальницу (см. мая 2). По латинской легенде Кирилл и Мефодий явились в Моравию уже с переведенным евангелием. Cognoscentes loci iilius indigenæ abventum illorum, valde gauisi sunt, quia – et evangelium in eorum linguam a philosopho translatum secum ferre audierant. Легенда о Людьмиле: sanctus Cyrillus, postquam Bulgariam ad fidem Iesu Christi convertisset, Moraviam est ingressus. Г. Срезневский мирит Храбра с другими свидетелями о годе изобретения букв тою мыслию, что Храбр считал до рожд. Хр. 5500 лет. Иного ничего и не остаётся делать, при несомненности известий о изобретении букв в 862 г. 179 Брегальница – город с округом на р. Брегальнице, впадающей в Вардар (Аксий), в расстоянии 5 часов пути от Струмницы, на северо-ападе от последней, тогда как Струмница в 5 часах пути от Солуня на севере. Григорович: «выехал я на безводную долину, которой название Овчеполе... Доехал до Истиба, города, лежащего на мысообразном склоне горы, на реке Брегальнице.– Ветхий замок на одном из возвышений, прочные красивые мосты ставят его в число красивейших городов в Македонии.... Внимание моё обратилось на епископскую церковь св. Николая.... От Истиба начинаются тучные долины, обработываемые болгарами» (Путеш. 141). Нынешний Истиб – древний город Брегальница.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2222 . Честного Креста, мужской, ныне село Честный Крест, Волынской губ., Владимирского у., в 10 вер. к югу от Владимира, при р. Луге. Еще в 1460 г. Вел. кн. Свидригайло Ольгердович пожаловалъ пану Немире село «Чесны Крест», граничившее с имениями Владимир. епископа и упоминаемое в духов. завещании Немиры. Когда село это, в котором был и м-рь, перешло от пана Немиры к Феод. Чарторыйскому и сыновьям его Ивану и Александру, то последний из них в духов. завещании 1569 г. записал жене своей 10.000 зло­тых польских «на дворе сельца и м-ря Честного Креста». Сын Александра Чарторыйского Михаил село и м-рь зало­жил в 1580 г. пану Иваницкому. “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; “Памятн. для разбора древн. актов”, I, Отд. 2, 48 (отдача в залог м-ря и села в 1580 г. пану Иваницкому). 2223 . Четвертинский, женский, ныне село Четвертня, Волынской губ., Луцкого у., в 45 вер. к сев. от Луц­ка, при р. Стыре. Основан в 1618 г. Мариею Балабановою, урожденной Гулевичевной, теткою кн. Григория Четвертинского, давшего фундушевую запись на земли для монастыря. М-рь построен по благословению патриарха Константино­польского и под наблюдением игумена Герасима. Позднее он совращен в унию и уже в 1703 г. значится униатским. “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 221, (жалоба 1703 г. о разграблении м-ря); т. VI, 471, CLXXXIV (фундушевая запись 1618 г.). 2224 . Чудовский – Иванырсовский или Иванырсурский, а также Новонырский, Ванырский и Ивансырский, мужской, ныне село Иванырс-Богородское, Пензенской губ., Городищенского у., в 50 вер. к сев.-зап. от Городищи, при рч. Иванырсе, близ правого берега р. Суры. Делается из­вестным с 1675 г., когда им управ­лял строит. Трифон. В 1691 г. при­писан к Чудову м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 216; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 958. 2225 . Чухломский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Чухломе, Костром­ской губ., на песчаном мысу, образовав­шемся от течения ключа Санебы, и на котором, по преданию, находится мо­гила какой-то княгини. О нем известно только, что он уже существовал в XV ст.; в нем была заключена Вел. кн. София Витовтовна Дмитрием Шемякою, в то время, когда он, будучи изгнан из Москвы Вел. кн. Василием Василь­евичем Темным, успел захватить в плен его родительницу и, после окон­чательного поражения под Галичем, увезти ее из Чухломы в Каргополь. Под 1446 г. в летоп. действительно это со­бытие записано, но о м-ре ничего не ска­зано, а говорится: «а матерь его вел. кн. Софью послаша в Чухлому». Крживоболоцкий, “Костром. губ.”, 604; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.”, 349; “Полн. собр. лет.”, V, 174, 177.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

23 Арх. Антоний, в мире Добрыня Ядренкович, избран и хиротонисан в 1212 году из монахов хутынских, в 1220 году был изгнан из Новгорода, потом был возвращён из Перемышля в 1225 году, управлял до 1229 года, а скончался в 1238 году. Ист. Росс. Иерарх. Ч. I, стр. 177 по 2-му изд. 24 Рукописное путешествие арх. новг. Антония. Исслед. о русск. иконоп. Сахарова 1849 г., кн. II., стр. 10. Впрочем, ещё лет за 100 до Антония, были в Палестине новгородские путешественники, коих видел там игумен русский Даниил (1113–1115 г.). См. его путешествие у Сахарова в I-й части Сборника путешеств. Русск. людей по св. земле 1839 г. А из приписок в конце евангелия, писанного Новгородцем Алексой Лазаревым для новгородского князя Мстислава Владимировича († 1125) и хранящегося в московском Архангельском соборе, видно, что для сделания оклада на евангелие возил оное в Царьград из Новгорода какой-то Наслав. Труды и летоп. Ист. и Древн. Росс., ч. III., стр. 62. Истор. Обозр. финифт. и ценинного дела в России Н. Забелина, 1853 г. стр. 58. 25 Исслед. о Русск. иконоп. Сахарова, кн II, стр. 11. Путешествие Стефана Новг. помещено в Сказаниях русского народа кн. VIII., стр. 51–55. Около того же времени упоминается о новг. послах в Царьград при арх. Моисее (Новг. I, II и IV лет. под 6862 год.) и арх. Василий (Новг. III лет. под 6843 год.). 26 Что Греки жили в Новгороде в XVI и XVII веках, это видно, между прочим, из надписи прорезными позолоченными буквами на железной лампаде (в Новг. Арх. Доме): «лета (7074) 1566 г. поставил сию свечю Павел Юрьев сын Гречин родом из Кесарии, а ныне живет в Царьграде, при архиепископе Пимине», и из сказки за 1660 год, где показан жившим в Новгороде иконник Апостол Юрьев, Греченин города Афин. Ист. Русск. иконоп. Д. Равинскаго, стр. 191. 27 Из иконописцев новг. Софийского Дома в XVII веке известны: Фёдор сын немкин и ученики его Аникейка (Иоанникий) и Алексей Фёдоров, Иван Евсеев , Лука Фомин, Иван Козырев, упоминаемые в 1660 году. Ист. Русск. иконоп. Равинского, стр. 142, 155, 192, 193 и 196.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

175 Преп. Иринарх, в мире Илья, был сын крестьянина деревни Кандаковой, Ростовского округа, постригся на тридцатом году от роду в Борисоглебском монастыре (в 15 верст. от Ростова), и начал подвижничество свое тем, что стал ходить босой и в рубище, с тяжелыми веригами на плечах и с оковами на ногах, затворился безвыходно в келье и приковал себя цепью к стулу. С того времени Иринарх постепенно увеличивал тяжести, носимые на теле; спал только два часа в сутки и бичевал тело свое железною палкою. Так подвизался он тридцать лет. Тяжкими и долгими подвигами очистилось духовное зрение блаженного старца. Однажды заснув в затворе, он увидел Москву в огне и во власти Ляхов, и голос сказал ему: «Иди, скажи об этом царю. Преп. Иринарх явился к царю Василию Ивановичу (Шуйскому) и рассказал о видении; царь принял его с честью и отвез назад в своей повозке. 176 Блаж. подвижник преставился на 69 году от рождения, 13 января 1616 года, оставив при себе подражателей дивного своего жития, и погребен в ископанной им самим могиле. При гробнице его совершилось несколько исцелений; особенно бесноватые боятся креста его. – Тяжести или «праведные труды» преп. Иринарха, сохранившиеся в Борисоглебском монастыре, состоят из 142 крестов, тяжелого камня, множества цепей, железного кольца на голову, железного пояса, железной палки и толстого кнута. Все это составляет вес в 9 пуд. 34 фунта. (Жизнь преп. Иринарха, сост. о. архим. Амфилохием, с рисунками). 177 По известию 1634 года, немцы в церкви великомученика Георгия, в монастыре, ищуще поклажи, обрели человека цела и не разрушена в княжеском одеянии и выняв из гробницы яко жива, поставили у церковной стены». Чтен. Общ. Истор. и Древн. 1862. кн. 4. 178 Мощи прел. Антония в 1620 году перенесены из Новгорода на место подвигов его и почивают под спудом в храме бывшей обители его (в 45 верст, от Новгорода). Монастырь упразднен в 1764 году. 180 «Октября 24 (1616) преставися Иван, что в стене жил 22 лета; ядь же его рыба сырая, а хлеб не ел, а жил во граде, якоже в пустыни, в молчании великом». Полн. Собр., летоп. IV. 332.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

175 Du Cange Ch. Glossarium ad scriptores mediae et infimae Graecitatis. Lugduni, 1688. P. 1556. S. v. τζγγαι. 177 Перешло в Псалтыри греческие и латинские, Библии (Б. San Paolo fuori le Mura); также рис. Космы Синод. 997 и пр. 178 Шкура в комке в руках Илии изображает вполне точно милоть. Милоть (μηλωτ) есть или овечья кожа, или ζνη κ δρματος; надевается на спину и может повертываться наперед. Так носят шкуру сванеты. У египетских монахов обычная одежда, затем символ строгого учительства и монашества. «Кто из них, – спрашивает Климент Александрийский в «Строматах», кн. III, гл. 6 (PG 8:1157), – ходит как Илия, в милоти и кожаном поясе?» Но уже на саркофагах (Юния Басса) милоть заменена паллиумом или плащем. 179 Вся фигура как будто скопирована с известной мозаики нартекса Св. Софии, но все одежды белые. 180 Эта манера представления усвоена была после мозаиками для изображения Христа Царя Небесного в абсиде: см. мозаики Палатинской капеллы, Собора в Монреале и Мартораны в Палермо. Идет из Греции и есть воспоминание ораторского жеста (Софокл, ораторы Ольвии). Древн[ие премеры] – фигуры Лаврентия в усыпальнице Галлы Плацидии и ангела в S. Michele in Africisco, выражающего благоговение при Христе («Аз и Отец едино есма»). 181 Bottari G. G. Sculture e pitture sagre estratte dai cimiteri di Roma. T. I. Roma, 1737. P. 203 полагает, что она называлась сарабара, но это халдейское имя, встречающееся в Книге Даниила 3:21, скорее относится к шароварам персидским, а по глоссам у Du Cange Ch. Glossarium Graecitatis. S. v. – к разряду brachonia. 182 Диптих Барберинской библ. в Риме: Gori A. F. Thesaurus veterum diptychorum. T. II. Florentiae, 1759. Tab. 50 [Volbach W. F. Elfenbeinarbeiten. 48]. 183 Как побочное обстоятельство заметим, что Косму Инд. уличают в подпадании влиянию несторианской ереси, – замечание, сделанное Лакрозом: La Croze M. V. Histoire du christianisme des Indes. 2е éd. T. I. La Haye, 1758. P. 40–56; см. указание у Gibbon E. Histoire de la décadence et la chute de l " Empire romain. T. IX. Paris, 1789. P. 373–374 n. 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

разряды», III, 652 (встреча вселен. патриархов 1666 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел крест. 748 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 83 (в 1722 г. имел в Москве, за Яузск. воротами, в Никит. приходе, деревян. подворье), ч. 2, 177 (дело об иеродиаконе м-ря Аркадие Бредихине); III, 116 (прошение 1723 г. иеродиакона Арсения о помещении его в братство Флорищевой пуст.), 170 (дело об архим. м-ря Софроние Лихудиеве), прилож., CLXVII, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в вотчин. м-ря в 1723 г.); VI, 48 (на м-ре с 1712–24 накопились недоимки 3.360 руб.), 231 (прошение 1726 г. архим. Софрония Лихудиева об отдаче в м-рь его вотчин по-прежнему); VII, 1727 г., 192 (дело о доставлении сведений о числе двор. и душ в вотчинах м-ря); VIII, 1728 г., 7 (доношение генер. майора Синявина на крестьян м-ря), 124 (жалоба архим. Софрония на казначея иером. Корнилия), 142 (доношен. архим. Софрония об определении в м-рь вновь наместника иером. Галактиона), 175 (доношение архим. Софрония о непослушании казначея Корнилия), 320 (доношение на подъячего Панкрата Иванова); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2369 (межев. книга 1672 г. дровосечного леса вотчина м-ря в дер. Дарки); II, 3286 (можев. кн. 1670 г. вотчин. земли в пустоши Доровской Старорязан. стана); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XL, 473 (древн. Рязан. епархии); “Труды Рязан. Учен. Архивн. Комм.», 1887 г., I, вып. 2, 11 (денежная расходн. тетрадь старосты села Преображен., Тамбов. вотчины м-ря; 1713 г. архим. Исаакий), 20 (отписки 1689 г. архим. Игнатию с Москов. монастыр. подворья приказных и память в с. Григорьевское, Зарайск. у.), 21 (единогласный приговор братии м-ря 1722 г. относительно головщика Иова; архим. Исаакий), 37 (письмо архим. Протасию, 1663–80 г., Василия Колтовасова о засечных делах), 39 (челобитн. 1686 г. келаря Антония и братии на архим. Павла, постриженца Богослов. м-ря), 40 (письмо 1689 г. старца Герасима к архим. Игнатию и челобитн. 1722 г. крестьян села Преображенского), 64 (память 1711 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Глава 3. Характерные черты и особенности ментальности раннехристианских мучеников и исповедников Мученичество за веру в христианстве появилось на самой ранней стадии формирования этой религии. Вскоре после казни Иисуса Христа римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в Иерусалиме разъяренная толпа, не дождавшись приговора синедриона, устроила самосуд над диаконом Стефаном, забив его камнями ( Деян. 6: 12; 7: 1–60 ). По распоряжению царя Иудеи Агриппы I был обезглавлен один из первых учеников Иисуса Христа – апостол Иаков, брат апостола и евангелиста Иоанна (оба брата последовали за Христом сразу вслед за другими братьями – апостолами Петром и Андреем) ( Деян. 12: 2 ). В 62 г., воспользовавшись тем, что после смерти прокуратора Иудеи Порция Феста новый наместник Альбин еще не прибыл на место службы, первосвященник Анан собрал синедрион, на котором был приговорен к смерти брат Иисуса Иаков. За самоуправство Анан был лишен своего поста, но казнь уже была совершена (Иос. Фл., Иуд. древн., XX, 9, I) 93 . В Откровении апостола Иоанна Богослова говорится об умерщвлении в Пергаме («там, где престол сатаны») христианина Антипы, названного «верным свидетелем» Христа ( Откр. 2: 13 ). По раннехристианской традиции многие из апостолов приняли мученическую смерть за веру (Петр, Павел, Андрей, Филипп, Варфоломей, Фома) 94 . Множество христиан было казнено в Риме при императоре Нероне, более 40 погибли при репрессиях в Лугдуне в 177 г. В Александрии в конце правления императора Филиппа Араба толпа язычников устроила погром христиан, в ходе которого были зверски убиты многие последователи христианской веры (Euseb., Hist.eccl., II, 25, V, 1, VI, 41– 42) 95 . До середины III в. антихристианские репрессии имели локальный характер, а начиная с эдикта Деция о всеобщем жертвоприношении (250 г.), они приобрели общеимперский масштаб. При общеимперских гонениях на христиан мученичество стало массовым явлением. Как уже упоминалось, особенно жестоким и кровавым было гонение при Диоклетиане, и наибольшее число раннехристианских мучеников относится именно к этому времени. Еще со II в. ведет свое начало особый жанр христианской литературы – акты и пассионы мучеников. Особенно много этих произведений посвящено мученикам периода «великого» гонения. Проблема аутентичности актов и пассионов чрезвычайно сложна. В советской исторической науке этот важный пласт источников по истории раннего христианства, как отмечала российский антиковед Ю. К. Колосовская, по существу игнорировался, в то время как многие зарубежные исследователи широко использовали этот материал 96 . Между тем, как показал опыт реконструкции содержания античнохристианских императорских эдиктов (тексты ни одного из которых не сохранились), без этих источников обойтись невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще книжица о причащении без священника. И еще выбор со истолкновением о молении за царей еретических (а сей в Манойловой книге имеется) 19 . Из указанных сочинений нам известны следующие. Житие инока Корнилия, пространная редакция, в большом числе списков. Оно озаглавлено: «Житие инока Корнилия, иже подвизася добрым подвигом и течение сконча в пустыни Выгорецкой, в пределах Олонца града». Нач. Древо вам, благочестивии слушатели, показати хощу 20 . Житие преп. Варлаама Керетского издано гр. M. В. Толстым в Чтениях О. И. и Древн. 1887 г, кн. IV, стр. 162, и Пр. Знаменским в Зап. Акад. Наук т. 73, прил. к прот. стр. 49; (не принадлежит ли оно Т. Петрову?). Слово на Богоявление с обозначением названий риторических фигур на полях в Торжественнике Поморском, Хлуд. 274, л. 176 (Описание Попова, стр. 542). Нач.: Вся убо яже от веков. Следование правил о крещении и о священстве. Хлуд. 272, л. 173 (Описание Попова стр. 531). Нач.: Понеже препирание имеется между прочитающими св. апостол и св. соборов правила. Тоже список нашей библиотеки 303, л. 143: на л. 202 обозначено имя автора. Копие: нашей библиотеки 39, л. 68. Нач.: Прочее приидем на обискание, како Афанасием, Великим и чесо ради от двою древу кресту слагаему быти. Слово надгробное Даниилу Викулину. Нач.: (Текст) He хощу вас неведети братие о усопших да не скорбите. Д. 43, л. 189 и 483, л. 119 об. Плач церкви над пастырем (Д. Викулиным) Нач.: Се четыредесятый день сетования моего наста, о увы мне, пастырю. Д. 43, л. 152. Слово надгробное А. Денисову. Нач. (Текст). Блажени мертвии умирающие о Господи отныне. Д. 43, л. 110. Поздравительная речь С. Денисову. Нач.: Пречестнейший господин. Днесь к нам преподобный Симон памятию своею прииде. И. П. Б. Q. XVII, 51, л. 463. (Богд. 53, стр. 177). П. Любопытный приписывает ему шесть сочинений (кроме утраченных, из которых некоторые были написаны прозой, а другие стихами), из них три слова на праздники 21 . Мануил Петров (1691–1759 г.) с 1744 по 1758 был настоятелем Выговской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

688 При архиерейском служении, пред произнесением слов: «Приимите, ядите», архиерей снимает митру и облачается в омофор. И, произнося сии слова, он показует десною рукою к дискосу, потом к Святому Потиру, подобне П протодиакон показует, держа орарий тремя персты десные руки (Чиновн.). В Чиновнике при этом также сказано: «Ведательно же: яко лепотствует сия Господня словеса: «Приимите, ядите», и: «Пийте от нея вси», глаголати над хлебом и вином всем сослужащим, купногласно тихим гласом во едино слово с архиереем; и ниже единем словом предварити кому или остатися архиерея; но яко из единех уст всем купно рещи. Подобне купногласно же глаголати всем тайно над дискосом: «И сотвори убо хлеб сей». Такожде и над Чашею: «И еже в Чаши сей» и пр. Благословляти же рукою дискос и Чашу единому токмо архиерею» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.). В литургии св. Вас. Велик, сказано: «Архиерей приклоняет главу, воздвиг десницу свою со благоговением, благословляет хлеб, возглашает, глаголя: «Даде святым Своим учеником» и т. д. Затем возглашает архиерей, руку имеяй свыше со благоговением, и, благословляя, глаголет: «Даде святым Своим учеником» и т. д. (Чиновн., лит. св. Вас. Великаго. Сн. Служебн.). 690 Такой смысл слов: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» можно находить в литургии греческой св. апостола Иакова: «И мы, грешные, воспоминая животворящия Его страдания, спасительный крест, и смерть, и погребение, и тридневное воскресение из мертвых, и восшествие на небеса, и седение одесную Бога и Отца, и второе славное и страшное пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых, когда будет воздавать каждому по делам его, приносим Тебе, Владыко, сию страшную и безкровную жертву, прося, чтобы Ты не по грехам нашим поступил с нами, и не по беззакониям нашим воздал нам ( Пс.102:10 ), но по Твоей кротости и неизреченному Твоему человеколюбию, презрев и истребив рукописание против нас, рабов Твоих, даровал нам небесные и вечные Твои дары, которых глаз не видел и ухо не слышало, и которые на сердце человека не приходили, которые приготовил Ты, Боже, любящим Тебя ( 1Кор.2:9 ), и за меня и за грехи мои не отверг народа, человеколюбивый Господи» (Собран. древн. литургий, изд. СПБ. Дух. Акад. 1874 г., вып. 1, стр. 177). В изъяснении литургии свят. Германом Патриархом Константинопольским (VIII в.) находим сходное с вышеизложенным: мы славим великое непостижимое и неизследимое таинство домостроительства Сына Божия и, славословя Его, взываем: Твоя от Твоих Тебе приносяще, т. е. от Твоего тела и крови, так как Ты сказал: Сие творите в Мое воспоминание, то есть то, что Ты нам предал чрез Святых Твоих апостолов, приносим Тебе ради своего спасения (Писания Св. отцев, относящияся к истолк. богослуж. т. I, стр. 409).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010