Закрыть itemscope itemtype="" > «Здравый национализм»: как теперь будет выглядеть история Белоруссии 17.03.2017 1496 Время на чтение 4 минуты В конце февраля, знакомясь с разработками, выдвинутыми в 2016 году на соискание Государственной премии в области науки и техники, президент Белоруссии Александр Лукашенко обратил внимание на цикл научных работ «Истоки белорусской государственности: Полоцкая и Витебская земли в IX - XVIII веках». Заведующая центром археологии и древней истории Белоруссии Института истории НАН Ольга Левко рассказала президенту, что «белорусская государственность начала формироваться в середине IX века - с созданием Полоцкого княжества и даже в последующем Полоцкие земли, входя в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, развивались автономно». Лукашенко, в свою очередь, заявил, что сегодня идет работа над новыми учебниками, и указанные моменты становления белорусского государства в них обязательно надо отразить. «Надо прописать и внедрить в умы наших людей правду. Здесь если и есть какой-то национализм, то это национализм здравый», - подчеркнул белорусский лидер. Исходя из этого, можно сделать вывод, что скоро в белорусских учебниках истории появятся элементы националистической трактовки прошлого Белоруссии. В чём же состоит эта трактовка? Разберём по пунктам. 1) Проводится этногенетическое дистанцирование белорусов от великорусов при помощи теории балтского происхождения белорусского этноса, в рамках которой белорусы объявляются либо балтами, либо славянами, имеющими «балтский субстрат». Как пишет «свядомый» историк-любитель Вадим Деружинский, «белорусы - западные балты, а русские и восточные украинцы - славянизированные финны». 2) Полоцкое княжество позиционируется как полностью независимое от Киева государство, а не часть Древней Руси. Популярный у местечковых националистов историк Владимир Орлов называет общерусскую святую Евфросинию Полоцкую «знаменем борьбы полочан за независимость», а изготовленный по её заказу напрестольный крест - «символом древней государственности белорусов».

http://ruskline.ru/opp/2017/mart/17/zdra...

Список сокращений ВВ – Византийский временник В ДИ – Вестник древней истории ВИД – Вспомогательные исторические дисциплины ВЯ – Вопросы языкознания ГИМ – Государственный исторический музей (Москва) ГММК – Государственные музеи Московского Кремля ГОП – Государственная Оружейная палата ГПБ – Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург) ГРМ – Государственный Русский музей ГГГ – Государственная Третьяковская галерея ГЭ – Государственный Эрмитаж ЗРВИ – Зборник радова Византолошког института ИМ Л И – Институт мировой литературы АН СССР/РАН ИР ДИК – Известия Русского археологического института в Константинополе ОЛДП – Общество любителей древней письменности ПЛДР – Памятники литературы Древней Руси ППС – Православный Палестинский сборник ПСРЛ – Полное собрание русских летописей РГБ – Российская Государственная библиотека РИБ – Русская историческая библиотека СА – Советская археология ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР/РАН ЦТ АДА – Центральный государственный архив древних актов (Москва) ЦНБ – Центральная научная библиотека АН Украины ЧОИДР – Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете ЯХМ – Ярославский художественный музей ActaSS – Acta Sanctorum Bollandiana AnalBol – Analecta Bollandiana BHG – В ibliotheka hagiographica graeca BMGS – Byzantine and Modem Greek Studies BollGrott – Bolletino della Badia greca di Grottaferrata BS – Byzantinoslavica BZ – Byzantinische Zeitschrift CahArch – Cahiers Archéologiques DOP – Dumbarton Oaks Papers EO – Echos d’Orient GBA – Gazette des beaux-arts GOTR – Greek Orthodox Theological Review JbBM – Jahrbuch der Berliner Museum JÖB – Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik MIFAO – Memoires de l’Institut francais d’archéologie orientale à Cairo OCA – Orientalia Christiana analecta OCP – Orientalia Christiana periodica PG – Patrologiae cursus completus. Series graeca. Ed. J.-P. Migne RBK – Reallexikon zur byzantinischen Kunst REB – Revue des études byzantines RHR – Revue de Phisoire des religions SemKond – Seminarium Kondakovianum ST – Studietesti TM – Travaux et mémoires Читать далее Источник: Восточнохристианский храм. Литургия и искусство [Текст] : [сборник статей]/Центр восточнохристиан. культуры ; [ред.-сост. А. М. Лидов]. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1994. - 325, с. : ил.; 25 см.; ISBN 5-86007-027-6 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Смирнов А. П. Армянские колонии города Болгар//Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1958. 61. С. 338; Карамзин Н. М. История государства российского. Т. 3. СПб., 1894. С. 175. В Лаврентьевской летописи упоминается о том, что князь Андрей Боголюбский приглашал к себе различных иноземных мастеров. См. ПСРЛ. Т. 1. 1846. С. 150. Халпахчьян О. Х. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. М., 1977. С. 58. Там же. С. 14. Мясоедов В. К. Спас Нередицы//Фрески Спаса Нередицы. Л. 1925. С. 18. Айвазян К. В. История отношений Русской и Армянской Церквей в Средние века. С. 94. Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан, в связи с вопросом об армянах-халкидонитах С. 43. ПСРЛ. М.; Л., 1948. Т. 15. С. 183. Чуть позже, в 1386 г., состоится военный поход вел. кн. Димитрия Донского против Великого Новгорода (с участием и войск других русских князей: нижегородского, городецкого, ростовского, ярославского, стародубского), в результате которого новгородцы выплатят ему не только требуемые «княжчины», но и компенсацию за ущерб, нанесенный новгородскими дружинниками-ушкуйниками при ограблении поволжских городов. ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11. С. 122; ПСРЛ. М.; Л., 1963. Т. 28. С. 86. Тихомиров М. Н. Средневековая Москва в XIV–XV вв. М., 1957. С. 215, 42, 121. Там же. С. 122–123; Соловьев С. М. Истрия России. Кн. 1. СПб, 1862. С. 1535. Хачикян Л. С. Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. Ереван, 2014. С. 95–105. См.: Сказание о Куликовской битве//Воинские повести Древней Руси/под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1949. С. 37; Сыроечковский В. Е . Гости-сурожане. М.; Л., 1935. С. 46; Хачикян Л. С. Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. 104–105. ПСРЛ. М.; Л., 1948. Т. 1. С. 81. ПСРЛ. М., 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 467; ПСРЛ. М., 1994. Т. 39. С. 122. Наемные армянские отряды указаны и в противоположном, татаро-монгольском войске: «бесермены и армены, фрязы, черказы и ясы, буртасы». См.: ПСРЛ. М., 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 455 (Л. 388); ПСРЛ. М., 1994. Т. 39. С. 118.

http://bogoslov.ru/article/6192720

Цепочки с подвесками. XI-XIII вв. Курган у пос. Челмужи Медвежьегорьского р-на Карелии. Раскопки Г. П. Гроздилова. 1948 г. (ГЭ) Цепочки с подвесками. XI-XIII вв. Курган у пос. Челмужи Медвежьегорьского р-на Карелии. Раскопки Г. П. Гроздилова. 1948 г. (ГЭ) В IX-X вв. дружины варягов оседали в торгово-ремесленных центрах на магистральных торговых путях (Ладога, Рюриково городище, Гнёздово, Тимерёво), по социально-экономическому облику близких к прибрежным центрам Сев. Европы и Скандинавии (Бирка, Дорестад, Хедебю). Их общие признаки - наличие торга, близость водного пути, обширная заселенная площадь при нерегулярной застройке, следы ремесленного производства, обилие привезенных вещей, особенно с исламского Востока, клады дирхемов и украшений. Типологическое и хронологическое сходство исторических процессов, проходивших на Руси и в Скандинавии, создало условия для этнокультурного синтеза в слоях знати обоих регионов, что отражено в общности погребального обряда, вооружения, одежды. В Скандинавию пришли восточноевроп. элементы конской сбруи и вооружения, наборные пояса из южнорус. степей, венг. сумки-ташки, части костюма, ткани, серебряные шейные гривны и др. Космополитизмом дружинной культуры объясняется распространение на территории Вост., Ср. и Сев. Европы т. н. вещей-гибридов, сочетающих венг., вост. и сканд. мотивы. Византийская империя во многом повлияла на формирование государственности, культуры и духовной жизни Др. Руси. Нумизматика и археология показывают, что первые контакты племен Вост. Европы с Византией, прерванные периодом «темных веков», относятся к V-VII вв. Со 2-й пол. IX-X в., после стабилизации политической обстановки в Византии, подъема ремесел и торговли, контакты расширились, в среде крепнущей знати романо-герм. и слав. гос-в возрос сбыт визант. продукции, особенно шелковых тканей, золотой и серебряной парчи, ювелирных и стеклянных изделий; эту торговлю регулировали договоры. С принятием христианства и достижением Киевской Русью политических и хозяйственных успехов связи с Византией стали всесторонними: в крупных рус.

http://pravenc.ru/text/180421.html

22 . Мирча Элиаде. История и космос. М., 1987. 23 . Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2. М., 1989. 24 . Монгайт А. Л. Старая Рязань//МИА. 1955. 49. 25 . Монгайт А. Л. Рязанская земля. М., 1961. 26 . Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. М., 1984. 27 . Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989. 28 . Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XII вв. М. 1995 . 29 . Полубояринова М. Д. Знаки на золотоордынской керамике//Средневековые древности евразийских степей. М., 1980. 30 . Пряхин А. Д., Цыбин М. В. Древнерусское Семилукское городище XII–XIII вв. на р. Дон (итоги раскопок 1984–1986 гг.)//Археология славянского Юго-Востока. Воронеж, 1991. 31 . Рунич А. П. О конской сбруе из района Пятигорья//СА. 1973. 1. 32 . Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. 33 . Салмина Е. В. Рыболовство средневекового Пскова по данным археологии//Труды Международного конгресса славянской археологии. Т. 2. М 1997. 34 . Семыкин Ю. А. Изделия из цветных и драгоценных металлов//Город Болгар: Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. Казань, 1986. 35 . Смирнов Ю. А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. М., 1997. 36 . Толстой Н. И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде//Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. М., 1990. 37 . Хазанов А. М. Генезис сарматских бронзовых зеркал//СА. 1963. 4. 38 . Харитонова В. И. О хождении по огню, воде и странствиях в иных мирах//ЭО. 1997. 1. 39 . Черных Е. Н. Древний металл и символы//СА. 1991. 1. 40 . Шебанин Г. А. О владениях рязанских князей на правобережье Верхнего Дона в конце XIV– начале XV вв.//Дмитрий Донской и эпоха возрождения Руси. Тула, 2001. 41 . Энцыклапедыя. Минск, 1989. 42 . Колчин Б. А. Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого. МИА. 1959. 65. Читать далее Источник: Н. И. Троицкий и современные исследования историкокультурного наследия Центральной России: Сб. статей в 2-х т. Т. 1. Археология/А. Н. Бессудное, В. Н. Гурьянов, А. А. Чубур и др., Предисл. А. Н. Наумова; Под ред. А. Н. Наумова.— Тула: Гос. музей-заповедник «Куликово поле», 2002.— 292 с.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

К. Я. Здравомыслов. Сведения о существующих в епархиях церковно-археологических учреждениях и консисторских архивах. Пг., 1917 (ГПИБ) З. состоял членом различных научных и благотворительных учреждений. С 1892 г. почетный член и помощник председателя Об-ва попечения о бедных военного и морского духовенства, находившегося под покровительством имп. Марии Феодоровны. С 12 нояб. 1896 г. делопроизводитель Комиссии по разбору и описанию архива Синода. 1 марта 1901 г. назначен членом образованной при АН комиссии для установления правил пересылки рукописей и книг как в рус., так и в заграничные об-ва. С 24 февр. 1904 г. член Комиссии по вопросу о рус. правописании при Отд-нии рус. языка и словесности при АН. Входил в совет Об-ва духовной и материальной взаимопомощи бывш. питомцев СПбДА, в Комитет по охране памятников старины. Как представитель Ведомства правосл. исповедания участвовал в 1909-1912 гг. в работе межведомственной комиссии, созданной при МВД и Гос. думе для выработки законопроекта об охране памятников церковной старины (это был 1-й закон подобного рода). По приглашению Финляндского архиеп. Сергия (Страгородского) участвовал в работе Комиссии по исправлению богослужебных книг (1907-1917), фактически исполнял обязанности ее секретаря, готовил справки в архиве Синода по истории исправляемых текстов. Входил в Комиссию по пересмотру правил об отношении церковной власти к об-вам и союзам, возникающим в недрах правосл. Церкви и вне ее (1912). С 1908 по 18 марта 1910 г. состоял в Комитете по реставрации Сампсониевского храма в С.-Петербурге в память Полтавской победы, в 1915 г. вошел в состав Комиссии по ремонту и реставрации церквей. С 26 янв. 1915 г. сверхштатный член Учебного комитета при Синоде. В янв. 1915 г. вошел в созданную при Петроградской ДА Комиссию по научному изданию слав. Библии, был членом Ревизионного комитета комиссии, присутствовал практически на всех ее заседаниях вплоть до дек. 1920 г. (см.: ПФА РАН. Ф. 102. Оп. 2. Ед. хр. 1). С 1916 г. З.- действительный член Об-ва возрождения художественной Руси и член-корреспондент Об-ва любителей древней письменности, в марте 1917 г. вошел в Совет созданного Союза российских архивных деятелей. Состоял почетным членом Воронежского, Новгородского и Полтавского церковно-археологических об-в, Новгородского об-ва любителей древности, членом Нижегородской губ. архивной комиссии, был участником археологических съездов, читал лекции по архивоведению.

http://pravenc.ru/text/199679.html

Современному историку текст «Вопрошания» интересен не только с точки зрения канонического права, но еще и как источник сведений о быте древнерусского общества и о качественном составе христианской общины Новгорода. Время жизни Кирика – это время серьезных изменений в жизни общества средневековой Руси и Новгородских земель. Это касается не только перемен в государственном устройстве – локальных междоусобных войн и становления новой формы правления Новгородскими землями – Новгородской республики. Менялось мировоззрение людей Древней Руси, и происходили важные перемены в религиозной жизни. Еще недавно – в конце XI в. – в Новгороде и ряде других городов Руси появлялись волхвы, призывающие к отказу от новой веры. 109 Тем не менее, процесс христианизации ширился, но в XII в. о полной победе христианства говорить еще не приходится. Уже будучи окрещёнными, новгородцы с трудом расставались со старыми традициями и обычаями (которые зачастую исполнялись по привычке). Все эти процессы как в зеркале получили отражение в текстах «Вопрошания», которое имело отношение к религиозно-бытовой стороне жизни древних новгородцев. Во многих вопросах и ответах отмечаются детали местного быта, местных привычек и сохранившихся у прихожан языческих пережитков. Кирик предстает здесь и как знаток народного быта и неизжитых дохристианских традиций, и как исследователь своей еще не очень во- церквовленной паствы. Ценную для историков и религиоведов информацию содержит статья, описывающая культ рода и рожениц и древних русичей (п. 33). Запрет на употребление в пищу давленины, который Кирик записывает со слов Нифонта, также был вызван ассоциациями с языческими жертвоприношениями (п. 87–89). С пережитками язычества, видимо, было связано многоженство в форме держания наложниц (п. 69), а также детальная регламентация условий приобщения к вере взрослых людей, которые и к середине XII столетия, судя по данным «Вопрошания», продолжали пребывать в поганстве (п. 40:50). Недавно была вскрыта языческая подоплека 55-го вопроса Кирика. В этом пункте он сообщает о захоронении христианина с иконой, что было естественно для языческого погребального обряда: усопший снабжается необходимыми ему в загробном мире предметами. Имеются археологические параллели этому двоеверному обычаю, который, по данным раскопок, был распространен как раз в середине – второй половине XII столетия. Небольшие иконки, обнаруженные в захоронениях древней Новгородской земли, выполняли у недавних язычников роль амулетов или оберегов и часто помещались в погребения вместе с солярными символами и предметами языческого ритуального назначения. 110 Интересно, что в случае с ситуацией, обсуждавшейся в 55 пункте «Вопрошания», на вопрос об исполнении христианами языческих обрядов новгородский владыка реагирует снисходительно. Иерарх понимал, что излишняя строгость по отношению к исполнению старинных обычаев может отвратить недавних язычников от христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Слово о посте издатели относят к эпохе до XIII в., потому что в нем, между прочим, говорится о языческих верованиях и обычаях древней Руси, каковы наузы, моления кладезныя и речныя, игранья и песни бесовския и т. п. «Ибо – как говорят издатели – только в начале водворения христианства в России и до XIII в. в духовной жизни русского общества господствовало, по характеристическому выражению тогдашних пастырей, двоеверие. (Янв. 138–139). Мы думаем, что это не совсем справедливо. Уничтожение язычества в древней Руси можно определять не столько веками, сколько местностями. В киевской области, например, уже в XII в. господствовало христианство, тогда как северо-восточная Русь была погружена в язычество. Жития святых, подвизавшихся в XIV, XV и даже в позднейшие столетия, как, например, Иринарха Борисоглебского, свидетельствуют нам, что двоеверие господствовало на Руси гораздо дольше XIII века. Стоглав дает множество любопытных данных для истории русской мифологии в XVI веке. Слово о посте в литературном отношении особенно интересно потому, что состоит в теснейшей связи с некоторыми поучениями, помещенными в Златой Чепи по рукописи XIV в., в библиотеке Троицкой Лавры. То, что в этом слове собрано вместе, в Златой Чепи является в разных отдельных словах. Не решая вопроса о том, поучения ли Чепи служили источником слову о посте, или наоборот это последнее распалось на отдельные части, почитаю важным обратить внимание читателей на эти сходные места, по всему вероятию, пользовавшиеся популярностью между древнерусскими грамотными людьми. Наиболее сходствует с напечатанным в Православном Собеседнике следующее поучение в Злат. Чепи: Слово о посте и о Петрове говеньи и о Филипове (л. 96 об. и след.) Например: В Правосл. Собес. Январь, стр. 149–150: «нам бо достойно бы братье и оприче говенья тако творити, поминающе согрешениа своя велика и множество нашего согрешенья, яже сотворихом пред Творцем своим и Богом нашим, а про наши убо было грехи, ни главы въскланивати биюще челом пред ним, ни очию осушивати льюще слезы своя пред ним стенюще скорблюще о неподобных делех своих о братье и сестры оци и матери, како ны было не боятися Господа своего, и не трепетати словес его и не творити волю его» и проч. В Злат. Чепи, говоря о том, что на Святую неделю не следует предаваться невоздержанию в еде и питии, оратор присовокупляет: «та бо есть неделя один день, егда Христос воскресл тогда солнце стояло не заходя всю ту неделю, темже вернии чисто держать неделю ту, а нам было поминающе грехы своя великия и многая безаконья, яже створим пред Творцем своим и Господем, ни головы было не въскланивати бьюче челом ни очью было осушивати проливаюче пред ним слезы своя, и стенюще и скорбяще о неподобных делех своих» и проч. л. 99 об. Это место по художественному народному складу речи, без сомнения, принадлежит к лучшим произведениям древнерусского красноречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Фроянов И. Я., 1983. Волхвы и народные волнения в Суздальской земле 1024 г.//Духовная культура славянских народов. Л. Фроянов И. Я., 1984. О событиях 1227–1230 гг. в Новгороде//Новгородский исторический сборник. Вып. 2 (12). Л. Фроянов И. Я., 1985. Народные волнения в Новгороде 70-х годов XI в.//Генезис и развитие феодализма в России. Л. Фроянов И. Я., 1986. О языческих «переживаниях» в Верхнем Поволжье второй половины XI в.//Русский север. Л. Фроянов И. Я., 1987. Об историческом значении «крещения Руси»//Генезис и развитие феодализма в России. J1. Фроянов И. Я., 1988. Исторические условия крещения Руси. Л. Хавлюк П. I., 1989. Про iдeoлoriчhi уявлення слов " ян VII–IX ст.//Проблеми icmopii та apxeoлorii. Kuib. Ханенко Б. И., 1899. Древности русские. Кресты и образки. Т. 1. Киев. Ханенко Б. И., 1900. Древности русские. Кресты и образки. Т. 2. Киев. Хвойко В. В., 1913. Древние обитатели Среднего Поднепровья и их культура в доисторические времена. Киев. Херман И., 1986. Ободриты, лютичи, руяне//Славяне и скандинавы. М. Хлобыстин Л. П., 1984. Отчет о работе Югорского отряда Архангельской экспедиции//Архив Института археологии АН СССР. Р-1,10143. Хлобыстин Л. П., 1985. Отчет о работе Югорского отряда Архангельской экспедиции//Архив Института археологии АН СССР. Р-1,10694. Хокинс Дж., 1977. Кроме Стоунхенджа. М. Хрестоматия по истории средних веков. 1961. Т. 1. М. Хынку И. Г., 1975. Жилища на территории Молдавии в X–XVII вв.//Древнее жилище народов Восточной Европы. М. Цауне А. В., 1981. Рижские антропоморфные деревянные навершия ХП-ХШ вв.//Известия АН Латв. ССР. 6. Цауне А. В., 1983. Культовые камни на территории Латвии//Археология Пскова и Псковской земли. Тезисы докладов. Псков. Цауне А. В., 1990. Язычество древней Риги//VI МКСА. М. Цезарь Юлий, 1948. Галльская война. М. Чайлд Г., 1949. Прогресс и археология. М. Чайка P. M., 1989. Зhaxiдku юbeлiphux речей Kuibcьkoi Pyci на Boлuhi//Проблеми icmopii та apxeoлorii. Kuib. Чариков А. А., 1976. Раннесредневековые скульптуры из Восточного Казахстана//СА.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

108 . Филарет (Вахрамеев), митрополит. Установление Христианства на Руси.//Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев. 21–28 июля 1986. Материалы. М.,1987. 109 . Флоря Б.Н. Отношения государства и Церкви у восточных и западных славян. М.,1992. 110 . Хабургаев Г.А. Этнонимия Повести временных лет в связи с задачами реконструкции восточнославянского глоттогенеза. М.,1979. 111 . Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М.,1981. 112 . Черепнин Л.В. повесть временных лет, ее редакции и предшествующие ей летописные своды.//Исторические записки, 1948, 113 . Чубатый М. Icmopuя Християнства на Pycu-Ykpaihi, Рим – Нью-Йорк, 1965, т.1. 114 . Шабатин И.Н. Основные проблемы раннего Христианства в нашей стране. Загорск. МДА. 1965 (машинопись). 115 . Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. 116 . Шлёцер А.Л. Представление всеобщей истории. М.,1791. 117 . Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси X-XIII. М.,1989. 118 . Щапов Я.Н. Церковь в системе государственной власти Древней Руси.//Древнерусское государство и его международное значение. М.,1965. 119 . Щапов Я.Н. Церковь и становление древнерусской государственности.//Вопросы истории, 1969, 120 . Щапов Я.Н. Княжеские Уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М.,1972. 121 . Щеглов А.Н. Раннеславянские поселения на Тарханкутском полуострове Крыма.//Советская археология, 1970, 122 . Янин В.Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев (о возможном источнике Иоакимовской летописи).//Русский город, 1984. Вып.7. 123 . Янин В.Л. Печати Древней Руси X-XV вв. М.,1970. Список использованных сокращений БТ – Богословские труды. Сборник. Издание Московской Патриархии. ВВ – Византийский Временник. Сборник. Издание Российской Императорской Академии Наук; Академии Наук СССР; Российской Академии Наук. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. Труды КДА – Труды Киевской Духовной Академии. Журнал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010