Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Российской империи имели статус общественных орг-ций, находились в ведении Мин-ва народного просвещения и под покровительством гос. власти, занимались изучением исторических памятников. Непосредственными предшественниками А. о. были Общество истории и древностей российских (с 1804) при Московском ун-те и Одесское об-во истории и древностей (с 1839). Русское А. о. Основано в С.-Петербурге в 1846 г. по инициативе нумизмата Б. В. Кёне, заведовавшего минц-кабинетом имп. Эрмитажа, как Археологическо-нумизматическое. После утверждения нового устава переименовано в Императорское археологическое об-во (1849). В 1851 г. созданы 3 отд-ния: рус. и слав. археологии, вост. археологии, древней и зап. археологии. Изучение рус. древностей было определено главным направлением научной деятельности его членов. Об-во поставило перед собой задачу создать свод исторических памятников России с привлечением «провинциальных корреспондентов» и выпустило для работы методические указания ( Сахаров И. П. Записка для обозрения русской археологии. СПб., 1851). При покровительстве виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва в 1864 г. была организована экспедиция по изучению правосл. памятников в Западном крае Российской империи. В ней приняли участие архит. И. И. Горностаев и худож. Оружейной палаты Д. М. Струков. В 50-х гг. XIX в. в «Записках императорского археологического общества» началась публикация описаний церквей и мон-рей России ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии//Зап. имп. Археол. об-ва. 1857. Т. 10; Соловьев П. И. , прот. Новгородский Софийский собор//Там же. 1865. Т. 11, и др.) и работа по подготовке первого научного издания Жития Бориса и Глеба (Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в./Изд. И. И. Срезневский. СПб., 1860). В 1866 г., после принятия нового устава, об-во стало называться Русским археологическим. Благодаря деятельности кн. Г. Г. Гагарина (помощника председателя об-ва) в 60-х гг. XIX в. особое внимание было уделено изучению визант. и древнерус. памятников. С 1867 г. об-во получило гос. финансирование на издание рисунков Ф. Г. Солнцева с мозаик и фресок Софийского собора, в 1870 г. по инициативе кн. Гагарина архит. К. М. Быковский приступил к работе над созданием руководства по истории визант. архитектуры. В 1881 г. по инициативе А. В. Прахова об-во провело раскрытие и копирование фресок Кирилловской ц. в Киеве. Эти копии экспонировались во время проведения 4-го Археологического съезда в Одессе.

http://pravenc.ru/text/76468.html

Восстановление древней православной святыни. Мстиславов храм Успения Божией Матери во Владимире-Волынском Источник Глава I В недалеком будущем предстоит совершиться на юго-западной окраине России одному из тех, по-видимому местных и не крупных, но в действительности глубоко важных и значительных событий, коими знаменуется поступательный ход истории русского государственного и общественного самосознания. Приводится к осуществлению давно лелеемая сынами православной Волыни благочестивая мысль – восстановление главнейшей православной святыни в крае – величественного храма Успения Божией Матери в г.Владимире-Волынском, знаменитого памятника русского зодчества половины XII века, создания благочестивого великого князя Мстислава Изяславича. Государю Императору благоугодно было Высочайше пожаловать 30,000 руб. па возобновление этой древней святыни и утвердить план, составленный академиком Котовым. Ближайшее участие в реставрации храма принимает Владимиро-Волынское братство, состоящее под покровительством Великого Князя Константина Константиновича. В текущем августе месяце предположено приступить, с помощью Божию, к началу строительных работ и освятить начатие работ молитвами Церкви. Это поистине великое торжество, и не местпое только, а всенародное, и не исключительное торжество науки археологической, а торжество православно-русских начал нашей жизни. Мстиславов храм, в течение столетия стоящий в вид хотя и величественной, но унылой и забвенной развалины, есть первая по древности православная святыня во всем юго-западном крае после святынь Киевских, монументальный памятник изначального в местном населении благочестия на «правоверной основе», благочестивого храмоздательства древних князей русских, вековая святыня Волынской земли, священный некрополь, хранящий в себе бренные останки великих Державцев Волынской земли, её святителей и благороднейших сынов её; наконец – это великий исторический памятник вековой борьбы православия и русской народности с западными насильниками, Руси с Польшей, православия с латинством, духовная крепость, видевшая в своих стенах возникновение и падение унии. Весьма назидательны минувшие судьбы восстановляемой древней святыни, полные превратностей, как полна испытаний и превратностей и вся история исконно-русской земли Волынской. Поэтому считаем неизлишним предпослать истории реставрации Мстиславова храма краткий очерк минувших его 1 . Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как появились украинцы как политическое понятие, и чья это заслуга 31.08.2020 649 Историк Петр Толочко считает, что подход к украинской истории, что она исходит из Древней Греции (эту концепцию предлагал историк Михаил Грушевский), принесла больше вреда, чем пользы. Это обусловлено тем, что никаких доказательств, что Украинское, как Украинское, возникло в Древней Греции или Киевской Руси нет. Петр Толочко считает, что данный подход обделяет племена, реально живших на территории нынешней Украины, преуменьшает их значение. «Украинцы» как название появилось в 18-ом веке, по мнению историка, и с этого времени ученые начали использовать этот термин. «Украинцы» как политическое понятие появилось во времена Гражданской войны, и при советской власти была проведена широкая украинизация населения. Евроинтеграторы тянут Украину в папский католицизм и превращают страну в «Великую Галичину» «Сегодня мы видим какой-то конгломерат, сшитый не на всеукраинских ценностях, а на ценностях одного региона — Галичины. Всё галицкое, герои галицкие, их именами называют улицы и площади, Щорса выкидывают, а Коновальца и Бандеру включают», — отметил историк, академик НАН Украины, почетный директор Института археологии, член Академии Европы и Международного союза славянской археологии Петр Толочко. «Это большая ошибка на уровне наших правительств. Не при Зеленском началось, а еще при Ющенко, продолжилось при Порошенко и дальше». «Мне казалось, что не может быть, чтобы Украина могла исповедовать ценности одного региона и стать „Великой Галичиной“. Но уже так не кажется: их делают нашими общенациональными ценностями». «На территории Галичины особая культура и цивилизация — это католичество. И как бы там наши братья не пытались называть свою церковь „греко-католической“ — ничего греческого в ней нет. Она католическая и строго ориентирована на папский престол: и канонически, и управленчески». «И наши деятели видимо однажды решили, что локомотивом нашей интеграции в Европу должен стать Галицкий регион и его традиции. И тем быстрее мы оторвем её от России. Это принесет больше вреда нам».

http://ruskline.ru/video/2020/08/31/kak_...

Св. Авраамий Смоленский не принадлежал к числу особенно известных и чтимых угодников древней Руси. Однако почитание его не ограничивалось пределами родного города. Он был канонизован на одном из Макариевских соборов (вероятно. 1549 г.) и царь Иван Васильевич запрашивал Стоглавый собор «о Псковском чудотворце Ефросине да о Смоленском чудотворце Аврамие – как им праздновати». Соборное постановление гласило: «Праздновати им, как и прочим святым преподобным отцем, пети на вечерне: Блажен муж и прочая служба по божественному уставу все сполна». 1 Древние иконы его довольно многочисленны в пределах Смоленской епархии, но вне Смоленска С. Розанов мог указать лишь на одно его изображение на большой иконе св. Софии, Премудрости Божией, находившейся (в 1912 г.) в Церковно-Археологическом Музее Петербургской Духовной Академии. 2 Зато рукописи различных редакций его жития были распространены повсеместно в древней Руси, Новейший издатель насчитывает не менее 36 списков его. Св. Димитрий Ростовский поместил его, в прекрасной литературной переделке, в своих Четьих-Минеях (под 21 августа), среди весьма немногих, избранных им, житий русских святых. Современный исследователь древне-русской жизни дорожит этим житием не менее благочестивого читателя. Древнейшая редакция, принадлежащая перу ученика его, св. Ефрема (местно чтимого в Смоленске), относится к числу весьма редких памятников! русской домонгольской агиографии. 3 После жития св. Феодосия Печерского , оно является, в сущности, единственной настоящей биографией русского инока домонгольской поры Оригинальность его содержания, необычайность событии, в нем рассказанных, связь их со многими еще загадочными для нас вопросами древне-русского просвещения, делают житие св. Авраамия одним из драгоценнейших памятников древней русской культуры. В настоящем очерке мы ставим своей задачей определить по житию место св. Авраамия в истории русской святости, т. е. установить, путем выделения общих и литературно-обязательных черт, особенности его личного образа и личного пути. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Анатолий (Грисюк), еп. Чистопольский (Грисюк Андрей Григорьевич; 20.08.1880, г. Ковель Волынской губ.-23.01.1938, Ухтпеслаг, с. Кылтово, Коми АССР), сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых), митр. Одесский и Херсонский. Род. в семье чиновника. Окончил Кременецкое ДУ и Волынскую ДС, в 1900 г. поступил в КДА. В 1903 г., будучи студентом 4-го курса, митр. Киевским Флавианом (Городецким) был пострижен в монашество с именем Анатолий. 15 августа того же года рукоположен во диакона, а 30 мая 1904 г. во иерея. Окончив академию в 1904 г. в числе первых студентов, А. был оставлен на год профессорским стипендиатом, 3 июня 1905 г. назначен на кафедру общей церковной истории исполняющим должность доцента КДА. В 1905/6 г. А. был командирован в К-поль для занятий в Археологическом русском институте . Работал с рукописями Патриаршей б-ки. В 4 авг. 1911 г. за соч. «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века» удостоен степени магистра богословия, осенью того же года за «Исторический очерк» и за статьи «Памяти профессора В. В. Болотова (по поводу 10-летия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев» А. присудили митр. Макария (Булгакова) премию . 29 авг. 1911 г. возведен в сан архимандрита. С 11 янв. 1912 г. экстраординарный сверхштатный профессор КДА, с 18 мая штатный экстраординарный профессор. За проповеди, произнесенные в Великий пост 1912 г., совет КДА постановил присудить А. премию имени проф. В. Ф. Певницкого . С 8 июня 1912 г. назначен инспектором и экстраординарным профессором МДА по кафедре Истории Древней Церкви. 30 мая 1913 г. переведен в КазДА на должность ректора и профессора по кафедре Истории Древней Церкви. 29 июня 1913 г. в храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония А. во епископа Чистопольского, второго викария Казанской епархии, к-рую возглавил митр. Московский свт. Макарий (Невский) . С 1913 г. А. являлся председателем казанского Историко-археологического об-ва, а также свт. Гурия Казанского братства .

http://pravenc.ru/text/114964.html

Первое упоминание о деревянном храме Ильи Пророка в селе Палищи в списке с писцовых книг боярина Кропоткина датировано 1637 г. Если посмотреть на карту Гусь-Хрустального района, то можно заметить, что автодорога Владимир-Рязань и Казанская железная дорога делят его на четыре части, крестообразно пересекаясь в районе станции Нечаевской. Самая маленькая, нижняя левая его часть представляет собой юго – восточную окраину Владимирской мещеры, называемой географами Приозерной. Это край лесов, озер, маленьких речушек, затерянных сред болот, песчаных холмов, насыпанных уходящим ледником. Отсюда с устья реки Бужи, начинаются знаменитые Клепиковские озера, переходящие в реку Пра. На одних песчаных холмах здесь издревле жили люди под защитой непроходимых лесов и болот. На других – устраивали захоронения или погосты. Христианство пришло сюда спустя четыре столетия после крещения Руси... Монахи – миссионеры рубили вековой лес и ставили храмы в местах захоронений язычников. Вокруг храмов возникли мещерские села – погосты, в том числе и знаменитый погост Палищи... Первое достоверное упоминание о нем можно найти, по данным уроженца села, краеведа Головина А.В., в списке с писцовых книг В. Кропоткина, датированных 1637–1648 годами. В то время погост Палищи представлял собой песчаный холм среди вековой дубравы на краю древней озерной чаши, превратившейся к тому времени в обширнейшую труднопроходимую систему болот и лесов, тянувшуюся на десятки километров вдоль левого берега рек Бужа и Поль и называвшуюся, согласно писцовым книгам – Суловской краминой (Крамина – край - Словарь Даля). Посреди холма возвышалась старая деревянная церковь Ильи Пророка. Большую часть холма занимало кладбище, а северная его часть постепенно застраивалась избами. Сначала здесь жили священник, дьяк и просвирница. Благодаря писцовым книгам сохранились их имена: поп – Дмитрий Семенов, дьячок – Ерошка Иванов, просвирница – Анница. Весенние разливы превращали всю эту местность в сплошную череду озер, соединенных протоками, и единственным средством передвижения были лодки – долбленки, на которых ездили в церковь, в гости, возили сено и дрова. Погост располагался на старом рязанском торговом тракте, поэтому хоронили здесь не только местных крестьян, но и людей, умерших в дороге от невзгод, лишений и болезней... Особенно кладбище разрослось во времена царствования Петра 1, когда по тракту гнали народ с южных губерний на строительство Санкт – Петербурга и позже, в 19 веке, когда строилась Казанская железная дорога... В том, что Палищи действительно древний могильник, я удостоверился, рассматривая свежую пашню под картофель и огородные грядки местных жителей: вот осколок неолитического скребка, вот кусок древней керамики с текстильным орнаментом, вот осколки костей человека с коричневым, " вековым " (как говорят археологи) загаром – фаланги пальцев, фрагменты ребер, позвонков.

http://sobory.ru/article/?object=04017

Первый зов из Горнего мира пришёл в моё сердце через восхищение красотой церковного искусства. В 1987 году я побывал в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Неожиданным оказался контраст с «домашней» Киево-Печерской Лаврой: вся территория древней Печерской обители была историко-культурным заповедником, где о громадном вкладе монашества в культуру говорилось только в прошедшем времени. В моём сознании это накладывалось на официальный миф о вымирании последних верующих бабушек. Однако в обители преподобного Сергия, при аналогичном статусе заповедника, находился действующий монастырь, где никто не собирался вымирать. Наравне с монахами-старцами по территории ходили молодые иноки и семинаристы, перед иконами мерцали лампады, под сводами соборов расплывалось эхо молитвенных возгласов, с колокольни разливался радостный трезвон. Мир Древней Руси, сказочный и прекрасный, каким он представлялся на картинках в книгах и стендах в музеях, вдруг ожил! Эта встреча стала определяющей при выборе мною профессии историка, с углублением в иеротопию (изучение святых мест) и агиографию (жития святых). Владислав Дятлов — историк, писатель, музейный сотрудник, отец троих детей. Родился в 1974 году в Киеве, окончил исторический факультет Национального педагогического университета им. М. Драгоманова. В 1991–1992 и 1996–2012 годах — участник археологической экспедиции отдела «Киев подземный» Музея истории Киева. Автор научно-популярных и справочных изданий о православных святынях Украины. Составитель новой редакции «Киево-Печерского Патерика». 1. Книги без кабинета Во многих светских книгах о древних святых местах больше внимания уделяется искусствоведению, в церковных — богослужению в широком смысле слова. Убеждён, что современная книга о святыне — и светская, и церковная, — должна в полноте раскрывать все направления: верующий читатель станет более образованным, неверующий — обретёт больше оснований для уважения к вере. Иллюстрировать книгу следует широко — помещать в ней не только общие планы, но и все доступные иллюстративные материалы прошлого. Даже в популярном жанре следует указывать источники предлагаемых сведений: в наше время словесной безответственности, манипуляций историческими фактами, недостаточных знаний об истоках той или иной церковной традиции это чрезвычайно важно. Читатель не должен становиться заложником авторитета автора.

http://pravoslavie.ru/71230.html

(Доклад, читанный в заседании IV Костромского Областного Археологического Съезда 22 июня 1909 г.) Предлагая просвещенному вниманию Гг. членов настоящего Съезда напечатанные мною материалы, касающиеся Костромской старины, позволяю себе в дополнение и объяснение их в связи с общей русской историей сказать несколько слов. Базисом своих работ, предназначенных для Съезда, я ставлю исследования об упраздненных монастырях. В предисловии к своей книге «Упраздненные монастыри Костромской епархии» я указал, что главным источником для составления этой брошюры послужили рукописи покойного (3 февраля 1866 г.) костромского историка, протоиерея М.Я. Диева. Кроме того, я пользовался и другими рукописями, принадлежащими мне и собранию И.А. Вахромеева, а в особенности – исследованиями покойного (11 февр.1878 г.) протоиерея И.Д. Троицкого, историка Ярославской епархии. Я включил в свою книгу лишь 53 упраздненных монастыря, опустив те, которые впоследствии были отчислены к Ярославской епархии. Этот пропуск сделан мною на том основании, что в своих предыдущих трудах 1 я имел возможность довольно подробно коснуться истории указанных монастырей, упраздненных в разное время. Костромская территория с давних времен входила в состав обширной Ростовской епархии, пределы которой совпадали с границами Ростовского княжества. Затем, при учреждении в 1213 г. епархии Суздальской, часть Костромской области отошла к последней, и только в 1745 г. из этой области была образована самостоятельная епархия. В 1788 г., при округлении границ епархий сообразно с пределами наместничеств, г. Любим с близлежащими селами отошел от Костромской епархии к Ярославской, a несколько сел по нагорной стороне Волги – наоборот, от Ярославской к Костромской. Известно, что обитатели всех северо-восточных епархий древней Руси отличались склонностью к подвижничеству. Об этом свидетельствует многочисленный сонм св. угодников, а также повсеместное обилие монастырей и пустынь, большинство которых теперь уже не существует. Огромное количество монастырей Северной Руси обращало на себя особое внимание древних путешественников-иностранцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/k...

Виктор Никитич Лазарев После того, как известный историк русской церкви Е. Е. Голубинский собрал богатый материал по литературным первоисточникам, освещающим развитие алтарной преграды в Византии и Древней Руси, было сделано немало блестящих археологических открытий, которые позволяют совсем по-новому ставить вопрос об эволюции темплона и об истоках иконостаса. Среди этих открытий одно из первых мест принадлежит найденным на Синае расписным эпистилиям, впервые опубликованным Г. и М. Сотириу, что является их большой научной заслугой. Эти иконы сильно вытянутой формы либо служили архитравами деревянных темплонов, либо ставились на архитравы мраморных алтарных преград. Самый длинный из дошедших до нас синайских эпистилиев равен 2,75 м, а высота их колеблется от 0,35 до 0,45 м. Тематика росписи эпистилиев довольно стабильная. Это чаще всего «Деисус» в центре и изображение праздников либо сцен из жития святого по сторонам. Характерной особенностью расписных эпистилиев является размещение каждого из сюжетов в опирающейся на колонки арке, причем колонки вместе с аркой служат как бы обрамлением для изображенного в его пределах эпизода. К опубликованным Г. и М. Сотириу расписным эпистилиям мы можем присоединить еще три иконных фрагмента, которые, без сомнения, выполняли ту же функцию. Эти фрагменты происходят, по-видимому, с Афона и были привезены экспедицией П. И. Севастьянова. Н. П. Кондаков совершенно неверно определил их назначение. Он полагал, что икона «Апостол Филипп, Феодор Стратилат и св. Димитрий» якобы входила в состав настенного фриза в одном из боковых нефов церкви, а «Сошествие во ад» и «Сошествие св. духа» были створками складня. Между тем все три фрагмента явно принадлежали к двум эпистилиям, на одном из которых были изображены святые в рост, а на другом праздники. На это указывает размещение каждой из фигур и каждой из сцен в арочках, опирающихся на колонки. Только если на синайских эпистилиях арочки и колонки выполнены живописными средствами, то на эрмитажных фрагментах они даны рельефом. Что мы имеем здесь части эпистилиев, свидетельствует и размер фрагментов, высота которых колеблется от 0,32 до 0,42 м. Таким образом, тематика расписных эпистилиев пополняется еще одним сюжетом – изображениями фронтально стоящих святых, чей выбор был, вероятно, продиктован заказчиками темплона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/tri-frag...

Владимир. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Георгиевская церковь во Владимире весьма древнее сооружение. Церковь первоначально построена в 1157 году Юрием Долгоруким на своем княжеском дворе. Храм назван в честь небесного покровителя князя Юрия Долгорукого, - одного из самых почитаемых на Руси святого великомученика Георгия Победоносца. 28 июля 1778 года Георгиевская церковь была разрушена во время пожара. Вновь отстроена в стиле провинциального барокко. От древней церкви в ней сохранились отдельные белокаменные блоки в цоколях. В 1847 году к храму с юга пристроили придел в честь князя Владимира. Существующая ныне церковь значительно отличается от первоначальной. Эта нарядная, стройная постройка, выполненная в формах стиля барокко - редкий для Владимирской области образец церковной постройки 2-й половины XVIII века. Основной объем представляет из себя почти равносторонний двусветный четверик. Он завершен двумя восьмериками. Венчается храм луковичной главой на цилиндрическом барабане. С востока к четверику примыкает маленькая одночастная апсида, перекрытая конхой, а с запада - небольшая трапезная и шатровая колокольня. Стены и своды храма были расписаны в 1-й половине XIX века одаренным мастером, владевшим художественными приемами эпохи классицизма. Церковь была закрыта для прихожан в начале 1930-х годов. Тридцатые годы оставили о себе характерную заметку – глава церкви была буквально изрешечена пулевыми отверстиями. Далее церковь использовалась на хозяйственные нужды советских учреждений, в том числе в 1960-70е как цех масло-жирового заводика и коптильни колбас. Обследование церкви в середине 1980-х выявило слой жирной черной копоти по фрескам основного объема в районе барабана главы толщиной примерно в один сантиметр. Надо сказать, в то же примерно время рядом с церковью на прилегающей территории располагался медицинский вытрезвитель с камерами предварительного заключения следственного изолятора. Хозяйствующие субъекты, не особо задумываясь над археологическими вопросами и проблемами сохранности культурного слоя, врыли огромную многокубовую металлическую ёмкость для топочного мазута рядом с фундаментами трапезной, стена которой треснула. Одним из последних учреждений, занимавших церковь в советский период, был музыкально-хореографический ансамбль «Вишенка». И по тем временам блестящей идеей оказался проект Театра хоровой музыки. Изюминка проекта была в том, что коллективы этого жанра редко имеют собственные помещения с необходимой акустикой. По тем временам проект был очень творчески смелым, интересным и многообещающим в плане резкого скачка вверх общей культуры городского народонаселения. В середине 1980-х по Георгиевской церкви под нужды Театра были проведены необходимые проектно-исследовательские работы (архитекторы Мелешенко С.Л., Ефимов Д.В., инженеры Ершов Э.Я., Щелоков О.О.) и начаты реставрационные работы (Владимирреставрация, дир. Зайцев В.И., гл. арх. академик Столетов И.А.).

http://sobory.ru/article/?object=01842

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010