В наиболее известном труде «История Рима» М. рассматривал гл. обр. внешне- и внутриполитическую историю Др. Рима, в меньшей степени касаясь других ее аспектов (экономики, культуры и искусства). Первые 3 тома охватывают период с древнейшего времени до победы Юлия Цезаря над помпеянцами в битве при Тапсе (46 до Р. Х.). М. подходил к событиям античной истории в свете политической полемики своего времени, обосновывал взгляд на возвышение Рима как на процесс «национального объединения» Италии, а на установленный Юлием Цезарем режим - как на «демократическую монархию», являвшуюся эталоном для гос-в Нового времени. Для исследования М. характерны яркое и живое изложение событий, красочные, хотя и пристрастные исторические портреты героев рим. истории (Цезаря, Цицерона, Помпея, Гракхов и др.). Опубликованный значительно позднее 5-й том посвящен обзору истории рим. провинций до эпохи имп. Диоклетиана ; 4-й том, к-рый М. намеревался посвятить истории имп. Рима, не был написан, вероятно, из-за разочарования историка в имперской идее и возможности создать в Германии того времени «демократическую монархию» (существует предположение о том, что черновики 4-го т. погибли при пожаре в 1880). Систематическое изложение взглядов М. на историю Римской империи стало известно благодаря находке (в 1980) конспекта прочитанных в 1882-1886 гг. лекций М. на эту тему ( Mommsen Th. Römische Kaisergeschichte: Nach dem Vorlesungs-Mitschriften von S. und P. Hensel, 1882/86/Hrsg. B. u. A. Demandt. Münch., 1992; рус. пер.: Моммзен Т. История рим. императоров: По конспектам С. и П. Хензелей: 1882-1886 гг./Пер.: Т. А. Орестова. СПб., 2002). Согласно М., уже со времени имп. Октавиана Августа «сильная власть» в Риме стала перерастать в грубый произвол, а «демократическая монархия» - в деспотию. В лекциях изложение доведено до эпохи варварских вторжений в Римскую империю в V в. По мнению М., на развалинах Др. Рима сформировалась лат. нация, соединившая в себе рим. и герм. культурные основы Европы. В 1902 г. М. был удостоен Нобелевской премии по лит-ре за соч. «История Рима» как «один из величайших исторических писателей». М. являлся иностранным членом Нидерландской королевской академии наук и искусств (1859), Американского антикварного об-ва (1870), Имп. С.-Петербургской АН (1893), Парижской АН (1895). Почетный гражданин Рима (1896). Кавалер прусского ордена «За заслуги» (1868), баварского ордена Максимилиана «За достижения в науке и искусстве» (1871).

http://pravenc.ru/text/2564092.html

272.  Сергеев В. Очерки по истории древнего Рима. Ч. 1-2. М., 1938, 829 с. 273.  Смирин В. Диктатура Суллы. М., 1955, 454 с. 274.  Соколов Г. Искусство древнего Рима. М., 1971. 275.  Утченко С. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики. М., 1952, 300 с. 276.  Его же. Кризис и падение римской республики. М., 1965, 288 с. 277.  Его же. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969, 324 с. 278.  Его же. Юлий Цезарь. М., 1976, 365 с. 279.  Его же. Политические учения древнего Рима. М., 1977, 256 с. 280.  Ферреро Г. Величие и падение Рима. Пер. с франц. т. I-V. М., 1915, 1917, 1920, 1924. 281.  Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима. — Общая история европейской культуры. Пер. с нем. т. IV. СПб., 1814, 628 с. 282.  Хвостов В. История римского права. М., 1919, 478 с. 283.  Штаерман Е. Кризис античной культуры. М., 1975, 183 с. 284.  Энман А. Легенда о римских царях. Ее происхождение и развитие. СПб., 1895, 376 с. 285.  Юнг Б. Италия и всемирное господство Рима. — В кн.: История человечества. Под ред. Г. Гельмольта. Пер. с нем. т. IV. СПб., 1903, с. 331-481. 286.  Albertini Е. L " Empire Remain. Paris, 1929. 287.  Bloch R. The Origins of Rome. London, 1960. 288. The Cambridge Ancient History. V. XIII-X, 1930, 1932, 1934. 289.  Gardhausen V. Augustus und seine Zeit. Bd I-II. Leipzig, 1891-1896. 290.  Grenier F. Le genie Remain dans la Religion, la pensee et 1 " art. Paris, 1925. 291.  Heurgon J. Rome et la Mediterranee occidentale jusqu " aux guerres puniques. Paris. 1969. 292.  Holmes T.R. The Architect of the Roman Empire. V. I-II. Oxford, 1928-1931. 293.  Peruzzi Е. Origini di Roma. V. I-II. Firenza, Bologna, 1970-1973.   3. Эллинистическо-римская религия Источники 294.  Августин. О Граде Божием. — В кн.: Творения бл. Августина еп. Иппонийского. Киев, 1906, ч. 3-6. 295.  Аполлодор. Мифологическая библиотека. Пер. с греч. Л., 1972, 214 с. 296.  Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии. — Метаморфозы в XI книгах. Пер. М. Кузмина и С. Маркиша. М., 1959, 435с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

вышла, посвященная просопографической тематике, информативно насыщенная работа Н. Н. Трухиной «Политика и политики “золотого века” Римской республики (2 в. до н. э.)». Когда в конце 1980-х гг. возникли предпосылки, для восстановления в России нормальной научной среды в сфере гуманитарных дисциплин, появились исследования, свободные от иделогической закрепощенности. Так, в 1988 г. Вышла книга А. Б. Ковельмана «Риторика в тени пирамид», посвященная анализу массового сознания населения Египта во 2–4 веках. К числу видных историков-романистов наших дней принадлежат, также, Э. Д. Фролов, А. Б. Егоров, Я. Ю. Межерицкий. В 1990-е гг. был опубликован ряд работ по Римскому праву, изучение которого приблизилось у нас в предшествующий период к состоянию клинической смерти. Это – «Обязательственное право в архаическом Риме» Л. Л. Кофанова, работы Д. В. Дождева, В. А. Савельева. Впервые в России вышел полный перевод «Дигест», создан центр Римского права, который выпускает журнал «Древнее право». На западе, одним из самых крупных романистов первой половины 20 столетия, был американский ученый Т. Франк, автор «Экономической истории Рима», вышедшей в 1920 г., и монументального 5-томного «Экономического обзора древнего Рима», печатавшегося с 1933 по 1940 г. В своих оценках экономики Рима, Франк близок к Ростовцеву, обнаруживая в ней многие черты, параллельные с современным капитализмом. Занимаясь проблематикой, которая ставилась во главу угла марксистскими историками, Франк, в отличие от них, не считал, тщательно исследованные им, экономические отношения, в том числе, связанные с промышленностью и сельским хозяйством, с наемным и рабским трудом, с денежным оборотом, важнейшим и исходным фактором жизни Римского общества, его базисом. Напротив, он выводил особенности экономического устройства из строя религиозной, нравственной и культурной жизни Рима. В эпоху между двумя мировыми войнами, существенный вклад в изучение истории Рима внесли английский ученый Р. Сайм, автор «Римской революции» (1939), посвященной кризису республики и установлению принципата, – этот бурный процесс, сопровождавшийся чередой гражданских войн, историк и называет революцией, – а также французские романисты Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Классика Римской историографии – знаменитая «История Рима от основания города» («ab urbe condita libri») уроженца Падуи (древней Патавии) Тита Ливия, написанная в 142 книгах, из которых сохранилось только 35; и они охватывают события от основания Рима до 293 г., и затем – от 219 до 167 г. до Р. Х. Это самый полный из, дошедших до нас, сводов древнеримской истории, составленных в самом Риме. «История» Ливия написана пером прямолинейного и потому, не лишенного наивности, предельно искреннего патриота и, одновременно, завзятого республиканца, хотя писалась она в золотой век Августа, когда за республиканской номенклатурой принципата, проступали отчетливые черты единоличного правления. Сам Август называл Ливия помпеянцем, но не притеснял его и даже покровительствовал ему, возможно, потому, что этот профессиональный ритор и литератор, на государственной службе никогда не состоял и реальной политикой не занимался. К тому же, республиканцем, своего рода, был и сам Август, а пиетет перед славной историей Рима составлял одну из основ идеологической программы, созданного им, принципата. «История» Ливия на века стала классической книгой в самом собственном смысле слова, потому что, именно, она составляла основу преподавания истории в гимназических классах, вплоть до конца 19 века. В эпоху господства в исторической науке позитивизма и гиперкритицизма, Тит Ливий подвергнут был тотальной дискредитации. В «Истории Рима» Моммзена, совершенно игнорируются многочисленные сведения, приводимые Ливием, в особенности, из ранней эпохи Рима, – и совершенно напрасно. Ливий не был только ритором, который развлекал и патриотически воспитывал читателя героическими легендами, каким представило его расхожее научное мнение конца 19 столетия, но писателем, сохранившим в своей, действительно, насыщенной риторикой и сочиненными речами исторических деятелей книге, много достоверных сведений из ранней истории Рима, которые были подтверждены новейшими результатами археологических, лингвистических, эпиграфических исследований. В основе его «Истории» лежат не сохранившиеся материалы из «Великих анналов», опубликованных около 130 г. до Р. Х. великим понтификом Публием Муцием Сцеволой, «Хроника» Фабия Пиктора, а также «Всеобщая история» Полибия – иногда, Ливий простодушно пересказывает греческого историка, и это наиболее надежные, с точки зрения фактографии, места его, блестяще написанной, монументальной компиляции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ход истории Ферреро рассматривает, как стихийный процесс, не контролируемый его участниками, лишенными способности предвидеть последствия, предпринимаемых ими, действий. Ученый дает позитивную оценку имперской экспансии Рима, среди выдающихся деятелей он выделяет полководца Лициния Лукулла, возвеличивая его, как первого из колониальных императоров. Цезарь представлен у него авантюристом и властолюбцем, стремившимся к неограниченной монархической власти, к автократии в эллинистическом стиле, а Август – не его политическим преемником, а, скорее, продолжателем дела его антагониста Помпея, так что саму систему правления, введенную в действительности Августом, историк называет принципатом Помпея. Ферреро обладал незаурядным литературным талантом, его исторические портреты написаны ярко, о политических и военных событиях он рассказывает увлекательно, подчас, не сдерживая себя исследовательской акривией, давая волю воображению. Рецидивом крайнего гиперкритицизма, явились труды еще одного итальянского историка начала 20 столетия Э. Пайса – «История Рима» и «Критическая история Рима в течение первых пяти веков». Пайс решительно отвергал достоверность Римской традиции, классическим выражением которой служит труд Тита Ливия. Относительно достоверная история начинается, по Пайсу, только с войны Римлян против эпирского царя Пирра. Фактически, все, что рассказано у него о событиях первых четырех столетий, протекших от, как он считает, мифического основания Рима Ромулом, представляет собой цикл легенд, сочиненных под влиянием греческой историографии и в подражание ей. Деятели раннего Рима – это мифические персонажи и даже божества: например, Тарквиний, превратившийся в основателя этрусской династии, первоначально почитался Римлянами как бог тарпейской скалы. Один из приемов исторических фальсификаций, воспроизводимых Ливием и легковерно принятых наукой нового времени, это дубликация, перенос действительных событий относительно позднего времени, происходивших в 3 или 2 столетии до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf Религия Рима Римляне стоят в конце древней истории и пополняют для нас образ древнего мира и его цивилизации. Римское государство делается центром политического могущества в древнем мире, распространив свое владычество в Азии до стран на Евфрате, в Африке до степей Сахары и в Европе до Рейна и Британии. В тех же целях политического и всемирного могущества Рим сосредоточивает в себе и культурные силы древних народов. Он переносит к себе не только памятники искусства, но и богов покоренных им стран и усвояет себе их образованность. В этой государственности Рима все его историческое значение. В религиозном, как и в научном отношении он не выработал ничего нового, не пошел далее других народов, не был даже самобытен. Не для интеллектуальных и идеальных стремлений создан был римлянин. Это был характер чисто практический; утилитарные стремления составляли основу всей его жизни и деятельности. Призванием грека в истории было искусство; призванием римлянина была жизнь политическая. В этой и только в этой сфере он был велик и оставил нам в наследие после себя право (jus), которое нигде в древнем мире не было так выработано, как в Риме. С точки зрения пользы и интересов гражданских он смотрел на все от начала до конца своей истории. Иных высших и более широких целей и стремлений он почти не знал. То замечательно, в самом деле, что у римлян не было своего слова для обозначения понятия о поэзии и поэтическом вымысле. В самой религии римлянин по преимуществу развивал практическую сторону – культ с его внешними формальными предписаниями и в нем видел силу, которая связывает людей в общество и которой держится строй гражданской жизни 2132 . Этим социально-политическим целям служили его верования; идея государства, проникавшая все формы жизни римлян, составляла до конца душу и самой религии. Alme sol, curru nitido diem qui Promis et celas, aliusque et idem Nasceris; possis nihil urbe Roma Visere majus! говорит Гораций в известном гимне к богу солнца, выражая от лица всего Рима желание, чтобы бог света не видел в поднебесной ничего лучше и величественнее Рима 2133 . Точно так же Овидий молит Юпитера, чтобы владыка богов, назирающий вселенную, не находил в ней ничего достойного его покровительства и защиты, кроме Рима 2134 . Виргилий указывает от лица самих богов на то же призвание Рима; «другие народы», говорит он, смогут одушевлять медь» т. е. металл превращать в живой, одушевленный образ, «следить течение небесных планет; тебе же, римлянин, досталось в удел властвовать над народами: ты на это художник» 2135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Карфаген же представлял собой городскую общину, эксплуатировавшую покоренные народы. Поэтому его мобилизационный потенциал в основном ограничивался собственными гражданами и средствами казны, которые можно было употребить на наемников. Несмотря на то что армия Ганнибала главным образом содержала себя за счет военных реквизиций, постепенно истощилась государственная казна, а ограбление покоренного населения плодило новых врагов, сколько бы сам Ганнибал ни пытался убедить местное население, что воюет не против него, а исключительно против Рима и враги ему лишь граждане этого ненавистного города. Ни в Италии, ни в иных странах, ни даже в самой Африке у Карфагена не было надежных союзников, кроме, пожалуй, кельтов – хотя и храбрых воинов, но трудно управляемых и не владевших военным искусством, которое они могли бы противопоставить прекрасно обученным и организованным римским легионам. Поэтому мобилизационные ресурсы Рима, которые так и не были исчерпаны до конца, многократно превосходили ресурсы Карфагена, приближаясь, по подсчетам Полибия, к 800 тысячам, так что после разгрома одной армии Рим мог, подобно многоголовой лернейской гидре, без особого промедления набрать новую армию, способную действовать на разных фронтах одновременно. «Нельзя не поражаться,– писал современный русский романист В.И.?Кузищин,– как при подавляющем объективном преимуществе Рима над Карфагеном война оказалась предельно тяжелой для Рима. Эта особая тяжесть определялась тем обстоятельством, что кроме объективных факторов, особенно на первых порах, работал субъективный фактор, а именно военный гений, воля, мастерство и мужество одного человека – Ганнибала» (В.И.?Кузищин. Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье.– История Древнего Рима.М., 2002, с. 85). Некоторое время после поражения полководец занимал высшие должности в родном государстве, приведя в относительный порядок его расстроенные финансы, надорванные военными расходами и непомерной контрибуцией. Затем, когда, получив сведения о том, что Ганнибал замышляет возобновление войны, Рим потребовал его выдачи, он бежал на восток к царю Антиоху III; после поражения Антиоха в войне с Римом Ганнибал нашел прибежище при дворе вифинского царя Прусия. Когда же он узнал, что Прусий готов выдать его Риму, Ганнибал в возрасте 65 лет принял яд, который всегда носил при себе в перстне. Его смерть последовала в 172 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

45 Kotula T. Kryzys III wieku a kult cesarski//Kryzysy paristwa Rzymskiego: republika i cesarstwo. Wroctaw, 1995. S. 149; Joposzko T. Zarys dziejôw spotecznych cesarstwa Rzymskiego. S. 107–108. 47 Джонс A. X. М. Гибель античного мира. C. 34; Bleicken J. Verlassung und Socialgeschicte des Römischen Kaiserreiches. Bd. I. S. 317. 50 Kowalski H. Kryzys zgromadzen ludowych w Rzymie w okresie schylku republiki//Kryzysy panstwa Rzymskiego: republika i cesarstwo. S. 11. 51 Лившиц Г. М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. Минск, 1957. С. 232–296, 315–327; Ревяко К. А., Федосик В. А. Предисловие//Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991. С. 17–24. 53 Утченко С. Л. Политические учения древнего Рима. М., 1977. С. 220; Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987. С. 178. 57 Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего мира. С. 190–191, 235–240; Bleicken J. S. Verlassung und Socialgeschichte des Römischen Kaiserreiches. Bd. I. S. 103–104. 58 Федосик В. А. Таинства без тайн. Минск, 1979. С. 21–22; Штаерман E. М. Социальные основы религии древнего мира. С. 247–251; Campbell L. A. Mithraistic Iconography and Ideology. Leiden, 1968. P. 51–53; Dziewulski W. Zwyciçstwo chrzescijahstwa w swiecie starozytnym. Wrodaw, 1969. S. 11; Fox R. L. Pagans and Christians. San Francisco, 1988. P. 124–125. 59 Колосовская Ю. К. Римский провинциальный город, его идеология и культура//Культура древнего Рима. М., 1985. Т. 2. С. 190–194; Kotula Т. Kryzys III wieku a kult cesarski. S. 149–150. 61 Fox R. L. Pagans and Christians. P. 39–40; Kotula T. Kryzys III wieku a kult cesarski. S. 148–149. 62 Колосовская Ю. К. Римский провинциальный город, его идеология и культура//Культура древнего Рима. Т. 2. С. 190–194; Штаерман E. М. Социальные основы религии древнего мира. С. 172; Kotula Т. Kryzys III wieku a kult cesarski. S. 148–150; MacMullen R., Lane E. N. Paganism and Christianity 100–425 C. E. Minneapolis, 1992. P. 77. 63 Штаерман E. М. От религии общины к мировой религии. С. 182; Ferguson Е. Baskgrounds of Early Christianity. Grand Rapids, 1993. P. 198; Kotula T. Kryzys III wieku a kult cesarski. S. 148.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разработана трехмерная цифровая анимационная модель Рима эпохи императора Константина 14 июня 2007 г. 12:30 Группа ученых разработала трехмерную цифровую анимационную модель Древнего Рима. На создание симулятора под названием Rome Reborn («Возрожденный Рим») ушло 10 лет. В проекте Института высоких технологий в гуманитарных науках при Университете Вирджинии принимали участие археологи, архитекторы и другие специалисты как из американских университетов, так и из других стран — Италии, Германии и Великобритании. В основу модели положен гигантский макет Plastico di Roma Antica из Музея римской цивилизации в Вечном городе. С него были отсканированы 7000 зданий. В модели Рим изображен таким, каким он, вероятно, был в 320 году нашей эры, когда его население, как считают специалисты, достигло миллиона человек. В то время Римом правил император Константин, который официально принял в Римской империи христианство и начал строить вторую столицу в городе Византии (в честь императора этот город был переименован в Константинополь — в настоящее время Стамбул). Кроме того, многие здания и сооружения воссозданы и изнутри, в том числе Колизей, Сенат и базилика императора Максенция. «Мы можем провести людей по подвалам Колизея и показать им подъемники, на которых поднимали животных из подземных клеток на арену для травли», — говорит руководитель проекта Бернард Фришер. Помимо музейного макета, специалисты привлекли множество других источников — данные лазерного сканирования нынешнего Рима, древние карты и каталоги зданий, в которых подробно описаны «квартиры, частные дома, гостиницы, склады, пекарни и даже публичные дома», говорит Фришер. Кроме того, при создании изображений учитывались рекомендации целой группы археологов: они объясняли, как выглядели здания и статуи в те времена, когда они еще не потемнели от загрязнения атмосферы и других причин. По мысли создателей, модель будет наглядным пособием для изучающих историю Древнего Рима и, кроме того, ее могут внедрить в популярный виртуальный мир Second Life. Переговоры с владельцем Second Life компанией Linden Labs, по некоторым сведениям, уже начались. Частично модель со временем будет демонстрироваться туристам перед посещением Колизея, Форума и других достопримечательностей Рима. Би-Би-Си /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/257411.htm...

   Для дальнейших рассуждений важны сведения о населении больших городов: Рима, Александрии и Антиохии. В цветущее время в Александрии всего жителей с рабами было около 12 милл., а при Августе и его преемниках, может быть, увеличилось. В Антиохии в начале нашей эры было 300 тыс. свободных, так что по населению она соперничала с Александрией. Не так ясны сведения о населении Рима. Многие решали этот вопрос и впадали в преувеличения. Соблазнительным представлялся тот факт, что правительство решилось сначала за умеренное вознаграждение, а потом и даром выдавать пшеницу гражданам. Но значение этого факта не следует преувеличивать. Цифра выдачи полагалась определенная, и не всякий мог рассчитывать на получение, а тот, кто попадал в список. Притом, выдавалось не только римлянам, но и жителям ближайших селений. Civis Romanus, хотя бы он жил в Остии или во Флоренции, оставался тем же гражданином Рима и имел право на получение хлеба. Но вопрос в том, выгодно ли было ему прибыть из Флоренции в Рим, чтобы получить 5 модиев пшеницы? Таким образом, цифра выдачи хлеба не дает оснований для суждения о числе жителей Рима.    К счастью, у нас есть твердые данные для определения всего населения Рима. По свидетельству Спартиана (п. 23), император Септимий Север (ум. 4 февр. 211 года в Иорке) оставил canon frumentarius на 7 лет, по которому в Риме должно было расходоваться 75 тыс. модиев пшеницы ежедневно; если же меньше, то наступал голод. Параллельное известие находится в схолиях к Лукану, именно, что в Риме расходовалось ежедневно 80 тыс. модиев. Из этих цифр можно вывести от 750 до 800 тыс. населения Рима. Эта цифра определяется следующим образом.    Известно, что древние греки и римляне были вегетарианцы; мяса ели мало, не потому что оно было дорого, а потому что было мало потребности в сильном питании: юг проявлял свое действие. И в настоящее время в Италии питаются более пшеницей, а в древности весь стол римлянина сводился к зерновому хлебу, причем предполагалось, что сами мололи и пекли хлеб. В Риме дневная порция раба равнялась одному ячменя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010