Переменчивым оказалось и отношение к проблеме т.н. падения Рима. Уже в трудах флорентийской исторической школы XV–XVI веков (Флавио Биондо, Никколо Макиавелли) падение Рима в V веке устанавливается как непреложный факт, через французских «просветителей» воспринятый и английской историографией XVIII–XIX веков в виде резкого крушения античности (Эд. Гиббон, Джон Бьюри). Однако теория падения Рима (которая была бы непонятна ни византийцам, ни франкам) не только списывала со счетов Византию как прямую продолжательницу языческого Рима, но также ставила под сомнение тезис о преемственности Рима и франкской Европы. В противоположность этой теории в континентальной Европе получил развитие тезис континуитета римского мира и его постепенной трансформации в средневековую Европу, наиболее полно разработанный в 1930-е годы выдающимся бельгийским историком Анри Пиренном . Тезис этот оказал большое влияние и на англо-американскую историческую науку , и только в последние годы в британских академических кругах ему был дан решительный отпор . Дероманизация Византии и дехристианизация образа Рима – важнейшие составляющие «третьего Рима» Запада При всей незавершенности и переменчивости «третьего Рима», можно однозначно сказать о некоторых его особенностях. Прежде всего это признание древнего Рима как законченного этапа в истории мира и Европы. Согласно этой точке зрения, после разделения Римской империи в 395 году на Восточную (Византийскую) и Западную и последовавшего за этим падения Западной империи (476) более невозможно говорить об истории Рима. Временн ы е рамки последней, таким образом, строго ограничиваются античностью. Как следствие Византия обретает свой, отдельный и отличный от Рима облик и может рассматриваться как империя греческая, восточная, православная или какая еще, но только не римская, а ее римскость может считаться лишь фикцией, притворством самих византийцев . Дероманизация Византии (непризнание ее истинно римской сущности) – это один из постулатов «третьего Рима», и в данном вопросе он солидаризуется с франкским взглядом на историю. Аналогичным образом английская историография сужает духовное наследие Рима рамками латинской (западноевропейской) культуры. Но, в отличие от франкской исторической линии, «третий Рим» отводит маловажную роль христианству. Ведь в «1200-летней» истории Рима (753 г. до н.э. – 476 г. н.э.) христианский период занимает всего лишь какие-то 100 с лишним лет, являющиеся притом временем упадка и гибели Рима . А в предшествующие 300 лет христианство либо существовало на периферии римского мира либо было религией маргинального меньшинства. Таким образом, дехристианизация образа Рима – еще один важный постулат.

http://pravoslavie.ru/104769.html

Разделы портала «Азбука веры» 28 Мар 2024 Фото: izdat-spbda.ru Издательство Санкт-Петербургской духовной академии представляет курс лекций «История Древнего Рима. Республика» доктора исторических наук, профессора кафедры церковной истории СПбДА Алексея Борисовича Егорова. Курс лекций является второй книгой из серии «История Древнего мира», в которой излагаются основные события античной истории. Она посвящена политической и культурной истории Древнего Рима царского периода и эпохи Республики (753–31 г. до Р. Х.) — от основания Рима и до окончания гражданских войн и начала принципата Октавиана Августа. Это было время, когда маленькая община на Тибре постепенно превращалась в могущественную сверхдержаву, подчинившую себе обширные территории и ставшую наследницей цивилизаций Переднего Востока, Греции и эллинистических государств. В книге последовательно рассматриваются этапы эволюции Римского государства: эпоха римских царей (VIII–VI вв. до Р. Х.), время формирования Римской республики и завоевания Италии (V–III вв. до Р. Х.), период великих завоеваний и превращение Рима в гегемона Средиземноморья (265–133 гг. до Р. Х.), и самая, вероятно, драматичная в римской истории эпоха — гражданских войн (133–31 гг. до Р. Х.), завершившаяся созданием империи Юлия Цезаря и Октавиана Августа, спасших державу от распада и гибели. Помимо социально-политических и экономических проблем римской истории, в книге рассматриваются римская культура, наука и искусство и подчеркивается их оригинальный и творческий характер. Как и в книге «История Древней Греции», в настоящем издании особое внимание уделено источникам и исторической литературе республиканского Рима. Рецензентами книги выступили Александр Валентинович Махлаюк — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Древнего мира и Средних веков Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, а также Виктор Николаевич Парфёнов — доктор исторических наук, профессор кафедры церковной истории Саратовской православной духовной семинарии. Курс лекций «История Древнего Рима. Республика» получил рекомендации Учебного комитета и Издательского совета Русской Православной Церкви, и предназначен для преподавателей и студентов богословских учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, а также для всех читателей, интересующихся историей Древнего Рима. Оглавление и ознакомительный фрагмент здесь . Источник: Издательство Санкт-Петербургской Духовной Академии Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/kurs-lekcij-istori...

759 «Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отошел из сей жизни»//«ДВС». Т. 4. C. 13, 14. 776 «Приветственное слово от Святого Шестого Вселенского Собора к благочестивейшему и христолюбивому императору Константину»//«ДВС». Т. 4. С. 232. 777 «Копия с послания, отправленного Святым и Вселенским Шестым Собором к святейшему и блаженнейшему папе древнего Рима Агафону»//«ДВС». Т. 4. С. 244. 781 Суворов Н.С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. По поводу книги профессора А.С. Павлова «Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и древнерусского церковного права». Ярославль, 1893. С. 137. 784 Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Выпуск первый: папский догмат в процессе образования и развития до XIV b. Казань, 1882. С. 6. 785 «Об узах отречения»//Задворный А. История Римских пап. От св. Феликса II до Пелагия II. С. 51, 53. 787 Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. 3. Никейское и посленикей-ское христианство (311–590 г. по Р.Х.). C. 219, 222. 791 «Послание папы Геласия императору Анастасию»//Задворный А. История Римских пап. От св. Феликса II до Пелагия II. М., 1997. C. 29. 796 «Об узах отречения»//Задворный А. История Римских пап. От св. Феликса II до Пелагия II. С. 39. 799 Пеликан Ярослав. Христианская традиция. История развития и вероучения. Т. 2. Дух восточного христианства (600–1700). М., 2009. C. 161. 804 «Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отошел из сей жизни»//«ДВС». Т. 4. С. 13 805 «Копия с послания, отправленного Святым и Вселенским Шестым Собором к святейшему и блаженнейшему папе древнего Рима Агафону»//«ДВС». Т. 4. С. 243. 806 «Список отношения, посланного от святейшего и блаженнейшего папы древнего Рима Льва к благочестивейшему и христолюбивому императору Константину, подтверждающего и принимающего сделанное и определенное на Святом Шестом Вселенском Соборе»//«ДВС». Т. 4. С. 262, 263.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но правительство вовремя спохватилось, и в окончательной редакции приговора было сказано, что Цицерон удаляется за 500 миль от города, и, вследствие этого, он должен был удалиться из Италии. Местности во всех провинциях, находившиеся внутри сотого камня (intra centesimum lapidem), были в ведении префекта города Рима. Преступления в этих пределах разбирались местными властями, а апелляция шла не к префекту претории Италии, а к префекту города Рима. Таким образом, этот высший римский сановник обладал своеобразной властью принимать апелляцию на расстоянии сотого камня от Рима. Эта территория и называлась regiones suburbicariae. При этом, когда префект выходил из Рима, то лишался своей власти, и лишь оставаясь в Риме, пользовался своеобразной привилегией. Рост населения большого города естественно увеличивался, и потому осложнялись своеобразные экономические условия. В сакральных вопросах границей Рима всегда считалось pomoerium, та борозда, которую провел Ромул, но в правовых вопросах нужно было сделать послабления. Город кончается там, где кончаются смежные неразрывные строения. Очень важен был вопрос, кого из граждан Рима нужно было считать присутствующим в городе. Правительство расширило понятие о городской черте и признало присутствующими в Риме тех, которые находились на расстоянии одной мили от города, считая от центра, а потом и это понятие пришлось расширить, и расстояние одной мили от города стали считать от того пункта, где кончаются городские здания. Римское население питалось привозным хлебом, и какое-либо неустройство речной системы причиняло ему много зла. Немало беспокойства причинял Риму и недостаток воды. Самый важный водопровод, aqua Marcia, которым снабжался Рим, находился в 39 милях от города. На основании всех этих экономических потребностей, власть префекта города Рима следовало распространить на всю сферу интересов Рима. Жизнь побудила признать такой границей 100 миль. Если городу угрожал голод, то, по распоряжению префекта, все бесполезные иностранцы, а затем челядь низшего разряда, рабы, опозоренные высшей мерой наказания, выселялись за 100 миль от Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Но правительство вовремя спохватилось, и в окончательной редакции приговора было сказано, что Цицерон удаляется за 500 миль от города, и, вследствие этого, он должен был удалиться из Италии.    Местности во всех провинциях, находившиеся внутри сотого камня (intra centesimum lapidem), были в ведении префекта города Рима. Преступления в этих пределах разбирались местными властями, а апелляция шла не к префекту претории Италии, а к префекту города Рима. Таким образом, этот высший римский сановник обладал своеобразной властью принимать апелляцию на расстоянии сотого камня от Рима. Эта территория и называлась regiones suburbicariae. При этом, когда префект выходил из Рима, то лишался своей власти, и лишь оставаясь в Риме, пользовался своеобразной привилегией.    Рост населения большого города естественно увеличивался, и потому осложнялись своеобразные экономические условия. В сакральных вопросах границей Рима всегда считалось pomoeri-um, та борозда, которую провел Ромул, но в правовых вопросах нужно было сделать послабления. Город кончается там, где кончаются смежные неразрывные строения. Очень важен был вопрос, кого из граждан Рима нужно было считать присутствующим в городе. Правительство расширило понятие о городской черте и признало присутствующими в Риме тех, которые находились на расстоянии одной мили от города, считая от центра, а потом и это понятие пришлось расширить, и расстояние одной мили от города стали считать от того пункта, где кончаются городские здания. Римское население питалось привозным хлебом, и какое-либо неустройство речной системы причиняло ему много зла. Немало беспокойства причинял Риму и недостаток воды. Самый важный водопровод, aqua Marcia, которым снабжался Рим, находился в 39 милях от города. На основании всех этих экономических потребностей, власть префекта города Рима следовало распространить на всю сферу интересов Рима. Жизнь побудила признать такой границей 100 миль. Если городу угрожал голод, то, по распоряжению префекта, все бесполезные иностранцы, а затем челядь низшего разряда, рабы, опозоренные высшей мерой наказания, выселялись за 100 миль от Рима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Уникальность римской истории заключается в том, что, накопив, возможно, самый большой опыт в мировой истории, она содержит приложимые едва ли не ко всем временам ответы на огромное количество вопросов, связанных с успехами и неудачами как локального, так и глобального масштаба. А потому она выглядит как своего рода лаборатория, где ставятся опыты и решаются задачи, актуальные для олигархических обществ нового и новейшего времени, главным образом для Англии и прежде всего в вопросах, касающихся свободы и власти. В силу этого образ Рима всегда может наполняться нужным содержанием. В формулировках самого крупного, пожалуй, английского специалиста по истории Рима Рональда Сайма свобода и власть не только совпадают, но и выступают достоянием олигархии: во все времена за фасадом монархий, республик, демократий скрывается она . И надо признать, что именно своим олигархическо-языческим содержанием образ древнего Рима более всего контрастирует как с гражданско-православной Византией, так и с феодально-католической Франкией. В завершение следует сказать, что образ Рима имеет важное идеологическое значение. Если принять во внимание, что христианские народы Европы, Ближнего Востока и Америки в той или иной мере являются наследниками Рима с его более чем 2000-летней историей (и в этом тоже его уникальность), то становится понятным, что проблема будущего значительной части человечества предполагает и борьбу за исторический образ Рима. Рейтинг: 9.2 Голосов: 281 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список литературы Величко Алексей.  Византийская симфония. М.: Вече, 2013. Острогорский Георгий.  История Византийского государства/Пер. с нем. М.В. Грацианского. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Три Рима/Сост. Н.Н. Лисовой, Т.А. Соколова. М.: Олма-Пресс, 2001. Хизер Питер.  Падение Римской империи/Пер. с англ. А.В. Короленкова и Е.А. Семеновой. М.: Астрель, 2011. Шевцов С.П.  Римское право в свете истории ментальности//ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2010. Т. 4. Вып. 1.

http://pravoslavie.ru/104769.html

Искоренение классического образования пагубно сказалось на состоянии советской романистики послевоенных и более поздних лет, когда в историческую науку пришли ученые, которые не получили классического образования в школьном возрасте. К тому же, при общем небрежении властных инстанций к гуманитарным знаниям, особенно, характерном для хрущевской и брежневской эпохи, классическая древность была в совершенном загоне. И, все же, талантливые люди никогда не переводились. Даже в эти выморочные времена у нас появлялись солидные работы по истории древнего Рима, в особенности, по периферийной тематике, например: «Египет на рубеже двух эпох» И. Ф. Фихмана (1965) или «Эстетика поздней античности» В. В. Бычкова (1981), труды романиста и этрусколога А. И. Немировского, А. Р. Корсунского, Е. С. Голубцовой , А. Г. Бокщанина. Среди видных ученых этой эпохи могут быть названы имена таких историков древнего Рима, как Е. М. Штаерман, Г. С. Кнабе, Л. А. Ельницкий, С. Л. Утченко, работы которых, хотя и были изуродованы официальной идеологией, тем не менее, не лишены научной ценности. Профессор московского университета В. И. Кузищин написал солидные монографии по аграрной экономике Рима: «Римское рабовладельческое поместье» (1973) и «Генезис рабовладельческих латифундий в Италии (2 в. до н. э. – 1 в. н. э.) (1976). Им же написаны «Очерки по истории земледелия Италии 2 в. до н. э. – 1 в. н. э.» и большая часть учебного курса «История древнего Рима», вышедшего уже в 2002 г. Часть этого курса принадлежит одному из крупнейших в мировой романистике специалистов по истории Рима царской и раннереспубликанской эпохи, И. Л. Маяк, автору исключительно добротных, по своим научным качествам, монографий «взаимоотношения Рима и италийцев в 3–2 в. до н. э.» (1971) и «Рим первых царей: генезис Римского полиса» (1983). В последнем труде, автор находит убедительные аргументы в защиту традиции, относительно времени основания Рима, правления царей, достоверности их имен, даты падения царской власти. В 1986 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Образ Рима является вечным образом культуры. Сложное строение Рима, наслоение в нём многих культурных эпох, сохранившиеся в нём следы всемирной истории научают нас познавать эту вечную, консервативно-творческую природу культуры, эту великую связь времен, это сохранение и преображение прошедшего в настоящем и будущем. В Риме памятники человеческого творчества, памятники истории превратились в явление природы. Развалины Рима дают могущественное и волнующее чувство вечности. Это сладостное чувство с особенной остротой пронизывает вас, когда вы смотрите на Кампанью, на Аппиеву дорогу, на древние могилы. Там царство покойников, там страна не рождает уже, но прошлое унаследовало вечность, вошло в неумирающую жизнь космоса. Там узнается, что человеческая история есть неотрывная часть жизни космической. Много увидите вы в Риме храмов сложного строения, совмещающих несколько культовых и культурных эпох. На развалинах древнего языческого храма построен храм первохристиан, а на нём позднейший христианский храм. Таков, например, прелестный храм St. Maria in Cosmedin и более известный St. Clemento. Это дает исключительное чувство неистребимой, вечно пребывающей реальности истории. Строение римской культуры подобно геологическому строению земли, оно есть явление космического порядка. Рим страшно углубляет чувство исторической жизни. В нём могилы – царство жизни, а не смерти, катакомбы говорят о вечных основах нашей культуры и истории, о возможности перехода их в вечность. Все это трудное и мучительное для первого восприятия Рима совместительство и сожительство Рима античного, Рима первохристианского, Рима возрождения и Рима барокко убедительно говорит о вечной связи времен в культуре и истории, о сочетании и слиянии начал консервативных и творческих. Революционное отрицание всякого консерватизма есть варварство. И революционная стихия – варварская стихия. Революционный дух есть реакция варварской стихии против культуры, против культового предания. Но в культуре может наступить застой, иссякание творчества, которое делает эту реакцию неизбежной. Вся европейская культура, которая есть прежде всего культура латинская, основана на предании античности, на органической с ней связи и потому уже заключает в себе начало консервативное. Вы не чувствуете этого потому, что вы равнодушны к культуре, что ваш идеал общественности не есть культурный идеал. Совершенно отрицают консервативное начало те, которые отрицают самобытность исторической действительности. Признание самого факта бытия этой действительности уже предполагает признание консервативного начала, т. е. сохранения единства и преемства её. Вы же хотите подменить конкретную историческую действительность отвлеченной социологической действительностью, и потому консервативное начало представляется вам помехой на путях вашего отвлечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

и до наших дней. § 2. Христианская археология от истоков до середины XIX века Долгое время понятие «археология» употреблялось в широком смысле – «наука о древности». Первыми христианскими археологами были представители Церкви. Уже во 2-й пол. XII в. появились исследования о двух главных церквах Рима. Джованни Дúаконо написал труд о епископской базилике Сан Джованни ин Латерано, его опубликовал о. Жан Мабийон в 1689 г. Сочинение священника Пьетро Маллио о базилике св. Петра в Ватикане (Historia Basilicae antiquae S. Petri Apostoli in Vamicano) увидело свет еще позже, в 1867 г. его издали болландисты. В XII в. появляются также иллюстрированные путеводители о христианских памятниках Рима (Mirabilia Urbis Romae) для паломников, эти книги неоднократно переиздавались 1704 . 1. века В эпоху Ренессанса, когда европейские ученые обратились к наследию греко-римской античности, в сферу их интересов попало и христианство. Франческо Петрарка (1304–1374) в своих письмах из Рима восхищался и античными памятниками, и средневековыми церквами. Кола ди Риенцо (1312–1354) занимался античной и средневековой эпиграфикой Рима. Флавио Бьондо (1392–1436) в своем трехтомном сочинении описал, наряду с античными руинами, средневековые церкви Рима. Особой заслугой Помпонио Лето (1428– 1498) 1705 было основание Римской Академии антикваров (Accademia romana degli antiquari), первого в мире археологического учреждения. Гуманист Онофрио Панвинио (1529–1568) из Вероны издал десять книг «О древних и новых церквах, монастырях, кладбищах», это сочинение сохранилось в отрывках. После смерти Панвинио на итальянском и латинском языках был опубликован его труд о семи главных церквах Рима 1706 . Гуманист Альдо Мануцио (1547–1597) изучал христианские надписи древнего кладбища по Старой Саларийской дороге. Помпео Угонио (ум. предпол. в 1613 г.) собрал ценные материалы о катакомбах и римских церквах до их перестроек в κ. XVI в., каноник Тиберио Альфарано (ум. в 1596 г.) – сведения по истории базилики св. Петра. Помимо Рима, внимание исследователей привлекала Равенна, книгу о ее церквах и мозаиках написал епископ Джампьетро Ферретти (1482–1557).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталано, ряд исследований в этой области принадлежит его ученику Ф. Сини. Хорошим историографическим ориентиром в романистике может служить, написанный немецким ученым Г. Бенгтсоном «Очерк Римской истории с источниковедением. Республика и императорская эпоха до 284 г. от Р. Х.», вышедший третьим изданием в 1982 г. Истории Рима посвящены и коллективные многотомные труды, издание которых характерно, для стиля научной жизни 20 века. Так, в уже упомянутом выше, в связи с историей древней Греции, французской “Всеобщей истории древности”, изданной под редакцией Глотца, Риму посвящены 4 тома, в “Кембриджской древней истории” половина томов – 6 из 12 – отведена Римской тематике. С 1972 г. В Берлине и Нью-Йорке выходит многотомный коллективный труд “Расцвет и упадок Римского мира”, в котором только эпохе принципата посвящено уже более 40 томов. В 1990-е гг. осуществлено основательно переработанное переиздание “Кембриджской истории”, в которой история Рима занимает 5 последних томов из 11. Этот свод с особой полнотой отражает результаты научных исследований последних лет. В Италии с 1930-х гг. стала выходить грандиозная по объему «История Рима» в 30 томах, из которых 19 посвящены древнему Риму. В 1990-е вышла еще одна итальянская «История Рима» в 7 томах. История Рима в ее разных аспектах составляет тему ряда регулярно проводимых историографических и междисциплинарных, международных и национальных конференций, симпозиумов, семинаров. Так, начиная с 1981 г. ежегодно в Риме, в Капитолии, в апрельские дни, когда празднуется основание “вечного” города, проходят междисциплинарные семинары “От Рима к третьему Риму”, организатором которых стали П. Синискалько и П. Каталано. В рамках этой же тематики регулярно проводятся семинары в Москве. И это, разумеется, только один из примеров многих международных научных встреч, посвященных Римской тематике. К романистике тесно примыкает этрускология. Происхождение этрусков представляло загадку уже для античных историков, придерживавшихся в своих предположениях на сей счет двух версий: одни, вслед за Дионисием Галикарнасским, считали этрусков автохтонами Италии, другие, как Геродот, – пришлым народом, переселившимся с востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010