16:21). Сюда еще относятся всегдашние труды, поднятые в перехождении с места на место, из города в город, из селения в селение, чтобы принести и проповедать людям святое Евангелие, которое от недр Отца Своего Небесного на землю принес, и прочее. Так трудился и потел Сын Божий ради бедной души человеческой, которую сатана под свою власть похитил было. Наконец, продан и предан Своим учеником, прочими учениками оставлен; судим и осужден, ударяем, оплеван, поруган, уязвлен, тернием увенчан; как злодей, обнажен и, будучи Благословенным, как проклятый, на древе в позор всем повешен (Гал. 3:13). Повешенного осмеивали и ругали мимоходящие перед очами Его, и о одежде Его метали жребий, уксусом и желчью в жажде напоили. Так замученный и осмеянный Сын Божий на древе крестном окончил житие Свое. Но и по спасительной смерти в ребро пронзен был (Ин. 19:34), обманщиком называем был (Мф. 27:63). Воскресение Его скрыть старались и стражам руки мздою исполнили, дабы не говорили того, что видели (Мф. 28:12-15). Так Христос все житие Свое, при смерти и по смерти нас ради, грешных, терпел. § 344. Если бы кто попал в какую великую беду, например, или в плен неприятелю попал, или в смертную болезнь впал, или в смертную вину, за которую следовало ему по закону умереть, а нашелся бы такой добрый человек, который от той беды его избавил своим старанием, то непременно бы избавленный в незабвенной памяти великое то дело избавления своего содержал и усердно бы почитал избавителя своего, иначе бы крайне неблагодарен и бесчувствен был. Видели мы, православный христианин, в какую беду за грехи наши впали мы, и как, Кем от той избавились: Не тленным серебром или золотом искуплены от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Петр. 1:18-19). Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, и прочее (Гал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

18 . Адам принял осуждение: проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе ( Быт.3:17–18 ). Иисус для того принимает терны, чтобы освободить от этого осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля вместо проклятия получала благословение. Тогда, как согрешили (прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницей. Ибо, намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу (см. Мф.21:19 ), не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: отныне да не вкушает от тебя никто плода вовек ( Мк.11:14 ). Осуждение миновало, и, так как прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, неужели не знал того Иисус? Впрочем, зная об этом, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях. 19 . Коснувшись событий, случившихся в раю, по справедливости удивляюсь я истине преобразований: в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение (см. Быт.3:8 ). После полудня скрылись прародители от Господа ходящего, после полудня и разбойник вводится Господом в рай (см. Лк.23:43 ). Но скажет мне кто-либо: это ты вымышляешь; представь мне свидетельство о древе Крестном из пророка; если из пророка не приведешь об оном пророчества, то я не поверю. Итак, послушай Иеремии и убедись: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ). Читай вопросительно, как я сказал. Ибо неужели не знает тот, который говорит: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие? ( Мф.26:2 ). Как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы ( Иер.11:19 ). Какой агнец? Иоанн Креститель объяснит, говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ); знающий помышления неужели не знал того, что должно было случиться? Что же говорили они? Положим ядовитое дерево в пищу Его ( Иер.11:19 ). Если Господь удостоит тебя, то впоследствии узнаешь, что тело Его, по Евангелию, представляло образ хлеба: положим ядовитое дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых ( Иер.11:19 ). Жизнь не истребляется, на что трудитесь напрасно? Имя Его более не помянется: тщетен совет ваш; ибо имя Его прежде солнца пребывает ( Пс.71:17 ) в Церкви. Также и о том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей ( Втор.28:66 ). И недавно прочитанное Писание говорит: Господи! кто поверит слышанному от нас? ( Ис.53:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Петру же Иисус говорит: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? ( Мф. 26, 53 ).   Исправление претыкающимся второе от святого Златоуста в Слове о змее Моисея «Иудеи, враги Креста Христова, которым конец погибель, обличают наших простолюдинов, говорящих, что если проклят висящий на древе, как говорит Писание, то как от проклятого ожидать благословения и спасения, как от Того, Кто, вкусил смерти, ожидая жизни? Ибо и сам учитель наш Павел этому не противоречит ( Гал. 3 ). И из Писаний Божественных ясно, что проклят всяк, висящий на древе. Каким же образом от проклятого может быть дано благословение Крестопоклонникам? Так Иудеи, враги Креста Христова, всегда обличают верных. Если же Иудей спросит тебя, как проклятый дает благословение, отвечай ему: Так, как и тогда, когда змеи в пустыне кусали твоих отцов, Моисей сделал медную змею и вознес ее на дерево, и заповедал, говоря: «Всякий, кого укусит змея, посмотрит на змею и спасется " ». Не слышал ли голос Бога, говорящего змею: проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми ( Быт. 3, 14 )? Как же образ проклятого принес спасение вашим отцам? Снова повторяю, чтобы слово стало по твёрже: вы считаете, что невозможно получить благословение от проклятого (проклят всяк, висящий на древе), а я говорю на это, что образ проклятого змея, которому было сказано: Проклят ты между всеми зверями земными, принес спасение народу, пребывающему в печали. Разве не более убедительно было бы слово Моисея, если бы он сказал: «Если кого укусит змея, пусть посмотрит на небо, обратившись к Богу, и будет спасен». Или если бы он сказал: «Если кого укусит змея, пусть посмотрит на светильник или на трапезу и предложение святых хлебов, или на ковчег, или на жертвенник, или на херувимские образы, или на скинию, и этим излечится». Однако этот великий законодатель не вспомнил ни об одном из этих образов, кроме образа Креста, на который он вознес проклятую змею». И далее: «Хотя внешность этой змеи была точно змеиной, но на не имела змеиного яда и злобы. Так и Спаситель наш, по свидетельству Апостолов, в подобии греховной плоти явился безгрешным и непорочным ( Рим. 8 ). Согласно друг с другом говорят Пророк Исаия и Апостол Петр: не сделал греха, и не было лжи в устах Его ( Ис. 53, 9 ; См. также 1Пет. 2, 22 )». Другие же убедительные свидетельства из красноречивого Слова о Святом Кресте не буду приводить здесь краткости ради. Глава 2. Претыкание еретиков о камень собственного душепагубного суемудрия

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

«При Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина 7 . Иисус, увидя Матерь и ученика, которого любил, стоящих, говорит Матери Своей: «Вот сын твой!» Потом говорит ученику: «Вот матерь твоя.» И с того часа ученик сей взял Ее к себе.» ( Ин.19:25–27 ) Плач Пресвятой Богородицы Канон (Творение Симеона Лагофета) Дева Чистая, увидев висящего на кресте Сына и Господа Своего, горестно стеная, терзаясь и вместе с другими женами вопия, так говорила: «Видя Тебя ныне, возлюбленное, драгое Чадо мое, висящим на кресте, горько уязвляюсь в сердце моем! Вымолви, вымолви, Благой мой, слово рабе Твоей!» «Сын и Творец мой, волею терпишь Ты на древе смерть лютую!» Так, стоя у креста с любимым учеником любимейшего Сына, Дева взывала к Распятому: «Ныне лишилась я надежды веселия моего и радости, лишилась Сына моего и Господа. Увы мне! Увы мне! Болит мое сердце!» «От страха иудейского Петр сокрылся, и все верные рассеялись и покинули Тебя, Христа моего!» «Странным и дивным рождеством Твоим, Сын мой, возвеличена я была пред всеми матерями, но, горе мне! Утроба моя раздирается, когда вижу Тебя на древе!» «Вижу рожденного мною! Простираю руки, которые держали, лелеяли Его младенцем, простираю руки сии, чтобы принять Его со креста! Но никто, увы, не возвратит Его мне!» «Се свет мой сладостный! Надежда драгоценная! Жизнь жизни моей! Бог мой угаснул на кресте! Ах, вся внутренность моя распаляется!» «Солнце незаходимое! Более Превечный! Творец и Господь всего творения! Как терпишь Ты страсть на кресте?» Чистая с плачем повторяла. И, не переставая плакать, Неискусобрачная обратилась к Иосифу Благообразному: «Поспеши, испроси у Пилата дозволение снять со древа твоего Учителя!» Смутился Иосиф духом, видя Пречистую, облитую потоками горьких слез. И сам зарыдав, приступил к Пилату, вопия с плачем: «Отдай мне, Пилат, Тело Бога моего». «Видя Тебя, покрытого язвами, обесславленного, обнаженного на древе, Чадо мое, чувствую огонь, палящий внутренность мою!» – рыдая, вопияла Матерь и Дева.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

Христос нигде не упоминает ни о древе жизни, ни о древе познания добра и зла, ни о грехопадении прародителей. Это уже говорит о том, что для Него древние библейские тексты были ясны не «по букве», а по их внутреннему смыслу. Начнем с «буквы». В Книгах Ветхого Завета слово дерево иногда употреблялось в смысле образа жизни ( Иов 19:10; 24:20 ; Пс. 1:3 ; Притч. 3:18 ; Иер. 17:8; 48:6 ; Иез. 17:24; 31:5–9 ; Дан. 4:7–11 ). В Новом Завете, Иоанн Предтеча, обличая грешников за бездушие и формализм, сравнивал их с деревом, при корне которого уже лежит секира ( Лк. 3:9 ). Иисус Христос, в Своих притчах, также часто сравнивал грешников с деревьями, не приносящими никакого плода. «Всякое дерево познается по плоду» ( Лк. 6:44 ). То же и в притче о смоковнице ( Лк. 13:6–9 ). Но все это только лишь образы и сравнения, но не символы. Понять символическое значение двух деревьев Книги Бытия можно только, если помнить уже известное нам из Ветхого Завета учение Моисея ( Втор. 30:15, 19 ) о двух путях жизни, о которых постоянно учил и Господь. Господь был послан на Землю от Отца Небесного, чтобы спасти падшего человека и вернуть его к вечной жизни. Поэтому Его образ жизни должен был послужить образцом для всех, стремящихся войти в вечную жизнь. А путь Его жизни нам известен. Это великий и ни с чем несравнимый подвиг любви и смирения, закончившийся крестной смертью. Подвиг этот был настолько велик, что Своею смертию Христос разрушил в Себе Самом силу смерти: смерти уже невозможно было удержать Его ( Деян. 2:24 ). Он смертию смерть попрал и тем самым открыл всем уверовавшим в Него и следующим за Ним тем же путем двери жизни вечной. Такова глубокая связь уже не «по букве», а по духу и смыслу между древним символом древа жизни и учением Христа о вечной жизни. Православная Церковь , в своем богослужении, всегда связывает древо жизни с Древом Крестным, на котором был распят Господь. В общем и целом все Евангелие Христово было обращено к тому, чтобы научить человека спасительному пути и вечной жизни. В своих речах, обращаясь к народу, Он говорил: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф. 16:24–25 ; Мф. 10:38–39 ; Лк. 9:23–24 ; Ин. 12:24–25 ). Итак, условием для вхождения в вечную жизнь может служить только крестный подвиг по образу и подобию того крестного подвига, который совершил Сам Христос 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

отцами, видит пагубное действие вкушения плодов дерева познания добра и зла, в связи с нарушением особенного Божия назначения (заповеди), т.е. в связи с непослушанием человека. Но, в отличие от большинства отцов, св. Филарет допускает и мысль о пагубном действии плодов дерева познания в связи с особым свойством самого дерева. Св. Филарет Московский : «Сие действие [опытное познание различия между добром и злом. – Г.Ф.] могло зависеть и от свойства древа, и от особенного назначения Божия. От свойства древа: если вообразим, что оно было, по естеству своему, противоположно древу жизни; что сколько живоносной силы заключено было в древе жизни, столько, сродной веществу, мертвенности скрывалось в древе познания; что сколько, совершенно, влияния первого соответствовали устроению человеческого тела, столько действия последнего были несообразны с оным и, потому, разрушительны. От особенного назначения: поскольку древо познания, быв избрано орудием испытания, представляло человеку, с одной стороны, непрестанно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой – познание и ощущение зла в преслушании» 206 . Доброе нравственное наставление о внимании себе и любопытстве о других, на основании рассуждения о древах жизни и познания добра и зла, дает св. Димитрий Ростовский : «Древо жизни есть внимати себе: не погубиши богооткровенного спасения, не лишишься вечныя жизни, егда самому себе внимати будеши; древо же ведения добра и зла есть любопытство, инех дела изследующее, ему же воследствует осуждение ближняго, осуждение же казнь вечныя смерти во аде: судяй богооткровенного брата своего антихрист есть " 207 . 4.3. Райские реки Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат ( Быт. 2:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ибо прежде Честного Креста Он и алкал, как о Нем говорится (Мф. 4:2), и утомлялся от пути (Ин. 4:6) и огорчался (Мф. 26:38), наконец претерпел ради нас и самую смерть на древе. Но ныне Его уже не знаем находящимся в таких состояниях. Однажды умерши, Он «уже не умирает» (Рим. 6:9). Ибо нетленен Христос: Он есть жизнь по естеству и жизни податель, так как и произошел от жизни Отца.    4. После же неожиданно совершившегося над прокаженною рукою Бог и третьим знамением утверждает их. Ибо сказал опять: «если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше» (Исх. 4:9). Смотри опять, как предуведено неверие иудеев. Всегда они выжидают и медлительны к разумению и нелегко восприимчивы к истине. Они не поверили вочеловечению и чудесам, совершенным во время земной жизни Христа. Поздно и с трудом поверили они только последнему знамению, да и то не все, а лишь «по избранию благодати, сохранился остаток», — как пишет блаженный Павел (Рим. 11:5). Какое же это последнее знамение? — Смерть на древе и связанное со смертью и вскоре следовавшее за нею Воскресение Христа. А что в знамение сынам Израилевым дана Спасителева смерть и самое великое и досточудное таинство воскресения из мертвых, это может быть ясно из самих слов Спасителя. Ибо приступили некогда фарисеи, после совершения Им бесчисленных знамений, и с скрытою насмешкою говорили: «Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:38—40). Но Не трудно видеть и то, что смерть Еммануила приобрела многих не только из иудеев, но и из язычников. Ибо Он говорил опять, в одном случае: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32); в другом же случае: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если «надлежало пострадать Христу» ( Лк. 24, 26 ), то почему наказаны распявшие? ... " Надлежало пострадать» – указывает на вольное избрание страдания и на Божественное Домостроительство, но не извиняет действовавших, потому что злонамеренность нечестивых не была Божественным изволением. Она старалась даже разрушить то, что домостроительствовал Бог. Поэтому в злодеях действовало нечестие, а Богом совершено премудрое Домостроительство и освобождение людей; лукавство распинателей обращено в благодеяние человеческому роду, и плоть ехидны употреблена на приготовление лекарства. Преподобный Исидор Пелусиот ( 116, 686–687 ). Да остановится здесь всякий человек, проходящий путь этой скорбной жизни, да посмотрит и увидит, есть ли страдание, подобное страданию Господа нашего Иисуса Христа, носящего наши грехи, о котором пророк говорит: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» ( 1Пет. 2, 24 ). ... Есть ли столь жестокий варвар, столь немилосердный разбойник, как здесь, где раб Владыку, тварь Создателя, человек Бога так связывает, бесчестит, обнажает, мучит и бесчеловечно умерщвляет: «Умертвили, повесив на древе» ( Деян. 5, 30 ). Каждый, кто многими скорбями, тесным и прискорбным путем старается войти в Небо, остановись здесь, посмотри и увидишь, есть ли такая скорбь, как скорбь Того, который говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26, 38 ). О вы, проходящие мимо! Обернитесь и посмотрите на не имеющего ни вида, ни красоты, вспомните, как «предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения» смертного и распяли Его ( Лк. 24, 20 ). Обернитесь и посмотрите! Скажу словами Августина: «Сын Божий ко Кресту ведется; тернием венчается пришедший уничтожить тернии грешных; связывается разрешающий на древе связанных; распинается возводящий низверженных; уксусом напояется источник жизни; Тот, который определил некогда за совершенный в раю грех матери в болезнях рождать чад, Сам теперь, как мать, страждет, порождая нас кровию и водою: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4, 19 ); в печали, в болезнях и муках рождает нас: «Как беременная женщина при наступлении родов мучится, вопит от болей своих» ( Ис. 26, 17 ); ...о вы, проходящие мимо, обернитесь и посмотрите! Как бы с многострадальным Иовом говорит: «Помилуйте Меня, помилуйте Меня вы, друзья мои!» ( Иов. 19, 21 ), то есть соболезнуйте, сострадайте Мне, сжальтесь надо Мною все взирающие на Меня!

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно: потому что праведный верою жив будет ( Аввак.2:4 ). 12. Закон же несть от веры: но сотворивый та человек жив будет в них. 13. Христос ны искупил есть от клятвы законные, быв по нас клятва: писано бо есть: проклят всяк висяй на древе: 13. Христос искупил вас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою; (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) ( Втор.21:23 ). 14. Да в языцех благословение Авраамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимем верою. 14. Дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? Верующие благословляются с верным Авраамом ( Гал.3:2, 9 ). В вредыдущей речи к ап. Петру, которую ап. Павел нашел нужным привести читателям данного послания, было с очевидною ясностью доказано, что жизнь по вере исключает жизнь по закону и что смешивать эти два принципа жизни, веру и закон, так, чтобы находит возможным и даже необходимым жить по вере и по закону, – совершенно неразумно. Нужно что-нибудь одно: или вера, дающая жизнь духовную, или закон, производящий жизнь плотскую, жизнь по букве. Опыт доказал, что закон ровно ничего не давал своим последователям, кроме проклятия. Стало быть, необходимо жить по вере во Христа и по одной только вере. Между тем галатийские христиане обнаружили именно такое непостоянство: они находили возможным с верой совместить и закон. Такое неразумное поведение галат с первых слов обращения к ним вызвало ап. Павла на обличение. «О, безумные галаты!» Такими словами возбужденный апостол начинает свое обращение к жителям Галатии. Он не мог подыскать более подходящего эпитета для характеристики людей, поведение которых представлялось ему чистейшим абсурдом. Напрасно блаж. Иероним, в объяснение резкости апостола, утверждает, что галатийский народ от природы отличался слабоумием. Характер галатийцев действительно выдавался непостоянством, но об уме его свидетельствуют совершенно обратное: «Галаты, говорит Фемистокл, отличаются природной понятливостью и остроумием» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

2 . Свобода христианская состоит в том, что они свободны от проклятия законного, как говорит апостол Павел: Христос искупил нас от клятвы за кона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников ( Гал. 3, 13–14 ). И еще: нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу ( Рим. 8, 1 ). Клятва законная в том состоит, что закон на всякого, кто всего, Законом Божиим повеленного, не исполняет, гнев Божий навлекает и вечному осуждению подвергает. От этого христиане свободны благодатью Христа, Сына Божьего, Который весь закон совершенно исполнил и за грехи наши предан был, и на древе, как злодей, повешен был, и так за нас клятвою был. И хотя закона совершенно не исполняют, однако их недостатки и немощи совершеннейшим послушанием Иисуса Христа дополняются, и немощи сии благодатью Его им, кающимся, оставляются. 3 . Свободны христиане от закона, ибо они не под законом, но под благодатью ( Рим. 6, 14 ), – по учению премудрого Павла. Ибо не по принуждению закона, но свободным духом исполняют заповеди Божии; не как рабы, боящиеся наказания господина своего, но как сыны, показывающие охотное и любовное послушание отцу своему, приносят плод духа, Который есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона ( Гал. 5, 22–23 ). В этом, кажется, смысле Павел написал: закон положен не для праведника ( 1Тим. 1, 9 ), ибо он благодатью Христовой делает то, что закон повелевает. Но кому положен? Беззаконным и непокоривым, нечестивым и грешникам, развратным и оскверненным, и прочее ( 1Тим. 6, 9–10 ), – как тот же апостол прибавляет. Такие требуют закона, обуздывающего страсти их, удерживающего от беззакония, претящего им казнью... 4 . Христиане свободны от церемоний иудейских, которые были у них, как-то: обрезание, приношение животных в жертву, и прочее. Спросят: «Когда христиане на свободу позваны и свободу имеют, то им можно, что хотят, делать?» Никак нет, не в том состоит христианская свобода, чтобы им по воле своей жить и что хотят делать. Это свобода не христианская, но плотская, и не столько свобода, как работа истая и тяжкая, ибо всякий, де лающий грех, есть раб греха ( Ин. 8, 34 ), – по учению Спасителя. Лишаются христианской свободы те, которые, плоти своей следуя, попечения о ней превращают в похоти (см.: Рим. 13, 14 ), а вместо того попадают под тяжкое иго мучителя диавола и греха, и делаются беднейшими пленниками страстей своих и чадами вечной погибели, и находятся под клятвою законною, гневом Божиим. Христиане, когда сладчайшую свою свободу имеют, между тем признают себя рабами Бога вышнего, Которому должно служить со страхом, как Господу (см.: Пс. 2, 11 ; Флп. 2, 12 ; 1Петр. 1,17 ), из рук врагов своих избавившись, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни своей ( Лк. 1, 75 ), любовью служить друг другу ( Гал. 5, 13 ), и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010