Избыток – синоним материального процветания: «Он умер, чтобы мы могли быть спасены от смерти и вошли в реальность жизни с избытком». «Он вывел нас... из нищеты – в процветание, ... из болезни – в здоровье» с. 126]. «Что же, скажи мне, больше жизни? Царство Небесное. Но Он еще не называет его, а употребляет известное им название жизни», – Иоанн Златоуст с. 390]. «Итак, во Христе все имеют жизнь..., а праведники получат и нечто большее, именно: Царство Небесное», – Феофилакт Болгарский 2Кор. 9:8 «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» А. Мадубуко: «Ни в чём нет дефицита и недостатка... всякая нужда, нехватка, долги и займы закончились в твоей жизни... У тебя всегда будет то, в чем ты нуждаешься и чего желаешь» с. 80]. Несомненно, что всё необходимое для жизни Бог подаёт человеку: что есть, что пить, во что одеться «приложится вам» ( Мф. 6:30–33 ). Господь подаёт и будет подавать достаточно, чтобы человек мог пожертвовать, поделиться с другим. Но отсюда не следует вывод о материальном процветании, изобилии и финансовом успехе христиан. Довольство или избыток? «Не о богатствах он молится и не о преизбытке, но о всяком довольстве... В благах телесных просит для них довольства, а в благах духовных – преизбытка, не только в милосердии, но и во всем прочем», – Иоанн Златоуст «Не богатства просит им, но довольства... В благах телесных, говорит, желаю вам довольства, а в благах духовных (ибо это значат слова: «всякое доброе дело») – избытка», – Феофилакт Болгарский (См. «закон сеяния и жатвы») Гал. 3:13–14 «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» Как способ обогащения: Йонгги Чо: «Я благословлен Авраамовым благословением и не буду жить в проклятии. Я живу на лоне Авраамовом. Я благословенная личность, поэтому чтобы я ни делал, я получу благословение» с. 42]. Как способ исцеления: Глория Коупленд (жена Кеннета Коупленда): «Например, если у тебя повышенная температура, открой Библию на этих стихах и скажи: «Во Втор. 28:22 сказано, что лихорадка – проклятие закона. Я искуплен от проклятия закона, Христос стал проклятием вместо меня» с. 63].

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Объясн. «Вы приняли Христа» – в таком же смысле, как Сам Господь говорил: кто принимает вас, принимает Меня: Мф.10:40 . Господа приняли Колоссяне и тем, что уверовали в Него, приняли святое Крещение: 1Кор.6:11 ; Ин.3:5 . Ходить во Христе Иисусе – значит ходить в вере в Него, в заповедях Его: Ин.15:10 , освящаться благодатью через таинства Его: Ин.6:53–54 , ходить во всём чине христианском. Евр.7:18 . «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности». Объясн. Этими словами поясняется, в чём состоит побудительная причина к перемене закона, или заповеди: заповедь является немощной и бесполезной и, как сказано далее в ст.9, ничего не доводит до совершенства, по немощи человеческой, следовательно, в той части, которая есть временная и как бы человеческая, стоящая в связи с условиями и обстоятельствами жизни: Евр.8:3 . Сама по себе заповедь свята: Рим.7:12 , а потому и бесполезность должна быть понимаема здесь относительно, в смысле меньшей её пользы сравнительно с той заповедью, которая её заменяет, например замена заповеди о ветхозаветных жертвах – новозаветною: Евр.10:3–7 , сравн.: Мф.26:28 ; Евр.10:9 . Евр.10:35 . «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние». Объясн. Словами «не оставляйте упования вашего», которое имели вы доселе и имеете теперь, не только не стыдясь того, что поносят вас, но и открыто проповедуя благочестие в надежде на будущее воздаяние, апостол напоминает о заповедях Господних, заповедях блаженства и др.: Мф.5:11–12:10:28–33 . Откр.22:14 . «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». Объясн. Поистине, достойны ублажения исполняющие заповеди Божии, ибо будут иметь власть успокоиться в непрестающей жизни, на древе жизни – Христе Боге нашем, и наслаждаться созерцанием Его, когда уже никакая лукавая сила не будет препятствовать тому. И апостольскими вратами, т.е. их учением ( Лк.10:16 ), войдут они в вышний град дверью истинной, не прелазя инуде, как пастыри наёмники ( Ин.10:1 ), но вводимые привратником жизни (Толков. на Апокал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вспомним хотя некоторые о сем уроки и примеры из жизни библейской и церковной и тем яснее уразумеем смысл торжества нынешнего дня как торжества иконопочитания. В самую раннюю пору жизни человечества явления милости Божией отмечаемы были особыми вещественными знаками и памятниками. Патриарх Иаков поставил каменный памятник на месте явления ему Бога и таинственной лестницы в Вефиле ( Быт.28:18–22 ). Исцеление язв от ядовитых змей в пустыне народ израильский получает от выставленного на шесте медного змея, прообразовавшего собой простертого на древе Христа ( Числ.21:7–9 ; Ин. 8:14 ). В скинии Моисеевой и особенно в храме Соломоновом много сделано было изображений святых херувимов ( Исх.25:18–22 ; 3Цар.6:23–35 ) в память тех ангелов, которые многократно являлись избранникам народа Божия. Ветхозаветные праведники не дерзали только прямо изображать Господа, поскольку Он не явил им лица Своего в доступном образе ( Исх.33:23 ). Поэтому в Ветхом Завете сказано было: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:15–16 ). Кого не видели, Того не могли изобразить в истине. Последовало исполнение времен, и наступил Новый Завет . Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ), люди видели и осязали Слово жизни ( 1Ин.1:1 ), мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин.1:14 ). Исцеления и разные благодатные дары от Господа верующие люди получают теперь в изобилии, часто чрез внешние посредства. Вспомним кровоточивую женщину, которая исцелилась от прикосновения к одежде Спасителя ( Мк.5:25–30 ); слепорожденного, которому зрение даровано было посредством брения и воды ( Ин.9:6–7 ), и другие многочисленные исцеления от разных недугов чрез прикосновение ( Мк.6:56 ). Вспомним о том, как платки и опоясания апостола Павла верующие возлагали на разных больных и бесноватых и у тех прекращались болезни ( Деян.19:11–12 ). Вспомним святейшее Таинство Причащения Тела и Крови Господних – под видом вещественных хлеба и вина ( Мф.26:26–28 ). Бог явился во плоти и Собою освятил бренное естество! Вещественная природа и вещественные предметы послужили к полному проявлению жизни и силы невещественного Духа. Поэтому эти предметы дороги истинному христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Достижение цели христианской жизни во многом зависит от усилий самого человека, однако само спасение – в руках Божиих. Таким образом, спасение является делом синергии – совместного творчества Бога и человека. 2. Христос – второй Адам В христологии Восточной Церкви важное место занимает тема Христа – второго Адама. Эта тема восходит к учению апостола Павла о первом и втором человеке: «...Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15:45–49 ). Развивая учение апостола Павла, священномученик Ириней Лионский во II веке разработал теорию, согласно которой все события жизни Христа рассматриваются как повторение событий жизни Адама, только в обратном порядке. Смысл этой теории заключается в следующем: все то, что Адам должен был исполнить, но не исполнил, за него исполнил Христос; всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом. В научной литературе это учение Иринея получило название теории «рекапитуляции» (лат. recapitulatio, греч. ανακεφαλαιωσις – «возглавление»), поскольку данный термин, используемый Иринеем, буквально означает «переоглавление», то есть перечисление глав списка в обратном порядке. Список дел, подлежащих переоглавлению, составляет все дела, которые Адам либо должен был совершить и не совершил, либо совершил не так, как было заповедано Богом. Для исправления и уврачевания того, что было нарушено прародителями, Христос становится новым Адамом : «Итак, явно Господь пришел к Своим... Непослушание, происшедшее через древо, исправил Своим послушанием на древе... Грех первозданного человека получил исправление через наказание Перворожденного. И хитрость змия побеждена простотою голубя. И таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти». Первозданные Адам и Ева , по учению Иринея, находились в состоянии духовного младенчества, они не были обучены совершенному образу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Из них мы узнаем что переход проклятия от сознательной твари к бессознательной был не произволен, но внутренне необходим». Апостол показывает, что «как в человеке началось падение даже и твари, так в нем же начнется и восстановление твари... Как вначале вместе с появлением греха исчез рай на земле ( Быт. 3:18 ), а ум – νος – в человеке был подчинен греху; так восстановление чрез Христа начинается прежде всего освобождением ума ( Рим. 7:25 ), а в твари восстановлением рая при воскресении праведных... На это время указывают и предсказания пророков, что некогда пустыни процветут снова ( Ис. 35:1 и сл.), что ягненок и лев будут пастись вместе на лугу» ( Ис. 11, 6 и сл. 35; 9; 65; 25) и т. д. Таким образом, после сказанного ясно для каждого беспристрастного исследователя, что, вопреки мнению Фрошаммера и других, в посланиях ап. Павла содержится учение о первородном грехе и его последствиях совершенно согласное с Божественным первооткровением, как оно возвещено нам бытописателем. Наконец, в Апокалипсисе мы также находим двукратное упоминание о «древе жизни, которое, посреди, рая Божия ( Апок. 2:7 ; срв. 22:2). Новозаветный Провидец, изображая рай небесный, заимствует для этого черты рая земного по повествованию бытописателя. «И показал мне (ангел) чистую реку воды жизни... Среди улицы его древо жизни... И ничего уже не будет проклятого» ( Апок. 22:1–3 ). «Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Апок. 2:7 ). В другом месте ( Апок. 12:9 ) св. Аностол Иоанн говорит о том, что он видел, как «низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Эти три места, приведенные из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова, очевидно, могут быть ясными только для того, кто знает рассказ бытописателя о грехопадении прародителей. И так, все Священное Писание как ветхого, так и нового завета вполне согласно свидетельствует о том, что первоначально мир был создан добрым и что Бог зла не сотворил, что зло явилось в мире, как следствие грехопадения прародителей, которые, обладая свободною волей и разумом, подчинились, однако же, искушению дьявола и нарушили благую и легкую для них заповедь Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Образ воды, играющий столь существенную роль в рассмотренных эпизодах из Евангелия от Иоанна, будет возникать и в дальнейшем повествовании евангелиста, а именно – в рассказах об исцелении слепорожденного, которого Иисус пошлет в Силоамскую купальню ( Ин.9:7 ), об умовении ног на Тайной Вечере ( Ин.13:2–11 ), об истечении крови и воды из пронзенных ребер умершего на кресте Иисуса ( Ин.19:34 ). Все эти эпизоды, начиная с чуда в Кане Галилейской и включая перечисленные в настоящей главе, выстраиваются в единую цепь событий, внутренняя связь между которыми обеспечивается благодаря использованию одного и того же образа. Начавшись на берегах реки Иордан, повествовательная часть четвертого Евангелия завершится на берегу моря Тивериадского (оно же Галилейское озеро), с которым связаны многие события из жизни Иисуса, рассказанные другими евангелистами. Увидев стоящего на берегу Иисуса, Петр, сидящий обнаженным в лодке, бросится в воду, чтобы вплавь достичь берега ( Ин.21:1–7 ). Это событие станет последним намеком на таинство Крещения в Евангелии от Иоанна. В Апокалипсисе образ воды вновь станет одним из основных. Описанная на страницах книги Откровения эпопея борьбы Агнца со злом завершается грандиозной картиной нового неба и новой земли. Голос Сидящего на престоле провозглашает: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой ( Откр. 21:6 ). В новом, сходящем с небес Иерусалиме, изображенном в Апокалипсисе, нет храма, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец… Город не имеет нужды в солнце и луне, потому что светильник его – Агнец ( Откр. 21:22–23 ). Но посреди города протекает чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца; на берегу реки растет древо жизни ( Откр. 22:1–2 ). Этот последний образ отсылает нас и к видению храма в Книге пророка Иезекииля, где тоже описывается поток, по берегам которого растут деревья ( Иез.47:5–7 ), и к повествованию книги Бытия о древе жизни, насажденном посреди рая ( Быт. 2:9 ). Доступ к этому дереву для человека был закрыт после грехопадения ( Быт. 3:22 ). Его вновь открывает Агнец, берущий на Себя грех мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вопрос был не юридический, а сущностный, экзистенциальный: опытное личное соучастие не только в добре, но и во зле. Обратим внимание на дьявольский аргумент искушения: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая («дерево познания»), сказал Бог , не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете...» ( Быт.3:2–4 ). Комментатор из «Библии сегодня», забежав вперед и убедившись, что оба – и муж, и жена – съев запретный плод, не умерли, спрашивает: «Итак, змей был все же прав?» И продолжает: «Согласно книге Бытия, Бог никогда не обещал человеку бессмертие. Однако нередко высказывалась мысль, что именно в результате этого акта непослушания человек стал смертным». На таких вот рассуждениях, в значительной своей части перешедших и к нам на Восток, строится вся история творения и грехопадения в западном христианском мире. Мысль не отходит от «мирского», «юридического». На Востоке, особенно в первые века, подход был иной. Святоотеческое восточное толкование исходило из следующих слов искусителя: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги... «( Быт.3:5 ). Вовсе не внешний акт повиновения и не обещание бессмертия, а самое существо дела: «будете как боги, знающие добро и зло». Бессмертие было изначальным; «обещание» не было, потому что само творение было бессмертием, и именно так, как люди не знали еще добра и зла, они не знали и смерти; они пребывали во древе жизни. Бог предупредил людей даже не прикасаться к «древу познания добра и зла», потому что соприкосновение с ним «открывало глаза», как верно в данном случае выразился Сатана, открывало глаза на зло, которое в познании, в опытном переживании мгновенно нарушало сущность древа жизни в людях и они мгновенно оказывались «отсеченными от жизни», то есть именно умирали. Жизнь вне Рая, в отлучении от Древа Жизни уже не была жизнью вечной, даже если бы тянулась годы и годы и даже века: «дурная бесконечность» не есть вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Это вот и есть Древо Жизни: образ и символ и суть Троического Единства в Боге и в творении, во Святой Троице и в чадах Божиих – образ светлеющегося «троическим единством священнотайне» всего Единого Человечества, Адама всеродного, Церкви Христовой, сотворенной в Раю. В Древе Жизни, в первозданной Церкви Рая небесного не было никакого зла, никакого знания зла, никакого плода зла, – ни болезни ни смерти, ни вражды, потому что во всем царствовала Любовь . Не было и поедания другой жизни ради собственного выживания – борьбы за существование. Потому что неисчерпаемая пища – Христос, «Хлеб Небесный, пища всему миру», как говорится в главной молитве проскомидии перед литургией в Православной Церкви. Но в тени сада Эдемского было и другое дерево... Древо познания добра и зла «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и древо жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» ( Быт.2:9 ), плоды которого Бог запретил человеку есть. Один из редакторов книги «Тайны Библии» пишет: «Книга Бытия не объясняет, почему надо было запретить знание добра и зла человеку. Может быть, злосчастное дерево просто-напросто выражало Божие владычество над Своим творением и обязанность человека повиноваться Ему?» Это замечание почтенного ученого выявляет, увы, недостаточную осведомленность в библейском языковедении, с одной стороны, и типично западную приверженность к законническому толкованию Священного Писания , – с другой. И здесь нам видится ключ к выяснению разницы между западным и восточным пониманием творения и грехопадения. Еврейское слово яда, переданное цитируемым автором как «знание» (knowledge), по своему содержанию глубже: русский перевод «познание» несомненно более точен, хотя и не исчерпывает всей глубины подлинника. Яда выражает собою не просто интеллектуальное, теоретическое или абстрактное знание предмета, не «отрешенное знание» математика, а скорее опытное познание в личном переживании, например: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина» ( Быт.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

О том, что Откровение побелено не запечатлевать, а проповедовать И сказал мне: не запечатлевай слов пророчества книги сей, ибо время близко. До сих пор он передавал слова ангела, а теперь говорит ОТ лица Владыки Христа: не запечатлей словес пророче–ствия. Книга эта достойна для чтения верующих, потому что она направляет читающих к истинной жизни указанием наказаний, уготованных грешникам, и покоя, обетованного святым. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Пусть никто не думает, что Он поощряет этими словами к неправде, осквернению и обидам, но, указывая на свободу воли и сохраняя ее непринужденность, Он как бы говорит: «пусть каждый поступает по своему желанию; Я не принуждаю его». И, указывая, что за каждым делом будет соответствующий ему конец, Он говорит: гряду воздати коемуждо по делом его. Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Алфа и Омега означает, что как по началу нет ничего старейшего Его, так и власти Его и Божественному Царству не будет конца. И выше не раз говорено, что Христос есть Алфа и Омега, как Первый по Божеству и Последний по человечеству. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город вратами. Соблюдающие заповеди Божий воистину блаженны, потому что они будут иметь власть во блаженной жизни упокоиться на древе жизни — Христе, Боге нашем, насыщаться и услаждаться созерцанием Его, и этому тогда не в силах будет воспрепятствовать ничто лукавое. Вратами апостольскими, то есть чрез их учение, они войдут в вышний град дверью истинною (Ин. 10, 9), не прелазя инуде (Ин. ю, 1), подобно наемникам–пастырям, а будут введены Привратником жизни. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Псами называются здесь бесстыдные, неверные и вообще злые делатели, оплакиваемые апостолом, а вместе с тем и возвратившиеся после крещения на свою блевотину. За это они будут отчуждены от вышнего города наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклонниками. Статья семьдесят вторая

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Слава: Стихира Евангельская. И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева,/ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен,/Адам из него возвращен,/проклятие лишилось силы,/Ева освобождена, смерть умерщвлена/и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем:/«Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!» Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет! Славословие великое. Тропарь воскресный В сей день совершилось спасение мира!/Воспоем Воскресшего из гроба/и Начальника жизни нашей,/ибо уничтожив смертию смерть,/Он дал нам победу и великую милость. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны, на 8 Красив был и хорош в пищу/меня умертвивший плод./Христос же – древо жизни,/от которого вкусив, я не умираю,/но взываю вместе с разбойником:/«Помяни меня, Господи,/во Царствии Твоем!» Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. На Кресте вознесенный, Ты, Милосердный,/рукописание древнего греха Адамова изгладил/и спас от заблуждения весь человеческий род./Потому мы воспеваем Тебя,/благодетель Господи! Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Пригвоздил Ты ко Кресту,/милосердный Христе, наши грехи,/и Своею смертию смерть умертвил,/воздвигнув из мертвых умерших./Потому мы поклоняемся Твоему/священному воскресению. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Излил некогда змий/яд свой в уши Евы;/Христос же на древе Креста/источил миру сладость жизни./Помяни нас, Господи,/во Царствии Твоем! Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Во гробе, как смертный,/Ты был положен, Христе, жизнь всех,/и сокрушил засовы ада;/и, воскреснув во славе в третий день как сильный, всех просветил./Слава Твоему воскресению! Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Господь, воскреснув в третий день из мертвых,/Свой мир даровал ученикам/и, благословив, послал их на проповедь, сказав:/«Всех приведите в Царство Моё!» Слава, Троичен: Свет – Отец, свет – Сын и Слово,/свет – и Дух Святой,/но Три – единый свет; ибо един Бог/в трех Лицах, но при едином естестве и начале,/– нераздельный, неслиянный, существующий предвечно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=992...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010